Художник бут николай яковлевич. Николай Яковлевич Бут: биография. Отрывок, характеризующий Бут, Николай Яковлевич

17 ноября 1989 г., ровно 20 лет назад, ушел из жизни Николай Яковлевич Бут,
народный художник РСФСР, лауреат ряда государственных премий и наград,
Почетный гражданин города-героя Керчи
Его творческие заслуги неоднократно были отмечены еще при жизни художника. В 1968 г. он был награжден золотой медалью имени М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (Москва, 1967 г.), в этом же году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». В 1972 г. присуждена премия имени Вита Неедлы (ЧССР) за цикл картин «Словацкое национальное восстание». В 1975 г. художник награжден орденом «Знак Почета»; ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота». В
1979 г. присуждена Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр (форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). В 1980 г. присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР». В 1982 г. Н. Я. Бут награжден Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». В 1986 г. он был награжден орденом «Красная звезда».
С именем Керчи художника связала тема обороны подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях в 1942 г. - тема, к которой он обратился в начале своего творческого пути, и которая стала доминантной в его художнической деятельности.
Родился Н. Я. Бут 21 апреля
1928 г. в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца - участника Гражданской войны. Пережив фашистскую оккупацию, с особой остротой воспринимал вести с фронтов, доходившие до Таганрога, куда семья перебралась в 1944 г.
Юношеское увлечение героикой ратного подвига воплотилось в годы ученичества в Ростовском художественном училище (1945 - 1949) в работе над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 - 1654 г.г.» Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953-1957).
Одновременно с постижением живописного мастерства Николай Бут занимался и драматическим искусством. Поступив в институт после окончания художественного училища и параллельно сдав экзамены в театральный вуз, он одновременно стал студентом Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова и Государственного института театрального искусства. Но увлечение живописью оказалось сильнее.
В 1956 г. шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали не только профессиональные артисты, но и самодеятельные. Н. Бут - студент Харьковского художественного института - принял участие в конкурсе чтецов. Успешно исполнив отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», он занял первое место, как в области, так и республике и, завоевав серебряную медаль на заключительном туре всесоюзного конкурса в столице, был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.
Но и во второй раз он не отказался от своего художнического предназначения. Близилась к завершению дипломная работа «Брестская крепость», вскоре успешно защищенная и рекомендованная на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР», где картину заметили, а автор был приглашен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Николай Яковлевич не стал актером, но его артистическая натура проявилась в присущей художнику творческой манере: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, поэтому они так достоверны и так правдивы ситуации, в которых они оказались.
Служба Н. Я. Бута в Студии началась в 1958 г. и совпала с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Масштабность событий всенародной войны против гитлеровского порабощения, новые принципы организации действия войск на полях сражений минувшей войны настоятельно требовали творческих поисков иных, соответствующих им художественных решений. Так возникла идея применения в советских условиях уже проверенного на опыте Ф. А. Рубо диорамно-панорамного искусства.
Начало работы в Студии совпало с началом создания первой советской панорамы «Сталинградская битва». Над панорамой работал коллектив художников-баталистов Студии им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Авторской группе помогала коллегия военных консультантов, в которую входили маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генерал-полковники М. С. Шумилов, И. И. Людников и другие. Кроме того, художники встречались с защитниками Сталинграда, прослушали курс лекций по Сталинградской битве в Академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба им. Ворошилова, работали в архивах, просмотрели многие километры пленки военной кинохроники.
Первые натурные этюды были сделаны в 1958 г. Открытие панорамы состоялось в 1982 г. Художник сразу же был включен в авторский коллектив. Позже, в 60-е годы, он принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев Отечественной войны 1812 года. Отреставрированная панорама вновь открылась в специально построенном здании в 1962 г.
В 1972-1975 годах, в соавторстве с Н. В. Овечкиным, была создана диорама «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году)» (г. Днепропетровск). В 1980 г. открыта диорама «Штурм г. Армянска» (Симферополь), посвященная освобождению Крыма от гитлеровцев в 1944 г. Последняя работа Николая Яковлевича в области диорамно-панорамного искусства - диорама «Огненная дуга» (г. Белгород), выполненная в соавторстве в Г. К. Севостьяновым и В. Н. Щербаковым в 1987 г.
Колоссальный опыт работы в создании диорам и панорам был переосмыслен художником и нашел свое выражение в написании тематических циклов, первым из которых явился «Аджимушкай. 1942 год». Затем последовали циклы - «Дружба, рожденная в боях», посвященная Словацкому национальному восстанию, и «Героическая морская пехота».
Особенность творческой манеры Н. Я. Бута проявилась в его стремлении к масштабности даже в малых формах: если не рождался цикл, то появлялась серия работ, объединенная конкретным замыслом. За 31 год творческой жизни художнику пришлось немало путешествовать, как по Союзу, так и за его пределами. Результатами поездок стали новые серии работ - графические и живописные - «По Чехословакии. Путевые зарисовки»; «По Чехословакии, Италии, Финляндии. Путевые зарисовки»; «Дружба, рожденная в боях»; «Непал и Шри Ланка»; «Земля и люди Чечено-Ингушетии»; «Выполняя интернациональный долг. Афганские зарисовки». Начиная с
1948 г., за всю свою творческую жизнь художник принял участие более чем в ста выставках - коллективных и персональных.
Но, несмотря на разработку новых тем и реализацию впечатлений от рабочих поездок по службе, художник постоянно возвращался к Аджимушкайской эпопее, вошедшую раз и навсегда в его духовную и творческую жизнь. Знакомство Н. Я. Бута с Керчью произошло заочно: в 1944 г. по всесоюзному радио прозвучало стихотворение И. Л. Сельвинского «Аджимушкай», написанное в каменоломнях 2-12 ноября 1943 г. Оно было услышано миллионами советских людей, в том числе и 16-летним Николаем Бутом. Когда в конце войны ему случайно попался обрывок газеты с этим же стихотворением, юноша еще более утвердился в намерении побывать на месте событий и увидеть все своими глазами.
Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью, хотя малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось с 1943 г., когда в штольни спустились воины-десантники, положившие начало освобождению Керчи.
Но спуститься в катакомбы Н. Я. Буту удалось только в 1960 г.: Николай Яковлевич, уже военный художник, впервые приехал в Керчь. К тому времени, с приходом в Керченский историко-археологический музей нового сотрудника С. М. Щербака (1911-1997), участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боях за освобождение Керчи и Крыма, полковника авиации, военного историка началась активная работа по сбору и изучению исторического материала, выявлению участников событий, их родственников. Результатом этой огромной работы явилось создание первой подземной экспозиции, посвященной героической обороне. Сергей Михайлович первым начал работать в центральных архивах страны, впервые организовал и провел ряд экспедиционных исследований-раскопок под землей. С основателем музея Аджимушкайской обороны художника связала долгая дружба, вплоть до самой смерти Николая Яковлевича.
В каменоломнях Н. Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но новая информация, поступавшая в результате поисковой работы, расширяли обозначившуюся трагическую канву событий. Осмысленное реализовывалось в накапливающихся зарисовках, эскизах, рисунках и этюдах; поездки в Керчь становились чаще и вносили коррективы в творческие планы и замыслы художника.
Так вместо одной работы он создал триптих, а вслед за ним родился целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Обдумывая название цикла, автор иногда называл его - «Герои Аджимушкая», но, в конечном счете, остановился на названии, звучащем более кратко, емко и значимо: «Аджимушкай. 1942 год». Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
Сложившийся к 1967 г. этот круг картин с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи обрела постоянство и была развернута в здании Керченского историко-археологического музея. Выставка размещалась в здании церкви Александра Невского на обустроенном втором этаже, ныне не существующем. В ту пору здание церкви было включено в состав Керченского историко-археологического музея.
