Здание большого театра архитектор. Театральные здания — памятники архитектуры. Большой театр – архитектура

Вид на царскую ложу Большого театра. Акварель 1856 года

Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года - день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр - обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.

Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.

Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом - гербом России.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» - первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра - лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».


Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.



Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей - легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.



Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.




Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов - насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Информация для посетителей

Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.

Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра - www.bolshoi.ru , так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).

Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.

В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы - с ними вас не пропустят в здание театра.

Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.


В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.

Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».

Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.

Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время - после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С. , Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Категория: