Подготовка к олимпиаде по мхк 9 кл. Пример культурного наследия, пояснения выбора. Название художественного явления

Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

Время выполнения олимпиадных заданий – 2,5 – 3 часа

Задание 1 . П. Раппопорт в книге «Зодчество Древней Руси» пишет: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания ……….. Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде».

Сколько глав имел первоначально Никольский собор? О каких изменениях социальной обстановки в Новгороде, которые отразились на архитектуре Никольского собора, пишет П. Раппопорт?

Задание 2 .

Определите имя человека по его историческому портрету. Опишите его историю. Фрагментом какого памятника отечественной культуры является этот исторический портрет? Назовите его автора. Кто из деятелей отечественной культуры еще обращался к созданию исторического портрета этого человека? Назовите 5 - 9 авторов и названия их произведений, посвященных данному историческому лицу.

Задание 3.

Определите памятник культуры по фрагменту. Назовите автора произведения и его название. Охарактеризуйте место фрагмента в композиции. Опишите, что изображено на картине.

Задание 4.

Определите явление культуры по его изображению и приведите его название.

С каким преданием связан данный памятник культуры? Назовите памятные события, связанные с этим памятником культуры. Определите его местонахождение, отталкиваясь от знания древних границ Господина Великого Новгорода.

Задание 5. Виктор Бычков, российский историк эстетики, пишет: «Средневековые русичи были убеждены, что в создании произведений культового искусства через посредство художника участвует ………., и именно поэтому произведения этого искусства воспринимались ими как носители некоего высшего единства мудрости, красоты и искусства». Кого имеет в виду В. Бычков? Назовите имя персонажа и приведите образованный в 20 веке термин, восходящий к имени этого персонажа.

Задание 6. Д. Лихачев обращает внимание на то, что «истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир I в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские. Летопись сообщает: «И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного»: ……. Назовите кумиров восточнославянских, финно-угорских и тюркских , которые, согласно летописи, были поставлены Владимиром. Дайте характеристику каждому из поставленных Владимиром богов.

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Задание 7. Вставьте пропущенные слова в текст: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на …1... По смерти его клали в могилу головой на …2...., чтобы лицом он встречал …3.... Его церкви были обращены алтарями навстречу …4... В храме росписи напоминали ему о событиях ……5….., собирали вокруг него мир святости: святых воинов …6 (где?), мучеников …7.. (где?); в куполе изображалась сцена …8….(какая сцена?), на парусах сводов, поддерживающих купол, - ……9…….(какие изображения?) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Выберите нужные слова из списка: север, юг, запад, восток, верх, низ, право, лево, месяц, солнце, луна, Творение, Ветхий и Новый завет, Рай и ад, грешники, праведники, святые, евангелисты.

Задание 8. Что общего между следующими изображениями? Раскройте символику изображений.

Задание 9. Прочитайте текст песни и поясните, что означает слово «сени».

Задание 10. В Новгородских преданиях говорится: «Просвещена была Новгородская земля святым крещением и множество чудес было сотворено. По благословению святого Иоакима Корсунянина возвели новгородцы деревянную Софию о тринадцати куполах. Когда же она сгорела, в лето 1045-е от рождества Христова повелением благоверного князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Владимировича, что Мудрым нарекли, начали ставить каменную Софию. В куполе Софии Новгородской мастера изографы написали Христа-Вседержителя, со перстами благословляющими, а наутро пришли – персты сжаты. Переписали персты, а они вновь сами собой сжались. И услышали те изографы слова Спаса, Господа нашего: «Писари, писари! Не пишите меня с рукою благословляющею, а пишите с рукой сжатой».

Поясните, что согласно преданию, держит Спас в своей руке?

Задание 11. Определите икорнографический тип каждого из следующих изображений Божьей Матери. В каких Новгородских храмах вы встречали изображение Богоматери Оранты Знамение и Панагии?

1. 2 2.

3. 4.

Задание 12. На изображениях вы видите предметы крестьянского домашнего быта. Определите их назначение и приведите их названия. Проиллюстрируйте поговорками или загадками известные вам предметы крестьянского домашнего быта.

1 2

3 4

5 6

Задание 13. Напишите не менееопределений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины В. Васнецова. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Определите название картины. Что вам известно о ней?

Задание 14. Напишите не менее 15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших впечатлениях от картины Б. Кустодиева. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. Какое явление русской культуры получило отображение в картине? Что вам известно о нем? Как называется эта картина Б. Кустодиева?

Задание 15. Всеми нами любим фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Герои фильма накануне Нового года идут в баню. И это обусловлено не только гигиеническими правилами, но и коллективным бессознательным, заложенным в нас предками. Какой древний ритуал повторяют герои фильма. Назовите ритуал. Ответ аргументируйте.

Задание 16. Что общего существует между христианской Пасхой и русской народной сказкой о Кащее Бессмертном? Ответ обоснуйте.

Задание 17. Прочитайте стихотворение А. Солянова «Экология духа». Поясните, что понимает автор данного стихотворения под «экологией духа»? Ответ аргументируйте.

