Обломовщина как социальное явление кратко. Обломов и обломовщина как явление русской жизни. Что такое "обломовщина"

Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются.

Именно так и произошло с главным героем романа “Обломов”. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться к чему-нибудь.

Детство Ильи Ильича можно с полным правом назвать счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в

Очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.

Мать героя “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю.

Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. Обломов беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь.

И постепенно ему, действительно, все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. “Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…”.

Мечта помогает человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия. Но она же может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек. Именно так и произошло с Обломовым. Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь.

Илья Ильич подменяет реальную жизнь вымышленной. Постепенно он теряет силы, потому что бездействие подтачивает человека изнутри, делает его слабым и безвольным. Характер человека формируется в столкновении с трудностями. А именно трудностей больше всего боялся Илья Ильич. Достаточно вспомнить его отношение к службе. Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия.

Обломов любой ценой старается освободить себя от обязанностей. Достаточно вспомнить, что однажды Илья Ильич ошибся и отправил важные документы не в тот город. Когда стали искать виновного, “Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство”.

Обломов ловко ушел от ответственности, он просто покинул свою службу с намерением никогда туда не возвращаться. Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.

Парадоксально, что в недолгий период службы, когда Обломов был испуган необходимостью тратить много времени на работу, его беспокоила мысль: “Когда же жить? Когда жить?”. Его пугало, что постоянные обязанности отнимут у него личное время, лишат радости и полноты жизненных ощущений. Но когда Обломов оставил службу, ничего хорошего и интересного в жизни его не появилось. Он стремился к свободе, для того чтобы “жить”, но в то же время отказывался от реальной, полнокровной и яркой жизни.

(No Ratings Yet)



  1. Роман “Обломов” создавался в течение многих лет с большими перерывами. Начат он был в 1846 году. Летом 1849 года после пятнадцатилетнего пребывания в столице Гончаров совершал поездку на родину. Им...
  2. Обломов и “обломовщина” в романе И. А. Гончарова “Обломов” I. Нравственная чуткость Гончарова. Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. II. “Обломовщина”. 1. Обломов...
  3. В романе “Обломов” Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных...
  4. Роман И. А. Гончарова “Обломов” стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно...
  5. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей....
  6. Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно...
  7. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую...
  8. Модернизм – это обобщающее понятие для целого ряда стилей и направлений не только в литературе, но и во всем художественном мире, которому характерно новое восприятие человеческого бытия после реализма. Для...
  9. Все мы появляемся на этот свет со своим, непохожим на другие внутренним голосом, который всегда подсказывает нам, что делать в сложной ситуации, как правильно себя вести. Именно он отделяет и...
  10. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  11. Общение – это одна из важнейших вещей, которая делает человека счастливым, общительным и дружелюбным. Долгие века наша речь менялась, совершенствовалась и делалась более удобной. Именно без языка нет общения, а...
  12. Вызвать смех у человека это очень тяжелая задача, которая не под силу иногда даже самым лучшим актерам и писателям. Куда легче вызвать у людей слезы. Чтобы рассмешить зрителя или читателя,...
  13. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841 г.) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые выходят к масштабным художественным обобщениям, к коренным проблемам человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь...
  14. Часто мы слышим от родителей и учителей – ты Должен быть ответственным! А почему я должен быть таким? И что такое ответственность вообще? Во-первых, что именно люди понимают под словом...
  15. “Ты знаешь, что ты – человек?” весьма интересный и значимый вопрос, который наталкивает многих людей на философские размышления. Актуальность этого вопроса в современном мире отрицать не стоит, ведь глядя на...
  16. Воспитанность человека – это очень ценная черта, на которую стоит обратить внимание и развивать в себе. Что же такое воспитанность? Это тактичность – умение воспринимать других людей позитивно, быть вежливыми...
  17. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  18. В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности,...
  19. В эпических произведениях отличие Лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определенном последовательном порядке. Так, в сказке “Снежная королева” Х. К. Андерсена мы узнаем, как Герда искала, нашла...
  20. Сложно представить литературные произведения без аллегории. Чтобы высказаться корректно, этот литературный прием просто необходим. Аллегория представляет собой выражение абстрактной мысли через реальный образ. Такой способ выражения очень популярен как в...
  21. Каждый человек, прочитавший роман И. А. Гончарова “Обломов”, невольно задумывается над вопросом: кто он таков, этот Илья Ильич? Несчастный человек, не сумевший в должной мере распорядиться своей жизнью, своими талантами,...
  22. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами, которые присущи только одушевленным, то есть живым существам. Другими словами можно сказать, что это одухотворение неживых предметов, этот прием является разновидностью метафоры и...
  23. Иногда мы даже не замечаем, насколько прочно вошли в нашу жизнь и наш язык, особые устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как неразрывные высказывания и воспроизводятся в виде целостной конструкции, которая приравнивается...
  24. Понятие “эпос” отражает один из литературных родов, в котором автор объективно описывает действительный вокруг него мир. Взаимодействуя с его реалиями, он может сам выступать главным героем или только ведет повествование... Во времена, когда толерантные отношения между отдельными людьми и даже целыми государствами не были провозглашены как средство для создания нового, гуманного образа человечества, нередки были конфликты, в разрешении которых даже...
Что такое “обломовщина”?

