Религия татар. Татары религия

Татары - тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык - татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар - мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» - например Ураза гаете - праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих - каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары – этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Новости из России

25.01.2015

I. Русские мусульмане.

Мусульмане - это шестая часть того человеческого массива, что зовется русским народом, это каждый шестой в армии и в тылу и потому в дни, когда перестраивается российская государственность, когда отпадают все ограничения, роль тридцати миллионов мусульман может быть очень значительной, ибо может повлиять на то или иное разрешение наших исторических задач.

Поэтому мы считаем своевременным ознакомление русского общества с настроениями, желаниями и политическими воззрениями мусульман.

Мусульмане не народ, а много народов, связанных одной религией и одной восточной культурой, полученной ими вместе с религией с Востока, из Аравии и потому мусульманство в самом себе осуществило братство народов, скрепленных общей идеей.


Мусульманство это Восток, тот Восток, чья печать легла и на памятники русской старины, - взгляните на куполы - тюрбаны Василия Блаженного, на портреты Годунова и Иоанна Грозного, этого сурового хана в тюбетейке, вспомните, что доселе существуют на Москве Яуза и Балчуг, - и вы поймете, что связь России с татарством - не случайность и не каприз истории.

- "Татары на Руси!" - из конца в конец передавалась грозная весть по всей Руси, повергая в страх и уныние удельных князей. Татары впервые пришли с Батыем в 1238 году и многие из них остались тогда на Руси в качестве воинов, охранников княжеской казны. Затем, татарские нашествия повторялись часто, и жестокие завоеватели всякий раз огнем и мечом расписывались в посещении матери городов русских.

Брал Москву хан Чанибек (Джанибек - прим. ред.). Железный Хромец, хан Тимур (Амир Тимур - прим. ред.), пощадил Москву и под страхом смерти запретил своим воинам вход в столицу. Щадили Русь и хан Едигей, и Сафа-Бей, и только Девлет-Гирей, при Иоанне Грозном, мстя за убитых Грозным послов, сжег Москву.

Во весь этот период татары не раз бывали и союзниками того или иного удельного княжества и, как вольные кочевые воины по профессии, придирались ко всякому случаю, чтобы повоевать, пользуясь вечными войнами между собой враждовавших удельных князей.

Татары привили русским свою боевую организацию, заразили их духом завоевательного авантюризма и сами были разбиты, покорены и поглощены разросшимся государством российским.

Покоренные ханские народы исчезли, претворились, иные обрусели, но народы остались и в течение веков восприняли русскую государственную культуру, сохранили веру отцов и духовную культуру Востока.

Все тюркские народности, входящие в состав русского государства, объединяются под общим стягом русского мусульманства, считая мусульманство не как религию, а как культурную дисциплину, сведшую воедино родственные по духу племена.

Сотни лет, проведенных в мирной работе бок-о-бок с татарами, научили русских верить и уважать братьев - мусульман.

Ханы воевали с царями, но нынче нет ханов, нет царей, есть народы, есть союз российских народов - и среди них мусульмане.

Вместе с русским народом несли они все тяготы подъяремного существования, претерпев все удары, нанесенные подвластным народам беспутной романовщиной.

У мусульман были отняты богатейшие земли в Сибири, Казани, в Поволжье, на Кавказе и в Закавказье, в Крыму и Туркестане. Огромные имения Романовых, все эти удельные и кабинетские имения, - миллионы десятин награбленной земли, ныне составят народный земельный фонд.

Мусульман преследовали за их происхождение их веру и обычаи - все же мусульманские массы были самыми лояльными и служили интересам России, часто поступаясь всем дорогим и никогда изменяя русскому народу.

Русское правительство платило за верность подлостью: закрывало школы, просветительные учреждения, душило всякие проявления самосознания и сделало то, что лояльное мусульманство слилось с русским народом и вместе с ним отреклось от режима предательства и торговли совестью.

II. Религия и быт.

Религия мусульман, Ислам, или магометанство (по имени основателя религии и Пророка ее Магомета), является не только идеалистическим учением, но сводом законов, предусматривающих все почти бытовые явления и обслуживающих самые разнообразные стороны жизни. Сюда входят, обычное право (адат), свод церковных постановлений (шариат), основы военной и гражданской организации и многое иное.

