Культурные ценности и нормы. Ценности и нормы, культурные традиции

Важнейшими компонентами картины мира являются культурные нормы и ценности.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Нормы - это только такие регулятивы, которые общепризнанны и одобряемы обще­ством. Это предпи­сания («надо»), запреты («нельзя»), разрешения и рекомендации («можно»). Это социокультурные механизмы управления человеческим поведением. Они складываются в обыденной жизни общества, передаются из поко­ления в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных кон­цепциях.

Воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней регулятивы. Он реализует в своих поступ­ках предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей . Огромную роль в формировании норм куль­туры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и кол­лективного примера, наглядные образцы поведения (как опи­санные в словесной форме, так и в виде реальных норм поведе­ния). Нормативность культуры поддерживается в ходе меж­личностных, массовых взаимоотношений людей и в результа­те функционирования различных социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений и т.п.).

Нормы явно или неявно выра­жаются в разнообразных культурных «текстах»: в языке (нормы и правила речи); в формах морали, права, политиче­ской жизни; в обычаях, ритуалах, обрядах, выполнения которых требуют традиции; в образцах поведения родителей, вос­питателей, выдающихся людей и т. п.; в общественных институтах, регламентирующих отношения между людьми; в условиях и предметах окружающей нас среды, которые требуют соблюдения определенных правил обращения с ними.

Множество социокультурных норм подразделяется на три основ­ных слоя :

Общекультурные нормы, которые распространяются на всех членов общества. Это правила поведения в публичных местах, правила вежливости, гражданские права и обязанности и т. п.



Групповые нормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.

Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те изменения, которые претерпевает общество . Например, в патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существованию. Сейчас дети - прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета, для молодежи это означает возможность «продлить детство».

Различные культуры обладают разной степенью нормативности. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту пре­ступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная избыточность», наоборот, способствует стабильности общества, твердости и устойчивости общественного по­рядка, но ограничивает свободу, инициативность и творческую дея­тельность. И «нормативная избыточность», и «нормативная недоста­точность» становятся препятствием для социального прогресса.

Наряду с норма­тивным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Девиации - отклонения от нормативного поведения - бывают двоякого рода. Случайные девиации возникают из-за обстоя­тельств, когда человек оказывается вынужденным нарушить какую-то норму. Он сам раскаивается в содеянном. Регулярные девиации - это намеренно, осознанно осуществляемые формы девиантного поведения людей. К девиациям такого рода относятся самые разнообразные нарушения общепринятых социокультурных норм - от перехода улицы на красный свет до грабежей и убийств. Случайные девиации могут принимать регулярный характер, а регу­лярные - входить в норму. Так возникают и утверждаются в обществе новые культурные нормы. Например, в области моды. Девиации - это способ изменения социокультурных норм. Поэтому они неустранимы из любой развивающейся культуры.

Культурная картина мира включает в себя и ценности . Ценности воз­никают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности . Ценность - не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нем человек. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания и потребности. Ценность надо отличать от полезности и от истины. Так, ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Цен­ность реально существующих материальных и духовных благ. Она тем выше, чем больше приближается к идеалу.

Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает ценностное измерение: существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей. Так, в античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в средние века - религиозно-нравственный, в Новое время - научный и стоимостный. Процесс развития культуры всегда сопро­вождается переоценкой ценностей .

Ценности подразделяются на финальные, инструментальные и про­изводные .

Финальные - высшие ценности и идеалы, важнее и значимее ко­торых нет ничего. Это самоценности, которые ценны сами по себе (человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота, счастье, любовь).

Инструментальные - средства и условия, необходимые, в конеч­ном счете, для достижения и сохранения финальных ценностей. Они ценны, поскольку полезны для достиже­ния какой-то цели.

Производные - следствия или выражения других ценностей, имею­щие значимость лишь как признаки и символы последних (медаль, грамота, подарок от любимого человека как знак его любви).

Огромную роль в формировании норм культуры играет одобрение и осуждение. Выражаемые окружающими, а так же наглядные образцы поведения. Уже маленький ребенок по реакции взрослых определяет границы того, что можно, а что нельзя. Так формируются нормы морали и нравственности. Нормативность культуры поддерживается так же в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Нормы культуры изменчивы, как и сама культура. Они отражают те изменения, которые претерпевает общество. Ярким примером являются фундаментальные сдвиги, которые произошли в 20 веке в отношении человека к семье.

2) ценности культуры.

Ценности – значимые для человека материальные или духовные объекты. Ценности во многом определяют устремления человека и его действия. Каждая сфера культурной деятельности человека имеет свое ценностное измерение. Все многообразие ценностей можно условно классифицировать на следующие:

· Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни.

· Экономические – наличие равных благоприятных условий для развитие производства, экономической деятельности, гарантии частной собственности и т.д.

· Социальные – положение в обществе, уважение, личная независимость, равенство полов, и т.п.

· Политические ценности – гражданские свободы, гражданский мир, и т.п.

