Как рисовать акварельными красками на бумаге. Правила и техники рисования акварелью. Однако подобный эффект получается не на всякой бумаге. Чем более впитывающая способность и зернистость бумаги, тем меньше по ней растекается краска. И наоборот: на плотно

Эта статья рассчитана на новичков, то есть на тех, кто собирается начать познавать что-то новое, поскольку любая дорога начинается с первого шага. Просто начните и не торопитесь, стараясь получать удовольствие от процесса освоения навыков рисования! Акварельная живопись является одновременно приятным и немного сложным занятием. Все зависит от вашего подхода. Акварель – это один из самых универсальных жанров живописи, в котором можно рисовать практически все: начиная от реалистичных конкретных изображений и заканчивая абстракцией и импрессионизмом. Новичкам рекомендуется начинать не с идеи создания шедевра, а с небольших шагов, поэтапно и неторопливо.


Прежде чем вы почувствуете себя полностью комфортно в обращении с акварельными красками, вам придется много рисовать. Не сдавайтесь, если ваши первые попытки менее удачны, чем вам бы хотелось. Овладение техникой акварели требует немалых усилий и времени, но оно того стоит!


Итак, начнем!

Шаги

    Положите лист плотной бумаги на стол. Нарисуйте что–либо очень примитивное простым карандашом. Например, квадрат или круг

    Нанесите небольшое количество акварели любого цвета на белую поверхность палитры.

    Немного смочите кисть. Если кисточка впитает слишком много воды, удалите ее тряпочкой, или слегка встряхните ее.

    Капните чуточку воды с кисти на краску, нанесенную до этого на палитру. Достаточно одной или двух капелек, не больше.

    Опустите кисточку в образовавшуюся на палитре краску с водой и подхватите небольшое количество краски. Далее, закрасьте нарисованную на листе бумаги геометрическую фигуру. Если краска слишком густая и не размазывается, окуните кисть в воду и повторите попытку. Продолжайте экспериментировать с различными количествами воды и краски в смеси, пока не получите нужную консистенцию. Если вы хотите получить светлые сухие оттенки с эффектом "сухой кисти", то вам потребуется меньше воды. Если же вам хочется сочности и яркости, то, соответственно, больше, и т.д. Полностью закрасьте нарисованную на бумаге геометрическую фигуру.

    Дайте рисунку просохнуть.

    Возьмите кусок акварельной бумаги и закрепите ее на чертежной доске при помощи специальной клейкой ленты. Используйте большую кисть или губку, чтобы увлажнить всю поверхность бумажного листа. После этого попробуйте нанести несколько мазков акварельной краски различных цветов. Посмотрите, какие результаты получаются при различной степени влажности бумаги при нанесении краски различных цветов.

    Если использовать слишком влажную бумагу, то можно получить очень гладкий и светлый цвет. Краска различных цветов смешивается на бумаге, позволяя получить новые оттенки. Попробуйте нанести на влажную бумагу синюю полоску рядом с желтой или золотистой, а затем красную. Вы увидите как смешиваются цвета, создавая равномерные цветовые переходы.

    Попробуйте дать тестовому рисунку высохнуть, пока не исчезнет блеск, а бумага все еще будет влажной. Теперь нанесенные полоски будут иметь по-прежнему мягкие края, но станут немного более четкими. После того как краска окончательно высохнет, добавьте детали влажной кистью по сухой бумаге.

    Для начала попробуйте изобразить очень простой предмет, который может быть многоцветным. Смешайте немного небесно-голубой краски. Изобразите набросок холмов и дерева. Сначала покрасьте их мокрой кистью по мокрой бумаге. После этого начните добавлять некоторые крупные детали влажной кистью. Наконец, когда бумага полностью высохнет, добавьте мельчайшие детали влажной кистью по сухой бумаге. То есть чем крупнее детали, тем более влажной должна быть бумага.

    Определить, что бумага полностью высохла можно по ее температуре, которую можно проверить подержав тыльную сторону ладони над бумагой, но не прикасаясь к ней. От листа не должно исходить холода. Для того чтобы обзавестись навыком определения температуры таким образом, вам потребуется немного потренироваться. Но это необходимо, поскольку любое прикосновение может привести к повреждению рисунка и появлению на его поверхности жировых пятен от кожи ладоней. Не удаляйте клейкую ленту, пока бумага полностью не просохнет. Лента помогает бумаге не сворачиваться, удерживает ее ровной и плоской, исключая образование неровностей, вызванных изменением влажности и воздействием краски.

    Вы можете использовать готовые акварельные блоки, в которых все четыре стороны бумаги приклеены по типу верхней кромки в блокноте. Это немного дороже, но очень удобно для новичка.