Некоторое время художник предполагал, что его работы будут экспонироваться в планировавшемся в Керчи мемориальном ансамбле «Герои Аджимушкая». Но мемориал, выстроенный по проекту киевлян (скульпторы Б. Климушко, Е. Горбань, архитектор С. Миргородский) и открытый в мае 1982 г., из-за повышенной влажности не был готов к размещению в нем художественных полотен. 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переместилась в отдельное здание картинной галереи по улице Театральной, 36, где экспонируется и в настоящее время.
Интерес художника к чисто станковым формам портрета, позволил широко раскрыть образ модели, привел к появлению галереи разнообразных людских характеров, сложившихся в единую мозаику, в которой отразился художественный портрет Человека, вставшего на защиту мира против всякого насилия.
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету. Он писал: «Мы - художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают, и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!»
Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, и на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.
Сюжетный круг живописных холстов четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона. Подготовка к бою представлена на картине «На задание» (1966); напряженное ожидание боя - в работе «Засада» (1968); самопожертвование, трагические мгновения, завершающие сражения, - в холстах «Последняя граната»(1962), «Во имя жизни» (1963), «Последний рубеж» (1965). Сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей изображены художником в полотнах «Скорбная минута» (1965); двух вариантах картины «Клятва» (1965-1967 и 1974-1978).
Ожесточенность сражения художник передает, акцентируя внимание зрителей на психологическом состоянии его участников. Отсюда и стремление автора к композиционному портрету (триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974; портреты руководителей обороны. Однако конкретность портретных характеров настолько типизирована, что композиционные портреты раздвигает границы своего жанра, перерастая в тематическую картину. Немногочисленные суровые пейзажи - «В Аджимушкайских каменоломнях» (1962); «Священные камни Аджимушкая» (1963); «Суровые камни» (1967) конкретизируют места событий, усиливая драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского цикла на первый взгляд - иллюстрации к конкретному историческому событию. И в этом смысле работы Н. Я. Бута можно отнести к историческому жанру. Но событийность уходит у художника на второй план: все внимание сосредоточено на сложных внутренних психологических качествах модели. Их дополняют размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах не только профессиональных военных, чья работа - Родину защищать, но и мирных граждан, оторванных от созидательных дел, мужчин, женщин и даже детей - людей разных поколений, взявшихся за оружие в борьбе с врагом, чтобы отстоять свое право на жизнь.
Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор часто совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю - стать в положение очевидца событий. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности. Композиционный дар мастера позволяет компоновать холсты, в том числе и многофигурные и большеформатные, никогда не повторяясь.
Этот цикл картин - яркое свидетельство творческого, патриотического подвига художника Николая Бута. В картинах не только материализовались образы воинов героической цитадели, но и реализовалась стихотворная формула заклятия поэта Ильи Сельвинского: «Воспрянь же, в мертвый погруженный сон, Подземной цитадели гарнизон!».
Более того, талант мастера, позволивший ему передать горькую правду войны с позиций общечеловеческих ценностей, обозначил нравственно-философское понимание проблемы: во все времена в самых сложных условиях, на грани жизни и смерти, граждане своего Отечества, его защитники остаются хранителями высоких нравственных качеств.
Мир произведений Н. Я. Бута - «оптимистическая» трагедия. Сопереживая страданиям участников Аджимушкайской эпопеи, соприкасаясь с ее событиями, зритель проходит путь очищения души священным волнением - это психологическое состояние древние греки называли катарсисом. В этом заключается высокое предназначение искусства.
По выражению О. Родена, «Искусство (...) - это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается». Сердце Николая Яковлевича Бута, коснувшись Аджимушкая, отразилось в его творчестве: он сумел талантливо передать зрителю смысл и символ аджимушкайской трагедии. Как истинное произведение искусства эти работы переросли узкие хронологические рамки. Галерея защитников подземной крепости стала выразительным мемориальным памятником, предшественником которому явилась эрмитажная галерея портретов героев и полководцев Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге.
На иллюстрациях: «Аджимушкайцы». 1964; «Во имя жизни». 1965; «Детство, опаленное войной». 1965; «Аджимушкайская Аленушка». 1966.

Бут Николай Яковлевич
Во имя жизни
1965
Из цикла «Аджимушкай. 1942 год»
Холст, масло. 250 х 230
Инв. № жсг-569
Получено из Политуправления Краснознаменного Черноморского Флота на временное хранение (акт от 01.11. 1968 г.); по акту № 104 от 02.11.1992 г. с временного хранения переведены на основной учет.
Керченский историко-культурный заповедник. Картинная галерея

Погиб пулеметчик, отражавший атаку фашистов. Из мрака штолен навстречу врагу осторожно выходит старший лейтенант. Молодой офицер не участвовал в бою из-за своего ранения, но услышав тишину, понял, что наступил его черед. Зажав в руке гранату, он идет на верную смерть.

БУТ Николай Яковлевич (1928, хутор Погожа Криница, Сумская область –1989)
Заслуженный художник РСФСР. Народный художник РСФСР. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР. Годы фашистской оккупации пережил в Таганроге. В 1945–1949 учился в Ростовском художественном училище. За годы учебы создал триптих «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654 гг.» Учеба в художественных институтах Москвы (3 года занятий в мастерской профессора В.П.Малькова) и Харькова (у педагогов А.А.Кокеля, Л.И.Чернова и других) приобщили художника к лучшим традициям русского батального жанра. Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953–1957). С 1959 – художник Студии военных художников им. М.Б.Грекова (Москва), участвовал в создании первой советской панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». В 1968 награжден золотой медалью имени М.Б.Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф.Рубо «Бородинская битва». В 1968 присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». Награжден орденом «Знак Почета»; орденом «Красная звезда», Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присуждены диплом Академии художеств СССР, Государственная премия Украинской ССР имени Т.Г.Шевченко за диораму «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). Почетный гражданин города-героя Керчи (1989).
Циклом «Аджимушкай. 1942 год» художник сумел передать горькую правду войны, аджимушкайскую трагедию. Создание подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях близ Керчи явилось следствием ликвидации Крымского фронта в мае 1942, когда в окрестностях города шли тяжелые арьергардные бои и далеко не все войска смогли переправиться через Керченский пролив. В штольни, образовавшиеся в результате добычи строительного камня в течение последних двух столетий, спустились отдельные части регулярной армии – более 10 тысяч воинов различных родов войск. Кроме того, в каменоломнях нашли убежище почти 5 тысяч мирных жителей – дети, женщины и старики, пережившие первую гитлеровскую оккупацию. Подземный гарнизон 170 дней и ночей вел борьбу с фашистами в условиях полного окружения врагом, стремившегося силой оружия, взрывами кровли, газовыми атаками, голодом и жаждой подавить сопротивление его защитников. В ноябре 1943, спустя год после завершения обороны, в штольни спустились воины-десантники - освободители Керчи. В их числе был и крымский поэт Илья Сельвинский, который написал следующие строки:
«Кто всхлипывает тут? Слеза мужская
Здесь может прозвучать кощунством. Встать!
Страна велит нам почести воздать
Великим мертвецам Аджимушкая!»
Стихотворение И. Сельвинского «Аджимушкай», опубликованное в печати, произвело на юного художника глубокое впечатление. Но только в 1960 году уже сложившимся профессиональным художником он впервые приехал в Керчь, чтобы увидеть все своими глазами. Художник начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Его творческие планы изменились, когда он стал работать над темой. Вместо одной работы появляется триптих, а вслед за ним - целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкай. 1942 год». За короткое время было создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.

Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю – стать в положение очевидца событий. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности, внутренней динамике образов. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Картины, посвященные защитникам подземной крепости, – не только иллюстрации к конкретному историческому событию. Это и размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах советских людей, оторванных от мирных дел, одетых в военную форму мужчин, женщин и даже детей, людей разных возрастов и разных биографий, сплетенных в Аджимушкае в одну судьбу. Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н.Я.Бута заключается в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, а на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Владимир Абаринов

[...] У ФСБ есть идеальная возможность действительно всерьез отличиться на поприще борьбы с нелегальной торговлей оружием. В России живет, ни от кого не скрываясь, Виктор Бут – человек, заслуживший на Западе прозвище «торговец смертью», объявленный в международный розыск поставщик российского оружия едва ли не во все «горячие точки» мира. Он обвиняется в том числе и в поставках оружия Талибану, а также в участии в эвакуации из Афганистана через Пакистан в Иран и Судан ценностей, принадлежащих «Аль-Каиде». В феврале 2002 года бельгийские власти выдали международный ордер на арест Бута по обвинению в отмывании преступных доходов. Бут тогда же объявился в Москве, дал интервью «Эху Москвы», в котором отрицал все обвинения и выражал полную готовность сотрудничать с российскими правоохранительными органами. Это была последняя вспышка интереса к персоне Бута со стороны как прессы, так и вышеупомянутых органов. Ордер Интерпола действия на территории России почему-то не возымел. Недавно Виктор Бут снова дал о себе знать – в августе этого года после долгих уговоров он дал интервью московскому корреспонденту New York Times.

За прошедшее время появилось довольно много новой информации, частично отраженной в материале New York Times. Она касается не столько самого Бута, сколько действий соответствующих ведомств, в первую очередь американских.

Летом 1999 года Совет национальной безопасности США, обдумывая, как бы разрубить гордиев узел непрекращающихся вооруженных конфликтов в Западной Африке, санкционировал электронное прослушивание как правительств, так и партизанских вождей Демократической Республики Конго (бывший Заир), Либерии и Сьерра-Леоне. Расшифровки телефонных переговоров дополнялись данными космической разведки и донесениями агентов, работающих «в поле». В огромном объеме информации то и дело всплывало имя Виктора Бута – он был вездесущ. Оказалось, что в ЦРУ собрана коллекция фотографий, запечатлевших российские грузовые АНы и ИЛы на тайных взлетно-посадочных полосах в африканских джунглях. Фотографии датированы 1996-1999 годами. На одном из снимков имеется изображение и самого Виктора Анатольевича Бута на фоне одного из своих самолетов. Этот сделанный скрытой камерой портрет долгое время оставался единственным известным изображением Бута.

