Воспитание любви к истории и культуре малой Родины. Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины Культура и традиции народов моей малой родины

1
МКОУ «Ершовская СОШ»
«Моя малая родина – Оглонги»
Автор работы: обучающаяся 2 класса
Терехова Ульяна
Руководитель:
Дорошенко Ольга Константиновна
2017 год
п.Ершово

2
Содержание
1. Введение 2­3
2.Мои исследования
1.2 Моя малая родина. Почему мы так называем? 3
2.2 Почему мой район так называется? 4
3.2 Красота природы моего края 4­5
4.2 Быт, культура и традиции моего народа 5­6
5.2 Известные люди моей малой родины 6­7
6.2 Маленькая история моей большой семьи 7­8
3. Заключение 8
4.Использованная литература 8

3
Проект «Моя малая родина – Оглонги»
Выйди в верховье Амура
Сунгари устье сверкает.
Выйди в низовье Амура­
Устье Амгунь открывает.
Здесь я родился и вырос,
Здесь мой любимый край.
В среднем теченье Амура
Родина всех нанай!
И.Терехова
1.Введение
Каждый дорожит своей малой родиной и считает, что нет на свете места
прекраснее. Я слушала рассказ своего одноклассника о красоте своей малой
родины. С какой любовью и гордостью Серёжа рассказывал о красоте села
Ершово! Уже скоро будет 2 года, как я приехала в Ершово из Хабаровского
края. Мне очень нравится здесь. Здесь я пошла в школу, здесь у меня новые
друзья. Но я хочу рассказать ребятам о своей малой родине, где я родилась,
откуда идут мои корни. Поэтому я выбрала тему своей работы: «Моя малая
родина ­ Оглонги».
Целью, которой является рассказать о красоте моего края, чтобы привить
любовь и уважение к нему.
Задачи:
1. Выяснить, что значит выражение «Моя малая Родина»?

5
Среди ребят я провела анкетирование. В анкете было 3 вопроса: почему моя?
Почему малая? Что значит слово Родина?
Обработав анкеты, я сделала вывод:
Моя ­ потому что здесь родилась моя семья, родилась я, здесь мой дом, моя
улица, мои друзья.
Малая ­ потому что это малая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
2.2 Почему мой район так называется?
Географический адрес моей малой родины: Хабаровский край, район имени
Полины Осипенко, село Оглонги. Район образован в 1926 году.
Первоначально назывался Кербимским. Сейчас район носит имя Полины
Осипенко. Почему он так называется? Мне рассказала мама, что район назван в
честь лётчицы Полины Осипенко. Вместе в Интернете мы нашли фотографии и
точный ответ. Переименован район в 1939 году в честь Героя Советского
Союза Полины Денисовны Осипенко. 78 лет назад экипаж самолета «Родина» в
составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой
совершил рекордный перелет по маршруту Москва – Дальний Восток, который
закончился на территории нашего района. Этим полетом был установлен
международный женский рекорд по дальности полета. Так был открыт
воздушный мост между столицей нашей Родины и Дальневосточным побережьем.
Я горжусь, что это произошло на территории моей малой родины.
3.2 Красота природы моего края
Красота природы моего села неописуема, манит к себе, притягивает как магнит.
Летом жизнь многообразная, разносторонняя. Зимой жизнь суровая, сложная и
подчас экстремальная. Село Оглонги стоит на берегу реки Амгунь. Горная река

6
Амгунь является притоком реки Амура и имеет высокую скорость течения реки.
В летне–осенний период бывают резкие подъёмы уровня воды, большие
наводнения. Амгунь – кормилица, богата рыбными ресурсами, среди которых
выделяются осётр, кета, горбуша, таймень, ленок. Любуются люди Амгунью.
Величава она летом, спокойна зимой, изумляет красотой берегов. Этим
привлекает туристов, путешественников.
Богатые недра земли привлекают геологов. Основными отраслями хозяйства
являются: золотодобыча, заготовка и переработка древесины, охотничий
промысел, сбор не древесных продуктов леса и рыбная ловля.
Наша тайга ни с чем несравнима, где ели под 30 метров, стланик кедровый.
Случается такой урожай грибов, что не в сказке сказать! А ягодное раздолье:
голубика, брусника, смородина, клюква, морошка!
Богат и разнообразен животный мир моего края.
4.2 Быт, культура и традиции моего народа.
А какие люди живут здесь! На территории Хабаровского края российского
Дальнего Востока издревле проживают 8 коренных малочисленных народов:
нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвены, эвенки, имеющие
свою культуру и быт. В моём селе проживают нанайцы, русские, эвенки,
удэгейцы, нифхи. Я расскажу о жизни нанайцев т.к. мои корни относятся к этому
народу. Рассказывали будто в краях северных, на великой реке Амгунь с давних
времен живут счастливые люди. Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у
них как смородины, а волосы как смоль. Свои дома они строили по берегам
Амура, Амгуни. Так появилось моё село Оглонги. Старое название нанайцев –
гольды. Само название ­ нанай ­ «человек Земли». Как и все другие народы,
нанайцы имеют свой родной язык. Традиционное верование ­ шаманизм. Русские
познакомились с нанайцами в середине 17 века. Главным занятием мужчин была

