В чем смысл фильма «Матрица»? «Матрица»: как создавался культовый фильм

Первая часть кинотрилогии «Матрица» увидела мир в 1999 г. Буквально с первых же дней творение братьев Вачовски окрестили «культовым». Успех научно-фантастического боевика был обусловлен не только сногсшибательными для того времени спецэффектами, но и интересными диалогами с неоднозначным подтекстом. Так в чём же смысл фильма «Матрица»? И как сюжет картины перекликается с последними научными открытиями и тенденциями в современной философии?

Творчество братьев Вачовски до и после «Матрицы»

Трилогия «Матрица» была выпущена загадочными братьями Вачовски (при рождении Лоуренс и Эндрю). Дуэт стал для мира кинематографа открытием, поскольку ранее о братьях никто ничего не слышал. Лишь позже выяснилось, что под этим псевдонимом скрываются две сестры - Лана и Лилли. Обе сестры являются открытыми трансгендерными женщинами.

Лана и Лилли с юношеских лет испытывали тягу к театру и кино, но соответствующего образования так и не получили. Вместо этого сёстры Вачовски долгое время занимались строительным бизнесом, а в свободное время сочиняли комиксы.

Как раз в такой непростой период жизни в их головах родился сюжет будущей культовой картины. Постепенно сформировался и тот самый неуловимый смысл фильма «Матрица».

До сих пор остаётся загадкой, как из строительного бизнеса Вачовски удалось попасть в мир большого кинематографа. Но тем не менее в 1996 г. они выпускают свой дебютный фильм «Связь», а ещё через три года - «Матрицу». На данный момент в арсенале дуэта без малого 13 кинопроектов и статус общепризнанных культовых режиссёров.

Краткий сюжет трилогии «Матрица»

В чём смысл фильма «Матрица», невозможно понять, если пропустить основные вехи развития сюжета.

Начинается трилогия со знакомства с главным героем - Томасом Андерсеном (Киану Ривз). Жизнь Томаса протекает обычно, так живут миллионы жителей мегаполисов по всему миру: утром он уходит на работу, весь день кое-как выполняет свои обязанности в офисе. Зато вечером Андерсен увлечён любимым делом: хакерит в интернете под псевдонимом Нео.

Однажды на Нео выходит девушка-хакер Тринити. Он встречается с ней в ночном баре, затем разговаривает с её другом Морфеусом и получает подтверждение своим догадкам: есть где-то иная жизнь, не похожая на ту, которой он сейчас живёт.

Нео принимает красную капсулу в знак того, что согласен узнать правду. В ответ Морфеус показывает Андерсену истинную реальность. И она, к сожалению, ужасающа. Миром давно уже правят машины. Они поработили людей, заперли их в своеобразные капсулы и подключили к компьютерной матрице, чтобы получать энергию. Машины питаются этой энергией, они существуют за счет неё. А «нормальная» жизнь, которую Томас созерцал каждый день, - всего лишь иллюзия, часть программы.

Нео освободился из-под гнёта машин и присоединился к повстанцам, которые воюют против них и в реальном мире, и в матрице. Молодому человеку пришлось потерять многих друзей и отдать свою жизнь ради того, чтобы в финале Главный компьютер предоставил всем желающим людям возможность покинуть Матрицу.

Исполнители главных ролей

Киану Ривз - неизменный исполнитель главной роли во всех частях трилогии, включая картину «Матрица-3». Смысл фильма был неоднозначен, а главный герой настолько самоотвержен и трогателен, что Ривз вмиг превратился в самую интригующую голливудскую звезду.

Напарницу и возлюбленную Нео сыграла Кэрри-Энн Мосс. Для канадской актрисы участие в «Матрице» до сих пор является лучшей работой в кино.

И особенно колоритно на экранах смотрелся Лоуренс Фишборн, сыгравший наставника Нео - загадочного Морфеуса.

Интересные факты, сокрытые в сюжетной канве

Итак, какой смысл фильма «Матрица», сокрытый за многозначительными диалогами, пытаются найти зрители и кинокритики вот уже более 15 лет?

В поисках подтекстов люди анализировали каждый кадр и каждую составляющую сюжета Вот какие интересные факты удалось заметить.

  1. Номер квартиры Томаса Андерсена - 101. В книге «1984» Джорджа Оруэлла под таким номером числилась камера пыток, в которой людей мучили с помощью искусственно созданных страхов.
  2. На книжной полке у Нео лежит издание «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра. Это философский труд, развивающий теорию иллюзорности видимого и осязаемого мира.
  3. Название компании, в которой Андерсен трудился программистом, дословно с латинского переводится как «выходящий за пределы мозга».
  4. Морфеус в древней мифологии - бог сна. Герой Лоуренса Фишборна, по сути, таковым и является, поскольку научился быть хозяином своей судьбы в матрице - царстве людей со «спящим» сознанием.
  5. Главная неразрешённая тайна фильма кроется в 18-й минуте фильма: в кадре чётко отображается личное дело Нео, в котором срок окончания действия паспорта обозначен 11 сентября 2001 г. Весь мир знает эту злополучную дату, когда в Нью-Йорке рухнули башни-близнецы. Однако «Матрица» вышла на экраны за три года до обозначенных событий.

Настоящий смысл фильма «Матрица»

Было предпринято невероятное количество попыток обозначить истинный смысл трилогии «Матрица». Выдвигались самые невероятные идеи. Например, что за братьями Вачовски на самом деле стоят внеземные цивилизации, и это они нашептали режиссёрам сценарий на ухо. Зачем? Чтобы оставить землянам тайное послание!

Или существует версия, что к созданию кинотрилогии приложили руку масоны.

Но даже если не копать так глубоко, не приплетать к созданию фильма масонов и инопланетян, стоит обратить внимание на диалоги героев, в которых они озвучивают довольно интересные мысли.

Морфеус, объясняя Нео законы Матрицы, постоянно делает упор на то, что все ограничения существуют только у человека в голове. Если Томас снимет эти ограничения, то любое действие - взлететь до небес, перепрыгнуть пропасть, разнести одним ударом каменную стену - перестанет быть проблемой.

Вся вселенная, созданная сёстрами Вачовски в фильме, является доказательством того, что способ мышления полностью определяет реальность человека. Пожалуй, это главное, что нужно усвоить, просматривая трилогию.

Интерпретация «Матрицы» от КОБ

Можно ли ещё отыскать какой-либо скрытый смысл фильма «Матрица»? КОБ (общественное движение под кодовым названием «Концепция общественной безопасности») даёт свою расшифровку идеи фильма.

КОБ проводит параллели между устройством вселенной в кинотрилогии и положением дел в реальном мире, в котором мы все живём. КОБ сравнивает суперкомпьютеры, порабощающие человеческое население в Матрице, с людьми, наделёнными в нашем мире неограниченной властью: речь идёт о корпорациях, политических организациях и прочих структурах, диктующих негласные законы, по которым живёт общество. Подобная трактовка очень разветвлённая, и в двух словах её не опишешь. Но по основным признакам она тяготеет к популярным нынче теориям

Религиозная трактовка фильма

Нашлись и такие критики, которые считают, что сюжет «Матрицы» сёстры Вачовски написали на основе всем известных библейских историй.

В 2004 г. выходит литературный бестселлер «Трансёрфинг реальности», созданный питерским писателем объясняет картину мира примерно так же, как это сделано в фильме: сила мысли определяет то, какой будет реальность человека, над людьми есть некие надстройки-маятники, которые питаются человеческой энергией. Вполне похоже на замаскированный аллегорией, скрытый смысл фильма «Матрица».

Через два года после того как «Трансёрфинг реальности» был переведён на 20 языков, в США появляются похожие эзотерические учения. В частности, большой популярностью в 2006 г. пользовался фильм «Секрет», который в точности повторяет теорию Вадима Зеланда о строении мира.

Трилогия «Матрица» повлияла не только на развитие эзотерической философии, но и ввела определенную моду на фильмы, похожие на «Матрицу» по смыслу. «Обливион» (2013), «Суррогаты» (2009), «Эквилибриум» (2002) - все эти картины повествуют о будущем, в котором люди подвергаются массовому порабощению и ждут спасения от некоего «Избранного». Намного чаще стал использовать в кинематографе приём, когда реальность оказалась не такой, как её представляли: «Ванильное небо» (2001), «Остров» (2005), «Таинственный лес» (2004) и т. д.

Заключение

Скрытый смысл фильма «Матрица» не даёт покоя людям и по сей день. Новые теории по поводу истинного значения культовой картины появляются с завидной периодичностью. Возможно, ни одна из озвученных трактовок не имеет отношения к реальности. Или, наоборот, доля правды есть в каждом предположении. Но это никак не повлияет на то, что трилогия сестёр Вачовски уже превратилась в классику и оказала огромное влияние на кинематограф.

Главный герой – Нео. Он работает программистом в крупной фирме, по совместительству хакер, а также избранный, призванный избавить мир от компьютерной программы Матрицы. В силу последнего обстоятельства он попадает на корабль на воздушной подушке «Навуходоносор», на котором из двадцатого века переносится в двадцать второй; претерпевает жуткие трансформации в теле, призванные изменить его природу – сделать не совсем человеком, а существом, перешедшим из иллюзорного мира, управляемого Матрицей, в реальный. В качестве избранного он борется с агентами Матрицы и побеждает их.

Антагонистов у Нео двое: явный – агент Смит, и скрытый – учитель Морфиус.

Агент Смит – это представитель Матрицы, машина с искусственным интеллектом. Матрица была создана в двадцать первом веке как единое компьютерное сознание. Она поработила людей и стала выращивать их в пробирках для подзарядки биоэлектрической энергией своих представителей – машин вроде Смита. Матрица представляет собой мир грез: людям, живущим в пробирках в двадцать втором веке, кажется, будто они живут свободно и независимо в двадцатом веке. Нео – избранный, который должен победить Матрицу в лице агента Смита, чтобы освободить человечество от иллюзий. В начале фильма агент Смит захватывает Нео и пытается принудить его работать на себя, однако это у него не получается, поскольку экипаж «Навуходоносора» переманивает избранного на свою сторону. Агент Смит кажется непобедимым. Он заставляет Нео выворачиваться наизнанку, делать невозможное: летать в процессе драки, рукой останавливать пули. Нео одерживает над ним победу за счет того, что с разбега проникает внутрь его живота и пузырится по его телу.

Глава экипажа «Навуходоносора» Морфиус внешне заботится о Нео, хорошо к нему относится, дает ему философию о Матрице. Но, если посмотреть глубже, именно он создает для Нео критическую ситуацию, поскольку, обнаружив в нем избранного, активно перетягивает его из привычного мира двадцатого века на корабль «Навуходоносор», в ужасные условия двадцать второго века, после чего побуждает исполнять свою миссию. Причем Морфиус лжет Нео, путает его туманными формулировками – в общем, усложняет его жизнь до крайности. В начале фильма мы слышим обмен фразами между Тринити и неким другим членом экипажа, который говорит ей про Нео: «Мы обрекаем его на смерть – ты это понимаешь?» Другой член экипажа, Сайфер, тревожится за судьбу Нео, говорит ему: «Ты должен спасти мир. Это безумие какое-то, мне страшно». Такова реальность, но Морфиус сообщает Нео совсем другое: «Помни, я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего». И Нео, поверив ему, соглашается покинуть привычный мир. В качестве объяснения Морфиус произносит многозначительные фразы: «Объясню, почему ты здесь. Потому что ты что-то понял. Ты не можешь выразить это, но ощущаешь. Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но ее не отогнать. Она как заноза в мозгу, она сводит с ума, не дает покоя. Это и привело тебя ко мне». Когда Нео понимает, что влип, он спрашивает у Морфиуса: «Я могу вернуться назад?», на что тот отвечает: «Нет. А если бы мог, то захотел бы?» Похоже, что Морфиус вообще не очень беспокоится за Нео. Во всяком случае, говорит ему по телефону: «Линия прослушивается, буду краток. Нас опередили, но противник недооценил твое значение. Знай они то, что знаю я, ты был бы мертв. Нео, ты – избранный. Может быть, ты искал меня не первый год, но я искал тебя всю жизнь». Этими словами Морфиус подставляет Нео, поскольку дает агентам Матрицы возможность узнать о том, что Нео – тот самый избранный, который призван уничтожить Матрицу.

Сюжет не развивается вокруг загадки. Очень загадочен первый акт и начало второго – что некий Морфиус хочет от Нео? – до тех пор пора тот не излагает Нео теорию о Матрице. На этом загадка исчерпывается, и остальная, большая часть фильма проходит без нее.

Фильм насыщен действиями, но и отвлеченных рассуждений в нем немало. Эти слова лишь кажутся глубокого, философского содержания. Они произносятся с очень многозначительным видом и большим пафосом, но по сути являются способом заполнения пустоты, не содержат смысловой нагрузки.

Нео долго готовят к посещению предсказательницы Пифии. Именно с ее слов Морфиус узнал о том, что Нео – избранный, поскольку в прошлой жизни, когда Матрица только появилась, он боролся с ней и частично одержал победу, освободив группу людей, а теперь он должен окончательно уничтожить ее. Что Пифия доносит до Нео с очень умным видом, когда он наконец появляется у нее дома? «Я бы предложила тебе сесть, но ты все равно откажешься. И не переживай из-за вазы. (После этих слов Нео роняет вазу). Сказала: не переживай, мои дети ее склеят. Думаю, тебе интереснее другое: разбил бы ты вазу, если бы я тебе не сказала? А ты очень занятный. Не зря ты ей нравишься. Тебе известно, почему Морфиус тебя привел. И что, как считаешь, ты и есть избранный? Видишь, что там написано? Это латынь: «Познай себя». Открою тебе одну тайну: быть избранным – все равно что влюбиться. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей. Что ж, дай-ка я на тебя посмотрю. Открой рот, скажи: «А». Ясно. Теперь надо сказать: «М-м-м». Очень интересно, но… Но ты ведь уже знаешь, что я скажу. (После этих слов Нео говорит, что он не избранный). Очень жаль. Дар у тебя есть, но, кажется, ты чего-то ждешь. Может, следующей жизни, кто знает. Бывает и так. Бедный Морфиус. Без него будет трудно. Он верит в тебя так слепо, что ради твоего спасения пожертвует своей жизнью. Тебе придется выбрать: на одной чаше весов будут его жизнь и смерть, на другой – твои, Нео. Кто-то умрет, он или ты. А кто – тебе решать. Главное, не верь всякой ерунде насчет фатума. Ты – хозяин своей жизни, запомни». Пафосно произнесенная речь провидицы не только бесполезна в плане развития сюжета, но и ошибочна: ни Нео, ни Морфиус впоследствии не умирают.

Рассуждения Морфиуса о Матрице еще более абстрактны и туманны, чем речь Пифии: «Матрица повсюду, она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду, что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснешься. В темнице для разума… Матрица – это симулятор. Моделируй что угодно – одежду, снаряжение, любые ситуации. Что хочешь, то и получишь… Ты выглядишь так, как привык себя видеть. Это ментальная проекция виртуального «я». Что есть реальность и как определить ее? Весь набор ощущений – зрительных, осязательных, обонятельных – это сигналы рецепторов, электрический импульс, воспринимаемый мозгом… Мир существует только в виде нейроинтерактивной модели, или Матрицы. Вы все живете в мире грез… Добро пожаловать в пустыню – реальность… Что такое Матрица? Диктат. Матрица – это мир грез, порожденный компьютером, чтобы подчинить нас. Сделать из нас всего лишь батарейки… Я должен извиниться. У нас закон – не освобождать взрослых людей. Это опасно. Рассудок цепляется за привычное… Пока Матрица существует, нам свободными не быть… Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадежно зависимы от системы, что будут драться за нее». Эти фразы производят эффект философской глубины. Зритель считает, что они очень умные, поскольку непонятные, но они лишь нагнетают атмосферу мудрости и таинственности.