Татары религиозны, трезвы и очень трудолюбивы. Быт татарской деревни мало отличается от русской: то же примитивное ведение хозяйства, та же печать безземелья и забитости, но нет кабаков, нет грязи, татары чистоплотны, - и грамотность обязательна для детей обоего пола. Посещать татарскую школу имеет право всякий, независимо от возраста и положения. Школы, медресе и мектебе главным образом давали доселе элементарное образование: чтение, письмо, основы Корана и толкования его.

Русские школы "министерского" типа давали очень мало, а учреждать школы иных типов правительство не разрешало.

Татары, тем не менее, упорно стремились к свету, боролись за право учиться и на этой почве их история - история гонений и кар.

Долгое время единственными, относительно просвещенными людьми, в татарской деревне были исключительно духовники, то есть муллы и имамы. Они были в народе, они учили народ тому немногому, что знали сами и стояли на страже религии.

У мусульманства нет "духовенства" в христианском смысле, нет такого сословия. Муллой может быть всякий мусульманин, и сын муллы ничем не отличается от сына земледельца или ремесленника. Религия и быт, тесно связаны между собой и этим, быть может, объясняются устойчивость и нравственные качества мусульманства.

Живут мусульмане в добрососедских отношениях со своими соседями, и никакой вражды к народностям иных исповеданий не проявляют. Отдельные трагические недоразумения, вроде армяно-татарских столкновений в Закавказье, объясняются отчасти некультурностью туземного населения, отчасти экономическими условиями, но, главным образом, злостной провокацией старого царского правительства, его ставленников и прислужников.

Доселе у европейцев существовало глубокое убеждение в том, что Ислам, как религия, является тормозом, затрудняющим мусульманству приобщение к культуре. Это верно постольку, поскольку, вообще, консервативна всякая религия.

Учение Ислама, по существу, эластично и, по духу глубоко демократично. Республиканские общины существовали у древних арабов, управлявшихся выборными шейхами. Древний калифат являлся республикой, где президентом был калиф, а хозяином страны оставался народ, без труда низлагавший калифов. Ислам и сопредельная с ним арабо-турецкая культура не знают аристократии, как касты; ни у арабов, ни у турок не было и нет привилегированных сословий: ни дворян, ни князей, ни духовенства.

Ислам покровительствовал наукам, литературе, искусствам, и в эпоху мавританского расцвета искусства и науки достигли пределов высокого развития.

Ни в Коране, ни в иных писаных книгах законов нет никакой тенденции против культуры, и всякие политические и общественные реформы с точки зрения Ислама могут быть только приветствуемы.

Всякие ссылки на нетерпимость Ислама в связи с указаниями на косность отдельных племен не выдерживают серьезной критики, ибо косность эта не от Ислама, а от империалистической крепостнической политики народов, среди которых живут мусульмане.

Русский крестьянин не знаком с Исламом, тем не менее, в массе он стоит не выше любого татарина. И того, и другого держала в чулане невежества царская власть.

III. Земля и воля.

Кто хочет изучить историю русского мусульманства за последние два века, тот может сделать это, не заглядывая в Россию. Достаточно побывать в Персии и Турции, достаточно проехать по Анатолийской железной дороге от Константинополя до Конии и вы увидите историю двух векового гонения и изучите земельный вопрос русского мусульманства лучше, чем по любым документам.

На утопающем в зелени, глядящемся в лазурное зеркало Босфора, вокзале Гайдар-Паша, среди живописной толпы, бродят унылые, изможденные оборванцы в бараньих шапках. За гроши сносят багаж и груз и вновь стоят у стен угрюмые и голодные. Это - "урус-мухаджиры", беженцы из России, крымские татары.

Крымцы трижды бежали массами в Турцию. Впервые, в дни присоединения Крыма к России, когда Екатерина II единым мановением руки "пожаловала" своим фаворитам Потемкину, Булгакову, Зубову, Зотову и красавцам - фанариотам Качиони, Ревелиоти и другим сотни тысяч десятин земли. "Бери столько, сколько видит глаз, сказала царица греку Качиони, и тот, взобравшись на Чатырдаг, указал рукой на белевший вдали Карасу-базар, и получил около ста тысяч десятин. Царица изволила смеяться, а о татарах не тужила, написав о них Потемкину буквально следующее:

"Так как оные татары не дворяне, то и собственных земель иметь не могут".

"Оные татары", превратившись в нищих, в 1791 году, в количестве около ста тысяч, направились в Турцию.

Цветущий край, густо заселенный, с образцовыми садами, пастбищами, шелководными, пасечными и молочными хозяйствами превратился в пустыню. "Государственные крестьяне", которыми новые помещики населяли эти земли, разбежались.

После Крымской войны 1853 - 55 годов, русское правительство постаралось учреждением миссионерских обществ поднять еще до двух тысяч татар, бросивших все и бежавших в Турцию в 1861 году. И, наконец, в 1901 году, доведенные обрусительной политикой до отчаяния, ушли в Турцию еще пятьдесят тысяч татар. Правительство же, покончив с частными, прибрало к рукам даже "вакуфные" земли, дабы татары не могли строить на доходы с этих земель школ и приютов.

Первые эмигранты были расселены турками на Добрудже, и когда Добруджа перешла к Румынии, татары остались там, и поныне жили сносно. Позднейшие, расселенные в М. Азии бедствуют. Многие вымерли от лихорадок, другие погибли на постройке Анатолийской дороги.

"От Стамбула до Багдада можно пройти, идя от одной татарской могилы до другой".

А в Крыму безземельная кучка доживает дни на тяжелой барщине, на скопщине и в батраках по романовским удельным, кабинетским и высоко-вельможным землям.

Вот и весь аграрный вопрос крымских татар.

По берегу Босфора мчится анатолийский экспресс и останавливается у станции Гебзе, где на голых склонах ютятся нищенские мазанки. Здесь живут туркмены и сарты из Туркестана. У них были миллионы десятин земли, но русское правительство решило "очистить" край от туземцев. Миллионы десятин были объявлены кабинетскими и казенными, а самый жирный кусок, оазис Мургаб-Али, оказался принадлежащим царю и образовал многомиллионное "Мургабское государево имение". То же произошло и с киргизами, бежавшими в Китай, и туркменами, ушедшими в Персию.

Это - история аграрного вопроса в Туркестане.

От станции Гебзе до Исмита, на 14 вокзалах, можно изучить историю кавказских горцев. Справа и слева от рельсового пути сакли абадзехов, тавлинцев, адигойцев, аварцев и черкесские аулы.

На вокзалах - бешметы, папахи, гортанный говор. Поговорите с ними и услышите, как выбрасывали их предков из аваловского "Боржома", который был "Высочайше пожалован" великому князю Михаилу Николаевичу. Услышите, как были очищены урочища Абрау, где ныне пенится шипучее Дюрсо. Узнаете, как были отчуждены земли в Батумской области, где ныне Чаквинские чайные плантации, свинцовые и медные копи мургульского района и богатейшие "казенные" земли. Узнаете, откуда взялись бесценные имения великих князей, разбросанные по всему Кавказу.

Пятнадцать лет назад принцу Александру Ольденбургскому понравились земли в урочище "Гагры". Из Сухума были вытребованы две роты солдат при трех орудиях, и гагринский район был объявлен "государственным имуществом" и самые Гагры стали собственностью принца, устроившего там курорт и дворец, а абхазцы голыми были выгнаны на берег, где сели на лодки и фелюги и направились в Малую Азию.

Мартовский шторм сделал свое дело, и Черное море приютило на гостеприимном дне несколько сот мужчин, женщин и детей.

Уцелевшие добрались до турецкого берега, а потом попали в Эскишеер, где и работают на добыче "морской пенки" в рудниках Бес-Тепе. Каторжный труд дает гроши и требует больших жертв.

В Смирне, Алашере, Карагиссаре, Конии, на диком Гок-Даге - всюду влачат голодное существование русские "мухаджиры", вся вина которых состоит в том, что русским царям и их челяди понравились миллионы десятин мусульманских земель.

