Олимпиада по литературе 8. Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

Школьный этап

8 класс

Время выполнения - 2 урока

1. Что такое эпиграф? 1 б.

3. Что такое композиция? 1 б.

5. Ямб и хорей - это: а) двусложные размеры стиха;

6. Закончите предложения:

« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина - это а) баллада

б) поэма

в) сказка

г) рассказ;

«Хамелеон» А.П.Чехова - это а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) стихотворение;

«Детство» М.Горького - это а) повесть

б) поэма

в) рассказ

г) роман. 3 б.

А) над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

М.Ю.Лермонтов.

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат - осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе для 8 класса»

Школьный этап

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

8 класс

Время выполнения – 2 урока

1. Что такое эпиграф? 1 б.

2. Что такое идея произведения? 1 б.

3. Что такое композиция? 1 б.

4. Назовите известные вам жанры древнерусской литературы.

Приведите примеры произведений. 6 б.

5. Ямб и хорей – это: а) двусложные размеры стиха;

б) трёхсложные размеры стиха. 2 б.

6. Закончите предложения:

« Руслан и Людмила» А.С.Пушкина – это а) баллада

б) поэма

в) сказка

г) рассказ;

«Хамелеон» А.П.Чехова – это а) роман

б) повесть

в) рассказ

г) стихотворение;

«Детство» М.Горького – это а) повесть

б) поэма

в) рассказ

г) роман. 3 б.

7. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

А) Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

Б) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин 4 б.

8. О каком литературном понятии идёт речь: Это образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления? Приведите пример. 2 б.

9. Назовите трёх самых известных русских поэтов 19 века. 3 б.

10. О каком герое, какого произведения идёт речь?

«От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русы, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». 2 б.

11. Назовите имена «соперников Руслана» и произведение А.С.Пушкина, из которого приведён отрывок:

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна неприятна им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана… 4 б.

12. Узнай произведение по его началу, назови автора:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники… 2 б.

13. Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка». Какой смысл он имеет? 3 б.

14. Узнайте произведение по напутствия родителей своим детям при расставании, назови автора:

А) «Теперь благослови, мать, детей своих. Моли бога, чтобы они воевали храбро, не запятнали честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете»

Б) «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся». 4 б.

15. Как называется сборник Н.В.Гоголя, в который вошли произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1 б.

16. Перечислите имена зарубежных писателей, чьи произведения вы читали. от 1 б

17. Комплексный анализ прозаического произведения (10 б).

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

Воробей.

Возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Ответы к заданиям олимпиады

по литературе (8 класс)

1.Эпиграф – короткий текст (обычно цитата, пословица и т. п.), помещаемый

идее произведения. 1 б.

2. Идея произведения- -его главная, основная мысль. 1 б.

3. Композиция – построение произведения. 1 б.

4. Житие – «Житие протопопа Аввакума»;

летопись – «Повесть временных лет»; 6 б.

5. Ямб и хорей – А)двусложные размеры стиха. 2 б.

6. « Руслан и Людмила» - Б (поэма);

«Хамелеон» - В (рассказ); «Детство» - А (повесть). 3 б.

7. А - сравнение; Б – метафора. 4 б.

8. Эпитет. Например, красная девица. 2 б.

9. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов. 3 б.

10. Владимир Дубровский из повести А.С.Пушкина «Дубровский». 2 б.

11. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Ратмир, Рогдай, Фарлаф. 4 б.

12. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова». 2 б.

13. «Береги честь смолоду». 3 б.

14. А - «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя;

Б - «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 4 б.

15. «Миргород» - сборник Н.В.Гоголя. 1 б.

16. Мольер «Мещанин во дворянстве»… от 1 б.

Комплексный анализ прозаического текста 10 б.

Итого: 50 баллов

Задания олимпиад по литературе для 8 класса на сайт
Душа народная – вот колыбель истинной литературы. (А. Мицкевич). Гениальная литература живет вечно. (М.Булгаков)

Литература 5 - 11 класс

Русский язык 5 - 11 класс

Сочинения

Литература

    Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти.
    (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало.
    (А. Ф. Писемский).

