Русский живописец куинджи. Для всех и обо всем

Архип Куинджи Портрет работы Васнецова, 1869 Дата рождения: 15 января 1841 Место рождения … Википедия

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя грека грамоте по гречески, затем… … Биографический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), русский живописец. Пейзажист. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868); преподавал там же (1892 97), среди учеников К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Член ТПХВ (1875 79; смотри Передвижники) … Художественная энциклопедия

Куинджи, Архип Иванович - известный русский пейзажист; род. в 1842 г.; учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 й степени. Первые его картины: "Татарская деревня при лунном… … Большая биографическая энциклопедия

Куинджи Архип Иванович - (1841—1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868—72), Академик с 1893; преподавал там же (1892—97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875—79). Инициатор создания общества русских художников (1909,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Куинджи Архип Иванович - [январь 1841, Мариуполь, ныне Жданов, ≈ 11(24).7.1910, Петербург, русский живописец пейзажист. Сын сапожника грека. Живописи обучался главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868; действительный член с 1893). Член Товарищества… … Большая советская энциклопедия

КУИНДЖИ Архип Иванович - (1841 1910) российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре… … Большой Энциклопедический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868 72), Академик с 1893; преподавал там же (1892 97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875 79). Инициатор создания общества русских художников (1909, позже Общество… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи («Берёзовая роща», 1879; «Ночь на Днепре», 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, поразительные по силе и… … Энциклопедический словарь

Куинджи, Архип Иванович - А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиции,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архип Иванович Куинджи , Неведомский М.П., Репин И.Е.. Санкт-Петербург, 1913 год. Издание Общества имени А. И. Куинджи. Богато иллюстрированное издание с цветными и черно-белыми репродукциями. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. В… Купить за 16000 руб
  • Архип Иванович Куинджи. Альбом , . Обширное художественное наследие А. И. Куинджи - выдающееся явление русской пейзажной живописи. Оно органически входит в общее русло развития отечественного искусства XIX века, хотя…

Художник Архип Куинджи — всемирно известный мастер пейзажной живописи, автор удивительных картин с удивительной судьбой. Впрочем, судьба у него очень похожа на судьбы большинства русских художников девятнадцатого века.

Биография художника Архипа Ивановича Куинджи

Архип Куинджи

О дате и месте рождения Архипа Ивановича нет достоверных сведений. Кто-то утверждает, что будущий художник родился в январе 1841 года, по другим данным это событие имело место быть в 1842 году.

Примерно такая же «достоверная» информация имеется и о фамилии живописца. В метрике о рождении ребенка значится фамилия Еменджи (в переводе «трудовой человек»), а в последующем Еменджи превратился в Куинджи (в переводе с урумского – золотых дел мастер).

Такова же версия и о греческих корнях художника. Скорее можно, с большой долей достоверности, говорить о татарских корнях.

Родной брат художника взял себе фамилию Золотарёва.

Впрочем, сам Архип Иванович всегда называл себя русским.

А теперь вернемся в детство художника.

Художник Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника. В раннем детстве Архип Иванович стал сиротой и жил в семье своего дяди. Семья была очень бедной и мальчик с самого раннего детства работал – пас гусей, работал на строительстве, служил в хлебной лавке.

Учился частным образом у учителя-грека, некоторое время посещал классы реального училища. Впоследствии товарищи Архипа вспоминали, что успевал он плохо и единственным предметом, который увлекал мальчика, было рисование. Куинджи рисовал не только на бумаге, но и на стенах зданий, на школьном заборе и т.д.

Хлеботорговец Аморетти, у которого работал Куинджи, увидел рисунки Архипа и посоветовал Куинджи поехать к Ивану Айвазовскому в Крым, и стать учеником знаменитого художника.

Летом 1855 года будущий художник пешком добрался до Феодосии. Совсем не близкий путь. Крымские пейзажи просто очаровали Архипа. Но, Айвазовского в это время в Крыму не оказалось, и Куинджи обратился за помощью к Адофу Фесслеру, который работал у Айвазовского копиистом. Фесслер с пониманием отнесся к желанию Архипа учиться и стал первым настоящим учителем живописи в жизни мальчика.

Куинджи пробыл в доме Айвазовского несколько месяцев: учился и ждал возвращения знаменитого художника. Однако, Айвазовский не увидел таланта в скромном стеснительном пареньке и отказался вести занятия с Куинджи. Айвазовский поручил Архипу смешивать краски и распорядился… покрасить забор вокруг своего дома.

Разочарованный и просто уничтоженный таким холодным приёмом Куинджи отправился в обратный путь, в хлебную лавку, в Мариуполь.

Однако, в Мариуполе для Архипа нашлась работа ретушера у местного фотографа. Архип проработал в фотоателье несколько месяцев, накопил немного денег и перебрался в Одессу, где снова устроился ретушером, но уже к одесскому фотографу. Потом был Таганрог и снова работа ретушера. Архип даже пытался открыть свою собственную фотостудию, но безуспешно.

10 лет ушло на ретуширование чужих фото, на переживания от постигшей его неудачи с Айвазовским. И наконец, в 1865 году, Куинджи решает поступать в Императорскую Академию художеств.

Петербург встретил будущего художника очень прохладно – две попытки поступить в академию окончились печально. Казалось, что неудачи сломят Архипа, но он не оставил живописи и в 1868 предложил на академическую выставку свою картину «Татарская сакля в Крыму».

15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.

Однако, художнику пришлось обратиться к тому же Совету с прошением для получения разрешения на сдачу экзаменов для получения диплома.

Два года спустя, в 1870 году, Куинджи получил звание неклассного художника.

Три раза художник сдавал экзамены на право стать вольнослушателем академии и, в конце концов, этого права добился.

В этот период Архип Иванович подружился с И.Е Репиным и И.Н. Крамским. Эта встреча сыграла большую роль в творческой судьбе художника – он увлекся идеями передвижничества. И результатом этого увлечения стали картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Две последние картины очень быстро оказались в Третьяковской галерее, а за «Осеннюю распутицу» Архипу Куинджи было присвоено звание классного художника.

Забытая деревня

Чумацкий тракт в Мариуполе

Осенняя распутица

Все три работы были выставлены на выставке Товарищества передвижников и произвели настоящий фурор – о Куинджи и его работах заговорили.

Художник, наконец-то, поверил в свой талант, в свои силы. И он перестал посещать занятия в Академии.

Однако, Куинджи не настолько увлекся идеями передвижничества, чтобы полностью отказаться от видения своего пути в живописи.

В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».

На острове Валааме

Ладожское озеро

Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. А передвижничество не предполагает романтизма.

1873 год стал очень удачным в жизни художника. Это и успех валаамских пейзажей, и экспонирование на выставке Общества поощрения художников картины «Снег». И снова огромный успех. В 1874 году картина «Снег» получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.

В 1875 году художник выезжает во Францию, но занимается, в большей мере, не живописью, а заказом свадебного фрака. С детских бедных лет Архип был влюблен в дочь богатого мариупольского купца Веру Кетчерджи-Шаповалову. И вот случилось чудо – красавица (и её родители) согласились на этот брак.

После венчания молодые уезжают на Валаам. В этот счастливый год художник написал «Степь» и свою знаменитую «Украинскую ночь». Искусствоведы говорят о том, что с «Украинской ночи» начался романтический период в творчестве художника. А мне думается, что романтический период начался с венчания и появления в жизни художника его Веры.

Украинская ночь

Степь. Нива

В 1875 году Куинджи принимают в Товарищество передвижников, но он уже далек от идей передвижничества. Он не желает вскрывать язвы и истолковывать жизнь. У Куинджи другой взгляд на живопись и её место – показывать красоту и наслаждаться красотой.

В 1878 году молодая чета отправляется в Париж на Всемирную выставку. Работы Куинджи восхищают парижан и гостей выставки. Критики всего мира говорят и пишут о талантливом русском художнике.

Вернувшись с выставки, Архип Иванович начинает писать «Вечер на Украине». Эту картину он будет писать 23 года.

Вечер на Украине

В марте 1879 года А.И. Куинджи окончательно порывает свои отношения с Товариществом передвижников. Поводом к разрыву стала статья неизвестного автора в одной из газет. Автор очень критически оценивал творчество передвижников, но особой уничижительной критике подвергся Куинджи. Вскоре выяснилось, что автором статьи был М.К. Клодт.

На собрании Куинджи потребовал исключить Клодта из числа передвижников, но собрание отказалось удовлетворить это требование. И тогда Товарищество покинул. А.И. Куинджи.

А вскоре Куинджи устроил, в Обществе поощрения художников, выставку всего одной картины. Живописец продумал эту необычную выставку до мелочей: окна в зале задрапировали, а картину (это была «Лунная ночь на Днепре») осветили лучом электрического света.

Лунная ночь на Днепре

Выставка имела небывалый до этого успех и вызвала самый настоящий ажиотаж в свете.

Увы, картина была написана красками на основе битума. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски под интенсивным воздействием света и воздуха разлагаются, темнеют.

Картину приобрел Великий князь Константин, который просто влюбился в этот пейзаж, и решил взять его с собой в кругосветное путешествие. Под воздействием морского воздуха и света состав красок изменился… И сегодня мы имеем возможность любоваться уже не первозданной красотой, которая так поразила зрителей 150 лет назад, а только отзвуками красоты. Однако, искусствоведы говорят, что и сегодня картина поражает своей глубиной, мощью и красотой.

Окрыленный успехом Куинджи в 1881 году устраивает выставку одной картины для «Березовой рощи». И снова успех.

Березовая роща

В 1882 году выставка картины «Днепр утром» оканчивается провалом. Скепсис публики, прохладные отзывы искусствоведов и критиков.

Днепр утром

В том же году художник устраивает выставку двух картин: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». И на много лет уединяется в своей мастерской.

Что случилось и почему художник выбрал добровольное затворничество на пике славы? Нет ответа на этот вопрос.

В 1886 году недалеко от поселка Кикенеиз (в Крыму) семейная чета Куинджи приобретает 245 десятин земли, строит на этом участке шалаш и наслаждается безмятежным счастьем. Некоторое время спустя в этом месте возникает небольшое семейное имение Сара Кикенеиз.

Много лет спустя художник будет привозить в имение своих учеников на пленэре.

В 1901 году Куинджи отказывается от добровольного затворничества и показывает, сначала только ученикам и друзьям, а потом и публике, четыре своих картины: завершенную «Вечер на Украине», новую «Христос в Гефсиманском саду», третий вариант «Березовой рощи» и уже единожды неудачно показанную «Днепр утром».

Христос в Гефсиманском саду

Публика пришла в совершеннейший восторг!

В ноябре 1901 года художник устраивает большую публичную выставку работ. Это была последняя выставка. Больше А.И. Куинджи своих работ публике не показывал.

После ноябрьской выставки были написаны «Радуга», «Красный закат», «Ночное» и другие работы художника. Но эти картины публика увидела уже после смерти живописца.

Если художник не выставлял своих работ, то с каких доходов он жил?

На самом пике своей славы и финансового благополучия Куинджи купил в Санкт-Петербурге (на Васильевском острове) большой дом, отремонтировал его и превратил дом в доходный, т.е. предназначенный для сдачи квартир в аренду, как сказали бы сейчас. Этот дом давал художнику очень приличный доход. В 1904 году Куинджи преподнёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. Были и другие достаточно серьёзные пожертвования.

А семья Куинджи жила достаточно скромно.

Летом 1910 года, в Крыму, художник заболел воспалением лёгких. По настоянию врачей супруга перевезла больного мужа в Петербург, но врачи были бессильны. В июле 1910 года художника не стало. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге.

А Вера Леонтьевна Куинджи пережила мужа на 10 лет. Она умерла в 1920 году от голода.

Я собрал небольшую галерею работ художника. Надеюсь, что вы получите удовольствие от творчества великого русского пейзажиста.

Картины художника Архипа Ивановича Куинджи

После дождя

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Эффект заката

Море. Крым

Лов рыбы на Чёрном море

Кипарисы на берегу моря. Крым

Эльбрус вечером

Эльбрус. Лунная ночь

Лесное озеро. Облако

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму. Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.

Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:

Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.

На острове Валааме, 1873 год




Украинская ночь, 1876 год


В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.


Березовая роща, 1901 год

Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.


Ладожское озеро, 1870−1873



После дождя, 1879 год

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.


Березовая роща, 1879 год

Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.


Лунная ночь на Днепре, 1880 год

Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.


Снежные вершины, 1895 год

К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет. Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник. Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.


Радуга , 1900−1905


Ночное, 1905−1908



Вечер на Украине, 1878 год

Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.

Сейчас фотореалистичные картины не редкость. И вряд ли подобным можно удивить в цифровую эпоху, но как и у любого культурного феномена у гиперреализма есть корни, ведущие прямиком к сверхреалистичным и сверхдетализированным картинам Архипа Куинджи. Concepture публикует аналитическую статью, посвященную греческому мастеру реальности.

Мастер гиперреальности

Березовая роща. 1879

Архип Иванович Куинджи - известный русский пейзажист греческого происхождения. Родился 15 января 1841 (или 1842) года, учился у Айвазовского и некоторое время в академии художеств, в которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 степени.

Работы Куинджи являют себя как математически точно выверенные композиции. И не без причины: художника всегда интересовали проблемы передачи света. Пейзажи «Татарская деревня при лунном освещении», «На острове Валааме», «Украинская ночь» и многие другие отражают неуловимое состояние природы, ее светоэкзистенцию, рождающую ощущение достоверности изображенного на картине.

В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Айвазовский был маринист. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну.

Развивая свой метод, Архип Иванович постоянно экспериментировал с различными световыми эффектами и интенсификацией цвета, сведенной к нескольким основным тонам, тем самым стремясь передать наиболее выразительные по освещенности состояния природы. И у него получалось добиться практически полной оптической иллюзии настоящего освещения.

Часто художник прибегал к различным композиционным приемам, подкрепляющим его изыскания в области светоизображения. Например, одним из таких приемов был неестественно высокий горизонт, из-за чего взгляд на привычный образ местности трансформировался и достигалось ощущение присутствия. Также Архип Иванович постоянно подчеркивал, что главный секрет его работ кроется в выборе красок. Он с глубочайшим тщанием выбирал необходимые цвета, самостоятельно подбирал нужные для создания красок вещества, изобретал новые составы, смешивал и все время экспериментировал. В этом и выражался его технический гений - превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте.

Картина или действительность?

Лунная ночь на Днепре. 1880

Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. И все это - свидетельство в пользу подлинной гениальности Архипа Ивановича, который применил весьма сложный живописный прием - противопоставление теплого красноватого тона земли и холодно-серебристых оттенков, углубляющее пространство, вкупе с мелкими темными мазками в освещенных местах, создающих ощущение вибрирующего света.

Наверное, мало кто мог поверить тогда, что можно добиться подобных эффектов, лишь в совершенстве овладев живописной техникой. Удивление вызывало то, какой степени совершенства достиг Куинджи, сосредоточив свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности - пресловутый genius loci.

Греко-русский живописец всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена; а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Такие требования объяснялись тем, что эффект лунного сияния в полной мере можно оценить лишь при искусственном освещении. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света.