Такова сущность аграрного вопроса русских мусульман, и когда мне говорят о цифровых статистических данных, я плохо слушаю, ибо вспоминаю свою поездку по Турции, вижу вымирающие остатки племен, вспоминаю богатые культурные области, отнятые у них, и чувствую, что вопрос этот написан острым ножом на сердце человеческом.

Любовь к родине - о, ее поймете вы, когда вспомните, что после всех этих мук и экспериментов над народными организациями в России осталось около тридцати миллионов мусульман. Правда, они безземельные, безлошадные, они не землевладельцы, а воздуховладельцы и небовладельиы, непрестанно воевавшие за русское дело, за русские земли и за романовские земли, отнятые у мусульман.

Я приведу цифры:

За два века отнято у русских мусульман 41 675 000 десятин земли, считая и сибирские земли.

Почти сорок два миллиона десятин. Вот на эти свои земли и претендуют мусульмане, в земельном вопросе всецело и единогласно разделяющие программу партии социалистов-революционеров, но делающие оговорку: - Мусульмане удовольствуются возвращенными им свободной Россией отнятыми у них вне войны землями. Мусульмане твердо верят, что русский народ в лице своего Учредительного Собрания возвратит им земли, где покоятся остатки их дедов, верят в совесть русского народа и, надо надеяться, не раскаются в вере своей.

Мусульмане говорят, что аграрный вопрос нельзя решать захватами и насилиями, что ныне нужно беречь страждущую Россию, и все личные вопросы, даже вопросы существования, необходимо отложить до Учредительного Собрания.

Сила да повинуется совести!

Мусульмане, в большинстве, земледельцы и скотоводы.

Земля для них - хлеб, свет и сила. В вопросе о земле они в Учредительном Собрании будут твердо стоять на указанной мною позиции. Ибо эта позиция - единственная твердая почва под ногами каждого земледельческого народа.

IV. Земельные нормы .

Практически серьезным вопросом является вопрос о количестве потребной для мусульман земли.

На этот вопрос ныне, при отсутствии точных данных, ответить трудно, но смело можно сказать, что мусульманам, в общем, важно получить земли в районах их оседлости. И вот почему: мусульмане, как это ни странно, при существующем об их отсталости убеждении, являются прекрасными хозяевами, сторонниками интенсивного хозяйства, принцип которого:

Наибольшая доходность при наилучшей обработке с наименьшей площади земли.

Крымский татарин у себя на южном берегу с одной десятины виноградника площадью сада или табачной плантации извлекает дохода больше, чем степняк из двадцати пяти десятин даже хорошей земли.

В Крыму есть сады, дающие до десяти тысяч рублей дохода с десятины.

Эту десятину обрабатывает одна семья, меж тем как в степи крестьянская семья не может обработать и убрать урожаи пяти десятин хлеба без наемной рабочей помощи.

Виноградники, огороды, табачная плантация, с одной стороны, и овцеводство, скотоводство, молочное хозяйство, с другой - вот, преимущественно, излюбленные хозяйственные отрасли мусульман. Нельзя поэтому решить аграрного вопроса, предложив кавказцу или крымцу какую угодно землю в Сибири, где даже овес замерзает на корне в конце мая.

В вопросе о распределении земель мусульмане потому-то и стоят твердо:

Наделение землями должно быть согласовано с территориальными правами отдельных народов.

То есть, крымцы должны получить крымские земли; казанцы - казанские; сибиряки - сибирские. Рыбакам пахотные земли вовсе не нужны: отдайте им берега тех вод, промысел с которых является для них источником существования.

Вот чего добиваются мусульмане в области аграрного вопроса.

V. Политические взгляды .

Среди современного мусульманства ныне заметен явный раскол; все русское мусульманство разделилось на два лагеря по вопросу о формах будущей государственности.