«Люби животных так,
Как я любить умею,
И вешай всех собак
На собственную шею».

(А. Солянов)

Задание 18. Выберите тему эссе из предложенных ниже и раскройте смысл высказывания

«Трагедия - это движущаяся живопись, это одушевленная картина» (Вольтер).

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать» ().

«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства» (Леонардо да Винчи)

«Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат» (Леонардо да Винчи)

«Служенье муз не терпит суеты» ()

«Люди, делающие искусство своим бизнесом, по большей части мошенники»
(П. Пикассо)

«Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле»
(Б. Брехт)

«Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее. Оно - высшая форма экономии»
(Платонов)

«Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично»
(Франц Кафка)

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСКУССТВУ (МХК) ДЛЯ 7 – 8 КЛАССОВ

Задание 1 . Ответ: «Сохранившийся почти полностью Никольский собор в настоящее время имеет одну главу, но на его чердаке, т. е. под более поздней крышей, сохранились основания еще четырех барабанов: первоначально собор был пятиглавым . Такое необычное для XII в. решение вызвано, вероятно, определенным заказом, связанным с изменением социальной обстановки в Новгороде. Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом, и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору ».

Максимальное количество баллов по вопросу – 27 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо количество глав собора. Максимум баллов – 5.

¾ Правильно приведены сведения об изменении социальной обстановки. Максимум баллов – 10.

2. Отсутствие грамматических, орфографических , лексических ошибок.

Критерий, по которому оцениваются грамматические, речевые и лексические ошибки, используется следующим образом. Высокий балл (10 баллов) уменьшается с каждой орфографической, синтаксической , грамматической, речевой ошибкой, отсутствием логики при изложении ответа на один балл. Т. о., за 9 допущенных ошибок (не фактических, баллы за которые снижаются по другим критериям) и нелогичность ответа участник получает 0 балов за грамотность. Если ошибок допущено больше, чем 10, баллы далее не снижаются, выставляется 0 баллов. Абсолютно грамотно и логично оформленная работа выводит участника вперед, поскольку является показателем его высокой общей культуры. Если орфографическая ошибка допущена в термине, названии произведения, фамилии автора, снимается по 2 балла за грамотность. В случаях ответов на вопросы, предполагающие однозначные краткие ответы, количество выставляемых баллов оговаривается специально.

Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 2 .

Ответ: Микешин М. Борецкая Марфа (Исторический портрет). Памятник Тысячелетие России. Марфа Посадница, жена новгородского посадника Исаака Борецкого. Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году возглавили борьбу Новгорода за свободу и независимость от Москвы. Великий князь Иван III объявил Новгородской республике войну и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода, а Дмитрия Борецкого убил как политического преступника. В 1478 году Иван III окончательно покончил с Новгородской республикой: вече было закрыто, вечевой колокол в знак расправы над республикой увезён в Москву, состоятельные граждане города отправлены в тюрьмы на пожизненное заключение, а их собственность была изъята в великокняжескую казну. Марфа с внуком по одной из версий, была казнена по дороге в Москву.

Произведения:

1. Николай Михайлович Карамзин «Марфа-Посадница, или покорение Новгорода». Историческая повесть

2. Дмитрий Балашов «Марфа-посадница».

3. Николай К. Рерих «МАРФА ПОСАДНИЦА», (1906) Очерк.

4. «Марфа Посадница». Драма.

5. «Марфа Посадница», трагедия.

6. «Марфа Посадница». Поэма. (1914)

8. Вик. Аскоченский «Марфа посадница, или Падение Новгорода». Драматическое представление в 4-х картинах".1870

9. «Марфа Посадница», драма в 5 действиях, в стихах, 1874.

10. . Марфа Посадница (Вручение пустынником Феодосием Борецким меча Ратмира юному вождю новгородцев Мирославу, назначенному Марфой Посадницей в мужья своей дочери Ксении). Живопись.

11. . Проезд Марфы-посадницы и вечевого колокола. Живопись

12. Клавдий В. . Уничтожение новгородского веча. (1889). Живопись.

13. В. Васнецов Арест Марфы Посадницы с внуком Василием Федоровичем в Новгороде, 1877 г. Эскиз.

Максимальное количество баллов по вопросу – 51 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено имя исторического портрета. Максимум – 2 балла .

Максимум – 2 балла .

¾ Исчерпывающе указаны исторические события, связанные с историческим портретом. Максимум – 10 баллов .

¾ По 2 балла за каждое произведение, посвященное данному историческому лицу. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 3.

Ответ: И. Репин «Садко», 1876 г. (Государственный русский музей) Фрагмент занимает центральное место второго плана в композиции картины, изображающей шествующих в палатах подводного царства друг за другом морских девиц, красавиц-дочерей водяного царя, одну из которых Садко должен выбрать себе в жены. Фигура Садко с гуслями в руках расположена справа, слева на переднем плане открывает шествие русалка. В верхнем левом углу девица Чернава, которую Садко выбирает в жены по совету Николая - Угодника и на которую он смотрит вверх. Струится вода, плавают диковинные рыбы, лежит на дне морская звезда, растут экзотические морские водоросли .

Максимальное количество баллов по вопросу – 31 балл.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры по его фрагменту. Максимум – 2 балла .

¾ Правильно охарактеризовано место фрагмента в композиции. Максимум – 5 баллов.

¾ По 2 балла за каждую деталь. Максимум – 10 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 4.

Ответ: Труворов крест в окрестностях Изборска

Свидетельствами древних времен и былой жизни старого городища дошли до нас каменные кресты и гигантские надгробные плиты в исторической части изборского кладбища, расположенного у городища. Древнейшие захоронения у самого края и Труворова городища до сих пор остаются безымянными, хотя народная молва передает из века в век предание, что в старых могилах под огромными каменными плитами лежат воины легендарного варяга Трувора, пришедшие вместе с ним на Изборскую землю. Трувор и Синеус - легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в земле кривичей, он основал свою столицу в Изборске. Как гласит "Повесть временных лет", в могиле, над которой стоит огромный каменный крест, чуть накренившийся от времени, похоронен сам Трувор, княживший в Изборске. Большой крест на краю кладбища так и называют «Труворов», а захоронение - могилой Трувора. Высота каменного креста больше двух метров. Труворов крест датируют 14-15 веками. История древнего городища еще полна тайн, которые, по свидетельствам местных жителей, охраняют змеи. Они стерегут древнее городище и могилы от охотников за золотыми кладами и археологическими реликвиями. А Труворов крест считается еще и как сильный источник земной энергии. По словам изборян, если, раскинув руки, приложиться к кресту - обязательно получишь заряд энергии: с одной стороны креста - зарядишься доброй силой, с другой - отрицательной.

Максимальное количество баллов по вопросу – 38 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно назван памятник культуры. Максимум – 6 баллов .

¾ Правильно передает предание, связанное с фрагментом. Максимум – 10 баллов.

¾ Правильно определяет местонахождение данного памятника. Максимум – 5 баллов .

¾ Правильно называет памятные события, связанные с данным памятником культуры. Максимум - 5 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 5. Ответ: сама София Премудрость Божия. В ХХ в. эта характеристика древнерусского искусства была обозначена в православной культуре как софийность.

Максимальное количество баллов по вопросу – 32 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названо имя персонажа. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно назван термин. Максимум – 10 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (если таковые были даны), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 6. Ответ: «…и постави кумиры на холму вне двора теремного»: Перуна (финно-угорского Перкуна), Хорса (бога тюркских племен), Дажбога, Стрибога (богов славянских), Симаргла, Мокошь (богиня племени мокош)» ().

Восточнославянские боги

Финно-угорские боги

Тюркские боги

Дажбог, Стрибог, Мокошь

Перун (Перкун)

Хорс, Симаргл

Перун обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружие Перуна - камень или каменные стрелы, он мечет их с неба на землю, отчего образуется гроза. В Полесье до сих пор верят, что молния - это каменная стрела, пущенная на землю. Таким камнем считают белемнит или просто любой узкий продолговатый камень. Из дней недели Перуну был посвящен четверг (у полабских славян четверг так и назывался «Перунов день»), из животных - конь, а из деревьев - дуб. В частности, в одной древнерусской грамоте говорится о Перуновом дубе. Он - воинственный бог и был покровителем древнерусской княжеской дружины. Лаврентьевская летопись за 971 год свидетельствует, что русские воины, заключая договор с Византией, «по русскому закону клялись оружием своим и Перуном богом своим».

Мокошь - считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Даже после крещения Руси женщины собирались на тайные собрания, где молились Мокоши и приносили ей в жертву жито и мед. Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Параскеву (Прасковью) Пятницу. Связь языческой Мокоши с водой, влагой также была перенесена на Параскеву Пятницу и нашла отражение в некоторых поздних обрядах, например, в обычае бросать в колодец пряжу в качестве жертвы Пятнице. А «мокошка» стала считаться нечистой силой, бесом, склоняющим женщин к дурным поступкам.

Хорс, Даждьбог, Симаргл, Стрибог, Сварог

Среди кумиров, поставленных Владимиром «близ двора теремного», был идол бога, который в летописи назван двойным именем Хорс Дажьбог . Дажьбог - явно славянское. Дажь-бог - это бог, который дает благо, наделяет богатством. Это божество солнца, ибо именно солнце дает жизнь всему на земле, от него зависит урожай, а следовательно, благополучие. Ипатьевская летопись за 1144 год подтверждает догадку - упоминает о боге «именем Солнце, его же нарицают Дажьбог. Солнце же царь... еже есть Даждьбог». Есть основания предполагать, что жители Древней Руси считали Дажьбога своим божественным покровителем и родоначальником. В «Слове о полку Игореве» русские дважды названы внуками Дажьбога, в частности, когда речь идет о поражении войска князя Игоря («встала обида в силах Дажьбожа внука»). И возможно, именно к Дажьбогу обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое солнце». Откуда же у славянского Дажьбога появилось второе имя - Хорс? Древнерусские книжники не понимали его значения, о чем свидетельствуют многочисленные искажения в письменных источниках: Хорса называют то Гурсом, то Турком, то Гусом (при том, что имена «своих» богов - Перуна, Волоса, Мокоши, Дажьбога даже в поздних памятниках письменности, как правило, не искажаются). А в новгородских и вообще в северорусских землях никаких свидетельств о Хорсе нет. Чуждость Хорса специально подчеркивалась в древнерусских текстах, например, в «Беседе трех святителей» он назван «жидовином». Однако известно, что божество с именем Хорс почиталось в Иране, и имя это означало «сияющее солнце». А в Киеве, помимо славянского населения, жило еще несколько влиятельных этнических групп, в том числе и иранцы - вооруженные воины из Хорезма, где почитание Солнца было главным государственным культом. Выходит, что появление Хорса в пантеоне князя Владимира (при наличии у славян собственного бога солнца Дажьбога) было продиктовано чисто политическими причинами. Впрочем, у историков есть основания считать, что жители южных земель Древней Руси, примыкавших к приазовским степям, достаточно оживленно торговали, а иногда и воевали с иранцами и могли воспринять некоторые религиозные воззрения последних, в том числе и представления о Хорсе, которые затем принесли в Киев. Недаром в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в этом облике добежать до Тьмутаракани (города, который находился как раз в Приазовье), великому Хорсу «путь прерыскаше», то есть пересекал. Но если Хорс, при всей странности его имени для славянского языка и уха, все-таки олицетворял собой всем понятный и важный культ Солнца и имел славянского «двойника» Дажьбога , то еще одно божество - Симаргл, введенное Владимиром в пантеон, вовсе не имело никаких корней в славянской культуре . О том, кто такой Симаргл, нет ни слова в русских источниках, и его имя также подвергается искажениям (в разных рукописях оно пишется то Симарьгл, то Семарьгл, то Сеймарекл) и даже разделяется на две части, в результате чего Симаргл превращается в Сима и Регла («и веруют в Перуна, и в Хорса и в Сима и в Регла и в Мокошь»). Но, кажется, это божество - тоже иранского происхождения . Одним из наиболее популярных иранских мифологических персонажей была сказочная птица Симург, которую изображали или в виде грифа, или в образе полусобаки-полуптицы и которая в XVI-XVIII веках была даже государственной эмблемой Ирана . И вероятно, загадочного Симаргла также следует считать «знаком внимания» князя Владимира по отношению к иранским воинам , что еще раз доказывает: киевский пантеон имеет мало общего с реальными религиозными верованиями наших предков.
В списке богов киевского пантеона сразу после Дажьбога упоминается еще один бог со схожей структурой имени - Стрибог . "Это имя встречается и в «Слове о полку Игореве», где внуками Стрибога названы ветры, что натолкнуло некоторых ученых на мысль считать Стрибога божеством ветра. Существует и другая версия, по которой Стрибог толкуется как «отец-бог», а первая половина имени божества считается родственной древнему индоевропейскому слову со значением «отец». Однако в последнее время признание получила теория, согласно которой первая часть слова Стри-бог родственна глаголу «простирать», (с повелительной формой «простри»), «распространять», и, значит, имя Стрибог означает «распределитель, распространитель всеобщего блага ». Если эта теория верна, тогда Стрибог и Дажьбог - божества, наделяющие людей божественным благом и распределяющие его на Земле . Некоторые славянские божества, упоминания о которых мы находим в древнерусских памятниках, не попали в пантеон князя Владимира. В их числе оказался Сварог (Сварожич) - бог или дух огня . В поучениях, направленных против приверженцев язычества, говорится, что они «куры режут и огню молятся, зовя его сварожичем», или просто «огню сварожицу молятся». Если Сварог был богом огня вообще, а Дажьбог лишь его разновидности - Солнца, то не удивительно, что в Ипатьевской летописи Дажьбог именуется сыном Сварога: «Солнце же царь, сын Сварогов». Древнее божество огня не оставило в народной культуре никаких следов, но почитание огня как чистой, святой стихии прекрасно сохранилось до наших дней. Записанные в XIX- XX веках народные представления об огне дают основание думать, что и Сварог в Древней Руси воспринимался как олицетворение стихии, а не оформившееся божество , и почитание огня у славян было скорее почитанием одной из сил природы - как воды, земли, деревьев, - чем поклонением одному из высших богов. В русских заговорах и других фольклорных текстах его называют «Царь-огонь». (Словарь славянской мифологии).

Максимальное количество баллов по вопросу – 60 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно названы кумиры. По 5 баллов за каждое название. Максимум – 30 баллов .

¾ Правильно даны характеристики кумирам. По 3 балла за каждую характеристику Максимум – 18 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 7.