· Моральные ценности – добро, благо, любовь, дружба, долг, честь.

· Религиозные – вера, спасение, бог.

· Эстетические – красота, гармония и т.п.

В каждом типе культуры данная иерархия ценностей может претерпевать изменение. Например: Античность – наивысшая ценность – красота. Средние века - религия. Новое время – наука. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

4) Культурная картина мира – результат специфического видение мира, в котором обитает человек. Система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Культурная картина мира включает в себя рациональные знания, отраженные в языке, а так же эмоции и чувства которые люди испытывают по отношению к предметам и явлением окружающего мира. Культурная картина формируется в ходе многообразных, жизненных впечатлений человека и отражает особенности жизнедеятельности различных культур. Развитие связей между культурами приводит к смазыванию уникальных черт каждой из них. В 20 веке народы и страны начинают унифицироваться в быту и мышлении. Об этом наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. Тем неимение в культуре сохраняется то, что оформилось под влиянием природы страны, её климата, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность, не смотря на процессы глобализации.

Тема 6: межкультурная коммуникация

1) Понятие и типы межкультурной коммуникации.

На нашей планете существует множество представителей разнообразных культур не похожих друг на друга. Процесс диалога между ними принято обозначать понятием межкультурная коммуникация. Общей чертой межкультурной коммуникацией – неосознанность культурных различий её участниками. Большинство людей считают, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, понятным и доступный всем. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, каждая сторона не ставит под сомнение свои взгляды на мир, а охотнее думает о невежестве своего партнера. Только осознав названные особенности человек, может прийти к пониманию причин неадекватности ситуации межкультурных коммуникаций.

2) Уровни и типы межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация может проходить как на макро уровне, так и микро уровне. К макро уровню относятся коммуникации между масштабными культурными образованиями, существующими на больших территориях. Например: между европейской и американской культурами. В тоже время в состав макро культур входят общественные группы, обладающие своими культурными особенностями, то есть микро культуры. На уровне микро культур можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации:

· Межэтническая коммуникация - общение между представителями различных народов.

· Коммуникация среди различных социальных классов и групп. Например: между богатыми и бедными. Между интеллигенцией и рабочим классом.

· Коммуникация между представителями различных демографических групп (возрастных, по полу и т.п.).

· Коммуникация между городскими и сельскими жителями. Основывается на различие в стиле и темп жизни, типе межличностных отношений и т.п.

· Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей. Поведение, которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться.

· Коммуникация в деловой культуре возникает из-за того, что каждая организация располагает рядом специфических обычаев и правил поведения, связанных с корпоративной культурой.

· Межрелигиозная. Она возникает между представителями различных религий или ответвлений в раках одной религии.

3) Культурная дистанция

Что бы определить, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой в культурологии было введено понятие культурная дистанция - степень близости или совместимости культур друг с другом. Понятие культурная дистанция фиксирует различия между одними и теми же элементами в различных культурах. Например, для макро культур: климат, язык, религия, одежда, пища и т.п. Представителям культур дистанция, между которыми меньше в данном отношении легче адаптироваться к новой культуре. На субъективное восприятие культурной дистанции влияет множество факторов:

· Наличие или отсутствие войн или конфликтов в настоящем и прошлом.

· Степень компетентности человека в чужом языке и культуре.

· Равенство статусов партнеров и наличие у них общих целей в межкультурном общении.

· Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая, чем она есть на самом деле. Например: евреи из СССР чувствуют себя комфортнее в Германии, чем в Израиле, так как климат и природа Германии больше похожа на привычные условия их жизни.

Так же за частую культура воспринимается ближе, чем она есть на самом деле. Например: в эту ловушку часто попадают американцы в Великобритании. Представители коллективистских культур сложнее принимают чужих, чем представители индивидуалистские. Например: Американцы меньше испытывают трудности в общении с иностранцами, чем Японцы или Русские.

4) Неопределенность в межкультурной коммуникации.

При межкультурном общении зачастую возникает не понимание между партнерами, так как они принадлежат к разным культурам. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру и всей культуре, которую он представляет. Научное решение данной проблемы было предпринято с помощью теории редукции неуверенности основанной Бергеном. Он выделяет три стратегии редукции неуверенности.

Пассивное – наблюдение за представителями других культур без вмешательство в процесс общение.

Активная – человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения.

Интерактивная – Непосредственное взаимодействие с партнером по межкультурной коммуникацией. Самая оптимальная стратегия поведения. Чем больше человек дает другому информации о себе, раскрывает себя, тем больше снижается неопределенность.

В результате использование этих стратегий происходит необходимая адаптация, и межкультурная коммуникация становится эффективной.

ТЕМА 7: Психологический и антропологический подходы культурологии .

1) Культура в контексте психоанализа Фрейда.

