Т курентзис о личной жизни. Теодор Курентзис: «Приходя на концерт, я сажусь там, откуда легко уйти. Тарелки оркестровые и летающие

Теодор Курентзис – один из самых самобытных дирижёров современности. Получив классическую школу, он прославился как ниспровергатель исполнительских традиций.

Теодор Курентзис родился в Афинах в 1972 году в семье, где очень любили музыку – с раннего возраста мальчик вместе с матерью посещал оперные спектакли, мать ежедневно играла на фортепиано. Рано проявив музыкальные способности, он с четырёх лет обучался фортепианной игре, в семь лет начал осваивать скрипку, а в двенадцать стал студентом Греческой консерватории, в которой одновременно учился на двух факультетах – теоретическом и факультете струнных инструментов. Кроме того, с 1988 года он обучался вокалу в Афинской академии.

В 1990 году Теодор Курентзис создал в Афинах камерный оркестр и возглавлял его в течение четырёх лет, но он ощущает потребность в совершенствовании своего дирижёрского мастерства. С этой целью музыкант отправляется в Россию и поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, где учится у Ильи Мусина и проходит стажировку у Юрия Темирканова.

Завершив учёбу в Санкт-Петербургской консерватории, Теодор Курентзис сотрудничает с различными российскими оркестрами, среди которых «Виртуозы Москвы», оркестр им. , Большой симфонический оркестр им. , Российский национальный оркестр, Musica Viva (с последним дирижёр выступал в США). Работает он и с оркестрами Греции, США и Болгарии. Одновременно он сотрудничал в качестве дирижёра-постановщика с оперными театрами – «Геликон-опера», Новосибирским государственным академическим театром, а в 2004 году стал его главным дирижёром.

Новосибирский театр стал для Теодора Курентзис подлинной творческой лабораторией. По словам дирижёра, там можно сделать многое, что неосуществимо в Москве, где искусство предельно коммерциализировано, а людей не всегда удаётся подвигнуть на новаторство.

На базе театра Теодор Курентзис создал два исполнительских коллектива, которые специализируются на историческом, аутентичном исполнительстве – камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор New Siberian Singers. По признанию руководителя, в эти коллективы он стремился отбирать не столько «лучших из лучших», сколько единомышленников, которые не начинают и заканчивают репетиции «по звонку», а живут музыкой постоянно, ощущая её всем своим существом.

Как это ни парадоксально, достигнув больших успехов на дирижёрском поприще, Теодор Курентзис менее всего ощущает себя… дирижёром. В большей степени он чувствует себя поэтом, которому «есть что сказать». В отличие от большинства симфонических и оперных дирижёров, он не пользуется дирижёрской палочкой, но не только в этом заключается особенность его творческой индивидуальности. Курентзис не согласен с традиционным представлением об искусстве вообще и музыке в частности как исключительно об области прекрасного. Дирижёр убеждён, что красота как таковая уводит от сущности искусства. Он сравнивает музыку с храмом, который остаётся храмом, сохраняя своё значение даже в том случае, если человеку, который в него вошёл, не кажутся красивыми убранство и архитектура.

По этим причинам Теодор Курентзис в одинаковой степени не приемлет фильмы, в которых играют исключительно красивые актёры, и культ «золотых» исполнителей-виртуозов. «В музыке должна быть правда, которую ты не можешь выдержать», – говорит дирижёр. Партитура в его понимании – это «продление в реальность духовного пространства, в котором существовал – мыслил и чувствовал – композитор». Один из способов погружения в такое «духовное пространство» – это аутентичное исполнительство. По словам дирижёра, исторические инструменты «сопротивляются времени». Но большое значение в области исторического исполнительства имеет не только инструментарий, но и манера звукоизвлечения, которая тоже должна соответствовать эпохе: например, в хоре New Siberian Singers все исполнители владеют техникой пения без вибрато. Впрочем, сфера интересов дирижёра не ограничивается барокко и классицизмом – столь же увлечённо он работает и над произведениями современных композиторов, осуществляя в том числе и мировые премьеры.

За семь лет работы в Новосибирском театре Теодор Курентзис поставил в виде спектаклей и представил в концертном исполнении немало опер, относящихся к разным эпохам и стилям: «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, «Орфей и Эвридика» , « », « » и « » , «Макбет» , «Медея-материал» П. Дюсапена, « » Дж. Россини, «Леди Макбет Мценского уезда» . Заметным событием не только для Новосибирска стала опера « » в постановке , и дирижировал этим спектаклем Т. Курентзис.