Применяя современную терминологию, такую технически оснащенную экспозицию гениального живописца можно расценить как инсталляцию, в которую зритель оказывался погружен с головой. Для конца XIX века такое представление картины было уникальным и производило сильное впечатление. Что же открывалось испытующему взору ценителей? Открывалось широкое, уходящее вдаль пространство: равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливающейся у горизонта с темным небом, покрытым рядами облаков. Расступающиеся в вышине облака и появившаяся между ними луна, освещающая Днепр и тропинки на ближнем его берегу. Картина буквально излучала ощущение небывалого спокойствия, застывшей природы, находящейся в ожидании нового дня. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом.

Много отзывов последовало после экспозиции произведения. Поэт Я. Полонский писал:

«Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» .

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи уходили из зала со слезами на глазах. Казалось бы, что может быть проще и понятней действительности? Но в этой простоте таилось то, что всегда будет волновать человеческую душу. Вечная природа с ее неизменностью, так сильно отличающаяся от конечной человеческой жизни, полной житейской суеты.

Художник света

После дождя. 1879

Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства. Художники искали новые пути развития. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Благодаря своему таланту изображать простые вещи в точно выверенной композиции, Куинжи, сам того не подозревая, встал у истоков гиперреализма.

Искусство - не игра для развлечения. Играть с искусством - тяжелый грех!

Куинджи А.И.

Несколько постов хочу посвятить общей истории жизни и творчества А.И. Куинджи, о котором я писал в прошлый раз. Не буду тут выдумывать ничего от себя, а воспользуюсь отличным сайтом «Энциклопедия русских художников» . Где собраны и краткие биографии и работы. Материал черпаю именно оттуда.

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает "золотых дел мастер". Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.

Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину "Татарская сакля", за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина - все открывается перед внимательным взглядом молодого художника.
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина "Осенняя распутица" (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.


"Осенняя распутица", 1872

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872, ГРМ), "На острове Валаам" (1873, ГТГ). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Эту картину можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

"Ладожское озеро", 1872


"На острове Валаам", 1873

В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). В картине "Чумацкий тракт" художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.


"Забытая деревня", 1874


"Чумацкий тракт в Мариуполе", 1875


"Степь вечером", 1875

Однако Куинджи совершил внезапный поворот. Этому несомненно способствовали его поездки в Западную Европу и знакомство с последними достижениями живописи. В 1876 г. он показал картину "Украинская ночь", в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму.


"Украинская ночь", 1876

С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других".

Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880), "Днепр утром" (1881) и др.


"Березовая роща", 1879



"Днепр утром", 1881



"Степь. Нива", 1875

*****

Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть "внутреннее", то есть мысль, художественное содержание.
Куинджи А.И.

В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером". В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Его полотно - обобщенный поэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Картина "Север" завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии.

"Север", 1879

На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы".


"После грозы", 1879

Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща".


"Березовая роща", 1879

Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. Передний план погружен в тень - так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина - "Лунная ночь на Днепре" (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.


"Лунная ночь на Днепре", 1880

В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания. На следующий, 1881 г. Куинджи точно так же показал новый вариант "Березовой рощи", а через год - еще три картины. Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.
В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ).


"Днепр утром", 1881

В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра. Выставка 1882 года была последней для художника.


"Закат"

*****

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света.
Репин И.Е.

В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: "...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".
Но Куинджи продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям.

Став состоятельным человеком (заработки его были очень высоки), он мог теперь работать так, как ему хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и пр.).


"Вечер на Украине" (1878-1901)


"Дубы" (1900-1903)


"Лунные пятна на снегу"

По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр" и "Березовая роща", которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.


"Христос в Гефсиманском саду"


"Днепр"


"Березовая роща"

"Ночное" - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.


"Ночное"

Куинджи не стал затворником. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в Академии художеств, только что радикально реформированной. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу. Немного позже он пожертвовал Академии художеств капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам. Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.