Как выбрать сюжет для рисования. Как нарисовать комикс: поэтапное описание. Как нарисовать комикс карандашом для начинающих: поэтапно о структуре

Александр Богатов, иллюстратор и графический дизайнер из Ижевска, поделился своими методами поиска отличных идей для иллюстраций и графического дизайна.

Меня зовут Саша Богатов - иллюстратор, графический дизайнер из Ижевска. Развиваю собственный проект Daily Sketchups  - ежедневные иллюстрации, где упор делается на работу с смыслями, смешением техник и стилей, инструментов.

Нет времени ждать музу, когда ведешь подобный проект и работаешь, одновременно. Поэтому, я углубился в поиски методов генерации идей. В итоге, у меня сложился определенный список техник, которые я использую часто. Генерирование идей - не волшебство. Это навык, который можно прокачать. Прокачать можно, например, с помощью нижеперечисленных методов.

В статье нет следующих методик: мозговой штурм и его вариации ; шесть шляп Эдварда Де Боно ; ТРИЗ . О них много написано, пересказывать нет смысла.

1. Генератор генераторов идей

Виктор Меламед, руководитель курса иллюстрации в Британской высшей школе дизайна, написал в фейсбуке о придумывании генераторов для генерации образов.

Описание и механизм работы. Внутри генератора: ток, трансформатор, тестер. Ток - то, что вас вдохновляет: яблочные хвостики, хвосты енотов, постеры хоррор-фильмов, английский фарфор. Трансформатор - преобразование исходного материала в сюжеты, идеи. Тестер - критерии, выходящие из требований задач, по которым мы оценим сгенерированные идеи.

«Хороший генератор должен производить разные идеи в рамках одной логики и не выгорать раньше, чем на пятой идее. Хорошая идея не только запоминается и интригует, но и запускает пластическое развитие картинки»

В. Меламед.

Виды генераторов:
● Трансформатор - трансформирование ситуации в сюжет
● Инвертор - объекты меняются местами
● Коллайдер - когда есть два источника тока
● Рандомайзер - случайные константы
● Инкубатор - когда нужно детализировать выдуманный мир
● …

Всегда можно придумать генераторы со своими параметрами, дерзайте! К посту приложена таблица с генераторами . Генераторы описали студенты Меламедовского курса на примерах любимых иллюстраторов, а также представлены собственные наработки.

Трансформатор; ток №1 - люди, звери, объекты; ток №2 - контраст размеров; тестер - абсурдная правдоподобность. Иллюстрация  - Brad Holland, описание генератора  -  Алёна Белякова.

Инвертор; ток - любые предметы и животные; трансформатор - аттрибут или деталь существа или объекта отчуждается от него и используется не по назначению; тестер - необычно и смешно.Иллюстрация - Brock Davis,описание генератора - Виктор Меламед.

Коллайдер;ток №1 - фотографии выпускников, любые жанры бытовой фотографии; ток №2 - лица из хорроров; трансформатор - столкновение; тестер - издевательский ужас. Иллюстрация  - Charles Burns, описание генератора  - Анастасия Сухарькова.

Рандомайзер; ток - пять слов, начинающихся на одни и те же две буквы; трансформатор - объединение в сюжет.Иллюстрация - Wren Mcdonald;контекст иллюстрации - troll tromping tropical trombone troopers trolley;описание генератора - неизвестно.

Инкубатор; ток №1 - бытовые ситуации, ток №2 - животные; трансформатор - мир детей и разумных роботов, изображающих животных; тестер - тепло, покой, сюрреализм.Иллюстрация - Shaun Tan (Rules of summer),описание генератора - Анастасия Сухарькова.

Трансформатор; ток - фотографии людей, любых предметов и животных; трансформатор - составляем из двух фотографий единый объект по принципу гармонии формы; тестер - странно, смешно, умно. Подсмотрено у Stephen mcmennamy , иллюстрация Daily Sketchups

2. Ментальная карта

Описание метода. Ментальная карта или mind mapping - техника визуализации мышления. Карты нужны для разработки тем, поиска идеи, систематизации знаний.

Механизм работы. Берете лист бумаги или запускаете онлайн-редактор карт, в середине листа пишем главную тему или слово, от темы рисуем ветки с ассоциациями. Кто-то пишет только словами, кто-то добавляет простые рисунки, иконки.

Так выглядят карты:

Скриншот из онлайн-редактора карт Mindmeister

Одна из карт в моем блокноте

Карта о тайм-менеджменте. MindTools

Мой подход к составлению карт:

  1. Анализ собственных ассоциации, связанных с темой;
  2. Расширяю список слова в карте с помощью ассоциативных словарей: sociation.org , wordassociations.ru , www.slovesa.ru ;
  3. Набираю главные слова и ассоциации в Пинтерест и гугл имейдж , ищу образы и слова в картинках. В Пинтересте перебираю тэги, добавляю к теме слова #illustration или #graphic_design.

Сервисы для работы с картами:

  • Mindmeister.com - приятный онлайн-редактор карт. Пользуюсь им. Есть ограничения в бесплатной версии;
  • Mind42.com  - не пробовал, но любим у составителей карт;
  • Mindnode.com  - редактор карт для техники Apple.

Подробнее о методе написано на Хабрахабре в статье Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше .

3. Системный подход к ассоциациям

Методология похожа на метод составления ментальных карт. Найдено в блоге Нейта Вильямса, американского иллюстратора, в этой записи .

Краткий перевод статьи с механизмом работы:
1. У вас есть тема, задача. Опишите тему 2–4 главными словами. Например, тема - «расширение возможностей учителей с помощью технологий». Главные слова: расширение возможностей, учитель, технологии.

2. Подбираем для каждого слова ассоциации:


3. Соединяем по одной ассоциации из каждого столбца в предложения:

  • кран управляемый учителем, опускает лампочки в головустудента;
  • студент забирается по ДНК-лестнице, чтобы нарисовать лампочки на доске;
  • студенты и учителя идут по мосту из компьютеров до Луны.

Визуализируем предложения:

«Мост в другой мир». Студенты иучителя пересекаютмост изкомпьютеров на Луну.