В 2009 году Теодор Курентзис стал приглашённым дирижёром Большого театра, где при его участии была поставлена, в частности, опера А. Берга «Воццек», а с 2011 года он является главным дирижёром Пермского театра оперы и балета. С этого времени основанный им камерный оркестр Musica Aeterna базируется в Перми.

Один из самых затребованных современных российских дирижёров, Теодор Курентзис - грек по происхождению. Получив основное музыкальное образование в Греции, он в 1990 году основал оркестр камерной музыки в Афинах, а в 1994 году приехал в Россию, чтобы обучаться дирижированию у профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина. После этого Теодор остался работать в России и регулярно сотрудничает с самыми прославленными музыкальными оркестрами страны. За более чем 20-летнюю творческую деятельность в российском искусстве, он поставил массу успешных музыкальных спектаклей в разных городах, не однажды выступал за границей, а весной 2014 года стал гражданином России. Слава одного из самых сексуальных дирижёров не даёт покоя его поклонницам, желающим знать всё о жене Теодора Курентзиса и его личной жизни.

В настоящее время Курентзис не женат. Это не значит, что его совсем не интересуют женщины, хотя он и заявляет о том, что главной любовью его жизни является Музыка. Слухов о его многочисленных романах ходит довольно много, но никаких конкретных имён в них не упоминается. Некоторые сведения об одной российской жене знаменитого дирижёра всё же есть: появившись на музыкальном небосклоне Санкт-Петербурга, он связал себя узами брака с балериной Мариинского театра Юлией Махалиной. Ко времени знакомства с молодым музыкантом, она уже успела сделать блистательную карьеру в одном из лучших театров России и была в нём прима-балериной.

На счету Махалиной не менее 60 партий в классических и современных балетах. Она была первой исполнительницей партий Анны Карениной, в спектакле на музыку Чайковского, Жар-птицы в балете Стравинского, Феи в спектакле «Золушка» Прокофьева, Раймонды в балете Глазунова и многих других. Являясь влиятельным лицом в театральном мире северной столицы, Юлия использовала свои многочисленные связи и знакомства, чтобы помочь талантливому, красивому и молодому (а Теодор был моложе своей супруги на 4 года) возлюбленному приобрести вес в культурной элите Санкт-Петербурга и найти хорошую работу. Однако она не учла того, что одарённость Курентзиса искала собственные пути для самореализации и его не пугало отлучение от важного культурного центра страны. В начале 2000-х годов он без сожаления расстался с Питером и уехал в Новосибирский Академический театр оперы и балета.

Правда, по слухам, причиной расставания этой пары оказался характер Юлии Викторовны, которая дважды была замужем и не сумела ужиться ни с одним из своих супругов. У неё довольно тяжёлый нрав, который делает совместную жизнь с ней непростой, а иногда - даже невыносимой. Оставляя свои позиции на сцене, знаменитая балерина постепенно перешла к преподавательской деятельности и этот переход, как утверждают злые языки, сопровождался не безудержной, но достаточно крепкой тягой к спиртному. Теперь Курентзис - уже давно свободный и завидный жених, успевший сняться в кино в роли известного физика Ландау. Стать женой Теодора Курентзиса есть шанс у любой из его почитательниц.

Когда Теодор был маленьким, его называли вундеркиндом. В 12 лет он поступил одновременно на два факультета Афинской консерватории, потом поехал учиться в Россию, и легендарный профессор Илья Мусин , воспитавший Темирканов а и Гергиева , назвал молодого грека гением. Сегодня Курентзису - 46, он худрук Пермского театра Оперы и балета, пятикратный обладатель премии «Золотая маска»… Но как говорить с гением? Разве что призвать на помощь его соотечественников - мудрецов Древней Греции…

Софокл: «Ум - несомненно, первое условие для счастья»

Ум - одна из необходимых составляющих счастья. Что нужно еще? Безумие. Счастье ведь есть путешествие ума по лестнице духа. Недаром говорят: «Я без ума от чего-то», когда человек от нахлынувшего на него счастья теряет ориентиры, когда нарушаются все природные законы…

Хилон: «Исстрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое»

