Что это - Барочный дворец или Дом-комод? Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных

Земельный участок под строительство дома приобрел в 1764 году купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. По заказу Апраксина здание было построено в стиле елизаветинского . За характерную форму особняк Апраксина прозвали «дом-комод».

Архитектор здания точно не установлен. По одной из версии им был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, по другой - неизвестный мастер круга Растрелли, по третьей Дмитрий Васильевич Ухтомский. Эксперты склоняются к последней версии.

В 1772 году Апраксины продали особняк лейб-гвардии капитан-поручику князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

В начале 19 века здесь были многие знаменитости - Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия, которая выделялась среди казенных гимназий и соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке (старейшая в Москве гимназия, основанная в 1804 году).

4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», академик Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев. Здесь гимназист Константин Сергеевич Станиславский познакомился с будущим меценатом его театра Саввой Морозовым. В гимназии № 4 учились братья Ремизовы. Творчество писателя Алексея Ремизова Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции 1917 года гимназию закрыли, а в доме организовали коммуналки.

В 1960–х годах в здании разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики.

Изображения

Апраксинский дворец – здание в стиле барокко, авторство которого приписывают двум архитекторам: Дмитрию Ухтомскому и одному из учеников итальянского зодчего Бартоломело Растрелли.

Расположенный на улице Покровка, дворец был построен для графа Матвея Апраксина, недавно женившегося. Этот участок до Апраксиных, которые переехали на Покровку в 60-е годы XVIII века, имел нескольких владельцев, включая купца Морозова и английского торговца мачтовым лесом Томпсона.

Дворец был построен в 1766 году, в его облике исследователи московской архитектуры усматривают почерк Растрелли и находят общие черты с Эрмитажем. Внутренний интерьер был оформлен в стиле французского рококо. Но, несмотря на красоту своего облика и интерьеров, особняк был продан уже спустя шесть лет князю Дмитрию Трубецкому, и Трубецкие оставались владельцами дворца в течение почти девяти десятилетий.

В доме Трубецких бывали многие известные личности того времени: юный Александр Пушкин с сестрой Ольгой, Дмитрий Менделеев, в стенах дворца состоялся сговор о свадьбе будущих родителей Льва Толстого Николая Ильича и Марии Волконской.

Бывший дворец Апраксиных называли также «домом-комодом», и это название закрепилось за ним именно во время Трубецких. В 1783 году они произвели переустройство флигелей особняка, после чего здание приобрело сходство с комодом.

В начале 60-х годов XIX века вдова князя Трубецкого продала особняк, и в нем разместили 4-ю мужскую гимназию – учебное заведение, давшее Москве и России многих известных ученых, деятелей культуры и политики. Его окончили профессор Николай Жуковский, лингвист Алексей Шахматов, философ Владимир Соловьев, театральный критик Константин Станиславский и меценат Савва Морозов, писатель Алексей Ремизов и другие. Почти сразу после революции гимназия была закрыта, а во дворце размещались различные учреждения, включая общежитие, дом пионеров и НИИ.


В середине 1980-х годов реставраторы института Спецпроектреставрация (Гл. архитектор проекта реставрации И.Г. Серова, автор исторической справки Е.И. Острова) открыли, то особняк, который считался построенным для своей семьи в 1830-е годы Осипом Бове, на самом деле гораздо старше. Шурфы показали, что в основе своей он 17 века.

Вот их описание - Парадный фасад древних палат через двор, обнесенный забором, выходил в некогда существовавший Трубецкой переулок, который шел параллельно Б. Дмитровке. Трубецким он назван потому, что вдоль него были обширные владения Трубецких.
Массивное здание из красного кирпича построено "покоем". Причем лицом он был обращен к Высокопетровскому монастырю.

В свое время жилые палаты были перекрыты кирпичными сводами. На верхний этаж вели, по всей видимости, наружные деревянные всходы красного крыльца, как принято было в 17 столетии. Один этаж от другого отделялся пышным карнизом.
Высокие окна обрамляли пышные наличники из резного белого камня.

По бокам оконных проемов стояло по колонке, полочку с внешней стороны поддерживали фигурные кронштейны. Завершался наличник эффектным, 2разорванным" посередине фронтоном с затейливой вставкой в центре. В общем типичное нарышкинское барокко.

