А.К. Толстой, Брянская земля. Запретные увлечения алексея толстого Алексей константинович толстой его произведения

Дорогие друзья! 8 сентября в 13.00 приглашаем вас на литературный видеолекторий «Нескучная классика». Он будет посвящен теме «Мистика и фантастика в творчестве А.К. Толстого». Знакомиться с литературной готикой в духе старинных русских и европейских легенд будем в библиотеке по адресу: ул. Щорса, 46 .

Алексей Константинович Толстой – удивительный русский поэт, драматург, сатирик. В 1898 году именно постановкой драмы А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр. А.К. Толстой – создатель популярного исторического романа «Князь Серебряный», один из авторов неувядаемого и знаменитого своими сатирическими цитатами Козьмы Пруткова. Но и это еще не все! А.К.Толстой – классик отечественной «страшной литературы».

Рассказы писателя «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Они пугают, завораживают в равной степени, как произведения известных мастеров жанра готической литературы Брэма Стокера, Мери Шелли, Говарда Лавкрафта. На видеолектории мы отправимся в путешествие на книжную планету мистики и фантазии – как классической, так и современной.

Буквально с головой окунуться в этот непостижимый здравому смыслу мир нам поможет просмотр отрывков из фильмов «Пьющие кровь» (1991, СССР, реж. Евгений Татарский) и «Вурдалаки» (2016, Россия, реж: Сергей Гинзбург). Во время съемок фильма «Вурдалаки», созданного по мотивам готической новеллы, написанной 21-летним графом А.К.Толстым в 1839 году на французском языке, несмотря на дружную и слаженную работу команды, возникали различные мистические события.

Приходите! Вместе будет не так страшно!




А.К. Толстой, Брянская земля.

Имя Алексея Константиновича Толстого (родился в С. Петербурге в 1817 году) известно каждому любителю русской словестности. Это и историко - приключенческий роман "Князь Серебряный" и афоризмы Козьмы Пруткова, и драматическая трилогия, и, конечно же, незабываемые строки его стихотворений.
В детстве будущий поэт жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..." Сюда, в Красный Рог, он вернулся, оставив службу в конце 50-х годов, здесь же и скончался 28 сентября 1875 года, и похоронен возле сельской церкви.
Будучи человеком европейского образования, Толстой оставался истинно русским патриотом, не отделявшим себя от судьбы Родины. Как написанные сегодня, звучат его слова:

Да, он грустит во дни невзгоды,
Родному голосу внемля,
Что на два разные народа
Распалась русская земля.

Как он любил свой мирный уголок,
Взрастивший в нем возвышенные чувства,
Где в тишине, от суеты далек,
Он уходил в свой чудный мир искусства.
... И до конца он любоваться мог
Своих лесов любимыми краями:
И осенил родимый Красный Рог
Его конец безоблачными снами.

«Здесь все живет и дышит им, все напоминает о нем: и кресла его, и письменный стол, за которым он писал свои произведения, и черный рояль. Здесь еще не стерлись его следы, отзвуки его голоса, кажется, что он только вчера проходил по этим комнатам».

Сотни подобных записей можно найти в книгах отзы­вов посетителей литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге. Он стал притягательным памятным местом для любителей поэтического слова.

Приезжая сюда, люди воздают дань глубокого уважения Алексею Константиновичу Толстому - выдаю­щемуся русскому поэту, прозаику и драматургу, автору широко известной трилогии «Смерть Иоанна Грозного»,

«Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис», романа «Князь Серебряный», прекрасных исторических баллад, лирических стихотворений, одного из создателей зна­менитого Козьмы Пруткова.

Открытие литературно-мемориального музея в Крас­ном Роге состоялось в 1967 году, когда широко отме­чалось 150-летие со дня рождения А. К. Толстого. Именно с этим уголком брянского края была связана значительная часть жизни писателя. Усадьба с уникаль­ным парком, живописные окрестности Красного Рога, чарующая русская природа явились своеобразной колы­белью будущего поэта. Сама обстановка будила поэти­ческую фантазию, развивала склонность к литературному творчеству. Именно здесь А. К. Толстой написал зна­чительную часть произведений.

Родился Алексей Константинович 24 августа 1817 года в Петербурге. Когда мальчику было шесть недель, мать увезла его в Черниговскую губернию в имение своего брата А. А. Перовского - в Погорельцы. Потом они переехали в Красный Рог. Здесь и прошло детство будущего поэта. Позже этот край он назовет своей истин­ной родиной.

Воспитание Алеши взял на себя его дядя - Алексей Алексеевич Перовский, известный прозаик 20-30-х годов XIX века. Он печатал свои произведения под псевдонимом Антоний Погорельский. А. А. Перовский знакомил племянника с природой, с жизнью местного населения, воспитывал у него любовь ко всему доброму и прекрасному, пробуждал интерес к русской и зару­бежной литературе.

Это не прошло бесследно. С шестилетнего возраста А. К. Толстой начал пробовать свои силы в поэзии. О его ранних стихотворных опытах одобрительно ото­звался А. С. Пушкин.

Десяти лет будущий поэт с матерью и ее братом побывал в Германии. А еще четыре года спустя состо­ялось путешествие в Италию.

В 1834 году А. К. Толстого определили в Москов­ский архив Министерства иностранных дел, где он разбирал и производил описание древних документов. В следующем году, т. е. в семнадцать лет, юноша выдержал в словесном отделении Московского универ­ситета экзамены на право получения чина и был «признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы». В 1837 году его назначили в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

После четырехлетнего пребывания в Европе, с конца 1840 года, началась служба Алексея Константиновича в Петербурге. Но сухая казенная работа мало радовала Толстого. Его неодолимо влекло литературное творчество. И он серьезно занимался любимым делом. В 1841 году вышла фантастическая повесть «Упырь», были напеча­таны стихотворение, несколько очерков и рассказов. Широко известные стихи «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Колокольчики мои...», «Василий Ши­банов», «Курган» и другие тоже были написаны в этот период, хотя увидели свет гораздо позже.

В начале пятидесятых годов «родился» Козьма Прут­ков. От имени этого тупого и самовлюбленного бюро­крата николаевской эпохи А. К- Толстой, его двоюрод­ные братья Алексей и Владимир Жемчужниковы выступали в самых различных жанрах. Писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, истори­ческие анекдоты, в которых высмеивались явления окру­жающей действительности.

В сентябре 1861 года. Алексею Константиновичу удалось добиться отставки и бросить службу. Он посе­лился в Красном Роге. В шестидесятых годах он опуб­ликовал драматическую поэму «Дон Жуан» и роман «Князь Серебряный», затем написал одну за другой три пьесы, составившие трилогию «Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

В 1867 году вышел сборник стихотворений, подводив­ший, итог более чем двадцатилетней поэтической работе А. К. Толстого. Большое место в сборнике заняла лирика, в которой главную тему составляют пейзажи родного края и настроения, навеянные им. Как проникно­венно звучат, например, эти строки:

Ты знаешь край, где все

обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль

колышет, В вишневых рощах тонут

хутора, Среди садов деревья гнутся

И до земли висит их плод

Шумя, тростник над озером

трепещет, И чист, и тих, и ясен свод

небес, Косарь поет, коса звенит

и блещет. Вдоль берега стоит кудрявый

лес, И к облакам, клубяся

над водою, Бежит дымок синеющей струею?

В стихотворении «Колодники», ставшем популярной народной песней, нарисована картина, полная трагизма и безысходности.

Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль,- Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами, шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло.

Поют про свободные степи, Про дикую волю поют. День меркнет все боле,-

а цепи Дорогу метут да метут...

Отзвуки народных песен с их радостями и печалями слышатся в толстовских «Ты не спрашивай, не распы­тывай», «Не божьим громом горе ударило», «Ты почто, злая кручинушка», «Кабы знала я, кабы ведала» и других. Народная мудрость, трогательная простота присущи многим этим стихотворениям. Другой темой лирики Толстого является любовь - глубокая, чистая, вдохновляющая.

И еще одна особенность творчества Алексея Констан­тиновича, о которой хорошо сказал композитор П. И. Чай­ковский: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов». Стихи Толстого были положены на музыку Чайков­ским, Кюи, Римским-Корсаковым, Рубинштейном, Бороди­ным, Мусоргским, Рахманиновым, Танеевым и другими. До сих пор, например, не утратил очарования и неж­ности романс, созданный на эти взволнованные стихи А. К. Толстого:

Средь шумного бала случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.

свирели. Как моря играющий вал.

Умер Алексей Константинович 28 сентября 1875 года. Похоронили его возле Краснорогскои церкви в семейном склепе.

Юбилейная медаль к 170-летию со дня рождения А. К. Толстого

Из построек того времени в усадьбе сохранились домик хозяйственного двора, бывшая прачечная и фли­гель, в котором ныне располагается музей поэта. За преде­лами усадьбы находятся церковь и могила поэта с ка­менным надгробием. Как и толстовская усадьба, они на­ходятся под государственной охраной как памятники истории и культуры.

Ежегодно в сентябре в Красном Роге проводится празд­ник поэзии. Это дань уважения советских людей А. К- Тол­стому, творчество которого выдержало испытание време­нем.

Именем замечательного поэта-земляка назван Брян­ский городской парк культуры и отдыха. Здесь Алек­сею Константиновичу Толстому установлен памятник.

В здании флигеля, восстановленном после войны, ныне разместился музей А.К. Толстого

Село Красный Рог. Литературно-мемориальный музей А.К. Толстого, бюст поэта и фамильный склеп Толстых.

Село Красный Рог

Флигель. Единственное сохранившееся мемориальное здание усадьбы. Фото 2006 г.

Портрет А.К. Толстого. (Б. Яшин)


(воспоминания А.Ф. Войстроченко)


(подготовка усадьбы А.К. Толстого к его юбилею)


Парк-музей им. А.К. Толстого:

Деревянный фонтан "Чёртова мельница"

Памятник А.К. Толстому

3 сентября 2016 г. всё культурное сообщество Брянска и страны отмечает 199 лет графу А.К. Толстому.

Ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира»

3 сентября 2016 года в Литературно – мемориальном музее А.К. Толстого состоялся ежегодный Всероссийский праздник поэзии «Серебряная лира». В рамках праздника был организован областной творческий конкурс «Заветные тропинки А.К. Толстого», основанный на одноименном новом туристическом маршруте. В конкурсе приняли участие сотрудники и экскурсоводы государственных и муниципальных музеев Брянской области.

Сотрудники «Брянского государственного краеведческого музея» представили гостям праздника театрализованную миниатюру «Романтические грезы или иллюзии воспоминаний» на стихи А.К. Толстого «Во дни минувшего бывало…». Участники сценки своей удивительной игрой попытались передать зрителю чувства, нахлынувшие на А.К. Толстого при написании данного стихотворения. За участие в конкурсе «Заветные тропинки А.К. Толстого» сотрудники Брянского государственного краеведческого музея были награждены дипломом второй степени.

30 августа в городском выставочном зале открылась фотовыставка «Есть много звуков в сердца глубине…», посвященная 200-летию со дня рождения Алексея Константиновича Толстого. Идею фотографов поддержал директор театра Андрей Викторович Саликов, его режиссером стала заслуженная артистка РФ Марина Финогенова, а воплотили в жизнь артисты Брянского театра драмы им. А.К.Толстого и фотографы фотоклуба «Брянская улица».
Народный артист РФ Иосиф Камышев, артисты театра Андрей Савченков, Ксения Ланская, Мария Максимова, Илья Беззуб, Леонид Гой, Татьяна Сычева предстали на фотографиях в образах из «Князя Серебряного» и «Дон Жуана». Елена Дигина и Олег Чиганов воплотили образы Софьи Толстой и Алексея Константиновича Толстого, навеянные стихотворением «Средь шумного бала».
Авторы фотографий – образов – Галина Семенова, Наталья Книжникова и Марина Свиридова.

Когда-то эти места бли-
стали несказанной роско-
шью, и ансамбль усадьбы
до сих пор поражает ве-
личием. В 2017 году ис-
полняется 200 лет со дня
рождения известного соз-
дателя баллад, лирических
стихов, исторического ро-
мана «Князь Серебряный»,
а так же драматической
трилогии «Смерть Иоан-
на Грозного», «Царь Федор
Иоаннович» и «Царь Бо-
рис». Афоризмы Козьмы
Пруткова, одним из «от-
цов» которого был Тол-
стой, актуальны и сегодня.
Уса дебный дом Тол-
стых сгорел в 1941 году,
и на его месте в 1993‑м
возведено здание музея.
Частью усадьбы является
сохранившаяся церковь
Успен и я, пост роен на я
в 1777 году. Самобытный
сплав из элементов дере-
вянного зодчества с под-
р а ж а н и ем к а ме н н ы м
формам при дает сель-
ской церквушке особую
теплоту. Известно, что
в 1861 году с крыльца этой
церкви Толстой читал Ма-
нифест об освобождении
крестьян от крепостной
зависимости.

Офорт "Дом-музей А.К.Толстого". Антонов Е.Н.

Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И, как сестра, мой путь сопровождала
Река Нерусса – юркое дитя:
Сквозь заросли играя и светя,
Она то искрилась, то пропадала.

(Трубчевск, Брянская область)

1912 год, май. «При ясной и чистой погоде и при большом стечении публики в воздух поднял первый самолёт на Брянщине авиатор Кузьминский».

Картины брянских художников о Брянском крае.


М. Шмыров. «Зима»

Брянские поэты и писатели о земле Брянской.

В брянской литературе тема малой родины - одна из самых значительных. Образы городов, сел и деревень Брянщины раскрываются последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, про­никнутых пафосом любви к родине, беспокойством о ее судьбе, гордостью за людей, которые трудятся на брянской земле. Например, стихотворение И. Радченко «Ненаглядная сторона»:

На лугах трава ароматная, Рожью высветлены поля -Это брянская благодатная, Хлебом пахнущая земля.

На холмах дубы лучезарные, Сосен звонкая полоса -Это брянские легендарные, Чудодейственные леса.

Над речной струей дремлет лилия, Ручеек поет, как струна, -Это брянская, сердцу милая, Ненаглядная сторона.

Хронограф. Судьбы. События. Мгновения.

1950 год. Советский период - эпоха переименований. С 1918 по 1967 год улица Фокина называлась улицей Ленина (с перерывом на два года немецкой оккупации, когда ее называли улицей Пушкина), а теперешний проспект Ленина с 1920-х по тот же 1967-й был улицей Фокина (при немцах Бежицкая). Улица Калинина с 1919-го и до конца 1950-х была улицей III Интернационала (при немцах Московской, как до революции). А бульвар Гагарина до конца 1960-х был Советской улицей; улица Горького была улицей Васильева, а Большая Лубянка - улицей Иванова.

Казённая мужская гимназия.
Ул. Калинина, 66. Построена в 1913 г. архитектором Н.А. Лебедевым при поддержке меценатов П.С. и С.С. Могилевцевых. Просуществовала как гимназия 5 лет. После гражданской войны в ней находились трудовая школа, совпартшкола.
Здание разрушено в годы Великой Отечественной войны. В начале 50-х годов XX века построен городской Дом культуры промкооперации, позже ДК местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (архитектор А.Э. Фридман). Современное использование: городской Дом культуры.

Старые и новые фотографии Брянска и Брянской области.


Так выглядела Петровская гора в 30-е годы. Горне-Никольская церковь сохранилась до сих пор.

Немного интересного, умного, мудрого.

***********************

Нужно жить так, что бы не бояться отдать своего говорящего попугая главной сплетнице города.

Улыбнись …. чуть чуть лирики.

****************************

Мальчик говорит маме:
- Папа уже пришёл! Что мы ему сначала покажем – твоё новое платье или мой дневник?

Великий писатель увлекался спиритизмом и ходил на медведя с рогатиной

Два столетия назад, 5 сентября 1817 года, родился граф Алексей Константинович ТОЛСТОЙ. Его не стало в сентябре 1875-го, и тайна смерти знаменитого поэта и драматурга до сих пор не раскрыта.

«Нет, в этот раз maman не сможет помешать нашему счастью. Что за прелесть эта Софья Андреевна - не хочу и слышать, что о ней болтает свет. Ребенок? Пускай. Да где он? А, впрочем, был бы малыш, он нашел бы во мне заботливое участие» , - так размышлял 34-летний Алексей Толстой , очарованный женой ротмистра Миллера . Это ей он посвятил нежные строки: «Средь шумного бала, случайно…». Она была замужем, но мечтала о разводе. Когда-то ее, 16-летнюю, соблазнил князь Григорий Вяземский . Девушка забеременела. Мать Софьи уломала сына вызвать обидчика сестры на дуэль. Бедный юноша был убит. Дабы избежать кривотолков, родня спешно выдала еще не раздобревшее дитятко за нелюбимого Миллера.

Пикантные подробности вытащила на свет божий мать Толстого - Анна Алексеевна. Не по годам развитый, высокий и физически сильный Алеханчик, как называли его в семье, во всем потакал родительнице. Возил в театры и на концерты, навещал вместе с маман ее подруг. До этого по требованию Анны Алексеевны парень расстался с кузиной - Еленой Мещерской , с которой любил покувыркаться в зарослях аллей. А потом и красоткой Пиппиной, отдавшейся русскому богатырю на теплом песке Лигурийского моря и приучившей его к неведомым русскому юноше иноземным ласкам…

На портрете Карла БРЮЛЛОВА Алексею 13 лет

Алексей вырос без отца. Деятельная Анна Алексеевна сбежала от не слишком одаренного умом и талантами муженька - графа Константина Петровича Толстого - через полтора месяца после свадьбы. Из Петербурга с крошкой сыном на руках она уехала в имение старшего брата. Там, в селе Погорельцы под Черниговом, они прожили втроем больше 20 лет. Алексей Алексеевич Перовский посвятил племяннику повесть «Черная курица, или Подземные жители», которую издал под псевдонимом Антоний Погорельский .


Драматург верил в иррациональное и вместе с императором АЛЕКСАНДРОМ II вызывал дух НИКОЛАЯ I

Запретная страсть

Небезупречная биография не смутила нашего героя, влюбившегося в Софью Миллер до беспамятства. И Толстой ей приглянулся. От этого верзилы с копной волос цвета спелого каштана веяло спокойствием и благодушием. Светская внешность - и при этом силища деревенского кузнеца: свертывал в трубку серебряные ложки, вгонял кулаком в стену гвозди, разгибал подковы. На охоте егеря отыскивали для Алексея берлоги, поднимали медведя, а он бил зверя в упор из ружья или брал на рогатину.

«Гремучая смесь» натуры, вероятно, объяснялась происхождением Толстого. Его матушка была незаконнорожденной дочерью графа Алексея Разумовского - племянника тайного супруга императрицы Елизаветы Петровны . Мать Анны - любовница Разумовского, была из мещан, что не помешало, впрочем, их отпрыскам заиметь дворянский титул. Все они носили фамилию Перовские - по названию подмосковного имения Разумовского. Все получили от чадолюбивого графа нехилый капитал и заняли высокие должности.

Жена ТОЛСТОГО - Софья Андреевна

Алексею Константиновичу досталось село Красный Рог в Черниговской (ныне Брянской) губернии. Стараниями близких восьмилетнего Толстого определили в товарищи к самому наследнику престола Александру. Вместе с Алешей приобщать будущего самодержца к реалиям жизни должны были еще несколько отроков из хороших семей. Однако царевич Александр держался от сверстников в стороне и втихаря предавался рано охватившей его страсти к собирательству порнографических открыток, жутко при этом комплексуя.

Спустя много лет другая запретная страсть охватила и самого графа Толстого: служа в московском архиве Министерства иностранных дел, он увлекся спиритизмом. Толстой с упоением рассказывал о сеансах известного мистификатора Юма , заставлявшего «зависать» столы, «двигающиеся в воздухе, как корабли в море».

Мать писателя - Анна Алексеевна ПЕРОВСКАЯ

Как не родные

В разгар Крымской войны Алексей Константинович прибыл под Одессу, но вскоре слег с тифом и чуть не умер. Выходила Толстого все та же Софья Андреевна, примчавшаяся в госпиталь. Поговаривали, что любовь Сонечки к графу все-таки не была совсем уж бескорыстной. После смерти родственников Алексей Константинович унаследовал приличное состояние и стал одним из богатейших людей России. К нему часто обращались за помощью, и Алексей никогда не отказывал. В его имение бежали крестьяне из других поместий. Толстой говорил:

Пускай живут, пока сами не поймаются. Накормить и обустроить!


В триллере «Вурдалаки», снятом по повести «Семья вурдалака», героям Аглаи ШИЛОВСКОЙ, Михаила ПОРЕЧЕНКОВА и Константина КРЮКОВА пришлось противостоять всякой нечисти

Доброта вышла ему боком. Дождавшись развода с ненавистным Миллером и обвенчавшись-таки с Алешенькой, Софья Андреевна повесила на него заботу о своей многочисленной родне. У нее «лицо чухонского солдата в юбке», говаривал недолюбливавший Соню Иван Тургенев . В письмах Толстого стали появляться персонажи, о которых он отзывался так: «Один из них слышал когда-то, что есть на свете деликатность, а второй никогда о ней не слыхал». Речь шла о братьях жены, Петре и Николае Бахметьевых , которые бесстыдно проматывали толстовское состояние, да еще обвиняли графа в скупости, если тот выказывал недовольство. Не желая связываться с наглецами, Алексей Константинович сбегал за границу.

В Италии юный граф влюбился в красавицу Пеппину. Позже художник Пимен ОРЛОВ написал с неё «Девушку с цветами» (1853 г.)

Смертельная доза

Историки до сих пор не могут договориться, был ли уход писателя из жизни самоубийством или он ввел себе смертельную дозу морфия по ошибке. В конце 1862 года Алексей Константинович резко сдал. Он погрузнел, лицо стало землистым, с синими поджилками, под глазами набухли мешки. Его мучили приступы удушающей астмы, щемило сердце. Любое движение причиняло дикую головную боль, а кожа воспалялась, словно ее облили кипятком. Избавиться от мучений помогали впрыскивания морфия. «Если бы вы видели, в каком состоянии мой бедный Толстой... Человек живет только с помощью морфия, и морфий… подтачивает ему жизнь - вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может» , - описывал состояние писателя один из современников.


Фамильное гнездо в Красном Роге

У Толстого начались видения: ему явилась умершая мать и пыталась увести его с собой.

Алексею Константиновичу требовалось серьезное лечение. После отмены крепостного права материальное положение писателя сильно пошатнулось. Между тем, Бахметьевы и Софья Андреевна и не думали отказываться от привычных трат. В сентябре 1875 года, за несколько дней до смерти, Алексей Константинович написал Александру II прошение о возвращении его на службу: жить было не на что.


Князь Серебряный (Игорь ТАЛЬКОВ) и Иван Грозный (Кахи КАВСАДЗЕ) в фильме «Царь Иван Грозный»

Как-то после обеда граф ушел к себе и долго не выходил. Все думали, уснул: бессонница мучила Толстого нестерпимо. Когда же под вечер поднялись в комнату, Алексей Константинович был мертв. На столе лежал пузырек из-под морфина и шприц.

Писателя похоронили в семейном склепе в Красном Роге. Софья Андреевна пережила мужа на 17 лет и была погребена там же.

Мистический рассказ «Упырь» (1841 г.) стал первым русским произведением на «вампирскую» тему

ТРИ БОГАТЫРЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Когда речь заходит о ком-то из ТОЛСТЫХ, нынешнее поколение путается, о котором из писателей речь: Льве Николаевиче, Алексее Константиновиче или Алексее Николаевиче. Первые два были троюродными братьями, а Алексей Николаевич - их внучатый прапраплемянник. Для молодых читателей напоминаем:

Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)

Автор романа «Князь Серебряный». Классик отечественной «страшной литературы»: его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Создатель лирических стихотворений: «Средь шумного бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные!», «Двух станов не боец…».

Написал трилогию «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

Не раз встречался с Гоголем , был знаком с Василием Жуковским .

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)

Написал «Войну и мир», «Анну Каренину», «Воскресение». Прославился небарским поведением, работал в поле с крестьянами, косил траву, шил сапоги. Спал на голом полу, до самых холодов ходил босиком. В возрасте за 60 трижды прошел пешком из Москвы в Ясную Поляну. Был отлучен от церкви за отрицание христианских ценностей. Умер на станции Астапово, когда решил навсегда покинуть семью.

Алексей Николаевич Толстой (1882 - 1945)

Создатель романов-эпопей «Петр I» и «Хождение по мукам». Автор повести «Аэлита» и романа «Гиперболоид инженера Гарина». «Папа» Буратино. После революции эмигрировал, но в 1938-м вернулся и стал убежденным сторонником Советской власти. За это его ненавидели эмигранты, распускавшие про писателя отвратительные слухи.

КАК ИСААКИЙ СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИЛСЯ

Вместе с двоюродными братьями - Алексеем, Владимиром и Александром ЖЕМЧУЖНИКОВЫМИ Алексей ТОЛСТОЙ сочинял анекдоты и стихи на злобу дня, подписывая их общим псевдонимом Козьма Прутков. Причем именно Толстого считали закоперщиком в этом трио и автором многих забавных розыгрышей.

  • О проделках прутковцев ходили легенды. Например, рассказывали, как один из них ночью в мундире флигель-адъютанта объехал всех архитекторов Петербурга с приказанием явиться утром во дворец ввиду того, что Исаакиевский собор провалился и император Николай Павлович , дескать, воздаст всем виновникам по заслугам.
  • Приезжих, которые искали съемную квартиру, прутковцы любили посылать на Пантелеймоновскую, 9, где находилось III Отделение, занимавшееся сыском и надзором за политически неблагонадежными. Там, мол, помещения сколько угодно.
  • Самой невинной их шалостью считалось привязывание к шнурку звонка куска ветчины, за который дергали собаки, поднимая весь дом на уши.

Граф Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого представлены в статье, — поэт, прозаик и драматург, троюродный брат Л.Н. Толстого и по матери внук графа А.К. Разумовского. После развода родителей воспитывался дядей, писателем Антонием Погорельским (А.А. Перовским), получил домашнее образование, служил по гражданской и военной части, был флигель-адъютантом Александра II, придворным церемониймейстером и егермейстером; выйдя в отставку, жил в своих имениях, увлекаясь охотой. Он обладал огромной физической силой, но рано заболел астмой и умер от последствий неправильного лечения.

Ранние образцы толстовской прозы — написанные по-французски повести «Семья вурдалака » и «Встреча через триста лет » (при жизни автора не публиковались). Первое опубликованное произведение — «Упырь » (1841, псевдоним автора Краснорогский намекал на название родового имения Толстого Красный Рог Черниговской губернии). Несомненно влияние на эти тексты мистической фантастики дяди писателя А. А. Перовского (Антония Погорельского). В то же время эта «мистическая» черта окажется органичной для стиля самого Толстого (она проявится впоследствии, например, в романе «Князь Серебряный » в линии мельника-колдуна). В 1840-е годы А.К. Толстой под влиянием приемов натуральной школы пробовал свои силы и в жанре физиологического очерка (интересно, что его «охотничьи» очерки предварили публикацию первых произведений И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»).

Лирика Толстого-поэта удивительно ярка, «многоцветна». Лучшие ее образцы свидетельствуют, что автор обладал мощным, хотя и художественно неровным талантом. Алексей Константинович Толстой, как правило, отличный поэт родной природы, родство и слиянность с которой для его лирического героя глубоко органичны, с жизнью которой он постоянно соотносит свою человеческую жизнь. Многое из любовной лирики Толстого принадлежит к числу вершинных достижений русской поэзии. В поэзии любви его лирический герой предстает как благородный рыцарь, берущий на себя житейские тяготы, богатырски несокрушимый защитник любимой женщины («Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»). Этот сильный и жизнерадостный человек наполнил русскую поэзию светлыми оптимистическими интонациями.

Временами портит лирические стихотворения Толстого Алексея Константиновича, особенно ранние, излишнее самоупоение, а также некоторая риторичность и наигранность — например, образ похваляющегося «силушкой» «удалого доброго молодца» иногда обретает характер позы. Не чуждо Толстому и пристрастие к романтическим «красивостям».

Единственный прижизненный сборник стихов А.К. Толстого «Стихотворения » (1857) вышел в период, весьма благотворный для русской поэзии, — вышел на фоне таких блестящих изданий, как первая книга Ф.И. Тютчева, третья книга А.А. Фета, вторая книга Н.А. Некрасова и др. К этому времени автор был уже известен как поэт по публикациям в «Русском вестнике» и «Современнике». Кроме того, в литературных кругах было небезызвестно участие Толстого в создании авторского образа Козьмы Пруткова (вместе с братьями Жемчужниковыми). «Козьма Прутков» печатал свои сатирико-юмористические произведения с начала 1850-х годов, кроме того, в 1851 г. была поставлена его комедия-пародия «Фантазия »

С 1857 г. Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого стремительно развивались, на несколько лет стал постоянным автором славянофильского журнала «Русская беседа » и другом его неофициального редактора И.С. Аксакова. У них было немало точек соприкосновения.

Мечты самого Толстого о единении славянских народов воплотились, например, в знаменитом стихотворении «Колокольчики », первые три строфы которого были положены на музыку композитором П.П. Булаховым и стали песней, впоследствии фольклоризовавшейся, приобретшей характер «народной».

От славянофилов Толстого отделяла его влюбленность в западноевропейскую культуру, уживавшаяся в нем с горячим национальным патриотизмом. Дело в том, что Алексей Константинович Толстой считал русскую культуру естественной частью культуры Европы. Русскую историю он воспринял в юности через призму трудов Н.М. Карамзина и его сторонников, и не раз повторял на разные лады, что наше природное единство с Западом нарушено и искажено последствиями монголо-татарского нашествия.

Как бы продолжая тему «татарщины», по ошибке принимаемой многими за нечто национально русское, в одном из писем Толстой говорит, что «глубоко симпатичные» ему поэты Константин Аксаков и Алексей Хомяков, желая продемонстрировать свое славянофильство, «гуляли на Москве в кучерских кафтанах с косым (татарским) воротом». Духовное одиночество, почти неизбежное следствие такой особой позиции, не страшило привыкшего ощущать себя несокрушимым силачом А.К. Толстого.

В одном стихотворении Толстой прямо заявляет о своем намерении идти «против течения», чтобы таким образом возбудить «течение встречное» и стать «волн победителем» («Против течения », 1867). Не ощущая себя своим в кругу славянофилов, Толстой одновременно с презрением относился к представителям космополитического "нигилисма", но также и к преследовавшей тех и других российской по лицейской бюрократии. Об этом напоминают иронические стихи и поэмы Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868), «Поток-богатырь» (1871), «Сон Попова» (1873) и др.

Необыкновенное остроумие сочетается у А.К. Толстого с силой и самостоятельностью мысли. Это объективно возвышало его над нередко обретавшей характер простого грубого зубоскальства сатирой и юмористикой В. Курочкина, Д. Минаева и других авторов из демократических кругов. Кроме того, Толстой-поэт обладал слогом, ярко выраженным индивидуальным стилем крупного художника. Кроме стихотворений об этом свидетельствуют поэмы Толстого («Грешница», «Алхимик», «Иоанн Дамаскин» и др.).

Несомненна заметная роль А.К. Толстого в реформировании русской рифмы — несмотря на упреки некоторых современников в свой адрес, он принципиально и сознательно употреблял ставшие через несколько десятков лет широко распространенными «приблизительные рифмы».

Парафразисы и реминисценции весьма характерны для творчества А.К. Толстого. В этом он похож на Г.Р. Державина. А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и других крупнейших поэтов. Например, одно из его стихотворений творчески преломляет интонации пушкинского «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»:

На нивы желтые нисходит тишина…

Ритмика четных строк в толстовском стихотворении отличается от ритмики пушкинских строк, лирический «повод» к его написанию иной, чем у предшественника, и мысль проводится другая. Иначе говоря, реминисценции из Пушкина преломлены оригинально-творчески. Толстому хочется спроецировать переживания своего лирического героя на пушкинский текст, обозначить духовную взаимосвязь с ним. Подобные приемы впоследствии, в серебряный век стали широко распространенными в поэзии (В. Брюсов, А. Блок, Н. Гумилев, Г. Иванов и др.), но при жизни А.К. Толстого они не всегда встречали понимание читателей, вызывая иногда упреки в подражательности. Между тем, на основе парафрастических приемов Толстой вслед за Пушкиным создал, например, свой глубоко оригинальный вариант знаменитого «бродячего» сюжета — драматическую поэму «Дон Жуан » (опубликована в 1862).

Толстовская вариация сюжета о Дон Жуане включает ряд совершенно новых моментов. Так, его Дон Жуан — призванный к «благостным делам» «избранник Творца», и сатана в «Прологе» именно поэтому клянется сделать его «похожим на себя». Однако став грешником и погубив в конце концов донну Анну (она кончает с собой), Дон Жуан не проваливается в ад со статуей убитого им командора: статуя сообщает, что ему дарована возможность покаяния, и «исчезает», а Дон Жуан в «Эпилоге» через много лет умирает монахом, праведником, которого оплакивает братия его монастыря и все люди в округе (в советских изданиях «Эпилог», к сожалению, обычно отсутствует).

Отличная творческая стилизация старинного итальянского текста в поэме «Дракон », помогающая автору передать дух эпохи, также наглядно демонстрирует плодотворность парафрастических приемов Толстого.
Исторические баллады А.К. Толстого («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов», «Роман Галицкий», «Старицкий воевода» и др.) обрисовывают мужественные натуры, выразительные характеры, всегда привлекавшие его в людях. Толстой любил и изучал историю России, считал себя ее знатоком, да в известном смысле и был им. В своих произведениях он порою отходит от фактической реальности, от того, что мог узнать из летописей, трудов историков и т. п., — но делает это во имя цельности и художественной силы образа Русская старина, шедевры национальной культуры находили в его лице не только глубокого ценителя, но и решительного защитника.

Некоторые из его писем включают замечательно остроумные и неотразимо бьющие в цель литературные пародии (на Шекспира — в письме И.С. Аксакову от 31 декабря 1858 г., на приемы современных французских и русских романистов, на статьи критиков-демократов — в письмах С.А. Толстой от 29 июня 1864 г. и Б. М. Маркевичу от 14 мая 1871 г. и др.) Занятия русской историей преломились не только в балладах А.К. Толстого, но также в его прозе и драматургии. Итогом их стали знаменитый исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный » (опубл. 1862), стихотворная драматургическая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) , а также неоконченная драма «Посадник » (1870 — 1871), повествующая о событиях из истории древнего Новгорода.

Образ Ивана Грозного, проходящий через всю трилогию образ Бориса Годунова, образ Лжедимитрия (которого Толстой Алексей Константинович не считал Григорием Отрепьевым, полагая, что это была какая-то иная, не установленная историками личность), образ сына Грозного царя Федора принадлежат к числу сильнейших творений русской драматургии. В отличие от романа «Князь Серебряный», в котором Толстой дал художественно-стилевое преломление своим романтическим наклонностям, его пьесы неожиданно реалистичны, отличаются проникновенным психологизмом и глубоким пониманием логики действий исторических деятелей, самого хода истории.

Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого были представлены в статье, был писателем большого природного таланта, шедшим в литературе своей особой дорогой, чрезвычайно самостоятельным и стилистически своеобразным. Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии. Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, — как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября (по старому стилю 24 августа) 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
В 1826 г. мальчика перевезли в Петербург. При посредстве Жуковского он был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II, и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с тамошними достопримечательностями, однажды представил его Гете. До самой своей смерти в 1836 г. дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в 1834 г. поступает в число так называемых «архивных юношей», состоящих при Московском главном архиве министерства иностранных дел. В 1835 г. он выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837–1840 гг. числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Петербург, с 1840 г. числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера.
В 1840-х гг. Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Однако именно тогда начинается и его серьезная литературная деятельность. Первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841 г., под псевдонимом Краснорогский) была отмечена Белинским.
С 1854 г. в «Современнике» появляются стихи Козьмы Пруткова. Эта маска тупого и самовлюбленного бюрократа была придумана в начале 50-х гг. Толстым и его двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Тогда же Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В конце 50-х гг. он сотрудничает в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».
Зимой 1850–1851 г. Толстой встретил на балу Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, против этого романа резко возражала и мать Толстого. Поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863 г. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей – в том числе, посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…».
В 1855 г., во время Крымской войны, Толстой пытается организовать особое добровольное ополчение, но ему это не удается, и он поступает в число охотников так называемого «стрелкового полка Императорской фамилии». Участия в военных действиях ему так и не приходится принять, но он едва не умирает от жестокого тифа.
В 1856 г., в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты).
Чиновная карьера Толстого складывалась успешно; при этом он умел сохранять внутреннюю независимость, следовать собственным принципам. Именно Толстой помог освободить от ссылки в Среднюю Азию и от солдатской повинности Тараса Шевченко; сделал всё, чтобы Тургенева отпустили из ссылки за некролог памяти Гоголя. Рассказывают, что когда Александр II спросил однажды Алексея Константиновича: «Что делается в русской литературе?», тот ответил: «Русская литература надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского».
Однако карьера придворного и политического деятеля была Толстому не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности (в частности, самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин»). Теперь он живет большей частью за границей, летом на разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу бывает также в своих русских имениях – Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. Занимается почти исключительно литературным творчеством. При этом хозяйству он уделял мало внимания, и постепенно разорился.
В 1861 г. опубликована драматическая поэма «Дон Жуан». В 1863 г. выходит в свет исторический роман «Князь Серебряный». Критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.
Затем появляется историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Главная ее тема – трагедия власти.
Толстой переводит на русский язык Байрона, Шенье, Гете, Гейне, шотландских поэтов, а на немецкий – русских писателей.
В 1867 г. выходит первое (и последнее прижизненное) собрание стихотворений Толстого, подводившее итог более чем 20-летней творческой работы.
В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской. Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).
Большим успехом пользовались сатирические стихотворения Толстого. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ поэт пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял («Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Порой веселой мая»), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить ее автор не успел. Толстой скончался 10 октября (по старому стилю 28 сентября) 1875 г. в своем имении Красный Рог от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен был возле сельской церкви. Позже там же завещала похоронить себя Софья Андреевна.
Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символисты. Широкое, в том числе и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии.