Людвиг ван бетховен сильная личность. ​Людвиг ван Бетховен – гениальный немецкий композитор, пианист и дирижёр. Рождение нового мира

Историк Сергей Цветков — о гордеце Бетховене: почему великому композитору было проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо», и как он становился ярым мизантропом, но при этом обожал своих друзей, племянника и маму.


Людвиг ван Бетховен с юности привык вести аскетический образ жизни. Вставал в пять-шесть утра. Умывался, завтракал крутыми яйцами с вином, пил кофе, варить который надлежало обязательно из шестидесяти зерен. В течение дня маэстро давал уроки, концерты, изучал творчество Моцарта, Гайдна и — работал, работал, работал...

Принявшись за музыкальные композиции, он до такой степени становился нечувствительным к голоду, что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья. Говорили, что он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению. А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды: это, по его мнению, должно было стимулировать работу мозга.

Один из ближайших друзей Бетховена Вегелер свидетельствует, что Бетховен «всегда бывал в кого-нибудь влюблен и большей частью в сильной степени», и даже что он редко видел Бетховена иначе, как в состоянии возбуждения, часто доходившего до пароксизма. Впрочем, это возбуждение почти не сказывалось на поведении и привычках композитора. Шиндлер, тоже близкий друг Бетховена, уверяет: «он прожил всю жизнь с девственной стыдливостью, не допустив ни малейшего приближения слабости». Даже намёк на непристойность в разговорах внушал ему отвращение

Бетховен заботился о друзьях, был очень нежен с племянником и питал глубокие чувства к матери. Единственное, чего ему не доставало — это смирения.

О том, что Бетховен — гордец, говорят все его привычки, в большинстве своем обусловленные нездоровым характером.

Его пример свидетельствует, что проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо». Да, он часто говорил любезности (к чему обязывал век), но еще чаще — грубости и колкости. Вспыхивал по любому пустяку, давал гневу полную волю, был до крайности подозрителен. Его воображаемые враги были многочисленны: он ненавидел итальянскую музыку, австрийское правительство и квартиры, выходящие окнами на северную сторону. Прислушаемся, как он бранится: «Я не могу постигнуть, как только терпит правительство эту отвратительную, постыдную дымовую трубу!» Обнаружив ошибку в нумерации своих сочинений, он взрывался: «Что за мерзкое мошенничество!» Забравшись в какой-нибудь венский погребок, он устраивался за отдельным столиком, закуривал свою длинную трубку, приказывал подать себе газеты, копченых селедок и пиво. Но если случайный сосед ему не нравился, он, ворча, убегал. Однажды в минуту ярости маэстро попытался сломать стул об голову князя Лихновского. Сам Господь Бог, с точки зрения Бетховена, всячески мешал ему, посылая то материальные проблемы, то недуги, то нелюбящих женщин, то клеветников, то плохие инструменты и плохих музыкантов и т. д.

Конечно, многое можно списать на его болезни, которые предрасполагали к мизантропии — глухота, сильная близорукость. Глухота Бетховена, по словам доктора Маража, представляла ту особенность, что «она отделяла его от внешнего мира, то есть от всего, что могло бы повлиять на его музыкальную продукцию...» («Отчеты о заседаниях Академии Наук», том 186). Доктор Андреас Игнац Ваврух, профессор венской хирургической клиники, указывал, что для возбуждения слабеющего аппетита Бетховен на тридцатом году жизни стал злоупотреблять спиртными напитками, пить много пунша. «Это явилось, — писал он, — тем изменением в образе жизни, которое и привело его на край могилы» (Бетховен умер от цирроза печени).

Однако гордость не давала Бетховену покоя еще в большей степени, чем его недомогания. Следствием повышенного самомнения были частые переезды с квартиры на квартиру, недовольство хозяевами домов, соседями, ссоры с коллегами-исполнителями, с директорами театров, с издателями, с публикой. Доходило до того, что он мог вылить на голову кухарке не понравившийся ему суп.

И как знать, сколько великолепных мелодий не родилось в голове Бетховена из-за дурного расположения духа?

Использованы материалы:
Колунов К. В. «Бог в трех действиях»;
Стрельников
Н. «Бетховен. Опыт характеристики»;
Эррио Э. «Жизнь Бетховена».

БЕТХОВЕН (Beethoven) ЛЮДВИГ ВАН (1770-1827), немецкий композитор, творчество которого признается одной из вершин в истории мирового искусства. Представитель венской классической школы.
«Ты необъятен, словно море,Никто не знал такой судьбы...» С. Нерпе. «Бетховен»

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий». (Людвиг ван Бетховен)

«...Нельзя не отметить, что склонность к уединению, к одиночеству была врожденным качеством характера Бетховена. Биографы Бетховена рисуют его молчаливым задумчивым ребенком, предпочитающим одиночество обществу сверстников; по их словам, он был способен по целым часам сидеть неподвижно, глядя в одну точку, всецело погруженный в свои думы. В значительной мере влиянию тех же факторов, которыми могут быть объяснены явления псевдоаутизма, могут быть приписаны и те странности характера, которые наблюдались у Бетховена с молодых лет и отмечаются в воспоминаниях всех лиц, знавших Бетховена. Поведение Бетховена носило часто настолько экстраординарный характер, что делало общение с ним крайне затруднительным, почти невозможным и давало повод к ссорам, иногда оканчивавшимся продолжительным прекращением сношений даже с лицами наиболее преданными самому Бетховену, лицами, которых он сам особенно ценил, считая своими наиболее близкими друзьями». (Юрман, 1927, с. 75.)
«Его сумасбродства граничили с умопомешательством. Был рассеянным и непрактичным. Имел сутяжный и беспокойный характер». (Nisbet, 1891,с. 167.)
«Мнительность постоянно поддерживала в нем боязнь наследственного туберкулеза. "К этому присоединяется еще меланхолия, которая является для меня почти таким же большим бедствием, как и сама болезнь..."

Вот как описывает дирижер Зейфрид комнату Бетховена: "...В его доме царит поистине удивительный беспорядок. Книги и ноты разбросаны по углам, так же как и остатки холодной пищи, запечатанные или наполовину осушенные бутылки; на конторке беглый набросок нового квартета, и здесь же остатки завтрака..." Бетховен плохо разбирался в денежных вопросах, часто бывал подозрителен и склонен ни в чем не повинных людей обвинять в обмане. Раздражительность иногда толкала Бетховена на несправедливые поступки». (Альшванг, 1971, с. 44, 245.)

Глухота Бетховена дает нам ключ к пониманию характера композитора: глубокая духовная угнетенность глуховатого, носящегося с мыслью о самоубийстве. Меланхолия, болезненная недоверчивость, раздражительность -это все известные картины болезни для ушного врача». (Фейс, 1911, с. 43.)
«...Бетховен в это время был уже физически подавлен депрессивным настроением, так как его ученик Шиндлер указывал позже на то, что Бетховен своим "Largo e mesto" в такой веселой сонате D-dur (op. 10) хотел отразить мрачное предчувствие приближающейся неизбежной судьбы... Внутренняя борьба со своей судьбой, несомненно, определила и характерные качества Бетховена, это прежде всего растущее недоверие, его болезненная чувствительность и сварливость, было бы неверно все эти отрицательные качества в поведении Бетховена стараться объяснить исключительно нарастающей глухотой, так как многие особенности его характера проявлялись уже в юности. Самая существенная причина его повышенной раздражительности, его сварливости и властности, граничащей с надменностью, заключалась в необычайно интенсивном стиле работы, когда он внешней концентрацией пытался обуздать свои представления и идеи и величайшими усилиями сжимал творческие замыслы. Такой мучительный изнуряющий стиль работы постоянно держал мозг и нервную систему на грани возможного, в состоянии напряжения. Это стремление к лучшему, а иногда и к недостижимому, выражалось и в том, что он безо всякой надобности, задерживал заказанные сочинения, нисколько не заботясь об установленных сроках». Ноймайр, 1997, т. 1, с. 248, 252-253,

«Между 1796 и 1800 гг. глухота начала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум... Слух постепенно ослабевал». (Роллан, 1954, с. 19.)
«Предполагают, что он вообще не знал женщин, хотя многократно влюблялся, и остался на всю жизнь девственником». (Юрман, 1927, с. 78.)
«Меланхолия, более жестокая, чем все его недуги... К тяжелым страданиям присоединялись огорчения совсем иного порядка. Вегелер рассказывает, что он не помнит Бетховена иначе, как в состоянии страстной влюбленности. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем очень скоро наступало разочарование, и он переживал горькие муки. И вот в этих-то чередованиях - любви, гордости, возмущения - надо искать наиболее плодотворные источники бетховенских вдохновений вплоть до того времени, когда "природная буря его чувства затихает в грустной покорности судьбе"». (Роллан, 1954, с. 15, 22.) «...Временами его снова и снова охватывало глухое отчаяние, пока депрессия не достигла своей высшей точки в мысли о самоубийстве, выраженной в Гейлигенштадтском завещании летом 1802 года. Этот потрясающий документ, как своего рода прощальное письмо обоим братьям, дает возможность понять всю массу его душевных мук...» (Ноймайр, 1997, т. 1, с. 255.)
«Тяжелый психопат». (Nisbet, 1891, с. 56.)
«Он мог от внезапной вспышки гнева бросить стул вслед своей домоправительнице, а однажды в трактире кельнер принес ему не то блюдо, и когда он ответил ему грубым тоном, Бетховен без обиняков вылил тому тарелку на голову...» (Ноймайр, 1997, т 1, с. 297.)
«В течение своей жизни Бетхов перенес много соматических заболеваний. Приведем только их перечень: оспа, ревматизм, порок сердца, стенокардия, подагра с продолжительными головными болями, близорукость, цирроз печени в результате либо алкоголизма, либо сифилиса, т. к.
на вскрытии был обнаружен "сифилитический узел в пораженной циррозом печени"» (Muller, 1939, с. 336.)
Особенности творчества
«С 1816 г., когда глухота стала полной, стиль музыки Бетховена изменился. Впервые это обнаруживается в сонате, ор. 101». (Роллан, 1954, с. 37.)
«Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный, / Брал из себя

этот ряд раздирающих сердце аккордов, /Плач неутешной души над

погибшей великою мыслью, / Рушенье светлых миров в безнадежную бездну

хаоса? / Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

/ Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья». (Толстой А. К., 1856.)

«Нередко в глубочайшем неглиже становился он к умывальнику, выливал на руки один кувшин за другим, при этом то бормотал, то выл что-то (петь он не мог), не замечая, что стоит уже, как утка в воде, прохаживался затем несколько раз по комнате со страшно вращающимися глазами или совершенно остановившимся взглядом и, по-видимому, бессмысленным лицом, - подходил по временам к письменному столу, чтобы сделать заметки, и потом продолжал умывание с вытьем дальше.

Как ни смешны были всегда эти сцены, но никто не должен был замечать их, еще менее мешать ему в этом мокром вдохновении, потому что это были моменты или, вернее, часы глубочайшего размышления».(Фейс, МП с 54) «По свидетельству его друзей - во время работы "выл" как зверь и метался по комнате, напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного». (Грузенберг, 1924, с. 191.)
«Хозяин к ушам прижимает испуганно руки, / Учтивостью жертвуя, лишь бы не резали звуки; / Мальчишка от хохота рот до ушей разевает, - / Бетховен не видит, Бетховен не слышит- играет!» (Шенгели Г. «Бетховен».)

«Именно в произведениях этого периода (1802-1803 гг.), когда особенно сильно прогрессировала его болезнь, наметился переход к новому бетховенскому стилю. Во 2-1 симфонии, в фортепианных сонатах ор. 31, в фортепианных вариациях ор. 35, в "Крейцеровой сонате", в песнях на тексты Геллерта Бетховен обнаруживает небывалую силу драматурга и эмоциональную глубину. Вообще период с 1803 по 1812 г. отличается поразительной творческой продуктивностью... Много прекрасных произведений, которые Бетховен оставил в наследство человечеству, посвящены женщинам и являлись Плодом его страстной, но, чаще всего, безответной любви». (Демьянчук, 2001, Рукопись.)
«Бетховен - прекрасный пример компенсации: проявление здоровой творческой силы в качестве противоположности к собственной болезненности» - (Lange-Eichbaum, Kulih, 1967,с. 330) »

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист (годы его жизни 1770 – 1827).
Людвиг ван Бетховен крещен 17 декабря 1770 года в Бонне, точная дата его рождения не известна.

Биография Людвига ван Бетховена – молодые годы.
Людвиг ван Бетховен неслучайно стал композитором - его отец Иоганн Ван Бетховен и дед Людвиг имели непосредственное отношение к музыке. Отец был певцом, пел он в придворной капелле, а дед сначала тоже пел в придворной капелле, а затем был капельмейстером. Мать же Людвига, Мария-Магдалина, была из простого люда и не имела никакого к музыке – она работала обычной кухаркой. Отец Людвига Бетховина, Иоганн, мечтал, что его сын будет вторым Моцартом и с раннего детства обучал сына игре на клавесине и скрипке. В восемь лет Людвиг ван Бетховен впервые выступил на публике. Было это в Кельне. Но отец видел, что из приобщения ребенка к музыке ничего особого не получалось, и тогда Иоганн Ван Бетховен поручил своим коллегам заниматься с сыном музыкой, кто-то из них учил Людвига игре на органе, кто-то - на скрипке. Когда Людвигу было восемь лет в Бонн приехал композитор и органист – Кристиан Готлиб Нефе, который и распознал у маленького Людвига Бетховена музыкальный талант. Благодаря обучению музыке с Нефе, вышло в свет первое произведение будущего известного композитора - вариации на тему марша Дресслера Бетховену тогда только исполнилось двенадцать лет. Но в это время Людвиг Бетховен уже работал помощником придворного органиста.
Как и многие великие люди, Бетховен, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был оставить обучение в школе. Случилось это после смерти дедушки. Но, тем не менее, биография Бетховена остается как биография высокообразованного человека. Он знал латынь и несколько иностранных языков, в том числе итальянский и французский. Много времени Бетховен уделял чтению книг. Его любимыми авторами были - Гомер, Плутах, Гете, Шиллер, Шекспир. В это время будущий композитор стал сочинять музыку, но многое из его произведений осталось неопубликованным, и по прошествии многих лет было им самим переработано. Из ранних работ Бетховена известна соната «Сурок». Однажды Людвиг ван Бетховен посетил Вену, тогда ему было шестнадцать лет, Моцарт, прослушав его, поразил окружающих следующей фразой: «Он всех заставит говорить о себе!». Бетховен по семейным обстоятельствам (у него тяжело заболела мать и впоследствии умерла, и он был вынужден заботиться о братьях) не смог брать уроки у Моцарта и вернулся в Бонн. В 17 лет Бетховен поступил на работу в оркестр альтистом. Особенно ему нравились оперы Моцарта и Глюка.
В 1789 году Бетховен решил слушать лекции в университете. В это время началась революция во Франции, и Людвиг Бетховен пишет музыку на стихи одного из профессоров университета, восхваляющие революцию. В это время Бетховена заметил знаменитый композитор Гайдн, и Людвиг ван Бетховен решил брать у него уроки, и в 1792 году Бетховен направился в Вену. Уроки с Гайдном быстро разочаровал Бетховена. Да и Гайдн охладел к Бетховену, Музыка и душевный настрой Бетховена не был понят Гайдном: слишком мрачная, слишком смелые рассуждения и взгляды для тех времен. Затем биография Бетховена сложилась следующим образом: Гайдн был вынужден уехать в Англию, и с Бетховеном начали заниматься И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. Людвиг ван Бетховен стал одним из самых модных пианистов Вены, настоящим виртуозом своего дела. Его дебют как пианиста состоялся в 1795 году. К 1802 году Бетховен был известен как создатель 20 фортепианных сонат, в их числе «Патетическая» (1798 год), «Лунная» (№2 из двух «сонат-фантазий» 1801 год), шесть 6 струнных квартетов, восемь сонат для скрипки и фортепиано, множество камерно-ансамблевых сочинений.
Но в конце 1790-х годов у Людвига Бетховена начал прогрессировать страшный для музыканта недуг - глухота. В это время Бетховена одолел пессимизм, и он даже направил своим братьям документ, известный в его биографии как «Гейлигенштадтское завещание». Но, будучи собранным и сильным человеком, Бетховен преодолел кризис в душе и продолжил свое творчество.

Биография Людвига ван Бетховена –зрелые годы.
Творческая биография Бетховена в период с 1803 года по 1812 год известна как новый средний период профессионального расцвета композитора. Этот период ознаменован героическими нотами в музыке Бетховена. К примеру, авторский подзаголовок Третьей симфонии - «Героическая» (1803 год), фортепианная соната «Аппассионата» (1805 год), цикл 32 вариаций до минор для фортепиано в 1806 году, симфония № пять (1808 год) с ее знаменитым «мотивом судьбы», опера «Фиделио», увертюры «Кориолан» (1807 год), в 1810 году - «Эгмонт». Также наполнены героизмом, динамизмом, темпом Симфония номер 4 (1806год), симфонии №6 «Пасторальная», №7 и № 8, Концерты для фортепиано с оркестром №4, Концерт для скрипки с оркестром и многие другие музыкальные произведения. В средине 1800- х годов Бетховен добился всеобщего уважения и признания. В связи с проблемами со слухом, в 1808 году Бетховен дал свой последний концерт. К 1814 году Бетховен стал полностью глухим.
В 1813 -1814 году Бетховена постигла апатия, что, конечно же, сказалось на его творчестве, сочинял он очень мало. В 1815 году Бетховен взял на себя заботу о сыне умершего брата. Племянник к тому же имел сложный характер.
С 1815 года начался новый этап в биографии композитора, или как еще его называют поздний период творчества. В этот период вышли в свет одиннадцать произведений великого композитора, среди них: сонаты для фортепиано и виолончели, фортепианные Вариации на вальс Диабелли, Девятая симфония, Торжественная месса, струнные квартеты.
Творчество Бетховена позднего периода отличается контрастами, его музыка тех времен звала к экстремальным действиям, душевному переживанию и лиричности.
Умер Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене в Австрии. Проститься с известным композитором пришло около двадцати тысяч человек

Смотрите все портреты

© Биография композитора Бетховена. Биография автора лунной сонаты Людвига Ван Бетховена. Биография великого австрийца Бетховена.

Творения Бетховена - это выражение его поистине талантливой личности. Он был не только одним из величайших композиторов, но и своеобразным “мостиком” от классицизма к романтизму.

Вот поэтому творчество Людвига Бетховена относят как к романтизму, так и к классицизму, но в виду своей гениальности творец на самом деле далеко выходит за рамки данных определений. Его музыкальные творения пришлись на эпоху классицизма и романтизма, заняв место где-то посередине. Выдающийся композитор, снискавший признание при жизни, умудрялся сочетать все известные ему жанры. Он уверенно себя ощущал в опере, хоровом сочинении. По просьбам театральных деятелей того периода Людвиг без ложной скромности брался и за драматические спектакли. Всё это говорит о его месте в мировой музыке. Людвиг ван Бетховен оставил неисчислимое наследие. Особо знаковыми признаны его скрипичные, виолончельные, фортепианные сонаты.

Из биографии великого композитора:

Факты из жизни Бетховена включают данные, связанные с его рождением. Ни для кого не секрет, что музыкант появился на свет в 1770 году и что в католической церкви он был крещен на следующий же день. Но точная дата рождения немецкого композитора Людвига ван Бетховена доподлинно неизвестна. Согласно сохранившимся документам, его крестили 17 декабря 1770 года в Бонне в Германии.

Вряд ли родители музыканта или даже он сам могли предугадать, что со временем Людвиг ван Бетховен превратится в такую фигуру. Впрочем, талант будущего музыканта проявился в раннем детстве. Можно даже сказать больше – Людвиг унаследовал его в семейной династии. Великий композитор был третьим музыкантом в роду Бетховенов. Первым был его дедушка, ставший известным боннским музыкантом, а вторым – старший брат, родившийся на 6 лет раньше.

Дед, в честь которого он был назван, служил в придворной капелле. Позже там выступал отец Бетховена, Иоганн. Мать Мария-Магдалина не имела отношения к музыке, будучи дочерью знатного шеф-повара, служащего при дворе.

Отец будущего композитора Иоганн Бетховен был тенором в придворной капелле. Мужчина рано заметил склонность ребенка к музыке и с юных лет он учил Бетховена играть на скрипке и клавесине. И он был одержим идеей – сделать из своего сына, в котором он рано заметил музыкальное дарование, “второго Моцарта”. Иоганн Бетховен преклонялся перед творчеством Моцарта. С момента рождения сына он буквально загорелся идеей сделать его великим композитором. Такая на первый взгляд сумасшедшая идея могла привести к иным последствиям, но результат очевиден. Мальчик играл на инструментах и день, и ночь, однако к разочарованию отца Бетховен не был чудо-ребенком. Когда маленькому Людвигу было восемь лет, он забросил музыкальное образование мальчика и перепоручил его своим друзьям.

Несмотря на разочарование отца, Бетховен продолжил усердно заниматься и в 1787 году впервые посетил Вену, где его выступление услышал Моцарт. Великий музыкант был впечатлен тем, что Людвиг так опередил своих сверстников, и отметил его талант. Согласно легенде, выйдя из комнаты, Моцарт сказал: «Когда-нибудь он даст миру повод говорить о себе».

С юных лет Бетховен-младший взял в руки скрипку и клавесин. К восьми годам он давал первые публичные выступления. Отец просил своих коллег позаниматься с мальчиком более углубленно. Людвиг обучался еще и органу. Одним из тех, кто оказал сильное влияние на становление Людвига как музыканта, стал Кристиан Нефе. За основу он брал произведения Генделя, Гайдна, Баха. Знаменитый марш Дресслера (вернее, его первую вариацию) Бетховен сочинил в 12-летнем возрасте. Тогда же он значился в должности помощника придворного органиста.

Не всё в жизни будущего великого композитора складывалось удачно. Повзрослев, в одном из писем об этом признавался сам Бетховен. Почитатели его таланта знают, что великому творцу пришлось пройти тернистый творческий путь.

Ухудшившееся семейное положение вынудило Людвига оставить школу. Будущий композитор бросил школу в 11 лет из-за материальных трудностей в семье. Вместе с тем, увлекшись языками и литературой, он много читал Шекспира и Гете, изучал латынь и одновременно несколько языков. А в промежутках творил главные вещи – писал музыку.

Первые произведения, не принятые всерьез, Бетховен долго скрывал от окружающих. Позже он неоднократно принимался их перерабатывать. Доведение произведений до совершенства, многочасовой титанический труд – это, несомненно, вызывает уважение.

В юношеские годы Людвиг создал несколько детских сонат, поставленных впоследствии в один ряд со «взрослыми» произведениями. Одной из них остается классическая песня «Сурок», включенная в программы по обучению музыке. В конце 1780-х Бетховен лично встречался с Моцартом и Гайдном. Каждый из них тепло отозвался о таланте Людвига, выражая надежду, что ему непременно удастся покорить мир.

В свои произведения, которые он сочинил, переехав в Вену, композитор смело вкладывал инновационные элементы, выходящие за пределы классики того времени. Вероятно, никто не намерился бы так рисковать. Но прогресс не стоит на месте. Веселые и более мрачные звучания одинаково принимаются восторженной публикой.

Бетховен хотел продолжить свое общее и музыкальное образование в Вене, но этому не суждено было сбыться. Композитор узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. 17 июля 1787 года ее не стало. Отец Бетховена начал сильно пить. Композитор стал главой семьи и полностью взял на себя заботу о братьях.

В Вене он пришел к неповторимому фортепианному стилю, получив звание виртуозного пианиста. Подобное находит отражение в сонатах № 8, 13 и 14. Последнюю позже переименуют в «Лунную». Она останется одной из самых известных сонат композитора. Все произведения Бетховена пользовались признанием. Богатые сословия и элита страны были осведомлены, кто такой Бетховен, и какую нишу он занимает в обществе. Они приглашали его на мероприятия, где он играл для всех присутствующих. Но делал он это исключительно по желанию и будучи в хорошем настроении.

Первую и Вторую симфонии, культовые произведения, Людвиг создал в Вене. Вообще, этот город стал для него любимым домом на долгие годы. Вена придавала ему сил, воодушевляла. Именно здесь музыкант творил настоящее искусство. К концу столетия не осталось никого, кто бы не знал, кто такой Бетховен.

Личная жизнь композитора была полна тайн, но так и не сложилась, хотя вокруг него всегда было много женщин. Но у Людвига ван Бетховена были очень сложные отношения с женщинами. Некоторые восхищались его гением, иные полагали, что он “уродлив, невоспитан и неприятен”. Одна из дам, за которой ухаживал пианист, была от него в ужасе. В разговоре с друзьями она назвала его полусумасшедшим. Незнатное происхождение дважды помешало Бетховену жениться.

В Вене его ученицей была прекрасная графиня Джульетта Гвиччарди, которой композитор всерьёз увлёкся и даже подумывал о женитьбе. Однако графиня вышла замуж за графа Галленберга, которого считала лучшим композитором.

Увлечением Бетховена стала и другая его ученица, прекрасная Тереза Брунсвик. Она посвятила себя делу воспитания детей и благотворительности, но с композитором её связывала долгая проникновенная дружба. После смерти Бетховена было найдено нежное письмо, адресат которого неизвестен, но многие биографы композитора считают им именно Терезу Брунсвик. Письмо знаменито под именем «Письмо к бессмертной возлюбленной».

Последней надеждой на счастье для Бетховена стала Беттина Брентано, подруга Гёте, немецкая писательница. Но и здесь его ждала неудача: в 1811 году она вышла замуж за другого, писателя Ахима фон Арнима. Счастье обошло стороной великого композитора.

Болезни преследовали Бетховена с самого детства. Он страдал от тифа, оспы, заболеваний кожи, различных инфекций и колитов. В зрелом возрасте мучился от глухоты, ревматизма, анорексии, желтухи и цирроза печени. В 26 лет у композитора развилось воспаление внутреннего уха. Неизвестно, что привело к заболеванию. Некоторые считают, что плохо сказалась его привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть и провести больше времени за нотами.

К 27 годам Бетховен полностью оглох и слышал только непрерывный гул. С тех пор композитор начал писать сочинения «по памяти», играя музыку в воображении. С людьми композитор общался с помощью «разговорных тетрадей»: собеседники выражали мысли письменно. Две таких рукописей осталось у друга композитора, Антона Шиндлера, но они не дошли до наших дней. По одной из версий, Шиндлер сжег тетради, так как в них содержалось много высказываний против императора. «Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена. В разговоре он постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями», - вспоминал друг и биограф Бетховена.

Сначала музыкант тщательно скрывал потерю слуха. Однажды, дирижируя оркестром, он не повернулся лицом к залу – он просто не слышал оваций. Можно представить всю драматичность момента для Бетховена, когда его деликатно развернули к слушателям.

Быстрая потеря слуха привела к полной глухоте. Людвиг не представлял, как можно заниматься любимым делом с такими отклонениями. На время он поселился в тихом пригороде. С новыми силами и желанием продолжать творчество он приступил к созданию Третьей симфонии. В ней, по признанию Чайковского, раскрыты все грани непревзойденного таланта автора. Возможно, это связано с тем, насколько тяжело из-за состояния здоровья композиция давалась гению.

Несмотря на глухоту, именно после 1797 года композитор создал самые известные свои произведения, в том числе Девятую симфонию, которая включает в себя часть поэмы Фридриха Шиллера «Ода к радости». Бетховен ввёл в финал 9 симфонии хор. Это считалось тогда тяжким преступлением. Гневные дебаты по этому поводу продолжались в музыкальных кругах ещё десятилетия. К счастью, публику совершенно не заботило мнение крючкотворов; первое исполнение 9 симфонии имело громадный успех. Аудитория забросала Бетховена цветами и наградила оглушительной овацией. Но к этому моменту Бетховен был уже полностью глухим; он сидел лицом к оркестру и не видел реакции зала. Один из певцов, проявив трогательную сердечность, осторожно взял Бетховена за плечи и повернул лицом к публике, чтобы тот мог увидеть её восторг.

Композитор скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет. Причина его смерти до сих пор неизвестна. Разные исследователи полагали, что ей могли стать тиф, волчанка, сифилис или отравление свинцом. Через три дня после смерти великого композитора похоронили на Центральном кладбище Вены. В последний путь его провожали близкие друзья и 20 тысяч поклонников его гениального творчества.

Высказывания и цитаты Бетховена:

*«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».

*«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».

*«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

*«Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо».

*«Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям».

* «Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье».

*«Большое искусство не должно осквернять себя, обращаясь к безнравственным сюжетам».

*«Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», - говорил он, хотя сам часто терпел нужду и лишения.

*«Это является признаком действительно замечательного человека: стойкость перед лицом беды».

*«Ничто не является более таки невыносимым, чем необходимость признать себе собственные ошибки».

35 интересных фактов из жизни Бетховена и его творчества:

1. Бетховена можно охарактеризовать, как человека, умеющего сострадать. Он взял под личную опеку своего племянника, но Карл Черни увлекся азартными играми. Людвиг отчаянно хотел «сделать из него человека», в чем могли помочь репутация и связи. Из-за этих волнений состояние музыканта ухудшилось, что впоследствии привело к смерти.

2.Музыкант не любил давать фортепьянные уроки. Исключение составляли только даровитые ученики и привлекательные молодые женщины.

