Как и когда появилась письменность на Руси? Славянский алфавит: история возникновения

Азбука старославянского алфавита так же, как и любая другая азбука представляла собой систему определенных знаков, за которыми закреплен определенный звук. Сформировался славянский алфавит на территории проживания народов Древней Руси много столетий назад.

События исторического прошлого

862 год вошел в историю как год, когда на Руси были предприняты первые официальные действия по принятию христианства. Князь Всеволод отправил послов к византийскому императору Михаилу, которые должны были передать его просьбу о том, чтобы император послал в Великую Моравию проповедников христианской веры. Необходимость в проповедниках возникла по причине того, что люди сами не могли проникнуть в суть христианского учения, ведь Священное писание было лишь на латыни.

В ответ на эту просьбу в русские земли были отправлены два брата: Кирилл и Мефодий. Первый из них получил имя Кирилл немного позже, когда принимал монашеский постриг. Такой выбор был тщательно продуман. Братья родились в Солуни в семье военачальника. Греческий вариант - Салоники. Уровень образования для того времени они имели очень высокий. Константин (Кирилл) обучался и воспитывался при дворе императора Михаила Третьего. Он мог говорить на нескольких языках:

  • греческом,
  • арабском,
  • славянском,
  • еврейском.

За свое умение посвящать других в тайны философии он получил прозвание Константин Философ.

Мефодий начал свою деятельность с военной службы, пробовал себя в качестве управителя одного из регионов, который был заселен славянами. В 860 году они совершили поездку к хазарам, их целью было распространение христианской веры и достижение некоторых договоренностей с этим народом.

История письменных знаков

Константину пришлось создавать письменные знаки при активной помощи своего брата. Ведь Священное писание было только на латыни. Чтобы донести эти знания до большого количества людей, письменный вариант Священных книг на языке славян был просто необходим. В результате их кропотливой работы появился славянский алфавит в 863 году.

Два варианта азбуки: глаголица и кириллица неоднозначны. Исследователи спорят о том, какой же из этих двух вариантов принадлежит непосредственно Кириллу, а какой появился позже.

После создания письменной системы братья занимались переводом Библии на язык славян. Значение этой азбуки огромно. Народ смог не только говорить на своем языке. Но и писать, и формировать литературную основу языка. Некоторые из слов того времени дошли до нашего времени и функционируют в русском, белорусском, украинских языках.

Символы-слова

Буквы древней азбуки имели названия, совпадающие со словами. Само слово «азбука» произошло от первых букв алфавита: «аз» и «буки». Они представляли собой современные буквы «А» и «Б».

Первые письменные символы на славянских землях выцарапывались на стенах церквей Переславля в виде картинок. Было это в 9 веке. В 11 веке эта азбука появилась в Киеве, в Софийском соборе, там знаки толковались, делались письменные переводы.

Новый этап в формировании азбуки связан с появлением книгопечатания. 1574 год принес на русские земли первую азбуку, которая была напечатана. Называлась она «Старославянская азбука». Имя человека, выпустившего ее, вошло в века - Иван Федоров.

Связь появления письменности и распространения христианства

Старославянская азбука представляла собой нечто большее, чем простой набор символов. Ее появление дало возможность большому количеству людей знакомиться с христианской верой, проникать в ее суть, отдавать ей свое сердце. Все ученые сходятся во мнении, что без появления письменности христианство на русских землях не появилось бы так быстро. Между созданием букв и принятием христианства - 125 лет, в течение которых произошел огромный скачок в самосознании народа. От дремучих верований и обычаев люди пришли к вере в Единого Бога. Именно Священные книги, которые распространялись по территории Руси, и умение их читать, стали основой распространения христианских знаний.

863 год - это год создания азбуки, 988 год - дата принятия христианства на Руси. В этом году князь Владимир объявил, что в княжестве вводится новая вера и начинается борьба со всеми проявлениями многобожия.

Тайна письменных символов

Некоторые ученые считают, что символы славянской азбуки представляют из себя тайные знаки, в которых зашифрованы религиозные и философские знания. Все вместе они представляют сложную систему, основанную на четкой логике и математических связях. Существует мнение, что все буквы в этой азбуке - это целостная, неразрывная система, что и создавалась азбука как система, а не как отдельные элементы и знаки.

Первые такие знаки были чем-то средним между цифрами и буквами. Старославянская азбука основывалась на греческой унциальной письменной системе. Состоял славянский алфавит кириллица из 43 букв. 24 буквы братья взяли из греческого унициала, а остальные 19 придумали сами. Необходимость придумывать новые звуки возникла из-за того, что славянский язык содержал звуки, не характерные для греческого произношения. Соответственно, и букв таких не было. Эти символы Константин либо взял из других систем, либо придумал сам.