Цитаты Афоризмы

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Франческо Петрарка

Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.

Иоганн Готфрид Гердер

Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Рене Декарт

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по литературе, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по литературе.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по литературе.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по литературе 8 класс

Задания олимпиад по литературе для 8 класса.

Часть 1.

Задание 1.

а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.


Задание 2.

Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном отрывке текста:

а).
Ты слушать заповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь,
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

б).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»


Задание 3.

Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней Греции.


Задание 4.

Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль.
Перед вами - несколько из них.
Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.

А).
Внизу глубоко подо мной
Поток, усиленный грозой,
Шумел, и шум его глухой
Сердитых сотне голосов
Подобился. Хотя без слов,
Мне внятен был тот разговор,
Немолчный ропот, вечный спор
С упрямой грудою камней.
То вдруг стихал он, то сильней
Он раздавался в тишине;
И вот, в туманной вышине
Запели птички, и восток
Озолотился; ветерок
Сырые шевельнул листы;
Дохнули сонные цветы,
И, как они, навстречу дню
Я поднял голову мою

б).
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами.


Задание 5.

Помните ли вы

а). Сколько лет княжил Олег?
б). Кого Батый послал сражаться с Евпатием Коловратом?
в). Кто первым узнал Петра I в « Стекольном государстве»?
г). Сколько денег повелел заплатить молодцу «за бесчестие» царь Иван Васильевич?
д). Что произошло, когда на лобном месте Марфа закончила свою речь?


Часть 2.


Задание 1.

Назовите известные вам жанры древнерусской литературы. Приведите примеры произведений.


Задание 2.

С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;б) Спасское-Лутовиново;в) Нежин;г) Тарханы;д) Михайловское.
Задание 3.

Назовите жанр произведений:

а) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…»;б) В.А. Жуковский «Лесной царь»;в) Н.В.Гоголь «Ревизор»;г) К.Г.Паустовский «Радость творчества»д) М.Ю.Лермонтов «Мцыри».
Задание 4.

Установите по приведенным ниже определениям литературоведческий термин:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития;б) Художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков, эмоционально воздействующее на читателя;
Задание 5.

Определите стихотворный размер:

а)
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

б)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят.
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.


Задание 6.

Что связывает Черную речку и гору Машук?

Ответы.

Часть 1.

1.
а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».

2.
а) заповедь, б) братом.

3.
Авгиевы конюшни, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, рог изобилия и т.д.

4.
а) М.Ю.Лермонтов «Мцыри» б) С.Т.Аксаков «Буран».

5.
а) 33 года, б) Хостоврул, в) шведский гетман, г) 500 рублей, д) упала башня Ярослава вместе с вечевым колоколом.

Часть 2.

1.
Летопись, житие, сказание, воинская или историческая повесть, поучения.

2.
а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

3. а) историческая повесть, б) баллада, в) комедия, г) эссе, д) поэма.

4.
а) композиция, б) гипербола.

5. а) ямб, б) хорей.

6.
Это места дуэлей Пушкина и Лермонтова.


Задания олимпиады по литературе для 8 класса

Copyright © All rights reserved

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. ( 2*2 б.=4 балла)

      Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? ( 2*4 б.=8 баллов) .

    Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

      Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

      Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены(12 баллов).

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1 . Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы :

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень . Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10= 20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3 балла за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Подготовиться к школьной олимпиаде по литературе можно, если выполнить задания, представленные в трёх этапах. Всего заданий 7. Внизу предложены ответы.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ аргументируйте.

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

№4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

№6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

№7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)

2 этап

поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880–1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…

Если где-нибудь случайно,-

В маскараде иль в гостях,

На площадке ли вагона,

Иль на палубных досках,-

Ты столкнёшься с человеком

Благородным и простым,

До конца во всем свободным,

Сильным, умным и живым,

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария ? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

№5. Назовите 3-4 писателей о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем».

2 -3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

№7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

№2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору:

«Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

№4. С этими местами связаны события многих произведений.Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург, дача, Мещёра.

№5. Назовите 3-4 писателя , с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что вы знаете об их творчестве?

№6. Назовите прочитанные Вами 2 -3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

№ 7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт.

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Подготовиться к школьной олимпиаде по литературе можно, если выполнить задания, представленные в трёх этапах. Всего заданий 7. Внизу предложены ответы.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

8 КЛАСС

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ аргументируйте.

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

№4. Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

№6. Переделайте в басню сказку о животных или сочините басню на тему, актуальную для вас и ваших ровесников.

№7. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)

2 этап

поэта-сатирика ХХ века Саши Чёрного (1880–1932) «Утешение», написанное в 1922 году.

Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,

Быть упорным и искать:

Раза два в году ты можешь,

Как король, торжествовать…

Если где-нибудь случайно,-

В маскараде иль в гостях,

На площадке ли вагона,

Иль на палубных досках,-

Ты столкнёшься с человеком

Благородным и простым,

До конца во всем свободным,

Сильным, умным и живым,

Накупи бенгальских спичек,

Закажи оркестру туш,

Маслом розовым намажься

И прими ликёрный душ!

Десять дней ходи во фраке,

Нищим сто рублей раздай,

Смейся в горьком умиленье

И от радости рыдай…

Раза два в году – не шутка,

А при счастье – три и пять.

Надо только, друг мой бедный,

Быть упорным и искать.

№2. Героини каких произведений русской классики носят имя Мария ? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

«Отрочество», «Мои университеты», «Слепой музыкант», «Алые паруса», «Чучело», «Безумная Евдокия», «Уроки французского», «Поучение Владимира Мономаха», «Морозко», «Тарас Бульба».

Бородино, Кавказ, Санкт-Петербург, Запорожская сечь, царская гридница, уездный город N, пустыня, Севастополь, страна чудес, Сибирь.

№5. Назовите 3-4 писателей о «человеке размышляющем», о «человеке чувствующем», о «человеке действующем».

2 -3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях. Через какие испытания на личную и общественную состоятельность проходили их герои? Где испытанием для героя становились экстремальные ситуации, любовь, нравственный выбор? Обоснуйте свой выбор, отвечая на поставленные вопросы по порядку.

№7. «Ориентироваться в «книжной галактике» очень сложно, но настоящее художественное произведение рано или поздно получит свою достойную оценку». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного поэта ХХ века Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) «Полночь в моё городское окно…» (1967).

Полночь в моё городское окно

Входит с ночными дарами:

Позднее небо полным-полно

Скученных звёзд мирами.

Мне ещё в детстве, бывало, в ночном,

Где-нибудь в дедовском поле

Скопища эти холодным огнём

Точно бы в темя кололи.

Сладкой бессонницей юность мою

Звёздное небо томило:

Где бы я ни был, казалось, стою

В центре вселенского мира.

В зрелости так не тревожат меня

Космоса дальнего светы,

Как муравьиная злая возня

Маленькой нашей планеты.

№2. Заглавие – это лаконичная, до предела сжатая информация о теме и идее произведения. Расскажите о смысле названия 2-3 произведений из данного списка по выбору:

«Премудрый пискарь», «Капитанская дочка», «Смерть Поэта», «Затерянный мир», «Безумная Евдокия», «Человек на часах», «Чучело», «Арап Петра Великого», «Последний дюйм», «Любовь к жизни», «Механик Салерно», «Вересковый мёд».

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Детство», «В людях», «Мальчики», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

№4. С этими местами связаны события многих произведений.Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Итака, Киев, Москва, Чудов монастырь, Полтава, Диканька, Оренбург, дача, Мещёра.

№5. Назовите 3-4 писателя , с помощью которых Вы узнали о «человеке в толпе», о «человеке вспоминающем», о «человеке сомневающемся». Что вы знаете об их творчестве?

№6. Назовите прочитанные Вами 2 -3 литературных произведения , авторы которых подробно рассказывали о своих героях, о своём к ним отношении. Где испытанием для героя становились дружба, поединок, предательство? Обоснуйте свой выбор.

№ 7. Как Вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт.

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

Возьмём мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на неё пойдут, - не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

А мы её… и не солёную, - ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!