Основоположником психоанализа был Венский психиатр Зигмунд Фрейд. (1856-1939). Исходный пункт его доктрины – гипотеза о существовании бессознательного, как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сознание и оказывающего на неё мощное воздействие. По мнению Фрейда, психика человека состоит из 3 слоев: Оно, Я, Сверх - Я. Бессознательное (ОНО)- совокупность инстинктов, влечений и желаний человека. Ключевыми из них являются – сексуальные желания, а так же стремление человека к созиданию и разрушению. Неудовлетворенные желания проявляют себя через сновидения, а так же обнаруживаются в ошибках, оговорках и т.п. Сознание человека (Я) – пытается подчинить себе бессознательное (Оно). (Я) вытесняет не приемлемые желание и идеи: сексуальные, агрессивные, антисоциальные; сопротивляется их попыткам проникнуть в сознания. Однако оно продолжает сохраняться в психике человека. Сверх – Я это запреты и нормы социокультурного характера, которые так же стремятся подчинить себе Я. Выступая в роли совести или чувства вены. Сверх – Я контролирует сознание, не давая ему реализовывать тайные желания. Фрейд пришел к выводу, что Я человека находится под постоянными ударами со стороны Оно и сверх – Я. Если давления со стороны Оно и Сверх – Я окажется слишком сильным, то Я (сознание человека) может не выдержать. Это приводит к тяжелым клиническим случаям нарушение психики человека:

Сверх - Я
Я
Оно

В результате взаимодействия Я, Оно и Сверх – Я, неудовлетворенные желания особенно сексуальные (либидо) трансформируются под средством сублимации в творческую активность индивида. В результате инстинктивный импульс либидо перемещается на общественно одобряемые и приемные цели. Обратной стороной этого процесса Фрейд видел тот факт, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из за подавления желаний.

2) Учение об культурных архетипах Юнга.

Один из последователей Фрейда – Карл Юнг свое внимание сосредоточил на изучении коллективного бессознательного. То есть объективной реальности, в которую погружен человек. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – ассоциации и образы, имеющие историческую природу. Оно закреплено в Архетипах представляющих собой вне временные схемы, которые хранят коллективный, исторический опыт, выраженный в мифах символических изображениях и благодаря которым формируются мысли и чувства людей. Коллективное бессознательное способно направлять поведение людей, определять историю общества, благодаря ему так же возможно творчество, которое складывается из одухотворения Архетипов. Архаический прообраз при этом всегда переводится на язык современности.

3) Философия культуры Ницше.

Философия культуры Фридриха Ницше (1844-1900) оказала мощное влияние на современную теорию культуры. Его философию считали предвестницей потрясений 20 века. Человек по Ницше – биологическое подчиняющееся инстинктом бессознательное и иррациональное существо. Главной ценностью человека является жизнь. Стремление сохранить и развивать жизнь приводит к развитию воли к власти. То есть инстинктивной, бессознательной и иррациональной силе подчиняющей себе чувства и мысли людей. Главная цель развитее человечества – создание сверхчеловека. Сверхчеловек – личность способная вести за собой массы обычных людей. Для достижение этой цели сверхчеловек должен стать носителем новой морали в замен существующей морали рабов как это принято в христианстве. По мнению Ницше, новая мораль утвердится порождением новой расы, расы господ, новой аристократии, сверхлюдей, которые будут с призрением относится к черни и понятием добра и справедливости присуще морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Ницше выступает не просто с позиции имморализма, но и анти гуманизма. Он считает человека хищным зверем, ведь последний лучше всего чувствует себя глядя на трагедии, на бои быков, на распятие. Значит, мораль представляет из себя всего лишь лицемерие и обман. Для создание сверхчеловека и расы господ ею можно пожертвовать. Суть и главное содержание философии Ницше имеют не безобидный характер. В начале 20 века в Германии группа фанатиков воспользовалась идеями Ницше для создание идеологии Германского Национал Социализма. Это привело к гибели более 50 миллионов человек во время ВМВ(1939-1945). На философию Ницше пытаются опереться современные неофашисты.

Сама история 20 века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше. Подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов.

Тема 8: структурно семиотический подход к культурологии .

1) Культура как знаковая система.

Семиотика – самая молодая и самая влиятельная современная школа в культурологии. Она объединяет лингвистов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре рассматриваются ими ка коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система созданная человеком. Одним из основоположником данного направления является Эрнет Кассирерв своей концепции он рассматривает способность человечества к массовой систематической символизации. По его мнению, знаки – необходимый инструмент мыслей. Языковые и иные знаки не только передают информацию, но сохраняют её на века образуя культуру. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности. Он существует не в реальном мире, а мире символов. Прогресс делает этот мир все более не проницаемым. Поэтому огромна разница в восприятии мира между европейцем и, например дикарем южной Америки. Поскольку цивилизованный человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, то Кассирер называет человека не мыслящем Homo sapiense,а символическим Homo Simbolicum. Таким образом, человек у Кассирера из существа естественного живущего инстинктами и чувствами постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению.

2) Структурная антропология Леви-Строса

Осмыслению проблемы оторванности человека от реальности посвятил свои работы создатель структурной антропологии Клод Леви – Строс. Анализируя культуры первобытных племен он попытался выявить своеобразие мышления примитивного человека заложившего ещё в эпоху неолита основы технического прогресса. Он доказывает необходимость восстановление в человеке единства чувственного и рационального начала. Утраченного в результате развития цивилизации. Современный человек живет условностями и мифами, все более отдаляющими его от реальной жизни. Человек должен вернутся к реальности. Культура у Леви – Строса становится все большей преградой отделяющей одних людей от других. Например, она используется для оправдания его поцетризма, который не оправдан в силу своего эгоизма.

3) Структурно семиотический подход в Российской культурологии

В России идеи структурно семиотической школы нашли развитие в трудах Лотмана(1822-1903). Он рассматривает культуру как открытую знаковую систему, включающую кроме естественного языка, множество других знаковых систем, в частности все виды искусства. У Лотмана культура – одновременно и знаковый текст, всегда существующий в определённом контексте и долгосрочная коллективная память избирательная передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.

В работе «культура и взрыв» (1992) Лотман попытался с позиции семиотики изучить особенности взрывных социокультурных процессов в России и отмечал её противоречивую дихотолинейную культуру. Одним из её проявлений, то есть идеологической разорванности Российской культуры стало длящееся уже около 2 столетий противостояние славянофильства и западничества, европеизма и евразийства. Лотман так же отмечал различие между Россией и Западной цивилизацией с более плавным и менее разрушительным развитием.

ТЕМА 9: Человек как субъект культуры.

1) Характеристики человека как субъекта культуры.

Человек становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры.

Субъект культуры – её активный творец, преобразователь культурной реальности. Существует ряд качеств человека, как субъекта культуры:

1. Сознательность – способность и потребность руководствоваться в своих поступках и действиях осознанным выбором. Человек является человеком, поскольку он не просто погружен в культуру, а обладает осознанной необходимостью культурной деятельности.

2. Воспитанность – способность руководствоваться в своих поступках духовными позывами, а не зовом природы. Зависимость людей от природы с каждым столетием ослабевает. Более того в современном мире природные качества человека становятся востребованными только в условиях культурной необходимости. В этом проявляется прогресс человечества.

3. Креативность – способность творчески преобразовывать реальность. Создавать не имеющее аналога культурные образцы. Это качество выгодно отличает человека от животных. Однако в реальной жизни оно может быть не достижимо из-за стремление людей к упрощению собственной жизни, подражанию массе.

2) Типы личности как субъекта культуры.

Каждый человек вносит свой вклад в культуру. Существуют различные типы человека как творца культуры:

1. Материальный человек – его цель обладание вещами. Его отношение к культуре можно назвать пренебрежительно безразличным. Свою роль субъекта культуры он реализует в приумножении материальных ценностей (человек, который стремится только к богатству).

2. Политический человек – важный тип личности необходимый для регулирования общественных отношений. Он является творцом мудрых законов, добивается создание условий социального развития и т.п. Однако его крайним проявлением, становится Ницшеанский сверхчеловек, видящий в людях лишь массу и стремящийся манипулировать ею.

3. Коммуникативный человек – в нем преобладает необходимость в общении с людьми. Сущность этого типа различна, так как общение может быть и проявлением внутреннего богатства личности, так и стремление заполнить её пустоту.

4. Духовный человек - он не стремиться к материальному богатству, власти и общению. Для него не возможна позиция вне добра и зла. Из таких людей рождаются донкихоты, великие ученые, монахи и революционеры. Их духовное богатство и творческий потенциал, поставленный на службу человечества крайне необходимы для развитие культуры (им без разницы кто о них что думает, они мыслят по-другому).

3) Интеллигенция и её роль в развитие культуры.

Интеллигенция – образованная часть общества, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Не каждый человек, занимающийся умственным трудом является интеллигентом. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности, за судьбы всего человечества. Интеллигенция не зависит от классовой или профессиональной принадлежности. Она выступает выразителем общенародного творческого гения. Без него вообще не возможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Будучи весьма важным общественным слоем, интеллигенция неуклонна, увеличивает свой удельный вес в современном обществе. Если в 70 годы 20 века численность интеллигенции составляла в развитых странах до 20% населения, то в 21 веке в эпоху информационного бума данная цифра увеличилась в разы и растет с каждым годом.

ТЕМА 10: Проблемы культурного развития России.

1) Особенности Российской культуры

Рассматривая особенности Российской культуры необходимо учитывать два обстоятельства:

1. Российская культура исторически связанна с русской культурой Киевской Руси и боле позднего собственно российского периода истории русского народа. Именно русский народ составляет большинство население России и является основоположником Российского государства.

2. Культура России исторически сочетает в себе совокупность множества различных национальных культур населяющих её народов. Самобытность Российской нации определяют все народы населяющие нашу страну.

Ключевым вопросам при рассмотрении Российской культуры является её место во всемирной истории. Россию считают либо принадлежащей к западу или востоку, либо имеющей собственную специфику. В последнем случае, ей приписывают роль объединителя востока и запада, или роль особого мира, вполне сопоставимого с первыми двумя. Будущее России зависит от того, какой из этих вариантов станет общепризнанным. Наиболее значимыми чертами Российской культуры являются:

1. Богатство её внутреннего содержания.

2. Деспотичная форма государственной власти. Подчинение общества государству.

3. Коллективистская ментальность.

4. Незначительный объем экономической свободы. Низкий уровень жизни населения.

2) Специфика современной, культурной трансформации в России.

Современная Россия переживает период кризисного состояния культуры. При этом он совпадает с мировым кризисом культуры, который ощущается в России наиболее остро. К основным негативным тенденциям развитие Российской культуры относятся:

1. Широкое внедрение достижений науки и техники повлекло за собой коренные изменения в формах потребления духовных ценностей. Создается особый тип «домашней культуры» составными элементами которого являются радио, телевизор, компьютер. Негативной стороной этого процесса является все более возрастающая духовная изоляция индивида (Кинофильм «СУРАГАТЫ»).

2. Происходит коммерциализация культуры. При которой многие шедевры остаются не замеченными. Страдает возможность освоение классического наследия. При огромном культурном потенциале России, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание российского народа.

3. Возрастание массового бескультурья. На почве без духовности в России растут преступность и насилия. Происходит упадок морали. Это представляет непосредственную опасность для развития России.

4. Материальная база Российской культуры на текущий момент находится в плачевном состоянии и государство не пытается это изменить. Отсутствие финансовых вливаний направленных в поддержку ценности народной и классической культуры глубоко контрастирует с тем взрывом интереса к культурным ценностям который характерен для многих стран в 21 веке.

5. Система базовых ценностей общества в современной России находится в крайне аморфном состоянии. Практически отсутствуют общепризнанные общественные и национальные идеалы. В отечественной культуре пытаются соединиться не соединимые ценности и ориентации. Такие как коллективизм и индивидуализм, государственность и анархия и т.п. Это ведет к серьезным отклонениям в развитии страны.

Российская культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира, но для этого надо найти те центристские принципы, которые способны нейтрализовать разрушительные тенденции в ней.

ТЕМА11: Первобытная культура. Культура древнего востока.

1) Культура первобытного общества.

Первобытная культура стала первым историческим типом культуры. В рамках неё человечество, пройдя ряд сложных этапов эволюции, впервые создало формы организации живых существ отличных от мира животных. Колыбелью человеческой цивилизации стали древни Египет, Шумер, Вавилон, Индия и Китай. Уже в 4 тысячелетии до нашей эры, они дали мощный импульс развитие новой человеческой культуры. Именно здесь сложились первые государства, возникли письменность, литература, искусство, техника. Были заложены элементы различных наук, в том числе зачатки философии. Особый вклад в развитие человечества внесла культура Двуречья (долина рек Тигр и Евфрат). Она развивалась с 4 тысячелетия до 6 в. до н.э. Наибольшего расцвета и влияния среди цивилизаций Двуречья достигли Шумерская, вавилонская и Ассирийская. В государствах Двуречья было построено множество городов. Широкое развитие получила торговля с Индией, Египтом, Малой Азией и Кавказом. Именно в Двуречья родилась легенда о всемирном потопе. В древнем Вавилоне возникли первые школы и учителя.

2) Культура древнего Египта.

Первой империей претендовавшей на мировое господство был Древний Египет. Это великая цивилизация внесла огромный вклад в историю человечества и оставила после себя множество не превзойденных шедевров культуры (памятники культуры, захват огромных территорий). Наиболее известным результатом существования Древнего Египта стало создание пирамид. Их появление было связанно с особенностями религиозного культа египтян. Основой духовной жизни Египта была вера в возможность вечной загробной жизни. Однако для этого необходимо было соблюсти строгий погребальный ритуал. Его задача: защитить хрупкую душу лишившуюся защиты тела после смерти человека и до того момента пока она не перейдет в мир мертвых. Если этого не сделать, то душа погибнет. В рамках данной религиозной идеи сложилось мнение о необходимости защиты души умершего фараона. При этом обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Для защиты души фараона уже в 4 тыс. до н.э. появились первые усыпальницы фараона, в 3 тыс. до н.э. по приказу фараона Джосера была построена первая пирамида. Самой знаменитой и самой значительной по размерам из всех Египетских является пирамида Хеопса. Её высота 147 метров. Она сложена из гигантских известняковых камней. Каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. В древнем Египте так же было создано множество произведений письменности. Выработаны классические скульптурные формы, развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме, изобретен папирус для письма, развивалась математика, изобретены первые водяные и солнечные часы.

3) Единство в многообразии как принцип культуры Индии.

Одним из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры стала Индия. Раскопки в долине Инда позволили сделать вывод, о существовании более 5 тыс. лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть Хараппской или Протоиндийской. Жители Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развитие мастерства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Здесь существовало совершенная система канализаций и водоснабжения, строились 2-х и 3-х этажные здания. Хараппская цивилизация пришла в упадок в середине 2-го тысячелетия до н.э. в этот период она была вытеснена на юг племенами Ариев, которые принесли с собой свой язык, мифологические представления и жизненный уклад. Например, систему Вар и Каст. Множество региональных, религиозных, кастовых и этнических различий формируют впечатление разрозненности древнеиндийской цивилизации. Однако её структура основана на взаимодействии между различными группами, которые образовывали не прерывную связь между ними. Эту связь создавали религии Индии, которые последовательно сменяли друг друга. Древнеиндийские религии опирались на закон сансары, который гласил, что душа человека бессмертна. После окончания жизни она перемещается в тело другого живого существа (не обязательно человека) и жизнь начинается сначала. Существовал так же закон кармы. По нему жизнь человека зависела от того как он прожил прошлую жизнь. Индийцы так же стремились учитывать основные положения вед. Сборников религиозных гимнов. В ведах, например, говорилось о том, что человек обречен на страдания. Жить безгрешно невозможно, а каждый грех человек вынужден будет страдать в следующей жизни. Все древнеиндийские религиозные концепции стремились к избавлению от страданий. Основными религиями Индии стали:

· Брахманизм (1-ое тысячелетие до н.э.) его представители чтили трудолюбие, отсутствие зависти. Существовал развитый культ предков. Грех у них это лишь иллюзия, страдания не существенны (брахман – древнеиндийский жрец).

· Индуизм (1-ое тысячелетие до н.э.)- в его основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), а так же закон воздаяния кармы, за доброе или злое поведения.

· Буддизм (6 век до н.э.) – Для них, жизнь - страдания, а его источник – желания материальных и духовных благ. Спасение от страданий возможно путем отказа от соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий (больше исповедуют в Китае, чем в Индии).

4) Культура древнего Китая

Китай – одно из первых государств на земле. Его жители создали самобытную, материальную и духовную культуру. Уже в 15 веке до нашей эры в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2 тыс. иероглифов. Книга перемен – великий памятник культуры в Китае. Китайцы на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. В это время было введено единообразное для всей станы письмо. Появились первые словари. При императорских дворцах были созданы обширные библиотеки. Во время объединения в единое централизованное государство(221-207 гг. до н.э.), была построена Великая Китайская Стена. Китайцы верили, что жизнь это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения противоположенных сил Света и Тьмы (Ян и Инь). Китайцы так же считали, что душа человека после смерти продолжает жить и вмешиваться в дела живых. При этом душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с усопшим хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари. В середине 1 –го века до н.э. в Китае оформляются 3 главные философско-религиозные системы:

· Даосизм

· Учения Конфуция

· Буддизм


Похожая информация.


Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

В духовной культуре могут действовать нормы , которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев особого регулирования поведения человека, свидетельствующих об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающих представления о должном и желательном. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

В культурологии существует следующая классификация норм:

1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и составляющих его группах (нравственные и правовые);

2) экономические;

3) политические;

4) технические или технологические;

5) нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации;.

6) нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов человеческого существования приобретают ценности . Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность, как более сложный и развитой регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности.

Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что положено в основание, например:

ценности витальные , связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

ценности социальные , связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

ценности политические , связанные с идеалами свободы, правопорядка и безопасности, гарантий гражданского равенства;

ценности нравственные , связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека;

художественно-эстетические ценности, связанные с идеалом прекрасного, гармонии, красоты;

семейно-родственные ценности, связанные с идеалом семейного уюта, благополучия и уважения идеалов различных поколений;

ценности трудовые , связанные с идеалами мастерства, талантливости, с результатами труда и т.д.


Природа ценностей такова, что они теологичны , т.е. заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т.д.

Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценностного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими».Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Каждая культура обладает корпусом образцовых норм и ценностей, определяющих ее уникальность и своеобразие. К числу фундаментальных ценностей американской культуры относится «личный успех», в то время как в русской культуре – достижение правды и справедливости. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах никогда не воплощается в людях. В ценностное ядро китайской культуры, регулирующейся конфуцианством, вошел культ древности такой силы, что китайское общество и государство не только просуществовали в почти не менявшемся виде более двух тысяч лет, но и приобрели огромную силу инертности.

Итак, ценности – основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности .

Как отмечал П. Сорокин: «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие. Им это будет гораздо легче, чем людям, либо вовсе не имеющим никакой целостной системы ценностей, либо обладающим системой, основанной главным образом на земных ценностях, от «вина, женщин и песни» до богатства, славы и власти. Такие ценности разрушаются под воздействием кризисов, а их приверженцы остаются полными банкротами, отверженными и беспомощными, не имеющими цели в жизни и никакой поддержки. Люди с трансцендентальной системой ценностей и глубоким чувством нравственного долга обладают ценностями, которых не может у них отнять ни один человек и ни одна катастрофа. При всех обстоятельствах они сохраняют ясность ума, чувство человеческого достоинства, самоуважения. Имея эти качества, они могут вынести любое испытание, каким бы суровым оно не было».

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

Проблема ценностей достаточно глубоко разработана в философии и социологии, антропологии и психологии (Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В западной культурной антропологии существуют две полярные теории. Одна из них – это релятивистская, отрицающая возможность объективного анализа ценностных структур различных обществ и рассматривающая ценностные системы как относительные. Другая (противоположная) теория – антирелятивистский позитивизм, утверждающий возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки.

Какова роль ценностного компонента в жизни людей? Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности.

«Лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями и в таком качестве образуют предмет биофизических наук», – отмечает Питирим Александрович Сорокин. И действительно, все эти явления культуры, созданные людьми, все эти произведения, механизмы и вещи, лишенные ценностной компоненты, становятся просто грудами бумаги, металла или мрамора, тоннами изведенной краски или кусками материи. И тогда они могут являться предметом физики, химии или биологии, изучающих их структуру, строение или свойства, но не социальных или гуманитарных наук.

По мнению П. А. Сорокина, именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от того, какая ценность доминирует, он делит все культурные сверхсистемы на 3 типа:

1) идеационный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становятся Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям и ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками; они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. А. Сорокина, – промежуточная между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Культурология же исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы различных культур равноправны, что нет культуры своей или чужой, а есть своя и другая и что мир тем устойчивее, чем многообразней.

Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а новые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей уходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности.

Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.
2. Что такое «знак» и «символ» в культуре

Как известно, культура, начинаясь с организации, порядка, ритуала, упорядочивает (структурирует) окружающий человека мир.

Когда речь идет о символах, о знаках, всегда возникает вопрос: знак – чего, символ – чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно лишь в том случае, если анализировать их отношение к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения.

Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации. Знаки и символы, писал Эрнст Кассирер, «принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал (Э. Кассирер употребляет этот термин как синоним знака) есть часть физического мира бытия, символ же представляет собой часть человеческого мира значения. Символ не только универсален, но и предельно изменчив. Знак, или сигнал, соотносятся с вещью, к которой они отсылают».

Итак, знак – это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Символ – одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре – универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. «Я называю символом всякую структуру значения, – писал Поль Рикер, – где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Этот круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле».

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

В символах и знаках проявляется как внешнее «я» человека, так и внутреннее «я», бессознательное, данное ему от природы. К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума и, следовательно, к структуре Вселенной. Единство человека и Вселенной – одна из самых древних и загадочных тем в культуре.

Приближение к загадке, однако, лишь увеличивает ее таинственность. Но это ощущение таинственности и есть «самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека». Это переживание, по мнению А. Эйнштейна, – лежит в основе религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется ему «если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Загадочны цвет, звук, слово, число, загадочно то, что они отражают – явления природы и человеческого сознания.
3. Смыслы, коды и универсалии культуры

Смыслы культуры – это то содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл может быть понят как то, что обеспечивает всеобщее сцепление значений знаков данного языка. Смыслы имеют несколько уровней:

1) самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл. Этот смысл уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый. Он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом;

2) самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связующее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Если все феномены культуры рассматривать как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков – кодов культуры.

Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). При этом под кодом понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Код – модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщения, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.

Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками:

1) самодостаточностью для производства, передачи и сохранения человеческой культуры;

2) открытостью к изменениям;

3) универсальностью.

В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Для первобытного человека действия с предметами были равносильны действиям со словами, а потому имя составляло существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо сберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространенным было явление, когда каждый мужчина, женщина или ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например, в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное (или большое) и доброе (или малое). Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

Такого рода табу на имя связано с тем, что имя действительно отражало социокультурную значимость и положение человека в данном обществе, поскольку в доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это сама информация, а не этикетка; посредством имени возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.

Культурные универсалии – понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Они выражают те характеристики культурного опыта, которые значимы для любой культуры (огонь, вода, смех, слезы, труд, мужское = женское и т. п.).
ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии

Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы подходов.

Генетический подход. Здесь культура понимается с точки зрения ее возникновения и развития. Другими словами – это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.

Компаративный подход. С помощью данного подхода можно провести сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.

Деятельностный подход. В рамках этого подхода в России возникло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является процессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происходит духовное обогащение общества и самосознания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Его сторонники говорят, что культура – это второе, творческое, рождение человека.

Представители второго направления(Э. С. Маркарян, «Сущность культуры», Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определенной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации»(Э. С. Маркарян).

Изучение вопроса «культура и ценности» требует других методологических основ, и здесь используется аксиологический подход. Культура включает в себя те способы, с помощью которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности – сохранение homo sapiens, эта цель определяет и главную ценность – человека.

Таким образом, человек и человеческий род выступают в этом подходе абсолютной культурной ценностью.

Аксиологический подход обусловлен двумя обстоятельствами:

1) не все социальные явления входят в мир культуры;

2) противоположностью культуры и природы.

Бытийный подход. Этот подход понимает культуру как объективное явление, связанное с функционированием социальной системы. Именно культура наделяет общественное объединение системным качеством. Но именно благодаря обществу культура приобретает состояние актуального бытия. Нет общества – нет культуры, нет культуры – нет общества. Культура и общество выступают как тождественные понятия, вследствие чего все подсистемы общества выступают как подсистемы культуры. Именно это обстоятельство и дает основание для разделения культуры на материальную и духовную. Материальная культура представляет технологическую сторону бытия и соответствует экономической подсистеме. Духовная культура соответствует идеологической подсистеме.

Поскольку общество состоит из индивидов, из больших и малых групп, выделяется третья подсистема культуры, которая включает в себя типы индивидуального и коллективного поведения. Этот подход представлен в трудах Л. Уайта.

Антропологический подход. Его формирование началось в трудах ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор «Первобытная культура»). Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывности процессов.

В рамках антропологического подхода сформировался культурно-антропологический подход. Он представлен трудами Б. К. Малиновского, К. Леви-Стросса, Э. Фромма. В рамках культурно-антропологического подхода сформировался ряд направлений: структурализм, функционализм и некоторые другие. Малиновский изложил следующие положения функционализма:

1) каждая культура представляет собой целостность;

2) каждое общество, обычай или обряд, поклонение или верование выполняют важную функцию для культуры;

3) для сохранения культуры каждый ее элемент является незаменимым.

В современной западной культурологии получил распространение социологический подход (П. А. Сорокин). Цель данного подхода – применение системного анализа культуры путем сопоставления ее с другими социальными явлениями. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь общества.

Структуралистский подход. Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культурологии – изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.

Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекается в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится (оборачивается) культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осуществляется в формах игры и проникнута ее настроением.

Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих стадиях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. В более развитых культурах дольше сохраняются архаические представления, в силу которых поэтическая форма вовсе не воспринимается как эстетическая потребность. В этой концепции Й. Хейзинга придает большое значение игровой стороне культуры в самых различных цивилизациях.

Мнение Й. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию. С. Лем выдвинул модель культуры-игры. С его точки зрения, культура имеет свободное пространство в отношении природы. Согласно ему различие цивилизаций обусловлено тем, что культура и природа «играют». Кроме того, следует учитывать, что природа выступает как «арена возмущения». Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать модели своего поведения, чтобы выжить.

Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, связующих ценностную систему. При этом подходе остается неразрешимой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.

Семиотический или знаковый подход. Его представители – Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рассматривается как символическая система. В трудах представителей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.

Биосферный подход. Если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет, что субъектом эволюции является целостная система. Более сложные системы обладают свойствами, несводимыми со свойствами систем, из которых они состоят.

Говоря о подходах к культуре и методах культурологических исследований, нельзя не заметить еще два метода.

Диалоговый метод. Этот метод берет свое начало от Сократа. Сторонники его утверждают идею не только уникальности культур, но и принципа их взаимодействия. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур. В. С. Библер считал, что время общения культур – это настоящее, конкретная форма такого общения – это произведение. «Произведение – это форма общения индивидов в горизонте общения личностей, форма общения личностей как различных культур».

«Культура в своих произведениях позволяет нам – автору и читателю – как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие из плоскости полотна, хаоса красок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственного катарсиса».

В. С. Библер понимает произведение как феномен культуры и культуру как сферу произведения.

Синергетический подход. Суть его в возможности понять единство современного мира. Основные понятия синергетики – неустойчивость, линейность и нелинейность, хаос и детерминированный хаос. Эти понятия лежат в основе синергетической парадигмы.

«Культурология: конспект лекций»

Нормы культуры

Это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма-заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних многоженство - норма, для других - находится под строжайшим запретом.

Различаются нормы по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Последние выступают прежде всего в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ.

Среди социальных норм некоторые исследователи выделяют нормы-правила и нормы-ожидания, нормы запрещающие и нормы поощряющие. К нормам-правилам можно отнести наиболее значимые моральные и правовые нормы, которые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы. Нормы-ожидания - это ожидание желательного поведения, это то, что не является строго обязательным, но хотелось бы. Нормы-ожидания чаще всего проявляют себя в правилах хорошего тона, в моде и т. п.

Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, выработанным человечеством, относятся религиозные и социальные запреты - табу. Так, благодаря запрету половых отношений внутри первобытной родовой общины (экзогамии) община стабильно функционировала как основная форма человеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запрещающие нормы очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных культур зона, не подлежащая запретной регламентации, может быть шире или уже. Например, в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую деятельность.

Нормы поощрения выглядят скорее как призыв к определенному образу действий. Они оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы. Главная задача норм-поощрений - формировать у человека стремление к достижению успеха.

Ценности изучаются под различным углом зрения раз личными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, культурологи, этике. Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.