Ким по предмету "россия в мире". И.М. Тронский. История античной литературы: Греческое общество и культура VII—VI вв

Древнегреческая цивилизация появилась на балканском полуострове и также она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Так же можно вспомнить, если мысленно представить себе балканский полуостров, то, что он в основном представлен гористой местностью совсем не достаточно плодородных долин и главным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выкармливание овец и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки (оливковое масло), но лишь в двух равнинах. Нужно еще отметить, в связи с удобной береговой линией было развито рыболовство и мореплавание. Что касается полезных ископаемых, то районы Ефракии и Македонии были богаты золотыми рудниками. На юге (в районе Филопонеса) добывали железо. В районе старой Греции добывали олово. Строительный материал, в особенности ценившийся и размещающийся на местности Греции, мрамор.

Античный полис.

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового, отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, - консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Полис это греческая разновидность города-государства, поскольку таковые были и на Ближнем Востоке. Архаический полис это столица карликового государства, в состав которого кроме него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство и ремесло, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.

К началу архаического периода большинством полисов управляла родовая знать, аристократия. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало добиваться права участия в политической жизни полиса. В полисе возникали беспорядки, для устранения которых греки выбирали правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя называли тираном. Нередко тирания была направлена на ограничение или пресечение притязаний на власть родовой знати и объективно служила развитию внутриполисной демократии, а сам тиран выступал как защитник прав демоса большинства граждан полиса. К началу V в. до н.э. тирании, сыграв свою роль в борьбе с родовой знатью, в большей части полисов сменяются на демократические порядки. В целом же для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

    раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

    формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.);

    завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада). Хронология минойских периодов следующая:

    Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

    Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

    Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

    Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

    Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

    Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

    Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

    Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

    Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.);

Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II – I вв. до н.э.);

Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства – Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации.

ИЗ ЛЕКЦИЙ:

Древняя Греция начала формироваться на основе земледелия. Возникновение полисов – замкнутых гражданских коллективов. Сложилось полисное гражданское законодательство (все граждане равны перед законом). Чиновничьи функции выполняли граждан, избранные сроком на 1 год. Институт выборности. Отсутствие жрецов (жреческие функции выполняли сами граждане). Принцип автаркии (самовластия), экономическая автономия – каждый отдельный полис был независимым.


Господствующий класс в греческих полисах отличался по своей структуре от господствующего класса древневосточных обществ. В странах Древнего Востока основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии придворная знать, бюрократический аппарат, многочисленное жречество, военная верхушка. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Господствующий класс в полисах состоял из частных собственников земельных владений, крупных мастерских, торговых кораблей, денежных сумм и владельцев рабов, которых можно было отдать в аренду другим лицам, получая за это прибыль.

Древние статуи в Афинах. Фото: Gedsman

Древнегреческие полисы в V–IV вв. до н. э. были небольшими по территории, располагали скромными природными ресурсами и невысоким экономическим потенциалом. Состав полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий со стороны полиса по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния даже богатых граждан были относительно скромными, группы магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилось. Значительным считалось состояние в 2–3 таланта (в одном таланте 6 тыс. драхм), имущество в 10–15 талантов рассматривалось как очень крупное. Богатство афинского аристократа Никия в 100 талантов (600 тыс. драхм) считалось уникальным.

Господствующий класс не был однородным, он делился на несколько социальных групп. Одну из групп составляли представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляли оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Однако эта численно небольшая прослойка имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие средствами, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример - афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки и, понимая историческую необходимость, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.

Вторую группу составляла наиболее динамичная часть господствующего класса - собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, товарных поместий, заинтересованные в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. Внутри этой прослойки, в свою очередь, существовало деление на лиц, обладавших правами гражданства, и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, не участвовали в работе Народного собрания и избирались на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в полисе.

Во времена военных поражений, обострения внутриполитической борьбы, осложнения социальной обстановки некоторые группы богатых метеков добивались гражданских прав. Так, после свержения господства олигархов и восстановления демократии в Афинах в 403 г. до н. э. часть метеков, активно помогавшая в борьбе с так называемой тиранией Тридцати, получила права афинского гражданства. Народное собрание в порядке исключения могло даровать права гражданства за большие заслуги отдельным метекам. Так, например, один из богатейших метеков Пасион, владелец процветающей меняльной конторы середины IV в. до н. э., внесший большую сумму в истощенную афинскую казну, получил права афинского гражданина со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Существование различных групп внутри господствующего класса со своими интересами и даже политическими программами создавало основу для открытых столкновений между ними, что не могло не осложнять общую социальную обстановку в греческих полисах V–IV вв. до н. э.

Одной из особенностей социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали разные виды литургий: хорегия - содержание хора (включая набор исполнителей, репетиции) и участие его в одном из общественных празднеств; гимнасиархия - организация гимнастических и других спортивных состязаний, включая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение мест состязаний, и триерархия - оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был за свой счет достроить его, приготовить снасти, снабдить парусами, набрать и обучить экипаж). Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан. Введение литургий было своего рода частичным перераспределением доходов, полученных от эксплуатации рабского труда отдельными собственниками и направляемых в пользу государства как выразителя интересов всего не менее он был более однородным, чем господствующий класс, например в Афинах. Среди спартиатов не было прослойки торгово-ремесленной знати, а тем более метеков. Спартиаты не занимались организацией своих хозяйств, их связь с производством была минимальна. Спартиаты были классом - сословием землевладельцев, илотовладельцев, хотя и среди них были владельцы более крупных и менее крупных земельных участков. В IV в. до н. э. внутри этого более или менее единого сословия усиливается имущественное неравенство, концентрация земельных владений в одних руках, увеличивается численность безземельных спартиатов, которых стали называть «опустившимися» (гипомейонами). В 400 г. до н. э. по предложению эфора Эпитадея в Спарте был принят закон, разрешавший завещания и дарения земельных владений, что усилило процесс концентрации земли в одних руках. В распоряжении спартиатов оказалось значительное количество золота и серебра, рабов, земельных владений, захваченных во время Пелопоннесской войны и других военных экспедиций. Однако эти средства не привели к перестройке хозяйственной системы на началах интенсификации производства. Возросла лишь роскошь жизни, потребление господствующего класса, усилились трения между разными политическими группировками.



Эллада.

Греция находится на Балканской полуострове, в восточной части Средиземного моря. Берега полуострова гористые, сильно изрезан­ные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. Крупных рек нет. Почти все греческие города стоят у моря. Здесь издавна больше занимались скотоводством, чем земле­делием. Греки разводили овец и коз, сеяли немного ячменя и пшеницы, зато выращивали много винограда, фруктов и овощей. Особенно ценилось оливковое дерево, из плодов которого выжимали масло. Греки разводили также быков и лошадей. Но ездить верхом на лошади они долго не умели, а когда впервые услышали о людях, ездящих верхом, то не поверили этому. Так возникла легенда о кентаврах - особых существах, у которых выше пояса человеческое тело, а ниже пояса - тело коня. Греки издавна были хорошими мореходами. Они охотно от­правлялись в дальние морские путешествия на юг (в Египет), на восток (в Финикию), на запад (в Италию) и на север (на Черное море). Там греческие купцы продавали оливковое масло, вино и ремесленные изделия, а покупали зерно, металлические руды и рабов. Часто греки уезжали из своих родных перенаселенных городов за море. Там они основали много новых городов, или т. н. колоний. Так, на Черном море появились Пантикапей (Керчь), Херсонес (Севастополь), Ольвия. И теперь в этих местах живет много греков. В Италии греки основали более 30 городов; на побережье Галлии - Массалию (Марсель).

Подобно египтянам и вавилонянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей: верховный бог - Зевс, богиня мудрости - Афина, богиня охоты - Артемида, богиня земледе­лия _ Деметра, богиня любви - Афродита, бог - покровитель кузнецов - Гефест. Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Образы греческих богов показывают важнейшее открытие эллинов: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!» Эти слова сказал древнегреческий поэт и драматург Еврипид в 5 веке до н. э.

Греки себя называли эллинами, а свою страну - Элладой. Жи­телей других стран эллины называли варварами (в переводе с гре­ческого «бормочущие»). В Элладе каждый полис (город) был независимой республикой с народным собранием, которое выбирало правителей и требовало у них отчета за каждый год работы. Отношения между жителями полиса были сложными, часто острыми - например, когда решался вопрос о том, кому иметь избирательное право. Ведение городских дел считалось важной и сложной наукой - политикой. В полисе быстро развивались и другие науки, искусства и ремесла. Поэтому многие науки сейчас называются по-гречески: астрономия (законы звезд), ботаника («ботанэ» - растение), геометрия (землемерие), хирургия (ручное ремесло), архитектура, музыка. Слова: театр, хор, оркестр, гимн - тоже греческие.



Большая часть достижений Египта и Двуречья также дошла до нас благодаря эллинам, которые сначала многому научились у самых древних народов, а потом расширилиэти знания и передали их новым народам - варварам. Греческий язык родствен латыни, на которой гово­рили древние римляне, а также языку древних индийцев-ариев - санскриту и многим современным языкам - персидскому, русскому, английскому. Все они входят в большую семью индоевропейских языков, на которых сейчас говорит половина населения Земли. В глубокой древности индоевропейцев было сравнительно немно­го. Первые из них - арии, хетты и греки - появились на историче­ской арене около 1500 года до н. э. Позднее индоевропейские народы внесли огромный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Важнейший из них - новый алфавит. В финикийском алфавите были только согласные буквы; эллины добавили к ним гласные. В результате речь древних греков дошла до нас без искажений.

Мы хорошо знаем поэзию, мифологию, литературу и науку Древ­ней Греции. Они стали основой единой культуры современного че­ловечества. Именно поэтому из всех древних народов именно греки кажутся нам самыми близкими единомышленниками, почти нашими современниками.

Древнегреческая цивилизация возникла во 2 тыс. до н.э. Древняя Греция дает нам уникальный образец демократического устройства. Древнегреческие города представляли собой - полисы. Полис-это город государство, который имел самостоятельное политическое и экономическое развитие. У каждого была собственная армия, законодательная система.

Спарта – это город-государство, который возник в середине 2 тыс. до н.э. на Пелопоннесе. Спартанских воинов готовили с раннего детства. Если дети рождались слабыми, немощными, то их сбрасывали со скалы. Сначала ребенок воспитывался в семье, а затем попадал на попечение государства. В школах дети обучались риторике, навыкам общения с публикой, аудиторией, борьбе и владению оружием.

В спартанском обществе не поощрялось искусство, наука. Спарта порождала из своих рядов военачальников, людей, которые должны управлять государством, которые могли держать в подчинении большие массы людей. Эти навыки ценились в спартанском государстве и получили свое развитие.

Большое внимание уделялось религии, поскольку культы постоянно сопровождали спартанского воина и перед тем как отправиться в бой, снарядить отряд на сражение обязательно совершался обряд, жертвоприношение греческим богам. Спартанские граждане ценили религиозные культы, почитали греческих богов.

В целом тип государственного устройства, который сформировался в Спарте, будет правильнее назвать военной олигархией, когда во главе государства стоялилюди, принадлежащие к высшей знати, и именно они определяли, каким будет экономическое и политическое развитие. Такой тип политических отношений делал культуру Спарты достаточно зависимой от политических процессов.

Примером наивысшего демократического развития в Древней Греции являются Афины. Афинская демократия давала огромный простор для развития афинского общества и для развития культуры. Афинская демократия позволила создать суды, на которых можно было надеяться на честное решение вопроса. Афинская демократия способствовала тому, что граждане были заинтересованы во многих культурных процессах.

Именно в Афинах широко применялся принцип калогатии – это воспитание, которое предполагало, что в человеке нужно сформировать и физическую культуру, развить интеллект и привить эстетический вкус. Если сравнить афинскую и спартанскую культуры, мы увидим существенные различия. Афинская культура была более светской. Здесь не уделялось большого внимания культам и обрядам, религиозным и мифологическим как это было в Спарте. Спартанская культура не уделяла внимания искусству, в то время как афинская, в художественном отношении, была очень развита. Афинская культура была более рациональна, чем спартанская. В культуре Афин огромное внимание уделяется отдельной личности. Здесь и процесс образования, культура в целом были ориентированы на отдельного человека. В то время как в Спарте человек рассматривался как часть государства, он должен был служить государству, он рассматривался как часть армии, как представитель общества, но его личные качества не очень высоко ценились. Демократические принципы Афин приводят к созданию демократической республики, и именно на базе демократической республики активно развивается культура.

«Типы общества» - Компактный ПК. Роль в переходе к индустриальному обществу: Ценность времени. Раньше. Внеэкономическое принуждение к труду. Индустриальное общество: наука – производительная сила. Согласны ли вы с утверждением Ж.-Ж. К. Маркс. Аграрные цивилизации Древнего Востока. На первый план выйдут энергосберегающие и экологически чистые технологии.

«Активное обучение» - Сократ (399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Дидактические предпосылки. Настаивал, что обучение должно научить мыслить. Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения. Технология активного обучения.

«Древнегреческий театр» - Сцена из древнегреческой комедии Рисунок на вазе. Перед вами греческий театр, в котором давали представление для публики. Театр в Дельфах, IV в. до н. э. Скене. Актеры Роспись на вазе. Возникновение театра связано с именем бога Диониса, покровителя виноградарства. Театр Древней Греции. Дионис Роспись на греческой вазе.

«Урок Права человека в обществе» - Введение понятий «Гражданин», «Гражданское общество». Форма и структура урока. Эпиграф к уроку. Условия возникновения гражданского общества. Информационный материал. Ожидаемый результат. Слушание. Государство и право.» Урок №8. Цели и задачи урока. Наличие представлений о месте гражданина России в существующей системе отношений.

«Общество в Новое время» - 2-й вариант: расскажите определения понятий: фермеры и батрак. 1-й вариант: расскажите определения понятий: буржуазия и новое дворянство. Дворянство. Буржуазия. Аристократия. История. Структура общества. 2. Сгруппируйте по определенным признакам. Новое дворянство (джентри) – дворяне, занимавшиеся предпринимательством.

«Человек общество государство» - Придумайте несколько предложений с одним и другим понятие. В организации. Древние римляне. Экономическая. Часть света, которая имеет определенные границы. Люди в обществе стремятся уничтожить. Духовная. Что может разъединять людей? Перечислите ценности и святыни нашего общества. Кого изгоняют или лишают жизни в обществе?