План проведения дня славянской письменности и культуры в школе. Программа ко дню славянской письменности и культуры. Сценарий празднования Дня славянской письменности и культуры в школе

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного Дню славянской письменности и культуры

Цель: ознакомление школьников с культурным наследием русского народа, историей русского алфавита, расширение кругозора учащихся.

Оформление : Презентация, таблица букв кириллицы, отдельные буквы, таблицы с новым алфавитом. Портреты Кирилла и Мефодия.

Ведущий . Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! 24 мая в нашей стране отмечается праздник День славянской письменности и культуры.

Славянскому алфавиту более 1000 лет. Созданный в 9 веке братьями Кириллом и Мефодием, он и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.

Этот праздник - дань памяти Кириллу и Мефодию, которые более 1000 лет назад составили славянский алфавит и подарили нам возможность читать и писать на русском языке. Они, выделили в славянской речи звуки, придумали буквы, дали им имена, создали письменность, перевели с помощью новой письменности священные тексты. Сегодня ученики 5А класса расскажут вам, как создавался алфавит, которым мы пользуемся сейчас.

1 чтец:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли:

2 чтец:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

1чтец. Здравствуйте, наши славные гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, нам неведомых.

Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать.

2 чтец . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

1 чтец . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было, что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

2 чтец . 24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. Совсем недавно появился в нашей стране праздник славянской письменности и культуры. Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых.

3-и чтец

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

4-й чтец .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й чтец .

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

6-й чтец.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все. Мы - славяне!

7-й чтец.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Все . Мы - славяне!

Ведущий (на слайде - свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку, называется эта азбука кириллицей, по имени Кирилла, одного из ее создателей. В ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Они имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Чтение отдельных букв). Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой". Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Вот азбука – начало всех начал,

Открыл букварь, и детством так и дунуло!

А Константин-философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки – основа

Грядущего написанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Входят буквы.

Аз . Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз". Назовите слова, которые начинаются с меня. Дети называют.

Буки. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий . Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий . Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы).

Ведущий. Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий . Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий . Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

8 чтец.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

9 чтец .

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

10 чтец.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий. Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслите . Здравствуйте, дети! Меня зовут "Мыслите"

Ведущий . Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите . Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Ведущий . Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы . Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь". Русь, Россия, Родина – это самые дорогие слова для нас. Это страна и место, где мы родились и растём. Часто Русь называют «Святая», потому что она приняла святую православную веру.

Ведущий.

При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, произносился второй слог и только после этого слоги складывались в целое слово.

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение “начать с красной строки”. Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

А теперь, кириллицы, познакомьтесь с современной русской азбукой.

Ведущий. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

А сейчас мы посмотрим, как в старину учились грамоте. Вашему вниманию предлагается отрывок из повести М.Горького «Детство». Инсценировка

Ведущий. Вот как трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу “Азбуку учат, во всю избу кричат”. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы знаете вы?

(Конкурс “Кто больше знает пословиц об АЗБУКЕ”)

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.

11 чтец.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

12 чтец.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

13 чтец.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

14 чтец.

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

15 чтец.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

16 чтец.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Заключительное слово

Духовный подвиг Просветителей Кирилла и Мефодия запечатлен в камне, бронзе во многих странах и городах России, но п ервый памятник Кириллу и Мефодию в России был открыт в Мурманске в 1990 году. Этот подарок сделало болгарское правительство в знак признательности городу и мурманчанам, которые возродили в России День славянской письменности и культуры. С каждым годом памятников и памятных знаков в честь Просветителей Кирилла и Мефодия становится всё больше. В 2007 году перед празднованием Дня славянской письменности и культуры памятник установили на Соборной площади в Кремле.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. Наша АЗБУКА удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Я знаю буквы:

Письмо-это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям,

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно:

Знание – дар божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников: День славянской письменности и культуры

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

Ход мероприятия

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных.
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии
В Украине, Хорватии, Сербии,
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.
У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.
Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)
Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).
На чём писали наши предки? (На бересте.)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.
Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.
Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.
- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)
Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.
Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.
Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.
В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.
- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.

2. Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.
2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.
Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).
3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.

3. Игра «Угадай слова»
Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).

4. ЗАДАНИЕ нарисовать буквы славянской азбуки
- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

«Утверждаю»_______________

Винокурова А.М., директор

МБОУ «Петропавловская школа»

«______»________2017г.

План

проведения мероприятий коДню Славянской письменности

1-11

24.05

Васютик М.В.,

Калинина М.В.,

Николаева Л.И.,

Винокурова А.М.,

Егорова Д.С.,

Пинигина Ю.П.,

Слепцова А.В.

Конкурс стенгазет

2-8, 10

22-26.05

Классные руководители

Викторина о жизни и деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1-11

22-24.05

Учителя русского языка и литературы, истории

Руководитель МО ГЦ ______________/Егорова Д.С./

«Утверждаю»_______________

Винокурова А.М., директор

МБОУ «Петропавловская школа»

«______»________2017г.

Положение

О школьном конкурсе стенгазет
ко Дню славянской письменности


1. Общие положения

1.1. Конкурс стенгазет (далее Конкурс) проводится в рамках Дня славянской письменности в целях развития исследовательских способностей и творческого потенциала обучающихся, интеграции науки и образования, воспитания у современной молодежи интереса к истории, культуре славянских народов.
1.2. Конкурс проводится заочно с 22 мая по 26 мая 2017 года
.

2. Задачи конкурса

2.1. Привлечение внимания к истории русского языка, духовным и нравственным традициям народа, отражённым в его языке. Изучение литературного наследия, неразрывно связанного с историей Отечества, содержащего культуру и духовно-нравственные традиции народа.

3. Участники конкурса

3.1. В конкурсе принимают участие обучающиеся 2-8, 10 классов МБОУ «Петропавловская школа». Оценивание будет происходить по трем категориям: обучающиеся 2-4 классов, обучающиеся 5-8, 10 классов.

4. Требования к конкурсным работам

7.1. На конкурс принимаются стенгазеты, представляющие собой как индивидуальные, так и групповые проекты.

7.2. Объем работы – до 4 листов А3 (или один лист ватмана), не допускаются печатные формы издания.

7.3. Текст с фотографиями, картинками, открытками и рисунками. Все изображения должны быть подписаны.

7.4.Список литературы и источников, использованных для созданияработы.

5. Порядок экспертизы конкурсных работ

8.1. Экспертная группа жюри состоит из организаторов, учителей МО ГЦ. Экспертная группа подводит итоги работы конкурса 26 мая 2017 года в 14.00ч.

8.3. В каждой возрастной группе Конкурса определяется победитель.

8.4. Победители Конкурса получают грамоты и сладкие призы.

Приложение 1

Примерный перечень тем

1. История русского языка (истоки от Кирилла и Мефодия).

2. Лексика, пословицы и поговорки, связанные со Священным Писанием.

3. Священное Писание в пословицах и поговорках русского народа.

4. Древнерусская литература - источник вдохновения российских писателей.

5. Использование библейских текстов в произведениях русских писателей.

6. Рукописные памятники Древней Руси.

7. Культурное и письменное своеобразие славянской цивилизации.

8. Истоки славянской письменности.

9. Роль солунских братьев в истории славянской письменности.

10. Возникновение и взаимоотношение двух славянских азбук.

11. Славянская азбука как уникальная система письма.

12. Тайнопись славянской азбуки.

13. Старославянский язык – первый литературный язык славянского мира.

23. Берестяные грамоты – памятники письменности Древней Руси XI -XV вв.