«Езда на голове». Голова учителя - средство передвижения, которое везетстудентов к новым знаниям с помощьютехнологий / компьютера

«Взрыв знаний». Компьютер, метафора портала

«Супер Учитель».Учитель в героической позе (стоя накомпьютере) вдохновляетстудентов

Иллюстрация готова!

4. Тропы и стилистические фигуры

Описание метода. Весь мир текст, и он состоит из знаков и смысловых единиц. Изучением знаков и смыслов, правил коммуникации занимается семиотика. В. Меламед популяризирует этот метод в иллюстрации. Иллюстрация - это текст, значит в ней действуют правила речи, стилистические фигуры речи.

«Хорошую иллюстрацию можно пересказать на словах»

В. Меламед

Механизм работы. Вспомним литературные тропы: метафора, метонимия, cинекдоха, эпитет, гипербола, дисфемизм, каламбур, литота, сравнение, перифраз, аллегория, олицетворение, ирония, пафос, сарказм, эвфемизм, анафора, градация, антитеза, умолчание, параллелизм, инверсия. Определения найдете в гугле, если забыли.

Есть два варианта работы с данным методом. Первый, усиливаете вашу идею с помощью тропов. Второй вариант, подбираете тропы, которыми создадите визуальную метафору вашей идеи.

Реализация тропов в графике:

Метафора полета фантазии раскрыта через элегантное сравнение крыла самолета и книги.Jungho Lee, illustration for book « Promenade»

Сарказм. Кто кем управляет, кто хозяин своей жизни?Pawel Kuczynski, pawelkuczynski.com

Гипербола, каламбур. Преувеличении веса тубы и игра слов.Matt Blease, mattblease.com

Литота, каламбур, сравнение. Автобус и ботинки timberland в пути. Daily Sketchups

Градация, инверсия, гипербола, каламбур. Профессор синтезировал гигантского комара, которого он пытается убить, не видя, что он уже увеличился в размерах. Кто кого теперь ловит?Brecht Vandenbroucke, brechtvandenbroucke.blogspot.com

Антитеза, метонимия. Союз веселого и скучного, однотонного и пестрого.Broke Davis, itistheworldthatmadeyousmall.com

5. Использование другой стилистики, техники, материала

Описание метода и механизм работы. Дело в том, что выбор материала, стилистики, инструмента может являться уже решением задачи.

«В Британке много времени уделялось, чтобы заставить нас делать что-то своими руками. Потому что зачастую верный выбор инструмента уже является решением задачи», - Владимир Аюев в статье про обучение дизайнеров в Британке .

Травяной чай для сторонников здорового образа жизни «Tweet» (Марина Апевалина)

Постер (Таня Лазарева, Стас Неретин), Московский муравейник (Раушан Султанов), Постер (Мария Зайцева)

Туалеттеринг (Артур Лебсак), Постер (Раушан Султанов)

Афиши для ижевской Печа-Кучи. Материалы и инструменты (слева направо): цифровая иллюстрации; 3д графика; самодельное печенье. (Саша Богатов)

Помимо рук, есть замечательные инструменты, которые мы упускаем в цифровой среде. Попробуйте поработать с 3д-графикой, видео, посмотрите в сторону интерактивных инсталляций, анимации, саунд-дизайна, маппинга, веб-иллюстрации. Владение инструментами расширяет ваш язык, на котором вы говорите с зрителем, заказчиком, аудиторией. Повторюсь, выбор инструмента может подсказать решение задачи, усилить визуальную метафору или стать ее хребтом.

Взаимодействие новых технологий и мира иллюстрации:

1. Неординарный новостной ресурс «Батенька, да вы трансформер», опубликовал спецпроект с крутыми веб-иллюстрациями: taxi.batenka.ru .

2. Центр Марс в Москве представил в этом году экспериментальную выставку - «Метаформы ». Известные стрит-арт художники России перенесли свои работы в виртуальную среду. Увидеть сделанные работы можно с помощью шлемов виртуальной реальности.


Тизер к открытию выставки «Метаформы »

3. Дмитрий Карпов воодушевленно рассказывает о пользе освоения программы Cinema 4d, где вы сможете решать интереснее любые визуальные задачи, создавать сложные формы, настраивать под себя все окружение.

4. Еще один способ расширить свой инструментарий - работа с скульптурой, пластикой

«Объятия» отRonit Baranga, ronitbaranga.com

5. Визуальный эксперимент от Данила Криворучко, показывающий соединение видео и кодинга с использованием алгоритмов нейронных сетей

6. Еще один пример скрещивания книжной иллюстрации и веб-технологий в проекте An Awesome Book!

Одна из иллюстраций проекта An Awesome Book!

6. Синестезия

Описание метода. Синестезия - способность воспринимать мир органами чувств, пользуясь при этом описанием ощущений из мира других органов чувств. Примеры: цветной слух, восприятие определенных цветов при виде букв, запах песни Seven Nation Army у The white stripes, вкус Симпсонов.

О том, как синестезию включить в арсенал творческих инструментов, рассказывает В. Меламед в одноименной лекции .

Механизм работы на примере синестезийного анализа:

1. Слух. Как заставить иллюстрацию шуршать, гудеть, дребезжать как старый холодильник?

Передача ощущения кромешной тишины на морском дне и появление шума в виде рыб. Valerio Vidali, valeriovidali.com

Передача музыкального жужжания через знак мелодии и комара. Daily Sketchups

2. Обоняние. Может ли картинка сладко пахнуть как роза, или вонять забористым потом?

Запах болота, лилий, затхлость в работеAndrea Wan, andreawan.com

3. Вкус. Какая же иллюстрация на вкус? Может быть кислая, сладенькая, горькая, недосоленая креветка?

Мятное мороженое и кекс с хрустящими орехами.Mouni Feddag, mounifeddag.com

Ощущение сладкой прохладной, клубничной газировки летом, или шампанское.Monica Ramos, monramos.com

4. Осязание. Можно ли передать тактильные ощущения визуально, ощутить шёлк или кожу черепахи?