Этим вопросом задавался, наверное, каждый школьник, прочитавший роман "Обломов". В этом произведении И.А.Гончаров впервые так глубоко затрагивает тему влияния крепостнического строя на человеческую личность. "Обломовщина" - в первый раз это в тексте произносит Андрей Штольц, позже слово в литературную терминологию вводит критик Н.А.Добролюбов.

Название этого термина произошло от фамилии главного героя романа - Ильи Обломов.

Он - молодой человек, дворянин, живущий в Петербурге. У него были все условия для саморазвития, но апатия и лень, поглотив героя целиком, постепенно уничтожили его личность. Почему же так произошло? Ответ прост - обломовщина. С самого детства в родной деревне Обломовке маленькому Илюше вбивали в голову "истинные" правила жизни. У барина было огромное количество нянечек и слуг, которые постоянно опекали мальчика, в результате чего он вырос таким неприспособленным к самостоятельной жизни человеком. Так что же такое эта "обломовщина"? Неужели слово, образованное от названия глухой деревушки, может ломать человеческие судьбы? На самом деле, чем больше читатель погружается в суть романа, тем отчетливее он понимает, что "обломовщина" не просто слово, а самая настоящая болезнь.

Появилась она с крепостным правом. Бояре стали зависимы от слуг так же, как рабы от своих хозяев. Разумеется, как и у любой болезни, у "обломовщины" есть характерные ей симптомы: апатия, боязнь ответственности, отсутствие жизненной цели. Различают две разновидности заболевания: городская и деревенская. Городская обломовщина - постоянный эгоизм, стремление всевозможными способами продвинуться по карьерной лестнице, "игра дрянных страстишек" Деревенская обломовщина - это степенная жизнь в постоянной гармонии с природой, но в то же время отсутствие какой-либо жизненной цели и желания работать. Болезнь на ранней стадии можно излечить плодотворным трудом, в запущенном состоянии обломовщина неизлечима и постепенно приводит человека к духовной смерти.

А.И.Гончаров не зря вводит понятие "обломовщины" в свой роман. Это явление характеризует жизнь не только Ильи Обломова, но и состояние всей крепостной России в середине 19 века. На примере главного героя романа автор показывает нам, как чрезмерная забота о человеке в детстве может полностью погубить его во взрослой жизни. Несмотря на то, что на дворе сейчас далеко не 19 век, проблема "обломовщины" для нас все еще актуальна. Эта болезнь появляется при социальном неравенстве, а сделать всех людей равными невозможно. Из этого можно сделать вывод, что от обломовщины невозможно избавиться, можно лишь обезопасить себя от нее "прививкой" труда и саморазвития.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году, в тот момент, когда в стране чрезвычайно остро стоял вопрос отмены крепостного права, когда русское общество уже в полной мере осознало губительность существующих порядков. Глубокое знание жизни и точность социального анализа характеров позволили писателю найти удивительно верное определение уклада русской жизни того времени - «обломовщина».
Главная задача автора в романе - показать, как постепенно умирает в человеке человек, насколько не приспособлен к жизни помещик, не привыкший что-либо делать. Главные качества доброго, милого Ильи Ильича Обломова - его инертность, апатия, отвращение к какой-либо деятельности. Верный традициям реализма, И. А. Гончаров показывает, что эти качества явились результатом воспитания Обломова, они рождены уверенностью в том, что любое желание его будет исполнено и для этого не надо прилагать никаких усилий. Обломов - дворянин, ему не надо трудиться ради куска хлеба - на него трудятся сотни крепостных Захаров в имении и полностью обеспечивают его существование. А значит, он может целыми днями лежать на диване, не потому, что устал, а потому, «что это было его нормальным состоянием». Он почти слился со своим мягким удобным халатом и длинными широкими туфлями, в которые виртуозно попадал с первого раза, едва только свешивал ноги с дивана.
В молодости Обломов «был полон всяких стремлений, надежд, ждал много от судьбы и самого себя, все готовился к какому-то поприщу, к какой-то роли». Но время шло, а Илья Ильич все собирался, готовился начать новую жизнь, но не продвинулся ни на шаг ни к какой цели. В Москве он получил хорошее образование, но голова его «была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных по частям знаний». Поступая на службу, которая ранее представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, он и не предполагал, что жизнь сразу разделится для него на две половины, одна из которых будет состоять из труда и скуки, что для него было синонимами, а другая - из покоя и мирного веселья. Он понял, что «надобно быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому человеку на службу», а потому он вскоре подал в отставку, потом прекратил выезды в свет и полностью затворился в комнате. Если Обломов и признает какой-то труд, то только труд души, поскольку десятки поколений его предков «сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным».
В жизни Обломова бывали минуты, когда он задумывался о причинах, побудивших его вести такую жизнь, когда он задавал себе вопрос: «Отчего я такой?» В кульминационной главе романа «Сон Обломова» писатель отвечает на этот вопрос. Он создает картину провинциального помещичьего быта и показывает, как ленивая спячка постепенно становится нормальным состоянием человека.
Во сне Обломов переносится в имение своих родителей Обломовку, «в благословенный уголок земли», где нет «моря, нет высоких гор, скал, пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Перед нами предстает идиллическая картина, ряд прекрасных пейзажей. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Глубокая тишина лежит на полях. Тишина и жизненное спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю», - пишет И. А. Гончаров. Обломов видит себя маленьким мальчиком, стремящимся заглянуть в неизвестное, задать больше вопросов и получить на них ответы. Но лишь забота о пище становится первой и главной жизненной заботой в Обломовке. А все остальное время занимает «какой-то
всепоглощающий, ничем не победимый сон», который И. А. Гончаров делает символом, характеризующим людей типа Обломова, и который называет «истинным подобием смерти». С самого детства Илья был приучен к тому, что не должен ничего делать, что для любой работы есть «Васька, Ванька, Захарка», да и сам в какой-то момент понял, что так «покойнее гораздо». А потому все «ищущие проявления силы» в Илюше «обращались внутрь и никли, увядая». Такая жизнь лишила героя романа всякой инициативы и постепенно превратила его в раба своего положения, своих привычек и даже раба своего слуги Захара.
В своей статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов писал: «Обломов - не тупая апатичная фигура без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в жизни, о чем-то думающий». Он наделен многими положительными качествами, да и не глуп. В его суждениях есть грустная правда - также следствие российской жизни. К чему стремятся все эти Судьбинские, Волкины, Пенковы? Действительно, стоит ли вставать с дивана ради той мелочной суеты, которой заняты его бывшие товарищи?
В духе традиции, созданной русскими писателями, И. А. Гончаров подвергает своего героя величайшему испытанию - испытанию любовью. Чувство к Ольге Ильинской, девушке огромной душевной силы, могло бы воскресить Обломова. Но И. А. Гончаров - реалист, и он не может показать счастливый финал романа. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя?» - с горечью пытается понять Ольга. И писатель дает ответ на эти вопросы, совершенно точно определив имя этого зла - обломовщина. И не один Илья Ильич стал ее жертвой. «Наше имя легион!» - говорит он Штольцу. И действительно, поражены «обломовщиной», стали ее жертвами почти все герои романа: и Захар, и Агафья Пшеницына, и Штольц, и Ольга.
Величайшая заслуга И. А. Гончарова состоит в том, что он удивительно точно изобразил болезнь, поразившую русское общество середины XIX века, которую Н. А. Добролюбов охарактеризовал как «неспособность деятельно захотеть чего-либо», и указал на социальные причины этого явления.

«В Гороховой улице, в одном из больших домов <…> лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов»,— так И. А. Гончаров знакомит нас с главным героем произведения, барином в возрасте чуть старше 30 лет, который не знает и не хочет знать о труде. Старый, поношенный шлафрок (спальный халат) и домашние туфли - привычное его облачение. Это символы лени и апатии, красной нитью проходящих через всю жизнь персонажа.

«Да, я барин и делать ничего не умею!» - говорит о себе Обломов.

Н. А. Добролюбов понимал «обломовщину», как нечто социальное, «знамение времени». В его понимании образ Обломова - строго отчеканенный тип русского человека, «разбалованного» возможностью переложить всю ответственность на чужие плечи. С точки зрения критика, «обломовщина» - аллегория крепостного права.

(Кадр из фильма Н. Михалкова "Несколько дней из жизни И.И. Обломова". Илья Обломов - Олег Табаков )

Откуда же проросла «обломовщина»? Об этом читатель узнает из главы «Сон Обломова», где рассказано о детстве Илюши. Жизнь крепостного поместья делится два мира: ленивый, аморфный барский, где нет ничего важнее вкусной еды и крепкого, подобного смети сна, и крестьянский - наполненный трудом, нацеленным на решение бытовых проблем господ. Мы видим мир, закостенелый, замкнутый в традициях и обычаях, которые не поощряют живого стремления и, тем более, труда. А зачем, если есть «Захар да еще 300 Захаров»?

Отойдя от концепции Добролюбова о крепостничестве, можно увидеть в «обломовщине» явление, нередко встречающееся и в наши дни. Страх перед отправкой в «большую жизнь», настойчиво взращиваемый родителями в отпрысках, жизнь «по накатанной» и проторенной поколениями тропе следования традициям и устоям. Чрезмерная опека от труда и создание социального вакуума губят малейшие проявления любознательности и позывы к самостоятельности: «Ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая».

Вся жизнь Обломова - это желание погрузиться в утопию, где все легко и нет нужды принимать решения. Илья Ильич не хочет выходить из дома, все время погружается в грезы о переустройстве усадьбы, но мечты остаются мечтами, а мир Обломова все так же ограничивается диваном, ведь «сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

«Обломовщина» есть сокрушение, «первобытная лень», время, проведенное в мечтах и пустых грезах. То время, которое создано для действий.

Пробудить в Илье Ильиче хоть одну искру не никакая внешняя сила. Желание Андрея Штольца вернуть его к жизни рухнуло под нагромождением страхов, устоев и пресловутого поношенного халата, который окутал не только тело, но и ум, душу Обломова. Не сбылись и стремления Ольги вернуть Илью в общество. Упадничество поглотило его сущность.

("Тот самый Обломов — вчера и сегодня" )

Все, что ни захватывает человека, зараженного «обломовщиной», обречено. Вокруг него все гибнет, ведь нет внутри огня, желания жить, а не волочить существование, лежа на диване и скрываясь от любых «внешних раздражителей».

Последним пристанищем Ильи Ильича стал дом Агафьи Пшенициной, где он нашел отголоски своей «колыбели» - Обломовки, к которой стремилось все его естество.

ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА? В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров поведал нам историю о том, «как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…» - писал Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». «Не бог весть какая важная история», - замечает критик, и тем не менее, считает роман Гончарова ценным приобретением для русской литературы. Ценным, потому что в этой истории «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчека­ненный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего собственного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным созна­нием истины. Слово это - обломовщина; оно служит ключом к раз­гадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гонча­рова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести». Добролюбов увидел в типе Обломова и в обломовщине нечто большее, чем просто удачное со­здание сильного таланта, он увидел в нем «произведение русской жизни,знамение времени».

Так кто же такой этот Обломов и почему именно его именем на­звано столь обширное явление русской жизни? Попробуем разобрать­ся, совершив небольшую экскурсию по страницам его биографии.

Илья Ильич Обломов - дворянин, имеет чин коллежского сек­ретаря. Когда ему было двадцать с небольшим лет, он приехал из Обломовки, родового имения, расположенного в одной из губерний, в Петербург и с тех пор безвыездно жил в столице. Мы узнаем, что когда-то, в юности, он «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы и от самого себя». Но чего имен­но он ждал? По-видимому, ничего конкретного, если даже в чертах его лица отсутствует всякая определенная идея, всякая сосредото­ченность, а « господствующим и основным выражением не лица толь­ко, а всей души» является мягкость. Беспечность и мягкость про­низывают весь облик героя. Портрет Обломова дополняет описание его домашнего костюма, который так идет «к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!». По мере того как сужался круг светс­кого общения Обломова, халат приобретал в его глазах «тьму неоце­ненных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Костюм в жизнеописании героя приобретает символический смысл. Обломов любит просторную одежду: в шлафроке, простор­ном сюртуке или куртке воображает он себя и в мечтах. Но как только меняется жизнь Обломова, ее ритм - меняется и его одежда: когда он влюбляется в Ольгу, то перестает носить халат, ходит в домаш­нем пальто, носит легкую косынку на шее, белоснежную рубашку, прекрасно сшитый сюртук, щегольскую шляпу. В попытке поспеть за жизнью Обломов стремится следовать моде, но в душе сравнива­ет себя все же с ветхим, изношенным кафтаном.