7
рыбалка и охота. Нанайцам приходилось много трудиться, чтобы выжить в
суровых условиях нашего края. Охотник должен быть сильным, смелым,
храбрым, зорким. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев.
Обеспечивали семьи всем необходимым. Нанайцы носили летом – халат из
рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца,
дождя, а зимой халат как шубу из шкур животных мехом внутрь, сверху
надевали специальную зимнюю юбку и шапку, чтобы не замерзать. Женщины
занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду, шили
одежду, убирались, воспитывали детей. Но нанайцы не только трудились, они
еще умели здорово веселиться. Большое число из коренных жителей чтят и
помнят культуру и традиции своих предков. Развивается художественное
национальное творчество. Традиционные развлечения нанайцев ­ это
национальные праздники: кормление воды, медвежий праздник, праздник
последней тропы. На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и
подвижные игры. А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам
сказки. В наше время возрождается культура, язык нанайцев. Стали выходить
книги, учебники на нанайском языке. Все это важно сохранить и развивать,
чтобы передать следующему поколению.
5.2 Известные люди моей малой родины.
Моя малая родина славится своими жителями, самые лучшие из которых
являются почетными гражданами района. Так, Василий Витальевич Бочкарев,
ветеран Великой Отечественной войны и труда, краевед, долгое время
возглавлял районный краеведческий музей. Моя бабушка рассказала о школьном
учителе Чеботарь Юрие Николаевиче. Мы связались в сети с его дочерью
Татьяной Чеботарь, которая проживает в Анапе. Она любезно поделилась

8
фотографиями и рассказала об отце. Во время Великой Отечественной войны
Юрий Николаевич Чеботарь был стрелком­радистом экипажа пикирующего
бомбардировщика ПЕтляков­2. Имеет боевые награды Родины. А после войны
Юрий Николаевич преподавал в школе. Был учителем химии. Моя бабушка
Ирина Васильевна училась у него. Никто не забыт и ничто не забыто. Каждый год
9 мая у памятника проходит митинг. В знак памяти, уважения зажигаются свечи,
возлагаются цветы.
Наше село северное, маленькое и не благоустроенное очень мило и дорого мне.
Я люблю его таким, какое оно есть. Как родителей не выбирают. Так и свою
малую родину мы не вправе судить и осуждать. Люди покидают родные места, а
в душе тоскуют по ним. Вот несколько комментариев к старой фотографии
1.«Это село Оглонги, р­н П.Осипенко, где прошло моё детство» (пишет Римма
Ахметзянова)
2.«Я часто вспоминаю наш дом в Оглонгах. Хочется хоть краешком глаза
заглянуть в детство» (Флюра Ахметова)
3.«Вот моя деревня, вот мой дом родной» (Фануза Ахметзянова)
4.«Мой отец в Оглонгах был директором школы» (Александр Щербаков)
Каждому хочется вернуться на свою малую родину, где радовались каждому
дню, каждой минуте, прожитой в детстве. Молодежь перебирается жить в
города, забывая вековые традиции и обычаи рода. Вот и наше село Оглонги не
стало исключением. Но все­таки большое число коренных жителей района чаще
из числа старшего поколения чтят и помнят культуру и традиции своих предков.
6.2 Маленькая история моей большой семьи
Вот и мы всей семьёй переехали из Хабаровского края. Так решили родители. Но
не забываем культуру и традиции своего народа. Моя бабушка Ирина Васильевна

9
тоже родилась в селе Оглонги. В селе она вела активную общественную жизнь.
Много стихов о родном крае написала, которые помещены в сборники
Приамгунья. Старается делать всё, чтобы мы не забывали традиции своего
народа, помнили свои корни. Шьёт нам костюмы для выступления. Брату Денису
сшила костюм и разучила с ним нанайский танец на фестиваль «Дружбы
народов», который проходил в нашей школе. Этот национальный наряд сшила
мне бабушка, чтобы выступить с этим проектом. Сама она постоянный участник
всех концертов и праздников посёлка. Мы все большие любители порыбачить. И
здесь в Ершово наши взрослые занимаются рыболовством. Мы всё время
придерживаемся традиций своего народа.
3.Заключение.
Моя семья, мой дом. С этого начинается малая родина. Родная мать, дом, где ты
родился и вырос, друзья детства, любимые игры и книги, природа – такие
простые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине.
Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких
обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. От нас зависит и её
настоящее и то, какой она станет. Есть у моего народа нерешенные вопросы,
один из них ­ это вопрос о земле, о территориях традиционного
природопользования. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом,
и никто не вправе отнимать её у них. И хочется пожелать всем нам активной
жизненной позиции в решении этих проблем и вопросов, чтобы все мы любили
нашу малую родину не только словом, но и делом.
Практическая значимость моей работы в том, что её можно использовать на
классном часе, на уроках литературного чтения, окружающего мира.
Литература:

10
1.Дальний Восток, автор В.Г. Удовиченко, Издательство географической
литературы, Москва 1957 г., на 240 стр.
2.Хабаровский край, очерки. Автор А.А. Степанов, Хабаровское книжное
издательство, 1957 г. на 288 стр.
3.Хабаровский край, 1972 год.П.В. Баранов, Хабаровское книжное издательство,
1974 г.
4.Наш орденоносный Хабаровский край, А.П. Шитиков, Хабаровское книжное
издательство, 1967 г. на 240 стр.
5.Низовья
http://www.fesk.ru/wetlands/293.html
реки

Амгунь Водно­болотные

Народные праздники моей малой родины

Гордиться славой своих предков

не только можно, но и должно,

не уважать опыт – есть постыдное малодушие.

Авторы : Гусельников Андрей, ученик 7А класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., г. Петухово, ул К. Либкнехта, 89а

Жолудева Ксения, ученица 7Б класса МОУ «Петуховская средняя школа №1» г. Петухово Курганской области

Домашний адрес: Курганская обл., 0.

Руководитель: Лидия Ивановна Гусельникова, учитель русского языка и литературы

Место работы: МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» Курганская область, р. т.24-36

пустынях, и в народе носятся…

предания и предсказания, в которых

таятся истины, распечатываемые в будущем,

и нередко сбывается то, что кажется

нам несбыточным

У каждого народа есть свои обычаи, обряды, традиции. Они складываются веками, и отражают и уклад жизни, и любовь к труду, и чувство уважения к старшим. Очень многие праздники, обряды сегодня выпали из общей культуры русских городов, а большая часть вообще утеряна. Общаясь со сверстниками, нередко слышим удивление и даже какую-то легкую зависть от того, что они не знают историю своей малой родины, а мы, благодаря своим родственникам и односельчанам, ведаем то, что скрыто от глаз непосвященных…

Целью нашей работы явилось расширение знаний по истории родного края, истории нашего родного города Петухово, знакомство с обрядовыми праздниками.

Мы поставили перед собой следующие задачи :

1. Узнать историю родного города

2. Собрать сведения о различных праздниках города Петухова

В работе были использованы следующие методы:

· Поисковый

· Обобщение

· Фотосъемки

· Экскурсии

· Изучение теоретических источников

Место исследования: город Петухово Курганская область

Предмет исследования: рассказы жителей города, сценарии обрядовых праздников, архивные документы.

Продолжительность исследования: гг.

История родного города

Город Петухово. Почему именно так дали название этому городу?

Нет города такого, как наше Петухово!

На всей большой планете такой у нас один!

Кто здесь бывал однажды,

Тот понял, что не важно,

Совсем-совсем не важно

Быть городом большим!

На месте современного города Петухова в 1779 году было поселение Юдино.

Его основателем является Павел Федорович Юдин. В 1775 году он был судим. По решению суда его выслали на место жительства в Сибирь. Павлу было разрешено остаться на поселении. За хорошую работу ему дали надел 10 десятин леса. Землю отвели на границе между селами Теплодубровное и Петухово. Вскоре к Юдину приехала жена.

Осенью 1779 года Юдины перешли в новый дом. Это был первый дом поселения, ставшей впоследствии деревней Юдино. Дальнейший рост деревни Юдино был вызван строительством Сибирской железной дороги. Дорога была запроектирована рядом с селом Петухово, жители села попросили, чтобы дорогу отнесли к Юдино, то есть на границу земельных угодий этих сел. Они боялись, что паровозы будут пугать скотину. Так железная дорога вопреки проекту перешла от села Петухово к селу Юдино. Но название станции инженер-строитель, немец по национальности, оставил прежнее – по селу Петухово.

Итак, выгодное положение позволило Юдино из маленькой деревни превратиться в торговый центр Петуховской волости. Два раза в год здесь проводились ярмарки, торжки. Поэтому не случайно центром нашего района стало село Юдино. Только районному центру дали такое же название, как у станции, т. е., Петухово.

Петуховский район был образован в 1924 году решением Пленума Ишимского исполнительного комитета. Район самый восточный в области. С 1943 года входит в состав Курганской области. Граничит с Казахстаном, Тюменской областью , Макушинским и Частоозерским райономи Курганской области. Районным центром является город Петухово, преобразованный Постановлением Верховного Совета РСФСР 16 марта 1944 года из рабочего посёлка Юдино.

Богата и красива петуховская земля. Основные вехи развития нашей малой родины – края березовых колков, бескрайних полей, живописных голубых озер с жемчужиной Зауралья – озером Медвежье. Его протяженность более 6 км., оно широко известно в России за свои удивительные целебные свойства. Богата событиями, зачастую драматическими, история становления района. И за каждым событием стоят люди – наши земляки.

Народные праздники малой родины

Рождество

Ни один праздник, кроме Пасхи, не отмечается церковью с таким торжеством, как Рождество Христово. Празднуется Русской Православной церковью 7 января по новому стилю.

Этот праздник у нас на селе издавна принято отмечать обильным застольем. Традиционным блюдом являются сырники и жареный гусь (бабушки по-особенному готовят гуся, с приправами и обязательно в русской печке).

Разговенье происходит утром 7 января, когда заканчивалась Церковная служба, которая на Рождество совершается ночью. После разговенья начинают ходить по домам родственников и соседей с колядками, в которых прославляют родившегося Христа Спасителя. Вот одна из них:

Маленький хлопчик принес Христу снопик

Снопик развалился. Рай отварился

В Раю пташки летают, Христа прославляют

Братья серебро делили

А я злата, серебра не желаю

И хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю!

с. Новоильинка. Петуховского района

Колядование и славление Христа совершают в первые три дня от Рождества Христова, преимущественно в первый день, т. е. 7-го января. А на протяжении всех Святок (с 7 по 18 января от Рождества до Крещения) ходят друг к другу в гости и радостно празднуют пришествие в мир Христа Спасителя.

В рождественский сочельник все постились до позднего вечера, до появления звезды. А затем гадают. Гадания могут быть разными: на жениха или невесту, на будущее, на деток малых и даже на тещу!..

Вот, например, бросит девушка валенок через забор, а потом смотрит: куда носок укажет – там и суженый живет. Или постучать три раза по столу деревянной ложкой и послушать…где собака залает, там и твой жених живёт.

Утром 7 января бегают ребятишки (да и взрослые порой) из дома в дом, звезду носят, хозяев поздравляют и песенки колядные поют.

Кто не даст пирога,

Сведем корову за рога

Не дадите ножку

Мы свинью об сошку

Маленький юльчик

Сел на стульчик

В трубочку играю

Христа прославляю

Хозяина с хозяйкой

С праздником поздравляю

С Христовым Рождеством!

Подайте пятак

Отцу на табак

Матери на кофе

Сестре на картофель.

Я маленький мальчик,

Сел на стаканчик,

Стаканчик хруп

Дайте мне руб.

А если не угостили колядильщиков, вечером, по темну они такое устроят! Дрова раскидают, лавочку утащат, ящики почтовые спрячут… В прошлом году телегу у одного хозяина на дорогу выволокли. Так самое удивительное – тележка для трактора, без колес и в 50 метрах от дороги стояла! И кто это сделал – не узнать! Только вот парни молодые улыбаются так загадочно… Но кто докажет?..

Крещение

Раз в крещенский вечерок

Во многих местностях России день Воскресенья Христова называется Великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресенье Христова солнце не заходит в продолжении свей святой недели. И день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог так возлюбил нас грешных людей, что сам стал человеком, разделил с нами все трудности человеческой жизни и научил нас как надо жить.

Но на Пасху мы празднуем еще большее чудо, еще большую радость. Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но случилось чудо, он победил смерть. Он оказался сильнее смерти – воскрес и нам всем открыл путь к светлой жизни.

Пасха слово еврейское и значит «исход», «избавление», «освобождение».

Изначально Пасха праздновалась у нас на селе и до сих пор на кануне праздника в каждом доме пекут куличи, красят яйца, стряпают пасхальный пирог из творога и изюма. Ночью в домах горит свет, хозяйки не спят, тем самым, как бы хотят помочь Иисусу в его мучениях (рассказывают бабушки). Когда на селе была церковь, всю ночь шли Богослужения, а на заутрене вокруг церкви расставляли столы, жители приносили куличи, пасхи, яйца, для того чтобы поп освятил их.

После «всего» все шли на край села, где наблюдали как «играет» солнышко.

После; - когда люди «разговеются» после великого поста, выходят все, стар и млад на улицу, где устраивают соревнование. Загодя готовят круг (копают углубление в земле, посыпают золой, ровно разметают золу крылышком птицы).

Начинается игра с того, что нужно поставить на кон по 1 яйцу. Итак, игроки пускают по специальному лотку яйца (сколько игроков, столько и яиц). Затем в порядке очереди выбивают яйца, кому-то приходится выбить 2, кому не одного, но в этом и заключается игра (в умении правильно пустить яйцо по лотку). Побеждает тот, кто больше всех выбьет яиц. Случалось и такое, что приходили с 2 шт., а уходили с целой кепкой яиц, и наоборот.

Каждый год у нас отмечают Пасху, и каждый год проходит очень интересно этот замечательный, светлый праздник особенно для детворы, хотя в игре (катание яиц) принимают участие все от мало до велика.

Троица

Этот христианский праздник отмечается 2 дня.

1. Троицкая родительская суббота

2. Воскресенье – день Святой Троицы.

В первый день все жители ходят на места погребения своих близких – поминальный день.

На второй день – также поминание и украшение дворов и мест погребения (кладбище) зелеными веточками березы. Это и есть особенность праздника.

В Троицын день у нас придерживаются следующим обычаям. Пускают венки на воду (гадание заключается в том, что если венок прибьет к берегу, то можно ждать, что в том краю молодая девушка родит ребенка, не выйдя замуж). А еще просто на просто узнают свою судьбу.

Праздничные гуляния в Троицын день обязательно проходят в лесу, на берегу озера, почти все село празднует самый оживленный народный праздник.

Народный праздник Ивана Купалы

Есть у русского народа праздники с языческих времен – Масленица, Купала. Последний совпал с церковным праздником Рождества Иоана Предтечи и стал называться днем Ивана Купалы. Этот праздник посвящен солнцу и связан с древнейшими культами славян – огня и воды. Поэтому в этот день обливают друг друга водой и разводят костры. На Ивану Купалу собирают лечебные растения – в это время они полны особой силы.

У нас на селе этот праздник проходит очень весело. Ребятишки с утра до ночи обливают не только себя, но и взрослых, и никогда никто не обижается на проказы ребятишек. Праздник есть праздник!!! Вечером за деревней на берегу озера собирается много народа, и разводят костры. Ну а у костра, как всегда, - это и игры, и песни, и пляски.

Отмечают этот праздник 7 июля (по старому стилю этот день приходится на 23 июня), в день летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, делает первый поворот на зиму:

Не найти длиннее

Дня, чем перед нею.

Не сыскать короче

Этой летней ночи…

(Сергей Белорусец).

Праздник этот славяне связывают с богом солнца – ведь приходится он на день «солнцеворота», на самую середину года, а также этот праздник впадает в христианский праздник Рождества.

Не смотря на многовековую давность, купальские празднества не вполне утратили своё первоначальное значение, из веры они перешли в круг простонародных суеверий, обрядов – в обычаи, во многих случаях они стали забавою для сельской молодёжи. По словам старейших жителей села Ефименко Александры Ивановны, Калининой Анны Никитичны , основные обряды праздника совершались в ночь на Ивана Купалу. Ночь эта считалась волшебной, спать в эту ночь не полагалось, потому что оживает вся нечисть – ведьмы, оборотни, русалки. Чтобы защититься от них, нужно было в самых уязвимых местах дома разбросать волшебные травы. Самой лучшей, защитной являлась крапива и осина. Считалось, что любая трава, сорванная в эту ночь, является целебной, надо отметить, что сам праздник – это время буйного цветения всей растительности. Ещё этот праздник величают «травником». Собирали не только лечебные, целебные травы, но и травы для гаданий. Особым уважением, как бы символом был цветок Иван – да – Марья.

Иван да Марья на горе купались

Где Иван купался – берег колыхался,

Где Марья купалась – трава расстилалась…

Из воспоминаний жительницы села Тябутовой Екатерины Семёновны, мы узнаём, что в канун праздника Иван Купала, ходили в лес, на поляны для сбора полезных трав, плели – завивали венки. В поход в лес приглашали тех, кто знал травы, по обычаю прежде, чем пойти в лес, делали остановку у последнего двора, где был колодец, умывались, пили, тоже могли делать и на обратном пути. Когда возвращались уже с травами, обязательно дарили их знакомым и родственникам, иногда хозяева разрешали заходить во двор и уложить траву на огуречные гряды. Взамен дарёной травы просили дров, которые использовали для разведения «купальских костров». Бывало и так, радушные хозяйки встречали прямо у двора с накрытыми столами, с блинами и квасом – обязательно. На краю села всегда наряжали «купальское дерево».

Со слов Игнатовой Анны Демидовны, в лесу в этот день делали веники не только березовые и травяные, но и с других пород лиственных деревьев. «Вечером бежим на речку варить кашу, захватываем молока, крупы, соли, сахара, приходим на берег, разжигаем костёр. В костёр бросаем одежду тяжело больных с поверьем, чтобы прогнать всю хворь и болезни. Пока каша варится, мы пляшем, играем, водим хороводы. Праздник весёлый, поем много всяких песен, а потом едим кашу». Можно услышать и такие:

Ой, Купаленка, ночка маленька

Ходил Иван, в воду упал,

Марья купалась – сухая осталась

Или такую: Купалочка, где твоя дочка?

Как зовут?

Где живёт?

В садочке.

Что на ней?

Сорочка.

Или: Еще что кому до нас

Когда праздничек у нас

Завтра праздничек,

Иванов купальничек.

Вот что поведала о празднике жительница села : «Ребятня бяжат на берег с вёдрами, набирают мутной воде и начинают обливаться, полощутся, в грязи валяются, а потом бегут купаться. А вот старшие по утру собирают росу и умываются ей, чтоб не было никаких угрей, прыщей на лице, а в доме росой кропят стены и койки, чтоб не водились клопы и тараканы. А молодежь на кануне бегает по лесам, ищет папоротник - никому ещё не приходилось найти этот цветок, а говорят, цветёт он в полночь и рвать его надо одному».

«Именно в ночь на Ивана Купалу наблюдалось оживление всякой нечисти, как и вовремя зимних святок, считалось лучшем временем для гаданий. Гадали на травах, отыскивали, собирали в пучок, клали в изголовье, а утром – считали, если 12 трав в этом году замуж выйдешь.

Если роса обильная - на хороший урожай. А ещё стирали тряпочку и весили во дворе, если она за ночь высохнет, то лето будет теплое и хлеб уродится, а если замерзнет, то лето холодное. С Иванова дня можно было брать лесную ягоду. Если ночь на Иван Купала звёздная – к урожаю грибов. В Иванову ночь воровали лук – головку или перо, чтобы у себя вырос хороший лук. Гадали на венках, ходили смотреть венки в лесу, которые плели на кануне праздника, если не завял, то хорошее в жизни ожидай, а если повянет, то неприятность жди.

Венки с головы бросали на воду, приговаривали: «Суженый-ряженый, плыви по течению, где моя судьба». Прыгали через «купальный костёр» парами, взявшись за руки, если руки не расцепятся, то молодые остаются вместе. Делали оберёг от нечистой силы, верили в приметы, под калитку клали крапиву или полынь у пригонов (сарай для домашних животных) переворачивали вилы, косы, грабли». Обо всем этом нам поведал житель села .

Заключение

В наше трудное время много говорится о возрождении Отечества. Благородное это дело – восстановление культуры нашего народа, но те традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков, деформированы современностью. На Руси праздники всегда любили. Народ умел трудиться, умел и веселится.

Праздник всегда мыслился человеком одушевлённым и одухотворённым: он «заходил» и «уходил», его встречали и провожали.

Праздник и праздничный годовой цикл - это глубоко обоснованная народным сознанием система жизни человека в природе.

Пусть живут в наши дни добрые и светлые праздники прошлого, пусть принесут они радость в нашу жизнь!

Сравнивая, сопоставляя ход праздника, мы видим очень большую разницу, до наших дней дошли отдельные моменты. Само слово «праздник» воспринимается по-разному: в нашем представлении праздник - это остановка будничного течения дел, отдых и развлечения. А раньше его воспринимали так не потому, что «суетные дела спят», а потому что духовное чтили выше телесного.

Мы считаем, что с возрождением народных традиций, появляется интерес к прошлому, население с удовольствием приходит на такие мероприятия. Это особенно видно на празднике Ивана Купала. С большим интересом в празднике принимают участие и взрослые, и дети. Старшее поколение, как наставники, показывают, что необходимо сделать, чтобы праздник прошел интересно, по правилам. Эмоциональный настрой праздника, свидетелем которого мы были, останется надолго в нашей памяти. Поэтому мы считаем, что народные праздники несут в себе духовное и нравственное воспитание нового поколения.

Необходимо и уделять больше внимания народным праздникам, так как это настоящее время востребовано народом как никогда.

Список используемой литературы

1.Круглов, обрядовые песни. Изд-во Высшая школа, 1989.-стр. 219.

2.Круглый год. Изд-во Правда, 1991.- стр. 219.

3.Молодёжная эстрада № 5 1991.

4.Науменко, детское поэтическое творчество. Стр. 54.

5.Панкеев, И. Русские праздники. Изд-во Яуза, 1998.- стр.238.

6.Снегирев, простонародные праздники и суеверные обряды. – М.:

7. Советская Россия,1991.- стр. 38.

Мне посчастливилось родиться в солнечной Республике Бурятия. Это место, поражающее удивительным разнообразием природы: широкие степи, величие и мощь священного Байкала, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов. Республика Бурятия - родина одного из самых гостеприимных народов - бурят. Это люди, чьи обычаи, национальные праздники, танцы, песни, кухня завораживают и заинтересовывают людей, не знающих их культуру. Буряты всегда рады гостям, они стараются помочь тем, кто просит у них помощи. Еще Ю. Джулиани в одном из ранних сочинениях о бурятах 1834 года писал: «Их гостеприимства и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу. Буряты, далекие от того, чтобы почитать бедных, как бы оставленных богом, всегда подают помощь путешественнику и доставляют разорившемуся средства к поправлению его состояния, стад, юрты, оружия... Когда путешественник, земляк или иностранец остановится в их улусе, всякий считает за великую честь принять его и заколоть барана для угощения. Принимая гостя, бурят всегда делает ему подарок по своему состоянию, хотя бы он прежде вовсе не знал его, и при отъезде от чистого сердца желает ему благополучного пути, всякого возможного счастья и прочее. Он провожает его сам, или посылает проводить до ближайшего улуса, где передает его своим родственникам и друзьям».

Я с детства находилась среди бурят. Мои учителя - буряты, мои друзья - буряты, мои знакомые - буряты. Я привыкла видеть дацаны, бурятские национальные костюмы, знаю о национальном празднике Сагаалган, танцевала Ёхор и слушала бурятские песни. Мои друзья рассказывали мне много из того, что я еще не знала о бурятских традициях. Например, я знала, что Сагаалган (Праздник Белого месяца) - Новый год у бурят. Он длится 30 дней - лунный месяц. В этот месяц буряты принимают у себя гостей, дарят друг другу подарки и едят национальные молочные блюда. Но я не знала, что в канун праздника проводится традиционный обряд очищения «Дугжууба». Я была очень удивлена, когда моя подруга пришла ко мне в гости и предложила мне обтереть свое тело кусочком теста. Мне это казалось очень странным, пока она не объяснила мне, что перед обрядом люди обтирают свое тело кусочками теста, ваты или бумаги, а потом на большом костре сжигают их, тем самыми избавляясь от нечистот тела, речи и ума. В тот день как раз проходил обряд очищения, на который она должна была ехать.

Мало знала я и о культе Обо - поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мэнхэ Тэнгэри). Когда едешь куда-либо в республике, то в определенном месте можно увидеть, что на деревьях повязаны ленточки, платочки, тряпочки. Это священные места. Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Дарами могут быть пища, вино, хадак, лоскутки материи, ленты, платки. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт приношения. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, то удачи не будет.

По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов - ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.

Однажды я и мои родители были в гостях у маминой подруги во время Сагаалгана. Ее муж - бурят, когда мы все сели за стол, сказал: «Надо побрызгать. Задобрить духов». Я тогда не поняла, о чем идет речь. И только потом узнала, что у бурят существует обычай брызгать молоком или алкогольными напитками духам местности - безымянным пальцем левой руки слегка прикасаются к спиртному (молоку) и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Я живу в Бурятии уже 18 лет, но, к великому сожалению, еще ни разу не была на ежегодных «Играх трех мужей». Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое - «сурхарбан» с бурятского языка означает «стрельба из лука». И второе, собственно, «Эрын Гурбаан Надаан» - Игры Трех Мужей.

На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта - это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на сурхарбане - это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов.

Я понимаю, что знаю только одну сотую из всей национальной культуры бурят. Есть еще огромное количество обрядов, о которых я не знаю вообще или знаю только понаслышке. Есть много национальных блюд, которых я не кушала, песен, которых я не слышала. Поэтому я хочу изучать, узнавать как можно больше о бурятских традициях, о жизни, приметах, праздниках. Их история близка мне, их язык запечатлен в моей памяти. Я родилась в Бурятии, а значит, я часть этой республики, я - часть бурятского народа.

Марина Палеева (II курс факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) Иркутского госуниверситета)

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Проблема

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

Задачи проекта

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  • Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  • Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты

  • Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  • Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу.
  • Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
  • Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.
  • Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Повышение родительской компетенции.

Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года) 2013-2015гг.

Участники проекта: Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники)
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин)
  • Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения)
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр)
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования)

Оснащение проекта:

Методическое обеспечение.

Комплексная

программа

ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

Области

Парциальные программы

Педагогические технологии

Познавательное

развитие

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О.Л.Князева, М.Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г.

« С чего начинается Родина?»- под редакцией Л.А. Кондрыкиной; Москва, 2005г

Речевое развитие

«Развитие речи детей 6-7 лет», О.С.Ушакова, Москва, 2088г.

- «Ознакомление с художественной литературой». О.С. Ушакова.

Художественно-

эстетическое развитие

- «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г.

- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар», Э.Г. Чурилова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 г.

-«Изобразительная деятельность в детском саду», Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 г.

- «Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Физкультурное развитие

Здоровый ребенок. Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.

«Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности»

Социально – коммуникативное развитие

Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя»(ОС - «ШКОЛА 2100»)

- «Наследие. И быль, и сказка» - Е.Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью./ Алешина Н.В. – М.ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002.

Техническое обеспечение

  • - Аудиомагнитофон;
  • -DVD проигрователь;
  • -Телевизор;
  • -Цифровой фотоаппарат;

Специальные помещения детского сада

Методический кабинет;

Кабинет учителя –логопеда;

Спортивный зал;

Музыкальный зал;

Печатные средства

Методические пособия

Дидактические пособия

Современные энциклопедии и справочники

Тематические альбомы

Презентации

Карты, схемы

I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.

Вид деятельности

Цель деятельности

Сроки выполнения

Анализ работы по данной проблеме

Изучение методических разработок

Изучение литературы по данной проблеме.

Проведение психолого-педагогической диагностики

Диагностические задания;

Анкетирование родителей;

Тестовые работы;

Наблюдения;

Опросник детей;

Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа.

Сентябрь

Октябрь

20013г

Сентябрь Октябрь

2013г

Октябрь

20013г

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

Образовательная область

Форма работы

Цель деятельности

Сроки выполнения

Результат

Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ

Задачи:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья».

Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет».

Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту.

Конструирование «Комната, в которой я живу».

НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье».

Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие помощники».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье».

Разыгрывание этюдов

Решение проблемных ситуаций

Составление рассказов о семье

Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья».

Обсуждение поговорок и пословиц о семье.

Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова».

Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; раскрашивание раскрасок по теме «Профессии».

2. Слушанье и пение песен о членах семьи.

Пальчиковые игры: «Дом», «Семья»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки»

Развивать познавательную активность детей

Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем.

Формировать нравственно –этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье.

Создание эмоционального комфорта.

Развивать творчество детей

Развивать двигательную активность детей

«Генеалогическое дерево»

Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ

Задачи:

Познакомить с историей возникновения поселка;

Показать значимые места поселка;

Знакомить с природными зоны поселка;

Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица»

Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу»

Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок»

Экскурсия «Любимое место в поселке».

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка»,

Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?».

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток»

Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок.

Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина».

Составление рассказов о поселке

Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом»

Продуктивная деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый.

Слушанье песен

- Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок»

Пешие прогулки по поселку.

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Развитие интереса к художественно-творческой деятельности.

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

«Макет поселка»

Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ

Задачи:

Расширять знания детей о родной стране;

Познакомить детей с многонациональным составом населения России;

Познакомить со столицей России;

Познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар);

Формировать у детей целостное представление о природных зонах России;

Воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России»

Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре)

Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России;

Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России»

Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России»,

НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский»

Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу»,

Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте.

Дидактичесие игры «Достопримечательности Москвы», «Что предмет расскажет о себе»

Ручной труд изготовление атрибутов для игры

НОД Рассматривание картины «Богатыри»

Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику»

Чтение стихотворений известных писателей о Родине.

НОД Лепка « Русская матрешка»

Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни»

Рисование символики России.

Слушанье песен известных исполнителей о Родине

Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр»

Подвижные игры

Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине.

Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Альбомы (с символикой, презентации)

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Воспитывать патриотические чувства

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница»

- Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»

НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски)

Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси»

Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе

- «Вечер загадок» (загадки о предметах быта)

Чтение пословиц, поговорок, сказок.

Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д.

Слушанье русских народных мелодий

Конструирование и украшение русской избы

Лепка русского быта

Развлечение «Масленица»

Игра «Взятие снежной крепости»

Русские народные игры

Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину

представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках

Пополнять литературный багаж детей

Приобщение детей к народному искусству

Развитие двигательной активности

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Задачи:

Показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

Организовать выставку «Русский народный костюм»;

Воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Познавательные беседы «История русского костюма»

НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме»

Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок

Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри»

Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица»

Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок)

Составление и разгадывание загадок

Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др.

Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей»

Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества

Развитие пред-посылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

Овладение подвижными играми с правилами

В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы; куклы в национальных костюмах

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Задачи:

Познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

Создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные».

Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки»

Познавательные беседы « История тряпичной куклы»

Рассматривание познавательного материала, презентаций

Исследовательская деятельность с глиной

Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов

Сюжетно-ролевая игра «Музей»

Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма

Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов)

Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников.

Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель»

Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка»

Аппликация из ткани «Жостовский поднос»

Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения

Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок)

Развитие речевого творчества, литературной речи.

Развитие детского художественного творчества

Развитие двигательной активности

Выставка «Какие разные куклы»

Мини - музей « Город мастеров»; коллекции

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ .

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках

- Рассматривание иллюстративного познавательного материала

- Наблюдения в природе

- Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц)

- Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры

- Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек

- Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам

- Придумывание рассказов по пословицам

- Разучивание, инсценирование попевок, закличек

- Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток.

Развивать познавательную активность

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Тематические альбомы малых фольклорных форм

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ .

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр»

- Просмотр видеофильмов «Игры наших предков»

- Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр

- Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка

- Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья»

- Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок

-Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др.

- Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов)

- Игры на музыкальных инструментах

- Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры»

- Игры –хороводы

- Досуг «Русские игрища»

Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм

Привлекать детей к созданию развивающей среды

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях

Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельнос-ти

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Картотека народных подвижных игр; оборудование участка в народном стиле

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ .

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

- Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам

- Беседы, просмотр материала познавательного характера

- Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички»

- Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека»

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр

- Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов

- Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др.

- Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин)

- Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек

- Самостоятельное составление сказок.

- Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои»

- Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам)

-Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах

Разные виды игры

Развивать познавательную активность детей.

Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта.

Развивать связную речь, интонационную выразительность

Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Развитие двигательной активности

В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарному плану

Выставка «Комната сказок»; показ театра

Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки

- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

- Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др.

- Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в сельский клуб.

- Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки),

«Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество»,

«Пасха» и др.

- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

- Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной проектной деятельности

- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др

Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.

Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями.

Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности

1 раз в месяц

1 раз в

квартал

1 раз в квартал

Согласно

по плану

Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.

Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа.

Используемая литература

1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.


Экскурсия по теме « Традиции и обычаи родного края»

Малая Родина –

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья –

Ласковая малая

Родина моя!

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – село или уютный дворик с качелями. Прекрасно имя моей Малой Родины – село Каменный Брод. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разлив реки Иловли. А самое главное - родной отчий дом, семья.

Наше село богато своей историей.

На территории Каменнобродского сельского поселения находится Белогорский Свято-Троицкий мужской монастырь, построенный в 1864 г.. Монастырь знаменит древними меловыми пещерами, многовековыми дубами, являющимися уникальным памятником природы Волгоградской области.

То место, где ты родился, - это не только природа и история, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих.

Сегодня, возрождая традиционную культуру, мы всё чаще обращаемся к своему древнему духовному наследию и самобытным праздникам нашего народа.

На Руси издавна праздновали Великую Троицу. Для православных верующих людей Троица означает единство Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа. А вообще все - и верующие, и неверующие - на Троицу празднуют расцвет природы, начало лета, рождение лесных и водных сил природы.

В Ольховском районе также стало уже традиционным празднование Троицы в живописном уголке близ Каменнобродского монастыря, где устраивается гуляние с угощением. По живописной поляне через праздничные ворота, украшенные березовыми ветками, разноцветными лентами и русскими платками, в ярких красочных костюмах с песнями, пожеланиями добра и удачи проходят участники праздника: творческие коллективы Ольховского района, гости из разных уголков нашей православной России. Участники праздника могут полакомиться блюдами русской и украинской кухни. Сельские поселения радушно встречают гостей. Всех присутствующих угощают традиционным троицким блюдом - яичницей и квасом.

А вот выставка «Город Мастеров», представляющая изделия местных народных умельцев. Проводятся мастер-классы по бисероплетению, вязанию, вышиванию и изготовлению изделий из глины.

Перед зрителями предстают и русские народные обряды: «завивание березки», «кумовление». Возле берёзки водят хороводы, плетут из веток косички и завязывают цветные ленты. Девушки целуются сквозь ветви березы, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Вечно дружиться.

Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь. Потом всех закружит веселый массовый хоровод. Под березою показывают свою удаль в играх, песнях, танцах. Когда гуляние заканчивается, березку «развивают».

Для России наше село – частица,

А для нас оно – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.