Эти два течения: унитаризм и федерализм. Сторонники демократической республики на федеративных началах придерживаются программы, доложенной на последнем всероссийском съезде мусульман видным федералистом Расул-Заде. Федералисты исходят из следующих положений:

Будущая государственность наша должна покоиться на двух началах. Это - общечеловечность интересов с одной стороны и свобода индивидуального развития отдельных национальностей - с другой. Особенности каждой народности должны быть сохранены, обеспечены. Сохранение национальной физиономии необходимо в интересах всего человечества. Когда погибают особенности какой-либо национальности - это является потерей драгоценных сокровищ для всего человечества.

Каждая нация должна организоваться самостоятельно. Ислам - объединяющее начало. Но если Ислам здание, то отдельные мусульманские нации пусть будут комнатами в том общем доме. Например, тюркские народности не должны вмешиваться в арабские дела. Также мелкие ветви тюркской народности имеют свои особенности; они должны сохраняться. Есть разница в наречии; у поволжан есть своя прекрасная литература, свои писатели, поэты, - они не должны забываться. Кто захочет отуречить татар, тот обидит татар.

Начальная школа должна быть в своем наречии, в средней школе - общетюркский язык должен преподаваться, как предмет. В высшей школе язык должен быть общетюркский.

Мы желаем, говорят мусульмане-федералисты, - чтобы будущая форма государственного управления была демократическая республика на федеративных началах, но мы прибавляем, что не хотим воспользоваться критическим положением русского государства, а откладываем разрешение вопроса до созыва Учредительного Собрания.

Совершенно иную позицию заняли сторонники унитарной республики, лидерами которых являются известный писатель Гаяз Исхаков и популярный публицист и беллетрист Ахмет Бек Цаликов.

Их программа, в противовес федералистам в основу устройства будущего государства ставит не разъединение, а объединение и сцепление отдельных национальных групп в единое, слитное и мощное государство: 1) Россия должна представлять децентрализованную демократическую парламентарную республику; 2) культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны, как публично-правовой институт.

Эти два течения ярко были выражены на последнем мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года, когда большинством была принята резолюция федералистов.

Народности тюркского происхождения насчитывают ныне в России около 25 миллионов из 30 миллионов всего русского мусульманства. Из них: а) восточные: сибирские татары (тюрки), китайские уйгуры и др.; б) южные: османы, азербейджанцы, туркмены; в) центральные: татары, киргизы, башкиры, ногайцы.

Говоря о форме будущего государственного устройства, необходимо иметь в виду интересы и право на самоопределение даже самых малочисленных народностей. Тем более, что народности эти доказали свою мирную готовность работать в соседском содружестве с русским народом.

Об отношениях мусульманства к России можно судить по заключительной речи председателя упомянутого съезда.

Страна, бывшая для нас мачехой, страна, где каждодневно оскорблялись униженные и угнетенные мусульмане, граждане третьего сорта, - ныне стала родиной нашей, матерью. Эта страна находится в настоящей опасности, и это положение страны требует от нас особой мудрости. И мы, мусульмане, собравшиеся здесь на всероссийский мусульманский съезд, должны показать, что умеем разумно сочетать безграничную преданность интересам народа, к которому принадлежим, с любовной заботливостью о благе того дорогого нам целого, имя которому - свободная Россия!

Так держит себя в тяжелые для России времена мусульманство, имеющее право рассчитывать в свою очередь на поддержку русского народа в будущем.

VI. Мусульманка .

Свободная женщина Аравии, праматерь мусульманства, никогда не знала гнета семейного рабства, никогда не была гаремной безделкой, вещью, сосудом скудельным. Кочевая, полная опасностей и боевых приключений, жизнь поставила женщину в ряды мужчин, и в истории Аравии, на всем ее протяжении, упоминаются имена женщин поэтесс, судей - "кадинэ", крупных негоцианток, как первая жена Магомета, Хадиджа и даже упоминаются женщины полководцы и шейхи племен, в роде Гюльнар, Зайнаб-Шеихе и легендарной Кара-Фатимы. При калифах (халиф - наместник Пророка на земле) существовала женская академия искусств и консерватории в Замарре, Багдаде и Каире.

У народов, восприявших арабскую культуру, - а ислам стал религией кочевников, -

женщины пользовались правами мужчин до тех пор, пока народ вел кочевую жизнь. У арабских племен, у наших и китайских киргизов, у бурятов и поныне женщина правомочна, и на происходящем мусульманском съезде в Москве есть делегатка, избранная целым киргизским округом, - не от женщин, а от народа.

Женщины сельджуков потеряли права с момента османской оседлости, а русская татарка получила от новой культуры теремное затворничество и бесправие. На Русь пришла татарка, вооруженная колчаном и копьем, на боевом верблюде, как победительница, но терем победил ее. Прошли лета, русская женщина сбросила кокошник, разбила теремные затворы и вышла на свет. Женщина-мусульманка доселе сидела за решеткой, ждала, пока ее раскрепостят, и гадала: что лучше - ждать или догонять?!

Ныне мы видим женщин с открытыми лицами, говорящих громко о своих нуждах, наравне с мужчинами голосующих и выступающих по вопросам огромного политического значения. Мы видим женщин-врачей, юристок, педагогичек.

Правда, их мало; правда, за спинами этой "звездной сотни" интеллигентных девушек - пятнадцать миллионов трепещущих, не раскрепощенных русских мусульманок, но плотина прорвана, и стихийное женское движение уже сокрушает вековые преграды на своем пути.

Ободренные переживаемыми событиями женщины-мусульманки решили порвать с кошмарным прошлым, навязанным традициями и духовенством, извратившим произвольными толкованиями завет Корана и Шариата. По Шариату, женщина пользуется политическими и гражданскими правами; в Шариате нет обряда Хиджаб, запрещающего ходит с открытым лицом.

Современные мусульманки, не считаясь с предрассудками, отрешились от средневековых принципов рабства. Они требуют одинаковых с мужчинами прав, отмены браков по принуждению, по сговору родителей, отмены калыма (выкуп), превращающего институт брака в торговый промысел.

Они желают запретить духовенству совершение брачного обряда над девушками, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Требуют от брачущихся представления медицинского свидетельства о здоровье.

Многоженство, где оно существует, должно быть уничтожено. В первую же очередь необходимо открыть женские больницы и родильные приюты, а также широко поставить обслуживание врачебной помощью мусульманок.

Последний вопрос особенно серьезен, ибо доселе во многих областях, особенно у горцев, женщина была лишена медицинской помощи, так как женщин-врачей нет, а к мужчинам, особенно иноверцам, обращаться нельзя. Повальные эпидемии уничтожали тысячи юных жизней из-за варварских обычаев, и мусульманка доселе часто гибнет жертвой причуд "татарской фармакологии", состоящей из бобов, конских зубов, заклинаний и прочей дребедени. Все эти требования мусульманок, такие элементарные, придется отвоевывать с большими трудностями. Здесь, на съезде, где мужчины в большинстве передовые, лучшие люди, женские требования, конечно, встречают сочувствие и поддержку, но как отнесутся к ним в глухих трущобах Крыма, Туркестана, Закавказья?

Там, где женщина - универсальный препарат, где она - жена за все, где ее удел - скотный двор, огород и кухня, где она - бессловесная раба?

Этот вопрос тягостный и болезненный, тревожит передовых мусульманок, первых пионерок, раскрепощения сестер своих.

В Закавказье много мулл - фанатиков, неприязненно настроенных к женщинам и ведущих жестокую пропаганду. Бороться с ними будет трудно; нужны годы для того, чтобы провести в жизнь хотя бы часть тех вопросов, которые здесь решаются в полчаса.

В Баку, в мусульманском мире, положение женщины особенно тяжело. Даже интеллигентки, женщины-врачи и учительницы, не рискуют появляться в театре среди мужчин.

Каждый богатый туземец считает признаком хорошего тона иметь одну или несколько гражданских жен, не мусульманок. Те живут прекрасно, всюду бывают, ездят на курорты и за границу и пользуются свободой в полном объеме, а законные жены томятся в золоченных клетках, предоставленные самим себе, под контролем деспота-супруга, а часто и его родных.

Давно ли отшумел процесс Тагиева, изувечившего человека только за то, что он беседовал с его женой.

Мудрость Востока изрекла:
- В браке могила любви.