Хотя в романе и сказано, что Илья Ильич не был похож ни на отца, ни на деда, в его петербургской жизни повторяются многие ситуации обломовского бытия, и понятно, что истоки характера Ильи Ильича, его отношения к жизни и самому себе нужно искать в ро­довом гнезде. Именно в Обломовке он получил первые понятия и впе­чатления о жизни, которая, «как покойная река», течет мимо и в которой идеалом является покой и бездействие. Он был развитым ребенком, но пытливый ум мальчика все же не в силах был проти- виться простоте нравов, тишине и неподвижности, царившей в Обломовке. С детства у Обломова «навсегда останется расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и по­есть на счет доброй волшебницы». И будучи взрослым, Илья Ильич сохраняет веру в чудеса и бессознательно грустит о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Пансион, в котором обучался Илюша, мало чем отличался от родительского дома. И дома, и в пансионе его лелеяли, «как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло», а потому силы, которые искали своего проявления, «обращались внутрь и никли, увядая». После обучения в пансионе родители отправили Илюшу в Москву, «где он волей-неволей проследил курс обучения до конца».

Окончив курс обучения, Обломов едет в Петербург, мечтая об успехах на служебном поприще, достойном положении в обществе, семейном счастье, но и в Петербурге он ведет образ жизни, привыч­ный с детства. Прошло десять лет, а Обломов «ни на шаг не продви­нулся ни на каком поприще… все собирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности».

Хотя Илья Ильич и не стремится к общению, его то и дело наве­щают разные люди. Одни, как Волков, Судьбинский, Пенкин, захо­дят не часто и не надолго. Другие - Алексеев, Тарантьев - усерд­но посещают его. Они приходят есть, пить, курить хорошие сига­ры, находя у Обломова «теплый, покойный приют и всегда одинако­во если не радушный, то равнодушный прием». Алексеев разделял «одинаково согласно и его молчание, и его разговор, и волнение, и образ мыслей, каков бы он ни был». Тарантьев же приносил в обло­мовское царство сна и покоя «жизнь, движение, а иногда и вести извне». Кроме того, Обломов простодушно верил, что Тарантьев «в самом деле способен посоретовать ему что-нибудь путное».

Все остальное время ничто не нарушало обычного состояния ге­роя, а этим состоянием были «покой» и «лежанье». В уединении и одиночестве Обломов «любил уходить в себя и жить в созданном им мире»: воображать себя непобедимым полководцем, мыслителем, великим художником, решать мировые проблемы, проникаться со­чувствием ко всем обездоленным и несчастным… А когда вообража­емые заботы становились неодолимыми, он терялся и начинал «мо­литься жарко, усердно, умоляя небо отвратить как-нибудь угрожа­ющую бурю». После молитвы становился «покоен и равнодушен ко всему на свете», поручив попечение о своей участи небесам. Только в мечтах Обломов был по-настоящему счастлив: чувствовал «смут­ное желание любви, тихого счастья». Правда, возвращаясь в реаль­ность, он стремился осуществить свои идеалы и помыслы, но эти стремления мгновенно улетучивались, зачастую даже не оформив­шись словесно. Громкий призыв к Захару, не успев перейти в просьбу или приказание, быстро сменялся обычным задумчивым настрое­нием.

Хотя в реальной жизни Обломова не было потрясений и бурь, судьба его трагична. Он прекрасно все о себе понимал. В исповеди Штольцу Илья Ильич признавался, что ему больно «за свою нераз­витость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешаю­щую всему». Он чувствовал, «что в нем зарыто, как в могиле, ка- кое-то хорошее светлое начало… как золото в недрах горы» и зави­довал людям, которые живут «так полно и широко», но так ничего и не предпринял. За мягкостью, беспечностью и изнеженностью скрывается на самом деле твердая и цельная натура, хранящая вер­ность самому себе. Он порывает связи с теми, кто понимает жизнь иначе, и любит искренне одного Штольца. Друзей связывали роман­тические юношеские мечтания. Со Штольцем Обломов собирался «изъездить вдоль и поперек Европу, исходить Швейцарию пешком, обжечь ноги на Везувии, спуститься в Геркулан». Но если для Штольца путешествие - не подвиг, а простое и привычное дело, то Обломов совершил в своей жизни «единственную поездку из своей деревни до Москвы». Й, тем не менее, именно Штольц пробудил в своем друге на какое-то время жизненные силы.

Попытка осуществить юношескую мечту о путешествии не увен­чалась успехом, зато «пробудившиеся жизненные силы» устреми­лись к исполнению другой мечты - мечты о любви.

Штольц познакомил Илью с Ольгой Ильинской, и ритм его жиз­ни изменился. Обломов словно увидел себя и свою жизнь со сторо­ны и ужаснулся. «И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима». Так же бурно и страс­тно, как начался его роман, Обломов «стряхивает пыль и паутину» со всей своей жизни, смело и отважно устремляется в мир, полный движения, волнений, страстей. Уже вскоре он признается Ольге в любви, чувствуя, что Ольга точь-в-точь идеал «счастья жизни».

Любовь наполнила жизнь Обломова смыслом. Он мечтает о путе­шествии за границу, намеревается уехать с Ольгой в свой зеленый рай - Обломовку, но… внезапно загоревшись любовной страстью, Обломов так же внезапно и отрезвляется. Когда в любви миновала поэтическая пора и началась «строгая история: палата, потом поез­дка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение доро­ги, нескончаемый разбор дел с мужиками… жнитво, обмолот… за­ботливое лицо приказчика… заседание в суде», любовь становится долгом и кончается ее «летняя, цветущая поэма». Вникнув в «прак­тическую сторону вопроса о свадьбе», Обломов видит в ней «офици­альный шаг к существенной и серьезной действительности и к ряду строгих обязанностей», и это угнетает его.

Время идет, в ожидании отчета поверенного о состоянии своих дел Обломов ищет квартиру в Петербурге, поближе к Ильинским, и на время, пока найдется квартира, поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Жизнь в этом доме напоминает герою жизнь в любимой Обломовке. Тишина и спокойствие, постоянные заботы хозяйки о кухне, на которой она царствует, приводят Обло­мова в отчаяние. Он понимает, что жизнь с Ольгой не сулит ему «мирного счастья и покоя». Ему нужна хоть временная передышка от постоянных потрясений и тревог, поэтому свадьба с Ольгой откла­дывается. Их романтическая любовь не выдержала испытания ре­альной жизнью, но за тот год, срок, на который была отложена свадь­ба, дом Пшеницыной стал для Ильи Ильича тем райским благосло­венным уголком, в который он всегда стремился.

После того как Штольцу удается уладить дела в Обломовке, Об­ломов исправно получает доходы, и в доме Пшеницыной воцаряют­ся мир и тишина. Как и в Обломовке, в новообретенном райском уголке ведутся разговоры о праздниках, кухне, продовольствии. Как и в Обломовке, здесь барин может сидеть, не трогаясь с места, и пусть «не взойдет завтра солнце, застелют небо вихри, понесется бурный ветр из концов вселенной, а суп и жаркое явятся у него на столе, а белье его будет чисто и свежо, а паутина снята со стены…».

Любящее око жены Агафьи Матвеевны зорко сторожило каждое мгновение жизни Ильи Ильича, но «вечный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни». Обломов «скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести ». Так бесславно окончилась его жизнь…

По мнению Д.И. Писарева, «Обломов… олицетворяет в себе ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщи­ны». «Эта апатия… выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней иг­рает главную роль страшный вопрос: «Зачем жить? К чему трудить­ся?» - вопрос, на который человек часто не может найти себе удов­летворительного ответа. Этот неразрешенный вопрос, это неудовлет­воренное сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя в нем цели…» Причи­на апатии заключается отчасти во внешнем положении человека, от­части же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению Обломов - барин: «у него есть Захар и еще триста Захаров », которые обеспечивают ему беззаботную праз­дную жизнь.

Об исключительной типичности обломовщины великолепно на­писал Н.А. Добролюбов, но и в самом романе ее живучесть и рас­пространенность показаны достаточно убедительно. О ней гневно говорит Штольц, о ней свидетельствует и признание самого Обло­мова: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексе­ев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Обломовщина встречалась не только в деревне на Волге, но и в других местах кре­постнической России, и в столице; она проявляла себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий, которые с удовольствием оста­вили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.

Обломовское начало, как мы видели, живет в Захаре, в гостях героя, в светских салонах, в быте вдовы Пшеницыной… Вот почему слово и понятие «обломовщина», по словам Д.И. Писарева, никогда «не умрет в нашей литературе», «проникнет в язык и войдет во все­общее употребление».