    Попробуйте нанести на поверхность бумаги светлую краску, и, пока краска не подсохла, посыпьте на нее соль. У вас получатся интересные эффекты, которые можно использовать для рисования пейзажей со снежинками в небе или лишайником на скалах.

    Попробуйте нарисовать на бумаге белым или восковым карандашом, либо кончиком свечки, чтобы увидеть, как проявляются линии, когда на них наносится акварельная краска.

    Попробуйте вырезать фигурки из липкой маскировочной пленки и закрасить полученный трафарет, чтобы получить конкретные очертания. Все, что заклеено трафаретной пленкой, останется незакрашенным.

    Всегда начинайте рисование картин акварелью с закрашивания более темных участков и обводя светлые области. Обособьте или замаскируйте все, что должно оставаться белым. Привыкайте к "негативному изображению", так как это также поможет вам получить более точные очертания объектов, чем если вы будете рисовать их первыми, а затем обводить фоном. Попробуйте начать изображение чашки с ее окружения и фона за ручкой, оставив детали самой чашки напоследок. Вы почувствуете большую разницу в точности изображения!

    Попробуйте применить прием "глазирования". После того, как акварель абсолютно высохнет, смешайте небольшое количество краски контрастного оттенка и быстро закрасьте эту область. Это приведет к изменению цвета, и если вы сделали это правильно, не смажет изображения. Светлая золотистая краска, нанесенная методом глазирования на освещенные участки пейзажа может сделать солнечный свет гораздо более выразительным.

    Почитайте книги и статьи по акварели и попробуйте почерпнуть в них новые идеи. Смотрите видео на YouTube и других порталах, чтобы узнать побольше о методах акварельной живописи. После этого попробуйте нарисовать что-то, что вам действительно нравится. Интересным видом живописи является Суми-E или Японская живопись тушью, которая прекрасно трансформируется в акварельные рисунки.

    • Многие инструкторы начинают свои курсы с обучения методике "мокрой кистью по мокрой бумаге", но предпочтительнее начинать с ознакомления с наиболее распространенной техникой – "мокрой кистью по сухой бумаге".
    • Если вы используете качественную тисненую акварельную бумагу (например, Arches), не выбрасывайте наброски или неудачные картины, сделанные на ней. Вы всегда можете закрасить их снова акрилом или гуашью или использовать ее в качестве фона для пастельной живописи. Эта бумага также будет выглядеть лучше, что бы вы ни нарисовали на ней, и если вы нарисуете что-то красивое, то ваша картина дольше сохранится и не пожелтеет.
    • Акварельные краски производятся в различных формах: в тюбиках, в виде карандаша либо в кюветах. Существуют также акварельные мелки. В этой статье использовалась акварель из тюбиков.
    • Попытайтесь найти тип бумаги, которая соответствует вашему стилю живописи. Различные типы бумаги имеют разные характеристики. Бумага Arches лишена большинства недостатков и является наиболее универсальной, позволяя даже смывать акварельное изображение, высушить ее и использовать повторно.
    • Если вы используете краску в кюветах, то не выбрасывайте их после того, как краска закончится. Вы всегда можете использовать кюветы повторно, заполнив их краской из тюбиков, предварительно хорошенько промыв, и у вас будет возможность наполнять кюветы вашими любимыми цветами, не ориентируясь на стандартные наборы, в которых кюветы поставляются.
    • Не покупайте самую дорогую бумагу или кисточки из натурального соболя. Вы можете потратить большую сумму денег на покупку, но в этом нет необходимости! Качественные синтетические кисти, небольшой палитра с хорошей краской (краска для художников подходит больше, чем краска для студентов) и бумага холодного прессования плотностью 300 г/м² является наиболее подходящей для начинающих художников. Купите для начала немного расходных материалов и постепенно докупайте их по мере необходимости.
    • Наборы акварели в кюветах удобны для живописи на открытом воздухе или в поездках. Краски в них не так легко смешивать в больших объемах, но они очень полезны для работы по методу влажной кистью по сухой бумаге. Для путешествий лучше выбрать кисть с острым кончиком среднего или большого размера, входящая в наборы красок в кюветах. Однако для прорисовывания мелких деталей понадобится кисть меньшего размера. Для зарисовок во время путешествий, занятий или обеденных перерывов подойдет карманный блок акварельной бумаги. Некоторые наборы (например, Winsor & Newton) включают в себя бутылочку для воды, складные крышки для палитры и так далее.
    • Одним из лучших производителей акварельных красок является компания Winsor & Newton. Бренд "Cotman" предназначен специально для использования новичками. Это дешевле и, следовательно, вы сможете спокойно экспериментировать, не опасаясь больших затрат. Аксессуары "Cotman" от Winsor & Newton имеют отличное качество и подходят для студентов.
    • Метод рисования влажной кистью по мокрой бумаге также хорошо применяется перед методом "влажная кисть на сухой бумаге" в пределах одной картины.