Деньги для счастья не обязательны. Я много трачу. Очень много! Потом обычно хватаюсь за голову. Но это не страшно. Мне кажется, люди, имеющие большие деньги, менее счастливы, чем те, у кого их нет. Бедные счастливы уже потому, что стремятся к счастью с азартом. Богатые же уверены, что счастье принадлежит им априори, и часто лишаются его. Я не богат. (Когда Теодор жил в Москве, у него не было собственной квартиры - арендовал, машины - пользовался такси, счетов в банке. - Авт.). Вам, наверное, сложно в это поверить. Я зарабатываю немало, но большую часть денег трачу на инструменты для своего оркестра, даю людям. Люди, окружающие меня, мои близкие, те, с кем приходится работать, имеют скромные зарплаты, поэтому, когда мы ходим вместе обедать или ужинать, часто плачу я, считая несправедливостью тот факт, что они получают меньше. Словом, закрываю дырки направо-налево. И испытываю от этого счастье. Когда у меня не было ни копейки, я и тогда чувствовал себя счастливым. Деньги ничего не значат. Если их нет - не стоит плакать и переживать. Без них еще никто не умер. Но, когда они появляются, то становятся большим испытанием для любого человека.

Прежде я часто брал в долг, были проблемы. Поддерживали друзья. В Санкт-Петербурге один замечательный человек давал мне деньги, зная, что я не смогу их скоро вернуть. Другой великий человек помогал в Москве - я жил в его квартире, когда негде было жить; он давал деньги, пока у меня не было работы. Это удивительные люди, я помню их заботу обо мне. Поэтому считаю своим долгом помогать другим. Не столько даю в долг, сколько просто даю. А друзей у меня достаточно много.

Демокрит: «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим»

Конечно, помощь - вид внушения. Хотя я очень часто разочаровывался в друзьях, со мной поступали непорядочно, меня предавали. Но я не злопамятный. Всех прощаю. Не могу ненавидеть. И не перестаю общаться с теми, кто предал. Как у меня это получается? Надо просто анализировать свои поступки - не предал ли ты Бога, не совершил ли архипредательства... Хотя в Новосибирском театре, к примеру, были и предатели, и саботажники, и мне говорили: «Увольняй, имеешь полное право». Испытание властью - одно из сложнейших испытаний в жизни человека. В этот момент надо просто понять, что, оставив человека без работы, ты заставишь голодать его семью, его ребенка. Как можно взять на себя такой грех? Не дай Бог, что-то случится, пропадет человек. Надо понять его, даже если он пошел против тебя - у него проблемы, он не осознает, что делает. Я переживаю за людей. Переживаю и за себя - сколько раз своему «начальнику» Богу я обещал одно, а делал другое? Сколько раз таким образом оскорблял его, вел себя по отношению к нему кощунственно? И что же, он тоже должен был меня уволить? Но это увольнение не чета любому другому. Это уже - до свидания. Конец души. Все - по домам… Мир искусства сложен. Главное - понять, насколько не совершенен ты сам, и принять несовершенство других.

Я интересовался таинствами жизни афонских монахов, провел некоторое время с ними. Нет, стать монахом не пытался. Кто я такой, чтобы стать им? Это не каждому дано. Только, если Бог захочет. Быть монахом - совсем не то, что быть дирижером, например. Ну, нравятся тебе фрак и дирижерская палочка, и что с того? К сожалению, первое, что делает большинство современных людей, желающих стать дирижерами, - покупают себе палочку. А те, что хотят стать священниками, торопятся надеть рясу. У нас в Греции есть выражение: «Не ряса делает священника». Добавлю: «И не палочка - дирижера».

Последний раз я дирижировал концерт с палочкой много лет назад. Конечно, когда сильно устаю, могу себе это позволить и сегодня. Но только на репетиции. На концерте - никогда! Она же мешает. Палочка… ну… это… Дирижировать с палочкой - все равно что заниматься любовью в презервативе. Между тобой и оркестром появляется что-то лишнее, общение происходит не напрямую, а через этот предмет. Связь рушится.

Сократ: «Женишься ты или нет, все равно раскаешься»

Согласен. И так плохо, и так плохо. И так хорошо, и так. Добавить нечего.

Гомер: «Женщину украшает молчание»

Верно, молчание - золото. Но молчание не есть опустошение. Иногда достаточно того, что женщина смотрит тебе в глаза и говорит короткие два слова. Многословие не всегда содержательно.

Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис. Фото: РИА Новости

Клеобул: «Жену бери ровню»

Не знаю… По-моему, я притягиваю к себе психопаток, они меня любят. Так что, когда однажды встретил «ровню», очень удивился. Сегодня это такая большая редкость. Для меня «ровня» - психически здоровая женщина, хотя в современном мире женщина с психическим заболеванием - уже практически норма. Особенно это касается, мне кажется, тех, кто вырос в советское время, гречанок - тоже. Истеричность, комплекс неполноценности, непримиримость с полом, психозы, раздутые амбиции… Негатива в женщинах - в достатке. У «ровни» же есть мечты, но нет амбиций, она желает найти истину и не стремится быть такой, какой быть модно, хорошо, выгодно. Она хочет остаться самой собой, а не пытается стать той, которой не сможет быть никогда.

Многие молодые люди, выбирающие спутницу жизни, ориентируются на свою мать, хотят, чтобы супруга была похожа на нее. Когда-то и я, знакомясь с женщинами, спрашивал себя: «А понравилась ли бы она моей маме?». Но, осознав всю нелепость вопроса, стал относиться к нему более мудро, перестал себя мучить. Ведь не маме жениться на этой девушке, не маме с ней жить, спать… Проблема - найти человека, который нравится тебе, который устраивает тебя. И, если нашел его, должен быть уверен в своем выборе, даже если все вокруг считают, что твоя подруга некрасива. Конечно, есть определенный тип девушек, который мне нравится, но вообще-то красивы все. В каждой - своя красота, нужно только разглядеть ее. Никакого отношения к модным тенденциям она не имеет: цвет глаз, длина ног - все это пустое. Хотя могу вам сказать, что русские, к примеру, определенно красивее гречанок. Русская женщина - это что-то невероятное! Особенно не из Москвы. Очень красивые девушки в Кемерове, Новокузнецке, Ростове-на-Дону…

Но, опять же, что такое красота? Когда мы говорим о ней, то подразумеваем часто только внешнюю оболочку. А красота - это нечто другое. Вот вы любили когда-нибудь в жизни? мужчину? без ума? было у вас такое, чтобы вы любили скелет человека? его кости? Нет? Значит, не любили! В основном, ведь как люди говорят: «Я люблю твои голубые глаза… твои белые волосы… твою сексуальность…». А, по-моему, по-настоящему любит тот, кто может сказать: «Я люблю твою кровь. Люблю твои кости…».

Я не стремлюсь всем понравиться, и, в отличие от девушек, никогда ничего специально не делаю, чтобы привлечь к себе внимание. Они же, к сожалению, часто просто заблуждаются. Им кажется, что они любят меня, как бывает влюблен пациент во врача, который сделал ему операцию, путешественник - в водителя, который вез его, спящего, по пустыне. Но, если ты способен любить скелет, внешний облик не важен. Потому что каждый когда-нибудь превращается в скелет… когда разрушается потолок и открываются небеса...

Демокрит: «Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется, и ничего не боится»

Очень переживаю за свою свободу. Это эгоизм. В то же время ничего не боюсь, ни на что не надеюсь. Если чего-то ждешь, на что-то надеешься, ты не свободен. Ты полноценен только, когда проживаешь данную секунду. Нельзя все время думать: ах, что было пять минут назад, ах, что будет потом… Тогда ты уже не свободен, ты не владелец самого себя, не сознателен. Конечно, и меня посещают какие-то страхи. Но, к примеру, когда боишься стать плохим, плохим и становишься. Приходится бороться с собой, наказывать. Сажусь перед своим портретом и бью его кнутом. Шучу. Если происходит что-то нехорошее, портится настроение. Бывает, гневаюсь, становлюсь очень нервным, в смысле - эмоциональным. Адреналин в крови сразу повышается, самочувствие ухудшается. Я ведь сильно переживаю из-за отношений с людьми. Но, когда они относятся к работе безответственно, и приходится все делать за них, без эмоций не обойтись. Стараюсь быть гибким, когда хорошее настроение - получается. А когда плохое, люди, пришедшие ко мне, могут наблюдать гром и молнию. Потом просишь прощения. Но для этого нужны силы.

Аристотель: «Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает»

Боюсь ли смерти? Отвечу так: «Я люблю жизнь».

Теодор Курентзис родился в 1972 году в Афинах. В 4 года начал обучение игре на фортепиано, в 7 лет – на скрипке. Окончил два факультета - теории и струнных инструментов - Афинской консерватории и дирижерский факультет Санкт-Петербургской консерватории. Пишет стихи. Имеет российское гражданство.

специально для Casual Friday.

В маленьких событиях иногда можно увидеть что-то большее. Например, в итогах голосования по названию аэропорта. Как вы знаете, было много прекрасных новых вариантов, но победило с внушительным отрывом старое - «Большое Савино». Что это: скромность, практичность, отсутствие желания что-то менять?

Вспоминается знаменитое высказывание Генри Форда о том, что людей бесполезно спрашивать о том, чего они хотят. В его случае они просили бы не автомобили, а просто лошадей побыстрее.

Решения какого уровня можно делегировать общественности? Впервые за долгое время в Перми появился губернатор, готовый слушать людей, но всегда ли можно доверять их мнению?

Например, трудно представить, что случилось бы с городом, если бы во время советской индустриализации власти стали спрашивать мнение пермяков о строительстве новых заводов. До сих пор бы картошку на эспланаде выращивали. Что случилось бы с культурной революцией - представить легко.

Ожидание полного общественно согласия по вопросам развития - утопия. Оно не встречается в природе в чистом виде. И в последнее десятилетие в Перми явно наблюдается трение между «партией перемен» и их противниками.

Причем, первая почти всегда проигрывает, если на ее стороне нет влиятельных игроков: губернаторов, мэров, меценатов. Партия перемен - измотана и постоянно несет потери. Ее классические сторонники - молодежь и квалифицированные специалисты - с легкостью покидают город, выбирая Москву, Санкт-Петербург или теплый Краснодар. Статистика и лента Фейсбука в этом случае не врет. Противная партия стойко переживает периодические «оскорбления чувств» и сил не теряет.

Иногда для значительного скачка вперед лидеру приходится тянуть людей за собой, игнорируя нытье скептиков. Даже если их большинство. Это превращает лидеров или в легенды, или, и так тоже бывает, в полных самодуров. К сожалению, альтернативный вариант: тактика «шаг вперед, шаг назад» - гарантировано не приводит никуда.

Вот, например, превращающийся в живую легенду Теодор Курентзис. Это осенью он попал под критический обстрел обозревателей одного из сетевых СМИ. Как раз за то, что упорно выводит театр на новый принцип работы. Было бы странно, если это не «оскорбило» бы чувства кого-нибудь. Курентзис - феноменальный для Перми случай лидера, у которого достаточно сил идти вперед не взирая на подножки министра культуры (прошлого), лукавого губернатора (тоже бывшего) и малоизвестных «обозревателей».

Давайте перейдем к заявленной теме колонки. Проведем, то что называется у журналистов «фактчекингом» - проверим, за что противники критикуют Теодора Курентзиса и можно ли доверять их аргументам.

Курентзиса нет в Перми. На пермскую зарплату он ездит по Европе.

Давайте будем конкретнее - делает ли Курентзис работу, за которую получает зарплату? Курентзис – художественный руководитель театра. Это означает, что он определяет художественную политику театра. И его видение художественного развития театра, очевидно, представляет ценность и интерес, что подтверждают регулярные триумфы на «Золотой маске», три премии ECHO Klassik и ажиотаж вокруг билетов в театр.

Курентзис, выступая в Европе, делает имя не театру, а себе.

Не совсем так. Курентзис, выступая с оркестром musicAeterna везде представлен как худрук пермского театра. Во всех публикациях в российской и зарубежной прессе подчеркивается, что он и оркестр приехали из Перми. Западные журналисты ищут Урал на карте, чтобы сообщить читателям где, по их словам, происходит «совершенно исключительное явление».

Репертуар театра обеднел. Прежние постановки убраны из репертуара, новые – яркие и масштабные показывают пару раз и больше не повторяют.

Репертуар, действительно, изменился. Пермский оперный перестал быть провинциальным театром в привычном понимании. Он пошел по пути исследования и изучения новых возможностей театра. В Пермь приезжают ведущие режиссеры Европы и мира, артисты балета, которые представляют здесь свои художественные и технические идеи.

Новые постановки сложнее, из-за монтажа фантастических декораций сцена не может быть задействована для других представлений. Например, декорации и свет к «Травиате» монтируются неделю, поэтому спектакль не было возможности показать в Москве. Критики и прочие звезды ездят ее смотреть в Пермь.

Концерты Курентзиса и новые постановки недоступны простым людям. Билеты очень дорогие, их моментально раскупают.

Давайте признаемся, что на многие старые оперы, снятые из репертуара, билеты не продавались, никто не хотел их смотреть даже по очень низким ценам. Сегодня ажиотаж сопровождает именно новые постановки и концерты Курентзиса. Новые спектакли обходятся театру дороже из-за высокого уровня артистов, музыкантов и постановщиков, из-за сложной и современной сценографии.

Разумеется, в первую очередь продаются недорогие билеты. Цены на постановки начинаются от 100 рублей (Травиата, Богема), 300 рублей (концерты Курентзиса) и 500 рублей (предновогодний «Щелкунчик»). В продаже остаются дорогие билеты, на которые все наталкиваются, заходя на сайт, и возмущаются, считая, что все билеты продавались по таким ценам. На самом деле, за 10-12 тыс. рублей на самые топовые постановки продаются 8-10% билетов в зале.

Да, все мы жалеем, что недорогих билетов не хватает, но так происходит с продуктом, на который есть повышенный спрос. Есть надежда, что проблема будет решена правильным образом - будет построена новая сцена с залом, способным вместить всех желающих.

Курентзис уничтожает репертуарный спектакль, пытаясь внедрить систему stagione

Курентзис предлагает другую систему. Мировой опыт доказывает, что Stagione - самый эффективный способ проката оперных постановок. Кроме того, новая система предлагается только для оперы, у балета свои особенности и он сохраняет репертуар.

И возвращаясь к вопросу важности общественного мнения, наверное, можно пошутить, что если вас в Перми любят все - пора критически оценить, а делаете ли вы что-то стоящее?

Харизматичный дирижер и основатель европейского оркестра исполнителей аутентичной музыки musicAeterna Теодор Курентзис возглавил Пермский театр оперы и балета в 2011 году. И всего за 5 лет вывел его в лидеры отечественной театральной сцены и заработал завидную репутацию за границей. Оркестру musicAeterna аплодируют стоя в лучших концертных залах Европы. В этом году театр стал рекордсменом по числу номинаций на главную профессиональную премию страны «Золотую Маску», оставив далеко позади и Большой, и Мариинский театры.

Опера «Дон Жуан» Моцарта, танцевальный проект на музыку Дмитрия Шостаковича «Оранго. Условно убитый», детская опера Петра Поспелова «Путешествие в Страну джамблей» и опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», а также одноактный балет «Когда падал снег» - пять пермских спектаклей в совокупности получили 26 номинаций на премию. Все спектакли, кроме «Сказок Гофмана» и детской оперы, на гастроли которых банально не хватило денег, можно будет увидеть в Москве на театральном фестивале «Золотая Маска », который стартовал 4 февраля.

В интервью Forbes Курентзис рассказывает о конфликте с региональными чиновниками Минкультуры, поясняет, чем аутентичное звучание музыки прошлого отличается от традиционного и откуда появился культурологический термин «пермский Моцарт».

- Формально вы не руководите театром уже почти месяц , поскольку с 10 января отказываетесь продлить свой контракт . В чем причина ?

Причина в ситуации с региональным Министерством культуры, чиновники которого саботируют уже принятые решения (в том числе строительство новой сцены) и пытаются вмешиваться в те процессы, в которых ничего не смыслят.

Например, пытались указывать, каким количеством концертов я могу дирижировать! Это оскорбительно. Почему человек, не являющийся экспертом в музыке, говорит мне, каким должен быть репертуар?

Я недавно встречался с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным и сказал, что после ряда нарушений договоренностей кредит доверия к министру культуры [Игорю Гладневу] исчерпан.

- А что стало с проектом британца Дэвида Чипперфильда , чей проект новой сцены Пермского театра победил в конкурсе 2010 года ? Его стоимость оценивалась примерно в 4 млрд рублей , и строительство должно было начаться уже в этом году .

Некоторые чиновники пытаются проект похоронить. Сначала вместо разработанного с учетом всех интересов театра проекта Чипперфильда в Минкульте нам предложили типовой проект по образцу Приморской оперы, а потом и вовсе сказали, что новую сцену строить не надо, давайте лучше вместо нее построим концертный зал для филармонии. Иными словами, вместо строительства необходимой новой сцены нам Минкульт предлагает реконструировать старую, а труппу театра отправить на гастроли на полтора года. Это просто смешно слушать. Как они смогут организовать и оплатить гастроли — непонятно, ведь репертуарный план во всем мире составляется на пять лет вперед, а не за один месяц. К тому же у чиновников не нашлось денег, чтобы привезти в этом году два спектакля театра, номинированных на «Золотую Маску» (опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и детская опера «Путешествие в Страну джамблей» будут показаны в рамках фестиваля не в Москве, а в Перми не только по техническим причинам, но и по финансовым).

У театра в сезоне 250 выступлений! Мы подписываем сейчас контракты на выступления в Зальцбурге в 2017 году и совершенно понятно, что организовать 250 гастрольных спектаклей в 2017-2018 годах за оставшееся время просто невозможно.

К тому же если легендарная пермская балетная труппа два сезона не будет танцевать, то она развалится, так как в Перми нет альтернативной площадки даже для репетиций. Да и нынешняя сцена театра не приспособлена для балета. Ее площадь всего 300 кв. м, вдвое меньше, чем в Большом. С 1959 года в театре не было ни одного капитального ремонта, и это единственный крупный театр в стране, где нет сценической механизации - все на ручной тяге. У нас действительно «историческая» сцена.

Чиновники от культуры любят рассуждать про русский патриотизм. Патриотизм не в красивых словах, которые говорят. Я не согласен построить для наших будущих поколений еще один ДК. Те, кто строил Большой зал консерватории в Москве, были патриоты. Нет денег у Минкульта, создайте у себя отдел фандрайзинга, работайте, ищите сами средства под проекты, а не валите все на губернатора.

- Федеральный министр культуры любит повторять , что государство , как заказчик и спонсор , имеет право влиять на культурный контент . А как вы относитесь к запрету оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и назначению бизнесмена Владимира Кехмана на пост директора Новосибирского театра оперы и балета вместо Бориса Мездрича? Вам ведь этот театр не чужой , вы там много лет работали, и ваши постановки принесли театру немало наград .

Я подписал открытое письмо в защиту «Тангейзера» и все там сказал. Но повторю еще раз: там, где нет знания, царствует невежество.

- Вы в Перми много играете Моцарта . Вот и «Дон Жуан» , которого привезли в Москву на «Маску» — завершающая часть проекта «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми» . Ваша трактовка его музыки признана во всем мире , возник даже культурологический термин «пермский Моцарт» .

Мы медитируем в музыке Моцарта уже много лет, живем с ней. Через нее возрождается идеология и эстетика классицизма. Не классицизма XVIII века, а истинный дух античной гармонии. Тот дух, который чувствуется в Парфеноне. Если вглядеться, то видно, что симметричные колонны на самом деле не идеально прямые. Именно это несовершенство и дает подлинное дыхание ἔντασις (напряжение), ощущение, что архитектурный объект наполнен воздухом и дышит.

А исторические инструменты нашего оркестра позволяют вручную лепить архитектурное здание музыки. Сейчас есть компьютеры, которые могут сделать аккуратный симметричный орнамент, но орнамент, сделанный вручную, красивее.

И конечно, музыканты musicAeterna делают невозможное: идеально сыгранный музыкальный текст создает ощущение высокой скорости. В партитуре Моцарта музыка всегда движется «направо», причем ловкость в таких случаях дает больше напряжения. А в большинстве существующих записей музыканты начинают в одном темпе и заканчивают в другом, движутся «налево».

- Чем пермский «Дон Жуан» отличается от вашей с Дмитрием Черняковым постановки этой же оперы в 2010 году в Большом театре ?

- «Дон Жуан» Дмитрия Чернякова 2010 года был попыткой по-новому исследовать адаптацию мифа о Дон Жуане под музыку Моцарта, а пермский «Дон Жуан» более соответствует моцартовской философии. Пермский Дон Жуан - террорист любви. Он герой, исполняющий ваши тайные желания, человек, который говорит ту правду, которую вы не можете признать, так как если заглянете в глаза правде, то уже не сможете жить спокойно. Поэтому он сначала становится объектом обожания, а потом умирает растерзанным — он недостижим.

Дон Жуан заставляет задуматься о том, может ли влюбленность длиться вечно и не совершаем ли мы преступления, отказываясь от новой любви в угоду правилам общества и чувства долга. Ведь любовь дарована всевышним.

- Почему вы решили поставить «Оранго» и «Условно убитый» на неизвестную музыку Шостаковича ? Ведь партитуры этих произведений лишь недавно были найдены в архиве музея им . Глинки.

На самом деле идея не моя, а вдовы композитора Ирины Антоновны Шостакович. Она, раз поймав меня после спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» в Цюрихе, предложила что-нибудь сделать с музыкой к опере «Оранго» (опера «Оранго» про человека-обезьяну, заказанная Большим театром к 15-летию советской власти, дописана так и не была по политическим причинам. — Forbes ) и к постановке «Условно убитый» (этот зажигательный спектакль мюзик-холла про любовь во время учений по химобороне просуществовал два месяца в начале 30-х годов ХХ века, в нем пели Леонид Утесов и Клавдия Шульженко).

Я передал ее слова балетному худруку Алексею Мирошниченко, и ему идея очень понравилась. В итоге мы объединили два разных произведения в общий спектакль. Эти сатирические сюжеты советского периода очень подходят к нашим реалиям. Декорации к постановкам выпущены в стиле позднего конструктивизма. За основу взяты произведения художницы Александры Экстер.

В нашей версии «Оранго» - пролог, в нем хор поет и танцует, как балет. А в основной части, которая называется «Условно убитый», на сцене появляется настоящий балет.

- Что для вас искусство ?

Для меня настоящее искусство - всегда разговор с Богом. Я пропагандирую современное искусство, потому что должна идти эволюция. Но люди, которые осознанно понимают, что они делают, встречаются довольно редко. Большинство старается плыть на волне времени, подражать, быть модными, но с ангелами говорят другие. Те, которых, может быть, никто и не знает. Но не умея создавать классику, не сможешь дать содержательное современное, абстрактное искусство. Отрицание без базы - смешно. А нынешние студенты выходят из консерватории и, мало чего умея, начинают сочинять абстрактную музыку, но при этом даже не могут написать вальс, чтобы растрогать свою бабулю.

И сегодня есть многие гениальные композиторы: Бен Мейсон, Дьердь Куртаг, Алексей Сюмак, Леонид Десятников, Хельмут Лахенман, Марк Андрэ - все совершенно разные, но все подлинные.

- В июне в Перми пройдет традиционный международный «Дягилевский фестиваль» , художественным руководителем которого вы являетесь . Какой бюджет у фестиваля , и что за премьеры ожидают зрителей ?

Бюджет фестиваля - около 40 млн рублей. Мы запланировали мировую премьеру «Травиаты» Джузеппе Верди, которую в Перми поставит Роберт Уилсон.

Это совместный проект Музыкального театра австрийского города Линца и Пермского театра оперы и балета. Уилсон уже показал осенью 2015 года свою версию «Травиаты» в Австрии, но российская версия будет сильно отличаться от европейской постановки: другая интерпретация, другие люди, другая музыкальная среда. Больше сказать не могу, так как спектакль еще не готов и есть определенные сложности.

Например, для постановки Уилсону нужно специальное световое оборудование, которого в театре нет. А это несколько миллионов на свет. Минкульт обещал театру новый свет, но деньги, как это нередко бывает в России, пропали по дороге.

Еще одним хедлайнером фестиваля станет хоровая опера Tristia на стихи, заказанные заключенным России и Франции. Сочинение для хора и камерного оркестра композитор Филипп Эрсан написал специально для Пермского театра. Это спектакль-молитва: люди из другого мира молят остальное человечество ценить свободу. Ставить Tristia будет режиссер и хореограф Димитрис Папаиоанну, руководивший церемонией открытия Европейских игр в Баку в июне 2015 года и поставивший церемонию открытия Олимпийских игр в Афинах.

- Что бы вы поставили , если бы был неограниченный бюджет ?

- «Пиковую даму». Давно мечтаю об этом. Я уже вижу начало оперы. Звучит увертюра, и зрители видят, как в воде Зимней канавки плавает тело Лизы в белом платье. Вода темная, синяя, а над ней небо, розоватое, уже начинается рассвет. Представьте себе, какие нужны декорации, какая машинерия, чтобы сделать это реалистично на сцене...