Какие бывают общечеловеческие ценности. Общечеловеческие ценности: мечта или реальность

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Что такое общечеловеческие ценности?

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.

Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые . Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.

Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.

К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.

Воспитание детей на общечеловеческих ценностях

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, патриотизм.

Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах. Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества. В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.

Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.

Общечеловеческие ценности прививаются человеку в ходе его воспитания. Они представляют собой накопленные духовные, моральные и нравственные принципы, поддерживающие уровень благонравности в обществе. Основополагающей является человеческая жизнь с острой проблемой ее сохранения в нынешнем культурном обществе и при существующих природных условиях.

В другом смысле общечеловеческие ценности - это абсолютный стандарт, в котором заключены основы моральных ценностей, они помогают человечеству сохранять свой вид.

Однако критики утверждают, что некоторые способны злоупотреблять этим понятием. Так, с его помощью можно манипулировать общественным мнением. И это невзирая на разницу в национальной жизни, религии и т.д. В итоге одинаковые для всех и каждого ценности могут противоречить какой-то культуре.

Но на каждый аргумент найдется контраргумент. Противники этой стороны утверждают, что без такого рода ценностей общество бы уже морально разложилось, и отдельные субъекты не могли бы мирно сосуществовать.

Важны - они в первую очередь формируют а уже потом культуру страны и общества в целом. И, тем не менее, в такого рода ценностях нет конкретики - это не некий свод правил, которому нужно беспрекословно следовать. Также они не связаны с определенным промежутком времени в развитии той или иной культуры, конкретной этической традиции. Это то, что отличает цивилизованного человека от варвара.

Общечеловеческие ценности включают в себя несколько составляющих. Духовная составляющая - это религия, философия, искусство, этика, эстетика, различные памятники культуры, шедевры музыки и кинематографа, литературные произведения и т.д. То есть весь духовный опыт народов являет собой всеобщую ценность. В этом таятся глубокие философские размышления о смысле бытия, морали, культурном наследии и нравах народа.

Духовная составляющая подразделяется на нравственную, эстетическую, научную, религиозную, политическую и правовую основы. современного общества - это честь, достоинство, доброта, истина, непричинение вреда и другие; эстетические - поиск прекрасного и возвышенного; научные - истина; религиозные - вера. Политический компонент открывает в человеке желание мира, демократии, справедливости, а правовой определяет важность закона и правопорядка в обществе.

Культурная составляющая включает в себя общение, свободу, творческую деятельность. Природная - это органическая и неорганическая природа.

Общечеловеческие ценности - это форма применения нравственных стандартов, которая связана с идеалами гуманизма, достоинства личности и справедливости. Они направляют человека на то, чтобы его жизнь держалась на трех важных составляющих: осознанности, ответственности и честности. Мы поэтому и люди, что способны к этому прийти. От нас зависит процветание общества, атмосфера в нем. В мире должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Соблюдение общечеловеческих ценностей может реализовать такой желанный многими мир во всем мире!

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше» (Н. Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость » и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ - это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» -- «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» -- может быть примером общечеловеческой ценности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

по дисциплине «Социология»

«Общечеловеческие ценности в современном мире»

Выполнил:

студент 1 курса

заочного отделения

(специальность «230700.62»)

группы ПИ 18

Лаврентьев В.С.

Введение

1. Разнообразие ценностей

3. Основные характеристики ценностей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность.

Тема общечеловеческие ценности в современном мире актуальна, т. к. это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох, которые занимали большую роль в жизни общества.

Цель: Анализ общечеловеческих ценностей в современном мире.

1.Определить разнообразие ценностей.

2.Выявить виды общечеловеческих ценностей.

3.Рассмотреть основные характеристики ценностей.

4.Исследовать общечеловеческие ценности в современном мире.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios -- ценность и logos -- учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят, о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность -- это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек -- это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.

1. Разнообразие ценностей

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше» (Н. Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость» и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ - это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введена в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

2. Виды общечеловеческих ценностей

Применяются следующие классификации:

По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов. О.ц. имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающемединстве представлений о наличии неких универсальных сущностно значимых свойств человеческогосуществования.

К О.ц., признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с окружающим миром.

3. Основные общечеловеческие ценности

Трудовое обучение естественным образом ориентирует процесс формирования личности на воспитание высоких нравственных качеств.

В русской педагогике, этнопедагогике народов России - труд, справедливость, красота, добро, - являясь слагаемыми нравственности, составляют единое гармоническое целое.

Высшие человеческие ценности: справедливость, труд, красота и сильнее всего и более всего, конечно, добро, доброта как лучшее, наиболее убедительное проявление любви.

Очевидно, что все это вместе составляет надежную базу нравственности, соответственно и нравственного воспитания.

К этому списку общечеловеческих ценностей, думаю, необходимо добавить и правду.

Итак составим список общечеловеческих нравственных ценностей:

Труд, красота, добро, справедливость, любовь, правда, жизнь, цель жизни, смысл жизни, истина, целомудрие, чистота, воспитание, родина, семья, дети, честность, традиции, совесть, свобода, человек.

4. Общечеловеческие ценности в современном мире

ценность общечеловеческий норма

В современном мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о существовании общечеловеческих ценностей. Первая из них: абсолютных общечеловеческих ценностей не существует. Ценности и система этики вырабатываются этносом применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Так как условия существования различных сообществ разные, то некорректно распространять этическую систему одного сообщества на весь мир. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории, и поэтому не существует неких общечеловеческих ценностей, единых для всех культур. Примером этичного поведения в среде каннибалов было поедание трупов поверженного врага после боя, каковое действие имело мистическое значение. Сторонники вышеприведённой точки зрения считают, что обвинять каннибала за такое поведение нельзя. Защитники другой точки зрения апеллируют больше к реальным ситуациям взаимодействия и сосуществования различных культур. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей (кроме, возможно, специально созданной резервации) не существует изолированно от других, а, напротив, активно взаимодействует с ними, для мирного сосуществования культур необходима выработка некоторой общей системы ценностей, даже если она априори не существовала. Для мирного сосуществования культуры каннибалов с культурой вегетарианцев им необходимо выработать некоторую систему общих ценностей, иначе сосуществование будет невозможно. Есть также и третья точка зрения, вытекающая из первой. Её приверженцы утверждают, что это словосочетание активно используется в манипуляции общественным мнением. Противники внешней политики США утверждают, что во внешней политике Америки и её сателлитов разговоры о защите "общечеловеческих ценностей" (свобода, демократия, защита прав человека и т. д.) часто перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества. Другими словами, по этой точке зрения термин "общечеловеческие ценности" -- это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма. Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм, наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Претерпев разные по интенсивности и последствиям кризисы, эти идеологии стали великолепной почвой, на которой на Западе выросло, а в России активно формируется унифицированное общество потребления. В таком обществе, безусловно, есть место таким понятиям, как добро, любовь, справедливость, но в число главных ценностей в нем входят иные "добродетели", которые важны прежде всего для достижения материального благополучия и комфорта. Духовные же ценности становятся второстепенными Ещё одна страшная черта современной цивилизации - террор. Террористическое зло нельзя оправдать. Но можно попытаться понять его причины. Каждая из трагедий является очередным эпизодом межцивилизационной войны, в которой по одну сторону незримой линии фронта находится западная, то есть американо-европейская цивилизация, а по другую -- тот мир, вернее, самая радикальная и экстремистская его часть, которому ценности этой цивилизации чужды.

Межцивилизационные противостояния вовсе не отличительная черта нынешнего времени. Они существовали всегда. Но главное отличие современной "войны миров", разворачивающейся в эпоху глобализма, заключается в том, что это противостояние перерастает в глобальное, то есть значительно более масштабное и опасное. А полем битвы становится Земля. Отменит ли это совсем универсалию общечеловеческих ценностей?.. Можно ли хотя бы надеяться на лучший исход?.. Прогнозы давать невозможно.

Заключение

Я считаю, что некие общечеловеческие ценности все же существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к одному биологическому виду. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они очень часто нарушаются. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но фактом остается и то, что, хотя вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но, несмотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями.

Список литературы

http://philosophy_mini.academic.ru/

http://www.monographies.ru/

http://www.bibliofond.ru/

"Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. Анализ ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды; преобладание прагматических целей и ориентиров в системе ценностей. Образование и занятость молодежи.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Общая характеристика ценностных ориентаций личности. Особенности ценностей в современном обществе. Религиозные традиции и ценности в семейных отношениях. Сравнительный анализ ценностных ориентаций личности женщин в мусульманских и светских семьях.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Определение понятия и сущности, структуры и классификации ценностей. Изучение особенностей изменения ценностей современного российского общества. Ознакомление с основными причинами и последствиями кризиса сознания. Проблема диссонанса ценностей молодежи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2015

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Семейные ценности как объект социологического изучения. Семья как активный элемент социальных отношений. Трансформация семейных ценностей. Выявление и анализ семейных ценностей и ориентаций студентов МГПУ. Основные положения программы исследования.

Вопросы, затрагиваемые в этом материале, вроде бы очевидны и простыми кажутся на первый взгляд. Но заставляют задуматься в первую очередь взрослых, задача которых является донести до в простой и понятной им форме ту истину, о которой они сами забывают в водовороте жизни. Дети, достигая определенного возраста, могут оценивать и понимать окружающую их жизнь. Ученики 4 класса с примерами общечеловеческих ценностей, приводимых им в доступной форме, относятся к этой возрастной группе.

Общее понятие

Общечеловеческие ценности - теоретически существующая некая система моральных норм, содержание которой не связано с временным историческим периодом. Учитывая тот факт, что на сегодня происходит тесное общение между представителями всех культур и национальностей, существование общечеловеческой системы ценностей просто необходимо.

Жизнь как ценность

На сегодня общество достигло того уровня развития в технологическом плане, что возможно взаимоуничтожение. Существующая система общечеловеческих ценностей может быть или должна быть неким сдерживающим барьером между народами.

Самым главным и первым пунктов в этой системе должна быть жизнь человека. Она является неприкасаемым фактом, покушение на жизнь человека недопустимо.

Давайте приведем пример общечеловеческой ценности - жизни. Родился человек. При рождении каждый имеет огромный потенциал и неисчерпаемые ресурсы. Но каждый сам решает, как ему распоряжаться дарованными ему ресурсами. Один человек - мастер: из груды железа создаст что-то ценное и необходимое, например, автомобиль. Другой, например, хирург, который в течение многих лет может спасти многие жизни. За счет знаний и умений, которые он приобрел, за счет своих природных ресурсов.

Третий пример, человек пьющий и нигде не работающий, при рождении имел те же ресурсы и тот же потенциал, но не воспользовался ими. На основании приведенного примера такая общечеловеческая ценность, как жизнь, является главной и несоизмеримой ни с чем на свете величиной. И не важно, какая профессия или возраст, или здоровье у любого человека, каждый должен знать и понимать тот факт, что жизнь любого человека представляет собой не соизмеримую ценность.

Ценность здоровья

Также к этой системе относится и здоровье человека: каждый человек в современном обществе имеет право на сохранение своего здоровья, имеет право на лечение. Не имея крепкого здоровья построить цепочку других ценностей для человека практически невозможно.

Во всем мире, в каждой стране развитие системы здравоохранения считается важным этапом. Больницы, поликлиники, санатории, госпитали: все это создано для поддержания и, что также немаловажно, контроля над здоровьем человека. Вот, приведем пример общечеловеческой ценности - здоровья. Мы часто желаем друг другу крепкого здоровья. Так повелось из поколения в поколение. Ведь имея крепкое здоровье, человек сможет преодолеть все жизненные трудности, а если придется, то и пережить серьёзные перегрузки.

Право на образование. Значение образования как ценность

Продолжим наше повествование об общечеловеческих ценностях, примером 4 классу может служить право на образование. Его, безусловно, можно отнести к этой системе. На сегодня эта ступень для человека в мир, где он сможет занять своё место, принести пользу обществу, получить блага для себя и, что самое важное, для своих близких.

Семья как главная ценность человека

Семья. Семь «я». Важнейшая общечеловеческая ценность, примером может быть любая семья, будь то семья друга, соседа, одноклассника. Если оглядеться вокруг, то можно обратить внимание, что они бывают разными: веселыми и шумными, строгими и консервативными, полными и неполными.

Семья и семейные ценности - это две ветви, которые плотно переплелись друг с другом. Эти ценности для каждого человека представлены в виде длинного-длинного списка, что доказывает важность и необходимость существования семьи. Это и любовь: матери к своему ребёнку, между супругами, забота о старшем поколении.

Семья и семейные ценности важны и необходимы любому человеку, как корень для могучего дуба, сила и мощь которого иссякнет, если корень будет поврежден или болен. Так и с семьей. Примерами общечеловеческих ценностей пусть послужат описанные выше моменты.

Наука в системе ценностей

Наука в системе общечеловеческих ценностей занимает ведущее положение. На сегодня сложилась экологическая угроза для нашей планеты, тому виной, безусловно, сам человек. Экосистемы претерпевают вмешательство в свою структуру, но именно развитие науки является тому причиной. Это ситуация с одной стороны.