    Предупреждения

    • НИКОГДА не оставляйте кисть в банке с водой щетиной вниз. Однако, если у вас есть очиститель кистей, который имеет спиральную пружину, вы можете оставить кисть в воде, но так, чтобы щетинки не касались дна банки. Если у вас имеются кисти китайского производства, постарайтесь отжать их пальцами и повесить их на гвоздик или крючок с петлей на ручке, это позволит кисточке сохранить оптимальную форму.
    • Не используйте одни и те же кисти для красок на водной основе (акварель, акрил, гуашь) и масляных красок (для масляной живописи, пастель). После того, как кисть была использована для масляных красок единожды, она должна всегда использоваться для этого типа краски. Пометьте ручку кисточки лентой с надписью, чтобы не запутаться.
    • Мойте кисти с мягким мыльным раствором для мытья посуды или специальной жидкостью для мытья кисточек (например, Masters Brush Cleaner & Conditioner). Это позволит удалить любую остаточную краску, но некоторые цвета могут остаться. Кроме того, это продлит срок службы кисточек.
    • Не пытайтесь придать кисти нужную форму при помощи губ. Используйте исключительно пальцы. Помните, что некоторые красящие пигменты могут быть токсичными и опасными для здоровья.

    Что вам понадобится

    • Несколько тюбиков с разноцветными акварельными красками
    • Акварельная бумага плотностью 640 г/м², которая не будет деформироваться от большого количества воды по сравнению с другими типами бумаги
    • Акварельные кисти - размера 8
    • Две банки воды
    • Кусок белого пластика или фарфоровая пластина для палитры
    • Рулон бумажных полотенец или старых чистых тряпок.

    Информация о статье

    wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

    , Español: pintar con acuarelas cuando eres principiante , Bahasa Indonesia: Melukis Menggunakan Cat Air untuk Pemula

    Эту страницу просматривали 97 878 раза.

    Была ли эта статья полезной?

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

Н а вкус и цвет товарищей нет. Приходилось слышать такую пословицу? Несомненно. Люди могут часами спорить о том, какой художник лучше, какой хуже. Однако, трудно найти любителя прекрасного, которому не нравилась бы акварель.

Поэзия в красках, полёт фантазии, цветная музыка - это лишь некоторые эпитеты, которые заслуживают акварельные произведения. Сейчас мы постараемся окунуться в эту поэзию и музыку, чтобы узнать поближе, что из себя представляет мир акварели . Для начинающих это будет незабываемое путешествие в страну прекрасного волшебства.

Немного истории

Удивительная способность акварели передавать прозрачность привлекала художников всего мира. Большая вариативность техник письма позволяет истинным кудесникам творить очень крутые вещи. Зайдя в музей в знойный день, ты непременно будешь бороться с искушением бросится в прохладную воду озера или реки, написанные акварелью.

Почти невозможно определить где и когда впервые стали использовать акварельные краски. Но уже в XV веке выдающийся немецкий мастер эпохи Возрождения А.Дюрер с большим успехом применял акварель, создавая изумительные произведения.

Акварель не зря называют цветной музыкой и поэзией. Воздушность, яркость, загадочность и какая-то запредельная лёгкость, как магнит притягивает к водяным краскам, именно так «акварель» переводится с греческого языка.

Не только технические характеристики манят юных живописцев к этим краскам, но и лавры мастеров прошлого побуждают к личным свершениям и подвигам на живописном фронте. Особую популярность акварель получила в конце XVII - начале XVIII веков. Лондонские туманы послужили вдохновением для многих акварельных шедевров английских художников XIX века. Один из них - У. Тернер просто воспел в своих работах любовную песню мглистым лондонским улочкам.

Славится своими акварелистами позапрошлого века и Россия. К. П. Брюллов не только маслом мог создать филигранную вещь, но и акварель в его руках была столь же безупречна. А.А.Иванов был большим мастером и любителем акварельной сочности. Его работы были и просты и в то же время гениальны.

  • И. Е. Репин,
  • В. И. Суриков,
  • И. Н. Крамской,
  • М. А. Врубель,
  • В. Д. Поленов,
  • В. А. Серов,
  • А. А. Дейнека.

Этот список можно вести до бесконечности. Все великие художники прошлого оставили свои незабываемые акварельные росчерки в истории живописного искусства.