Так кто построил этот дом.
Я не буду здесь перепечатывать все версии и их доказательства.
Но скорее всего заказчиком и строителем этого красавца был Патриарх Адриан и палаты скорее всего построены в промежуток 1690-1700. т.к. в этом году патриарх скончался, что дало Петру право упразднить патриаршество и учредить Синод.

Итак вот он строитель и первый владелец палат.

После его смерти возможно его двор отписал на себя Петр I, а затем пожаловал его стольнику Дмитрию Протасьеву. У вдовы его племянника М.А. Протасьева Феклы в 1731 году князь Алексей Юрьевич Трубецкой купил эти палаты. Его жена Анна Львовна ур. Нарышкина (двоюродная сестра Петра I, дочь Льва Кирилловича брата царицы Натальи Кирилловны), получила в наследство от батюшки соседний участок.


В 1766 и 1774 ее сын Иван Алексеевич Трубецкой занимается переустройством старого дома, он к тому времени требовал ремонта. К тому времени относится план владения, который выдала Трубецкому Полицейская канцелярия. Он требовался для переустройства.
С приходом к власти Петра III дворянство получило вольность и многие уехали жить из первопрестольной в Москву и перестраивают свои особняки по требованию своего времени. Живут здесь в богатстве и роскоши.
Фасады дворцов украшались колоннадами, внутри непременно анфилады парадно убранных комнат.
В "Кратком руководстве к гражданской архитектуре или зодчеству", изданном в 1789 г. говорилось: "Апартаменты назначаются или для фамилии, или для гостей, или для великолепия".
Согласно этим указаниям Трубецкие и перестроили древние палаты. Была произведена перепланировка помещений, изменили расположение окон и дверей. На стенах были лишь легкие лепные украшения в виде розеток или барельефов в углублениях. Появился декоративный портик в виде полуколонн, обрамляющих центральное окно.

В первом этаже под полуколоннами и пилястрами был устроен парадный подъезд. В центральной части здания был устроен главный зал. Дом был богато декорирован.
Словом дом Трубецких был отстроен не хуже, чем у других вельмож их ранга.
В начале 19 века домом уже владеет сын Ивана Алексеевича Алексей Иванович, который был женат на Авдотье Семеновне Гурьевой, дочери профессора С.Е. Гурьева.
Дом чудом уцелел во время пожара Москвы 1812 года.
А через несколько месяцев после изгнания французов в заграничном походе 3 февраля 1813 г. под Лейпцигом погиб князь А.И. Трубецкой. И дом достается его вдове.

В 1816 году она вступает во второй брак с 32- летним известным архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Этот брак наделал много шума в Москве. Свет не мог простить княгине такого поступка. Мыслимое ли дело: знатная дама с приличным состоянием, мать пятерых детей выходит замуж за архитектора. Княжна Туркестанова писала в=своему корреспонденту: Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят лишь бы выйти замуж.
Но тем не менее они поженились и Осип Иванович перебрался из своего дома в Пименовском переулке в особняк жены. И прожил здесь всю оставшуюся жизнь. И именно здесь он создал все свои гениальные проекты по застройке послепожарной Москвы.
В 1833 году Осип Бове на участке жены строит особняк для семьи новый дом(теперьешний дом. №8). Небольшой двухэтажный дом с двумя входами, благодаря чему он мог использоваться как доходный.

И в 1830 году свой старый особняк(перестроенные палаты Адриана)с большой частью участка супруги продали ротмистру Леонтию Кирилловичу Черепову.

Еще до продажи они этот дом сдевали внаем. в 1827-30 гг. у них его нанимал и жил в нем один из создателей ранней преддекабристской организации "Орден русских рыцарей" генерал-майор М. А. Дмитриев-Мамонов.

Дмитриев-Мамонов в 1812 г., будучи одним из самых богатых людей в России, вызвался на свой счет набрать, обмундировать и вооружить целый полк. Тогда в начале Отечественной войны, как писал А. С. Пушкин в своем неоконченном романе "Рославлев", "везде повторяли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожертвовавшего всем своим состоянием. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених". Он был назначен шефом полка в чине генерал-майора и за участие в сражениях при Тарутине и Малоярославце был награжден золотой саблей с надписью "за храбрость".
У него рано обнаружились признаки душевной болезни, которая послужила причиной взятия в опеку его имения. Прожил он долгую жизнь и погиб на 73-м году, когда на нем случайно загорелась рубашка, облитая одеколоном.
В это время супруги жили у Нескучном у графини Анны Алексеевны Орловой. Бове надлежало кое-что сделать для графини. А свой дом они сдали опекунам Мамонова за 6 тысяч рублей ассигнациями.

Но возвратимся к истории дома. Ротмистру не под силу было содержать такой большой дом и он в 1840-е годы богатому купцу и золотопромышленнику,меценату П.В. Голубкову .
Сохранилось описание дома, сделанное этнографом П. И. Небольсиным. Здесь находились картинная галерея с произведениями Рубенса, Греза, Тенирса и коллекция различных редкостей, в которой были шкатулка наполеоновского маршала Мюрата и рукописный экземпляр "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
В 1855 году П.В. Голубков скончался. Личные бумаги его исчезли бесследно, коллекция рассыпалась по разным местам.
После его смерти дом на некоторое время перешел в руки некоей П.И. Кушакевич.
В конце 1850-х его владелицей становится М.Б. Спиридонова. Она была женой коммерции советника грека Владимира Христофоровича Спиридонова. Они были известны как благотворители. Являлись пожизненными попечителями Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества.
В 1868 году Спиридоновы задумали грандиозный ремонт особняка. Но по каким то причинам был ненадстроен третий этаж, а особняк к 1880му году приобрел тот облик, который нам знаком. С мезонином и подвалом.
В 1898 году после смерти супругов дом оказался на два года в руках купца Е.П. Чихачева.
Но в 1900 году дочь Спиридоновых генерал-майорша М.В Сокол вернула родительский дом себе.
И эта вся история усадьбы до революции.
В 1920-х гг. тут помещался Всерокомпом - Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам. Его председателем был М.И. Калинин.
Около десяти лет в этом доме прожил известный певец Г. М. Нэлепп.

После реставрации в особняке разместился Музей Большого театра. И его стоит посетить, чтобы увидеть чудесно сохранившееся и отреставрированное убранство особняка.

А теперь про соседний дом.

Первоначально этот дом (№ 8) был построен супругами Бове для себя, но уже в нашем столетии небольшой ампирный дом был совершенно неузнаваемо перестроен. В 1902 году архитектор И.А.Иванов-Шиц перестроил его в модном в то время стиле модерн. Отличительные признаки нового стиля - мягкие, изогнутые очертания оконных проемов, орнамент из текущих линий, женские головки с распущенными волосами - характеризуют декор эпохи модерна конца XIX - начала XX в.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.

Прогуливаясь по Покровке, невозможно не обратить внимания на голубой дом, который стоит около памятника Чернышевскому. Праздничный, богато украшенный. За прямоугольную форму его прозвали «Дом-комод». У этого особняка невероятно богатая история!

Одна из самых известных легенд, связанная со строительством дома, гласит, что здание было свадебным подарком императрицы Елизаветы тайному мужу – графу Алексею Разумовскому. Дворец якобы был «репетицией» Зимнего. И что на самом деле императрица венчалась не в Перово, а на Покровке – в барочной церкви Воскресения в Барашах. Церковь была украшена особым знаком – короной и имела придел в честь Захария и Елизаветы. Легенда красивая, если бы не даты. Особняк был построен в 60-е годы XVIII века для графа Апраксина – в то время, когда императрица доживала последние дни. По иронии судьбы, автор проекта неизвестен. Наиболее вероятная версия такова: дом построили для двадцатилетнего графа Матвея Апраксина к его свадьбе с троюродной сестрой Петра III. Но хозяин почти не успел пожить в новом доме: не успели достроить дворец, как в 1772 году Апраксин перепродает его графу Трубецкому, семья которого владела домом 90 лет.

Интересная деталь: дом был построен после Указа о вольности дворянства 1762 года. Теперь дворяне могли не служить. Они уезжали из столицы в Москву или деревни и строили семейные гнезда. Дом построен в стиле растреллиевского барокко, который больше был популярен в Петербурге. Дворец имеет небесно-голубой цвет и щедро украшен пилястрами, барельефами, колоннами, наличниками, портиками, лепниной. Большие кабинеты, огромные бальные залы, спальни и будуары – к сожалению, мы не можем увидеть первоначальный вид интерьеров из-за пожара. Но сейчас обстановку воссоздали. Трубецкой надстроил флигели и соединил их с главным домом, а также перенес парадную лестницу. Причина расширений была в большом числе слуг, которые не помещались в доме. Новый владелец создает прямоугольный двор и пышный дворовый фасад с круглыми окнами. Планировка дома насчитывала по шесть круглых помещений на каждом этаже. Трубецкой желал большего, но из-за дороговизны материалов не сделал всего, чего хотел. В 1783 году выстроили каменную конюшню, надстроили над третьим этажом служебный корпус.

Не успели закончить, как через два года прохудилась крыша. После смерти Дмитрия Юрьевича хозяйство отошло к его сыну Ивану Трубецкому, который женился на Екатерине Мансуровой. Дворянские семьи проводили в доме осень, зиму и весну, а на лето уезжали в имение. Дом же сдавали. Трубецкой был камергером, а потому чаще был в разъездах или при дворе, чем дома. В 1812 году в Москве был страшный пожар, «Дом-комод» сильно пострадал – сгорели все перекрытия и перегородки на втором и третьем этажах. В 1825 году здание значилось все еще недостроенным. Несмотря на это, князя и его семейство навещали и родственники, и друзья. Один из самых знаменитых гостей – Михаил Погодин – историк, профессор Московского университета, коллекционер и журналист. Когда-то он пришел устраиваться на службу к Трубецким – обучать младших детей. Несколько лет он обучает детей, а вскоре становится другом семьи.


Восстание декабристов отдаленно коснется семьи: дальнего родственника Сергея Трубецкого приговорят к смертной казни, а потом отправят на каторгу. Гостил на Покровке и поэт, литературный критик Дмитрий Веневитинов. Он был безответно влюблен в Зинаиду Волконскую, а под конец жизни увлекся Александрой Трубецкой. Еще одни знаменитые гости дома – семья Пушкиных. Александр Сергеевич близко дружил с дальним родственником семьи, который жил на Знаменке. Отец поэта был Ивану Трубецкому троюродным братом (сын Дмитрия Юрьевича). Поэтому семейство очень часто бывало на Покровке. Да и взрослым Пушкин захаживал в гости. Известный факт: он был у хозяев после Михайловской ссылки, после коронации Николая I и наверняка заглядывал в гости зимой 1827 года, которую провел в Москве.

Именно в стенах голубого дома произошел сговор отца и матери Льва Толстого. Марья Волконская воспитывалась отцом-генералом. Когда он уезжал, то оставлял дочь на попечение родственников. После отставки он забрал ее в Ясную Поляну. Чтобы понять отношения между дочерью и отцом, вспомните старого князя Болконского из «Войны и мира», который больше мучал близких, нежели любил. К 30-ти годам за глаза Марью называли старой девой. После смерти генерала она стала наследницей большого состояния. Николай Толстой был младше жены на 4 года. За 8 лет у них родилось пять детей. Через полгода после рождения младшей дочери Марья умерла от нервной горячки.

В 1861-м году после издания Манифеста о свободе крестьян и финансовых трудностей Трубецкие продали за 125 000 рублей дом 4-й мужской гимназии, которая и была там до 1917-го. Среди знаменитых выпускников гимназии – Константин Станиславский, Николай Жуковский, Савва Морозов, Алексей Ремизов, Александр Шахматов, Николай Астров. Красный Октябрь закрыл учебное заведение, домашнюю церковь и заселил дом под свои нужды. Он стал многоквартирной коммуналкой, где в одной комнате жили по 10-20 человек. В 30-х годах здесь было даже общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В военные годы – НИИ геофизических методов разведки и Дом пионеров Бауманского района. В 60-х годах XX века коммуналки окончательно расселили, учреждения вывели, а здание было впервые отреставрировано. В начале 2000-х часть помещений арендовал Российский фонд милосердия и здоровья.