С другой - развитие науки воздвигло тот окружающий мир, в котором мы живем. Примером привести можно открытия, сделанные на основании исследований физиками, химиками, математиками, астрологами, дали толчок к дальнейшему развитию человечества в различных отраслях.

Условно влияние науки можно разделить на бессознательное формирование понимания мира в целом, и осознанное, которое формируется у человека под влиянием социума, то есть общества. К этому факту можно отнести и общеобразовательную систему воспитания, самообразование. Бессознательное формирование подразумевает факт, как природная сущность человека, то есть при рождении в каждом из нас уже заложена, как говориться, «человеческая сущность», свойственна любознательность, желание узнать что-то новое для себя. И неважно, в какой сфере деятельности это произойдет, важен тот факт, что этот механизм начинает работать вновь и вновь. Это и является тем, что отличает человека от животного.

Физическая культура и спорт. Их место в данном случае

Физическая культура и спорт в системе общечеловеческих ценностей занимают своё важное и значимое положение. Они направлены на укрепление здоровья человека, также на развитие физических и морально-волевых способностей, все это в комплексе ведет к развитию сильной и гармоничной личности человека.

Спорт является общечеловеческой культурной ценностью, примером этого может послужить сама история развития: это и олимпиады, и соревнования, и исторически сформированные виды спорта. Значение физической культуры и спорта велико и формируется в нескольких направлениях:

  • Во-первых, под воздействием данных факторов происходит формирование человека как личности.
  • Во-вторых, сам он уже в процессе занятия спортом вносит вклад в его развитие, раскрывает или усовершенствует виды спорта.
  • В-третьих, вносит свой вклад в развитие самого общества в целом.

Литература в жизни человека

Возникновение и формирование самой литературы из века в век доказывает тот факт, что это важнейшая ценность для человечества. Литература затрагивает душу человека, она помогает раскрыть и понять всю ее глубину, её темные и светлые стороны, заставляет задуматься, почему происходили некоторые события именно так, с чем это связано, что могло быть, если бы человек поступил по-другому.

Ответы на все эти вопросы можно получить из книг. Любая книга, любое произведение может служить тому доказательством. Примером общечеловеческих ценностей из литературы может послужить произведение «Слово о полку Игореве...», где приводится описание служения своей Родине, её защита, жизнь главных героев посвящена высокой идее. Помимо этого, примером может послужить верность и нежность русских жен в этом произведение, которое, в свою очередь, также является примером общечеловеческой ценности семья. Семья, которая даёт человеку силы, желания творить.

Приведем еще один пример из классической литературы по произведению Антона Павловича Чехов «Ионыч». Здесь описана жизнь молодого человека, желанием которого было служить обществу, приносить пользу, но переломным моментом в его жизни явилась любовь. Он полюбил молодую красивую девушку, которая не ответила ему взаимностью. Главный герой сделал ей предложение руки и сердца, а в ответ получил лишь насмешки. Нет, он не умер, не заболел, но он потерял тот интерес к жизни, в нем потух тот самый огонёк, который давал ему желание жить интересной полной жизнью. И со временем он обрюзг, пристрастился к азартным играм, и существование его стало пустым и бессмысленным.

Автор на примере своего героя хотел показать, что утрата таких общечеловеческих ценностей как любовь и семья, завели главного героя в тупиковую ситуацию. Пусть также этот опыт послужит примером молодому поколению: нельзя останавливаться в жизни, если случилась какая-то неприятность, всегда нужно идти вперед к своей мечте, всегда нужно стараться осуществлять задуманные тобой планы. Ведь если у тебя будет что-то получаться, то награда для самого себя не заставит долго ждать - чувства самоуважения и удовлетворения от жизни будут тебе порукой. Вот такой пример общечеловеческих ценностей был приведен автором.

Заключение

В заключение еще раз хотелось бы отметить важность моральных ориентиров на сегодня для каждого человека в отдельности, и для общества в целом. Фото примеров общечеловеческих ценностей представлены в данной статье.

Хотелось бы отдать должное мастерам своего дела, их работы также могут быть для нас примером, вносимого ими в общее понятие общечеловеческих ценностей. Ведь созерцание прекрасного - напоминание того, что это все рядом, вокруг тебя, береги и люби, дари себя, учись - учись с удовольствием, учись каждый день, пусть это будет один шажочек, но пусть он будет сделан.