Для того чтобы захотелось взяться за кисть и замутить первую акварельку, бегом в музей смотреть классику! Если же ты предпочитаешь вдохновиться не выходя из дома, то полюбуйся лишь некоторыми работами мастеров прошлого. Учти, что экран не передаёт ту живость, которой дышат реальные акварельные рисунки.

Основы акварели

С чего начать? Вопрос который задаём мы себе, когда чего-то очень сильно хочется. Осваивать акварель лучше всего с приобретения самого необходимого. Вот небольшой список того, без чего ваш будущий акварельный шедевр не состоится:

  • Краски . Существует огромное множество разновидностей акварельных красок, со всевозможными оттенками и добавками. Но крутому акварелисту следует знать, что для работы достаточно 8-10 основных цветов. Самые лучшие акварельные краски производят в славном городе Санкт-Петербурге. Акварель с добавлением мёда более яркая и более вкусная, но её желательно не есть, а всё-таки применять по прямому назначению.

  • Кисти . Многие опытные мастера акварельной живописи пользуются всего одной кистью. Обычно это хорошая беличья кисть среднего размера. Если же ты любишь подержать разные кисти в руках, тогда используй от 8 до 16 номеров. Кисточки более мелких размеров обычно применяют только для письма миниатюр и прорисовки деталей. Однако, если ты любитель импрессионизма, то забудь о них. Кроме беличьих годятся колонковые и собольи. Главное достоинство таких кистей - это способность впитывать много воды.
  • Бумага . Если ты решил упражняться с акварелью на тетрадных листах или на обёрточной бумаге, то сразу выкинь эту дурь из головы! Для акварели нужна специальная плотная, пупырчатая бумага хорошего качества. Купив её, не спеши сразу малевать черепашек-ниндзя или очаровательную принцессу! Сначала дай бумаге отлежаться несколько дней, потом проверь её на впитывание воды и на то, как ложатся краски на белоснежную поверхность. Если тебя всё устраивает, и черепашки зелёные, а принцесса розовая, бегом в магазин и закупи побольше хорошей бумаги. Не всегда так везёт.


  • Мольберт . Рабочее место тоже надо готовить заранее. Творить на столе конечно можно, но сколиоз, плохое зрение и прочие сопутствующие товары, вряд ли тебе нужны. Поэтому приобрети сразу хороший этюдник с ножками, тогда и дома и в поле будет одинаково удобно. Если же на мольберт капусты не хватает, тогда простая фанерная доска может стать прекрасным мольбертом. Главное, чтобы к ней можно было прикнопить лист пупырчатой бумаги, которой ты только что запасся.

Ну вот, ты готов написать первую картину. Сразу запомни, что когда ты станешь великим акварелистом, то этой работе цены не будет. На аукционе в Сотбисе даже кнопки от первого творения уйдут с молотка. Что же надо делать, чтобы научится рисовать акварелью?

Акварель для начинающих

Для начала познакомимся с основными техниками письма акварелью. Что и как ею можно сотворить? Ты конечно помнишь, что акварель прозрачная краска. Сколько ни стараться, всегда будет виден нижний слой. Поэтому применяют такие методы в работе с водяными красками:

  • По мокрому . Этот метод визитная карточка акварели. Ни какой другой краской невозможно добиться таких фантастических переливов, которые возникают при смешении красок на мокрой бумаге. Попробуй! Намочи кистью большой участок ватмана, а потом проведи кистью одним цветом и рядом другим, так чтобы мазки коснулись друг друга. Сделай так радугу и дай ей высохнуть. Разве не чудо получилось?!

Теперь немного о технике письма. Что тебе стоит запомнить? Акварель красива, пока её не превратили в грязь. К этому приводит смешение более трёх цветов. Не увлекайся этим! Не забывай, что три слоя - это уже, как минимум, три цвета! Наилучший вариант письма акварелью - это стрельба в яблочко, то есть сразу попадать в цвет и тон, желательно. Поэтому начинают прописывать рисунок со светлых мест, а заканчивают самыми тёмными. Новый слой наноси всегда после того, как высохнет нижний. Не спеши!

Однако, попробовав первый раз, многие спрашивают про себя: «Когда придёт известность?» Ответ прост: учиться, учиться и ещё раз учиться! Для этого постоянно рисуй акварелью, чем чаще будешь это делать, тем быстрее овладеешь мастерством. Это как на скейтборде кататься. Сколько на него не смотри, ездить не научишься. Только, встав на скейт и набив не одну шишку, можно стать крутым скетбордистом. Так и в живописи. Бросай скейт, берись за кисть! У тебя всё получится!

Мы разберемся с одной из самых распространенных трудностей – как избежать грязи в акварели .