Пример того, как можно раскрыть философию подобного содержания, дает К. Кастанеда в своих книгах. Дон Хуан выражает мысли, во многих аспектах совпадающие с идеями «Матрицы», но не расплывчато, а определенно и понятно: «Никакого мира в широком смысле не существует, а есть только описание мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само собой разумеющееся»; «Реальность нашей повседневности состоит из бесконечного потока чувственных интерпретаций. Являясь членами группы лиц, использующих одно и то же описание мира, мы просто научились одинаково интерпретировать явления, воспринимаемые нашими органами чувств».
Помимо сходства, между философией фильма «Матрица» и философией книг К. Кастанеды есть принципиальная разница: в «Матрице» теория об иллюзорности мира оставляет угнетающее ощущение – все мы, оказывается, рабы некой Матрицы, живем в мире грез, из которого необходимо выбираться в реальность. В книгах К. Кастанеды теория об иллюзорности мира используется доном Хуаном с целью научить Карлоса как можно лучше приспособиться к этому миру – не подавляться своими проблемами, а отпустить их, жить свободно. Такого человека, который умеет жить в иллюзорном мире, принимая его таким, какой он есть, не относясь к нему слишком серьезно, дон Хуан называет воином. Он называет основные принципы жизни воина: отбросить чувство собственной важности, практиковать контролируемую глупость, отказаться от привычных распорядков жизни, стереть личную историю, воспринимать собственную смерть как советчика. Дон Хуан учит Карлоса, что нужно принимать ответственность за свои поступки, ничего не отдавать на волю случая. Нужно сомневаться и размышлять до того, как принять какое-либо решение, а когда оно уже принято, действовать без опасений и колебаний. В учении дона Хуана все постулаты очень конкретны, однозначны и применимы к действию. В «Матрице» все запутано; глубина философии упущена, а дается лишь ее разорванный, искаженный вариант.

Восприятие героев не показано. В фильме утверждается, что человек не обладает свободой, а является рабом, управляемым компьютерной системой. Наверное, чтобы лишний раз подтвердить эту мысль, авторы создали машиноподобные образы героев. Все агенты Матрицы одинаковы. Понятно, что это скорее роботы, а не люди: у всех одинаково каменные лица, глаза за черными очками, бесстрастная речь. Отважные члены экипажа «Навуходоносора», борющиеся с Матрицей, – Нео, Морфиус, Тринити – также роботообразны, далеки от образов реальных людей. Они – лишь механизмы авторов, в которые заложена программа осуществления сюжетных линий. Какое там восприятие!

Образы героев недостоверны. Агенты Матрицы и предатель Сайфер – большие минусы, противостоящая им команда – олицетворение плюса. О достоверности образов речи идти не может.

Идея «Матрицы» сильно отличается от идеи книг К. Кастанеды, несмотря на то, что во время просмотра фильма не исчезает ощущение дежа-вю.

В книгах К. Кастанеды объясняется, что представляет собой мир – потоки световых волокон, которыми пронизано все вокруг. Живые существа – это крохотные пузырьки, прикрепленные к этим бесконечным струящимся нитям. Каждое из световых волокон представляет собой источник энергии неограниченной мощности. Человек – это шарообразное светящееся существо. Увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, дано далеко не всем, а лишь избранным, магам. В «Матрице» эта теория показана визуально: мы наблюдаем на мониторах компьютеров бесконечные светящиеся нити цифр, которыми образованы люди; в одной из финальных сцен Нео, наконец-то поверивший в то, что он избранный, видит окружающее пространство как светящееся нити с прикрепленными к ним пузырьками, а агентов Матрицы – как округлые светящиеся объекты. Наглядно раскрыто положение о том, что светящиеся нити являются источниками энергии: показано, как образованные ими люди используются машинами Матрицы в качестве аккумуляторов питания; Морфиус сравнивает человека с батарейкой.

В книгах К. Кастанеды рассказывается, что маги могут управлять световыми волокнами, и за счет этого – материей, силой своей мысли. Они умеют передвигаться по воздуху не касаясь земли без применения техники (дон Хенаро, перелетающий с ветки на ветку большого дерева, дон Хуан и Карлос, прыгнувшие в пропасть), могут передвигаться по стенам перпендикулярно им (Лидия и Роза, бегающие по стенам своего дома с целью продемонстрировать Карлосу свое искусство). В «Матрице» члены экипажа «Навуходоносора» владеют теми же трюками: Нео и Морфиус летают в процессе учебного боя, Тринити бегает по стенам, Нео и Морфиус прыгают с небоскреба.

В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что дон Хуан долго искал избранного, чтобы сделать его своим учеником, и знаки указали ему на Карлоса. В «Матрице» Морфиус всю жизнь искал избранного Нео, и его поиски увенчались успехом.

В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что каждый человек имеет двойника, который называется дублем, и этот дубль умеет действовать одновременно с самим человеком как его «второе я», пока тот спит. Мы наблюдаем это на практике в «Матрице», когда члены экипажа «Навуходоносора» одновременно функционируют в двух телах, одно из которых находится в спящем состоянии, причем причинение вреда одному телу автоматически отражается на состоянии второго.

Книги К. Кастанеды учат человека способам эффективной адаптации к социуму. Фильм «Матрица» учит противоположному – пробудиться от иллюзорной жизни и покинуть ее. Нам дает такой пример Нео: сначала он бросает привычную жизнь в двадцатом веке ради обретения знания; затем, в развязке, он и вовсе покидает Землю, взмыв в воздух и полетев куда-то в небо. Идея фильма такова: «Поскольку ты – запрограммированный раб социума, пытайся покинуть его». Такой совет вряд ли поможет кому-нибудь как следует адаптироваться в жизни.

Куратор О.В., www.curator.tv

Личное...
Фильм стоит того, чтобы просматривать покадрово, изучать как это сделано. Когда разберешь на "косточки", будешь поражен какими простыми приемами достигнута эта невероятная мощь воздействия на зрителя со стороны аудио-визуального ряда картины. Наверное это и есть талант, когда из кубиков (картинки, звук, монтаж) уже милионны раз складываемых в разных комбинациях, вдруг получается что-то невообразимо необыкновенное.
Но фильм "Матрица" из тех, одноразовых штучек. Прием сьемок, монтажа, поведения актеров повторенных в других фильмах воспринимаеться убогой пародией на первоисточник. В сети расплодилось неимоверное количество подражаний и пародий на фильм. Смотриться все это убого. Но подражатели не исчезают. Это говорит о силе воздействия стилистики фильма на графоманов от кинематографа...
.................................................................................................................................................

(англ. The Matrix) - фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски.
Фильм вышел на экраны США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам.
Сценаристы: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
Оператор: Билл Поуп
Композитор: Дон Девис (англ. Don Davis)
Постановщик поединков: Юэнь Ву Пин
Актеры:
Киану Ривз Нео
Лоуренс Фишбёрн Морфеус
Кэрри-Энн Мосс Тринити
Хьюго Уивинг Смит Агент
Глория Фостер Пифия
Джо Пантолиано Сайфер
Маркус Чонг Тэнк Тэнк
Пол Годдард Браун Агент
Роберт Тэйлор Джонс Агент
Джулиэн Араханга Эпок
Мэтт Доран Маус Маус
Белинда МакКлори Свитч

Фильм описывает теорию, по которой Матрица - интерактивная компьютерная программа, симулирующая действительность для миллиардов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования.

Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, а по некоторым мнениям это воплощённая идея солипсизма. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране чудес» и Айзека Азимова и романа Артура Кларка: Город и звёзды («Профессия»), гонконгских боевиков и японского аниме.

Сюжет
Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днем он программист в крупной компании, ночью - хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» («The Matrix has you…»). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити, которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, - Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки - синюю, приняв которую Нео проснётся в своей постели и поверит, что это был лишь сон, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить в Матрицу и выходить из неё.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агентам - автономным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону. Морфеус попадает в плен к агентам. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана, но Нео приходится бежать от агентов, преследующих его. Нео не успевает выйти из Матрицы, и агент Смит убивает его. Однако Нео оживает (так как на самом деле он и есть Избранный), ощутив в себе силу. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону, он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что «возможно всё».

Съёмки
«Матрица» - совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города» - фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса, вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.

Дизайн
«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом) и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо?льший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Ghost in the Shell», только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости».

Визуальные эффекты
Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». «Bullet time» - практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и тд. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.

Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.

Музыка
Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Massive Attack, Deftones, The Prodigy, Rob Zombie, Мэрилина Мэнсона, Juno Reactor.

Источники вдохновения и идеи предшествующих произведений
«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.

Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.

* 1939. Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книге Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер».

* 1960. В рассказе Станислава Лема - «Странные ящики профессора Коркорана» описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна.

* 1961. В романе Герберта Франке «Клетка для орхидей» была описана «Матрица» в том виде, в котором она существует в фильме.

* 1963. В рассказе Роджера Желязны «Белая ворона» из-за перенаселения Земли большая часть человечества погружена в сон, искусственно поддерживаемый машинами. Сцена пробуждения главного героя напоминает пробуждение Нео.

* В 1965 году авторами Джек Уильямсон и Фредерик Пол было написано произведение «Дитя звёзд». В этом рассказе можно встретить описание людей, которые входят в «сообщество» с машиной с помощью связных разъёмов, находящихся на лбу. Описание этих разъёмов, а также само «сообщество» человека с машиной очень напоминает подключение к Матрице.

* 1971. Искусственно созданная иллюзорная реальность описывается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс». В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе.

* 1976. В серии «Беспощадный убийца» из «Доктора Кто» матрица - это база данных, содержащая знания повелителей времени, которая могла эмулировать реальность человеку, подключённому к ней. Человек мог умереть, если бы умер в наглядном мире, генерируемым этим устройством (матрицей).

* 1984. Заметны параллели с советским фильмом «Гостья из будущего».

* 1986. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров, теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».

* 1989. Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм и манга «Призрак в доспехах». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».

* 1993. «Маленький Будда» (в котором Будду играл Киану Ривз). И буддизм вообще. Будда, весьма кстати, означает «пробуждённый».

* 1994. Много сравнений было с комиксами en:The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В ReBoot (мультсериал) показан мир-город существ внутри компьютера, внутри которого учёный Матрикс (Matrix) из-за эксперимента «обнулил» себя и другой подобный мир-город, после чего началось противостояние уцелевших с вновь появившимися.

* 1995. «Странные дни»

* 1995-1996. Дизайн подземного города Сион, а также сцена с проникновением машин в него путём бурения в поверхности почти в точности повторяют аниме «Евангелион»

* 1997. Кастанеда, Карлос в книге «Активная сторона бесконечности» описывает наблюдаемый мир как интерпретацию энергии, образующей Вселенную, а также способность магов отключать систему интерпретации и видеть непосредственно энергию. Подобным образом Нео способен видеть Матрицу в виде «исходного кода», преодолевать восприятие её как реальности.

* 1998. «Шоу Трумана (фильм)».

* 1998. «Тёмный город (фильм, 1998)»

* 1999. «Тринадцатый этаж (фильм)»


Оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность.

Картина вызвала значительный резонанс в сфере философской мысли, обсуждению её аллегорического смысла посвящены многочисленные статьи. Наиболее полное соответствие идее «Матрицы» находят в платоновском мифе о Пещере ; кроме того, в фильме содержится целый ряд философских , религиозных и художественных реминисценций . Среди возможных источников вдохновения для создания фильма также называются гностицизм , киберпанк и хакерская субкультура, «Алиса в Стране чудес », повесть Айзека Азимова «Профессия », роман Артура Кларка «Город и звёзды », гонконгские боевики и аниме .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Сцена драки, где Нео останавливает пули. Фильм "Матрица: Перезагрузка". 2003 год

    ✪ Матрица. Тренировочный бой.

    ✪ Нео-Избранный. Финал. Матрица (1999)

    ✪ НЕО НЕ ИЗБРАННЫЙ *ТЕОРИЯ О МАТРИЦЕ

    ✪ Драка с охранниками клуба | Матрица: Революция

    Субтитры

Сюжет

Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. Днём он программист в крупной компании, ночью - хакер Нео (англ. Neo ). Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (The Matrix has you… ). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом» . Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Арестовав Нео на работе, агенты допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две капсулы - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную капсулу.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион (Zion - Сион), из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя, именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он мог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у Нео это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он Избранный, то законы матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер (Cypher ), готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую Системой. Сайфер выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса. Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удается его убить с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана и когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку и Нео не успевает выйти. Нео решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть. В тяжёлой схватке Нео с трудом удается обезвредить одного агента и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает (так как на самом деле он и есть Избранный). Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что они на самом деле живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.

В ролях

Персонаж Актёр Роли дублировали
Нео / Томас Андерсон Киану Ривз Всеволод Кузнецов
Морфеус Фишборн, Лоуренс Владимир Вихров
Тринити Керри-Энн Мосс Елена Соловьёва
Агент Смит Хьюго Уивинг Владимир Антоник
Пифия Глория Фостер Светлана Старикова
Сайфер Джо Пантолиано Леонид Белозорович
Тэнк Маркус Чонг Андрей Бархударов
Агент Браун Пол Годдард Никита Прозоровский
Агент Джонс Роберт Тэйлор Андрей Градов
Эпок Джулиэн Араханга Борис Шувалов
Маус Мэтт Доран Андрей Казанцев
Свитч Белинда МакКлори Марианна Шульц
Дозер Энтони Рэй Паркер Алексей Мясников
Слепец Стив Додд

На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдмен и Сэмюэл Л. Джексон .

Съёмочная группа

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось.

Дизайн

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита - катаканы. На код Матрицы похожи также дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом), и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире больший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Призрак в доспехах », только там они бегут горизонтально. Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк . Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости », что вышел «всего» на 3 года раньше.

Визуальные эффекты

Музыка

Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Саундтрек

Выпуск

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Отзывы

Награды

В 2000 году фильм получил четыре премии «Оскар » в номинациях :

  • Награда: «лучший звук » (Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид А. Кэмпбелл, Дэвид Ли);
  • Награда: «лучший монтаж звуковых эффектов » (Дэйн А. Дэвис);
  • Награда: «лучший монтаж » (Зак Станберг);
  • Награда: «лучшие визуальные эффекты » (Джон Гаета, Джанек Сиррс, Стив Кортли, Джон Тум).

Кроме «Оскаров», фильм также получил 28 премий и 36 номинаций :

  • 1999 - премия «BMI Film Music Award» (Дон Дэвис)
  • 1999 - премия «Bogey Award in Gold»
  • 1999 - премия «Золотой экран» (Golden Screen)
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее действие»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее художественное оформление и продажа»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший монтаж»
  • 1999 - премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее шоу»
  • 1999 - премия «Выбор рецензентов» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший иноязычный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн » (Saturn Award) в категории «лучший режиссёр » (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • лучший актёр » (Киану Ривз)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Ким Баррет)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Никки Гули, Боб Маккэррон, Уэнди Сайнсбари)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актёр второго плана » (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий » (братья Вачовски)
  • 2000 - номинация на премию «Аманда » (Amanda, Норвегия) в категории «лучший иностранный фильм» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - номинация на премию «Excellence in Production Design Award» в категории «художественный фильм» (Оуэн Патерсон, Мишель Макгэй, Хью Бэйтап)
  • 2000 - номинация на премию Японской киноакадеми в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли, Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 - номинация на премию «BAFTA» в категории «лучший оператор » (Билл Поуп)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший монтаж » (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «BAFTA» в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - номинация на премию «Чёрная бобина» (Black Reel) в категории «лучший актёр» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая актриса» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый злодей» (Хьюго Уивинг)
  • 2000 - номинация на премию «Brit » в категории «лучший саундтрек»
  • 2000 - премия «CAS Award» в категории «лучшее исполнение звукового микширования в художественном фильме» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 - номинация на премию «CDG Award» в категории «высокое качество дизайна одежды для фильма» (Ким Баррет)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучший актёр в ведущей роли» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшая актриса в ведущей роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Golden Slate» в категории «лучшие визуальные эффекты»
  • 2000 - премия «Империя » в категории «лучший дебют» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Империя» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Стив Кортли, Брайан Кокс)
  • 2000 - номинация на премию «Грэмми » (Grammy) в категории «лучший альбом саундтреков»
  • 2000 - номинация на премию «Хьюго » (Hugo) в категории «лучшая постановка »
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся актёр в кинофильме» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся кинофильм»
  • 2000 - премия «Ключевое искусство» (Key Art Award) в категории «лучшее аудиовизуальное шоу»
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета)
  • 2000 - номинация на премию «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 - премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award » в категории «лучший поединок» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучшее исполнение роли мужчины» (Киану Ривз)
  • 2000 - премия «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшее ведение боя» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший экранный дуэт» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 - номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в женской роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 - премия «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - эффекты» (Дэйн Э. Дэвис, Том Бреннан, Джулия Эвершад, Эрик Линдерманн, Дэвид Гримальди, Сьюзан Дудик, Валери Дэвидсон, Нэнси Бэйкер, Дэвид Макрилл, Барбара Делпич, Фрэнк Лонг, Ноэл Макинтош, Джон Ройсч, Хильда Ходжес, Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Кевин Э. Карпентер, Мэри Джо Ланг, Кэролин Тапп)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - диалоги» (Дэйн Э. Дэвис, Чарльз У. Риттер, Джулия Эвершад, Сьюзан Дудик)
  • 2000 - номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук - музыка» (Лори Л. Эшлер, Зигмунд Грон, Джордан Корнголд)
  • 2000 - номинация на премию «Небьюла » (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (братья Вачовски)
  • 2003 - премия «Artistic Achievement Award» (для DVD-релиза)
  • 2005 - номинация на премию «Golden Satellite Award» в категории «лучший киносериал»

Последователи «Матрицы»

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

Что такое матрица?

Матрица - это система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации - через воспитание, обучение, СМИ. "Зараженные" этими шаблонами взрослые, распространяют ее уже повсюду, даже путем обычного общения.

Матрица - абстрактна, и она не существует без людей, и контролируют её сами же люди, подключенные к ней. Этот процесс уже полностью автоматизирован. Человек подключенный к матрице (почти все люди), имеет ограниченное линейное мышление, построенное на причинно-следственной модели, и такое мышление делает диапазон восприятия людей очень узким.

Ум настолько привык к шаблонам мышления, что уже и не видит их. Даже, выезжая на природу, человек не может от них отключиться и он даже берет с собой часть матрицы, которая должна поддерживать, подпитывать эти шаблоны. Например, берет сотовый телефон, ну или делает конкретно то, для чего он и приехал, например позагорать (программа!). И каждый человек, сам того не подозревая, является "агентом", подкрепляющим матрицу практически любым своим действием, мнением. "Помогает" другим не вылезти за рамки...
Никакой человек не создает новую информацию в причинно-следственном мышлении, он лишь меняет ее. Размышляя, он анализирует уже имеющуюся информацию. Результат - мнение - лишь результат обработки информации. Она по сути - чужая. То есть получается, что "наше" мнение - это лишь наш анализ. Но анализ - это обработка ума информации при помощи шаблонов мышления - также чужими, навязанными матрицей. Чужие шаблоны, чужая информация - так чье же мнение в итоге?!...
"Наше" мнение - это всего лишь результат работы общей системы разделений. То что, это мнение - наше - лишь иллюзия, получаемая из-за того, что процесс мышления происходил под нашим "контролем"... Но контроль - это лишь то состояние, что ощущает ум, эту хитрость и использует матрица. На самом деле - работа ума происходит не под нашим контролем, а под - "использованием нас". Вот что есть нашего в мнении... Человек - батарейка! Запрограммированная кукла... Чем мнение жестче (утверждения, уверенность), тем жестче программа.

Шаблоны матрицы записываются на "зеркало", которое есть у каждого рожденного человека. Зеркало имеет определенную структуру. Его основы -"чувство потребности" и "чувство собственности". Человек, как хищник, неявно говорит "дай!" даже когда делает добро. Он ожидает и реагирует, а не делает просто так, от себя, "беспрограммно". Чувство собственности генерирует ложное понимание собственного мнения, собственного тела, различного имущества. Человек отождествляет себя с ними. Вместе, эти два чувства генерируют разные страхи, страсти... Зеркало обрастает многочисленными слоями, которые снять очень непросто. В них содержится много всего - и такие как жадность, ревность, лень, и такие как вина, стыд, и даже такие как вера в бога, альтруизм, защита правды, ощущение несправедливости. Многие истинные вещи, как любовь, благодарность перекрываются зеркальными, построенными на реакции, ожидании. Все эти хитрые слои зеркала замутняют сознание. Когда человек неосознан, он не способен реально осознавать собственные программы.

Многие пытаются выйти из матрицы. Ищут путь к освобождению, просветления ищут... Но наталкиваются на иные уловки матрицы. Те же "вознесения", "переходы 2012" и тд. В Матрице-3 Нео сказал - "придумав избранного Матрица создала лишь еще одно средство контроля". Да, даже "выход из Матрицы" - это программа!
Как же вы можете выйти, если ваше мышление изначально "программно"? Нужен переход на СОВЕРШЕННО ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ! Нужно рас-программировать ядро матрицы!

"Проблема в выборе!" (настоящий перевод от "problem is a choice", в дубляже перевод неверный) - это основное на что опирается к/ф Матрица через весь фильм. Выбор - это то на чем основывается Матрица... То есть, можно сказать ядро. Но от выбора нельзя отказаться не осознавая его! Пытаться уйти от выбора - это опять же выбор... Замкнутый круг... для ищущего... В к/ф Матрица дается лишь пища для размышления. Реального выхода там нет!

Ну что, я удовлетворил тебя по вопросу "что такое матрица?". Тогда можешь возвращаться в матрицу и продолжать жить с этим знанием. Именно так и поступает большинство. Как и в случае с кинофильмом Матрица. Неужели ты думаешь, что Матрица бы допустила выпуск фильма способный ее разрушить??? Фильм то популярный... Ответ прост. Даже сам интерес к выходу из матрицы возникает все равно в "прозомбированом" разуме... Как удовлетворить всех этих людей безопасно для матрицы? Разумеется, надо дать им информацию таким образом, чтобы, продолжая искать выход, они продолжали работать на матрицу...
Все что до этого - синяя таблетка, то что ниже - красная ...
Далее будет не информация , не пища для ума ... Далее будет - покушение на твое состояние. Покушение на твою личность . Покушение на твою матрицу . Ты входишь в зону запредельного...

Который час?...
Нет, правда, остановись... Застынь... Замедлись...
Какого цвета буквы?... Насколько сосредоточены твои глаза? Что чувствуют сейчас твои ноги... руки...
Как же ты можешь освободится... Как же ты можешь увидеть матрицу, если ты действуешь как запрограммированная кукла... Обрабатываешь все информационно, ничего не чувствуя при этом...
Разве ты оставляешь лазейку истине просочится к твоему сознанию? Все время перевариваешь, обрабатываешь...
Дай информацию, дай, ням ням ням... Еще, еще, еще... Голодный что-ли? Кто голоден? Твой разум... Компьютер... Ты порабощен матрицей... Как же ты можешь выйти из нее... Выход из нее прямо ЗДЕСЬ. Но ты настолько разогнан что даже в упор его не видишь... Ты живешь у себя в голове... В ее ...
Ты как игрок, настолько вовлеченый в игру, что глядя в монитор слился с ним, не можешь от него оторваться... Это не просто. Но это воз"можно...
Так до"говор"имся с тобой... Прямо сейчас, измени свое СОСТОЯНИЕ.
! Почувствуй себя в теле... Почувствуй свой ...
Сконцентрируйся... Не напрягайся. Это как раз обратно напряжению, но не есть расслабление все же... Это иное... Это выход из беспрерывности разума... Читай не слишком бегло, не программно. Читай осознанно каждое слово... Ощущай... Осознанно...

Вопрос "что такое матрица" - "не там". СОСТОЯНИЕ - вот секрет! Объяснение - это то чего требует разум! Вот так миллионы людей веками ходят кругами. Поисками бога занимаются, просветлением, освобождением... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не останавливалось... продолжало находиться в том же СОСТОЯНИИ... ВОСПРИЯТИИ... ВНИМАНИИ... Все они по прежнему - ЛИЧНОСТИ, имеющие РАЗДЕЛЕНИЕ в сознании, и воспринимает у них - уже слабая разделенная часть, очень очень ограниченная часть... А бог там у них, добро ли, любовь - какая разница чем заполнить разум, лишь бы чем-то да занять... Матрица - гибкая штука, хитрая как черт...

Так, найдет ли таким способом человек настоящую дверь? Дверей не мало! Просто, эта дверь для него не существует. Он продолжит искать СВОЙ(!) выход - тот выход о котором он ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. То что он СПОСОБЕН ВОСПРИНИМАТЬ... Для кого-то матрица приготовила революции и смену власти (какая разница какая власть, ведь власть - уже матрица), для другого - бога (власть тоже, неправда ли?), ну и тд... Чтобы увидеть дверь нужно быть... Нет, не избранным (кто тебя может избрать? не матрица ли?)... Нужно иметь сильную Волю ...
Человек, по-настоящему идущий путем освобождения, допускает запредельное... Он допускает, что за пределами известного, он может столкнуться с вещами, с которыми не знает как себя вести. Это подобно тому, как если бы ты шел в темноте на ощупь... Именно так и происходит... Помни одну вещь, все что дает тебе - обман... Путь освобождения НИЧЕГО НЕ ДАЕТ. Он - отнимает... отбирает у тебя - иллюзии... Мало кто проходит это испытание. Большинство, побродив в темноте, не выдерживает неизвестного. Человек не привык жить в неопределенности. Ему нужен план, сроки, знать что его ждет ("планировщики"). А тут ему этого никто не дает. У него это - отбирают... Так они и возвращаются в свою клетку... В свой зоопарк... У тебя должна быть огромная сила воли... для борьбы с собой...
Итак, невозможно не только рассказать, невозможно ПОНЯТЬ что такое матрица! Или, может быть, лучше сказать - бесполезно! Ты увидишь это сам... когда очистишь свой разум... Хотя в своих статьях мы даем понимания о матрице, это всего лишь подготовка и не более. В конечном итоге, когда твой разум будет достаточно подготовлен, для настоящего рывка за пределы матрицы ты должен от всего отрешиться...
Статьи, практики на этом сайте - направлено на изменение состояния и разрушение РАЗДЕЛЕНИЯ (личности, матрицы)! Нет никакого порядка, плана, программы, последовательности как это читать. Это как раз то что мы разрушаем. Каждый путь - ИНДИВИДУАЛЕН. Удачи! (это пожелание как-то программно прозвучало, не заметил? :D)