И не только любви, но и юности, и свободы, и могила всего, всего человеческого.

Кончается человеческое, начинается рабское, скотское, универсальный несессер, упитанная челядь, все, что угодно, но не человек, равный хозяину - мужу.
На стороне мужа: обычаи, общество, лже-законы и духовенство. Недаром сказано: в святых городах черт живет.

Борьба предстоит суровая, но женщина бросает вызов; к ней, более чем к кому бы то ни было, приложима пролетарская формула К. Маркса:

Нам терять нечего, ибо мы можем потерять только цепи, а найти целый мир!

Новый, озаренный светом свободы, прозревший мусульманин потеснится и даст место своей матери, своей жене, сестре и дочери, всем тем, у которых он в течение веков брал все: их здоровье, их свободу, их тела и души и ничего не давал взамен.

Он даст, иначе женщина заставит его дать все, что принадлежит ей по слову законов божеских и человеческих.

Мусульманка на пороге, и она смело перешагнет порог.

VII. Мусульмане и война.

"Мусульмане - исторические милитаристы, кочевники-завоеватели, для которых война - профессия и самое излюбленное поныне ремесло" - утверждает Вамбери, но это - неправда.

Несомненно, среди десятков мусульманских племен есть народы воинственные, но кто назовет воинственными поволжских, сибирских, центрально-российских татар?

В средние века, когда все были дики и кровожадны, военная организация монголов принесла им блестящие победы, но время и культура стерли следы профессионального милитаризма, и нынешние мусульмане, за исключением южных горцев и окраинных туркмен, являются мирными земледельцами и скотоводами, не мечтающими о каких бы то ни было захватах чужих территорий.

Их отношение к войнам России с ее врагом было всегда основано на сознании гражданского долга.

В рядах русской армии мусульмане дрались с венграми, французами, англичанами, турками, японцами; в нынешнюю войну дерутся с немцами, болгарами, турками.

Согласитесь, что это курьезно: борьба славянства с немцами и турками с конечной целью расчленения Турции и водружения креста на Святой Софии, и в этой войне за славянскую идею безропотно гибнут сотни тысяч мусульман.

В русской армии полтора миллиона генералов, офицеров и солдат мусульман, и общие отзывы всех:

Мусульмане лучшие солдаты, честные, идеальные, храбрые и выносливые. На них всегда можно положиться.

Более того, в русской армии имеется ряд полков, сформированных из добровольцев мусульман, свободных от воинской повинности.
Они явились в армию по собственному почину, на собственных конях, с собственным холодным оружием, - теми шашками, которыми их деды в течение веков отстаивали свободу родных гор от покушения с севера, востока и запада, с теми шашками на отточенных клинках, которых начертаны девизы: "Умрем за свободу гор".

Почти три года, в самых тяжких условиях, имея впереди австро-германцев, а сзади, за спиной, еще более вражескую мясоедовщину и романовщину, эти люди творили чудеса мужества, покрывая славой русское оружие. Лишения, голод, увечья и смерть на чужой стороне за русское дело - такова программа, выполняемая посегодня туземными полками.

В военную историю эти горцы вписали блестящие страницы нечеловеческих боевых достижений и бои в кампании 1914 года в Венгрии, в Карпатах и Галиции, в 1915 г. на Днестре, на Пруте, в Буковине, под Гайвороной; в 1916 г. под Чертовцом, Окной, под Изержанами, Тысменцей, Тулумачем, Черновицами, в 1917 г. - снова Карпаты; кровавые бои на высоте 625 и кошмарная румынская эпопея. Сотни боев и стычек, где полки, дивизии в лихости и отчаянной смелости состязались один с другим.

За три года войны туземцы потеряли половину своего состава убитыми и ранеными; ныне полки получили четвертое пополнение. Груды офицеров и всадников - целый капитал боевых орденов. Нынче они - верные войска свободной России, солдаты русского народа в его целом, они в рядах его армии запечатлели кровью преданность общенародным интересам, никогда не изменят народу-кунаку. Им не нужны русские земли, они не променяют голые скалы и каменные сакли на все дворцы и парки мира. Они хотят, чтобы за ними признали права на горы, и - только. Они не запятнали себя ничем, и единственное пятно на фоне снегов истории - озера их крови, пролитой встарь за свободу родных гор, а в наши дни - за честь России.

Эти люди никогда не посягнут на русскую свободу, ибо сознают, что свобода России - их свобода, несущая осуществление их самых заветных дум и грез. И мусульмане-солдаты этих полков, как и все мусульмане, находящиеся в русской армии, будут драться до тех пор, пока это нужно свободной России. Их требования:

Мир без аннексий, но мир почетный, ограждающий и гарантирующий свободное культурное развитие всех народностей.

Они не жаждут крови, но и не боятся ее и готовы проливать до тех пор, пока этого будет требовать сознание неизбежности и долга перед родиной. Единственное, чего требуют мусульмане, - формирование мусульманских полков со своими офицерами и духовниками.

Это немногое - их законное право.

Во всем остальном они - русские солдаты, на которых всегда может опереться российская республика.

VIII. Заключение.

Нынешнее российское мусульманство доросло до понимания тех форм правления, которые оно считает для себя приемлемыми, и в массе своей мусульманство не менее сознательно, чем, скажем, русский народ.

Раньше были татары - завоеватели на Руси.

Ныне - свободные граждане, стремящиеся к скорейшему восстановлению мира и культурно-трудового равновесия, чтобы в сотрудничестве с русским народом приступить к обновлению и облагорожению старых форм быта и права. Татары на Руси - не враги, а друзья, верные друзья, которые не нанесут удара в спину истекающей кровью России, а помогут ей залечить раны и проложить путь к общему для всех российских народностей светлому и гордому будущему, начало которому положит Учредительное Собрание и основанная им Российская Республика.

Общедоступная политическая библиотека. Под общей редакцией Д. Я. Маковского № 52

Александр Тамарин. М усульмане на Руси. Издание Д. Я. Маковского
Москва, 1917

Общая характеристика татарского народа и численность населения

Народ татары недаром считают самым подвижным из всех известных народов. Спасаясь от неурожайности на родных землях и в поисках возможностей наладить торговлю, они быстро переселялись в центральные районы России, Сибирь, в дальневосточные регионы, на Кавказ, в Центральную Азию и на Донбасские степи. В советское время эта миграция была особенно активной. На сегодняшний день татары проживают на территории Польши и Румынии, Китая и Финляндии, США и Австралии, а также в Латинской Америке и арабских странах. Несмотря на такую территориальную распространенность, татары в каждой стране стараются объединяться в общины, бережно храня свои культурные ценности, язык и традиции. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации.

Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: , астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри. Первоначально в основе письменности татарского народа лежала арабская графика. Со временем стала использоваться латиница, а позже – кириллица. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания, их называют мусульмане-сунниты. Есть еще небольшая численность православных, которые называются кряшен.

Особенности и традиции татарской культуры

У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Так, например, обряд бракосочетания предполагает, что о свадьбе юноши и девушки имеют право договариваться их родители, а молодых просто ставят в известность. Перед свадьбой обсуждаются размеры калыма, который жених уплачивает семье невесты. Гуляния и застолье в честь новобрачных, как правило, происходит без них самих. По сей день принято, что жениху неприемлемо входить в родительский дом невесты для постоянного проживания.

Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге. Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Известные представители татарского народа

В современной жизни на слуху достаточно много выходцев этого славного народа. Например, Ринат Ахметов – знаменитый бизнесмен Украины, богатейший украинский гражданин. В мире шоу-бизнеса прославились легендарный продюсер Бари Алибасов, российские актеры Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Марат Башаров, певица Алсу. Известная поэтесса Белла Ахмадулина и художественная гимнастка Алина Кабаева тоже имеют татарские корни по отцу и являются заслуженными деятелями Российской Федерации. Нельзя не вспомнить и первую ракетку мира – Марата Сафина.

Татарский народ – это нация со своими традициями, национальным языком и культурными ценностями, которые тесно связаны с историей других и не только. Это нация с особенным характером и толерантностью, которая ни разу не стала инициатором конфликтов ни на этнической, ни на религиозной, ни на политической почве.