Ответ: «Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток (1). По смерти его клали в могилу головой на запад (2), чтобы лицом он встречал солнце (3). Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню (4). В храме росписи напоминали ему о событиях Ветхого и Нового заветов (5), собирали вокруг него мир святости: святых воинов внизу (6), мучеников повыше (7); в куполе изображалась сцена вознесения Христа (8), на парусах сводов, поддерживающих купол, - евангелисты (9) и т. д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. У ней была глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова "окно"). Над окнами были "бровки". Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека» ()

Максимальное количество баллов по вопросу – 37 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно вставлены слова. По 3 балла за каждое правильное слово. Максимум – 27 балла .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 10.

1. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 8. Ответ: Евангелисты изображены на всех 4 картинках. Они изображены в виде четырех символических животных (тетраморф): телец - Лука, ангел - Матфей, орел - Иоанн, лев - Марк.

Максимальное количество баллов по вопросу – 42 балла.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно определено общее между изображениями. Максимум – 10 баллов .

¾ Правильно раскрыта символика изображений. По 5 баллов за каждое изображение. Максимум – 20 баллов.

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Максимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 9. Ответ: Сени в деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Холодные сени.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно раскрыто значение слова. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 10. Ответ: Согласно преданию, Спас держит в своей руке весь Новгород.

Максимальное количество баллов по вопросу – 18 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ Правильно передан смысл предания. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей (при условии обращения к комментариям), подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 11. Ответ:

1. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.

2. Иконографический тип Одигитрия («Путеводительница»). Поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа - как правило - свиток.

3. Иконографический тип Оранта («Молящаяся»), икона Божией Матери Знамение. Изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей).

4. Великая Панагия ("Всесвятая"). Разновидность Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма (чаще всего изображалась в апсиде храма в полный рост.). На груди Богоматери в "круге славы" Христос.

Великая Панагия в церкви Спаса на Нередице. Икона Знамение находится в Софийском соборе.

Максимальное количество баллов по вопросу – 46 баллов.

Критерии оценивания ответа:

¾ По 5 баллов за определение икорнографического типа каждого из изображений Божьей Матери. Максимум – 20 баллов.

¾ По 2 балла за каждое обоснование отнесения к инографическому типу. Максимум – 8 баллов.

¾ По 3 балла за название храма. Максимум – 6 баллов .

¾ Дополнительные оценки. Максимум – 12.

1. Отсутствие фактических ошибок в комментировании деталей, подтверждающих правильность ответа. Максимальное количество баллов – 2.

2. Отсутствие грамматических, орфографических, лексических ошибок. Масимальное количество - 5 баллов.

3. Оправданное расширение рамок в ответе на поставленный вопрос. Максимальное количество - 5 баллов.

Задание 12.

1. Веретено - предмет домашнего быта, простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. «Смирен топор, да веретено бодливо» (о мужике и бабе).

9 класс

Задание 1

1. Соберите эти слова и запишите их в таблицу № 1 рядом с соответствующим изображением.

2. В таблице № 2 дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определённому Вами художественному явлению. Поясните свой выбор.

Таблица № 1

Таблица № 2

Слова

Определения

ювелирная техника, при которой используется напайка мелких золотых, или серебряных украшений в форме шариков.

вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки

3. хохлома

декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.

4.финифть

традиционная русская роспись по белой эмали. Промысел сохранился в Вологде и Ростове.

Название художественного явления

Русские народные промыслы

Пример культурного наследия, пояснения выбора

Гжель - изделия народной художественной керамики с яркой синей росписью по белому фону. Это один из основных старинных центров русской керамики.

Критерии оценки:

1. Участник находит 4 слова. По 1 баллу за каждое найденное слово. Максимум - 4 балла .

Участник верно соотносит 4 слова с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимум - 4 балла .

2. Участник дает 4 определения расшифрованным словам. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимум - 8 баллов .

3. Участник верно определяет художественное явление, объединяющее все найденные слова - 1 балл .

4. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл ), дает его характеристику (2 балла ). Максимум - 3 балла .

Максимальная оценка за ответ - 20 баллов.

Задание 2

Крупнейший русский поэт серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам в одном из своих известных стихотворений назвал Рембрандта мучеником светотени.

Как светотени мученик Рембрандт,

Я глубоко ушел в немеющее время…

Как Вы думаете, почему?

Выберите из предложенного ряда работ мастеров голландской живописи XVII века произведения Рембрандта и постарайтесь правильно назвать их.

Укажите полное имя художника.

1. Питер де Хох (или Хоох). Хозяйка и служанка во внутреннем дворике

2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия

3. Вермеер (Ян Вермеер Делфтский). Урок музыки

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

5. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь.

6. Вермеер. Географ.

Правильный ответ:

1. Гениальный голландский живописец, работы которого потрясают своим психологизмом и проникновением вглубь человеческой души, мастерски использовал светотень как средство художественной выразительности. Этот приём был одним из характерных в манере художника. Практически все его работы демонстрируют это.

2. Рембрандт Харменс ван Рейн

Критерии оценки:

    За логическое и грамотное объяснение смысла стихотворной строфы О. Мандельштама - 2 балла (1 балл - за логику, 1 балл - за грамотность).

    Правильный отбор работ Рембрандта – 3 балла .

Правильное название работ Рембрандта – по 2 балла за каждое правильно названное произведение - 6 баллов .

    За правильное написание полного имени художника - максимум 3 балла .

    Правильное указание имён Питера де Хоха (или Хооха) и Вермеера (Ян Вермеер Делфтский) – до 3 баллов за каждый правильный ответ. Максимум 6 баллов.

Правильное название их произведений - максимум 6 баллов (по 2 балла за название).

Максимальная оценка за ответ- 26 баллов.

Крупнейшие флорентийские скульпторы кватроченто Донателло, Вероккио, Поллайоло предпочитали работать в бронзе.В начале XVI века в Риме были извлечены из толщи земли памятники скульптуры поздней античности. В том числе Лаокоон и так называемый Бельведерский торс, изображающий Геракла, сидящего на шкуре льва. Эти произведения видел молодой Микеланджело. Они повлияли на его дальнейшее творчество.

1. Каким образом проявилось это влияние?

Для поиска правильного ответа сравните работы Микеланджело с работами античных мастеров:

Бельведерский торс

Работы Микеланджело:

1.

2.

3.

4.

Вариант правильного ответа:

1. Античное влияние на творчество Микеланджело в первую очередь проявилось в использовании мрамора , а не бронзы. Со времен Донателло излюбленным материалом флорентийских скульпторов была бронза. Бронза в значительно большей степени, чем мрамор, рассчитана на силуэт, на острое ведение линии. Она пригодна для изображения резкого бурного движения, для разорванной композиции. Микеланджело, напротив, с ранней юности оказывал предпочтение замкнутой массе, не столько контуру, сколько объёму. Поэтому его влекло к мрамору. Мрамор делается единственным материалом его скульптурных воплощений.

2. Знакомство Микеланджело с памятниками поздней античности сказалось на его технике обработки мрамора, на склонности к гладкой, блестящей полировке поверхности и на усиленном применении бурава.

3. Микеланджело вводит мотив задержанного, связанного движения и мощного физического напряжения, которое мы видим и в Лаокооне.

Критерии оценки:

Если участник олимпиады обратит внимание на характерное для Микеланджело предпочтение мрамора бронзе (для этого достаточно внимательно сопоставить изложенные в вопросе данные и прилагаемые фотографии) – 2 балла .

Если участник олимпиады укажет на влияние на Микеланджело античной техники обработки мрамора (а это возможно только благодаря предварительной подготовке) – 3 балла.

Если участник олимпиады сможет отметить как специфическую особенность очень характерный для Микеланджело мотив задержанного движения (для этого необходимы и внимание и некоторые искусствоведческие знания) – 5 баллов .

Максимальная оценка за ответ - 10 баллов.

Задание 3

Перед Вами работы русских художников XIX века:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

    Укажите названия представленных работ.

    К какому жанру живописи Вы бы отнесли эти произведения?

    Выполните сравнительный анализ работ № 1 и № 2.

Предполагаемый вариант ответа :

    1 – Портрет А.С. Пушкина; 2 – Портрет А.С. Пушкина; 3 - Кружевница; 4 – Портрет Е.В. Давыдова; 5 – Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль; 6 – Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника.

    Группа 1: работы Василия Андреевича Тропинина - № 1; 3; 5; 6.

Группа 2: работы Ореста Адамовича Кипренского - № 2; 4.

    Жанр живописи – портрет.

    Образ поэта А.С. Пушкина, созданный О.А. Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большой силой обобщения. А.С. Пушкин В.А. Тропинина более прост, понятен. В.А. Тропинин и О.А. Кипренский сохранили своё понимание личности поэта, своё художественное видение. В.А. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через неё раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчёркивая чувственную сторону образа. О.А. Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил искусствовед А. Сидоров: “Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный “расстегнутый” Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук, добрый “барин” у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…”.

Критерии оценки:

    Участник называет работы (1 балл за каждое правильное название, максимально 6 баллов ).

    Участник группирует произведения (по 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимально 6 баллов ). Правильно указывает имена художников (по 1 баллу , максимально 2 балла). В сумме за ответ максимально 8 баллов .

    Участник правильно определяет жанр представленных работ – 1 балл .

    Участник грамотно и логично выполняет сравнительный анализ работ № 1 и № 2 – максимум 5 баллов .

Максимальная оценка – 20 баллов.

Задание 4

4.1. В таблице перепутаны понятия и их определения.

1. Соотнесите понятия с их определениями.

2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.

3. Дайте определение оставшимся понятиям.

Понятия

Определения

1. Пилястра

А – вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиску на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева, линолеума.

2. Гризайль

Б – краска, состоящая из пигмента, замешанного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая водой.

3. Гравюра

В – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба, имеющий те же части (база, ствол, капитель) и пропорции, что и колонна

4. Темпера

Г – фантастические существа в средневековом искусстве как образы демонического и населенного драконами подземного мира

5. Орхестра

6. Горгульи

Предполагаемый вариант ответа:

Понятия

Определения

Орхестра

«Место для пляски», в древнегреческом театре представляла собой круглую или полукруглую площадку, на которой выступали актеры и хор.

Гризайль

Вид декоративной живописи, способ росписи, основанный на полутонах одного цвета.

Критерии оценки:

За каждое правильное соотношение понятия и его определения начисляется 1 балл, максимально – 4 балла.

За каждую верную формулировку определения понятия – 2балла, максимально – 4 балла.

Максимальная оценка – 8 баллов.

4.2. С 26 августа по 9 октября 2016 г. в выставочном центре "Галерея" в г. Ижевске проходила выставка всемирно известного художника, работы которого здесь представлены:

1.

2.

3.

1. Назовите имя художника.

2. В какой стране и в какое время он жил?

3. Распределите работы по жанрам

Предполагаемый вариант ответ а и критерии оценки:

1. Доре - 1 балл ; Гюстав Доре - 2 балла (максимум 2 балла )

2. Франция 1 балл , 19 век (1832-1883 гг.) - 1 балл (максимум 2 балла )

3. Сказочный жанр - 1,3,4,5; библейский жанр - 2,6. Правильное распределение работ по жанрам - по 1 баллу за каждое правильное соотнесение (максимум 6 баллов ).

4. Придумайте название выставки. Запишите несколько вариантов.

По одному баллу за каждый творческий вариант названия (максимум 3 балла )

5. Ниже приведена работа Менсадыка Гприпова. Сравните её с работой № 1. Что их объединяет и в чём различия?

Сходства

Работа № 1

Работа М. Гарипова

Вид искусства - графика,

Её разновидность - гравюра, книжная иллюстрация

Ахроматические (чёрно-белые)

Жанр - сказочный

Различия

Техника - литография

Техника - офорт

Иллюстрация к сказке Ш. Перро "Красная Шапочка"

Иллюстрация к сказкам легендам и мифам удмуртского народа

Настроение тревоги и недоверия

Настроение полного объединения людей, животных и окружающих явлений

За каждую характеристику по 1 баллу (максимум 7 баллов ).

Максимальная оценка за ответ – 20 баллов.

Общее количество баллов за все задания - 104 балла.

олимпиада школьников по искусству 9 класс(ключи)

Максимальное общее количество баллов– 220 баллов

Задание 1(5 баллов ).Определите произведение, о котором говорится в предложенном тексте. Какие узнаваемые черты образа помогают вам найти ответ?

Задание 2(25 баллов). Определи художественное полотно по фрагменту.

Леонардо да Винчи. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы Собора Св. Петра в резиденции Папы Римского в Ватикане.

Задание 3(25 баллов). Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

Задание 5(10баллов). Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

Желтый, коричневый, черный, красный.

Портрет, пейзаж, графика , фэнтези.

Живопись, мозаика, скульптура, витраж.

Балет, опера, симфония, эстрада.

Ф.Достоевский,А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев.

Задание 6(20баллов)

Где и когда появился мюзикл?

А)XIX в. в Италии

Б)XX в. в Америке

В)XX в. в России

6. Назови популярные мюзиклы

_________________________________________________________________________

Задание7(10баллов)

Почему Москву называли «Третьим Римом»?

русские священнослужители определяли Рим как крестителя Руси

московские цари считали себя наследниками римских традиций

московские цари считали основание Московских храмов в римских традициях

Задание8(10баллов)

Какие произведения искусства наиболее ярко укрепляли власть?

соборы и храмы

п арадные портреты

конные статуи

триумфальные арки

дворцы

Задание9(35баллов)

На ней изображены два философа, представители двух типов: первый - молодой и высокий, священник, заботящийся о спасении души, а не о монастырской карьере, и второй - более старший, всецело углублённый в себя. Детали фигур отличаются друг от друга, но чувствуется духовное единство во всём, умиротворенность, озаренность особой душевной теплотой, торжественность, прекрасный русский пейзаж, в предчувствии свершения предна­чертанного свыше, мыслители, погружен­ные в неспешную беседу-размышление о сложнейших проблемах бытия. На картине изображены конкретные философы и в тоже время отражен собирательный образ русского философа.

П.А. Флоренский – богослов, ученый. Автор таких произведений по искусству, как «Иконостас», «Обратная перспектива». Занимался физиков и математикой. Был осужден и сослан в Соловецкий лагерь, где сделал ряд научных открытий.

С.Н. Булгаков – философ, православный священник. Автор книги «Философия хозяйства». Преподавал политэкономию в Императорском московском техническом училище. После революции жил в эмиграции.

Олимпиадные задания по МХК 2014 г. 9 класс

(время выполнения 2 часа)

Часть А.

    Древнегреческий скульптор и архитектор - главный создатель афинского Акрополя:

А). Мнесикл

Б). Калликрат

В). Иктин

Г). Фидий

    Здание для проведения певческих и музыкальных состязаний в Афинах:

А). Одеон

Б). Театр Диониса

В). Парфенон

Г). Пинакотека

    Песня - вершина в иерархии искусств в Древней Индии:

А). Рага

Б). Раса

В). Гита

Г). Тала

    Центральное сооружение ансамбля афинского Акрополя:

А). Пропилеи

Б). Парфенон

В). Пинакотека

Г). Храм Эрехтейон

    Сатурн (Кронос) и Рея - родители верховного греческого бога:

А). Ареса

Б). Зевса

В). Посейдона

Г). Аида

    Кто написал басни о Прометее?