3.Вынужденный оставить школу в одиннадцатилетнем возрасте из-за бедности, будущий великий музыкант так и не выучился умножению и делению.

4.Его любимым напитком был кофе. Принимаясь за варку, музыкант каждый раз педантично отсчитывал 64 зернышка – не меньше и не больше.

5. Наполеон сильно разочаровал Бетховена. Третья («Героическая») симфония композитора изначально была посвящена Наполеону I Бонапарту. Бетховен работал над произведением с 1803 года, но уже в 1804 году композитор разочаровался в Наполеоне из-за того, что он объявил себя императором. Композитор вычеркнул из партитуры симфонии его имя, не поменяв при этом ни одной ноты. Свое разочарование Бетховен объяснил так: «Этот Наполеон - обыкновенный человек. Теперь он будет все человеческие права топтать ногами и станет тираном».

6.В семье Бетховена было 7 детей.

7.Композитор всю свою жизнь критиковал правительство и законы.

8.Впервые публика увидела Бетховена на сцене, когда ему было 8 лет.

9.В 1789 году Бетховен написал «Песню свободного человека» и посвятил ее французской революции.

10.Антон Шиндлер считал, что музыка Бетховена обладает собственным темпоритмом.

11.Современники Бетховена отмечали, что его манеры поведения оставляли желать лучшего.

12.Но друзья пианиста отмечали его приветливость, добродушие и отменное чувство юмора. Бетховен любил посидеть с приятелями в пивной под названием “У лебедя”. Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.

13.Бетховен неплохо знал итальянский и французский языки, но лучше всего он выучил латынь.

14.После потери слуха композитор писал произведения по памяти и играл музыку, полагаясь на свое воображение.

15.В 1845 году в родном городе Бетховена Бонн был открыт первый памятник в честь этого композитора.

16.Считается, что за основу песни группы Битлз «Потому что» взята мелодия «Лунной сонаты» Бетховена, которая проиграна в обратном порядке.

17. Композитор отличался сложным характером. При этом друзья считали его человеком с добрым сердцем, готовым всегда прийти на помощь.

18. В отдельные периоды жизни композитор часто замыкался в себе. Но именно это время связано с созданием культовых работ, включая оперу «Фиделио».

19.Произведения композитора неоднократно звучали на мировых сценах. Одной из лучших исполнительниц признана немецкая пианистка, ученица Бетховена Доротея Эртман.

20.Недостаток образования не помешал Бетховену стать настоящим эрудитом в области классической литературы. Он прекрасно разбирался в творчестве Шекспира, Гете, Гомера, Плутарха, и многое знал наизусть.

21.Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.

22.Лохматые волосы и суровый взгляд сильно выделяли композитора из светского общества конца XVIII века. Бетховен часто ходил непричесанным, одевался небрежно.

23.Очень некорректно композитор повел себя, когда гостил у одного из своих покровителей - князя Лихновского. Когда представитель высшего общества захотел, чтобы Бетховен сыграл для собравшихся гостей, композитор категорически отказался выступать и заперся в комнате. Хозяин имения вознегодовал и приказал выломать дверь. В ответ на такую наглость Бетховен уехал. Наутро он написал своему покровителю письмо, в котором заявил: «Тем, кто я есть, я обязан самому себе. Князей - тысячи, Бетховен же только один».

24.Самые известные свои произведения Бетховен написал уже после потери слуха.

25.Современники Бетховена утверждали, что он очень дорожил дружбой.

26.Один из кратеров на Меркурии был назван в честь Бетховена.

27.За всю свою жизнь великому композитору удалось написать только одну оперу. Называлась она «Фиделио».

28.Людвиг Ван Бетховен являлся первым музыкантом, которому дали пособие в размере 4000 флоринов.

29.Повесть писателя из Чехии Антонина Згоржи с названием «Один против судьбы» посвящена жизненному пути Бетховена.

30.Своенравный гений однажды чуть было не уничтожил одно из лучших своих произведений. Написав романс, он решил его сжечь. От судьбы “Мертвых душ” его спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук. Затем Барт сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену неожиданно понравилось, и он милостиво согласился оставить свое детище “в живых”. Так был спасен великолепный романс “Аделаида”.

31. Бетховен не особо интересовался политикой, но всегда был в курсе событий, происходящих в стране. Он прохладно относился к власти и политическим деятелям. При встрече он мог ограничиться легким приветствием, когда, к примеру, требовался глубокий поклон.

32.Зачастую композитор работал над несколькими произведениями одновременно.

33.Портрет Бетховена изображен на старинных почтовых марках.

34. Знаменитая «Лунная соната» посвящена Джульетте Гвиччарди, пианистке из Австрии. Биографы неоднократно утверждали об их с Бетховеном романтических отношениях.

35.Музыка Бетховена успешно используется в кино, в качестве саундтреков к фильмам

Людвиг ван Бетховен. Жизнь и бессмертие гения

Людвиг Ван Бетховен родился в удивительную эпоху великих революционных преобразований в Европе. Это было время, когда люди пытались освободиться от гнёта, а научные открытия сулили большие изменения в жизни людей. Художники, писатели и музыканты, вдохновляемые этими переменами, начали привносить новые идеи в свое творчество. Так началась великая эпоха в Истории искусства - эпоха романтизма. Бетховен жил в самом сердце бурлящей Европы. Он не только был захвачен водоворотом, происходящим вокруг, но и сам явился основоположником некоторых из них. Он был революционным и музыкальным гением, после Бетховена музыка уже никогда не могла оставаться прежней.

Рождение нового мира

Передовые мыслители и писатели конца XVIII века, такие как Жан Жак Руссо и Томас Пейн, мечтали увидеть общество, в котором все люди будут равны и свободны. Но этого можно было добиться только насильственным свержением царствовавших правителей. 70-е годы были свидетелями жесточайшей войны за независимость Америки, а 1789 г. явил самое кровавое из всех известных до сих пор восстаний - Великую французскую революцию.

В то же самое время учёные и механики изобретали новые машины, которым суждено было изменить жизнь человека. Эта ненасильственная революция оказала влияние на судьбы людей сильнее любой войны. Промышленная революция, как её назвали, заложила основы тяжелой индустрии и положила тем самым, начало упадку деревни, так как люди из деревень стали переезжать в города и наниматься на работу на новых заводах и фабриках.

Художники и поэты отражали настроения своего времени. В Германии поэт Шиллер выражал свою ненависть к тирании, в это же время в Англии Вильям Блейк оплакивал бедственное положение простого люда. Художники в поисках вдохновения обратили свои взоры к пейзажам. Немецкий художник Каспар Давид Фридрих и английский поэт Вильям Водсворт в своих произведениях отразили своё восхищение силами природы. В такие беспокойные и поворотные моменты истории рождаются герои, особенно военные и политики. Одним из самых знаменитых был Наполеон. Тогда общество и даже знать восхищалась людьми новых идей и тем, что у них хватало мужества их отстаивать. Поэтому эти времена принесли великие реформы в жизнь общества, но они также ввели моду на людей искусства, которые уводили людей из реальной жизни в мир богемы: художников, поэтов и музыкантов-мыслителей.

Музыкальный ребёнок при дворе

В восемнадцатом веке люди становились профессиональными музыкантами в силу семейной традиции, как можно было стать пекарем или сапожником. Навыки мастерства передавались от отца к сыну и дальше. Существует множество примеров великих композиторов, которые принадлежали к музыкальным династиям. Это Моцарт, Бах и Пёрселл. Бетховен тоже принадлежал к такой семье.

В те времена, когда родился Бетховен (1770 г.), жизнь и благополучие музыкантов целиком зависели от богатых вельмож и правителей. Музыканты старались попасть на службу при дворе, сочинять и исполнять свою музыку в домовых храмах своих покровителей, в их театрах и картинных галереях.

Семья Бетховенов состояла на службе у курфюрста Кёльнского, который был правителем г. Бонна в Германии. Первым из семейства Бетховенов служил при дворе курфюрста дед музыканта, которого тоже звали Людвиг. Он начинал певцом-басистом, и со временем дослужился до капельмейстера, самого старшего музыкального чина при дворе курфюрста. Его сын, Иоганн, тоже был певцом в соборе и давал уроки игры на фортепиано и скрипке. В 1767 г. Иоганн женился на Марии Магдалене, 20-летней вдове, и у них потом родилось семеро детей. Но четверо из них умерли в младенчестве. Выжило только трое мальчиков, старшего из которых звали Людвиг.

Ещё в раннем детстве у Людвига проявились редкие музыкальные способности, и отец заставлял его много трудиться, занимаясь игрой на пианино и скрипке. Может быть, он надеялся, что маленький Людвиг произведёт такую же сенсацию, как юный Моцарт, который за десять лет до этого пропутешествовал по королевским дворам Европы, выступая со своим отцом и сестрой.

На одном концерте, где выступал Людвиг, даже было объявлено, что ему 6 лет, хотя ему фактически было уже 7, чтобы ещё больше удивить публику его способностями. Возможно, Иоганн был слишком строг и, говорят, что у Людвига не было счастливого детства. Положение ещё больше ухудшилось, когда его отец стал выпивать.

Уроки музыки

Когда Людвигу было около 8 лет, он стал брать уроки у другого придворного музыканта К. Г. Нефе. Вскоре он становится помощником органиста, которым был Нефе, а в возрасте 11 лет он даже руководит оркестром театра курфюрста, когда его учитель отсутствует по делам.

Благодаря Нефе, Бетховен овладел классическими принципами композиции и совершенствовал свою технику пианиста. Вскоре он уже получал заработанное жалованье и сочинял небольшие фортепианные пьесы, которые посвящал курфюрсту. Нефе решил, что его юный ученик должен получить возможность путешествовать, и в 1787 г. курфюрст разрешил Людвигу посетить Вену, столицу империи. Может быть, во время этого путешествия Людвиг встречался и брал уроки у самого Моцарта. Говорят, что, когда Бетховен играл на пианино, Моцарт заметил: «Следите за ним: однажды о нём заговорит мир».

Захватывающее пребывание в Вене было прервано всего через 2 недели, когда Людвигу сообщили, что его мать умирает от туберкулеза. Он вернулся домой, где царила безысходность: мать и новорожденная сестра умерли, отец стал пить ещё сильнее, дом приходил в упадок. Тем не менее, Людвиг начинал завоевывать себе имя прекрасного музыканта, и он уже заслужил покровительство некоторых богатых друзей, таких как граф Вальдштейн.

Известный композитор Джозеф Гайдн был в Бонне в 1790 и в 1792 г. проездам по пути в Лондон и обратно. Его представили придворному гению, подающему большие надежды. Когда он познакомился с произведениями Бетховена, то сказал, что уговорит курфюрста разрешить Людвигу опять покинуть его двор. Но теперь он должен будет поехать в Вену в качестве ученика Гайдна.

Вена – сердце империи

Дорога, по которой теперь ехал в Вену Бетховен, не была уже такой безопасной, как во время его первого путешествия. В 1792 г. последствия Великой французской революции чувствовались повсюду в Европе. Всё началось в тот самый день 14 июля 1789 г., когда парижане с оружием в руках поднялись против своих правителей. Король Людовик XVI был свергнут в 1792г. и была провозглашена Французская республика. Другие европейские страны, включая и Австрию, встали на сторону свергнутого короля и объявили войну Франции. Теперь по дорогам двигались караваны войск и продовольствия к местам боевых сражений. Спустя два года, как Бетховен уехал, Бонн был захвачен французами. Курфюрст бежал и уже никогда не возвратился.

Вена была столицей Австрийской империи и домом императорской династии Габсбургов. Дом Габсбургов пользовался репутацией большого покровителя искусств и сделал Вену самым главным центром музыкальной культуры в Европе. Помимо королевской семьи, несколько других знатных семей поддерживали музыкантов, то есть в Вене, как нигде в империи, было больше возможностей для молодого музыканта пробить себе дорогу.

Такие композиторы, как Моцарт и Гайдн, написали музыку, которая была популярна среди простого люда, и жители городов стали стекаться на городские уличные концерты. Теперь, наконец, великие композиторы могли быть услышаны и оценены не только горсткой аристократов, но и массовым слушателем. Когда Бетховен прибыл в Вену, о композиторах уже начинали думать не только как о слугах богачей, но как о выдающихся людях со своими собственными правами.

В l793 г. король Франции Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта (которая была из династии Габсбургов) были публично обезглавлены повстанцами в Париже. Все королевские семьи Европы содрогнулись от ужаса.

Виртуоз

Гайдну теперь было за 60, и он был очень любимым композитором в Вене. Но Бетховен не очень был доволен им как учителем, и вскоре он стал искать, у кого бы ещё брать уроки. Ему не терпелось начать экспериментировать в музыке. Он считал Гайдна слишком старомодным, слишком «зацикленным» на правилах композиции, а также не слишком требовательным к исполнению. Не ставя в известность Гайдна, Бетховен обратился к трём другим учителям: Шенку, Альбрехтсбергеру и Сальери, придворному дирижёру.

Хотя курфюрст Бонна продолжал платить ему жалованье. Людвигу предстояло найти работу в Вене. Его отец скончался, поэтому Бетховену приходилось посылать деньги домой двум своим младшим братьям. В качестве ученика Гайдна он был представлен нескольким модным венским аристократам, многие из которых уже знали Людвига по его дружбе с графом Вальдштейном, и он сам начал создавать себе имя, играя на фортепиано на званых частных вечерах. Во время своей игры он часто импровизировал так, как этого никто не делал до него, сочиняя по ходу игры музыку, которую публика ещё никогда не слышала. Его обуревали страсти, и он так сокрушительно ударял по клавишам, что иногда рвались струны. Он хотел больше, чем просто развлекать публику, он хотел растрогать людей.

Бетховен завоевал себе репутацию самого удивительного пианиста в Вене как раз в то время, когда фортепиано начало вытеснять клавесин. Фортепиано больше подходило к манере исполнения Бетховена: на нём можно было исполнять и нежную и громкую музыку, что было невозможно на клавесине.

Бетховен проявил себя и как концертный пианист, исполняя иногда свою собственную музыку, иногда других композиторов. Он пользовался большой поддержкой Принца Лихновского, музыкального аристократа, который когда-то учился с Моцартом. Именно ему молодой композитор посвятил несколько своих ранних произведений, включая знаменитую «Патетическую» сонату для фортепиано.

Начало кошмаров

В возрасте 30 лет Бетховен уже был широко знаменит как пианист, дирижёр и композитор новой восхитительной музыки. Но в то же самое время он столкнулся с пугающей проблемой, которой суждено было переменить всю его жизнь. Он терял слух. Впервые он почувствовал это в 1798 г., но в следующие три года его слух неумолимо слабел. Ни одно из лечений, которые он перепробовал, не помогало.

Бетховену было очень трудно смириться с глухотой. Его успешная карьера пианиста, дирижёра и учителя становилась всё более и более несбыточной по мере того, как он терял слух. Поэтому ему пришлось бросить выступать на публике и преподавать. Он чувствовал себя очень одиноким, испуганным и тревожился за свое будущее.

Он стал избегать встреч с людьми, отчасти потому, что стеснялся своей глухоты и хотел скрыть её от людей. Ему мерещились враги, которые помешают его карьере, если узнают об этом. В 1802 г. он написал письмо своим братьям. По какой-то причине он его не отправил, и оно было найдено после его смерти среди сохранившихся рукописей. Письмо это известно под названием Хайлигенштадтского завещания, по имени деревни, расположенной к северу от Вены, где оно было написано. В этом послании он описывает свое угнетенное состояние души и даже говорит о самоубийстве. Но в то же время он пишет, что смирился со своей судьбой и твёрдо решил продолжать, несмотря на глухоту.

Одно очень важное обстоятельство, которое сопутствовало его тогдашнему состоянию, - это то, что он вынужден был всё больше времени проводить в одиночестве, сочиняя музыку. Хорошему музыканту не обязательно слышать звуки, чтобы сочинять музыку, потому что он может вообразить их, глядя на ноты. Бетховен продолжал борьбу в одиночку, и по мере этого менялась его музыка. Произошло так, как будто глухота открыла для него доступ к новому музыкальному языку.

«Героика»

Чем больше Бетховен отдалялся от светской жизни Вены, тем больше он углублялся в мир своих чувств. Его музыка становилась серьёзнее, глубже и мрачнее, чем дальше он проникал в мир собственных переживаний. Его музыка развивалась своим собственным путём, всё меньше и меньше придерживаясь традиции прошлого.

Одна из заветных мыслей, которая владела им тогда, была вера в свободу для всех людей. Хотя он вырос среди знати придворного общества и доставлял своей игрой удовольствие богатой аристократии Вены, Бетховен считал несправедливым то, что такая маленькая горстка богатых имеет столько власти и привилегий, в то время как большинство людей бедствует. Поэтому он разделял надежды французских революционеров. И случилось гак, что как раз в то время один выдающийся революционер поднялся на вершину своей славы и стал для многих героем своего времени – это Наполеон Бонапарт.

Именно с мыслью о Наполеоне Бетховен начал сочинять своё любимое произведение, третью симфонию, известную под названием «Героическая» («Героика»). Она совсем не похожа ни на одно произведение из написанных ранее и поэтому считается поворотным моментом в истории создания музыки. «Героика» длится в два раза дольше, чем обычные симфонии Моцарта или Гайдна. Это неистовое произведение, в котором есть и оглушающий гром, который завораживает слушателя и несёт его по волнам сильнейших душевных переживаний. Бетховен вступает в единоборство с этой музыкой, а не просто развлекает своих слушателей.

Когда в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором Франции, Бетховен был так разочарован, что уничтожил посвящение «Бонапарту» со своего произведения. Наполеон стал тем, кого так ненавидел Бетховен - ещё одним тираном.

Бетховен продолжает развивать свои музыкальные идеи в квартетах, которые он написал для русского посла, графа Разумовского в 1806 г. И тут он был новатором. Сначала четыре музыканта сочли ту музыку такой сложной для понимания, что подумали, будто Бетховен над ними пошутил.

Фиделио

Бетховен написал только одну оперу, Фиделио, и она принесла ему кучу неприятностей. Поэтому он её называл своим «мученическим венцом», так долго он её правил.

Когда-то раньше Бетховен уже начинал писать оперу, но далеко в этом не продвинулся. Он даже в свои лучшие времена сочинял её очень медленно, так как сочинительство для театра было для него совершенно новым делом, и вскоре он это бросил. Пока однажды не наткнулся на сюжет, который его действительно взволновал, и он почувствовал себя готовым попытаться ещё раз.

История, которая ему попалась, имела в основе действительное событие, имевшее место во время французской революции. Один человек, несправедливо осужденный за свои убеждения, оказывается спасённым от смерти только благодаря действиям своей любящей и верной жены. Она переодевается мужчиной и спасает его в тот самый момент, когда его должен настичь убийца. Это была прекрасная тема для Бетховена, для которого, как мы видели, огромное значение имели свобода и справедливость. А если смотреть глубже, то он сам себя чувствовал узником, приговорённым к жизни в одиночестве в застенках собственной глухоты.

Один из самых трогательных моментов Фиделии - в первом акте, когда узников выпускают из камер вдохнуть свежего воздуха и на короткое время увидеть дневной свет. Все узники - жертвы несправедливости. Они все - невинно осужденные, но в этой магической сцене они все устремляются к свету, объединённые счастьем, надеждой и песней. Это и есть та революционная тема оперы, которую Бетховен находил такой трогательной - завоевание свободы для угнетённых людей.

В ноябре 1805 г., как раз перед премьерой «Фиделио», французская армия заняла Вену. Друзья и покровители Бетховена бежали из города, поэтому на премьере присутствовали в основном офицеры наполеоновской армии.

Опера в той постановке была недорепетирована и слишком длинной. Она провалилась после трёх спектаклей. Бетховен её немного изменил и попробовал поставить ещё раз в 1806 г., но в этот раз он поскандалил с руководителем театра, и её закрыли после двух спектаклей. Третья версия оперы, с новой увертюрой, новыми разговорными диалогами и большими изменениями музыки, была поставлена в 1814 г. На этот раз она имела успех, и с тех пор она любима во всём мире.

Упрямый человек

С 1806 по 1812 гг. Бетховен очень напряжённо работает; многие из его самых известных произведений приходятся на этот период. Это скрипичный концерт, пятая и шестая симфонии и Императорский фортепианный концерт. Но в эти значительные в его творчестве годы он был далёк от чувства удовлетворённости. Он был подозрителен к каждому, раздражителен и упрям. К сожалению, от этого в первую очередь страдали его близкие друзья, и он постоянно с ними ссорился. Он выплескивал своё презрение на музыкантов-исполнителей его произведений, а его отношение к домашним слугам было почти жестокое. Он был груб на публике, небрежно одет и несобран. И он действительно ощущал беспокойство и неустроенность такой силы, что даже не мог жить на одном месте дольше нескольких месяцев подряд. Хотя он и несколько раз влюблялся, но не смог найти женщину, которая разделила бы с ним его такой образ жизни.

Страдания от глухоты только усугубляли его состояние, он чувствовал себя ещё более одиноким, чем прежде. Кроме этого была и финансовая проблема. В 1808 г. он дал грандиозный концерт своих новых произведений, но программа была гораздо длиннее, чем это могло понравиться большинству публики, и его исполнение оставляло желать лучшего из-за его глухоты. Это был не совсем удачный вечер. И встал вопрос, как теперь зарабатывать на жизнь? Он чуть было не согласился на должность главного придворного музыканта короля Вестфалии, Жерома Бонапарта (брата Наполеона). Но три аристократа сговорились вместе и предложили платить ему приличное пособие, если он останется в Вене. Он согласился и остался.

Когда жизнь в городе надоедала Бетховену, он находил покой в деревне; и когда он прогуливался, углубившись в свои мысли, то проникался большой любовью и симпатией к природе. Это нашло отражение в его шестой симфонии, «Пасторальной», которая рассказывает о жизни простых крестьян.

Новые порядки в Вене

После почти двадцатилетнего периода войны в Европе Наполеон, в конце концов, потерпел крах. Его гибельное бегство из России в 1812 г., затем поражение при Ватерлоо в 1815 и ссылка на о. Св. Елены в тысячах миль от Парижа. Наконец в Европе установился мир. Вена, которая пострадала от обстрелов и вторжений французов, теперь стала местом мирных переговоров. Венский Конгресс, состоявшийся в 1814-15 гг. собрал вместе глав европейских государств с целью уничтожить революционные идеи, положить конец происходившим переменам и восстановить прежние порядки. И одним из результатов этого было восстановление власти французской династии Бурбонов.

Этим новым обустройством Европы руководил австрийский государственный деятель князь Клеменс Меттерних. В Вене Меттерних сделал всё для осуществления своего плана: учредил тайную полицию, сыщиков, и была установлена цензура, чтобы заставить замолчать любого, кто поддерживал идеи Французской революции.

Жителям Вены было сказано забыть о политике и жить в своё удовольствие. В городе устраивалось множество вечеров и танцев, люди стали охотно выезжать на прогулки за город.

Важное значение уделялось крепкому семейному очагу, особенно после того, как император Франциск I объявил, что он считает самым важным в жизни крепкую семью и хорошее домашнее хозяйство. Этот интерес к обустройству домашнего быта и побудил возникновение новой моды в венском изобразительном искусстве. Она концентрировала своё внимание на мелких, изящных предметах, которые не только выглядели красивыми, но и использовались в домах простых жителей. Появились новые интересные исполнения часов, посуды, кофейников, стульев и шкафов. Этот период часто называют Бидермейер.

Вена сильно изменилась с того момента, когда Бетховен впервые приехал сюда в 1792г. Тогда почти все произведения живописи были величественными и впечатляющими, потому что они делались специально для императора и небольшой горстки богатой знати.

Со всем миром в разладе

Бетховен был не тем человеком, который мог приспособиться к новому образу жизни в Вене. Он ненавидел званые вечера, у него не было ни жены, ни дома, а его либеральные взгляды считались вредными. Все соглашались, что он является самым великим из живущих композиторов, но его музыка считалась слишком сложной и серьёзной для настроений Вены того времени. Людей также смущал его неряшливый и диковатый вид. Поэтому Бетховен уединился и замолчал.

После завершения в 1812 г. седьмой и восьмой симфоний, у него, казалось, вдруг совсем пропало желание сочинять музыку. Он был в самом зените славы, но в течение 6 лет сочинил очень мало. Его последняя попытка исполнителя перед публикой в 1814 г. потерпела полную неудачу. В 1818 г. он полностью потерял слух. Если ему надо было что-то сказать, то это приходилось писать на бумаге. Он становился всё более замкнутым, угрюмым и подозрительным к людям. Его нередко можно было встретить на улице, когда он прогуливался в одиночку, бормоча что-то про себя, как будто в мечтах, и записывая ноты в записную книжку.

Ещё его жизнь изменилась после смерти брата Каспара в 1815 г. Бетховену пришлось взять на себя воспитание Карла, девятилетнего сына Каспара. Для этого он должен был выиграть длительные тяжбы в судах, чтобы отобрать мальчика у матери, и потому он несколько лет был занят только этим. Это одна из причин, почему он так мало сочинил в это время. Под конец эта затея стала для него одержимой настолько, что он даже забыл о счастье самого Карла.

Дядя и племянник не совсем понимали друг друга, и дело кончилось ужасной трагедией: Карл пытался застрелиться. Бетховен чувствовал свою вину в этом и по-настоящему уже никогда не оправился от этого удара. Со временем Карл поправился, пошел в армию и прожил до 1858 г.

Лицом к Богу

Последние три года жизни композитор работал над завершением трёх выдающихся произведений - это полномасштабная церковная месса, девятая симфония и цикл чрезвычайно сложных струнных квартетов. Эти заключительные произведения являются итогом музыкальных раздумий всей его жизни. Они писались медленно, тщательно обдумывалась каждая нота, так, чтобы эта музыка точно соответствовала Бетховенскому замыслу. В его подходе к этим работам есть что-то религиозное или духовное. Поэтому, когда один скрипач пожаловался, что в последних квартетах музыка слишком сложна для исполнения. Бетховен ответил: «Я не могу думать о вашей жалкой скрипке, когда говорю с Богом!»

Месса, известная как «Торжественная месса», была посвящена его старому другу и покровителю Эрцгерцогу Рудольфу, в честь его назначения кардиналом. На сочинение её ушло гораздо больше времени, чем ожидалось, и она опоздала к событию на целых три года!

Девятая симфония примечательна во многих отношениях. Это самое длинное произведение Бетховена, оно исполняется больше часа. В ней также есть огромный хор, и солирующие голоса в заключительной части, почему она и называется Хоральной симфонией. Исполняемые слова принадлежат немецкому поэту Шиллеру и названы «Ода к радости». Шиллер, как и Бетховен, верил в свободу и равноправие всех людей. Его тоже считали слишком революционным для правителей того времени. Бетховенское переложение на музыку этого радостного стихотворения является достойной данью их мечте о лучшей жизни.

Рассказывают, что Бетховен в конце первого представления этого произведения (1824) стоял очень грустный, думая, что публике оно не понравилось. Так продолжалось, пока его кто-то не хлопнул по плечу, и он, оглянувшись, увидел то, что не мог услышать: восторженные аплодисменты.

Пять струнных квартетов, первоначально заказанные Князем Голицыным, были последними, законченными произведениями Бетховена. Вскоре после попытки самоубийства Карла, он слёг в постель на три месяца, страдая от водянки, вызванной плохой работой печени. В это время он развлекал себя, изучая произведения Генделя, и его навещало большое количество поклонников, среди которых был и его молодой современник, композитор Франц Шуберт.

26 марта 1827 г. в 5 часов 45 минут вечера, рассказывают, над Веной сверкнула молния, и прокатился гром. Если легенда говорит правду, то Бетховен поднял глаза к небу и потряс кулаком, перед тем как упасть замертво на подушку.

20 тысяч жителей Вены пришли проститься с ним во время похорон. Они прощались с человеком, чьё влияние на музыку сказывается и по сей день.

Звуки музыки

Багатель ля минор «К Элизе»

Бетховен написал в общей сложности 24 багатели (в переводе с фр. – «безделицы») для фортепиано. Самая популярная среди этих миниатюрных пьес, обычно рассчитанных на музыкантов-любителей (а ещё в большей степени – на любительниц) имеет посвящение – «К Элизе». Есть предположение, что под этим именем на самом деле скрывается ученица Бетховена Тереза Малфати, в которую он был влюблен в 1810 году.

Фортепианная соната № 14 «Лунная»

Из огромного числа произведений Бетховена, написанных для фортепиано, пронизанная воспоминаниями Лунная соната, пожалуй, - одна из самых известных, захватывающих и удивительных по своей красоте. Бетховен посвятил её своей ученице и возлюбленной – Джульетте Гвиччарди. Вместе с прозрачным аккомпанементом звучит спокойная, тихая, но решительная, главная тема. Мягкая мелодия то осторожно восходит, то спускается, заканчивая первую часть сонаты в том же задумчивом настроении, как она и началась.

По материалам книги Роланда Вернона «Бетховен»

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, pptx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. «К Элизе», mp3
Бетховен. Романс для скрипки с оркестром фа мажор, соч. 50, № 2, mp3;
Бетховен. Симфония № 6, «Пасторальная», соч. 68, 1 ч., mp3;
Бетховен. Соната № 14, «Лунная», соч. 27 № 2, 1ч., mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.