Где и когда родился н с лесков. Лесков. Биография - Биографии знаменитых и известных людей

Николая Семеновича Лескова можно смело называть гением того времени. Он один из немногих писателей, который смог прочувствовать народ. Эта неординарная личность имел пристрастие не только к русской литературе, но и к украинской и английской культуре.

1.Всего лишь 2 класса гимназии закончил Николай Семенович Лесков.

2.В судебной палате обыкновенным канцелярским служащим писатель начал работать по инициативе его папы.

3.После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.

4.Только благодаря компании «Шкотт и Вилькенс» Николай Семенович Лесков стал писателем.

5.Лескова постоянно интересовал быт русского народа.

6.Лескову пришлось изучить жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.

  1. Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.

8.Николай Семенович Лесков всегда оставался на стороне вегетарианства, потому как сострадание к животным было сильнее, чем желание покушать мяса.

9.Самым известным произведением данного писателя считается «Левша».

10.Николай Лесков получил хорошее духовное образование, потому что его дед был священником.

11.Николай Семенович Лесков никогда не отрицал свою принадлежность к духовному сословию.

12.Первая супруга Лескова, которую звали Ольга Васильевна Смирнова сошла с ума.

13.До самой смерти первой супруги Лесков навещал ее в психиатрической клинике.

14.Перед тем, как умереть, писатель смог выпустить сборник произведений.

15.Отец Лескова скончался от холеры в 1848 году.

16.Печатать свои произведения Николай Семенович Лесков начал в возрасте 26 лет.

17.У Лескова было несколько вымышленных псевдонимов.

18.Политическое будущее писателя было предопределено через роман «Некуда».

19.Единственное произведение Лескова, в котором не использовалась писательская редактура – «Запечатленный ангел».

20.После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета.

22.Страстным коллекционером являлся Лесков. Уникальные картины, книги и часы – все это его богатые коллекции.

23.Одним из первых этот писатель вынес предложение о создании книги рецептов для вегетарианцев.

24.Писательская деятельность Лескова начиналась с публицистики.

25.С 1860-ых годов Николай Семенович Лесков начал писать о религии.

26.У Лескова был сын от гражданской жены с именем Андрей.

27.Смерть писателя наступила в 1895 году от приступа астмы, которая изнуряла его целых 5 лет жизни.

28.Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».

29.Критики обвиняли Николая Семеновича Лескова в искажении родного русского языка.

30.Десяток лет собственной жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству.

31.Лесков никогда не искал высшие ценности в людях.

32.У многих героев этого писателя были собственные странности.

33.Проблему с алкоголем, которая наблюдалась у русского народа, Лесков находил во множестве питейных заведений. Он считал, что так государство зарабатывает на человеке.

34.Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.

36.В конце жизни Лескова ни единое его произведение не было издано в авторском варианте.

37.В 1985 году именем Николая Семеновича Лескова был назван астероид.

38.Первое образование Лескову удалось получить в богатой семье по материнской линии.

39.Дядя Лескова был профессором медицины.

40.Николай Семенович Лесков был не единственным ребенком в семье. У него было 4 брата и сестры.

41.Похоронен писатель на Петербургском кладбище.

42.Детские и юные годы Николая Семеновича проходили в родовом имении.

43.Ребенок от первого брака Лескова умер, когда ему еще не исполнилось и года.

44.Николай Семенович Лесков за время работы в газете смог посетить европейские страны такие как: Франция, Чехия и Польша.

45.Хорошим другом Лескова был Лев Толстой.

46.Папа Лескова служил следователем в Уголовной палате, а мама была из бедной семьи.

47.Николай Семенович Лесков занимался написание не только романов и рассказов, но и пьес.

48.У Лескова было такое заболевание, как стенокардия.

49.Серьъзнейшая деятельность этого писателя началась именно в Петербурге в 1860 году.

50.Всего от Лескова его женщины родили 3 детишек.

51.На улице Фурштадской находился дом, где Лесков провел последние годы собственной жизни.

52.Николай Семенович Лесков был достаточно темпераментным и деятельным.

53.Во времена учебы Лесков сильно конфликтовал с преподавателями и из-за этого впоследствии забросил учебу вообще.

54.Три года своей жизни Лескову пришлось колесить по России.

55.Последней повестью этого писателя считается «Заячий ремиз».

56.От вступления в первый брак Лескова отговаривали его родственники.

57.В 1867 году Александринским театром была поставлена пьеса Лескова с названием «Расточитель». Эта драма про купеческую жизнь в очередной раз дала критику в сторону писателя.

58.Очень часто писатель занимался обработкой старых воспоминаний и рукописей.

59.Влияние Льва Толстого сказывалась на отношении к церкви со стороны Лескова.

60.Первый русский персонаж-вегетарианец был создан именно Николаем Семеновичем Лесковым.

61.Толстой называл Лескова «писателем будущего».

62.Мария Александровна, которая считалась императрицей того времени, после прочтения «Соборян» Лескова начала его продвигать в чиновники государственного имущества.

63.У Лескова с Веселитской была неразделенная любовь.

64.В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.

65.Из-за предъявляемой Николаю Семеновичу Лескову критику он исправляться не собирался.

66.Важным элементом литературного творчества этот писатель считал именно речевые характеристики героев и индивидуализацию их языка.

67.На протяжении долгих лет Андрей Лесков создал биографию своего отца.

68.В Орловской области имеется дом-музей Лескову.

69.Николай Семенович Лесков был злоречливым человеком.

70.Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.

21.02.1895 (6.03 в 2018 г.). – Умер писатель Николай Семенович Лесков

Лесков: нигилисты, либералы, патриоты и евреи в его творчестве

(4.02.1831–21.02.1895). Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села и была образована фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич, служил заседателем Орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. Николай Семенович родился в селе Горохово Орловской губернии, в доме родственников по материнской линии Страховых, где гостила его мать, и он потом жил там до 8 лет, воспитываясь матерью в православной атмосфере.

Затем Николай стал жить с родителями в Орле и в имении Паньино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. В 1847 г., после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда. В 1849 г. по ходатайству родственника переводится помощником столоначальника рекрутского присутствия в Киев, где много занимается самообразованием в духе украинских социал-демократов: Т.Г. Шевченко и др. Был ранний неудачный брак, который впоследствии распался.

В 1857 г. переходит на службу агентом в частную фирму "Шкотт и Вилькинс", во главе которой стоял англичанин, женившийся на тетке Лескова. Дела компания вела по всей России, и Лескову как представителю фирмы довелось побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России, давшие множество впечатлений, послужили поводом для того, что Лесков с 1860 г. занялся литературным трудом, поначалу писал статьи и очерки под различными псевдонимами.

В этот период Лесков имел весьма оппозиционные либеральные воззрения. Даже в 1866 г. в полицейском отчете "О литераторах и журналистах" говорилось: "Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах". Но это было не совсем точно, так как нигилистом Лесков не был: «Социально-демократическая революция в России быть не может по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий и по неудобству волновать народ против того, кого он считает своим другом, защитником и освободителем». побудила его, как и многих других "шестидесятников", к отказу от революционных симпатий и утопий, которые угрожали не только устоям крепостного хозяйства, но и всему традиционному жизненному укладу и морали русского народа. Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставил идею личного совершенствования, развития культурных навыков в народе, проповедь "малых дел".

Поумнению помогла и поездка в 1862 г. за границу, где Лесков начал писать роман "Некуда", в котором отразил общественное движение 1860-х гг. в отрицательном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 г. под псевдонимом Стебницкий и вызвали негодование Писарева и всей "прогрессивной общественности". Затем последовал роман "На ножах" (1871), занимающий видное место в ряду так называемых "реакционных" романов той эпохи ("Марево" Клюшникова, "Взбаламученное море" Писемского, "Панургово стадо" , "Бесы" и др.). "Шестидесятников" Лесков изображает морально несостоятельными и безпочвенными. Эта тема была продолжена также в "Соборянах" (1872). Лесковские симпатии неизменно принадлежат людям, живущим патриархальным бытом. Он изображает их неподдающимися перенесенным с Запада социальным теориям, которые пользуются такой популярностью в столичных "салонах".

В следующих произведениях – "Запечатленный ангел" (1873), "Очарованный странник" (1873), "На краю света" (1876) и других – интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов. К этому периоду относится сближение Лескова с правыми кругами: славянофилами и журналом "Русский вестник", где он печатается в 1870-х годах. В 1874 г. Николай Семенович был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 г., благодаря положительному отзыву Императрицы Марии Александровны о романе "Соборяне", он был назначен членом учебного отдела Министерства государственных имуществ. Творчество Лескова в этот период рисует познавательную картину жизни дореформенной и пореформенной России, быта духовенства, чиновничества и крестьян, с обличением также невежества и бюрократии.

Однако духовный рост писателя в это время почему-то остановился. У Лескова неожиданно проявляются старые оппозиционные родимые пятна, проза все чаще приобретает черты памфлета и сатиры, как и его религиозность, что приводит к отходу от Православия и сближению с протестантом-гордецом ; его учение Лесков признает за "истинное христианство". "Мелочи архиерейской жизни", печатавшиеся в 1878-1883 гг. очерки из быта высшего духовенства, вызывают понятное неудовольствие министерского начальства, в результате чего Лесков увольняется "без прошения" из ученого комитета Министерства народного просвещения, в котором он служил с 1874 года. Этим ознаменовался разрыв Лескова с почвенниками и новое сближение с либеральными кругами, хотя и отчасти поправевшими в 1880-х годах. Искренне жаль Лескова, ибо его литературный талант мог бы дать не только социально-морализаторские, но и духовно зрелые православные плоды.

К этому периоду относится произведение, наиболее "секретное" и наименее украшающее биографию Лескова: "Еврей в России". Вот как описывает его историю современный еврей-литературовед :

«После того как на юге России в 1881-1882 гг. прошла волна погромов, царское правительство решило создать для рассмотрения причин произошедшего особую комиссию. Ее возглавил граф К. Пален. Вопрос стоял в следующей плоскости: являются ли погромы ответом "толпы" на эксплуатацию, которой якобы подвергали евреи окружающее население, и соответственно надо ли для устранения причины погромов пресечь экономическую деятельность евреев и отгородить их от прочего населения или надо решать еврейскую проблему на путях общего развития народной жизни, вовлекая евреев в общегражданский процесс... Стремясь участвовать в работе комиссии Палена и влиять на ее решения, еврейская община Петербурга решила подготовить соответствующие материалы, заказав нескольким писателям, евреям и неевреям, тематические разработки. Лесков был избран в качестве автора по теме "быт и нравы евреев" . Выбор Лескова в качестве автора был неслучаен, хотя и не лишен пикантности: автор "Владычного суда", "Жидовской кувырколлегии" и "Ракушанского меламеда" считался в этом вопросе признанным экспертом, однако не избежал и обвинений в антисемитизме, довольно, впрочем, темных и смутных как по причине их абсурдности, так и потому, что подобные обвинения бывает унизительно опровергать. В начале 1883 г. к Лескову явился с соответствующим предложением юрист П.Л. Розенберг. Лесков на его предложение согласился и засел за работу. К декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. 21 декабря 1883 г. текст был цензурован и отпечатан брошюрой в количестве 50 экземпляров, предназначенных не для продажи, а исключительно для комиссии Палена. Автор указан не был. На своем личном экземпляре Лесков сделал надпись: "Эту книгу, напечатанную с разрешения министра внутренних дел графа Дм. А. Толстого, написал Я, Николай Лесков, а представил ее к печати некий Петр Львович Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором". Экземпляр с этой надписью, переданный сыном писателя в архив, впоследствии пропал. Утрачены были практически и все 50 книжек тиража. Однако сведения о тексте проникли в печать: обсуждались и цитировались фрагменты из него в отчетах о работе комиссии. Узкий круг знал секрет авторства: сохранилось письмо Н. Лескову от , что тот прочел "Еврея в России" и что "по живости, полноте и силе аргументации" считает его лучшим по этому предмету трактатом, какой только знает. Однако сколько-нибудь широкому кругу читателей работа Н. Лескова осталась неизвестной: она не вошла не только ни в одно из прижизненных изданий его сочинений, но и в библиографические указатели его творчества. Русский писатель, выступивший в защиту евреев, остался при своей темной и смутной в этом отношении репутации...» (Л. Анненский).

Выводы Лескова в этой работе: евреи более «трудолюбивы, бережливы, чужды мотовства, празднолюбия, лености и пьянства», в сравнении с другими народами и прежде всего мечтательным малороссом, который «медлителен и не предприимчив». «Следовательно, нет ничего естественнее, что среди таких людей еврей легко добивается высшего заработка и достигает высшего благосостояния. Чтобы привести эти положения в большее равновесие, мы видим только одно действительное средство – разредить нынешнюю скученность еврейского населения в ограниченной черте его нынешней постоянной оседлости и бросить часть евреев к великороссам, которые евреев не боятся». Кроме того, «еврейство поставляет немало личностей, склонных к высокому альтруизму», к которым Лесков отнес и евреев-социалистов: «Путь их чаще всего – путь ошибок, но ошибок, вытекающих не из эгоистических побуждений, а из стремлений горячего ума "доставить возможно большее счастье возможно большему числу людей"...».

Эта работа Лескова уже после революции была издана евреями большим тиражом в США и затем несколько раз в Израиле. Комментарии излишни. Заметим лишь, что моралью "Талмуда" и "Шулхан аруха" Лесков не интересовался, поскольку отрабатывал заказ.

К достоинствам Лескова следует все же отнести особенности его художественной прозы. Чтобы заинтересовать читателя, с 1870-х гг. Лесков стремится к документализму и к экзотичности материала. Для своих рассказов писатель обращается к историческим мемуарам, архивам, используя старинные народные легенды, сказания, "прологи", жития, тщательно собирая фольклорный материал, ходячие анекдоты, каламбуры и словечки. Общепринятому литературному языку Лесков противопоставляет сказ и стилизацию. Почти во всех его рассказах повествование ведется через рассказчика, социальные особенности говора которого писатель стремится передать: «мои священники говорят по-духовному, мужики – по-мужицкому, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным». Одним из излюбленных приемов языка Лескова были искажения "умной речи" так называемой "народной этимологией", которую он сам же придумывал: мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник т.п. Это навлекало на него порою обвинения в "порче языка" и "оригинальничании".

Такая причудливость художественного письма вместе с сюжетной остротой сделали Лескова мастером рассказа, вносящим в "высокую" литературу элементы своеобразного изысканного лубка (см. в особенности "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", "Леон дворецкий сын", "Заячий ремиз" и др.). Эти особенности его стиля сближают Лескова с работой таких этнографов-беллетристов, как П. Якушкин, и др.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Многие писатели обнаруживали несовершенства и духовную шаткость в своей творческой биографии. Тем не менее лучшие их произведения обогащали русскую литературу и были любимы народом. Николай Семенович Лесков относится к числу таковых литераторов. Помещаем ниже отрывок из "Очарованного странника".

Очарованный странник
(Отрывок)

[Рассказ Ивана Северьяныча Флягина о том, как он был в плену у степных татар-кочевников.]

– ... Тосковал: очень домой в Россию хотелось.

– Так вы и в десять лет не привыкли в степям?

– Нет-с, домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую – все одинаково... Знойный вид, жестокий; ... и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Иван Северьяныч остановился, тяжело вздохнул от воспоминаний и продолжал:

– Или того хуже было на солончаках над самым над Каспием: ... на солончаке не приведи Господи никому долго побывать... У меня, спасибо, одна жена умела еще коневьи ребра коптить... Это еще ничего, сходнее есть можно, потому что оно по крайней мере запахом вроде ветчины отдает, но а на вкус все равно тоже поганое. И тут-то этакую гадость гложешь и вдруг вздумаешь: эх, а дома у нас теперь в деревне к празднику уток, мол, и гусей щипят, свиней режут, щи с зашеиной варят жирные-прежирные, и отец Илья, наш священник, добрый-предобрый старичок, теперь скоро пойдет он Христа славить, и с ним дьяки, попадьи и дьячихи идут, и с семинаристами, и все навеселе... Ах судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, и станет вдруг загнетать на печенях, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь. «Букву мёртвую блюдя... они здесь... Божiе живое дело губятъ»... и вдруг, как сегодня лавриты, переворвчивается на 180 градусов к тому, что исповедовал ещё вчера.

Возможно, как и Толстой стал особенно агрессивен по-отношению к правослваю, после уроков древних языков и изучения библейских текстов, которые ему читал раввин, возможно и на Лескова повлияли...

До какого скотства и гитлеризма мы упали. Господь спаси Русь!

Вы, лютеранцы давно уж упали. Не вам нашу Русь спасать.

мало картинок и фотографий

Не соврем верно автор указал значение работы Н.С. Лескова "Еврей в России". Следует внимательнее подходить к оценке творчества такого первоклассного писателя. Рассказ "Уха без рыбы" Н.С. Лесков до сих пор не переиздавался. Почему? А вот работа "Еврей в России" издавалась, изучалась и обсуждалась лесковедами. Лесков - гений нации русак. Читайте Лескова и стройте Святую Русь - Русскую республику. Москва - столица русака.

Лесков - гений нации русаков. Лесков никогда не принижал Православия. Все его творчество пронизано идеями Православия. Почитатели его творчества должны более внимательно относиться к его наследию. Лесков знал Талмуд, Библию и другие первоисточники по религиям мира, поэтому свернуть с истинного пути он не мог. Лесков не заблуждался, а постоянно искал и находился в поиске. Так что будьте любезны судить о нем более справедливо. Изучите письма, статьи, все рассказы и т.д. Любите Лескова. Ведь по словам Леонтьева -Лесков уж истинно православный писатель.

Лесков Николай Семенович - русский писатель-этнограф родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Биография

Николай Семенович Лесков (1831-1895) – известный русский прозаик, прославившийся невероятной близостью своего творчества к народу. Создал ряд рассказов, романов и повестей, сделавших его знаменитым.

Детство

Николай Лесков появился на свет 16 февраля 1831 года. Обстоятельства сложились так, что местом его рождения стало село Гороховка, находящееся в Орловской губернии.

Именно здесь у богатых родственников гостила его мать. У них же мальчик провел и первые восемь лет своей жизни. Традиция гостить так долго была вполне нормальным явлением в те времена.

Отец будущего писателя всерьез собирался связать свою жизнь с духовенством, но в результате сменил направление и к моменту появления сына служил в уголовной палате. Именно эта служба и дала ему в будущем право на дворянский титул. Мать же Лескова происходила из дворянской семьи, но ее отец обеднел и не мог обеспечить дочери достойного приданого.

После ссоры отца с начальством и увольнения со службы семья перебралась на хутор Панино. К тому моменту у Николая уже было двое братьев и две сестры, а его самого, наконец, забрали от родственников.

Именно на новом месте жительства Лесков впервые увидел народную жизнь. Он проводил многие дни, наблюдая за работой и досугом крестьянства, проникался их бытом, взглядами и надеждами. Отец мальчика способствовал этому тем, что сам занимался нелегким трудом на земле: он сеял зерно, работал на мельнице, ухаживал за садом.

Учеба

Лесков рос очень умным и сообразительным мальчиком. Поэтому очень странным оказалось то, что его учеба в Орловской гимназии не заладилась. Мальчик смог окончить лишь два класса, учитывая то, что провел в учебном заведении пять лет.

Многие литературоведы утверждают, что ему неинтересно было учиться, зазубривать тексты. Но есть много свидетельств того, что, будучи весьма деятельным и темпераментным, Лесков просто не умел исполнять школьные правила и постоянно конфликтовал с преподавателями.

Как бы то ни было, но юноша отправился на вольные хлеба и должен был как-то устраивать свою жизнь.

Служба

Взрослая жизнь Лескова началась при помощи его отца. Он устроил сына в уголовную палату, в которой служил сам и где у него остались друзья. Однако благоденствие продолжалось недолго.

В 1848 году отец юноши умер от холеры. Практически все имущество семьи сгорело при пожаре. Николаю было чуть больше 17-ти лет, когда дядя-профессор способствовал его переезду в Киев и получению должности чиновника в казенной палате. Вскоре будущий писатель дослужился до столоначальника.

Жизнь в Киеве привела к тому, что молодой человек со всем жаром молодости принялся изучать украинскую культуру. Его занимало абсолютно все: и литература, и искусство, и живопись, и архитектура.

В 1857 году Николай Семенович решил круто изменить свою жизнь. Он бросил службу и перешел на работу в сельскохозяйственную компанию, которую возглавлял его дядя-англичанин (муж сестры матери). Как говорит сам писатель, это была замечательная возможность увидеть мир, которой пользовались в те времена многие жаждущие путешествий, но не имеющие возможности их оплачивать.

Целых три года Лесков колесил по России, исполняя поручения компании, но на самом деле жадно изучая родную страну и жизнь ее людей. Ему удалось посетить большую ее часть и собрать огромнейший материал наблюдений, чего он никогда бы не смог сделать, сидя в пыльном кабинете. Вояж его прервался в 1860-м году в связи с закрытием компании. Лесков вернулся в Киев.

Творчество

По возвращении Лесков начинает писать очерки для различных журналов. Его работы имеют успех. Он решает связать свою дальнейшую жизнь с литературным творчеством и переезжает в Петербург.

Став сотрудником популярной газеты «Северная пчела», Лесков снова получил возможность путешествовать. На этот раз география его странствий не ограничилась родиной. Писатель побывал в Польше, Чехии и Западной Украине. Везде он стремился максимально глубоко изучить местную жизнь, историю, культуру.

Вернувшись на родину, он с головой окунается в творчество. Впервые начинает писать рассказы и повести: «Погасшее дело», «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы». Выходят из-под его пера и первые романы: «Некуда», «Обойденные», «На ножах».

Взгляды Лескова в большинстве случаев расходились с официальным мнением государства, поэтому его практически нигде не печатали. Единственный журнал, в котором выходили его произведения, – «Русский вестник». Но и здесь они подвергались нещадной цензуре.

В 1881 году был написан один из самых известных рассказов писателя – «Левша».

В 1984 году он создал свою последнюю повесть – «Заячий ремиз». К сожалению, она была наполнена критикой политической системы страны, поэтому свет увидела только после революции 1917-го года.

Личная жизнь

Личную жизнь Лескова нельзя назвать удачной. В 1853 году он впервые женился, несмотря на то, что родственники его отговаривали от этого шага. Его супругой стала Ольга Смирнова.

Возможно, они и были бы счастливы, но смерть первого ребенка, сына Мити, подкосила молодую жену. Даже появление на свет девочки Вари не спасло ее от психического расстройства и долгого лечения. В результате брак распался.

Жениться повторно Лесков решился лишь в 1865 году. Но и этот брак не оказался долговечным. После рождения сына Андрея и тринадцати лет совместной жизни супруги все-таки разошлись. Больше писатель не связывал себя узами брака.

Умер Лесков в 1895 году и похоронен на Волковом кладбище Петербурга.

Николай Лесков Портрет Николая Лескова работы Валентина Серова, 1894 год. Имя при рожден … Википедия

Николай Семенович Лесков - Русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда Орловской губернии. От названия села Лески и была … Энциклопедия ньюсмейкеров

Николай Лесков Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888 89 гг. Имя при рождении: Николай Семёнович Лесков Псевдонимы: М. Стебницкий Дата рождения: 4 (16) февраля 1831(18310216) … Википедия

Николай Михайлович Любимов (20 ноября 1912, Москва 22 декабря 1992) известный советский переводчик, главным образом с французского и испанского языков. Государственная премия (1978) за участие в издании Библиотеки Всемирной литературы в 200 томах … Википедия

- (20 ноября 1912, Москва 22 декабря 1992) известный советский переводчик, главным образом с французского и испанского языков. Государственная премия (1978) за участие в издании Библиотеки Всемирной литературы в 200 томах. Любимов перевёл более… … Википедия

Выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Род. 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии, в небогатой полудуховной, полудворянской семье. Отец его был сын священника и лишь по службе своей … Большая биографическая энциклопедия

Николай Семенович (1831 1895) русский писатель. Р. в селе Горохове Орловской губ. в семье выслужившего дворянское звание выходца из духовенства. В 1847, после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает … Литературная энциклопедия

Лесков, Николай Семёнович - Николай Семёнович Лесков. Лесков, Николай Семенович ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831 95), русский писатель. Антинигилистические романы (“Некуда”, 1864; “На ножах”, 1870 71); романы хроники о русской провинции (о духовенстве “Соборяне”, 1872; о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лесков, Николай Семенович выдающийся писатель, в начале своей литературной деятельности известный под псевдонимом М. Стебницкий. Родился 4 февраля 1831 г., умер 21 февраля 1895 г. Отец его, сын священника, по службе своей дворянским заседателем… … Биографический словарь

Книги

  • , Николай Лесков. "Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа", - сказал М. Горький об авторе знаменитых "Левши", "Очарованного странника", "Леди Макбет Мценского уезда" . Самобытный…
  • Николай Лесков. Малое собрание сочинений , Николай Лесков. &171;Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется душой народа&187;, сказал М. Горький об авторе знаменитых&171;Левши&187;,&171;Очарованного странника&187;,&171;Леди Макбет Мценского…