Колючая иллюстрация, где-то чувствуется мох. Henry McCausland, henrymccausland.com

5. Мышечное чувство или кинестезия. Способна ли картинка уничтожить ваш вестибулярный аппарат, закружить голову?

Представляешь себя на месте одной из девушек, становится дурновато. Невесомость. Javi Aznarez,javiaznarez.blogspot.com

6. Чувство времени. А как насчет почувствовать текучесть времени в картинке?

Мы замираем, ждем. Сколько будет длиться это издевательство в розовых тонах? Brad Holland bradholland.net

7. Персонификация темы

Описание метода. Придаем нашей идее человеческий облик.

Механизм работы. Представим, что наша идея, тема, продукт, главное слово, текст - человек. Придаем этому человеку характер, определяем его свойства, манеры, во что он одет, что любит и ненавидит. Далее приступаем к поиску визуального решения, которые бы описывало наш объект.


Комедийная персонификация образов Mac и ПК

Не нашел корни метода, но идея подслушана в лекции «типографика бренда » Михаила Шишкина из брендингового агентства Shishki .

Бренд - образ в голове аудитории. Он говорит по средствам визуальных коммуникаций определенным языком, тоном с аудиторией. Язык и тон - используемые образы, типографика, шрифтовая составляющая, цвета. Язык бренда формируется на этапе исследования, где составляется подробный портрет адресата, аудитории. В презентации есть примеры подбора шрифтов на основании выделенных свойств характера человека и природных ассоциаций.

Пара слайдов из презентации « от Дмитрий Карпова в рамках Bang!Bang! Education»

Превышает 777 тысяч человек, шесть лет назад нарисовал картинку, высмеивающую патриарха. Шесть лет назад ее перепостил россиянин Андрей Шашерин. Прошли годы, и теперь он вдруг стал фигурантом уголовного дела. Суд намеревался отправить его на принудительную экспертизу в психиатрическую больницу, после чего продолжить судебное разбирательство и, вероятно, вынести обвинительный приговор. Шашерину вменяют экстремизм (часть 1 статьи 282) и оскорбление чувств верующих (часть 1 статьи 148) из-за того, что он публиковал шутки о церкви. Одна из картинок, которую он выложил около шести лет назад, описывается следователями так: «Изображение патриарха Кирилла, за спиной которого стоит , с текстом в виде реплик: "Время не подскажешь?" - "Иисус, ******* (отвали)"». Это достаточно известный мем Дюрана, связанный с историей о затертых на фотографии дорогих . поговорила с Дюраном об охоте на экстремистов, оскорбительном контенте и самоцензуре.

«Лента.ру»: Cчитаете ли вы свою картинку с часами патриарха экстремистской?

Duran : Конечно, нет. Я не считаю ее экстремистской, как не считаю, что юмор в принципе может быть экстремистским. Экстремизмом скорее можно назвать реакцию властей на эту картинку. Вломиться с СОБРом в дом к выложившему картинку в интернет - не это ли называется чрезмерной, крайней формой методов действия? Помнится, тогда просто извинилась за казус с замазанными часами. Так почему не может и Андрей Шашерин просто извиниться?

Оскорбительной для кого-либо вы ее тоже не считаете?

Юмор зачастую подразумевает оскорбление кого-то - подчеркивание стереотипов о некой группе лиц, каких-то неприятных качеств. В половине анекдотов есть кто-то, кому будет немного обидно. Жаль, что именно у нас в стране появляются такие уголовные дела. Мне всегда казалось, что у русских одно из лучших чувств юмора в мире (ну, кроме англичан, возможно). Если мы продолжим оскорбляться на шутки, то вскоре провалимся куда-то на уровень немцев или японцев (заранее извиняюсь перед немцами и японцами, не подавайте на меня в суд).

Как именно вы узнали о деле Шашерина? На своей странице вы написали, что готовы помочь ему. Вы находитесь на связи с ним или с его защитой?

О деле Шашерина я узнал из новостей в ленте. Защищать его в суде будут правозащитники «Открытой России». Они справятся с задачей лучше меня - я не юрист, я могу лишь предавать огласке подвижки в его деле.

Учитывая анонимность вашего творчества, было бы довольно просто проигнорировать это дело - так, возможно, сделали бы многие. Колебались, высказываться или нет?

Я не питаю иллюзий насчет своей или чьей-то анонимности на территории России до тех пор, пока я пользуюсь социальными сетями, к серверам которых силовики могут легко получить доступ. Они могли завести дело и на меня, и на сотни и тысячи людей из тех, кто шесть лет назад зарепостил эту картинку. Просто рандомайзер Фемиды выбрал Шашерина. Игнорировать такое, я считаю, нельзя. Как, безусловно, нельзя игнорировать принятие любых абсурдных законопроектов.

Что с самой картинкой - вы ее удалили из своих пабликов?

У себя я эту картинку давно удалил, чтоб обезопасить себя и тех, кто ее отрепостил.

А другой контент? Даже в комментариях к последнему (на момент интервью - прим. «Ленты.ру» ) комиксу пишут в комментах: «на грани экстремизма».

Мне кажется, народ сейчас настолько напуган, что видит экстремизм во всем, в том числе и в последнем комиксе. На самом деле половина комментаторов под тем же комиксом считают, что я продался Кремлю, так что в среднем пост вышел в ноль. Там есть шутки про геев, льстецов, обжор и блудниц (что все они попадут в ад) - но это канон, я лишь играю на территории чужой мифологии. Если чревоугодники - это группа лиц, то да - это оскорбление группы лиц, и меня могут привлечь за экстремизм. Но мы же еще не на таком уровне абсурда?

Рост аудитории, а в последние годы еще и бесконечные абсурдные дела, не привели к возникновению или усилению самоцензуры?

Самоцензура у меня была всегда. Возможно, что-то особенно оскорбительное я так и не выложил. Но я верю, что однажды мы очнемся от этого дурного сна с посадками за репосты, и тогда шутить снова станет можно о чем угодно. Я никуда не тороплюсь, неоскорбительного материала хватает.

Как раз хотел спросить, были ли комиксы и шутки, которые вы не рискнули опубликовать.

Да, такие есть. Но этот риск скорее связан с личной самоцензурой, а не боязнью угодить под статью. Для каких-то шуток просто еще не настало время.

Может ли история с барнаульским делом повлиять на ваше творчество? Из сказанного выше можно сделать вывод, что оно станет мягче.

Я не стал мягче, но определенно стал осторожнее. Если раньше перед отправкой поста я думал трижды, то теперь думаю четырежды. Но это очень нездоровая атмосфера. Я считаю, что в делах культуры (и тем более юмора) общество должно само себя цензурировать. Мы будем стагнировать и дальше скатываться в Средневековье, если дела, подобные делам Шашерина и Мотузной, будут продолжать поступать в производство.

И все же хотел уточнить: стену в сообществе и на личной странице уже пролистали? Что-то еще удалили, кроме картинки с патриархом?

Да, была пара картинок, довольно популярных в свое время, которые до сих пор можно найти на других ресурсах. Но удалил я их давненько - в связи с угрозами в свой адрес.

Какого рода угрозы поступали? И от какого рода публики?

Дела давно минувших дней. Сейчас я жив-здоров, и мне никто не угрожает. Вот это я называю саморегуляция!

Что, на ваш взгляд, будет с юмором в России? Сможем ли мы когда-нибудь так же спокойно воспринимать шутки, как, к примеру, американцы, британцы и австралийцы воспринимают своих стендаперов?

Морально мы к этому уже давно готовы. Осталось только упразднить пару статей УК и создать сайт, где извинения перед были бы автоматизированы: поступает на тебя жалоба - записываешь видео с извинением - заливаешь на сайт - прощён. Дело в том, что народ у нас относится к шуткам с пониманием, даже к самым чернушным, а вот те, кому дают рычаги давления на неугодных, с радостью делают вид, что оскорбились.

Вас же блокировали на Facebook. Напомните, за что.

На ФБ меня блокировали три раза: за обнаженную женскую грудь, за фистинг принцессы Леи и за комикс про геев на небоскребе.

Есть такая фраза: «из интернета ничего удалить нельзя». Трудно спорить, глядя, как в прессе поднимают посты многолетней давности (достаточно вспомнить историю с отстранением Джеймса Ганна с поста режиссера «Стражей Галактики»). Не напоминает ли это чем-то ситуацию с нашим отечественным «экстремизмом»? У нас тоже любят поднять старые картинки. Нет ощущения, что история глобальнее и соцсети в принципе пришли к какой-то промежуточной точке?

На Западе общественность гораздо более мобильна и восприимчива к подобным вещам. Грубо говоря, утром H&M вывешивает на сайте худи «coolest monkey in the jungle», днем об этом пишут в Twitter, вечером их магазины громят, к ночи худи уже нельзя найти на сайте. Поэтому Дисней был так озабочен найденными в Twitter Ганна шутками: недовольные могли существенно подпортить сборы новинок киногиганта. И, действуя на опережение, Ганна сняли с третьей части франшизы.

В России, несмотря на проникновение интернета в жизнь населения, общественность пока не настолько волатильна. Мы медленнее и спокойнее реагируем на любую несправедливость. Я думаю, делами уровня «выложил картинку со свастикой» или «добавила песню Тимура Муцураева в свои аудиозаписи» должна заниматься именно общественность, а не судебные приставы. На Западе за подобное не сажают - «экстремисты» теряют работу, друзей, подвергаются осуждению в сети, но не более. Такая модель взаимодействия граждан в сети мне кажется более приемлемой, нежели то, что мы имеем сегодня в России.

Обратная связь с отделом «Общество»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость, вопросы или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

Ольга Черенкова
Сюжетное рисование в детском саду

Введение.

Наблюдать за тем, как рисует ребенок интересно всегда. И в эти волшебные минуты неважно, сколько лет ребенку. Малыш ли это, что неумело держа карандаш в руках, пытается оставить след на бумаге. Или дошкольник, который погрузившись в творческий процесс, пытается передать свои впечатления. Каким бы ни был возраст нашего художника, вывод один : рисование – это жизненно необходимая потребность.

К тому же рисование является едва ли не самым любимым видом деятельности детей, где они через образы познают окружающий мир. Каждый ребёнок по своей природе - творец. В каждом ребенке таится свой мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение. Воображение и фантазия - это важнейшие спутники в жизни ребенка. Но если дети мало мечтают и фантазируют, то обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Обычно творческие возможности детей скрыты и редко реализуются полностью. Важно создать условия, побуждающие ребёнка к рисованию , чтобы раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : рисование отдельных предметов , сюжетное и декоративное . Но основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

1. Значение сюжетного рисования для всестороннего развития детей.

Сюжетное рисование – это особый вид детской деятельности , который требует четких представлений об окружающем, знаний в области основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.

В сюжетном рисовании крайне важно , это и есть основная цель - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Для выполнения сюжетных рисунков дошкольники уже должны обладать определенными умениями и навыками в рисовании предметов быта , интерьера, пейзажа, а также уметь фантазировать, быть наблюдательными.

От рисования ребёнок получает лишь пользу. Особенно значима связь рисования с мышлением ребенка . Здесь в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо этого, рисование развивает память , внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе творчества развивается инициатива, самостоятельность и активность, которые побуждают осваивать знания, умения и навыки. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.

В сюжетном рисовании задействованы практически все психические процессы : воля, воображение, память, мышление. У ребенка развивается самостоятельность и изобразительные способности, важные для развития его творчества. В умственном развитии детей важно постепенное расширение запаса знаний, что благотворно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Ведь все разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.

В сюжетном рисовании ребенок может придумать свою историю и красиво расположить ее на листе. Важно суметь выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно. Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.

В сюжетном рисовании важно суметь правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше , и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего опыт рисования . Так дети получают представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, учатся сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Рисование -это деятельность ребёнка, в которой проявляются разные стороны психического развития. Рисуя, ребёнок проявляет терпение. Через рисунки можно определить особенности и основные качества личности. Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребёнка. В рисовании раскрывается его внутренний мир, ведь рисуя, ребёнок отображает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Рисование это источник хорошего настроения ребёнка.

И как утверждал выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский : "Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребёнок".

2. Анализ программных задач по сюжетному рисованию .

Общие задачи обучения сюжетному рисованию в детском саду это : научить передаче содержания темы, выделению в ней главного; передавать взаимодействия между объектами; правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

В сюжетном рисовании важно научить - правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложнена тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Для решения задач пространственных отношений между предметами у дошкольников очень мало опыта и еще недостаточно развиты изобразительные умения и навыки. Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при выездах на природу (в лес, на поле) .

Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа.

В младшей группе сюжетного рисования еще нет , но некоторые темы, звучат как сюжетные - «Шарики катятся по дорожке» , «Идет дождик» и др. Конечно же, там не требуется нарисовать действия сюжета . Сюжетные темы рисунков используются, чтобы у детей появился интерес к рисованию . С детьми второй младшей группы, детей сначала учат создавать несложные композиции. Учат располагать изображения по всему листу.

Задачи сюжетного рисования , в средней группе следующие :

научиться изображать 2-3 предмета, связанные между собой по смыслу.

Уметь располагать несколько предметов на одной линии или на всем листе, но без обозначения линией земли и неба. Поэтому нередко детям даются листы бумаги зеленого цвета - для лужайки, голубого - для озера. И дети учатся располагать рисунок по всей плоскости листа. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Темы несложные, например : девочка рядом котенок, бабочка и цветок. Сюжетное развитие действия ребята не показывают.

В старшей группе важно научить изображать смысловую взаимосвязь между объектами. Уметь выстраивать композицию, т. е. рисовать на всем листе , проведя линию горизонта, развивать чувство цвета. Перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как это еще очень сложно.

Содержание сюжетных рисунков становится насыщеннее, полнее, ярче. Дети стараются нарисовать все , что видят или видели когда-то. Воспитатель учит правильному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Например, чтобы изобразить зимний сюжет дети закрашивают белой краской пространство земли - снег, остальная часть - это небо. Так, дети учатся сами определять композицию своих рисунков. Цвет фона листа поможет выбрать краски.

В подготовительной группе детей нужно учить самостоятельно, определять сюжет рисунка на темы окружающей жизни, литературных композиций или по замыслу. Учить детей создавать сюжетные композиции . Объяснять им как изменяется форма предметов в связи с их действиями в сюжете . Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передавать различия в величине изображаемых предметов. Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. В рисунках детей подготовительной группы будет наглядно показано разнообразие в положениях фигур, что сделает рисунок более содержательным и выразительным.

Важно развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов : близких - внизу листа и удаленных – вверху. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они не загораживали друг друга. Дети учатся проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения, в использовании разнообразных оттенков в соответствии с сюжетом .

В выборе тем для сюжетного рисования педагогу важно учитывать эмоционально-интеллектуальный опыт детей. И надо помочь дошкольнику в овладении способами, средствами достижения цели. Нужно учить его изобразительной деятельности, учить так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел. Также следует интересное системное содержание. Еще необходимо учитывать последовательность освоения изобразительных умений и навыков.

При обучении сюжетному рисованию возможны трудности для восприятия детей и сложности графического воплощения сюжетного образа . Поэтому важно обогащать детей яркими впечатлениями, развивать их наблюдательность, умение видеть, чувствовать, замечать формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания. Помочь детям осмыслить и овладеть средствами графического изображения сюжета .

3. Методы обучения сюжетному рисованию .

В задачи сюжетного рисования входит забота об эмоциональном благополучии детей, формирование у дошкольников художественной культуры, развитие художественного восприятия, творческая организация процесса, уважительное отношение к результатам творческой изобразительной деятельности детей.

Цели же сюжетного рисования - научить детей в рисунках передавать красоту окружающей природы. Формировать умение создавать композиции в соответствии с возрастными особенностями детей. Помогать ребятам при передаче сюжета , располагать изображение на всем листе бумаги в соответствии с заданием. Использовать знания цветовой гаммы в рисунках, а так же умело воспроизводить оттенки этой гаммы в пределах возраста и требований Программы.

А успех в обучении сюжетному рисованию во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог.

Воспитатель должен изучать ребенка, используя индивидуальный подход к детям. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка, применяя задания разной трудности и стремясь к художественному развитию каждого малыша. Не всегда моменты окружающей действительности ребенок может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. Здесь помогут различные виды искусства : музыка, поэзия.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов : показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением : «Это бегает по лесу зайчик» , «Так бабушка мотает клубок» и т. д.

Наглядность : ребенок должен знать, видеть, чувствовать то, что собирается изобразить. Средств наглядности очень много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Можно использовать сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями. Можно рисовать с натуры ветки вербы, мимозы, ели, тополя, полевые и садовые цветы. Хорошо взять игрушку. Рисование с натуры развивает чувство композиции при передаче пространства. Дети начинают рисовать , начиная с нижнего края листа, с близлежащего к отдаленному. Осознав, что означает рисование на всем пространстве листа, дети не допускают наличие пустоты между землей и небом.

Конечно же, немаловажную роль играет эмоциональный настрой. В этом поможет музыка. Гиперактивных, легковозбудимых музыка успокоит, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии. Важно помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Художественное слово дополняет изобразительное искусство, активизирует художественное восприятие образа. Стихотворные строки создают эмоциональный настрой, помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем начать рисовать .

Еще один прием работы сотворчество. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования , подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном, общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях , без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены : на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.

На занятиях детям нравится путешествовать. Путешествия могут быть реальными или сказочными и воображаемыми. Так просто вынести на участок 2-3 мольберта с листами ватмана и предложить детям подумать, чтобы они хотели нарисовать из того , что есть на участке. Обязательно нацелить ребят на правильное расположение предмета, отметить его форму и величину. На таких занятиях включаются в работу процессы восприятия и воображения, а так же умение детей передать увиденное в рисунке, соотносить свою работу с работой сверстников.

Сюжетно-тематическое рисование по басням Крылова , по музыкальным произведениям, по стихотворениям русских поэтов, сюжетное рисование по русским народным сказкам также дает хороший результат в обучении сюжетному рисованию . Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.

Для старших дошкольников можно использовать метод творческой визуализации. Дети должны удобно расположиться на ковре, расслабиться, закрыть глаза, послушать звуки леса, речки, шум моря. Спокойный голос преподавателя поможет представить картину природы, которую дети позже могут нарисовать .

Дети очень много двигаются. И глядя на их движения можно увидеть, почувствовать их эмоции и переживания. Поэтому полезно использовать такие упражнения, как "Танец цветов", "Веселый зоопарк", "Море".

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь не нужно заучивать роль, все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. В младшей группе ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Старшие дети цветом, линиями, путем подбора художественных средств уже могут передать характер, настроение сказочного героя.

Еще В. А. Сухомлинский писал : "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире". Потому игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре проще направить внимание ребенка на нравственные, эстетические ориентиры. Удачным приемом на занятиях является игровой прием – видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон) . Видоискатель помогает ограничивать пространство, количество объектов и помогает сосредоточиться на взаиморасположение.

Нетрадиционные техники помогают выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в собственных силах. Рисование нестандартными техниками раскрепощает детей, позволяет им не опасаться сделать что-то не так. И к тому же рисование необыкновенными материалами и уникальными техниками дает детям возможность почувствовать незабываемый позитивный эмоциональный подъем. И действительно, эмоции - это и процесс, и итог практической деятельности - художественного творчества.

Тем более, рисование с нетрадиционными техниками не утомляет дошкольников, сохраняется работоспособность в протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. К тому же, нетрадиционные техники позволяют осуществлять личный подход к детям, учитывая их желание, энтузиазм.

Впечатлений, накопленных детьми, очень много, и они находят отражение в рисунках по замыслу. Рисунки получаются разнообразными, захватывая более широкий круг явлений. По этому поводу Б. М. Маршак отмечала, что данный вид рисования вызывает осмысленное изображение пространства, связность отдельных предметов между собой. Умение наблюдать, видеть, анализировать, овладение способами изображения и техническими приемами в предметном рисовании (с натуры, по памяти) положительно влияет на выполнение сюжетных рисунков .

Когда дети осознают способ расположения предметов в пространстве, они начнут проявлять инициативу в передаче сюжета . В процессе рисования дети смогут свободно пользоваться приемами закрашивания, усвоенными ими в предыдущей группе, выбирая цвета и оттенки.

Неправильное руководство композиционной стороной рисунка будет мешать развитию памяти, мышления, воображения, приведет к простому подражанию и, разумеется, замедлит развитие творчества.

Выполнение сюжетного рисунка затрудняется тем, что здесь нужно показать отдельные сцены, события. Изобразить соотношение предметов, композиционно выстроить рисунок, связно и понятно представить содержание, самостоятельно отыскать приемы изображения на основе уже усвоенного. Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать задуманное в рисунке.

Заключение.

Разнообразие и вариативность работы - одно из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию . Рисование нетрадиционными техниками - это возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, суметь показать себя. Для полноценного развития творчества очень важно давать ребенку новые зрительные и чувственные впечатления, благодаря которым сюжеты рисунков станут ярче, разнообразней.

Итак, что можно порекомендовать воспитателю при создании педагогических условий для развития творчества в сюжетном рисовании у детей дошкольного возраста. Формирование эстетики и нравственности, создание мотивов творчества, обучение способам изображения сюжетного образа . Важно побуждать детей к самостоятельному творчеству, научить их ощущать выразительность образа. Необходимо обогащать опыт детей, расширять и уточнять их представления, индивидуально заниматься с детьми.

Я была уже готова отступиться от своего правила и не писать сегодня очередной пост. Вообще, сдаваться очень просто. Я замечала, что, раз пропустив занятие по рисунку, человек с трудом возвращается к ним снова. Если занятие было пропущено дважды, можно ждать окончания вашего сотрудничества. Конечно, я немного утрирую. Но если у человека нет достаточно сильного намерения рисовать, все бросить не составляет большого труда.

Поэтому, поборов свою лень, я села писать этот пост, в котором речь тоже пойдет о привычке. Я убеждена, что умение придумывать и находить сюжеты для своих рисунков или картин тесно связаны с привычкой. Привычкой искать, привычкой замечать и привычкой регулярно пытаться изобразить подмеченное и т.д.

И самое главное, что потребуется от вас – это начать! Как бывает невыносимо сложно приступить к чему-то новому и неизведанному. Еще хуже, когда вы занимались чем-то в прошлом, но бросили. Тогда вернуться к этому в разы труднее. Навыки потеряны, знания позабыты, и ты сидишь возле старой папки с рисунками, как у разбитого корыта. Это был мой случай.

С высоты сегодняшнего дня я не могу представить, что целых два года не рисовала. А до этого, если и рисовала, то на занятиях в институте. Ко всему прочему, не регулярно.

Снова взяться за карандаш (а точнее за маркеры) меня побудила скука. Невыносимая тягучая скука, которая была связана с работой в книжном магазине. Меня перевели из людного книжного в ГУМе и направили в книжный при музее современного искусства, в котором проходимость стремилась к нулю.

Я совершала скромные неуверенные шаги в рисовании, но совершала их регулярно. В силу того, что все-таки в подкорке головного мозга сохранилось хоть немного информации о том, как это делается, результат не заставил себя ждать.

Что я начала замечать? Работая над одним рисунком, вы неосознанно думаете о следующем. Оранжевый цвет апельсина может натолкнуться вас на мысли об оранжевой абстракции, а в ней в свою очередь вы заметите фигуры, напоминающие мускулистые силуэты тигров.

Чем больше начинаешь рисовать, тем больше начинаешь подглядывать за чужим творчеством. Главное помнить – вдохновение можно искать не только в инстаграме и пинтересте, но и в музее. Образцы классического искусства могут дать не меньше идей и вдохновения. Просто найдите из всего многообразия классики то, что заставит ваши глаза всматриваться, а мозг напрягаться. Возьмите блокнот и попробуйте скопировать детали картины или стилизовать сюжет, превратив Мона Лизу в иллюстрацию. Да, я понимаю, что не каждый из нас живет в Париже, но и в областных музеях можно найти интересные экземпляры. Кроме того, альбомы по искусству можно взять в библиотеке.

Если вам не нравится брать сюжеты из воздуха, идите на сайт 99design . Там вы не только найдете сюжетов вдоволь, но, возможно, получите заказ! Это сайт для фрилансеров всех мастей, в том числе для иллюстраторов. Работодатель выкладывает бриф. Вы создаете иллюстрации, опираясь на техническое задание, и выкладываете их на сайт. Если ваша работа устроила заказчика, он просит внести пару тройку изменений, вы получаете деньги за свой труд и возможность дальнейшего сотрудничества.

Пока мои оба раза были неудачными. К примеру, я участвовала в конкурсе на разработку персонажа – свадебного альпаки. С самого начала у меня был небольшой шанс на победу – требовался вектор, а я упорно хотела рисовать в карандаше. В итоге меня подвела не техника; им был нужен более мультяшный герой. Справа – мой первый вариант, а моя вторая попытка слева тоже показалась им недостаточно успешной.

Что-то похожее можно найти на отечественном сайте Citycelebrity . Только в случае победы вам не заплатят. Зато бывают очень приятные конкурсы на разработку продукции для благотворительных организаций. Я участвовала в конкурсе на разработку обложки для литературного журнала. Не выиграла, но заполучила новый проект в

Существует большое количество сайтов с замечательной подборкой референсов. Один из моих любимых этот . Там вы найдет обнаженные и одетые фигуры мужчин и женщин, выражение лиц и рефы с животными! Можно рисовать на время, а можно поставить на паузу и рисовать в своем темпе.

Больше ссылок на похожие сайты, вы можете найти

А вообще животных здорово рисовать в зоопарке. Начав со скетчей, внимательно изучая натуру, можно плавно перейти к стилизации и придумать несколько интересных персонажей.

И верх прогресса – генератор идей для рисунков .

В фэйсбуке есть замечательная группа Character Design Challenge . Раз в месяц организаторы группы придумывают персонажа, которого участники будут рисовать в течение 30 дней. Можно рисовать в любом стиле, любыми материалами, главное – по теме. В этом месяце это воин маори.

Участие во всевозможных рисовальных флэшмобах – тоже отличная возможность подстегнуть свою изобретательность. Те, кто подписан на меня в инстаграме знают, что меня хватает не на долго. Но многие проходят такие «испытания» от и до. Запал и регулярность позволяют им продолжить рисовать и после окончания. Пока есть время, можете присоединиться к флэшмобу, организованному Натали Ратковски .

Мне кажется, важно помнить, что ваш рисунок не должен претендовать на оригинальность и величие. Тема может быть не высокодуховной, а вполне приземленной. Желание создать шедевр приводит к тому, что мы не рисуем вовсе, губим миллионы нервных клеток, обвиняем себя и обстоятельства. На деле мы можем рисовать все, что угодно: чашки, ботинки, котиков, опавшие листья, абстрактные композиции и цветы.

Вы можете зарисовать все те вещи в доме, которые дарят вам радость. Начиная от чашек для чая, заканчивая билетом на концерт, где вы испытали катарсис. Я уже писала, что серия позволяет вам работать, не сильно задумываясь о сюжете. Так можно перерисовать всю обувь в вашем доме. Ван Гог не чурался этой идеи, почему должны вы?


С названиями все так просто, что аж страшно: про все мои картины, а так же книги, я с первой минуты знаю, как их зовут. Иногда это сложно для меня, потому что названия возникают из каких-то ассоциаций, живущих в моей голове, и обречены на непонимание со стороны публики. А я - небольшой любитель длинно и подробно объяснять свои произведения. С картинами я в таком случае расправляюсь просто, и предоставляю зрителям, самим решать, почему это так называется. И заведомо не обижаюсь и не расстраиваюсь, если кто0то интерпретирует мои картины по-своему и совсем не так, как я их задумала.
С книгами такой номер проходит не всегда - в случае с последней пришлось поместить на сайте издательства объяснение, почемукнига об организации времени называется "Муза и чудовище".
Тем не менее - у меня была мысль, придумать более "хорошее" название. Тем более, что я когда-то слышала от кого-то из профессионалов, что названия книгам придумывают в конце, когда уже все написано. Я придумала их штук 20, сделала полный круг, и вернулась к первому, потому что оно мне нравилось больше всех.

Что же касается сюжетов для картин - здесь работает принцип снежного кома. А так же все, что написано и сказано про подвижность ума (и тела, и духа). Чем больше делаешь, тем больше хочется и тем больше идей и желаний.
Если я долго ничего не рисовала (например, потому что, как недавно, 2 месяца валялась в больницах) в первый момент не совсем знаю, с чего начать. Здесь меня всегда выручают начатые и незаконченные работы, оставшиеся с прошлого приступа (почему-то всегда остаются). Если я в плохой форме, мне проще всего начинать с чего-то очевидного, с чем все ясно. Начатая работа уже придумана, остается сесть и вложить в нее последние сколько-то дней или часов, чтобы довести задумку до конца.

Вот в этой фазе и придумывается все последующее.
Рисование картины, которая уже практически готова в голове - сплошное ожидание и предвкушение! Я крашу и сушу слои, один за другим, и мне уже не терпится нанести следующий и следующий, и наконец увидеть, как оно будет на самом деле. Конечно в этом содержится всегда некоторая доля сюрприза, но у меня уже с самого начала есть довольно четкий план по поводу расцветки, композиции и сюжета.
Вот я рисую все эти слои, представляю, как я скоро начну поверх всего этого рисовать объекты, и между всем этим мне приходят в голову новые мысли "А вот бы еще нарисовать..."
Некоторые детали я решаю поместить прямо на эту же картину, но чаще всего они откладываются до следующей. Это - как снежный ком. Идеи разветвляются, размножаются и разматываются во всех направлениях, стоит им только от чего-то оттолкнуться.

Например, я рисовала картину с причудливыми растениями (по мотивам Босха, и для серии, которую еще не показывала тут, т.к. она сильно неготовая) - и вспомнила про "бойцов", которых вы несколько дней спустя увидели . В первую же паузу, когда сох очередной слой, побежала и выкопала тетрадь с этой идеей, и начала представлять, как я их нарисую. В перерывах между слоями начала делать для них эскизы. Это очень вдохновляющая тема - придумывать растения, которые похожи на что-то нерастительное. Придумала по ходу множество растений, похожих на оружие, на воинов в доспехах, на ордена и регалии. Дальше начала придумывать цветв, похожие на бабочек, им бабочек, похожих на цветы. И вообще растения, похожие на насекомых, и.т.д. Подумала, что все эти образы и сложные формы еще больше смешиваются, если от них виден только силуэт. И тут же подумала, что давно хотела сделать такую картину, где очень беспокойный фон (оторваться без угрызения совести на рисовании кружочков и всякой фигни), а потом на всем этом пестром воне нарисовать несколько таких тяжелых объектов, которые соберут всю композицию. И чтобы было похоже на теневой театр. Теневой театр всегда привлекал меня тем, что за светящимся экраном видно только силуюты, но с помощью этих силуэтов можно изобразить целую драму. Или трагедию.
А тени, сами по себе, еще обладают такими магическими свойствами 9 они могут превращаться в монстров. Так же как мысли и слова могут превращаться в настоящих монстров...
Вся эта цепь размышлений привела к тому, что, едва закончив полутораметрового псевдобосха, я бросилась рисовать первый слой для всей этой истории с тенями. Получилось, как вы уже догадались, вот это:
.

Между делом сделав (для успокоения души) три картинки с растениями-бойцами.
Я написала "для успокоения души", потому что придумала я этих бойцов штук 20, и все они толпятся рядом с первыми тремя, а еще к ним придумалось еще много вариаций, которые увели меня к следующим сериям. Но мне не хотелось сейчас бросать все и месяц рисовать только эти растения. Поэтому я нарисовала три, а остальные оставила в планах на ближайшее будущее.

Игра с тенями закончилась тем же самым - пока я рисовала пару образов, моя голова дорисовала к ним еще 20, но их нельзя было поместить на той же картине. Т.к. фон там очень беспокойный, последний слой должен был оставаться очень простым и ясным. Соотвественно, другие драмы и трагедии, описанные сцепляющимися тенями, отправились в список планов.

Но... все это - развившиеся в разных направлениях цветочки, про которые я вспомнила, рисуя по мотивам Босха. Но вернемся к той картине. Там, ближе к концу, я не удержалась и нарисовала котика. Котики - это конец всему, потому что я не могла выбрать между тремя очень симпатичными сюжетами с участием этого котика, и выбрала одну, клятвенно пообещав себе, что остальные не выброшу, а превращу в другие картинки (может быть поменьше). Пошла переносить невостребованных котиков в тетрадку с идеями, и (раз уж мы о Босхе) нарисовала в зубах одного из них неведомое животное. О! Завтрак марсианского котика! А к нему - завтрак хозяина (эскиз следующей картины, с неведомым фруктом на тарелке и неведомым столовым прибором для его разделки). Пока я рисовала второй и третий завтрак, я вспомнила, что завтраки в моей жизни бывали разные. А так же вспомнила, как в больнице, после десятидневной голодовки и первой чашки чая, вдруг ощутила себя бабочкой, которая пытается выпить море из росы. Эта история настолько быстро сложилась в готовый образ, что я сразу нарисовала ее на холсте, минуя фазу идеи.


Пока рисовала эту лужицу в листике, вспоминала еще какие-то размышления о том, как иногда капли росы лежат на цветах и листьях, как бриллианты. И как фотографы пользуются этой идеей, раскладывая настоящие бриллианты на растений для фотосессий. Нарисовала следом вот это:

Рисовала и думала, что следующим этапом, после бриллиантами на деревьях, являются деревья в форме украшений, или украшения в форме деревьев. Эта мысль довела меня до этой картинки:

после чего я внесла в свою тетрадку с идеями еще 30 вариантов с подвесками в форме чего-то серьезного, и серьезных вещей в форме подвесок. Все это я решила задвинуть подальше, дабы не увлекаться слишком сильно цепочками и украшениями - тема довольно монотонна. Может быть когда-нибудь я придумаю более широкую тему, где все эти идеи смогут сыграть в виде незначительных деталей, тогда я к ней вернусь.

В остальном - во всем этом хаосе я все время пытаюсь выявлять какие-то темы и хоть немного последовательно развивать их в виде серий. Потому что, когда углубляешься в одну тему, приходит на ум много всего, что с нею связано, все больше мыслей и идей и фактов и мелочей и деталей. Поэтому я в какой-то момент посмотрела на все, что я записала за 2 недели, и разобрала это на 6 тем.

Теперь они лежат передо мной. Шесть тем, которые хочется разработать в ближайшее время, что означает, что я видимо сделаю по теме 1-2 совсем большие картины, сколько-то поменьше, и еще сколько-то совсем маленьких, с отдельными частями сюжета. Маленькие так же служат хорошим поводом разработать какую-то вещь в деталях, которая на более крупных картинах была обозначена более условно, но заслуживает отдельного внимания.

Вероятно я не смогу задвинуть пять из них, и методично разрабатывать одну. Возьмусь за самую интересную, и буду работать над ней, по ходу дела отвлекаясь иногда на какие-то картинки из следующих. Либо включая элементы из соседних тем в этой. Например, мне представляется немного мрачным, сидеть и две недели разрабатывать только тему с теневым театром, но т.к. тема уже начала кружиться у меня в голове, тени и силуэты все время всплывают в других картинках:

Вот так я все время пытаюсь разруливать потоки мыслей и идей в разные русла, они все время пересекаются, и к ним все время прибавляются новые.
Сейчас я довольно сосредоточенно рисовала месяц, и получила несусветное количество идей, которые мне ужасно хочется нарисовать в ближайшее время.