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. «Все началось с гладиолусов...» – так говорит он сам интервьюеру New York Times. Свои первые большие деньги сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил 20 тонн цветов. К 1996 году авиапарк Бута насчитывал 160 машин, штат его компаний – тысячу человек. В 1997 году он построил холодильник в южноафриканском порту Питерсберг и начал возить в Нигерию мороженых цыплят. Затем пришел черед оружия. Бут создал самую разветвленную и хитроумную сеть доставки запрещенного товара в обход санкций ООН. Расплачивались с ним африканские головорезы чаще всего алмазами.

Сегодня Бут не отрицает, что возил оружие. По его мнению, перевозчик не несет ответственности за содержимое ящиков, загруженных на борт. И не считает этот бизнес нелегальным. «Нелегальное оружие? – переспрашивает он американского журналиста. – А что это такое? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?» А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться.

В этом он совершенно прав. Когда о деятельности Бута доложили шефу управления Службы национальной безопасности по контртерроризму Ричарду Кларку, тот ответил: «Дайте мне материал для ордера на арест». Но в том-то и дело, что в США нет закона, который позволил бы привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами страны и не направленные против ее граждан или их собственности. Тогда Вашингтон инициировал в середине 2000 года масштабную операцию, в которой участвовали разведки семи стран четырех континентов и должностные лица на уровне членов кабинета. России в числе этих семи стран, увы, не было. Телефоны Бута были поставлены на прослушку. За ним велось неусыпное негласное наблюдение. Власти Объединенных Арабских Эмиратов предлагали американцам арестовать и выдать им Бута. Для его ареста в Шардже, где располагалась главная операционная база Бута и жила его семья, уже был готов отряд спецназа, но Вашингтон попросил отменить операцию, решив, что о его тайной империи известно еще далеко не все. В феврале 2002 года в Брюссель прибыла американская делегация, с тем чтобы договориться с бельгийскими прокурорами о сотрудничестве по делу Бута. Бельгийцы, однако, ответили отказом (что неудивительно, учитывая антиамериканизм нынешнего бельгийского правительства). Вскоре Бут, как явствовало из его телефонных разговоров, узнал о брюссельской встрече, поэтому когда бельгийцы 18 февраля направили в Интерпол международный ордер на арест Бута, он из Шарджи направился напрямик в Москву – благо самолеты у него свои.

В отличие от администрации Клинтона, администрация Буша не видит в международной организованной преступности угрозы национальным интересам США. Видимо, поэтому она утратила интерес к личности Бута. По словам одного из бывших сотрудников Белого дома, советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс распорядилась решать «проблему Бута» дипломатическими средствами, а после 11 сентября и вовсе отменила операцию.

Предложение министра обороны России Сергея Иванова ужесточить контроль за экспортом ПЗРК не нашло отклика у его коллег. Это только на руку таким коммерсантам, как Виктор Бут

Сквозь «игольное» ушко

Сам Бут всячески дает понять в уже цитировавшемся интервью: его не трогают потому, что за ним стоят правительства, и не только России, но и стран, которые делают вид, что охотятся на него, а он, в свою очередь, умеет держать язык за зубами. Не исключено. Сегодня есть сведения об участии в нелегальных оружейных поставках Ираку президента Украины Леонида Кучмы, о расхищении приднестровских арсеналов, о продажах белорусского оружия зачастую обеим сторонам одного конфликта. О сомнительных оружейных сделках Казахстана и Киргизии. Вопреки заверениям генерала Фоменко о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы находятся под полным контролем российского правительства, чеченские боевики не испытывают недостатка в «Иглах», которыми сбит уже не один вертолет федеральных сил.

Откуда они у чеченцев? В Москве убеждены, что из бывших советских республик. Министр обороны Сергей Иванов уже не раз призывал коллег из ближнего зарубежья провести инвентаризацию имеющихся у них в наличии ПЗРК. Министр намеревался сличить заводские номера на корпусах захваченных в Чечне ракет с номерами тех, что остались за пределами России после распада СССР. Видимо, инвентаризация так и не состоялась. В июне этого года на очередном заседании Совета министров обороны СНГ в Щучинске (Казахстан) Сергей Иванов внес предложение ужесточить контроль за экспортом ПЗРК, однако делегации Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины не поддержали его. [...]

Бут готов. Всегда готов

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

Николай Яковлевич Бут
Дата рождения 21 апреля (1928-04-21 )
Место рождения хутор Погожа Криница , Роменский округ , Украинская ССР , СССР
Дата смерти 17 ноября (1989-11-17 ) (61 год)
Место смерти
  • Москва , РСФСР , СССР
Страна
Жанр батальный
Учёба
  • Ростовский художественный техникум им. М. Б. Грекова
Стиль социалистический реализм
Награды
Звания
Премии

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооружённых Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте