Первобытность как исторически первая форма традиционной культуры. Московский государственный университет печати. Введение: что такое культура

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Исторические типы культуры, культура и цивилизация


Санкт-Петербург 2007 г.


Введение: что такое культура?

1.Исторические типы культур

1.1 Первобытная культура

2 Античная культура

3 Средневековая культура

4 Культура эпохи Возрождения

5 Культура Нового времени

6 Современная культура

2.Культура и цивилизация

Заключение

Список литературы


Введение: что такое культура?


В повседневной речи «культура» - это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.

Но в то же время культура - одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.

Культура как предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков начиная с XVII века. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была «сущность», или «природа», человека. Выдающиеся мыслители Англии, Франции, Германии поднимали вопрос о специфике человеческого бытия, о том, что в жизни людей обусловлено «человеческой природой» и что эту «человеческую природу» формирует. Осмысление специфики образа жизни человека породило потребность в специальном понятии, отражавшем такие особенности человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura и стали пользоваться для обозначения этого нового понятия (слово это, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, противостояло слову natura - природа). Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» - в противоположность природному, стихийному, животному бытию. Однако эта идея допускала неоднозначное толкование.

С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Её развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII - начале XIX века его часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». В культурном прогрессе виделся путь, ведущий к благополучию и счастью человечества. Очевидно, что в таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».

А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несёт в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).


1. Исторические типы культур


Культурология - сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату её рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная ещё с античных времён, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В Средние века культуру рассматривали главным образом под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности искусства. Но только в XVIII в. - веке Просвещения - понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение одной из важнейших сфер человеческого бытия.

В качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:

·первобытная культура;

·античная культура;

·средневековая культура;

·культура эпохи Возрождения;

·культура Нового времени;

·современная культура.

Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает её представления о себе, о своём происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы - главным образом Западной.

1.1 Первобытная культура


Эпоха первобытной культуры - самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчленённость, недифференцированность её форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры - её бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был ещё очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и обращения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур и обрядов. Значительная часть из них имела рационально необъяснимый, магический характер. Но для древнего человека такие магические ритуалы представлялись столь же необходимым и эффективным, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Мир смыслов, в котором жил человек на заре своей истории, задавался ритуалами. Они были невербальными «текстами» его культуры. Ритуальные операции выступали как символы, знание которых определяет уровень овладения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективными. Проблемы нарушения социальных норм поведения, непослушания, противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог отступать от ритуальных требований, налагаемых на его поведение. Невозможным для него было, и нарушить запреты - табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни (порядок распределения пищи, недопущение кровнородственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т.д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется и приобретает важность новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя самостоятельность мышления долгое время остается ещё очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Оно отличается тем, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в себе. В мифах сочетаются вымысел и реальность. Они объясняют всё, в них всё делается понятным. Мифы окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его от «чужаков».

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества. Мифологическая символика воплощается как в словесной форме, так и в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки и т.д. В мифах закрепляются и освещаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует первичный уровень знаний и способов мышления. В слитном, недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает зачатки основных областей духовной культуры, которые выделяются из неё на последующих ступенях развития человеческого общества, - религии, искусства, философии, науки.


.2 Античная культура


Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств в начале I тыс. до н.э. - и завершается падением Римской империи в V в. н.э.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остаётся в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо даёт грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства всё больше выходит за рамки освещённых мифами образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу её развития.

История античной эпохи разделяется на две фазы - греческуюи римскую античность.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются её образами. Но вместе с тем приобретают значение, выходящее за её пределы.

Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств, стремится дать объяснение действительности путём рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий.

Произведения искусства Древней Греции приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Характерной чертой римской культуры является её политизированность.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие её. Это противоречие проявляется в антиномиях, которые пронизывают всю античную культуру.

1.Чувства и разум. Для античного человека весь окружающий мир был наполнен чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало всё, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления. Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решить лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве и т.п. Античная философия всё глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Всё это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

2.Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Они считала, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы. Ананке (судьба, рок, неотвратимость) властвует над всем миром. Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей на его долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Появление трагедии в античной культуре - результат осознания греками способности человека нарушать предписание судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало ещё не изведанные потенции человека.

.Социальность и индивидуальность. В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения - полис. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности. Возникло понятие свободного человека, принадлежащего к сообществу граждан полиса. Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимости. А с другой - она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности - выше коллективного сознания. Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.


.3 Средневековая культура


Средневековье - это тысячелетие, условными историческими рамками которого служат V и XV вв. Культура европейского Средневековья возникла на руинах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело её будущее.

Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли.

Вторая сила - дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в неё извне.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира, и ввело в сознание людей новые гуманистические установки. Христианство являло собой свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но также её организационным единством и имущественными ресурсами. Всё это позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре.

Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но враждебное отношение к ним вылилось в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Богословы постоянно подчеркивали недоверие к человеческому разуму, приоритет веры над ним. Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовал низкий уровень знаний даже среди образованных людей. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками. Вся природа казалась ему символическим выражением высшего незримого мира.

Столь же решительным был отход от языческого отношения к телесности, здоровью, чувственным наслаждением. Церковь категорически осуждала античный культ тела как греховный. Требуя заботиться о душе, она провозглашала культ аскетизма.

Почтение к греческой учености и вражда к античной чувственности, христианское милосердие и жестокое преследование еретиков и язычников, изощренные богословские споры о тонкостях христианского учения и дремучее невежество народа, варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души - эта причудливая смесь составляла содержание религиозного сознания в эпоху Средневековья.

Постепенно церковь распространила своё влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всём руководствоваться религиозными догмами стала в средневековом мире «привычкой сознания».

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились под строгим контролем: соответствие их содержания христианскому вероучению было неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка. Особенно значителен был подъем архитектуры. Грамотность была редким явлением. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Вся система образования имела религиозный характер. Преподавание всюду шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности.

В средневековом обществе всех людей делили на три разряда: два первых - «молящиеся» (священники) и «воюющие» (рыцари, благородное дворянство) - составляли элиту, а простой народ относился к третьему разряду - «трудящимся». Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны.

Представителям элиты предписывалось неукоснительно соблюдать кодекс дворянской чести, правила этикета, религиозные ритуалы. Их интересы вращались вокруг военных походов, придворных интриг, рыцарских турниров, любовных приключений. Среди них были популярны песни трубадуров, куртуазная поэзия, рыцарский эпос. Наиболее образованное духовенство интересовалось богословием, философией, историей.

Простому же люду, оттеснённому от «высокой» культуры, идеалы элиты были чужды. Крестьяне и горожане жили размеренной трудовой жизнью, в которой сохраняли силу архаические обычаи, подчас никак не согласующиеся с канонами христианской веры. Народный эпос нёс в себе немало следов древних, дохристианских легенд. На протяжении всего Средневековья среди простонародья упорно продолжали сохраняться языческие обряды, ритуальные праздники и сборища.

Было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в её религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе происходили сдвиги, которые были мало связаны с духом религиозности. В период Средневековья начали зарождаться существующие ныне европейские нации, языки и государства, возник новый тип европейского города, появились многие приметы «европейского» образа жизни. Именно в эту эпоху вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, основные элементы современного костюма (брюки, юбка), бумага, нумерация листов в книгах; были изобретены механические часы, рубанок, огнестрельное оружие, ветряная мельница, хомут и дышло; научились применять удобрения, делать железные подковы на гвоздях, изготовлять спирт из зерна, ориентироваться по компасу.


1.4 Культура эпохи Возрождения


Эпохой Возрождения (или Ренессанса) называют период XIV-XVI вв., который стал переломным в истории западноевропейской культуры. Возрождение - это культурная революция, которая подорвала устои средневекового мировоззрения и создала духовные предпосылки нового типа общества, формирующегося в Европе в XVII-XIX вв. Два основных идейных движения определили облик этой эпохи.

Первое возникло на юге Европы, в Италии. Итальянский Ренессанс был связан с возрождением интереса к античности (отсюда и само название этой эпохи). Он имел светскую направленность и внёс новые веяния, прежде всего в сферу искусства, повернув его от церковных канонов к античным идеалам красоты.

Второе движение, возникшее несколько позже, - это северное Возрождение, которое затронуло главным образом область религии и нашло своё наиболее сильное выражение в Реформации, направленном против католической церкви религиозном движении, которое породило протестантизм - новую ветвь христианства.

Началом Возрождения было Треченто (так по-итальянски называют XIV в.), отмеченное именами поэта и учёного Петрарки, автора «Декамерона» Боккаччо, живописца Джотто. В XV в. (Кватроченто) возрождённая культура вступила в пору бурного расцвета. Художники и скульпторы изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу (Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи и др.). Период с последнего десятилетия XV до середины XVI столетия становится «золотым веком» итальянского искусства, подарившим миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI в. (Чинквеченто) продолжается и лишь в начале XVII угасает цветение рожденной под небом Италии возрожденческой культуры. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии, воплощаясь в творчестве художников и писателей других стран.

Реабилитируя античную классику и видя в её художественных шедеврах образцы для подражания, Ренессанс тем самым освобождал искусство от условностей и ограничений, наложенных на него церковью. Но это лишь одна сторона Возрождения. Главное состояло в том, что обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм .

Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой культуры. Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания - живой человек. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а прежде всего гуманистической «ученостью». Благородным человека делает не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, широкая светская образованность.

Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Философия и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика продолжала торжествовать в университетах. Достижения науки эпохи Возрождения (идеи Леонардо да Винчи, научные открытия Тихо Браге, Кеплера, Тартальи и др.) нашли признание лишь в более позднее время. Семена, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в последовавшее за Возрождением Новое время. Влияние гуманистов на свою эпоху более всего выразилось в разрушении средневековой аскетической морали, результатом чего оказалось всеобщее падение нравов.

Гуманизм не был народным движением. Гуманисты представляли собой немногочисленную группу учёных и художников, а гуманистическая культура была элитарной, доступной только людям образованным, и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало пребывать в плену средневековой культуры.

Гораздо более сильное воздействие на общество оказало другое идейное течение эпохи Возрождения - Реформация . Это было массовое народное движение, всколыхнувшее различные слои населения целого ряда европейских стран и серьёзно пошатнувшее позиции католической церкви.

Духовные вожди Реформации - Лютер в Германии, Кальвин в Швейцарии - в проповедуемых ими протестантских учениях не выходили за рамки христианской религиозности и даже выступали против светских тенденций развития культуры того времени. Однако общим между протестантизмом и взглядами итальянских гуманистов было то, что в них создавалось новое представление о человеке. Если гуманисты говорили о «гармонии человека и мира», то протестантские священники учили, что «храм Господень - не церковь, а душа человека». Хотя и с разных сторон, но и те и другие, в сущности, переносили фокус внимания с Бога на человека. Они утверждали высшую ценность человеческой личности, её право свободно и самостоятельно определять свои жизненные судьбы.

Представление о человеке как об активном творце своей судьбы, а не просто «рабе Божием», существенно повлияло на политическую культуру общества, в которой со времени Возрождения получают развитие идеи демократии, выборного парламентаризма, введения республиканского строя взамен монархического. Гуманистическая идеология воплощается в социальных утопиях Кампанеллы и Томаса Мора.

Борьба между католичеством и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.


.5 Культура Нового времени


В Новое время - с XVII до начала XX в. - культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

Контуры новоевропейской культуры вырисовываются в XVII столетии. Реформация уже была её зародышем. Монополия папства на посредничество в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и французская в XVIII в. ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

В XVII в. были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Выдающиеся мыслители этого времени - Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. - освободили философию от схоластики. Основой философского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Общественная мысль всё больше обретала независимость от религии. Христианская религия оставалась важнейшим фактором духовной жизни общества, но её безраздельному владычеству над всей культурой пришёл конец. Европейская культура стала светской. Религия в ней существует как одна из культурных областей, не господствующая над всеми другими, а сосуществующая рядом с ними.

В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два больших художественных стиля того времени - барокко и классицизм. С XVII в. средневековая латынь уступает место национальным языкам. Европейская культура становится многоязычной. Начинается подъём национальных культур. Их контакты и взаимодействие, взаимообмен культурными достижениями европейских государств играют важнейшую роль в развитии общеевропейской культуры и оказываются важнейшим фактором быстрого культурного и социально-экономического прогресса Европы.

XVIII столетие - век Просвещения - определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. С этого времени начинается индустриализация общественного производства. На иной качественный уровень поднимается техническая культура. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит капиталистическое. Культура Нового времени обращается лицом к обществу и человеку. Идёт поиск и обоснование экономических, политических, правовых, нравственных принципов общественной жизни, более совершенных форм её организации (идеи английской политической экономии, утопической социализм). В искусстве появляются сентиментализм и романтизм - стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, которые порождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земных обязанностей формируют добросовестное отношение к труду, к семье, к собственности, без чего немыслимо развитие капитализма.

На небывалую высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер.

В XIX в. европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. Растёт крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоёв населения. Развивается сеть школ, расширяется контингент студентов университетов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой.

Ускоряются темпы технического прогресса. Наука XIX в. выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика.

Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер, пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже установлена и дальнейшее развитие научного знания призвано лишь уточнять контуры этой картины и заполнять оставшиеся в ней «белые пятна».

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм.

Однако уже к середине XIX в. появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества. О приближающемся конце буржуазной культуры говорят столь разные мыслители, как Маркс и Ницце.

Разочарование в идеалах всё явственнее сказывается в европейском искусстве последней трети XIX столетия. Появляются новые течения в живописи (примитивизм, импрессионизм), связанные с поиском новых художественных средств. В художественном творчестве приобретает популярность символизм. С 1880-х гг. в моду входит термин декаданс, под которым стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры.


1.6 Современная культура


В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой». Хотя в разных странах у неё имеются свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом.

Современная западная культура - это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои - люди, умеющие делать деньги. Стремление к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, которые можно получить за деньги, становится главенствующей чертой, характеризующий тип личности человека западной культуры. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Идёт беспрерывная погоня за новизной. От вещей уже не требуется, как прежде, долговечность. Они морально изнашиваются быстрее, чем физически.

Скоротечность охватывает все сферы культуры. Особенно ярко это видно в области искусства. В нём появляется множество новых идей, течений и направлений. Возникают новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники, приобретают популярность массовые художественные зрелища, получает развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал сближаться с искусством. В преддверии XX века искусство вступает в эпоху «модернизма». Отсутствие единого стержневого художественного стиля - характерная его черта. Искусство расщепилось, раздробилось на множество течений и направлений, стало «мозаичным».

Никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов и направлений. Существует множественность религий, философских концепций, научных теорий, художественных стилей и т.д. Спутником этого плюрализма становится толерантность, терпимое отношение к различным идеям и мнениям. В результате чуть ли не по любому вопросу высказывается множество суждений, что ведёт к своеобразной «избыточности» возникающего вокруг него информационного поля. Это расширяет область поиска решения, но вместе с тем часто погружает дело в пучину бесконечных обсуждений. Способствуя установлению мирных и дружелюбных отношений между людьми, толерантность имеет своим негативным следствием то, что в культуре любые взгляды могут признаваться одинаково приемлемыми. Таким образом, теряются ориентиры, позволяющие отличить ценности от антиценностей, ненормальное представляется нормальным, заблуждение может «на равных правах» соседствовать с истиной.

Увеличение производительности труда привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля). Бытовая техника заполнила человеческое жильё. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества.

Динамизм культуры изменяет саму психологию людей. Стремительный поток обновлений порождает подспудные сомнения в надёжности их благополучия и заставляет жить в постоянном напряжении сил, чтобы быть на уровне быстро растущих стандартов потребления. Нарастающие темпы жизни связаны со стремительным и безудержным техническим прогрессом. Он доводит противоречие между культурой и природой до крайности. Общество впервые сталкивается с экологическими проблемами, грозящими ему гибелью. Западное общество сталкивается с серьёзными трудностями в деле воспитания подрастающих поколений и вынуждено искать меры для преодоления асоциальных тенденций в их поведении. Оно ведёт малоуспешную борьбу с ростом наркомании и преступности, в нём находит удобную среду для своей кровавой деятельности международный терроризм, наносящий ему чувствительные удары.

культура духовный цивилизация утилитарный


2. Культура и цивилизация


Всемирная история знает различные типы культур. По тому, какой из них господствует в обществе, характеризуют и сами общества, используя при этом термин «цивилизация».

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis - гражданский, общественный, государственный. В XVII-XVIII вв. «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости». Однако в XIX в. под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки, и философы рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании разных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах.

К концу XIX в. вера в прогресс европейской цивилизации поколебалась. Маркс, Ницше и другие философы заговорили о её неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).

С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация - лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собою его «вещное тело». Культура создаёт средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура - это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация - это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль о несовпадении понятий цивилизованного и культурного человека. Культурным его делает «внутренняя культура» - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек - тот, кто обладает лишь «внешней культурой», состоящей в соблюдении принятых в цивилизованном обществе норм и правил приличия. Если это соблюдение не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя считать подлинно культурным.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ О. Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира. Цивилизация у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX в. А. Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь С. Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ.

Итак, понятие цивилизации может означать:

·исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

·образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган);

·материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель);

·последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры, эпоху смерти этой культуры (Шпенглер);

·любой отдельный социокультурный мир (Тойнби);

·наиболее широкую социокультурную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Хантингтон).

В русском языке слово «цивилизация» не имеет однозначно определённого значения. Однако по сложившейся к настоящему времени традиции в русской литературе цивилизацией обычно называют не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой - по крайней мере, достигшей письменности. Цивилизации в этом смысле разнообразны. При этом следует иметь в виду, что цивилизация есть понятие внеэтническое: особенности цивилизации определяются не этнонациональным составом населения, а характером социокультурного устройства общества. Одна и та же цивилизация может развиваться разными народами в разное время и в разных местах земного шара.


Заключение


Окидывая взглядом весь исторический путь, пройденный европейской культурой, можно заметить, что в каждом из рассмотренных её типов на главенствующее место выдвигались какие-то формы духовной жизни общества:

Первобытная культура - синкретизм? мифология;

Античная культура - мифология? религия, искусство, философия;

Средневековая культура - религия;

Культура Возрождения - искусство;

Культура Нового времени - философия;

Современная западная культура - наука.

Таким образом, к XXI столетию Европа завершила цикл культурного развития, в котором все ныне существующие основные формы культуры последовательно побывали в роли её «лидера».

Процесс совершенствования образа жизни народов связано с понятием «цивилизация», которое неразделимо с культурой ещё и в античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в сознании человека не разделялись.

Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация - с историческим процессом гражданского общества. В результате установилась традиция разграничения между понятиями культуры и цивилизации с точки зрения проблем человека и духовной деятельности.

Список литературы


1.Ю.Б. Пушнова, Н.И. Шельнова, Д.Г. Мирошникова «Культурология: Учебное пособие» - 2005 г.;

2.А.С. Кармин, Е.С. Новикова «Культурология» - 2006 г.;

.А.С. Кармин, Е.А. Гусева «Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов» - 2006 г.;

.А.А. Фёдоров «Введение в теорию и историю культуры» - 2005 г.;

.Н.Г. Багдасарьян «Культурология: учебник для студентов технических вузов» - 2001 г.;

.М.С. Каган «Введение в историю мировой культуры» - 2003 г.;

.Э.В. Соколов «Культурология» - 1994 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Первобытная культура как исторический первый тип культуры
2. Практический духовный характер жизнедеятельности первобытного общества
3. Синкретическая целостность первобытной культуры
4. Основные этапы развития художественной культуры первобытности
5. Человек и природа: зооморфные и антропоморфные в первобытном искусстве

1. Первобытная культура как исторический первый типкультуры
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функцииврожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первымтипом традиционной культуры, для которой характерно:
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главнойчертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и егорелигиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека,отсутствующий в природе.
Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.
Сложился ряд схем классификацииосновных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, всвою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописныепроизведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до...

Первобытная культура

Теория, объясняющая происхождение культуры в человеческом обществе, называется теорией антропосоциокультурогене за . В современной науке существует несколько конкурирующих теорий происхождения культуры. Отсутствие единой теории антропосоциокультурогенеза не мешает нам рассмотреть некоторые важнейшие моменты далекого прошлого в истории человечества Согласно данным археологии, наиболее вероятной родиной всех людей была Африка, ее юго-восточные районы. Но нельзя полностью исключить другие возможности. Например, есть предположение об очаге антропогенеза в предгорьях северной Индии.

Процесс антропогенеза (формирования homo sapiens — современного вида людей) начался около 3 — 3,5 млн. лет назад . Самые древние палеоантропологические находки обнаружены в XX в. в юго-восточной Африке (олдовайские раскопки). Стоянки первобытных людей найдены во многих районах земли. Это означает, что на протяжении сотен тысяч лет наши предки расселялись и осваивали все новые и новые климатические и географические зоны: вначале тропики и субтропики, предгорные районы, затем умеренный пояс, наконец, местности отдаленные и с более суровым климатом (так называемое «кружевное расселение»). Более миллиона лет назад древнейшие люди через Кавказ прошли в Европу, позднее, через сотни тысяч лет новые людские потоки шли сюда через Балканы. Около 20 тысяч лет назад из Азии люди впервые попали на американский континент. Затем через 10 тысяч лет туда прошла вторая волна заселения. Австралия осваивалась также несколькими заходами, переселенцами из юго-восточной Азии.

Расширение обжитого мира (ойкумены ) способствовало возникновению и закреплению расовых отличий между первобытными людьми. Расселение часто сопровождалось длительной изоляцией больших групп людей, что приводило к появлению региональных расовых и культурных различий. Ведь в новой природной среде менялся характер пищи. Люди сталкивались с незнакомыми природными явлениями и материалами и осваивали их. Так сформировались первые своеобразные очаги первобытной культуры : в африканско-средиземноморском, сибирско-китайском и европейском регионах.

Кроме того, зарождающееся человечество пережило периоды похолодания, засух (это сопровождалось значительным снижением биопродуктивности окружающей среды), повышенной влажности. С экологической точки зрения, человеческий род превосходит всех других близких ему животных в умении приспосабливаться к разнообразным условиям жизни. Главным средством такого приспособления стал труд, орудийная деятельность, возникшая около 2,5 млн. лет назад .

Первыми природными материалами, подвергшимися искусственной обработке , стали кость, камень, дерево, шкуры животных, мягкие и гибкие части растений. Исходные производственные занятия наших предков — собирательство, охота, рыболовство, создание домашней утвари. Наряду с этим развивается сфера непроизводственных отношений, досуг, общение, в рамках которого возникают обряды, игры, обычаи, регулируются брачно-семейные отношения.

Во всех этих занятиях формируются первичные знаковые системы (речь, средства счета, натуральная изобразительная деятельность, ритмичные коллективные действа и др.), основное предназначение которых состоит в укреплении единства данного сообщества людей. Древность вербального языка сравнима с нижнепалеолитическим искусством — более 700 млн. лет. Возраст праязыка современного человека и, соответственно, развитой непроизводственной сферы первобытной культуры составляет не менее 200 тысяч лет.

В нарождающейся культуре можно заметить элементы творчества . Происходит накопление позитивных знаний. Это, например, ориентирование на местности по приметам, по звездам, по солнцу, включение в рацион питания новых растений и животных, набор нового материала для орудийной деятельности, преодоление животного страха перед огнем, а затем умение добывать огонь и использовать его. Активная сторона культуры проявляется в желании людей подчинить себе мир, сделать его родственным себе: так рождается первобытная , прогностика (гадания, знамения), практическая магия.

Реальная культурная сила деятельности человека на ранних стадиях истории еще очень невелика, однако ее творения лежат в основе современной цивилизации.

Периодизация первобытной культуры

Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития:

Каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.);

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.);

Железный век (1-ое тыс. до н. э.).

Ниже кратко рассмотрим каждый из периодов развития культуры первобытной эпохи.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит) характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня.

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств.

Железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры.

Периодизация первобытной истории проводится по различным основаниям. В соответствии с формами социальной организации различают:

  1. праобщину;
  2. раннеродовую общину;
  3. позднеродовую общину;
  4. соседскую общину.

На этих стадиях доминируют кровнородственные связи и естественное разделение труда . В зависимости от характера пищевой базы, родство и общинная власть определяются либо по женской линии (обильная и легко доступная пища преимущественно растительного происхождения; матриархат), либо по мужской (добыча пищи зависит от сезонных факторов; патриархат). Семейно-брачные отношения проходят сложную эволюцию, содержанием которой является усиление культурных и ослабление биологических факторов (запрет на близкородственные брачные связи, установление межродового брачного партнерства и т.п.).

Хозяйственное развитие первобытного общества проходит такие этапы:

  • потребляющее хозяйство;
  • неолитическая революция;
  • производящее хозяйство.

Хронологическая периодизация первобытной истории довольно приблизительна. Наиболее длительное время просуществовала первобытная община — от 1,5 млн. лет до 100 — 40 тысяч лет назад. Это эпоха нижнего и среднего палеолита. Господствовало присваивающее (потребляющее) хозяйство: основными занятиями были собирательство, охота, позже — рыболовство. Обработка камня очень примитивна (около 10 операций).

Первобытная община господствовала от 100 — 40 тыс. лет до 10 — 5 тыс. лет назад (исключая изолированно существовавшие общины, сохранившие остатки родового строя вплоть до наших дней), начиная с верхнего палеолита, в мезолитическую эпоху и вплоть до раннего неолита. Это время расцвета первобытной куль туры . Изготовление разнообразных каменных орудий требует большого числа операций (до 300). Степень совершенства этих орудий велика. Так, ножами из обсидиана первобытные люди, возможно, делали хирургические операции. В этот период происходит постепенный переход от собирательства к земледелию, прежде всего в тех местах, где произрастали злаковые растения. Некоторые животные (козы, овцы, собаки, лошади, свиньи, быки, коровы) одомашниваются. Значительные культурные последствия имело освоение верховой езды, изобретенной в степях восточной Европы.

Древние люди изобрели первые культурные материалы — керамику, пряжу и ткань. Появились средства передвижения — челны, сани, лыжи, а с изобретением колеса — повозки.

Особое значение в истории первобытной культуры имела неолитическая революция — длительный исторический период, оз­наменовавший переход от присваивающего к производящему хозяйству. Земледелие вызвало колоссальные изменения в жизни людей: улучшается обеспеченность пищей, которая может долго храниться; ритм и объем сельскохозяйственных работ изменяют общественную организацию, возникает социальное разделение труда. Растет численность населения, появляются городища — большие поселения, стабильно существовавшие в течение многих столетий. Накопление знаний о растениях сопровождается изобретением агротехнических приемов и сельскохозяйственных орудий, фактически проводится искусственная селекция в животноводстве.

Центрами возникновения земледелия являются Передняя Азия, долина реки Хуанхэ, Юго-Восточная Азия, Срединная Америка (Месоамерика). Поскольку земледелие возникает не везде, а в разных местах и в разное время, постольку неолитическая революция стала мощным фактором неравномерности культурного развития регионов.

Последний период первобытной культуры — разложение родовой и возникновение протокрестьянской, или соседской общи ны . Хронологическая граница этого периода — от 10-5 тыс. лет тому назад. По археологическим признакам это время позднего неолита, для которого характерно расширение зоны земледелия и переход к использованию металла, прежде всего в тех местах, где имелись рудные месторождения (Передняя Азия). В наиболее развитых районах формируется основа первых архаических цивилизации.

Основные черты первобытной культуры.
Особенности первобытной духовной культуры

Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита . Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свидетельства тому — захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.

Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности . Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.

Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь . Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы . Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Вторая отличительная черта первобытной культуры - ее бесписьменность .

Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец .

Постепенно складывались элементы духовной культуры . Это:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

Главным условием начала культурного процесса, явился язык . Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение . Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами . Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первобытное сознание является также, по преимуществу, коллективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные проявления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регулятором поведения людей выступает культура табу , то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя. На основе табу позднее формируются понятия нравственности и законности.

Слово табу переводится, как запрет , а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом , т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность .Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание . Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство . Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.

На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества — музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства — зародились в первобытной культуре.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами . Они были невербальными «текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты - табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - . Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится . Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти . В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей , которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, - религии, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры . Перечислим их:

Тотемизм - (totem - «его род») - поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Анимизм - (anima - «душа») - вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Ф етишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Магия - вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях — культах . Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско-родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.

Таким образом, в первобытном обществе складываются предпосылки для формирования всех форм духовности. Их возникновение оправдано социальной необходимостью. Вместе с тем, существует большое количество фактов, культурный смысл которых до сих пор не разгадан. Это, например, предназначение и технология мегалитических сооружений, типа Стоунхэнджа в Англии, смысл некоторых наскальных рисунков, происхождение астрономических знаний у дагонов в Африке и аборигенов Австралии. Возможно, тайны первобытной культуры еще пригодятся человечеству.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, - 170 с.

2.2. Особенности первобытной культуры

Говоря о первобытной культуре, мы имеем в виду развитие как материальной, так и духовной культуры. Одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнем, изобретение орудий труда – все это проявления первобытной культуры. Но одновременно с названными проявлениями первобытная культура – это и зачатки рациональных знаний, становление первобытного искусства, зарождение ранних форм религии, формирование мифов.

Поскольку в обществе еще не произошла дифференциация структур, постольку и культуру отличал синкретизм, т. е. слитность, неразличимость многих явлений и процессов.

Одним из крупных шагов в дальнейшем развитии культуры явилось возникновение искусства. Искусство – это выражение образа, запечатление его в звуке, телодвижении, материальном субстрате. Произведения первобытного искусства отражают не только предметы, явления окружающего мира – в них запечатлились эмоциональные состояния человека.

Общепринятой теории, объясняющей происхождение искусства, нет. Марксизм связывает возникновение искусства с трудовой деятельностью. Считается, что искусство формируется из-за узкоутилитарных целей трудового процесса. Оно служит имитацией этих процессов. Согласно другим взглядам, искусство возникает в религиозных целях как средство, необходимое для проведения магических обрядов.

Сторонники еще одного подхода предлагают игровую теорию происхождения искусства. Игра имеет собственные цели, свои правила, что роднит ее с искусством. Некоторые ученые связывают с игрой не только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру (Г. Гадамер, Й. Хейзинга).

Первые произведения искусства каменного века были созданы около XXV тысячелетия до н. э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. К указанному же периоду относятся выделанные из кости или камня фигурки животных. Постепенно человек не только овладел новыми способами обработки мягкого камня или кости, что обусловило развитие скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать природные минеральные краски.

В новом каменном веке (неолите) пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам.

Наряду с искусством в первобытном обществе возникает и религия. Вопрос о происхождении религии не менее сложный, чем вопрос о происхождении искусства. И по этому вопросу также нет единого мнения. Так, ряд авторов выдвигает гипотезу о существовании дорелигиозного периода в истории человечества. Другие считают, что религия сразу получила форму монотеизма (единобожия). Среди конкретных причин происхождения религии называют страх, религиозный инстинкт, переживание бесконечного, чувство возвышенного и много других.

Можно выделить следующие факторы, повлиявшие на возникновение религии: выражение глубинных связей общества, необходимо формирующийся аспект жизнедеятельности человека и общества, способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения, отражение действительности. Таким образом, среди детерминант возникновения религии социумные, социокультурные, антропологические и гносеологические причины.

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тысяч лет назад. О наличии религиозных верований в тот период истории свидетельствуют захоронения первобытных людей: обнаружены погребения, следы специальных обрядов и пр. О религиозных верованиях рассказывают и наскальные рисунки. Первобытные люди исходили из представления о том, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Выделяют несколько форм первобытных верований: фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Фетишизм связан с поклонением первобытных людей предметам, чем-либо поразившим их воображение. Этим предметам приписывались такие свойства, как способность исцелять, предохранять от врагов и др. Тотемизм означал веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений. Часто животные или растения, дававшие возможность людям выживать, становились объектом поклонения, что не мешало, однако, людям употреблять их в пищу. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных отношений (вера в то, что члены данного рода произошли от предков, имеющих в своем происхождении тесные связи с тотемом). Тогда возник запрет на употребление тотема в пищу.

Еще одна форма первобытных верований – магия. Магия – это совокупность представлений и образов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки этой формы религиозных верований были описаны Б. Малиновским в его работе «Магия, наука и религия». Он сделал вывод, что магические представления возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда решение какой-либо проблемы зависит от множества случайных факторов. В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер. Впоследствии магические ритуалы совершали специально подготовленные люди – колдуны, шаманы, которые пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.

Наконец, среди форм первобытных верований – анимизм. Анимизм – это вера в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тайлором в его работе «Первобытная культура». Согласно теории Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях – в представлениях первобытных людей о душе; в их стремлении к одухотворению окружающей действительности.

Перечисленные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, а взаимно переплетались друг с другом. Отметим, что впоследствии названные формы не исчезли, а трансформировались в более поздние религиозные образования.

Первобытные верования стали ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой. На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа, затем – те или иные аспекты социальных отношений. Женские дэхи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытеснялись дэхами мужского рода. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени.

В дальнейшем развитии родоплеменных отношений происходят большие перемены. Разделение труда, рост его производительности, появление регулярного избыточного продукта (что создавало возможность его отчуждения и накопления) привели к классообразованию, возникновению частной собственности и государства, социального неравенства. Все эти процессы нашли отражение в культуре. Умственный труд становится профессиональным занятием, что дало толчок к более быстрому и глубокому развитию культуры.

Вершиной развития культуры первобытного общества явилось создание упорядоченной письменности. Пиктографическая (рисуночная) письменность трансформировалась в идеографическую (логографическую), где знаки обозначали понятия. Таково было иероглифическое письмо шумеров, египтян, китайцев, майя и других народов.

На период разложения первобытного общества приходится и образование языковых семей. Так, в Северной и Восточной Африке, в Передней Азии сложилась семито-хамитская семья языков (языки древних египтян, народов семитской, кушитской и берберской групп). К северу от нее образовалась кавказская языковая семья; к югу, в срединной Африке, – семья банту. В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся позже на север и запад. В районе между Балтийским морем и Средней Азией возникло крупнейшее в мире индоевропейское родство языков, включающее славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индо-арийские, армянский, греческий и албанский языки.

Отношение к первобытной культуре до сих пор является неоднозначным. Часто понятие «первобытная» ассоциируется с неразвитостью, примитивизмом. Однако нельзя забывать, что высокие достижения современной мировой культуры существуют на основе первобытной культуры, поэтому необходимо почтительное и бережное отношение к ней.

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

8. Особенности античной культуры. Религия. Театр. Музыка Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

11. Особенности японской культуры. Литература. Религия Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его

Из книги История культуры автора Дорохова М А

17. Особенности культуры Возрождения. Наука, литература и общественная мысль Возрождение (франц. «ренессанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в.

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

52. Особенности Советской культуры 1950-1980-х гг. Образование и наука Особенности культуры СССР этого периода заключались в борьбе правительства с отклонениями от «задач соцстроительства». Давление и контроль со стороны партии были настолько велики, что угнетали свободу

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

1. Особенности современной культуры Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

55. Особенности современной культуры С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

13.1. Существенные особенности современной культуры

Из книги Искусство Востока. Курс лекций автора Зубко Галина Васильевна

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

10.3. Наука как интегрирующий элемент культуры. Особенности науки в России Многие элементы культуры: язык, традиции, обычаи, обряды – служат факторами, различающими, разобщающими людей, тогда как знание по своей природе – объективно, вненационально и, следовательно,

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

11.1. Особенности художественной культуры Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий элемент художественной культуры. Искусство обладает огромной культурогенной способностью,

Из книги автора

14.2. Особенности формирования политической культуры Как же формируется политическая культура? Каким образом происходит смена одной политической культуры другой? Динамика формирования этого феномена определяется характером его элементов.Политическая культура

Из книги автора

Особенности английской культуры: определение В начале книги я поставила перед собой задачу выявить «характерные черты английской самобытности», пристально наблюдая за поведением англичан, определяя скрытые правила, регулирующие поведенческие модели, и затем

Из книги автора

Особенности суфийской культуры Характерно, что суфийское движение во многих своих ответвлениях не ставит целью сделать весь мир состоящим из суфиев. Оно существует для того, чтобы объединить людей, которые хотят обучаться тому, как созерцать Бога и как служить Ему, как

Из книги автора

Т. Н. Невская. Особенности развития рок-культуры как субкультуры Понятие «субкультуры» стало применяться в науке во второй половине XX века в рамках классовой теории конфликтов, созданной мыслителями Р. Дарендорфом и М. Брейком. Особенности культурной деятельности были

Из книги автора

2.2.2. Изучение первобытной духовной культуры в эволюционистской социальной антропологии Духовная культура в философии и науке XIX в. почти полностью отождествлялась с религией, поэтому ранняя антропология сконцентрировала свое внимание преимущественно на изучении

Самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.

Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) - около двух, a Homo sapiens - примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейший город - Иерихон - возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.

Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.

Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis - объединение) - неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность - отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда - и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации - небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести себя «как все» - он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу - обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный - для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным - колдунам, магам).

В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.

Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы.

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества.

Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму - она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари.

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.

В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.