Таривердиев дтп. «Последний романтик» Микаэл Таривердиев. «Ирония судьбы, или С легким паром!»


15 августа известному композитору, автору музыки к 132 фильмам, народному артисту РСФСР Микаэлу Таривердиеву исполнилось бы 86 лет, но его уже 21 год нет среди живых. Всенародную любовь и популярность принесли ему песни, написанные для фильмов «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы», но мало кто знает о том, что его связи с кинематографом не ограничивались написанием музыки. Идею фильма «Вокзал для двоих» Эльдару Рязанову подсказала драматическая история, случившаяся однажды в жизни Таривердиева.





Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве. В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре. В кинематографе Таривердиев дебютировал еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.







За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию. Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей ».







Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих». Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором. Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог... Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь... ».







Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен. Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь. Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было ».





Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого. Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, как, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих». Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство». Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».
почему Олег Басилашвили отказывался целоваться с Гурченко, и как научился водить катафалк .

Царственная прима вахтанговской сцены встречает очередную круглую дату в расцвете сил, физических и творческих. С десятилетиями Максакова практически не меняется, оставаясь объектом восхищенного мужского внимания, и в канун юбилея звезды нашего театра и кино мы решили вспомнить о мужчинах, с которыми ее сводила личная жизнь и творческая судьба, встречи с которыми так или иначе на ее судьбу повлияли. В большинстве своем это были люди под стать самой Максаковой - красивые, талантливые, успешные.

Отец

К сожалению, наш дом был очень дамский, - вспоминает Максакова годы детства, - настоящий женский монастырь. Мужчин в нем почти не было.

По словам актрисы, в детстве она и не представляла себе, что такое мужчина и зачем он вообще нужен, росла с мамой, певицей Большого театра Марией Максаковой, бабушкой и няней. Отца она не то что не знала - долгие годы она просто не знала, кто он. Большой театр в те годы был придворным театром Сталина, поговаривали даже, что вождь неравнодушен к Максаковой и что Людмила - его дочь.

С матерью тема отца не обсуждалась в принципе. Имя его тщательно скрывалось, и лишь много лет спустя Людмила узнала, что это был баритон Большого Александр Волков, отказавшийся, впрочем, признать отцовство. Его судьба сложилась неожиданным образом: в 1941-м он выступал перед бойцами у самой линии фронта, заночевал в деревне, утром проснулся - а вокруг сплошной "гутен таг". Волков сумел перебраться в США, позже открыл там школу драматического и оперного искусства.

А Людмила, мать которой не хотела для дочери судьбы родни "предателя Родины", сидела взаперти, ей не разрешалось приводить подруг, мать загрузила ее уроками и музыкой, отправив учиться в Центральную музыкальную школу - на виолончель.

Святослав Кнушевицкий и Василий Лановой

"Музыкальная каторга" - так сегодня называет Людмила Максакова свои занятия на виолончели. Она таскала на себе огромный инструмент, к тому же тогда и речи не было о красивых футлярах - у виолончели был чехол, "сшитый из какой-то тряпки".

Отрада в этих занятиях была одна - ее педагог. Святослав Кнушевицкий, участник струнного трио Ойстрах - Оборин - Кнушевицкий, был не только выдающимся виолончелистом, но и прекрасным человеком - сердечным, добрым, тактичным. И Людмила, конечно, влюбилась, в первую очередь в него, а вовсе не в инструмент в тряпичном футляре. Потом Кнушевицкий перестал преподавать в ЦМШ и на этом, как говорит Максакова, "роман с виолончелью закончился". Девочка стала готовиться к филфаку МГУ.

"И вдруг на экране телевизора я увидела картинку, непохожую на всю остальную действительность, какой-то красавец совершенно неописуемый!" Из телевизора на Людмилу однажды взглянул брюнет с огромными глазами, одетый в бархатный камзол. И потом он произнес что-то по-французски... Передача была о Щукинском училище, а прекрасным принцем был Василий Лановой в роли кавалера де Грие из "Манон Леско". Встреча роковым образом повлияла на будущее девушки: оказывается, на Арбате есть место, где много таких молодых людей и где могут научить читать по-французски, - "Щука"!

А через несколько лет она уже стояла с Лановым на одной сцене: в "Принцессе Турандот" он играл принца, а Максакова - рабыню, в него безумно влюбленную.

Лев Збарский

В середине 60-х это была одна из самых блестящих пар столицы: молодая прима и первая красавица Вахтанговского Людмила Максакова и художник Лев Збарский - обаятельный, талантливый, отбоя не знавший от заказов художник "Современника" и "Мосфильма".

Они были молоды, любили друг друга и ради друг друга не жалели себя. Лев был необычайно требователен к внешнему виду жены и, вспоминает Максакова, вполне мог сказать ей перед выходом на улицу: "Пока не переоденешься, мы никуда не пойдем!" И Людмила послушно переодевалась. Он набирал заказы, не успевал их освоить, желая все делать на высшем уровне, и как-то раз один директор театра, устав ждать, просто запер Збарского в комнате, чтобы тот, наконец, сделал работу. И Людмила всю ночь сидела рядом со Львом, помогала ему: рисовала фигурки, которые тот в два росчерка "одевал" в нужную одежду.

Как раз в это время Збарский и Мессерер "выбили" себе чердак в доме на Поварской и обустраивали там мастерские. "Там не было еще горячей воды, день и ночь толклись люди, - вспоминает Максакова. - Я готовила иногда на полсотню человек, а под утро стояла на кухне и, падая с ног, мыла посуду".

На фоне такой жизни Максакова забеременела. Беременность была тяжелой, она лежала на сохранении, а родив, отвезла ребенка в родительскую квартиру - в неустроенной мастерской маленькому Максиму жить было немыслимо. График жизни Людмилы вышел на пик: каждый вечер после спектакля - Поварская, где надо было постоянно убираться после посиделок, с утра - к сыну, вечером - снова театр...

Конец большой любви положила неизбывная усталость.

Микаэл Таривердиев

История отношений с этим мужчиной уже обросла легендами, которые неожиданно для влюбленных (к тому времени уже бывших) даже оказались экранизированы.

Начиналось все как всегда в полном блеске: вновь сошлись два красивых и талантливых человека. Таривердиев был обеспечен, удачлив, умел ухаживать - их роман длился три года и был прерван трагедией.

Сегодня ее излагают по-разному. Вера Таривердиева описывает происшедшее так: Людмила и Микаэл ехали ночью по Ленинградке, "Волгу" вела она, и вдруг из-за кустов на дорогу выпал пьяный - прямо под колеса. Таривердиев тут же пересел за руль, взял вину на себя, получил 2 года - ровно столько и шло следствие. А вскоре попал на премьеру "Вокзала для двоих"...

Максакова недавно рассказала другую историю: за рулем был Таривердиев, "Волга" неслась по Горького, на "зебру" выскочил парень, спешивший на свидание. Стороны сходятся лишь в том, что случившееся разом покончило с отношениями Людмилы и Микаэла и, уверена Максакова, ускорило его уход.

Петер Игенбергс

Они познакомились в день, когда ей присвоили звание заслуженной артистки. В подъезде Максакова столкнулась с незнакомцем в смешной ушанке - заграничным поклонником подруги, в компании его называли просто Уля. В тот же вечер Уля сделал Люде предложение.

По словам Максаковой, она с полгода дрожала, а потом рассудила, что сын у нее растет без отца (Збарский уже жил в Америке), а она, став официальной женой гражданина ФРГ, получает определенный статус. Все это случилось, но в середине 70-х. Как жена иностранца она лишилась предложений в кино, отовсюду были изъяты ее фото, начались проблемы в театре. Со временем, впрочем, сошедшие на нет.

Главное - рядом был человек, за которым она, наконец, оказалась как за каменной стеной. Петер, по образованию физик (его учебник по плазменной физике штудируют в университетах), а по занятиям - бизнесмен, стал настоящим отцом для Максима, сделал все, чтобы его дочь Маша родилась в немецкой клинике. В ответ на вопрос, подает ли ей сегодня муж кофе в постель, Максакова смеется, что Петер, возможно, даже не знает, как зажигается плита. И вообще, мужчина в переднике - не ее герой.

Кстати

Людмила Максакова - народная артистка РСФСР. По окончании Щукинского училища (1961) - актриса Академического театра им. Вахтангова. В театре и кино работала у таких режиссеров, как Рубен Симонов, Григорий Чухрай, Петр Фоменко, Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, Алла Сурикова, Юрий Грымов. Лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Мать солистки Мариинского театра и депутата Госдумы Марии Максаковой-Игенбергс.

15 лет назад ушел из жизни известный советский композитор

Еще при жизни Микаэл Таривердиев стал знаменит. Его полюбили сразу, когда в конце 1960-х годов на экраны вышел музыкальный фильм «Король-олень». Когда же были написаны знаменитые мелодии к «Семнадцати мгновениям весны» и песни к новогоднему фильму «Ирония судьбы…», Таривердиев был уже на вершине славы. Ему нравилось работать только по ночам, поэтому рядом с музыкальной студией он оборудовал фотолабораторию, запечатлевая лишь то, что любил в жизни больше всего: солнце, траву, голубое небо и… женщин. В жизни Микаэла Леоновича было много романов, но любовь к хрупкой блондинке Вере стала для него последней. Они прожили вместе 13 лет. Таривердиев ласково называл ее «моя Верочка» и был благодарен за то, что она понимала его обуреваемую страстями восточную душу.

— Наверное, второго Таривердиева так и не родилось на нашем постсоветском пространстве. Сложно представить себе композитора, чью музыку вспоминаешь уже в момент произнесения его фамилии. Микаэл Леонович ощущал при жизни свою уникальность?

— «Разве не видно, что я — единственный?» — это фраза самого Микаэла Леоновича. Правда, произносил он ее в связи с тем, что у него не было братьев и сестер, он рос единственным ребенком в семье. Хотя, мне кажется, ощущение своей отдельности как человека и музыканта сопровождало его на протяжении всей жизни.

— Он часто вспоминал свое детство?

— Его связь с детством, атмосферой Тбилиси, где он родился, никогда не прерывалась. У него были особые отношения с мамой — Сато Григорьевной. «Всему хорошему, чему я научился, я научился у мамы», — говорил он. Сато Григорьевна была удивительной женщиной, до безумия любящей сына. Но однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему. Юный Таривердиев навсегда запомнил этот урок.

Мне впервые пришлось приехать в Тбилиси 15 лет назад, уже после ухода Микаэла Леоновича, по приглашению Марка Рудинштейна, вместе с «Кинотавром». Нужно было выйти на сцену трехтысячного зала и что-то сказать. Я вспомнила историю, которую слышала от Микаэла Леоновича. В юности ему хотелось приехать в Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес (аргентинская певица, популярная в 1960-е годы. — Авт.). В Тбилиси меня поняли с ходу. С этого момента для меня он стал своим городом. Кстати, Микаэл Леонович со временем таки приобрел «Мерседес». И с Лолитой Торрес тоже познакомился.

— Ведь именно в Тбилиси Таривердиев получил свой первый гонорар…

— Да в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Микаэл написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Это было первое публичное появление композитора Таривердиева. И ему выплатили гонорар. Время было голодное. Отец мужа тогда сидел в лагере… И как вы думаете, на что Таривердиев потратил свой гонорар?

— На еду?

— Нет! Он купил шляпу! У него есть даже фотография в этой шляпе. Это очень по-тбилисски, в духе «Мерседеса» и Лолиты Торрес.

— Известно, что Микаэл Леонович был очень спортивным, даже состоял в сборной Грузии по плаванию.

— Это так. Кстати, муж никогда особо не поддерживал физическую форму. Он просто увлекался спортом: верховой ездой, велогонками, боксом, плаванием. Впрочем, философией, фотографией, микробиологией и астрономией тоже. И всегда много читал. Мы приезжали в Сухуми, который он любил с детства, в Дом композиторов, он брал, например, собрание сочинений Бальзака и прочитывал от и до. Спорт для него был не вопросом формы, а нечто другое. Например, Микаэл Леонович получил права на вождение катера и одним из первых в СССР увлекся виндсерфингом. Более того, он и Родион Щедрин, его товарищ по Сухуми и спорту, пошли на обучение в сборную Союза по виндсерфингу. И стали кандидатами в мастера спорта!

— Несмотря на любовь к спорту, Таривердиев так и не расстался с курением.

— Это не было его слабостью — Микаэл просто курил. В тот день, когда начался наш роман, лично я курить бросила. Но он мне сказал: «Не надо бросать, надо курить». У него даже есть такой монолог на стихи Людвига Ашкенази: «Не отнимайте у женщин сигареты…»

— Правда, что одно время Таривердиеву пришлось разгружать вагоны, чтобы прожить?

— Это было в период учебы в Гнесинке. Мужу тогда предлагали и более легкий заработок — играть на пианино в ресторане. Но для него такой хлеб был неприемлем. Микаэл предпочел разгружать вагоны на Рижском вокзале. Кстати, он часто поступал вопреки общепринятому мнению. Например, был одним из немногих композиторов, кто ездил со съемочными группами в экспедиции. Там Микаэл как бы погружался в процесс создания фильма. Был даже случай, когда во время съемок одного из его первых фильмов — «Юность наших отцов» (по роману Фадеева «Разгром») он толкал тележку с камерой. Потому что только он в тот момент знал, какая музыка сопровождает эту сцену. Она звучала у него в голове. А ритм музыки должен соответствовать движению в кадре. Одним из самых любимых фильмов Таривердиева был «До свидания, мальчики» Михаила Калика. И, конечно же, «Король-олень», «Ирония судьбы…» Эльдар Рязанов был дорог Микаэлу своим ощущением поэтического слова. Представьте, середина 1970-х. И вдруг — «Ирония судьбы…» со стихами и музыкой на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадуллиной, Евтушенко! Конечно, Таривердиев был счастлив!

— Знаменитую «На Тихорецкую состав отправится» Микаэл Леонович написал ведь еще задолго до «Иронии…»

— «Тихорецкая» была написана для спектакля Ролана Быкова в театре МГУ в начале 1960-х. Потом вошла в оперу «Кто ты?», поставленную Борисом Покровским в учебном театре ГИТИСа. На нее ходили театрами, компаниями шестидесятники. Кстати, эту песню пел Володя Высоцкий. Оттуда знал ее и Рязанов. Правда, даже не догадывался, кто ее написал. Потом был чрезвычайно удивлен.

Кстати, это Микаэл Леонович познакомил Сергея Никитина с Рязановым, приведя его на «Иронию судьбы…». Потом возникли проблемы с выбором певицы, и Микаэл вспомнил о Пугачевой, которую записывал для «Короля-оленя». Она сделала 33 дубля на песню «Мне нравится, что вы…» Зато какой результат!

— И тем не менее с Рязановым Таривердиев больше не работал.

— Эльдар Александрович был предан композитору Андрею Петрову. Просто во время съемок «Иронии…» Петров был занят на фильме «Синяя птица». Таривердиев стал композитором «Иронии судьбы…» по иронии судьбы. А потом все вернулось на круги своя. Рязанов работал с Петровым. А Микаэл Леонович до конца жизни все ждал, что тот его вновь позовет. Рязанов обратился к музыке Таривердиева лишь в 1999 году для фильма «Тихие омуты». Но это было уже после ухода из жизни Микаэла Леоновича.

— Алла Пугачева признавалась, что «на сцену ее вывел Таривердиев».

— Микаэл познакомился с Аллой, когда ей было всего 19 лет. Она только окончила училище имени Ипполитова-Иванова и ее утвердили на партию Анджелы в фильме «Король-олень». Таривердиев тогда был уже легендой 60-х. Алла Борисовна вспоминала, что каждое воскресенье она слушала передачу «С добрым утром» и однажды услышала песню Таривердиева «Я такое дерево», с тех пор буквально заболев этой песней. Она называла Таривердиева своим «прародителем», заставившим ее запеть.

Он же называл Пугачеву ребенком из благородных мещан. Она была тогда худенькой тростиночкой, застенчивой. В общем, именно такая певица нужна была Микаэлу Леоновичу для озвучивания «Короля-оленя» и «Иронии судьбы…»

— Говорят, трагическая история, произошедшая с Таривердиевым и актрисой Людмилой Максаковой, натолкнула Рязанова на сюжет фильма «Вокзал для двоих».

— Максакову назвали вы, не я. Я имен оглашать не хочу. Микаэл действительно попал в неприятную историю. Он с любимой женщиной ехал на машине, причем она была за рулем. Дорогу им неожиданно перебежал человек, потом оказалось, что он был пьян. Мужчина не выжил. Микаэл взял вину на себя, пересев за руль авто. Судебное разбирательство длилось два года, его осудили, но вскоре он попал под амнистию. Ни о каком романе уже речи быть не могло, для Микаэла эта история оказалась страшнейшей душевной травмой.

— Музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны» принесла ему славу и… сумасшедшую зависть коллег.

— Поработать в картине Микаэлу предложила сама режиссер Татьяна Лиознова. Он, правда, долго думал. Потому что уже работал над «Ошибкой резидента» с Вениамином Дорманом, и ему не хотелось еще одной шпионской истории. Но, когда нашел в картине свою тему, согласился. Лиознова потом признавалась, что Таривердиев был ее удачей. Как и Вячеслав Тихонов, из-за которого она сломала свою женскую судьбу.

— Уже после выхода «Семнадцати мгновений весны» с музыкой Таривердиева был связан большой скандал. Его обвинили в плагиате.

— Глупо, бессмысленно. Микаэлу это все стоило большого здоровья. Но он выстоял. Наверное, благодаря своей правоте, непричастности к зависти коллег. В конце концов, оказалось, что все обвинения в плагиате были кем-то заранее спланированы…

— Помните момент, когда впервые услышали музыку будущего супруга?

— Мне было 13 лет, я гостила в пионерском лагере «Артек». Как-то сидела на поляне — даже не знаю, почему оказалась одна и именно в этом месте. Из репродуктора услышала песню «Маленький принц». Сразу после сообщения о смерти Льва Кассиля, книги которого я читала и любила, и зазвучала песня. Это одно из острых воспоминаний моего детства. Я не знала, что это Таривердиев, но хорошо помню, что ощутила сжимающую сердце тоску.

Когда Микаэлу Таривердиеву было уже за 60, его все называли одним из секс-символов России. Говорят, женщины были от него без ума.

— Странно, если бы это было не так. Он был умен, красив, обаятелен и умел в себя влюблять…

— Вы были сразу очарованы знаменитым композитором?

— В то время я, будучи обозревателем «Советской культуры», общалась со многими известными людьми: Георгием Свиридовым, Валерием Гаврилиным. Микаэла Леоновича я не очень себе представляла. Но уже первая встреча с ним, первое соприкосновение создало ощущение чего-то важного, необычного, неординарного. Он признавался, что представлял меня толстой теткой. А оказалось, на интервью к нему пришла худенькая девушка. Потом мы встретились случайно на музыкальном фестивале. Казалось, что судьба нас свела сама.

Микаэл Леонович ухаживал очень красиво: цветы, подарки, стихи. Только музыку для меня не сочинял. Он ее не сочинял вообще ни для кого. Как будто она спускалась к нему свыше. И петь не мог терпеть. Начал это делать только потому, что музыку, которую он писал, не мог никто исполнить. «Я такое дерево» или сонеты Шекспира. Он проживал песни. Но петь стал не от хорошей жизни.

— Рассказывают, что Таривердиев был большим гурманом.

— Он обожал мясо! Мог есть его на завтрак, обед и ужин. Большие компании любил в начале карьеры. Тогда киношники сидели по ресторанам. А в конце уже их не выносил. И дни рождения не праздновал. Убегал от юбилеев. Говорил: «Нет ничего глупее, чем сидеть на собственных юбилеях». Самый лучший праздник получился у него на 50-летие, когда с Родионом Щедриным они ушли в море на серфингах. Взяли с собой по маленькой бутылочке коньяка и в открытом море выпили. Для него главным было, что рядом родной человек. Муж любил комфорт. Но не в общепринятом смысле. Он не мыслил себя без своего большого дивана, где отдыхал, сидя в углу. Шутил, что это его родина.

В одежде был очень консервативен. Таривердиеву была присуща врожденная элегантность. Костюмы от «Москвашвея» на нем сидели, как костюмы от Диора.

— Он часто признавался вам в любви?

— Вообще не признавался. Он в ней жил! Мы оба жили в любви… Знаете, в последние годы его жизнь была разделена на два этапа — до и после поездки в Чернобыль. Он попал туда сразу после аварии. Поехал выступать, получил дозу радиации… Чернобыль напоминал ему Апокалипсис. Он чувствовал, что это надо осознать всем, не только ему. Тогда он и создал симфонию для органа «Чернобыль». Потом у мужа начались проблемы с сердцем. В 1990 году ему сделали операцию в Лондонском Королевском госпитале, поставив аортальный клапан.

— Как вы думаете, Микаэл Леонович предчувствовал свою смерть?

— Он о ней знал. Предвидел то, что случится… За несколько месяцев до смерти муж однажды проснулся ночью и сел за рояль. К тому времени он уже давно пользовался лишь звукозаписывающей аппаратурой у себя в студии. Я спросила, что случилось. А он ответил: «Прощаюсь со своим роялем»… Лето 1996 года мы провели в его любимом Сочи. В это время как раз проходил «Кинотавр». Мы жили в Доме творчества «Актер» и 25 июля утром улетели в Москву. Помню, накануне отъезда мужу не спалось, он вышел на балкон и сказал, что здесь есть все, что он любит: голубое небо, зеленая трава, море… А вечером его не стало…

— Микаэл Леонович вам снится?

— Очень редко. Лишь когда предупреждает о чем-то опасном. Но я часто думаю о Микаэле и шепчу перед сном строчки из вокального цикла мужа на стихи Семена Кирсанова:

Приезжай ко мне во сне.

Напиши письмо на песчаном дне…

Я прошу,

Приезжай ко мне во сне!..

Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева не знакома лишь тем, кто не видел фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». То есть, на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически нет.

Детство и юность

Он родился в августе 1931 года в Тбилиси, который в то время носил старое название – Тифлис. Семья будущего маэстро имела благородное армяно-грузинское происхождение. Дедушка Гришо Акопов, отец матери, был владельцем огромного фруктового сада. У Гришо Акопова имелся роскошный дом в три этажа, в котором росла мама Микаэла Таривердиева – Сато.

Несмотря на знатное происхождение, Сато Акопова в годы Гражданской войны увлеклась большевистскими идеями. Ей даже пришлось недолго побыть в тюрьме, куда её посадили меньшевики. По семейному преданию, с будущим мужем Леоном Таривердиевым, красным командиром конного полка, она познакомилась именно в эти дни. Полк Леона первым ворвался в Тифлис, освободив его от меньшевиков.

Микаэл Таривердиев был единственным ребёнком. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.


В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали.

Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе.


В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Первый гонорар Таривердиев потратил на красивую шляпу.

Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки.


Потом был короткий период учёбы в Ереванской консерватории. Но здесь Таривердиеву не понравилось, и он отправился в Москву. Примечательно, что в это время пылкий юноша едва не женился. Он увлёкся племянницей знаменитого . Но девушка изменила ему, и Микаэл разорвал помолвку.

В институте Гнесиных Таривердиеву пришлось сдавать экзамен у дяди своей несостоявшейся невесты. Но Арам Ильич был справедлив. Парень оказался единственным, кто при поступлении получил от Хачатуряна твёрдую пятёрку и преодолел огромный конкурс. Более того, вскоре он стал любимым учеником Арама Хачатуряна.

Музыка

В Гнесинке у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг его интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти , отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале.


Там он познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то будущие актёры поделились, что ищут композитора для своей курсовой работы. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4 курса, написанная к кинофильму. Он назывался «Человек за бортом». А в 1958-ом была написана музыка к фильму «Юность наших отцов».

В Гнесинке появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. Романсы Таривердиева исполнила известная певица Зара Долуханова. Они имели немалый успех.


В 1960-х композитор открывает себя в новом амплуа, которое называет «третьим направлением». Маэстро пробует доносить поэзию под написанную им музыку. Так появляются монологи на стихи , Григория Поженяна и .

Вскоре Микаэл Леонович начинает сотрудничать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко. А также помочь найти свой стиль и дебютировать . Будущая примадонна российской эстрады впервые прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень».


О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий , возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало.

Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале.


Микаэл Таривердиев за работой

Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму и . Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран , что стало причиной долгой обиды Магомаева.

О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.

Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился . К Таривердиеву они обратились, как к третейскому судье. Тот встал на сторону Семёнова.

Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья.


Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:

«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей».

Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходят записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. Композитор сворачивает свою концертную деятельность. И когда он уже на грани нервного срыва, друзья помогают ему выйти на самого Франсиса Лея, который опровергает этот слух.


Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. Вышел культовый фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи , и была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва.

За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.

Композитор писал не только киномузыку, прославившую его, но и оперы, камерные вокальные произведения, органную и инструментальную музыку, балеты. Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего.

Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия.

Мало кому известно, что весной 1987 года в Большом театре должен был выйти балет «Девушка и смерть» на музыку Таривердиева. Но за неделю до премьеры спектакль вдруг отменили. Это были интриги против режиссёра Юрия Григоровича. Но композитор пережил этот удар тяжело.

За свою жизнь Микаэл Таривердиев написал музыку к более 130 фильмам. Но поклонники его таланта ценят композитора и за великолепную музыку к спектаклям, за оперы, концерты для органа, балеты и романсы.

Личная жизнь

Не только творческая, но и личная жизнь Микаэла Таривердиева оказалась бурной и богатой событиями и пережитыми страстями. Композитор был необычайно красив и импозантен. Высокий, стройный, худощавый, он прекрасно одевался и следил за модой. Женщины его обожали, он им платил той же монетой. Но его браки и романы часто оканчивались плохо.


С первыми двумя женами, Еленой Андреевой и Элеонорой Маклаковой, он прожил недолго и развёлся. Во первом браке у него появился единственный сын Карен. Впоследствии он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ.

Из многочисленных романов композитора наиболее известен роман с актрисой , красавицей, в которую он был долгое время влюблён. Трагедия случилась, когда пара возвращалась в столицу на автомобиле Таривердиева. За рулём якобы была Максакова. Внезапно на дорогу выбежал человек. От столкновения с машиной он скончался.


Всю вину на себя взял композитор. На протяжении двух лет длилось следствие, а потом и унизительное судебное разбирательство. На решающее заседание возлюбленная музыканта не явилась. Поговаривают, она предпочла отдых с друзьями. Микаэл Таривердиев ей этого не простил.

Примечательно, что сама актриса утверждает, что вся история о взятии на себя её вины Таривердиевым - чудовищный миф, придуманный его третьей супругой. Говорят, позже этот сюжет взял на вооружение Эльдар Рязанов для своего фильма «Вокзал для двоих».


Личная жизнь Микаэла Таривердиева изменилась после встречи с музыковедом Верой. Они познакомились на фестивале «Московская осень» в 1983 году. Наконец маэстро нашёл ту единственную женщину, с которой ему было спокойно и комфортно. Они прожили вместе 13 счастливых лет. В своей книге мемуаров композитор написал, что впервые он почувствовал, что не одинок.

Вера Гориславовна Таривердиева после смерти мужа издала книгу «Биография музыки», в которой написала о жизни и творчестве гениального мужа.

Смерть

В конце мая 1990 года в Лондоне Таривердиеву сделали операцию на сердце. Ему заменили разрушенный сердечный клапан на искусственный из того же сплава, из которого была сделана обшивка «Шаттла». Композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет.


Но смерть пришла к Микаэлу Леоновичу гораздо раньше, летом 1996 года. Он отдыхал с женой в сочинском санатории «Актёр». 25 июля, ранним утром, композитора не стало. В этот день он с женой должен был возвращаться в Москву.

Похоронили Микаэла Таривердиева на Армянском кладбище в столице.

Микаэл Леонович Таривердиев - автор музыки к 132 фильмам, более 100 песен и романсов, нескольких опер, балетов, симфоний, музыки для органа и скрипки. Он написал знаменитые композиции к фильмам «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Микаэл Таривердиев: биография (кратко)

15 августа 1931 года в грузинском городе Тбилиси родился Микаэл Таривердиев. Мальчик стал единственным ребенком в семье, поэтому с детства был окружен вниманием. У него сложились очень близкие отношения с матерью (Сато Григорьевна). Микаэл даже позже писал, что все хорошее, что он знает и умеет, он узнал от матери. Биография отца Микаэла Леоновича Таривердиева начиналась в Баку. Здесь он окончил финансовую академию. После переезда в Грузию Леон Таривердиев познакомился с будущей женой. В Тбилиси он стал директором крупного банка.

Несмотря на творческую натуру, мальчик состоял в местной банде, которая, правда, занималась только тем, что выясняла отношения между собой. Получение начального образования для Микаэла проблем не создавало. Учился он хорошо.

Когда молодому человеку исполнилось 18, отца его арестовали. Они с матерью были вынуждены скитаться практически без денег. В это время Микаэл начал подрабатывать, давая частные уроки музыки.

Музыкальный талант

Музыкальная биография Микаэла Таривердиева началась в возрасте 6 лет: мальчика отдали в музыкальную школу. Обучение давалось ему легко, к 8 годам он написал несколько пьес, а в 10 - симфонию.

Окончив школу, молодой человек не стал останавливаться на достигнутом и поступил в музыкальное училище. В это время он познакомился с балетмейстером театра оперы и балета Геловани и быстро смог заслужить его уважение и признание. По просьбе нового товарища он написал два балета, которые еще долго ставили на сцене театра.

Первые серьезные работы

Когда молодому человеку исполняется 22 года, его отца отпускают на свободу. В это время молодой студент живет достаточно скромно в общежитии. Не отказывается он и от возможности дополнительно заработать. Поэтому, получив предложение написать курсовую работу для композитора, Микаэл с радостью согласился. Это была его первая удача - композиция для фильма «Человек за бортом». Вскоре последовали и другие серьезные работы.

В это же время он пишет первые вокальные циклы, а также выступает на сцене столичной консерватории.

Новое направление в творчестве

В 60-е годы творческая биография Микаэла Таривердиева получает новое направление. Он хочет донести до слушателя поэзию просто, тихим поставленным голосом. Исполнителей подходящих не нашлось, и Таривердиев начинает реализовывать свою идею, читая самостоятельно знаменитые произведения.

Вскоре он оставил свое «третье направление», но желание донести до слушателя суть осталось с ним навсегда.

В начале 60-х Микаэла Леоновича пригласили преподавать во ВГИКЕ. У него спрашивали советы и прислушивались к ним. Комфортнее всего композитору работалось с М. Каликом. С их совместной работой связан первый публичный успех композитора. А позже, из-за того, что композитор отказался поехать без своего коллеги на кинофестиваль во Францию, ему на много лет закрыли выезд за границу.

«Семнадцать мгновений весны»

Биография Микаэла Таривердиева стремительно развивалась. Фильм «Семнадцать мгновений весны» принес Таривердиеву неизменно растущую популярность и признание. Несмотря на успех картины, работа далась композитору нелегко. Тяжело было ему найти контакт с в конечном итоге их отношения были надолго испорчены. Это стало причиной того, что композитора не выдвинули на получение Государственной премии. А вот с Иосифом Кобзоном работать композитору было приятно. Он легко схватывал информацию и воспроизводил ее. Уроки, которые Кобзон получил в то время, он смог пронести через все свое творчество, а исполнение песен с годами нисколько не изменилось.

Картина получила огромный успех. Музыка из фильма стала хитом того времени, ее узнавал каждый. Мелодии исполнялись не только на телевидении, но и по радио. Во время фестиваля «Песня-73» обе композиции заняли первые места и премии.

Но вместе с успехом пришли и неприятности. В одно прекрасное утро Таривердиев получил телеграмму из посольства Франции, где говорилось, что мелодия из фильма украдена у Франсиса Лея. История росла, как снежный ком. Композитор сначала просто смеялся, потом пытался объяснить, что он написал композицию значительно раньше, и похож лишь первый интервал, но вскоре ему и пришлось отправиться на поиски самого Лея.

Композитор Микаэл Таривердиев, биография которого насчитывала множество препятствий на пути, смог добиться опровержения информации о краже. Лей официально подтвердил, что телеграмму он не писал, к тому же посольство Франции не имело понятия, как это могло произойти, ведь они ничего не пересылали.

После оглушительной премьеры фильма на композитора просто обрушилась популярность. Было в этом и много положительных моментов. Например, ему выдали пропуск, по которому он имел право парковаться где угодно. В один день Микаэл Леонович решил испытать его и остановился на Красной площади. И ему позволили это сделать.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Еще одним ярким пятном в творчестве композитора стала работа над мелодиями фильма «Ирония судьбы или с легким паром!». Стихи Цветаевой и Ахматовой так гармонично вошли в фильм, что песни стали напевать на каждом углу. За эту работу Таривердиеву вручили заслуженную награду.

Продолжение карьеры композитора

В 1986 году композитор получает звание народного артиста. Таривердиев Микаэл Леонович, биография которого развивалась очень стремительно, никогда не шел на поводу у зрителя. Он не любил писать шлягеры и сделал это лишь однажды - на спор. Это была работа над фильмом «Большая руда». Он старался не стоять на месте. Таривердиев писал не только музыку к фильмам. Это были и вокальные произведения, и опера, и балет, и инструментальные произведения. Работал он чаще всего ночью. Вдохновение всегда приходило неожиданно. Он просто садился и играл композицию от начала и до конца. Бывало, что музыка снилась композитору.

В 1988 году была создана премия за лучшую музыку имени композитора.

Микаэл Таривердиев: биография, личная жизнь

Таривердиев был человеком очень обаятельным, он притягивал к себе людей. В середине 60-х годов у композитора случился бурный роман с актрисой Она была необычайно красива и свободна. Однако отношениям их не было суждено длиться долго. После автомобильной аварии, когда Максакова сбила пьяного человека, Таривердиев взял всю вину на себя. Судебный процесс убил отношения окончательно. Композитора приговорили к 2 годам лишения свободы, но он был отпущен по амнистии. Это событие оставило неприятный отпечаток в памяти Микаэла Леоновича.

Еще одним хобби Таривердиева стала фотография. Он увлекся ею еще в студенческие годы. Фотографирование настолько захватило композитора, что стало продолжением его творчества.

Микаэл Леонович очень любил технику и всегда с удовольствием пользовался новинкой, оттачивая свое мастерство. Апогеем этой любви стала собственная музыкальная студия, где он смог играть ночи напролет.

Композитор очень любил уединение и свой дом. Свою квартиру он обставлял и ремонтировал очень тщательно, ведь уют для Таривердиева был очень важен. Композитор любил порядок во всем. Он никогда не разбрасывал вещи и соблюдал чистоту и порядок.

Любовь

Микаэл Леонович был трижды женат. С третьей своей супругой Таривердиев познакомился в 1983 году. Она работала музыкальным обозревателем в местной газете и имела скандальную репутацию. Отношения их складывались постепенно и вскоре оба поняли, что это любовь. В браке у них родился сын Карен.

Другие направления деятельности

Биография Микаэла Таривердиева насчитывала огромное количество музыкальных работ. Помимо этого, он возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России. Параллельно он работал в должности художественного руководителя Международной благотворительной программы «Новые имена».

В 1987 году на сцене Большого театра должна была состояться премьера балета Микаэла Леоновича, но ее отменили. В произошедшем композитор видел и свою вину. Он никогда не шел на поводу у других, а в этот раз пренебрег своими принципами.

Последние годы жизни

Биография Микаэла Таривердиева была очень красочной, но в последние годы жизни он стал часто болеть. Причиной стало слабое сердце композитора. В 1990 году он перенес операцию на сердце. Ему поставили новый клапан. Большую часть времени композитор предпочитал проводить в стенах родного дома. В 1996 году Таривердиева не стало. Похоронили знаменитого композитора на армянском кладбище в Москве.

В следующем, 1997 году вышла книга композитора под названием «Я просто живу».