«Высшая» и «низшая» часть

Всю систему можно разделить на две отличающиеся части. Условно они получили названия «высшая» и «низшая». Первая часть включает буквы от «а» до «ф» («аз» - «фет»). Каждая буква - это символ-слово. Такое наименование было полностью ориентировано на людей, потому что эти слова были всем понятны. Низшая часть шла от «ша» до буквы «ижица». Эти символы остались без цифрового соответствия, были наполнены негативным подтекстом. «Для проникновения в суть тайнописи этих символов, их нужно тщательно изучать, анализировать все нюансы. Ведь в каждой их них живет смысл, заложенный создателем».

Исследователи также находят смысл триады в данных символах. Человек, постигая эти знания, должен достичь более высокого уровня духовного совершенства. Таким образом, азбука - это создание Кирилла и Мефодия, ведущее к самосовершенствованию людей.

У директора Волгоградского института художественного образования Николая Таранова много званий: каллиграф, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза художников России. Но мало кто знает, что он еще изучает символы. И, занимаясь этим, он вышел на "детективный след" и совершил удивительное открытие.Кто придумал славянскую азбуку?

Казалось бы, это известно всем: Кирилл и Мефодий, которых православная церковь за эту заслугу называет равноапостольными. Но какую именно азбуку придумал Кирилл — кириллицу или глаголицу? (Мефодий, это известно и доказано, во всем поддерживал брата, но «мозгом операции» и образованным человеком, знавшим много языков, был именно монах Кирилл). Об этом в научном мире до сих пор идут споры. Одни исследователи-слависты говорят: «Кириллицу! Она и названа в честь создателя». Другие возражают: «Глаголицу! Первая буква этой азбуки выглядит, как крест. Кирилл — монах. Это — знак». Утверждается также, что до труда Кирилла никакой письменности на Руси не было. Профессор Николай Таранов с этим категорически не согласен.


Утверждение, что на Руси никакой письменности не было до Кирилла и Мефодия, основано на одном единственном документе — «Сказании о письменах» черноризца Храбра, найденного в Болгарии, — говорит Николай Таранов. — Есть 73 списка с этого свитка, причем в разных копиях из-за погрешностей перевода или ошибок писцов совершенно разные версии ключевой для нас фразы. В одном варианте: «славяне до Кирилла не имели книг», в другом — «букв», но при этом автор указывает: «писали они чертами и резами». Интересно, что арабские путешественники, посещавшие Русь еще в VIII веке, то есть еще до Рюрика и тем более до Кирилла, описали похороны одного русского князя: «После похорон воины его что-то написали на белом дереве (березе) в честь князя, а затем, сев на коней, удалились». И в «Житии Кирилла», известном Русской православной церкви, читаем: «В городе Корсуне Кирилл встретил русина (русского), у которого были с собой книги, написанные русскими письменами». Кирилл (у него мать была славянкой) достал какие-то свои письма и с их помощью стал читать те самые книги русина. Причем это были не тонкие книжки. Это были, как утверждается в том же «Житии Кирилла», переведенные на русский «Псалтырь» и «Евангелие». О том, что своя азбука на Руси была задолго до Кирилла, есть много свидетельств. И Ломоносов о том же говорил. Он приводил в доказательство свидетельство Римского папы VIII, современника Кирилла, в которых утверждается, что Кирилл эти письмена не изобрел, а вновь открыл.

Возникает вопрос: зачем же Кириллу было создавать русскую азбуку, если она уже была? Дело в том, что у монаха Кирилла было задание от моравского князя — создать для славян азбуку, пригодную для перевода церковных книг. Что он и сделал. И буквы, которыми сейчас написаны церковные книги (а в измененном виде — наши сегодняшние печатные творения) — это работа Кирилла, то есть кириллица.

Глаголицу уничтожили намеренно?

Существует 22 пункта, которые доказывают, что глаголица была древнее, чем кириллица, утверждает Таранов. Есть такое понятие у археологов и филологов — палимпсест. Так называется надпись, сделанная поверх другой уничтоженной, чаще всего выскобленной ножом, надписи. В Средневековье пергамент из кожи молодого ягненка был довольно дорогим, и ради экономии писцы часто уничтожали «ненужные» записи и документы, а на выскобленном листе писали что-то новое. Так вот: везде в русских палимпсестах затерта глаголица, а поверх нее — надписи на кириллице. Исключений из этого правила нет.


В мире осталось всего пять памятников, написанных глаголицей. Остальные были уничтожены. Причем, по-моему, записи на глаголице были уничтожены намеренно, — считает профессор Николай Таранов. — Поскольку глаголица не подходила для записи церковных книг. Цифровое значение букв (а тогда очень сильна была вера в нумерологию) в ней было иным, чем требовалось в христианстве. Из уважения к глаголице Кирилл оставил в своей азбуке те же названия букв, что и были. И они очень-очень сложны для алфавита, «родившегося» в IX веке, как утверждается. Уже тогда все языки стремились к упрощению, буквы во всех алфавитах того времени обозначают только звуки. И только в славянской азбуке такие названия букв: «Добро», «Люди», «Мыслите», «Земля» и т. д. А все потому, что глаголица очень древняя. Она имеет множество признаков пиктографического письма.

Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображенный ими объект. Последние находки археологов говорят в пользу этой версии. Так, найдены таблички со славянской письменностью, возраст которых датируют 5000 годом до нашей эры.

«Глаголицу создал гений»


Все современные алфавиты Европы ведут свое происхождение от алфавита финикийцев. В нем буква А, как нам говорили, обозначает голову быка, которая затем перевернулась рогами вниз.

А древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал: «Эти буквы называют финикийскими, хотя правильнее называть их пеласгическими, так как ими пользовались пеласги», — рассказывает Николай Таранов. — А знаете, кто такие пеласги? Это предки славян, праславянские племена. Финикийцы выделялись среди окружающих смуглых черноволосых племен земледельцев, египтян и шумеров светлой кожей и рыжими волосами. Да еще своей страстью к путешествиям: они были отличными мореплавателями.

В ХII веке до нашей эры пеласги как раз участвовали в Великом переселении народов, и забредали отдельные их группы отчаянных покорителей новых земель очень далеко. Что дает волгоградскому профессору версию: финикийцы были знакомы со славянами и позаимствовали у них азбуку. Иначе с чего вдруг по соседству с египетскими иероглифами и шумерской клинописью образовался буквенный алфавит?

Вот говорят: «Глаголица была слишком декоративна, сложна, поэтому постепенно ее вытеснила более рациональная кириллица». Но глаголица не так плоха, — уверен профессор Таранов. — Я изучил наиболее ранние версии: первая буква глаголицы обозначает вовсе не крест, а человека. Потому и называется «Аз» — Я. Человек для себя — точка отсчета. И все значения букв в глаголице — сквозь призму человеческого восприятия. Я нарисовал первую букву этого алфавита на прозрачной пленке. Посмотрите, если наложить ее на другие буквы глаголицы, получается пиктограмма! Я считаю: не каждый дизайнер так придумает, чтобы каждая графема попадала в сетку. Я поражен художественной цельностью этого алфавита. Думаю, неизвестный автор глаголицы был гением! Ни в одной другой азбуке мира нет такой четкой связи между символом и его цифровым и сакральным значением!



Глаголица и нумерология

Каждый знак в глаголице имеет сакральное значение и обозначает определенное число.

Знак «Аз» — человек, число 1.
Знак «Ведаю» — число 2, знак похож на глаза и нос: «Вижу, значит — ведаю».
Знак «Живите» — число 7, жизнь и реальность этого мира.
Знак «Зело» — число 8, реальность чуда и чего-то сверхъестественного: «слишком», «очень» или «зело».
Знак «Добро» — число 5, единственное число, рождающее себе подобные или декаду: «Добро порождает добро».
Знак «Люди» — число 50, согласно нумерологии — мир, откуда к нам приходят души человеческие.
Знак «Наш» — число 70, символизирует связь небесного и земного, то есть наш мир, данный нам в ощущениях.
Знак «Омега» — число 700, некий божественный мир, «Седьмое небо».
Знак «Земля» — по мнению Таранова, означает картинку: Земля и Луна на одной орбите.

Света Евсеева-Фёдорова

Первые переводы текстов Киррила и Мефодия с греческого на славянский относятся к 863 году, а самые древние рукописи, которые дошли до нас, были созданы в ХI веке. За полтора века произошло много изменений в языке в связи с тем, что тексты многократно переписывались. Копии переводов, выполненные в X–XI вв., в определенной мере уже отражают черты, свойственные письменной речи. Кроме того, переписчики могли искажать факты в тексте, исправлять все, что казалось им недостоверным.

Самые ранние рукописи, которые дошли до нас — агиографии Кирилла, относятся к XV веку, и сложно сказать, насколько точно они описывают события, происходившие в IX столетии. Аналогично с описанием Мефодия и другими свидетельствами — они попали к нам только в поздних копиях.

Само славянское письмо появилось на территории Великой Моравии (сейчас земли современных Словакии, Чехии, Венгрии, Силезии, юга Польши и запада Украины).


В 863 году от моравского князя Ростислава в Византию приехало представительство с просьбой отправить миссионеров, чтобы проповедовать на славянском языке, а не на латинском, на котором проповедовали священники Германии. Византийский император Михаил откликнулся на просьбу и отправил в Моравию Кирилла и Мефодия. На фреске — Св. Ростислав князь Моравский.

Кирилл и Мефодий родились и выросли в портовом городе Солуни (современные греческие Салоники). Город был полугреческим-полуславянским, поэтому братья безупречно знали и греческий, и славянский язык. Подтверждением тому были безукоризненные переводы с греческого на славянский язык.


Кирилл был хорошо образован, все его считали одаренным ученым, тонким филологом, и в историю вошел как Константин Философ. До того, как братья отправились в Моравию, он часто отправлялся с религиозными миссиями в соседние страны для убеждения народа в истинности христианства.

Также он бывал с миссиями в Болгарии, Сирии. У Кирилла был талант к изучению языков, так что во время путешествия он не тратил время понапрасну и изучил древнееврейский и самарянский.

Его брат Мефодий был способным организатором и великим практиком. Около 10 лет он был управителем славянской области, подвластной Византии. Затем отправился в монастырь, где «усердно прилежал книгам».

Известно, что в 60-х годах IX столетия Мефодий крестил болгарского царя Бориса. Возможно, именно за заслуги в Болгарии ему предложили высокий сан архиепископа, но Мефодий отказался и выбрал тихую, умеренную жизнь настоятеля маленького монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря. Фреска «Крещение царя Бориса II, Мефодий проповедует».


Возникновение Глаголицы. В 863 году Константин и Мефодий уже были в Моравии. Миссия братьев длилась больше трех лет, и они проделали большую работу. За это время Кирилл придумал славянскую азбуку, братья занимались переводом, обучали учеников.


До создания азбуки у славян не было своего письма, они пробовали записывать славянскую речь, пользуясь римским/греческими алфавитом, это было неудобно, потому что некоторые звуки не отображались письменными символами латинского/греческого языков. Кирилл выделил эти звуки, придумал для них символы, упорядочил новую азбуку из 38 букв и создал Глаголицу.

Возникновение Кириллицы.

Дальнейшее развитие славянской письменности связано с Первым Болгарским царством. Царь Борис в 865 году объявил христианство государственной религией своего народа.

Он же дал убежище ученикам Константина и Мефодия и поддержал их деяние. Сын Бориса продолжил дело отца. Этот период стал расцветом Болгарского царства и золотым веком болгарской литературы. Фреска «Кирилл и Мефодий с учениками».

Старославянские манускрипты написаны двумя разными азбуками: глаголицей и кириллицей, между которыми есть как сходство, так и отличие. Однозначного мнения о том, какая именно азбука была основана Кириллом (Константином), нет, но современная наука считает, что это была глаголица.

По мнению некоторых специалистов, кириллица была создана одним из учеников Кирилла и Мефодия (вероятно, Константином Преславским, но может и Климентом Охридским) на рубеже IX-X веков уже на территории Болгарского царства. Она создана как синтез распространенного здесь греческого письма и букв глаголической азбуки, которые более точно передавали особенности языка древних болгар. То есть греческий алфавит дополнили буквами из глаголицы, которые соответствовали звукам славянского языка, отсутствующим в греческом, а графемы этих букв упростили (ж, щ, ч, ш …). На фреске — Климент Охридский.


Глаголица не прижилась в Болгарии, и большинство книг, созданных на ее территории, было написано уже кириллицей. Некоторые глаголические манускрипты были стерты и поверх них нанесены кириллические тексты. Только недалеко от границы Хорватии со Словенией глаголица получила широкое распространение. Возможно, после бегства из Моравии какие-то ученики Константина и Мефодия нашли там убежище.

Старославянские письмена XI в. сохранились до наших времен. Самые древние тексты — «Киевские листки» — написаны глаголицей. Написаны они на старославянском языке моравского извода.

А самыми старыми кириллическими памятниками являются надписи на могильных плитах. Древнейшая из них — Добруджанская надпись 943г.

Самая старая из сохранившихся древнерусских кириллических рукописей на пергаменте, дату которой можно установить точно — Остромирово Евангелие. Это рукописная книга, состоит из 294 страниц и переписана со староболгарского оригинала в 1056-1057 году.


Остромирово Евангелие как вечный нравственный закон стало неотъемлемым символом инаугурации президентов Украины.

Не все люди знают, чем знаменито 24 мая, однако даже невозможно представить, что бы с нами стало, если бы этот день в 863 году оказался совсем другим и создатели письменности отказались от своих трудов.

Кто создал славянскую письменность в 9 веке? Это были Кирилл и Мефодий, а произошло это событие как раз 24 мая 863 года, что и привело к празднованию одного из самых важных событий в истории человечества. Теперь славянские народы могли использовать свою собственною письменность, а не заимствовать языки других народов.

Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий?

История развития славянской письменности не так «прозрачна», как может показаться с первого взгляда, существуют различные мнения о ее создателях. Есть интересный факт, что Кирилл, еще до того как начал работать над созданием славянской азбуки, был в Херсонесе (сегодня это Крым), откуда смог взять священные писания Евангелия или Псалтырь, которые уже в тот момент оказались написаны именно буквами славянского алфавита. Этот факт заставляет задуматься: кем была создана славянская письменность, Кирилл и Мефодий действительно написали азбуку или взяли готовую работу?

Однако, кроме того, что Кирилл привез готовую азбуку из Херсонеса, существуют и другие доказательства, что создателями славянской письменности были другие люди, причем жившие задолго до Кирилла и Мефодия.

Арабские источники исторических событий гласят, что за 23 года до того, как Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, а именно в 40-х годах IX века, были крещеные люди, у которых в руках находились книги, написанные именно на славянской языке. Также есть еще один серьезный факт, доказывающий то, что создание славянской письменности произошло еще раньше заявленной даты. Суть заключается в том, что папа Лев IV имел диплом, выданный до 863 года, который состоял именно из букв славянского алфавита, а на престоле этот деятель находился в интервале с 847 до 855 годов IX века.

Другой, но тоже немаловажный факт доказательства более древнего происхождения славянской письменности заключается в утверждении Екатерины II, которая во время своего правления писала о том, что славяне более древний народ, чем это принято считать, а письменностью они обладают еще со времен, предшествующих Рождеству Христову.

Доказательства древности у других народов

Создание славянской письменности до 863 года могут доказать и другие факты, которые присутствуют в документах прочих народов, живших в древние времена и использующих другие разновидности письма в свое время. Таких источников довольно много, и они встречаются у персидского историка по имени Ибн Фодлан, у Эль Массуди, а также у немного более поздних творцов в достаточно известных произведениях, где говорится о том, что славянская письменность образовалась до того, как у славян появились книги.

Историк, живший на границе IX и X века, утверждал, что славянский народ более древний и более развитый, чем римляне, а в доказательство он привел некоторые памятники, которые позволяют определить древность происхождения славянского народа и их письменности.

И последний факт, который может серьезно повлиять на ход мыслей людей в поиске ответа на вопрос о том, кто создал славянскую письменность, - это монеты, имеющие различные буквы русского алфавита, датированные более ранними датами, чем 863 год, и находившиеся на территориях таких европейских стран, как Англия, Скандинавия, Дания и других.

Опровержение древнего происхождения славянской письменности

Предполагаемые создатели славянской письменности немного "промахнулись" с одним: они не оставили никаких книг и документов, написанных на этом Однако для множества ученых достаточно того, что славянская письменность присутствует на различных камнях, скалах, оружии и предметах быта, которые использовались древними жителями в их повседневной жизни.

Многие ученые работали над изучением исторических достижений в письменности славян, однако старший научный сотрудник по фамилии Гриневич смог дойти практически до самого истока, и его работа дала возможность дешифровки любого текста, написанного на древнеславянском языке.

Работа Гриневича в изучении славянской письменности

Для того чтобы разобраться в письменности древних славян, Гриневичу пришлось проделать огромную работу, в ходе которой он обнаружил, что она основывалась не на буквах, а имела более сложную систему, которая работала за счет слогов. Сам ученый абсолютно серьезно считал, что образование славянской азбуки началось еще 7 000 лет назад.

Знаки славянского алфавита имели различную основу, и после группировки всех символов Гриневич выделил четыре категории: линейные, разделительные символы, рисуночные и ограничительные знаки.

Для исследования Гриневич использовал около 150 различных надписей, которые присутствовали на всевозможных предметах, и все его достижения были основаны на расшифровке именно этих символов.

Гриневич в ходе исследований выяснил, что история славянской письменности более стара, и древние славяне использовали 74 знака. Однако для алфавита такого количества знаков слишком много, а если говорить о целых словах, то в языке их не может быть всего 74. Данные размышления привели исследователя к мысли, что в алфавите славяне использовали слоги вместо букв.

Пример: «лошадь» - слог «ло»

Его подход позволил расшифровать надписи, над которыми бились многие ученые и не могли понять, что они означают. А выяснилось, что все довольно просто:

  1. Горшок, который был найден недалеко от Рязани, имел надпись - инструкцию, где говорилось, что его нужно поставить в печь и закрыть.
  2. Грузило, которое нашлось около Троицкого города, имело простую надпись: «Весит 2 унции».

Все вышеописанные доказательства в полной степени опровергают то, что создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий, и доказывают древность нашего языка.

Славянские руны в создании славянской письменности

Тот, кто создал славянскую письменность, был довольно умным и смелым человеком, ведь такая идея в то время могла погубить творца за счет необразованности всех остальных людей. Но кроме письма, были придуманы и другие варианты распространения информировании людей - славянские руны.

Всего в мире найдено 18 рун, которые присутствуют на большом количестве различных изделий из керамики, каменных статуях и прочих артефактах. В пример можно привести керамические изделия из села Лепесовка, расположенного в южной Волыни, а также глиняный сосуд в селе Войсково. Кроме доказательств, расположенных на территории России, есть памятники, которые находятся в Польше и были обнаружены еще в 1771 году. На них также присутствуют славянские руны. Не следует забывать и храм Радегаста, расположенный в Ретре, где стены украшены именно славянскими символами. Последнее же место, о котором ученые узнали от Титмара Мерзебургского, является крепостью-храмом и располагается на острове под названием Рюген. Там присутствует большое количество идолов, имена которых написаны с применением рун славянского происхождения.

Славянская письменность. Кирилл и Мефодий как создатели

Создание письменности приписывается Кириллу и Мефодию, и в подтверждение тому приводятся исторические данные соответствующего периода их жизни, который довольно подробно описан. Они затрагивают смысл их деятельности, а также причины работы над созданием новых символов.

Кирилла и Мефодия к созданию азбуки привел вывод, что другие языки не могут в полной мере отразить славянскую речь. Эта скованность доказывается трудами черноризца Храбра, в которых отмечено, что до принятия славянской азбуки во всеобщее употребление крещение проводилось либо на греческом, либо на латинском языках, и уже в те времена стало ясно, что они не могут отразить всех звуков, которыми наполнена наша речь.

Политическое влияние на славянскую азбуку

Политика начала свое влияние на общество с самого начала зарождения стран и религий, и она также приложила свою руку к как и к другим аспектам жизни людей.

Как описывалось выше, службы по крещению славян проводились либо на греческом, либо на латинском языках, что позволяло другим церквям влиять на умы и укреплять в головах славян мысль о своей главенствующей роли.

Те страны, где литургии проводились не на греческом, а на латинском языке, получили усиление влияния немецких священников на веру людей, а для Византийской церкви такое было неприемлемо, и она сделала ответный шаг, поручив Кириллу и Мефодию создание письменности, на которой и будет записана служба и священные тексты.

Византийская церковь правильно рассуждала в тот момент, и ее замыслы были таковы, что тот, кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки, поможет ослабить влияние немецкой церкви на все славянские страны одновременно и при этом поможет сблизить народ с Византией. Эти действия можно также рассмотреть как продиктованные корыстью.

Кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки? Создали Кирилл и Мефодий, и для этой работы они были выбраны Византийской церковью не случайно. Кирилл вырос в городе Солуни, который хоть и являлся греческим, но около половины его жителей свободно говорили на славянском языке, и сам Кирилл отлично разбирался в нем, а также имел превосходную память.

Византия и ее роль

Насчет того, когда начались работы по созданию славянской письменности, ведутся довольно серьезные споры, ведь 24 мая - это официальная дата, однако в истории есть большой пробел во времени, создающий несоответствие.

После того как Византия дала это нелегкое задание, Кирилл и Мефодий начали разработку славянской письменности и в 864 году прибыли в Моравию с уже готовой славянской азбукой и полностью переведенным Евангелием, где и набрали учеников для школы.

После получения задания от Византийской церкви Кирилл и Мефодий направляются в Морвию. Во время своего пути они занимаются написанием азбуки и переводом текстов Евангелия на славянский язык, и уже по прибытии в город в их руках находятся готовые работы. Однако дорога в Моравию отнимает не настолько много времени. Возможно, этот временной промежуток и позволяет создать азбуку, но перевести письмена Евангелия за такой короткий срок просто невозможно, что говорит о заблаговременной работе над славянским языком и переводом текстов.

Болезнь Кирилла и его уход

После трех лет работы в собственной школе славянской письменности Кирилл отказывается от этого дела и уезжает в Рим. Такой поворот событий был вызван заболеванием. Кирилл оставил все ради спокойной смерти в Риме. Мефодий, оказавшись в одиночестве, продолжает заниматься своей целью и не отступает назад, хотя теперь ему стало сложнее, ведь католическая церковь начала понимать масштабы проделанной работы и не восторге от этого. Римская церковь налагает запреты на переводы на славянский язык и открыто демонстрирует свое недовольство, однако у Мефодия теперь есть последователи, которые помогают и продолжают его дело.

Кириллица и глаголица - что положило начало современной письменности?

Нет подтвержденных фактов, которые могут доказать, какая из письменностей зародилась раньше, и нет точных сведений о том, кто создал славянскую и к какой из двух возможных приложил свою руку Кирилл. Известно только одно, но самое главное, - именно кириллица стала основоположницей сегодняшнего русского алфавита и только благодаря ей мы можем писать так, как пишем сейчас.

Кириллица имеет в своем составе 43 буквы, причем то, что ее создатель именно Кирилл, доказывает присутствие в ней 24 А остальные 19 создатель кириллицы на основе греческой азбуки включил исключительно для отражения сложных звуков, которые присутствовали только у народов, использовавших славянский язык для общения.

С течением времени кириллическая азбука преобразовывалась, практически постоянно на нее влияли для того чтобы упростить и улучшить. Однако были моменты, которые в первое время затрудняли письмо, например буква "ё", которая является аналогом "е", буква "й" - аналог "и". Такие буквы поначалу затрудняли правописание, но отражали соответствующие им звуки.

Глаголица, по сути, являлась аналогом кириллицы и использовала 40 букв, причем 39 из них были взяты именно из кириллицы. Основное отличие глаголицы заключается в том, что она имеет более округлый стиль письма и ей не присуща угловатость, в отличии от кириллической.

Исчезнувшая азбука (глаголица) хоть и не прижилась, но интенсивно использовалась славянами, проживающими в южных и западных широтах, причем, в зависимости от локации жителей, она имела свои стили письма. Славяне, живущие в Болгарии, использовали для письма глаголицу с более округлым стилем, а хорватские тяготели к угловатому письму.

Несмотря на количество гипотез и даже на абсурдность некоторых из них, каждая достойна внимания, и нельзя точно ответить, кто же создатели славянской письменности. Ответы будут расплывчаты, со множеством изъянов и недоработок. И хотя существует множество фактов, которые опровергают создание письменности Кириллом и Мефодием, они удостоены почестей за свои труды, которые позволили азбуке распространиться и преобразоваться до сегодняшнего вида.

Без письменности нет цивилизации. Такое утверждение не вызовет сомнения ни у кого, поскольку именно так «связь времён», каковой является письменность, позволяет цивилизации сохранить своё лицо. Письменность же всегда приспосабливается к конкретному языку. Сегодня нам уже трудно представить, что наша цивилизация когда-то не имела письменности – настолько трудно, что это становится поводом к многочисленным околоисторическим мифам и даже фальсификациям: и пресловутая «Велесова книга» с её «гибридом» кириллицы и индийского письма деванагари, и даже попытки найти в орнаментах некое узелковое письмо и даже руны. Пожалуй, апофеозом абсурда можно считать «шедевр» В.А. Чудинова: Этот, с позволения сказать, «исследователь» взял фотографию объёмной фигурки мамонта, вырезанной в каменном веке, перевёл её в штриховой рисунок и в прорисовке шерстинок мамонта прочитал фразу… «Я русский»! Да-да, именно так: в каменном веке – надпись на современном русском языке. Поистине, такой материал мог бы украсить первоапрельский номера любого журнала – но он был напечатан в книге, претендующей на серьёзность и даже некоторую научность.

Главным мотивом в таких публикациях звучит навязчивое желание доказать, что письменность у славян существовала в дохристианские времена.

Между тем, история возникновения славянской азбуки известна хорошо, и связана она с именами двух братьев – христианских святых, равноапостальных Кирилла и Мефодия. Заслуга этих людей настолько очевидна, что в Болгарии даже при советской власти день их памяти – 24 мая – отмечался как государственный праздник, День славянской письменности (и очень хорошо, что мы в конце концов позаимствовали эту традицию).

Что же это были за люди?

В житии Кирилла сказано (и многие болгарские учёные поддерживают эту версию) сказано, что они были болгарами, но большинство современных учёных считает, что они были греками, но хорошо знали славянский язык – возможно, потому, что мать их была славянкой. Родом они были из византийского города Салоники (славянское название – Солунь, поэтому их ещё называют «солунскими братьями»). Впрочем, живя в Солуни, нетрудно было научиться славянскому языку – на нём там говорило не меньше народу, чем на греческом.

Старший брат – Мефодий в монашестве (мирское имя неизвестно) – сделал блестящую карьеру, достигнув поста стратега (военного губернатора) Славинии (провинция на территории современной Македонии), но со временем предпочёл карьере монашескую жизнь. О младшем же брате Кирилле (в миру – Константине) рассказывают такую историю: в семилетнем возрасте ему приснилось, что пришёл он на бал, где было много красивых и знатных девушек, и ему предложили выбрать себе невесту – и он выбрал девицу по имени София. Было это или не было, но впоследствии это человек был в полном смысле «обручён с Софией» (премудростью): получив блестящее образование в Константинополе, он отказался от предложенного ему выгодного брака и принял священнический сан, а затем стал хранителем библиотеки при соборе св.Софии (в современном мире с этим положением сопоставимо звание академика). Позднее он преподавал философию – за что и получил прозвище Константин Философ. Не раз он одерживал верх в философско-богословских диспутах – например, с Аннием, предводителем иконоборцев… но так или иначе, в 856 г. Кирилл удаляется в монастырь, настоятелем которого был его брат Мефодий, и вот там – с группой единомышленников – они и озаботились созданием славянской азбуки.

Почему встал такой вопрос?

Разумеется, это было связано с распространением христианства среди славянских народов. Ничто не ставит такую преграду распространению какого бы то ни было учения, как языковой барьер! Донести до славян учение Христа можно было только на их родном языке – и солунские братья понимали это… но, к сожалению,не все современники были с ними в этом солидарны. Вот, например, какие слова обращает к Мефодию папа Иоанн VIII: «Слышали мы, что святую мессу служил ты на варварском, т. е. на славянском, языке, в то время как в нашем письме, переданном через Павла, епископа анконского, мы приказывали тебе, чтобы ты служил святую мессу не на этом языке, но на латинском или на греческом, так, как ее поют в храме божьем по всему свету и у всех народов». Приводился и совсем уж абсурдный аргумент: фраза «Иисус Христос, царь иудейский» была начертана на святом кресте только на трёх языках – латинском, греческом и еврейском – следовательно, только этим трём языкам «положено» иметь письменность.

Но, к счастью, были в те времена и здравомыслящие люди. Славянские князья-христиане (из Великой Моравии) Ростислав, Святополк и Коцел тоже понимали, что без священных книг на славянском языке распространение христианства среди их народа – дело абсолютно бесперспективное. Они обратились к византийскому императору Михаилу с просьбой «послете ны учителя, иже ны могуть сказати книжная словеса и разумъ ихъ». Эта миссия была возложена на Кирилла и Мефодия. Произошло это в 863 г.

Первой славянской азбукой, созданной братьями, стала глаголица. Названия и значения букв в ней практически такие же, как в знакомой нам кириллице, но вот начертание… прямо скажем, буквы глаголицы выглядят весьма вычурно: линейных элементов мало, в основном окружности, больше замкнутых форм… До сих пор не прекращаются споры, что послужило образцом для таких букв: в качестве возможных источников называют и греческие, и еврейские письмена, и самаритянские, и грузинские, и даже… руны.

Глаголица получила некоторое распространение, в Хорватии до сих пор используется в церковной литургии. Следует заметить, что в Хорватии создание глаголицы приписывают другому человеку – св.Иерониму… Но кто бы её не создал – солунские братья не были ею удовлетворены, и создали другую азбуку, известную как кириллица. Если об истоках глаголицы можно спорить, то основа кириллицы очевидна: ею стал т.н. унциал – греческое каллиграфическое письмо (сходство между греческими и славянскими буквами можно заметить и сейчас). Впрочем, в славянских языках есть и такие звуки, которых в греческом нет – для их обозначения пришлось добавить 19 букв (по очертаниям они несколько напоминали глаголические).

Вот так в IX веке родилась славянская азбука – кириллица. Ей предстояло пройти через многое: запрещение папой римским в 885 г., ряд реформ… но главное – она распространилась среди славянских народов, поспособствовав не только распространению среди них христианской веры, но и зарождению литературного языка у всех этих народов. Сегодня кириллицей пользуются в качестве официального алфавита не только в России и Болгарии, но и в других странах: Белоруссии, Украине, Белоруссии, Македонии, Сербии, Черногории, а также в некоторых неславянских странах: Казахстане, Киргизии, Таджикистане.

А что же с дохристинаской славянской письменностью? В одних случаях это было использование славянами-язычниками письменности, уже существующей у славян-христиан – как, например, свинцовая печать с именем князя Святослава, написанным кириллицей. Иногда речь идёт о родовых знаках – это ещё не письменность. Наконец, есть случаи и откровенных подделок («Велесова книга», статуэтки из Ретринского храма). И, наверное, не стоит разводить таинственность на пустом месте, проще признать очевидные заслуги святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, праздник в честь которых мы скоро будем отмечать!