Убийца Джона Леннона — психопат одиночка или наёмник ЦРУ

Биография

Родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС Дэвида Кёртиса Чепмена и медсестры Кэтрин Элизабет Пис. С 10-летнего возраста Чепмен стал заядлым битломаном . Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки The Beatles. Комната Чепмена была обклеена плакатами с изображением кумиров. В подражание им он отрастил длинные волосы и одевался неизменно а-ля the Beatles. Когда the Beatles распались, ему исполнилось 15 лет. А через год Марк исчез из Атланты, где жил и учился. Говорили, будто отправился в Лос-Анджелес. Когда он вернулся, друзья не узнали его - это был совсем другой человек. Он ходил по школе и предлагал всем купить пластинки из его «битловской» коллекции. Изменился и внешний облик Марка - короткая стрижка, белая рубашка, на шее строгий чёрный галстук. Оказалось, Чепмен вступил в «Ассоциацию молодых христиан» , мало того - стал её активистом, во время школьных перемен внимательно изучал Священное Писание .

После школы он нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот «Дакоты» он много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чепмен привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его «сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас». С декабря 1979 года Чепмен устраивается сторожем в кооперативном доме «Вайкики» в центре Гонолулу . В последний день работы в «Вайкики» (23 октября 1980 года) сторож Чепмен расписался в рабочем журнале не как «Марк Чепмен», а как «Джон Леннон». Рассчитавшись с «Вайкики», Чепмен купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, переправился через Тихий океан.

Убийство Джона Леннона

Прошения о помиловании

Чепмен 9 раз подавал такие прошения (последний раз в августе 2016 ), все они были отклонены. Подача Чепменом прошений вызвала негативную общественную реакцию. Так, Йоко Оно перед рассмотрением первого прошения в октябре 2000 года направила письмо в комиссию по помилованиям штата Нью-Йорк. Называя Чепмена «субъектом», Йоко, в частности, писала, что не будет чувствовать себя в безопасности, если он будет освобождён, и что освобождение Чепмена было бы несправедливым по отношению к Джону Леннону, который не заслуживал смерти; кроме того, освобождение Чепмена может привести к насилию в отношении него самого .

3 октября 2000 года комиссия по помилованиям рассмотрела и отклонила первое прошение Чепмена, в котором он утверждал, что справился со своими психологическими проблемами и больше не представляет опасности для общества. В решении комиссии, в частности, отмечалось, что Чепмен по-прежнему заинтересован в поддержании своей известности, что и являлось мотивом убийства.

Кроме того, комиссия твёрдо убеждена, что ваше условно-досрочное освобождение в данный момент умалило бы серьёзность преступления и послужило бы к подрыву уважения к закону.

Оригинальный текст (англ.)

Additionally, this panel strongly believes that your release to parole supervision at this time would deprecate the seriousness of the crime and serve to undermine respect for the law.

Юрист Роберт Гэнджи, член Исправительной ассоциации штата Нью-Йорк высказал мнение, что Чепмен, скорее всего, никогда не будет помилован из-за политического резонанса, который вызовет освобождение убийцы Леннона .

В августе 2014 года очередное прошение было также отклонено.

Спустя два года, в августе 2016 года, Чепмен подал очередное прошение о помиловании. Оно так же было отклонено.

Фильмы

  • О Марке Чепмене и его последних днях перед убийством Джона Леннона сняты фильмы «Убийство Джона Леннона » и «Глава 27 ».
  • Большое интервью с Марком Чепменом в тюремной камере показано в фильме «Джон Леннон: Несущий весть» («John Lennon: The Messenger»), вышедшем в 2002-м году.

Напишите отзыв о статье "Чепмен, Марк Дэвид"

Примечания

Ссылки

  • James R. Gaines. (англ.) . People . June 22, 1981, Vol. 15, No. 24.
  • BBC : (англ.)

Отрывок, характеризующий Чепмен, Марк Дэвид

– Но, милая княжна, – кротко и убедительно говорила Анна Михайловна, заступая дорогу от спальни и не пуская княжну, – не будет ли это слишком тяжело для бедного дядюшки в такие минуты, когда ему нужен отдых? В такие минуты разговор о мирском, когда его душа уже приготовлена…
Князь Василий сидел на кресле, в своей фамильярной позе, высоко заложив ногу на ногу. Щеки его сильно перепрыгивали и, опустившись, казались толще внизу; но он имел вид человека, мало занятого разговором двух дам.
– Voyons, ma bonne Анна Михайловна, laissez faire Catiche. [Оставьте Катю делать, что она знает.] Вы знаете, как граф ее любит.
– Я и не знаю, что в этой бумаге, – говорила княжна, обращаясь к князю Василью и указывая на мозаиковый портфель, который она держала в руках. – Я знаю только, что настоящее завещание у него в бюро, а это забытая бумага…
Она хотела обойти Анну Михайловну, но Анна Михайловна, подпрыгнув, опять загородила ей дорогу.
– Я знаю, милая, добрая княжна, – сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было, она не скоро его пустит. – Милая княжна, я вас прошу, я вас умоляю, пожалейте его. Je vous en conjure… [Умоляю вас…]
Княжна молчала. Слышны были только звуки усилий борьбы зa портфель. Видно было, что ежели она заговорит, то заговорит не лестно для Анны Михайловны. Анна Михайловна держала крепко, но, несмотря на то, голос ее удерживал всю свою сладкую тягучесть и мягкость.
– Пьер, подойдите сюда, мой друг. Я думаю, что он не лишний в родственном совете: не правда ли, князь?
– Что же вы молчите, mon cousin? – вдруг вскрикнула княжна так громко, что в гостиной услыхали и испугались ее голоса. – Что вы молчите, когда здесь Бог знает кто позволяет себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего. Интриганка! – прошептала она злобно и дернула портфель изо всей силы.
Но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку.
– Oh! – сказал князь Василий укоризненно и удивленно. Он встал. – C"est ridicule. Voyons, [Это смешно. Ну, же,] пустите. Я вам говорю.
Княжна пустила.
– И вы!
Анна Михайловна не послушалась его.
– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

40.776436 , -73.976006

Джон даёт автограф убийце за несколько часов до смерти. Последнее фото Леннона

На момент убийства Джон Леннон с семьёй (женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном) проживал на Манхеттене , в доме под названием «Дакота », рядом с Центральным парком . Как рассказывают близко знавшие Леннона и Оно люди, в семье царил мир, а сам Леннон чувствовал жизненный подъём, он даже написал песню Life Begins at 40 (Жизнь начинается в 40). За 3 недели до своей смерти, 17 ноября 1980 года Джон выпустил альбом Double Fantasy , хорошо принятый критикой и поклонниками. Это было триумфальное возвращение Леннона после пятилетнего молчания (предыдущий альбом вышел в 1975 году), связанного с рождением долгожданного ребёнка, воспитанию которого он и посвятил эти годы.

Убийство

Джон с Йоко вернулся домой около 22:50, чтобы пожелать спокойной ночи Шону. Лимузин не заезжал во внутренний двор Дакоты, Джон и Йоко вышли на 72-й улице. Джон поравнялся с Чепменом и бросил на него короткий взгляд, Йоко шла чуть впереди. Они прошли в арку дома (некоторые утверждают, что перед выстрелами убийца окликнул Леннона, но сам он этого не помнит) и Марк Чепмен выстрелил в спину 5 раз, первая пуля прошла над головой, остальные попали в Джона: две в район сердца, две в левое плечо. Пройдя, шатаясь, 5 шагов Джон упал.

Швейцар Perdomo выбил пистолет из рук убийцы и бросил его на тротуар. Он заорал на Чепмена: «Do you know what you’ve done? (Ты знаешь, что ты наделал?)». Тот спокойно ответил: «Yes, I just shot John Lennon (Да, я только что застрелил Джона Леннона)». Чепмен снял пальто и шапку, продемонстрировав, что безоружен. Он не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи » Сэлинджера в бумажной обложке. На внутренней стороне обложки было написано рукой Чепмена: To Holden Caulfield. From Holden Caulfield. This is my statement. (Холдену Колфилду. От Холдена Колфилда. Это мои показания.)

Вход в Дакоту

В 22:55 на место преступления приехала полиция. За 5 минут преодолев 15 кварталов, машина скорой помощи привезла Джона в больницу имени Рузвельта. Доктор Стефан Линн принялась за меры по спасению Леннона. Когда он прибыл, у него не было пульса и он не дышал. Доктор Линн и двое других врачей работали в течение 20 минут, вскрыв грудную клетку и попытавшись предпринять прямой массаж сердца, чтобы восстановить кровообращение, но повреждения кровеносных сосудов вокруг сердца были слишком велики. Леннон был объявлен мертвым по прибытии в отделение скорой помощи в больнице Рузвельта в 23:15. Доктор М. Эллиотт Гросс, главный судмедэксперт, говорил, что никто не мог бы прожить несколько минут после таких множественных ранений. Ведь Леннон был убит четырьмя выстрелами полыми изнутри пулями , которые расширяются при входе в цель и серьезно разрывают большую часть внутренних тканей. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Его жена, рыдая, «О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда», была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того как она узнала, что её муж умер. В этот момент в больнице зазвучала песня «All My Loving ».

На следующий день Оно объявила: «Похорон Джона не будет. Джон любил и молился за человеческий род. Сделайте то же за него, пожалуйста. С любовью, Йоко и Шон». 10 декабря 1980 года , тело Джона было кремировано на кладбище Фернклиф. Прах отдали Йоко.

Реакция на убийство

Убийство Леннона шокировало остальных экс-битлов и усилило в них уже существовавшие опасения за свою жизнь. Пол Маккартни однажды сказал об этом:

Мы, три битла, узнали эту новость утром, и вот что странно: мы все реагировали на это одинаково. Отдельно, но одинаково. В тот день мы все пошли на работу. Все. Никто не мог оставаться дома наедине с такой вестью. Мы все почувствовали желание пойти на работу и побыть с людьми, которых мы знали. Пережить это было невозможно. Надо было как-то заставить себя двигаться дальше. Я весь день проторчал на работе, но все делал, будто в трансе. Помню, вышел я из студии и ко мне подскочил какой-то репортер. Мы уже отъезжали, и он сунул микрофон в окошко машины, крикнув: «Что ты думаешь о смерти Джона?» Измученный и потрясенный, я выдавил лишь: «Это такая тоска». Я имел в виду, тоска в самом сильном смысле, знаете, как говорят, вкладывая в одно слово всю душу: тоска-а-а-а… Но когда читаешь такое в газете, видишь только одно сухое слово «Young Americans» которого Леннон принимал небольшое, но важное участие. Марк Чепмен присутствовал на пьесе «Человек-Слон» (в которой Боуи исполнял роль Джозефа Меррика), фотографировал Боуи у дверей на сцену и сразу после этого уехал в Дакоту для того, чтобы застрелить Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Леннона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида Боуи. У Чепмена нашли программку пьесы «Человек-Слон», на которой имя - Дэвид Боуи, было жирно обведено чёрными чернилами .

В настоящее время

Чепмен отбывает пожизненное заключение в тюрьме «Аттика». Начиная с 2000 года он имеет право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении, которым неизменно пользуется, каждый раз также неизменно получая отказ.

По иронии судьбы, об этой же тюрьме Джон пел в одной из своих песен.

Пять выстрелов из пистолета, прогремевшие 8 декабря 1980 года в ночном Нью-Йорке, всколыхнули пушечной канонадой не только Америку. Они отдались в сердцах миллионов людей многих стран болью и потрясением, когда радиоэфир, как обычно, перегруженный разноязыкой информационной текучкой, вдруг на секунду замер, а затем разрядился трагической «молнией»: убит Джон Леннон!

Композитор, поэт, певец, один из создателей знаменитого английского ансамбля «Битлз», открывшего эру поп-музыки, был убит наповал у подъезда своего дома на манхэттенском Вест-сайде – в центральном районе города. За два месяца до этого, 9 октября, ему исполнилось 40 лет. Уже через несколько минут после трагедии, случившейся около 11 часов вечера по местному времени, к «Дакоте» – старинному, похожему на замок зданию в готическом стиле на 72-й улице, где Джон Леннон жил с женой Йоко Оно и пятилетним сыном Шоном, – стали стекаться людские потоки со всех концов взбудораженного американского «Вавилона». Чугунные ворота перед входом в сумрачный двор здания исчезли из виду – они были сплошь увешаны букетами цветов, открытками, фотографиями Леннона.

За свое пятилетнее пребывание в Нью-Йорке, где я работал в Секретариате ООН, мне ни разу не довелось быть свидетелем такой бурной и волнующей реакции людей. На моей памяти ни убийство голливудской «звезды» Шарон Тэйт, ни «уотергейтское» дело и публичная отставка президента Никсона, никакие другие драмы и трагедии не вызывали у американцев такого брожения, сумятицы и отчаяния, какое вызвала смерть Джона Леннона...
Вот как все произошло...

Трагедия, разыгравшаяся на Манхэттене и завершившаяся столь молниеносным фатальным исходом, вызревала не в Нью-Йорке. Нити новой «Вест-сайдской истории» тянулись в Гонолулу – столицу «райского штата» Америки на Гавайских островах. Для полиции и следственных органов Нью-Йорка обнаружить эти нити не составило никакого труда, ибо главный действующий персонаж трагедии – убийца Джона Леннона – сам во всем сразу и признался. Он даже не пытался бежать. Когда подъехала полицейская машина, он бросил пистолет на землю и спокойно произнес: «Я убил Леннона». Убийцу зовут Марк Чэпмэн.

В конце октября 1980 года 25-летний американский гражданин Марк Дэвид Чэпмэн, безработный, вошел в один из магазинов в центре Гонолулу и выразил желание купить пистолет. Владелец магазина навел в ближайшем полицейском участке справки и, удостоверившись, что его клиент не числится в «черных списках» уголовников и прочих правонарушителей, продал Чэпмэну оружие. Торговец не придал никакого значения (или сделал вид, что не придал?) тому, что Чэпмэн, как он указал в анкете при оформлении покупки, нигде не работал. Он, конечно, мог бы и полюбопытствовать: откуда у безработного деньги на приобретение пистолета? Но когда коммерческий дух оттесняет на задворки гражданские соображения – стоит ли дознаваться, откуда у покупателя деньги? Главное, чтобы они побыстрее перекочевали из его кармана в твой собственный – а дальше все трын-трава.

На тот факт, что будущий убийца Леннона числился безработным, не обратила внимания и гавайская полиция. Ее представитель заявил впоследствии корреспонденту агентства Ассошиэйтед Пресс, что приобретение Чэпмэном огнестрельного оружия было «обычной» процедурой, предусмотренной американскими законами.

Потом, уже в момент ареста, в карманах у Чэпмэна было обнаружено 2 тысячи долларов наличными. Эту сумму, по словам его адвоката Адлерберга, он «занял», чтобы по приезде в Нью-Йорк «сделать то, что сделал...».

Так или иначе, вооружившись пистолетом 38-го калибра, безработный гонолулец отправился на континент – в надежде, как потом строили догадки эксперты, «получить автограф» у одного из своих идолов, Джона Леннона? Звучит парадоксально. Но Чэпмэн действительно заполучил автограф экс-битла. Это произошло в день убийства. А за несколько дней до кровавой трагедии некоторые жильцы «Дакоты» и прилегающих кварталов заприметили «опрятно одетого, спокойного с виду» молодого человека в черной кожаной куртке, прогуливавшегося около фешенебельного дома на углу 72-й улицы и Центрального парка. Это был Чэпмэн. В руках у него была новая, выпущенная несколько недель назад пластинка Джона Леннона «Двойная фантазия». Дефилирование незнакомца перед воротами «замка» никого не удивило – ведь в «Дакоте» живет немало знаменитостей сцены и экрана, которых почитатели хотят увидеть воочию или взять у них автограф.

8 декабря в 5 часов после полудня Джон Леннон и Йоко Оно вышли из «Дакоты», направляясь в одну из звукозаписывающих студий. У ворот к ним подошел неизвестный молодой человек в черной кожаной куртке и, протянув диск «Двойная фантазия», попросил у автора автограф. Леннон расписался на альбоме и поспешил с женой к машине. В течение последующих шести часов Чэпмэн не отходил от «Дакоты», дожидаясь возвращения Леннонов. В 22 часа 50 минут к дому подъехал лимузин, из него вышли Джон и Йоко и направились через арку с массивными чугунными воротами к подъезду здания. В этот момент из темноты к ним шагнул человек в черной куртке – и выстрелил. Через несколько минут, когда Леннон был доставлен в расположенную неподалеку больницу Рузвельта, врачи сообщили, что он мертв.

Добровольно сдавшийся полиции Чэпмэн был направлен для обследования в психиатрическую клинику, а американская Фемида поспешила предъявить ему предварительное обвинение в «убийстве со смягчающими вину обстоятельствами».
«Голоса сверху»

Первые дни убийца невозмутимо отлеживался в отдельной палате нью-йоркской психиатрической клиники «Бельвю», куда к нему каждые 15 минут заходили дежурные врачи или полицейские, чтобы упредить возможное самоубийство. Потом его стали возить из клиники на судебное разбирательство. Чэпмэн, такой же «спокойный с виду», как и накануне совершенного им преступления, этакий «тихий американец», являлся в суд в окружении плотного кордона полиции и в пуленепробиваемом жилете – слишком много было телефонных звонков с угрозой расправиться с ним. Кстати, примерно полтора года назад Джон Леннон ассигновал для нью-йоркской полиции тысячу долларов на приобретение таких пуленепробиваемых жилетов...

Так вот, пока шло разбирательство по делу гавайского преступника, американские криминалисты и эксперты в области социальной психологии на страницах газет, по радио и телевидению ломали голову над возможными мотивами «необъяснимого» преступления, пространно рассуждали о «загадках» человеческой природы, а некоторые пытались найти какие-либо зацепки и «смягчающие обстоятельства» в биографии убийцы.

Биография Чэпмэна – не ключ-универсал к разгадке «дакотской» трагедии. Но в ней есть такие штрихи и обстоятельства, которые вкупе с определенными чертами характера преступника из Гонолулу в самом деле могут пролить какой-то свет на маниакальные действия этого человека. Так что с некоторыми моментами жизни Чэпмэна и его особенностями как личности имеет смысл познакомиться – это знакомство поможет нам лучше понять саму американскую действительность, которая способна порождать таких чудовищ, как убийца Леннона.

Марк Дэвид Чэпмэн родился в 1955 году в штате Техас в семье сержанта американских ВВС. В начале 60-х годов он учился в школе в Атланте (штат Джорджия), когда «Битлз» уже взмыли на гребне мировой славы. С 10-летнего возраста Чэпмэн стал заядлым битломаном. На предвыпускных школьных фотографиях он изображен с длинноволосой прической «а-ля битлз». Марк играл на гитаре в школьной рок-группе и все годы собирал пластинки «Битлз».

После школы Чэпмэн нигде не учился, у него не было определенной профессии. В период после окончания школы и до ареста у ворот «Дакоты» он много путешествовал в качестве «агента по делам азиатских беженцев». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию. Из Ливана Чэпмэн привез магнитофонную запись уличной перестрелки. Дома он прослушивал эту ленту по нескольку раз. По свидетельству очевидцев, она его «сильно возбуждала и одновременно наводила на него ужас».

С декабря 1979 года Чэпмэн устраивается сторожем в кооперативном доме «Вайкики» в центре Гонолулу. Управляющий кооператива Джо Бустаменте отзывался о Чэпмэне в самых лестных тонах. Это был «очень добросовестный работник, нормальный во всех отношениях», заверил он американского журналиста, взявшего у него интервью вскоре после трагической гибели Леннона. От управляющего репортер узнал несколько любопытных деталей, связанных с уходом Чэпмэна из «Вайкики». Во-первых, оформляя расчет, Чэпмэн заявил, что уходит с работы «по личным причинам». Во-вторых, он сказал, что сразу уезжает в Лондон. В-третьих (самая, пожалуй, любопытная деталь), в последний день работы в «Вайкики» (23 октября 1980 года) сторож Чэпмэн расписался в рабочем журнале не как «Марк Чэпмэн», а как «Джон Леннон». «Мы заметили это только тогда, – сказал Бустаменте, – когда у нас стали наводить о нем справки после смерти м-ра Леннона».

Рассчитавшись с «Вайкики», Чэпмэн, как уже упоминалось выше, купил пистолет, занял 2 тысячи наличными и, не объяснив толком жене, куда он едет, отправился через Тихий океан в самый большой город Америки, чтобы «сделать то, что сделал».

Фанатичное поклонение битлам и подражание им во всем переплетались в душе Чэпмэна с еще одной «неуправляемой» чертой – неотступной верой в бога, в «неземные силы». Один из его однокашников по средней школе вспоминал, что Марк стал «очень религиозным» еще в начальных классах. Позднее Чэпмэн сделался неутомимым читателем Библии. По словам приятеля Чэпмэна, работавшего вместе с ним в 1975 году в агентстве по делам азиатских беженцев, Марк время от времени приходил в ярость от фразы, произнесенной в шутку Джоном Ленноном еще в 1965 году: «Битлз» стали более популярны, чем Иисус Христос». Для Чэпмэна никого выше Христа не было. В ходе следствия по делу убийцы Леннона в руки полиции попал подписанный документ, в котором утверждается, что Чэпмэн услышал «голоса сверху» и что на убийство его «толкнул дьявол».

Есть еще один момент в биографии этого американца, который, несомненно, свидетельствует о ненормальности его психики. Чэпмэн признался своему адвокату, что дважды пытался покончить с собой. Первый раз мысль о самоубийстве пришла к нему, когда развелись его родители, второй – когда его покинула девушка, на которой он намеревался жениться. Чэпмэн был также активным наркоманом.
701-я жертва

Разумеется, биосоциальные пружины, подобные тем, что были заложены природой и обществом в Чэпмэне, не всегда толкают человека на преступление. У человека может трудно сложиться жизнь, может расшататься нервная система, но он не впадает в отчаяние, не уходит в фанатизм, не прибегает к «крайней психотерапии», как это сделал Чэпмэн. У Чэпмэна психика не выдержала – и он «успокоил» себя, разрядил напряженность, выпустив пистолетную обойму в невинного человека.

Но, может быть, поведение Чэпмэна не характерно для американского общества? Может быть, его преступление – лишь сугубо патологический, из ряда вон выходящий, не типичный для «американского образа жизни» случай, что и нужно было учитывать психиатрам и следователям при поисках ответа на вопрос: «Почему этот человек убил Леннона?»

Но в том-то и дело, что «казус Чэпмэна» весьма типичен для Америки. Британец стал 701-й жертвой вооруженного нападения в Нью-Йорке лишь в 1980 году. В 1979 году по стране в целом от пуль погибло, по данным Федерального бюро расследований, 10 тысяч 728 человек – это 29 смертей в день, по убийству, каждые 50 минут! Всего же с начала века в США от выстрелов преступников и психически неуравновешенных граждан вроде Чэпмэна погибло более 800 тысяч американцев – на 250 тысяч больше, чем погибло во всех войнах, в которых участвовали Соединенные Штаты за свою 200-летнюю историю. Есть также данные о том, что каждый четвертый американец живет в постоянном страхе быть ограбленным или убитым. Страх перед насильственной смертью и сама смерть от руки психопата, фанатика или политического террориста – уже одна эта трагическая и реальная возможность «общества изобилия» сводит на нет любые разглагольствования о его преимуществах...

Но преступность и преступники, как всякая сорная трава, не растут на голом месте, в безвоздушном пространстве. Для жизнедеятельности им нужны определенные условия, определенный климат, среда. Так вот, уже не статистика ФБР, а другие данные – наблюдения ученых, деятелей культуры и искусства, высказывания государственных и политических деятелей – свидетельствуют о том, что такая среда, почва для «преступномании» в США прочно утвердилась. Эта среда – сама американская действительность, весь комплекс политических, экономических, юридических и нравственных институтов крупнейшей страны капиталистического мира.

«Американские общество – больное общество, – заявил представителям печати профессор Калифорнийского университета Питер Сэмпсон, когда узнал об убийстве Леннона. – Всякий в нем может начать стрелять в кого вздумается и когда вздумается. А известные люди в любой момент могут оказаться здесь жертвой безумцев, имеющих при себе оружие». Президент американского «Общества Джона Берча» Р. Уэлч сравнил Америку с «огромным домом для сумасшедших», в котором верховодят «самые безнадежные пациенты». Американский историк А. Шлезингер еще лет десять назад указывал, что американская нация таит в себе угрозу для других народов. Киноактер Марлон Брандо, сыгравший главную роль в «Крестном отце», фильме об американской мафии, назвал действующие в США синдикаты преступников «эталоном капиталистического предпринимательства».

Мафия действует не только в системе капиталистического хозяйничанья США. Дух «мафиози», «коза ностра», так или иначе, в большей или меньшей степени пронизывает, по сути, все судебно-правовые инстанции, все законодательные и исполнительные органы страны. Главная общая черта всех этих юридических систем – мягкотелость по отношению к преступникам, которые подчас пользуются полной безнаказанностью.

Безнаказанность – благодатная почва для преступников и кошмар для честного человека. О том, насколько обеспокоены таким положением честные американцы, говорят данные опроса общественного мнения, проведенные статистическими службами Гэллапа и Харриса. В 1965 году 45 % всех опрошенных граждан США считали, что американская Фемида относится к правонарушителям слишком снисходительно. В 1970 году это число возросло до 64 %, а в 1973-м 74 % американцев считали, что отношение органов правосудия США к преступникам должно быть в корне изменено, стать более строгим. По данным той же службы Гэллапа, основная причина роста преступности в США – «недопустимая мягкость законов». За примерами далеко ходить не надо. Во время войны во Вьетнаме американский лейтенант Колли приказал расстрелять и сам участвовал в расстреле нескольких сот ни в чем не повинных вьетнамских крестьян в деревне Сонгми. Сегодня этот военный преступник на свободе. Десять лет назад маньяк Мэнсон убил в Голливуде актрису Шарон Тэйт, а недавно из США пришло сообщение о том, что ему тоже собираются дать «вольную». Наверняка отделается легким испугом и убийца Леннона – если, конечно, с ним не расправится кто-нибудь без суда и следствия.
Кулак и пистолет – символы «образа жизни»

Одним из законов США, который наиболее активно потворствует деятельности преступников, стал закон о продаже огнестрельного оружия населению. Пример Чэпмэна показывает, насколько легко можно приобрести пистолет в американском магазине. Если оружие попадет в руки «спокойному с виду» садисту – ждите очередной трагической сенсации. На следующий день после убийства Джона Леннона новому американскому президенту Рейгану был задан вопрос: не собирается ли он запретить продажу огнестрельного оружия частным лицам? Глава вашингтонской администрации ответил, что не собирается. Зловещая усмешка судьбы: через три с половиной месяца после этого врачи университетского госпиталя в Вашингтоне извлекали пулю, которую всадил в президента Джон Хинкли, 25 лет, неонацист по политическим симпатиям и владелец пяти (пяти!) пистолетов, «типичный американский парень», согласно характеристике, которую дал ему один из его школьных учителей...

Нежелание американских властей взять под эффективный контроль продажу оружия частным лицам английская газета «Таймс» прокомментировала так: «Тупое упрямство властей США, не желающих изменить закон о продаже оружия, – лишь одна из сторон давно сложившейся практики правления в этой стране».

Преступности в США способствуют не только общий «больной» климат Америки, не только антигуманная «мягкотелость» ее юридических институтов, не только «тупое упрямство» политического «истэблишмента». Важнейшим звеном в цепи многочисленных причин и факторов, которые могут лежать в основе совершаемых преступлений, нередко оказываются определенные черты культивируемого «национального духа», присущие янки мерила нравственности.

«Во многих странах считают – и тому в немалой степени способствовала и способствует пропагандистская машина США, – что типичному американскому национальному характеру издавна присущи такие черты, как энергичность, практическая сметка, целеустремленность, мужественное благородство. Да, американцев с такими чертами много. Однако не все знакомы с выводами тех ученых, которые считают, что Америка с самого начала заселялась людьми не только дерзающими и благородными, но и такими, которые из-за своих личных качеств не могли добиться успеха в родной стране и поэтому уезжали куда глаза глядят – и прежде всего в Новый Свет. Такие люди составляли львиную долю иммигрантов в США», – пишет американский социолог Ф. Слэйтор в своей книге «Преследование одиночества». Это были люди, которые «нигде не имели пристанища, не брезговали никакими средствами, люди, которые ставят деньги выше человеческих отношений, а самовозвеличивание – выше любви и порядочности».

Кстати, люди с такими качествами составляют немалый процент и сегодняшних иммигрантов в США. И они, как и первые европейцы, осевшие в Новом Свете из-за неудач в родной стране, продолжают закреплять и углублять эту черту в американском национальном характере – когда материальное благополучие ставится выше духовного богатства, а надменность и себялюбие выше доброты, таланта и порядочности.

«Надменность и самоуверенность» – наиболее зримые, выпуклые черты в характере сегодняшнего американца, отмечал старейший американский поэт, профессор Гарвардского университета Арчибальд Маклейш. В том, что это так, мне довелось не раз убеждаться, пока я жил за океаном.

Неуступчивость и надменность (открытая или замаскированная) присущи не только тем или иным американцам – живым носителям американского духа. Эти черты присущи также всей официальной, политической и даже эстетической иерархии Америки. В газетах, публицистических статьях, трудах ученых, речах государственных деятелей США постоянно мелькают набившие оскомину штампы: «великая американская мечта», «великое американское разочарование», «великий американский роман», «великое общество» и т. п. Самовозвеличивание стало неотъемлемой чертой внешней политики США еще со времен военной колонизации «дикого Запада» в XIX веке – с тех пор, как американский генерал Шерман «узаконил» разбойничьи действия «людей, не брезговавших никакими средствами», человеконенавистнической фразой: «Хороший индеец – это мертвый индеец!»

Индейцы, обитавшие на американском континенте в течение многих тысячелетий до прихода «бледнолицых» завоевателей, оказались для Вашингтона просто иностранцами – стало быть, второсортными людьми!
Робот выполняет приказ...

Иностранцем в Америке был и Джон Леннон. Власти не дали ему американского гражданства, предоставив после долгих проволочек лишь вид на жительство. Не дали из-за его прошлого: Леннон выступал против грязной авантюры США во Вьетнаме, боролся за мир, защищал права американских бедняков и нацменьшинств, в том числе индейцев. Официальный Вашингтон не мог простить композитору и поэту таких песен, как, например, «Представь себе», в которой поется: «Представь себе – нет собственников, нет голодных, и незачем убивать... Представь – все люди живут ради мира...»

Свести счеты с английским певцом намеревался, очевидно, и американец Марк Чэпмэн. Этот человек был не только по-американски надменен и неуступчив, но и злопамятен. Многие годы он таил в своей «боговерной» душе злобу на Леннона за его «антихристову» фразу. Уже после ареста возле «Дакоты», во время допроса в полицейском участке, Чэпмэн, как стало известно, заявил, что ему не понравилось, с какой поспешностью и небрежностью Леннон черкнул свое имя на пластинке, когда будущий убийца попросил у него автограф. Возможно, и этот момент сыграл какую-то роль в трагедии у стен «Дакоты».

Но какая теперь разница? Ведь убийца, который давно решил пойти на задуманное преступление, мог выстрелить в любой момент под влиянием любого слова, жеста или воспоминания, мелькнувшего в его голове. И ведь оттого, какие еще детали вскроют криминалисты в ходе следствия по делу Чэпмэна, итог трагедии не изменится. Артист Джон Леннон погиб не из-за поспешности, с какой он дал автограф «спокойному с виду» подонку, не из-за оброненной им шутливой фразы о Христе, которая так задела религиозного фанатика Чэпмэна, и уж никак не из-за того, что его убийца услышал в тот роковой день дьявольские «голоса сверху». Артист Джон Леннон погиб в Америке по другим причинам. Он стал жертвой действительности, выпестовавшей монстра Чэпмэна. По воле случайного или неслучайного стечения жизненных обстоятельств, под неизбежным воздействием всесильных социально-психологических факторов и законов американского общества сын безвестного сержанта оказался «великим избранником», роботом, послушно выполнившим очередной бессловесный приказ (№ 701) безликого земного «дьявола». У нынешних и всех последующих почитателей таланта Джона Леннона и остальных битлов будет лишь одно мнение об американце Чэпмэне: он – выкормыш «великого американского разочарования», обычный бесталанный неудачник, завистливо лелеявший «великую американскую мечту» самоутвердиться, прославиться любой ценой...
Вместо эпилога

По иронии судьбы, за несколько дней до своей смерти Джон Леннон заявил в интервью английской радиовещательной компании «Би-Би-Си», что ему нравится жить в Нью-Йорке, потому что он «чувствует себя в этом городе в безопасности». Певец редко выступал по телевидению, радио или в прессе.

С 1975 года, когда у Джона и Йоко родился сын, экс-битл и вовсе отошел от общественной жизни, решив заняться исключительно его воспитанием. Лишь осенью 1980 года он выпустил свой первый за последние пять лет диск – «Двойную фантазию»...

Утром 9 декабря, когда Джона уже не было в живых, Йоко Оно, плача и дрожа от горя и страха, с трудом объяснила сыну, что у него больше нет отца. Шон, испуганно выслушав мать, спросил, почему же все-таки незнакомый дядя стрелял в папу – ведь «дэдди» был такой хороший. Йоко ответила, что дядя был, наверное, не совсем нормальным человеком.

Мальчик уставился в одну точку, замер. Потом его глаза вдруг налились слезами, и он горько, безутешно заплакал.

Шон не мог понять, что же вчера случилось.

Марк Чепмен скорее всего, никогда не выйдет на свободу

22 июня 1981 года американец Марк Дэвид Чепмен на судебном заседании в Нью-Йорке признал себя виновным в убийстве одного из самых знаменитых музыкантов ХХ века – Джона Леннона , одного из создателей и лидеров британской группы The Beatles.

Судьи признали Чепмена вменяемым и приговорили к пожизненному заключению, отбывать которое он должен был в тюрьме «Аттика» в окрестностях города Буффало.

За полгода до этого, 8 декабря 1980-го, Чепмен застрелил легендарного «битла» у ворот здания «Дакота-хаус» на Манхэттене, где Леннон проживал вместе с женой, японской художницей-авангардисткой Йоко Оно , и пятилетним сыном Шоном .

Автограф перед смертью

События того злополучного декабрьского дня, когда в Нью-Йорке было совершено одно из «убийств века», мировые СМИ позже наперебой описывали во всех подробностях. Около пяти вечера Джон и Йоко отправились в студию звукозаписи, чтобы поработать над новой композицией – Walking on Thin Ice («Ступая по тонкому льду»).

Выйдя из «Дакота-хаус» (в этом доме они к тому времени проживали уже восемь лет), супруги, прежде чем сесть в машину, успели пообщаться с группой поклонников, которые по традиции ждали их у входа в здание, держа наготове фотографии и обложки пластинок для автографов.


Супруги не знали, что среди фанатов находится человек, который пять часов спустя выпустит в Джона пять пуль. 25-летний Марк Чепмен, парень из гавайского города Гонолулу, дожидался музыканта в компании прочих поклонников. Когда Леннон подошел, Чемпен протянул ему обложку альбома Double Fantasy («Двойная фантазия») и ручку. Битл улыбнулся и написал: «John Lennon, December 1980», после чего спросил: «Это все, что вы хотели?» «Да, – ответил молодой человек. – Спасибо, Джон».

Поразительно, что момент этой встречи сохранился на фотопленке. Исторический кадр сделал фотограф-любитель Пол Гореш . Он тоже был преданным фанатом «Битлз», и когда незнакомый парень обратился к нему с просьбой помочь получить у Леннона автограф и даже предложил 50 долларов, чтобы Гореш запечатлел их общение, – фотограф без всяких сомнений согласился.

На вопрос, почему для Марка так важно получить этот снимок, Чепмен ответил: «Иначе на Гавайях мне никто не поверит, что я разговаривал с самим Джоном Ленноном».

Далее события развивались так: в половине одиннадцатого супруги Леннон вернулись из студии. Они могли заехать в лимузине прямо в охраняемый двор «Дакоты», но, как назло, на этот раз решили пройти последнюю, короткую часть пути пешком. Отпустив машину на улице, Джон и Йоко пошли через широкую арку во двор.


Выстрелы в историю

Джон шел немного позади жены и даже успел обратить внимание на топчущегося у ворот молодого человека, с которым он общался днем. Несколько секунд спустя, когда музыкант уже почти водил во двор, с улицы раздался окрик: «Мистер Леннон!»

Джон обернулся – и в этот момент у него над головой просвистела пуля, а позади раздался звон стекла: это разбилось одно из окон «Дакоты». Секунду спустя «битла» настигла вторая пуля. Потом третья, четвертая… Две из них попали Леннону в левое плечо, а еще две – в спину, пробив легкое и аорту.

Поразительно, но после этого музыкант еще смог устоять на ногах. Он прошел, шатаясь, несколько шагов; добрался до проходной, прохрипел консьержу Джею Гастингсу : «В меня стреляли!..» - и упал, выронив из рук кассету с записью песни, только что сделанной в студии.


Пока в холле суетились сотрудники «Дакоты», пытаясь помочь смертельно раненому музыканту и кричала от ужаса Йоко; пока подъехавшие полицейские, не дожидаясь «скорой», погрузили Джона в машину и помчали в ближайший госпиталь, пытаясь успеть до того, как он истечет кровью, – Чепмен спокойно снял шляпу и пальто и уселся на тротуар. Напротив «Дакоты», через улицу, располагался вход в метро, но убийца даже не пытался дойти до него, убежать или скрыться.

Ожидая, когда полиция наконец придет по его душу, он вынул из кармана книгу и стал перелистывать страницы, пробегая их взглядом. Это был роман «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера . Идя на преступление, Марк специально взял его с собой. Позже он признается, что в мыслях часто отождествлял себя с главным героем романа, подростком Холденом Колфилдом .

Швейцар Хосе Пердомо , выскочив из «Дакоты», закричал на Чепмена: «Ты знаешь, что ты наделал?!» «Да, - ответил тот. – Я только что застрелил Джона Леннона».

Раздвоение личности

Вопрос, который многие годы после этого мучил и поклонников Джона, и журналистов, проводивших по этому поводу многочисленные расследования: что же заставило Чепмена пойти на злодеяние?

Одно время в американской прессе была популярна конспирологическая версия убийства; ее, в частности, продвигал известный публицист Фил Стронгман . Он был уверен, что Леннона «заказали» американские спецслужбы с подачи еще более высоких и «мрачных» фигур в руководстве страны.

Политиков и влиятельных лоббистов от компаний, занимающихся производством вооружений, не мог не раздражать декларативный пацифизм Леннона, убежден Стронгман. Джон и Йоко много раз устраивали акции протеста против войны во Вьетнаме, гонки вооружений и вообще того оголтелого милитаризма, которым так славятся Соединенные Штаты. Каждый из этих перформансов, без преувеличения, становился событием мирового масштаба.

Тем не менее, поклонники этой версии остаются в меньшинстве. Большинство же уверены, что дело – в душевной болезни, странном помешательстве самого мистера Чепмена.

Через день после убийства, 9 декабря, Марк, находясь в полиции, написал заявление о том, что внутри него обитают две сущности. Та, что больше – добрая, она никогда бы не захотела никого обижать, а тем более лишать жизни. Но его меньшая внутренняя половина, его собственный карманный дьявол – несколько месяцев «уговаривал» его осуществить коварный план.

Дьяволу хотелось прославиться, стать знаменитым на весь мир, как был знаменит Джон Леннон. Хотелось стать новым Геростратом . И в конце концов дьявол победил. Марк прилетел с Гавайев в Штаты, пришел к «Дакоте» и совершил убийство.

Позднее Чепмен признавался и в том, что, стреляя в свою жертву, пытался «стать немножко Ленноном». В своем рабочем журнале – он работал охранником и сторожем – он расписывался порой не как «Марк Чепмен», а как «Джон Леннон».

Век воли не видать

После убийства прошло уже 36 лет, и все эти годы Чепмен провел за решеткой. Девять раз он подавал прошение о помиловании и условно-досрочном освобождении, но ни разу суд не встал на его сторону.

Впервые убийца обратился к властям и общественности с такой просьбой в 2001-м, отсидев 20 лет. Он заявил, что преодолел свои психологические проблемы и больше не опасен для общества. Джон Леннон, напомнил Чепмен, был человеком прогрессивных, толерантных взглядов, и непременно помиловал бы его, если бы был жив.

Однако для суда – и в тот раз, и во все последующие – определяющим оказалось мнение вдовы погибшего, Йоко Оно. Художница заявила, что больше не сможет жить спокойно, если убийца выйдет на свободу.

Страх за собственную жизнь и за детей Джона – Шона и Джулиана , родившегося в первом браке музыканта с сокурсницей по колледжу Синтией Пауэлл , – превратит ее жизнь в ад.

«Я боюсь, что это вернет кошмар и хаос, - написала японка судьям. – Ни я, ни оба сына Джона не сможем чувствовать себя в безопасности до конца наших дней».


Удивительно, но, в отличие от очень многих людей, которые предпочли бы уехать подальше от места, где все напоминает о трагедии, Йоко и думать не стала о том, чтобы продать квартиру в «Дакоте». Он до сих пор живет в их с Джоном жилище, не желая расставаться с дорогими сердцу воспоминаниями.

Недалеко от дома, в нью-йоркском Центральном парке, находится мемориал Леннона, где на площадке с выложенным на ней словом Imagine – в честь одной из самых известных его песен – Йоко развеяла прах любимого мужа.


ru.wikipedia.org

8 декабря 1980 года в Нью-Йорке был убит кумир миллионов певец и автор-исполнитель Джон Леннон...
Его застрелил психически неуравновешенный фанат Марк Чэпмен. В день смерти Леннон дал своё последнее интервью американским журналистам...

Леннон подписывает копию Double Fantasy Чэпмену (справа) за несколько часов до смерти...

Чэпмен — 25-летний охранник из Гонолулу, Гавайи. Планировать убийство начал за три месяца до его совершения...

В этот вечер Чепмен попросил фотографа-любителя Пола Гореша, который также был фанатом экс-битла, помочь обратиться к Леннону за автографом и заплатил ему 50$, чтобы тот сфотографировал его с Джоном, так как, по его словам, на Гавайях ему никто бы не поверил.

В момент, когда Леннон, Оно и команда RKO проходили рядом, будущий убийца молча протянул Джону копию Double Fantasy и ручку. Тот улыбнулся и написал на экземпляре: «John Lennon, December 1980». Джон спросил: «Это всё, чего вы хотели?» — на что Чепмен ответил: «Да. Спасибо, Джон»

В 20 часов вечера фотограф Пол Гореш сообщил, что ему нужно ехать домой в Нью-Джерси, потому как было очевидно, что Ленноны вернутся примерно лишь к полуночи. Чепмен просил его остаться.

«Я буду ждать, — сказал он. — Ты никогда не знаешь, увидишь ли его опять». Пол не понял намёка...

В 22 часа 50 минут, когда Джон вместе с женой Йоко Оно, возвратившись из студии звукозаписи Hit Factory и вошли под арку своего дома... Джон шёл чуть позади Йоко. Он бросил короткий взгляд на Чепмена, когда проходил мимо него, и продолжил идти... а Чэпмен сделал пять выстрелов ему в спину.

Привратник вызвал полицейских, которые на своей машине доставили Леннона в госпиталь Рузвельта, однако все попытки врачей спасти легендарного артиста были тщетны. В 23 часа 15 минут Джон Леннон скончался из-за большой потери крови.

Первое сообщение о смерти Леннона широкой публике было сделано Говардом Коселломruen на канале ABC во время трансляции Monday Night Football.

Полицейский и Дэвид Геффен (справа) выводит Йоко Оно из больницы Рузьвельта 8 декабря 1980 года после смерти мужа.

Люди собрались на улице Централ Парк Вест и 72-ой Стрит у дома Дакота 14 декабря 1980 года после панихиды по Джону Леннону. Здесь собралось от 50 до 100 тысяч человек.

Нью-йоркская полиция не пускает поклонников к дому Леннона на следующий день после убийства.

Леннон был кремирован в Нью-Йорке, а его прах был передан Йоко Оно.

Кто такой Чэпмен писать не хочется. Это существо не заслужило изучения биографии. Напишу только что он получил пожизненное. Чэпмен уже пробыл в тюрьме уже коло 30 лет и постоянно подает прошения на досрочное освобождение, но пока тщетно, хотя Йоко Оно так же неоднократно просила его помиловать.

Люди отдают дань памяти Джону Леннону на мемориале «Strawberry Fields» в Центральном парке, недалеко от места, где был убит музыкант.

Чэпмен все пишет письма президентам с просьбой его отпустить на свободу. Но долго ли он проживет на свободе если выпустят?

Основа инфы Calend.ru и Википедия, фото (С) интернет.