Полагаю, некоторые совет​ы, которые я дам, будут полезны не только для акварелистов. Они общие для живописи в целом.

Итак, нам хочется, чтобы живопись акварелью была тонкой, нежной, звенящей, прозрачной. Именно прозрачность и чистота цвета часто пленяют в этой технике.

Однако, порой нас ждет разочарование – невзирая на все наши усилия, акварель становится серой и невзрачной, и чем больше мы стараемся её исправить и добавить яркости цвета, тем больше грязи появляется в ней. Знакомо?

Прежде, чем ответить на вопрос, как не допустить в своей картине грязь, нужно понимать, что же вообще считать “грязью”.

Серый цвет? ​


Глядя на этот этюд, мы вряд ли можем сказать, что акварель здесь грязная. Цвет в ней сдержанный, серый, но, согласитесь, ощущение грязи он не вызывает.​

(function() {if (window.pluso)if (typeof window.pluso.start == “function”) return;if (window.ifpluso==undefined) { window.ifpluso = 1;var d = document, s = d.createElement(‘script’), g = ‘getElementsByTagName’;s.type = ‘text/javascript’; s.charset=’UTF-8′; s.async = true;s.src = (‘https:’ == window.location.protocol ? ‘https’ : ‘http’) + ‘://share.pluso.ru/pluso-like.js’;var h=d[g](‘body’);h.appendChild(s);}})();

Значит серый цвет в картине – это совсем не плохо?

Почему же мы считаем появление серого цвета в работе грязью? Ведь сам по себе серый цвет вовсе не грязный, а очень даже живописный.

Посмотрев на работы подписчиков, которые прислали свои акварели как пример “грязных”, я сделала первый вывод:​

“Грязь” – это когда серый цвет возникает там, где его не ждали.

Вот пример. Мы планировали нарисовать красные цветочки. Нарисовали зеленую траву, а сверху – красные цветы. Ввиду прозрачности акварели зеленый цвет просвечивает через красный, и цветы получаются уже не красными, а серо-буро-малиновыми. Грязь? Грязь.

А вот вторая картинка в примере выше даёт нам другое озарение:

“Грязно” – это также провал, мутность, замытость, недостаточная контрастность.

В обоих примерах нет использования серого цвета. И причины грязи, на самом деле, лежат не в использовании сложных цветов, а в совсем иной области.

И таких причин может быть гораздо больше.​

В пунктах ниже я попыталась собрать все возможные варианты появления грязи при рисовании акварелью и дать совет, как их избежать .

В РИСОВАНИИ АКВАРЕЛЬЮ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Глядя на первый пример (а это реальная картинка, которую мне прислали для разбора недочетов в акварели), можно сразу сказать, что причина грязи здесь – тонкая бумага , которая не приспособлена для рисования водными красками.

Она размокает, коробится, идет волнами и “катышками”.

Не используйте для рисования акварелью обычную принтерную или тонкую альбомную бумагу!

Многие художники вообще будут уверять вас, что рисовать акварелью можно только на специальной бумаге 100% хлопка.

Я не столь категорична. Вполне подойдет и чистоцеллюлозная бумага с пометкой “для акварели”​, и даже бумага для черчения. Главное, чтобы она не была тонкой. Смотрите, чтобы плотность бумаги составляла не менее 170 гкв.м.

Для начинающих я также не рекомендую бумагу для акварели типа “скорлупа”, “холст”, “лен”. Это бумага горячего прессования фирмы Гознак частенько встречается в папках и склейках. Однако для тех, кто еще плохо владеет техникой акварели, эта бумага будет сложна.

Во вторую очередь, качество вашей работы будет зависеть от красок. Избегайте наборов красок, которые по своему внешнему виду белесые, с пастельными оттенками. Они будут давать мутность в замесах.

СЛЕДИТЕ ЗА ПРОЗРАЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬНЫХ СЛОЁВ

Два примера ниже демонстрируют нам яркую и сочную, однако непрозрачную живопись, более похожую на гуашь, нежели акварель:


Помните, что через слой краски в акварели бумага должна просвечивать.

И это не значит, что цвета должны быть бледными, светлыми!

Даже черный цвет в рисунке акварелью может быть прозрачным, при этом оставаясь насыщенным и глубоким.

Посмотрите на примеры выше. В первом случае чёрный цвет кота кажется нам мутным и грязным, а во втором тёмные чёрные участки картины продолжают оставаться звонкими.

Разница здесь именно в толщине слоя краски, его густоте и непрозрачности.

НЕ СМЕШИВАЙТЕ АКВАРЕЛЬ С БЕЛИЛАМИ

Даже если в вашем наборе красок есть белила, это не значит, что их нужно смешивать с другими цветами или накладывать большим слоем с целью получить светлый оттенок.

В акварели роль белого играет бумага. Чтобы получить светлый оттенок, мы просто разводим краску водой.​

Посмотрите на примеры ниже. Использование белил делает акварель мутной и непрозрачной. И как следствие – грязной.

Конечно, как и в любом правиле, здесь есть исключения. ​Встречаются пигменты, уже содержащие белила. И есть художники, сознательно подмешивающие белила в оттенок. (Например, Мигель Линарес. Статья о его технике )

Но используя белила, вы должны понимать, что делаете и зачем, и уметь компенсировать непрозрачность слоя контрастом.​

Поэтому в рисовании акварелью для начинающих я рекомендую забыть про белила.​

АККУРАТНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ КРОЮЩИЕ КРАСКИ

К кроющим краскам относятся желтый, оранжевый, железо-окислая красная, церрулеум и другие оттенки.

Перед использованием обязательно пропустите их через палитру и разбавьте водой, т.к. они более густо, чем остальные, берутся на кисть. И, сами того не желая, вы привнесете в картину кроющий слой.

Помните, что в акварели нельзя добиться звонкой яркости за счет густоты слоя.

Чтобы желтый светился, был ярким, его нужно класть прозрачным слоем!

В большинстве случаев, густота слоя = непрозрачность = грязь .

НЕ ПИШИТЕ СВЕТЛЫМИ ОТТЕНКАМИ ПО ТЁМНЫМ

Если вы рисуете акварелью многослойно, накладываете один оттенок на другой, то идите от светлого к тёмному.

Сначала пишите все светлые и удаленные участки, а затем постепенно идите к переднему плану и более тёмным оттенкам.

В варианте, когда оттенки равны по светлоте, сначала пишите кроющими красками, затем – прозрачными.

Например, чтобы дать растяжку неба от теплого оттенка у горизонта к холодному вверху, сначала проложите охру, а затем в неё вливайте оттенок синего.

Почему именно так?

Потому что желтые оттенки, как уже говорилось выше, более кроющие​, и если они положены сверху прозрачных и тёмных, то создают непрозрачный мутный слой.

Тёплые светлые оттенки кладите первым слоем, тогда удастся получить прозрачную структуру.


6

НЕ СМЕШИВАЙТЕ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЦВЕТОВ В ОДИН ЗАМЕС

Мы уже выяснили, что серый цвет может быть звучным и красивым.

Некрасивым и грязным он становится, когда теряет свою прозрачность.

Запомните, чем больше красок вы смешиваете, тем большее количество разных пигментов, составляющих их, участвуют в замесе. И тем меньше у вас шансов получить боле звучный и прозрачный цвет.

Исходя из этого,

СОВЕТ! Как рисовать акварелью без грязи:

1. Берите 2 емкости с водой (для промывания кисти и для набора воды в раствор краски). Следите за чистотой воды, чаще меняйте ее. Ведь в акварели вода – это 90% содержания. И если она грязная, то этот цвет подмешивается к оттенку на кисти.


2. Знайте свои краски. Открывая новый набор, сохраните этикетки с названиями и сделайте выкрасы красок в том порядке, в котором они расположены в коробке. Держите эту табличку рядом с коробкой красок.

Так вы будете всегда попадать кистью в нужный цвет, не цепляя случайные оттенки в замес.

3. Периодически мойте свои кисти холодной водой с мылом, чтобы убрать пигмент, задерживающийся на ворсе.

4. Старайтесь получать нужный оттенок, используя замес минимального количества цветов

5. Чем больше слоев, тем глуше цвет; если хотите писать сочно и звонко, то пишите а-ля прима, в один слой.


Практический семинар “Особенности цветоведения в акварели”

ответит на вопросы смешения красок, которые могут возникнуть при работе акварелью!

Освойте основы акварельного письма с популярным курсом

“Укрощение акварели”

Первая и наиболее очевидная особенность акварели – она прозрачная. Она наносится на чистую белую бумагу. Это значит, что вам нужно с самого начала решить, где будут белые области в вашей картине, и спланировать заранее, чтобы сохранить эти области нетронутыми.

Секрет успешного рисования акварелью в том, чтобы избегать областей, которые должны остаться белыми, и наносить светлые слои краски первыми, постепенно добавляя более темные слои. Постарайтесь достаточно легко покрывать краской большие области на первых этапах рисования, добавляя более тяжелые детали ближе к концу. Здесь есть несколько пунктов, которые нужно помнить…

Небольшие наброски позволяют вам распределить ваши объекты и скорректировать композицию до того, как вы начнете рисовать. Если у вас есть план работы, вам будет гораздо проще избежать проблем, которые касаются, в первую очередь, тона (светлого и темного) и контраста. Разбейте ваш набросок примерно на 4 тональные области и заштрихуйте их. Это позволит вам управлять тенью и светом так, чтобы максимальный контраст был в том месте, где находится главный в композиции объект.


Из всех советов по рисованию акварелью, поддержание цветовой гармонии – один из самых важных. Есть несколько простых приемов, чтобы поддерживать цветовую гармонию на протяжении всей работы над картиной.

Ограничьте вашу палитру

Работа с двадцатью разными цветами, смешанными в вашей палитре – это звучит заманчиво, но обычно это приводит к несогласованному, грязному результату. Ограничьте ваши цвета всего до двух или трех, особенно на ранних стадиях работы. Ваш объект определит, какие нужно выбрать. Здания, пейзажи я начинаю рисовать растворами Натуральной Сиены (Raw Sienna) и Жженой Сиены (Burnt Sienna), с добавлением небольшого количества Ультрамарина (Ultramarine) и Индиго (Indigo), в зависимости от того, какую атмосферу я хочу передать, это дает гармоничную атмосферу для дальнейшей работы. Более яркие цвета могут быть добавлены позднее, при необходимости.

В проекте «Речной Пейзаж» используются только 5 цветов (четыре из которых – синие) для создания простой, сдержанной цветовой гармонии.

Картина, изображенная ниже, показывает, что ограниченная палитра оказывает намного более сильный эффект, чем полный цветовой спектр. В отличие от серого, белого и черного древесного угля (Grey, White, Black Charcoal), Интенсивный и Ультрамариновый синий (Phthalo and Ultramarine Blue) составляют большую часть этой картины. Небольшие брызги Розового (Permanent Rose) добавляют теплоты к главным областям картины.

Как часто вы смотрите на картину и видите, что в одной из областей цвет не подходит? Несколько деревьев в нестандартно зеленом цвете, противоречиво синяя река или фиолетовый цветок, который, кажется, вырывается из букета. Решить эту проблему просто, добавив больше противоречивых цветов к остальной картине.

Позволяя Розовому (Permanent Rose), на картине выше, расплескаться по поверхности связывает этот цвет с картиной. Если бы этот цвет был только на главных объектах, он выглядел бы лишним.

Несколько тонких каллиграфических линий гармонирующего цвета помогут связать между собой разные цвета в композиции.
Используйте тонкую кисть №1 или №2, или ручку с чернилами. Важно использовать для этих линий только один цвет, иначе вы можете столкнуться с беспорядком. Если вы используете чернила, распылите воду на рисунок сразу после их нанесения, это поможет смягчить линии и создать интересный эффект растушевки.

Эта картина показывает эффект от распыления, линии, проведенные чернилами цвета Жженой Сиены (Burnt Sienna) объединяют работу в одно целое.

Избегайте нейтральных темных тонов – в картине будет больше жизни и характерных особенностей, если в ней будут теплые и холодные темные тона. Чтобы создать насыщенный темный цвет, не добавляйте матовый желтый. Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold) компании Windsor & Newton или Индийская Желтая (Indian Yellow) производителя Rowney подойдут идеально. Из большинства других желтых получаются грязные темные тона. Так же как и с прозрачным желтым, вам понадобится большое количество пигмента и совсем немного воды. Полезно будет погружать кисть в один цвет сразу после другого, без полоскания. Полоскание кисти разбавляет раствор, и лишает насыщенности темный цвет.

Основной фокус или главный объект – это область, в которой ваша картина захватывает и удерживает внимание смотрящего, перед тем, как он обратит его на остальные части картины. Так же, как и интересные части объекта, основной фокус должен содержать максимальный контраст тонов и самые насыщенные цвета.

Чтобы картина получилась интересной, основной фокус должен быть явным и правильно расположенным. Не помещайте главные объекты в центре картины (и горизонтальном, и вертикальном) только если вы не хотите, чтобы ваша композиция была статичной и симметричной.

Установите основной фокус на разном расстоянии от каждого края, так вы разместите объект правильно. Разделение горизонтальной и вертикальной оси в пропорции 1:2 также поможет установить основной фокус.


Картина, наполненная тщательно проработанными деталями от одного края до другого, может быть сложной для восприятия. Если вам нравится работать с мелкими деталями, попробуйте включить в картину рельефные области.

В этой картине смотрящий может разглядывать детали и текстуры в области основного фокуса и ровные области местности, обусловленные рекой на переднем плане.

Для того, чтобы картины получались интересными, важно использовать карандашные наброски.

Неважно, что вы рисуете, сначала необходимо определить место на странице, в котором будет располагаться объект. Небольшие карандашные наброски перед началом рисования помогут вам составить хорошую композицию.

Начинайте рисовать, мысленно разделяя объект на несколько небольших форм. Изобразите их легко и аккуратно, а затем продолжайте разбивать их на еще более мелкие формы. Не нужно начинать из одного угла объекта, продвигаясь к противоположному.

Ваш набросок будет выглядеть лучше, если самые интересные части (главные объекты или основной фокус) не расположены на центральных линиях страницы. Самый сильный тональный (светлый/темный) контраст должен быть расположен в области основного фокуса.

Пусть некоторые области наброска будут менее детальными, чем другие. Попробуйте поместить больше деталей в область основного фокуса.

Для большей уверенности, попрактикуйтесь, рисуя наброски на больших листах недорогой бумаги мягким (5В или 6В) карандашом, углем или пастельным карандашом. Работайте на вертикальной поверхности, стоя, (или на поверхности, находящейся под правильным углом для вашего поля зрения) и двигайте рукой от плеча. Работайте, переходя от большого и рельефного к мелким деталям. Только финальные штрихи должны быть сделаны точными, короткими движениями руки.

Практикуйтесь – неважно, что вы рисуете – вам нужно потренироваться, чтобы вы могли с первого взгляда определять пропорции и переносить это на бумагу. Здесь нет легких путей, будет сточено очень много карандашей.

Список советов для начинающих рисовать акварелью был бы неполным без описания необходимых инструментов и материалов.

Одна из хороших особенностей акварельного рисования – если вы только начинаете, вам нужно совсем немного материалов. Несколько красок, четыре или пять кистей, немного бумаги для рисования, и все! Старая белая тарелка послужит вам в качестве палитры, или вы можете купить недорогую пластиковую палитру. Лучший совет, который я могу дать здесь – купить профессиональные качественные краски и хорошую бумагу. Вот мой список покупок для начинающих.

Краски

  • Синий Ультрамарин (Ultramarine Blue) (Французский лучше, но и дороже)
  • Стойкий Ализариновый Красный (Alizarin Crimson)
  • Индийская Желтая (Indian Yellow) или Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold)

Кисти

  • Длинная плоская кисть
  • Лайнер №1 или №2
  • Щетинистая кисть (Длинные щетинки)

Бумага

Немного бумаги среднего качества для экспериментов и лист бумаги Arches или Saunders 300 г. (140 фунтов) средней текстуры. Разрежьте лист на 4 части.

Складная пластиковая палитра

Этого достаточно для начала. Позднее вы можете добавить инструменты к этому, но не спешите, покупая 20 разных цветов и дюжину кистей – это не сделает вас хорошим художником, просто более запутавшимся.

Когда вы нарисуете несколько картин с помощью этих инструментов, вы, может быть, захотите добавить к ним еще немного цветов и кистей. Я использую совсем немного инструентов.


Этот цветовой круг показывает только те цвета, которые указаны выше. В нем довольно насыщенный спектр цветов, которые можно смешивать, но не более двух основных.

Смешивая основные цвета, можно получить составные оттенки (Коричневые, Хаки, Серые), которые мы часто используем в картинах.

Прозрачный Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold) не позволяет краскам становиться грязными. Больше о материалах читайте в Painting On Location.

Последнее и не менее важное

Наслаждайтесь тем, что вы делаете!

Сделайте матовую отделку для вашей работы, сядьте с бокалом вина или кружкой кофе и посмотрите на все хорошее, чего вы достигли. Это важно, наслаждаться своей работой. Воспоминания об ошибках и проблемах разочаровывают, из-за них сложно двигаться дальше. Я все еще вижу картину без каких-либо положительных моментов. Концентрация на положительных аспектах вашей работы придаст уверенности и энтузиазма, и принесет вам успех.

  • С самого начала оставляйте белую бумагу.
  • Проработайте вашу композицию с помощью наброска перед тем, как начать.
  • Ограничьте свою палитру, чтобы создать цветовую гармонию.
  • Не позволяйте чужеродным цветам создать беспорядок – свяжите их с остальными частями картины.
  • Попробуйте использовать связующий цвет, чтобы объединить картину в одно целое.
  • Сделайте ваши темные тона теплыми или холодными, чтобы избежать нейтральных участков.
  • Сделайте ваш объект или основной фокус главным.
  • Не переработайте – оставьте области для простого рельефа.
  • Практикуйте наброски – это основной навык, на котором будут строиться все ваши картины.
  • Будьте консервативны при выборе инструментов для рисования – вам действительно не нужно много.
  • Наслаждайтесь успехом!