А). Овидий

Б). Гесиод

В). Гомер

Г). Эзопа

    О ком рассказывается в мифе о чудесном рождении из головы Зевса?

А). Гере

Б). Афине

В). Артемиде

Г). Афродите

    Колокольный звон, оповещающий о тревоге, пожаре:

А). Благовест

Б). Трезвон

В). Набат

Г). Малиновый

    Ильин день - главный праздник какого главного бога славянского пантеона?

А). Перуна

Б). Дажьбога

В). Велеса

Г). Световида

    Художественный символ Японии:

А). Нарцисс

Б). Лилия

В). Сакура

Г). Ирис

    Спутница Аполлона:

А). Флейта

Б). Гусли

В). Свирель

Г). Лира

Отметь изображение этого инструмента

    Композитор оперы «Орфей и Эвридика»- одной из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа:

А). Глюк

Б). Гендель

В). Бах

Г). Моцарт

    Первые святые, канонизированные русской церковью:

А). Петр и Павел

Б). Кирилл и Мефодий

В). Борис и Глеб

Г). Петр и Феврония

Отметь икону этих святых


1. 2. 3. 4.

    Композитор, написавший музыку к фильму «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна:

А). Д. Шостакович

Б). С. Прокофьев

В). М. Таривердиев

Г). А. Петров

Отметь портрет этого композитора

    Титан, похитивший огонь для человечества:

А). Посейдон

Б). Зевс

В). Прометей

Г). Аид

Отметь скульптуру этого бога

Запиши ответы части А в таблицу:

Часть В.

А. Изобразительные виды искусства: архитектура, скульптура, фото, живопись, графика.

Б. Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век, алюминиевый век.

В. Комплекс Великих пирамид Гизе: Хеопса, Мемфиса, Хефрена, Микерина.

Г. Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, кубическая статуя, барельеф, горельеф.

Д. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия: Лель, Купало, Ярило, Кострома.

Е. Испанские танцы: фламенко, болеро, сегидилья, тарантелла, хота.

Ж. Музыкальные жанры: романс, оратория, опера, кантата, соната.

З. Охра - естественные минеральные краски: желтые, оранжевые, красные, синие, коричневые, зеленые.

И. Эпические музыкальные произведения: «Борис Годунов», «Богатырская симфония», «Петрушка», «Сорочинская ярмарка», «Садко», «Князь Игорь», «Псковитянка».

К. Герои кукольного театра: Пульчинелла, Петрушка, Буратино, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез.

    Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» № ___

Б). «Лесные дали» № ___

В). «Рожь» № ___

Г). «На севере диком...» № ___

Д). «Берёзовая роща» № ___

Жанр изобразительного искусства _________________________

№_ __

Какая картина лишняя ___

1. 2. 3.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № ___ страна_________________________

Б). Оперный театр Ла Скала № ___ страна_________________________

В). Сиднейский Оперный театр № ___ страна_________________________

Г). Метрополитен-опера № ___ страна_________________________

Д). Венская Государственная опера № ___ страна_________________________


1. 2. 3.


4. 5.

Часть С.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ на задания олимпиады по МХК 2014г.

Часть А. Тестовые задания (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный дополнительный ответ в заданиях 11-15). Максимальное количество баллов за часть А - 20.

Часть В. Задание с выбором ответа (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный ответ на дополнительный вопрос). Максимальное количество баллов за часть В – 30.

    Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркни.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А. фото

Б. алюминиевый век

В. Мемфиса

Г. кубическая статуя

Д. Лель

Е. тарантелла

Ж. соната

З. синие

И. «Петрушка»

К. Буратино

2. Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» _5_

Б). «Лесные дали» № _ 6 _

В). «Рожь» № _ 4_

Г). «На севере диком...» № _ 1_

Д). «Берёзовая роща» № _ 3_

Жанр изобразительного искусства пейзаж

Самая популярная картина художника №_5 __

Какая картина лишняя №_2__

3. Соотнеси названия крупнейших театров мира и их изображение. В какой стране они находятся? Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № _ 2 __ страна Россия

Б). Оперный театр Ла Скала № _ 3__ страна Италия

В). Сиднейский Оперный театр № _ 1__ страна Австралия

Г). Метрополитен-опера № _ 5__ страна Америка

Д). Венская Государственная опера № _4__ страна Австрия

Часть С. Задание с развернутым ответом. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

Музыка – один из древнейших видов искусства. Приведи примеры античных мифов о музыке и на примере одного из них расскажи о происхождении древних музыкальных инструментов.

Пан и Сиринга

(Древнегреческий миф)

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Аполлон и Гермес

Поэт Алкей рассказывает, что Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент - лиру. С тех пор сладкозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях. Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что превратился в бога музыки и поэзии.

Максимальное количество баллов за всю работу – 60.