Первобытная культура как исторический тип. Первобытная культура как исторический первый тип культуры Культура и теория цивилизаций

1. Первобытная культура как исторический первый тип культуры
2. Практический духовный характер жизнедеятельности первобытного общества
3. Синкретическая целостность первобытной культуры
4. Основные этапы развития художественной культуры первобытности
5. Человек и природа: зооморфные и антропоморфные в первобытном искусстве

1. Первобытная культура как исторический первый типкультуры
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функцииврожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первымтипом традиционной культуры, для которой характерно:
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главнойчертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и егорелигиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
- изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека,отсутствующий в природе.
Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.
Сложился ряд схем классификацииосновных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
- эпоху родового строя (матриархат, патриархат);
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, всвою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописныепроизведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до...

Первобытная культура

Образование команды для реализации стратегических изменений

Важно заметить, что для стратегического управления важное значение имеет команда образования.

  1. Закрытая модель управления – руководители этого типа ориентированы на стабильность и порядок, устанавливают с персоналом официальные отношения, ценят в подчинœенных трудолюбие, исполнительность, дисциплину. Больше склонны критиковать подчинœенных, чем вознаграждать.
  2. Открытая модель – руководители ориентированы на людей, обладают талантом убеждать и вдохновлять, склонны принимать решения, основанные на личных симпатиях и могут закрывать глаза на проблемы в надежде, что всœе уладиться само собой.
  3. Модель управления типа (идея) – руководители обладают талантом стратега, системного мыслителя, проявляют энтузиазм идеям подчинœенных, с воодушевлением берутся за новые проекты, но чаще всœего не способны довести их до конца.
  4. Модель случайного управления – ориентированы на действия по решению реально возникающих проблем. Талантливо проводит переговоры, с подчинœенными отношения сотрудничества, много времени уделяется устранению неполадок в работе организации.

последний неправильно

по своту сильных для возможностей

1. Понятие и характерные черты первобытной культуры

2. Культурные эпохи первобытности

3. Миф, ритуал и магия – как формы духовной жизни

4. Первобытное искусство: истоки, особенности, эволюция

1.Понятие первобытная культура обозначает исторически первый тип социальности. Во-вторых, культуру современных, до государственных народов и в-третьих, архаичную часть современной культуры.

Первобытная культура выявляет жизнь до цивилизованных, до государственных, дописьменных сообществ, которые живут в рамках природных циклов, при отсутствии идеи развития и представлений о историческом времени. Главным назначением этой культуры стало формирование человека как социального существа.

Характерные черты:

· Синкретизм – изначальное единство, сменность, и не расчленённость всœех элементов форм

· Крайний консерватизм – он обеспечивался священностью традиций

· Господство мифологического мировидения, в котором границы между мышлением и интуицией и эмоциями различны

· Использование запретов в качестве важнейших регуляторов социальных взаимодействий

· Применение магии во всœех сферах жизнедеятельности

· Отсутствие представления о личности отдельно взятого человека

2. В истории культуры ключевое значение имеет верхний палеолит, для которого характерно резкое увеличение, количество её видов каменных орудий труда, запрет на кровосмешение и появление на этой базе семьи и рода, как первых форм и элементов социальности (палеолитическая революция). Эти родовые сообщества решали задачу выживания на ландшафте потому следы их материальной жизни маловыразительны. Но в данный же период проходило активное развитие психики, становление языка, образного и абстрактного мышления, мифопоэтического сознания и навыков изобразительного искусства. По этой причине памятники духовно-символической жизни очень интересны.

В европейском палеолите выделяют 2 эпохи:

· Период (35-20 тыс. до н. э.)

· Ориньян (30-19 тыс. до н. э.)

· Селитре (20-15 тыс. до н.э.)

· Мадлен (20-10 тыс. до н.э.)

Анализ этих культур показывает, что первоосновой духовной жизни – охотничья мания, осознание единство рода обеспечивал тотемизм.

Мезолит (10-6 тыс. до н.э.)

В культурном плане представлен процесс совершенствования уже накопленных элементов, развитие новой материальной культуры и изменение социальной структуры, утверждение родно-племенных сообществ, которые не были чисто охотничьими. Человек замечает себя и получает право на имя.

Неолит (6-4 тыс. до н.э.)

Характерен переходом к производящему хозяйству, кардинально изменяющему культурное развитие. Изменяется картина мира, в рамках которой изменяется астрономические, агрономические, медицинские знания. Усложняются религиозные знания, в которых доминирует анализм.

Данные культуры получили название варварских и на их базе сформировались земледельческие культуры и цивилизации бронзы и желœеза.

3. Миф употреблялось для обозначения сказаний о богах, героях и первопредках, которые участвовали в сотворении мира.

Современное сознание воспринимает миф как сказку или вымысел. Для древнего человека миф был истинный о мире и о нём самом, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он свято верил. Главной функцией мифа было устранение непредсказуемости и чуждости предстоящей реальности, превращения хаоса в упорядоченный космос. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, миф обеспечивал гармонию человека общества и природы. И закладывал программу устойчивого поведения.

Ритуал

Человек чувствовал в установлении порядка и в его постоян. обновленной телœесно, т. е. с помощью ритуала в базе которого лежал принцип подражания природе. В ритуале учувствовали всœе члены коллектива. Были задействованы всœе органы восприятия мира, в связи с этим он был средством интуитивного постижения закономерности природы. Ритуалы впоследствии получили развитие другой формы культурной деятельности, сформировавшие основы нравственности. Именно ритуалы погребения впервые выявили человеческое в человеке и исследователи считают, что отсчет культуры начинается именно с этого момента.

Магия не влияла на объективные свойства вещей, она воздействовала на человека, на его бессознательность и полностью овладевала психикой, внушая чувства уверенности, она испытывала успех, помогала сплотиться, в связи с этим оставила глубокий след в истории культуры и присутствует в культуре.

4.Изобразительное искусство это начало видимой жизни человека.

Среди теории об истоках искусства выделяются:

· Трудовая

· Религиозная

· Агаровая

Главные особенности первобытного искусства:

· Его схожесть мифом, магией, ритуалом

· Условный характер изобр.

· Символичность форм

· Отсутствие эстетических обобщений

В палеолитические эпохи ариньян-селитре-доминировало мобильное искусство с животным изображением, а так же появился первый символ.Искусство в эпоху неолита͵ живопись становится красочной. В неолите появляется силуэтная живопись, которая выступает как рассказ о событии. В эту же эпоху развив искусство архитектуры и появляется неолитические, культовые сооружения.

Культура(лк 4)

Первобытная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первобытная культура" 2017, 2018.

Введение

1. Первобытная культура

2. Религия

4. Мифы и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Культурология – это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, – философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.

В настоящее время понятие культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.(1)

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным.

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.

Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.

В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.

Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера – объединяли синантропов в устойчивое общество.

Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.

Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской культуры), вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований.

Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет.

2. РЕЛИГИЯ

Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это фантастическое понимание действительности прошло ряд ступеней в своём развитии и, в конце концов, привело к возникновению современных религий. Наши далёкие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими как наводнение, бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своём распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища – во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности: нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар…

Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть, – наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ – духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов, стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звёзды – это живые существа.

Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм.

Тотемизм – это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы – с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.

Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т.п. тотемические верования имеют несколько разновидностей: кроме родового тотемизма, существует племенной, половой и индивидуальный тотемизм.

Для первобытного человека огромное значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком. Отсюда возникновение культа природы в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культуры. Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путём определённых действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека.

Фетишизм – почитание неодушевлённых материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

Более высокая форма первобытных верований – анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков – почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков.

3. МИФЫ

Слово «миф» – греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных.

Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире.

Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика: болезни могли быть представлены чудовищами – пожирателями людей, космос – мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу.

Для мифа характерно, что различные духи, боги и герои связаны семейно – родовыми отношениями.

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание примера, модели, образа. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Мифология – это самое древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.

Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии.

4. МИФ И ЛИТЕРАТУРА

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в возникновении литературных сюжетов: мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всём протяжении её истории.

Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой. В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает обездоленного. Герой часто наделяется чертами первопредка и культурного героя, добывающего некоторые природные и культурные объекты и потом уже очищающего землю от чудовищ. В образах эпических героев колдовские способности ещё часто преобладают над чисто богатырскими, воинскими. В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров. Такой архаичный характер имеют карело-финские руны, скандинавские песни «Старшая Эдда», северокавказский эпос о героях-нартах, отчётливые отголоски архаики можно обнаружить в «Гильгамеше», «Одиссее», «Рамаяне» и др.

На классической стадии истории эпоса воинские сила и храбрость, неистовый, героический характер полностью заслоняют волшебство и магию. Историческое предание постепенно оттесняет миф, мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности. Отдельные черты мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах.

Мифы служили источниками литературных сюжетов в средневековье, эпохи Возрождения и Просвещения и в более позднее время. В соответствии с представлениями людей об окружающем мире в мифологические сюжеты вкладывалось совершенно новое философское содержание. В мифологии средневековья преобладала мифология христианства, ориентированная на моральные ценности евангельского учения. В период Возрождения, когда в обществе с особой силой появилось влечение к возрождению классической древности, источником литературных произведений стали античные мифы, где боги, спускаясь с недоступного Олимпа, жили среди людей, вступали в битвы и заключали браки с простыми смертными.

Вместе с тем в литературу начинают проникать сюжеты народной демонологии, основанной на средневековых суевериях.

За многовековую историю своего существования мировая литература впитала в себя мощный мифологический пласт и продолжает подпитываться из этого богатейшего источника.

5. АРХИТЕКТУРА

Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Самое простое из мегалитических сооружений – менгир , огромный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. «Менгир»- кельтское слово. Наибольшее количество этих памятников сохранилось на севере Франции, в Бретани, где некогда жили племена кельтов. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра.

Назначение менгиров до конца не ясно. Предполагается, что они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц, первобытных божеств.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен : два вертикальных камня, на которых покоится третий. Лежащий горизонтально. Ещё далеко до атлантов и кариатид, но именно здесь начало пути архитектуры как вида искусства: разделение элементов сооружения на несущие и несомые, опоры и перекрытия.

Постепенно конструкция дольмена усложнялась, вертикальных опор становилось всё больше. Смыкаясь друг с другом. Они образовали стены погребальной камеры, перекрытием которой служила лежащая на них погребальная плита. Засыпанный снаружи искусственным холмом земли – курганом, дольмен становился местом захоронения, гробницей, своего рода монументальным домом умерших – знатного лица или целого рода.

Со временем размеры погребальных камер увеличивались, перекрытия научились делать в несколько слоёв каменной кладки, напуская, их друг над другом, пока они не сомкнутся посредине. Такая конструкция получила название ложного свода, потому что она передаёт всю нагрузку на опоры вертикально, без бокового распора. Ещё один шаг – и возникает первый купол, наиболее совершенная в конструктивном отношении форма покрытия гробницы-дольмена.

Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех . Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Некоторые особенности ориентации самого значительного из дошедших до нас кромлехов – в Стоунхендже (Англия)- наводят на мысль о том. Что он отражает первичные астрономические познания доисторического человека и, в частности, связан с культом солнца. Есть и такая версия, что концентрические круговые «дорожки» Стоунхенджа, образованные равномерно расставленными вокруг святилища камнями, могли служить для проведения конских состязаний. Ведь кромлех – самое «молодое» из мегалитических сооружений. Если менгиры датируются 5000-2000 гг. до н.э., то Стоунхендж относят всего к 1600 г. до н.э. в это время на территории Европы уже активно шло разложение родового строя, и лошадь приобрела особо важное значение для привилегированных слоёв населения. Если эти догадки справедливы, то выходит, что кромлех – первое в мире многофункциональное сооружение, да ещё какое – и собор, и зал для собраний, и стадион, и даже обсерватория в одно и то же время.

Однако для чего бы ни служил кромлех нашим далёким предкам, несомненно, одно – ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы. Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменных перемычек. Регулярная повторяемость однотипных пролётов стала вполне осознанным строительным приёмом. Наружная ограда Стоунхенджа ясно показывает разделение конструкции на стойки и балки и в этом смысле может быть названа прототипом колоннады.

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других – возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой.

В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома – место очага, над ним отверстие.

6. ИЗОБРАЗИТЕЛНОЕ ИСКУССТВО

Когда и почему началось изобразительное искусство?

Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент, но постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. З Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века, написанные красками или высеченные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер, скальные утёсы. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело существование людей. Лёгкой и гибкой линией они передавали позы и движения зверя. Красочные аккорды – чёрное, красное, белое, жёлтое – минеральных красителей, смешанных с водой, животным жиром, соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущая в соседний средневековый замок. Внутри оказалась ещё одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажёг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко. И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи»: это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство.

Сотни фигур, обведённых тёмными контурами, жёлтых, красных, коричневых, написанных охрой, сажей и мергелей, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги – все почти в натуральную величину.

Чуть не во всех концах земли обнаружены очаги материальной культуры древнейших времён. На многих стоянках первобытного человека были найдены предметы, которые можно назвать художественными произведениями.

В скалистых пещерах случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной культуры – живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтёсан и доведён до полного сходства с кабаном или медведем. На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это также изображения животных – оленей, бизонов, кабанов, диких лошадей, длинношёрстных мамонтов, саблезубых тигров. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее ритуальных масок.

Самые ранние изображения, в которых преобладают «портреты» животных, относятся к верхнему палеолиту. К этому же периоду относится и появление удивительных каменных статуэток, получивших название «палеолитических Венер».

По данным современной науки, человек верхнего палеолита был homo sapiens, то есть по физическим данным вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел изготовлять довольно сложные оружия из камня, кости, дерева, рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже не возделывало землю и не приручало животных, не должно быть никакого искусства. Между тем оно было – доказательство налицо. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом человеческом коллективе. Это искусство старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.

Искусность руки, познавшей уже великую школу труда, и меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они были мастерскими во всём, невозможно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. Поэтому композиционный дар первобытного художника находился в зачатке. Но главным образом примитивность сознания проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. В основном он изображает только животных, причём только тех, на которых охотились его соплеменники.

Появление керамики в неолите имело большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим. Украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.

Изобразительное искусство неолита также очень отличается от палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ зверя, как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к новому гармоническому общению, стилизации и, главное, к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях Восточной Испании и Северной Африки как бы воплощение самого движения, доведённого буквально до предела и сконцентрированного в бурном своём вихре, подобно энергии, готовой вырваться.

Бронзовый и железный века – новые величественные ступени в развитии человечества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобретает новые формы. Каждое совершенной творение искусства представляет для последующих поколений бесценное художественное наследие.

На самом закате родового строя искусству первобытного общества суждено было явить миру новое свидетельство своей великой творческой силы. Искусство бронзового века, отмеченное высокими достижениями у разных народов земли, необычайно ярко проявилось в Скифии. Расцвет скифского искусства относится к 7-6 вв. до н.э. типичные памятники скифской культуры – могильные курганы вождей. Шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья, дают яркое представление об их облике: бородатые. В длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках. Культура скифов – это культура огромного мира преимущественно кочевых и полукочевых племён, живших в 1 тысячелетии до н.э.

Они постоянно передвигались, следовательно, произведения искусства могли служить лишь украшением их оружия и снаряжения. Без сомнения, декоративный эффект этих изделий – одно из самых замечательных достижений мирового декоративного искусства.

Основной стиль скифского искусства – так называемый «звериный стиль».

Один из прославленных шедевров скифского искусства – золотая фигура оленя из кургана станицы Костромской (Прикубанье, 6 в. до н.э.). Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете. Вся фигура оленя подчинена какому-то особенному, напряжённому ритму. В ней нет ничего лишнего, случайного. Законченная, продуманная композиция.

8. МУЗЫКА

Посторонних свидетелей поражает странное противоречие музыкального творчества «отсталых» народов. С одной стороны, кажется, очевидной примитивность их танцев и инструментов, и особенно их песен. С другой стороны, не менее очевидна та истовая серьёзность, строгость и торжественность, с которой они занимаются своей музыкой. Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека.

Охота, несомненно, тоже влияла на возникновение музыки – в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам. Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека: вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Они должны быть укрощены и умилостивлены.

И вот с первобытных времён до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами. Флейта и барабан – это предметы, полные музыки. Но и своя музыка есть и у других предметов: у спущенного лука, стучащего топора, бренчащего ожерелья и падающего камня, льющейся воды и ласкающего света. Своя музыка у каждого времени дня, каждого состояния природы и человека. Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы, тот должен понять их голоса, услышать и разгадать их таинственные имена. Здесь корни первобытной магии имени и слова.

Важнейшей особенностью первобытной музыки стала её повседневность. Но это не бессистемная мешанина непрерывного звучания. Повседневность первобытной музыки имеет чётко организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определённым делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи – формирование единого мироотношения.

Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь.

Это связь, строго организованная в пространстве и во времени.

В пространстве – так как речь шла не о совместном прослушивании или параллельном движении в танце под одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких групп.

Во времени – ибо это сложившиеся в совместном музицировании единство людей не распалось, а развивалось.

В своей повседневной жизни человек зависел не только от многочисленных природных стихий, но и от установленных обычаев, которые нужно было соблюдать, как бы они ни расходовались с вновь приобретаемыми привычками и опытом. Песня, танец, игра на музыкальных инструментах позволяли слабому компенсировать свои физические недостатки, неудачнику – вернуть интерес женской половины племени, восстановить свой родовой авторитет. Компенсацией за слабость перед природными силами становилась магия звуков или телодвижений. Огромную роль играла сама возможность «выпеть» горе и неудачи, «выплясать» накопившееся раздражение, расслабиться и душевно освободится.

При взгляде со стороны может показаться, что первобытный человек наслаждался каким-то диким шумом, который рано называть музыкой. При взгляде изнутри картина совершенно иная. Этот человек наслаждался в совместном музыкальном действии переживанием общности своего мироотношения коллективного, племенного, духовным единением, высвобождением и разрядкой психологического напряжения.

В музыкально-танцевальном «представлении», приуроченном к главным праздникам племени, как бы проигрывался заново весь жизненный процесс от прошлого до будущего и от труда до интимных отношений.

Знакомясь с ранними ступенями музыкальной жизни, наивно было бы отнестись к ним свысока. За видимой простотой форм этой музыки скрывалось столь сложное мировоззренческое ядро, такой комплекс реализуемых жизненных функций, которому стоит позавидовать.

Чуткое внимание к ближайшей звуковой среде соединялось в этой музыке с космическим порядком природных явлений. И совершалось это соединение в каждой песне и в каждом танце.

Колыбельные у таких народов – детская энциклопедия окружающей жизни, матери пели в них и о заботах племени, и о трудностях собственной жизни, о прошлом и будущем, о растениях и животных, о самом простом и таинственно-непостижимом.

Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами Вселенной. Поэтому «правильная» музыка всегда способна устранить разлад между человеком и природой.

Заключение

В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-Петербург. 1999 г.

2. под редакцией А.Н. Марковой. Культурология. Учебное пособие. «Юнити». Москва. 2000 г.

3. Э.Б. Тайлор. Первобытная культура: Пер. с англ. Издательство политической литературы. Москва. 1989 г.

4. А.С. Кармин. Культурология. «Лань». Санкт-Петербург. 2001 г.

5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 292-293.

http://www.artap.ru/cult/p_k.htm

http://ru.wikipedia.org

Самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.

Чёткие временные рамки существования первобытного общества определить довольно сложно.

Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) - около двух, a Homo sapiens - примерно 100 тысяч лет назад.

Древнейший город - Иерихон - возникает около 10 тысяч лет назад, а первые древние государства образовываются на рубеже IV-III тысячелетий до н.э.

Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.

Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.

Несмотря на региональные и географические особенности жизни первобытных племен, существуют характерные черты, объединяющие их культуру.

Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis - объединение) - неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.

Ещё одна особенность - отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда - и медленные темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации - небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.

Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.

Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.

Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.

Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.

Индивид не просто должен был вести себя «как все» - он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.

Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу - обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).

Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.

С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал - устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.

Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.

В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.

Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный - для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным - колдунам, магам).

В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.

Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.

Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы.

Поэзия мифов - первая форма литературного творчества.

Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму - она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари.

В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.

В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.


Форма социализации в первобытном обществе.

Синкретизм первобытной культуры и основные схемы ее

классификации. Язык - как начало культурного процесса.

Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Способы существования веры: миф, ритуал, обряд, табу.

Первобытное искусство.

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

Медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

Ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

Приверженность существующим образцам поведения;

Господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

Отсутствие письменности.

Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:

Охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;

Изготовление орудий труда - феномен созидательной деятельности человека, отсутствующий в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:

Эпоху родового стада;

Эпоху родового строя (матриархат, патриархат);

Эпоху военной демократии.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

Каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;

Бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

Железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

Духовная культура первобытных собирателей и охотников включала в себя:

Первоэлементы морали;

Мифологическое мировосприятие;

Ранние формы религии;

Ритуальное обрядовое действо и начальное пластическое изобразительное творчество.

Главным условием начала культурного процесса явился язык. Именно язык и речь открывают путь не только к самоопределению и самовыражению древнего человека. Они формируют важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека (правда, пока в весьма ограниченной форме) начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.

В первобытной культуре сферу «идеального» образовывало мифологическое мировосприятие, которое обусловливалось отношением человека к природе. Наш предок был слаб перед лицом могущественной и властвующей над ним силой природы. Это рождало у человека страх и поклонение ей. Мифологическое мировосприятие, в силу своего предназначения увековечить неизменные представления о бытии, было консервативно и догматично. Оно навязывало всем членам родовой общины из поколения в поколение единые представления, традиции и навыки.

Как было отмечено выше, первоначальными формами религии являлись:

Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

Анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

Магия - вера в действенность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Особо выделяются магические представления о мире древнего человека. Согласно этим представлениям, успех любой деятельности был обусловлен не столько умениями и знаниями человека, сколько соблюдением им определенных правил и выполнением специальных ритуалов. К таким магическим ритуальным действиям относятся, например, танцы и обрядовые действия, предварявшие охоту и военные походы. В них отрабатывались технологии всех значимых трудовых процессов древности. Никакой разницы между трудовыми и магическими действиями для человека первобытной культуры не было.

Следует заметить, что ритуал актуализировал глубинные смыслы человеческого существования в древности. Он стал главным воплощением человеческой способности ко всем сферам деятельности. В ритуале тесно переплетались молитва, песнопение и танец. В ритуале наш предок подражал различным явлениям природы, пытался соединиться с божеством и усилить чувство солидарности всех членов своего племени.

Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления. Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen