Примеры конфликтных личностей в художественной литературе. Конфликт между персонажами и внутренний конфликт в литературных произведениях. Конфликт в литературном произведении

Важнейшая функция сюжета - обнаружение жизнен­ных противоречий, т. е. конфликтов (в терминологии Гегеля - коллизий).

Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия. Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.

Конфликт – стержень, вокруг которого все крутится. Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.

Этапы развития конфликта - основные сюжетные элементы:

Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

Экспозиция (лат. – изложение, объяснение) – описание событий, предшествующих завязке.

Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.

Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

Кульминация - момент наивысшего напряжения конфликтаимеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.

Классификация конфликта:

Разрешимые (ограниченные рамками произведения)

Неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)

Типы конфликтов:

а) человек и природа;

б) человек и социум;

в) человек и культура

Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:

Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бескон­фликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новел­лах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьяволь­скую интригу. Злой умысел завистника - главная и един­ственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженнос­ти, преходящ и локален.

Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматичес­ких произведений события разворачиваются на постоян­ном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привле­кает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский "Идиот", Чехов "Вишневый сад") Устойчиво конфликтные положения при­сущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX-XX вв.

Художественным конфликтом, или художественной коллизией (от лат. collisio - столкновение), называется противоборство действующих в литературном произведении разнонаправленных сил - социальных, природных, политических, нравственных, философских, - получающее идейно-эстетическое воплощение в художественной структуре произведения как противопоставление (оппозиция) характеров обстоятельствам, отдельных характеров - или различных сторон одного характера - друг другу, самих художественных идей произведения (если они несут в себе идеологически полярные начала).

В «Капитанской дочке» Пушкина конфликт Гринева и Швабрина из-за любви к Маше Мироновой, составляющий видимую основу собственно романической фабулы, отходит на задний план перед социально-историческим конфликтом - восстанием Пугачева. Основная же проблема пушкинского романа, в котором своеобразно преломляются оба конфликта, - это дилемма двух представлений о чести (эпиграф произведения - «Береги честь смолоду»): с одной стороны, узкие рамки сословно-классовой чести (например, дворянская, офицерская присяга верности); с другой - общечеловеческие

ценности порядочности, доброты, гуманизма (верность слову, доверие человеку, благодарность за оказанное добро, желание помочь в беде и т. д.). Швабрин бесчестен даже с точки зрения дворянского кодекса; Гринев мечется между двумя понятиями чести, одно из которых вменено его долгом, другое продиктовано естественным чувством; Пугачев оказывается выше чувства классовой ненависти к дворянину, казалось бы совершенно естественного, и отвечает высшим требованиям человеческой честности и благородства, превосходя в этом отношении самого рассказчика - Петра Андреевича Гринева.

Писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов. Часто такое разрешение социально-исторических конфликтов, отраженных в литературном произведении, видит читатель в неожиданном для писателя смысловом контексте. Если читатель выступает как литературный критик, он может определить и конфликт, и способ его разрешения гораздо более точно и дальновидно, чем сам художник. Так, Н. А. Добролюбов, анализируя драму А. Н. Островского «Гроза», сумел за социально-психологической коллизией патриархального купеческо-мещанского быта рассмотреть острейшее социальное противоречие всей России - «темного царства», где среди всеобщей покорности, лицемерия и безгласия безраздельно царит «самодурство», зловещим апофеозом которого является самодержавие, и где даже малейший протест - это «луч света».

В эпических и драматических произведениях конфликт лежит в основе сюжета и является его движущей силой , определяя развитие действия.

Так, в "Песне про купца Калашникова..." М. Ю. Лермонтова в основе развития действия - конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем; в произведении Н. В. Гоголя "Портрет" действие основывается на внутреннем конфликте в душе Чарткова - противоречии между осознанием высокого долга художника и страстью к наживе.

В основе конфликта художественного произведения - жизненные противоречия, их обнаружение - важнейшая функция сюжета. Гегель ввёл термин "коллизий" со значением столконовения противоположных сил, интересов, стремлений.

В науке о литературе традиционно признается существование четырех видов художест- венного конфликта, которые и будут рассмотрены далее. Во-первых, природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с при- родой. Во-вторых, так называемый социальный конфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество. В соответствии с зако- нами художественного мира такой конфликт возникает в столкновении героев, которыми владеют противоположно направленные и взаимоисключающие жизненные цели. И что- бы данный конфликт был достаточно острым, достаточно «трагичным», в каждой из этих враждебных друг другу целей должна быть своя субъективная правота, каждый из героев должен в некоторой степени вызывать состра- дание. Так черкешенка («Кавказский пленник» А.С.Пушкина), как и Тамара из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», вступает в кон- фликт не столько с героем, сколько с общест- вом, и гибнет. Ее «прозрение» стоит ей жизни. Либо «Медный всадник» – противостояние ма- ленького человека и грозного реформатора. Причем именно соотношение подобных тем свойственно русской литературе XIX в. Следует подчеркнуть, что беспрекословное введение персонажа в некую охватывающую его среду, предполагающее верховенство этой среды над ним, порой упраздняет проблемы моральной ответственности, персональной инициативности члена общества, которые были столь существенны для литературы XIX в. Разновидность данной категории – кон- фликт между социальными группами или по- колениями. Так, в романе «Отцы и дети» И.Тургенев изображает стержневой общест- венный конфликт 60-х годов XIX века – столк- новение между дворянами-либералами и раз- ночинцами-демократами. Несмотря на назва- ние, конфликт в романе носит не возрастной, а идейный характер, т.е. это не конфликт двух поколений, а по сути конфликт двух мировоз- зрений. В роли антиподов в романе выступают Евгений Базаров (выразитель идеи демократов- разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (центральный защитник мировоззрения и об- раза жизни либерального дворянства). Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в цен- тральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того вре- мени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов – вот что нашло отражение в образах ро- мана, составило его исторический фон и сущ- ность основного конфликта. Третий традиционно выделяемый в литера- туроведении тип конфликта – внутренний или психологический, когда желания человека вступают в противоречие с его совестью. К примеру, нравственно-психологический кон- фликт романа И.Тургенева «Рудин», который зародился в ранней прозе автора. Так, испове- дальную элегию «Один, опять один я» можно считать оригинальным предисловием к форми- рованию сюжетной линии «Рудина», опреде- ляющим противостояние главного героя между реальностью и грезами, влюбленностью в бы- тие и неудовлетворенностью собственной уча- стью, а существенную долю тургеневских сти- хов («К А.С.», «Признание», «Заметила ли ты, о друг мой молчаливый…», «Когда так радостно, так нежно…» и др.) как сюжетную «заготовку» будущего романа. Четвертый возможный тип литературного конфликта обозначается как провиденциаль- ный, когда человек противостоит законам судьбы или какого-либо божества. К примеру, в грандиозном, порой сложном для читателя «Фаусте» все строится на глобальном конфлик- те – масштабном противостоянии гения позна- ния Фауста и гения зла Мефистофеля.

№9 Композиция литературного произведения. Внешняя и внутренняя композиция.

Композиция (от лат. сomposition - расстановка, сопоставление) - строение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением и во многом определяющее его восприятие читателем

Различают композицию внешнюю (архитектонику) и внутреннюю (композицию повествования).

К особенностям внешней композиции относятся наличие или отсутствие:

1) членения текста на фрагменты (книги, тома, части, главы, акты, строфы, абзацы);

2) пролога, эпилога;

3) приложений, примечаний, комментариев;

4) эпиграфов, посвящений;

5) вставных текстов или эпизодов;

6) авторских отступлений (лирических, философских, исторических)Авторское отступление - внесюжетный фрагмент в художественном тексте, служащий непосредственно для высказывания мыслей и чувств автора-повествователя.

Внутренняя

Композиция повествования - это особенности организации точки зрения на изображаемое. При характеристике внутренней композиции необходимо ответить на вопросы:

1) как организована речевая ситуация в произведении (кто, кому, в какой форме адресует речь, есть ли рассказчики и сколько их, в каком порядке они сменяются и почему, как организованная автором речевая ситуация воздействует на читателя);

2) как выстроен сюжет (линейная композиция, или ретроспективная, или с элементами ретроспективной к., кольцевая, фабульное обрамление; репортажный тип или мемуарный и др.);

3) как выстроена система образов (что является композиционным центром - один герой, два или группа; как соотносятся мир людей (главные, второстепенные, эпизодические, внесюжетные / внесценические; персонажи-двойники, персонажи-антагонисты), мир вещей, мир природы, мир города и др.);

4) как выстроены отдельные образы;

5) какую композиционную роль играют сильные позиции текста- литературного произведения.

№10 Речевой строй худ. произведения.

Повествование может быть:

ОТ АВТОРА (объективная форма повествования, от 3-го лица): кажущееся отсутствие в произведении какого-либо субъекта рассказывания. Иллюзия эта возникает потому, что в эпических произведениях автор никак непосредственно не выражает себя – ни через высказывания от своего лица, ни через взволнованность тона самого рассказывания. Идейно-эмоциональное осмысление выражается опосредованно – через сочетания деталей предметной изобразительности произведения.

ОТ ЛИЦА ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, НО НЕ ГЕРОЯ. Рассказчик проявляет себя в эмоциональных высказываниях о персонажах, их действиях, отношениях, переживаниях. Обычно, эту роль автор отводит одному из второстепенных персонажей. Речь повествователя дает основную оценку персонажам и событиям в литературно-художественном произведении.

Пример: «Капитанская дочка» Пушкина, гдеа повествование ведется от лица Гринева.

Форма повествования от первого лица – СКАЗ. Повествование построено как устный рассказ конкретного рассказчика, снабженный его индивидуальными языковыми свойствами. Эта форма позволяет показать чужую точку зрения, в том числе ту, которая принадлежит другой культуре.

Другая форма – ЭПИСТОЛЯРНАЯ, т.е. письма героя или переписка нескольких лиц

Третья форма – МЕМУАРНАЯ, т.е. произведения, написанные в виде воспоминаний, дневников

Персонификация повествовательной речи – это мощное, выразительное средство.

№ 11 Система персонажей как составная часть литературного произведения.

При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения. Для удобства подхода к этому анализу принято различать персонажей главных, второстепенных и эпизодических. Казалось бы, очень простое и удобное деление, а между тем на практике оно нередко вызывает недоумение и некоторую путаницу. Дело в том, что категорию персонажа (главный, второстепенный или эпизодический) можно определять по двум различным параметрам.

Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится.

Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. Просто анализировать в тех случаях, когда эти параметры совпадают: например, в романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – главный герой по обоим параметрам, Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а Ситников или Кукшина – эпизодические.

В некоторых художественных системах мы встречаемся с такой организацией системы персонажей, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными персонажами с точки зрения сюжета и объема текста. Не зря Гоголь писал о своей комедии «Ревизор», что «тут всякий герой; течение и ход пьесы производит потрясение всей машины: ни одно колесо не должно оставаться как ржавое и не входящее в дело». Продолжая далее сравнение колес в машине с персонажами пьесы, Гоголь замечает, что некоторые герои лишь формально могут преобладать над другими: «И в машине одни колеса заметней и сильней движутся, их можно только назвать главными».

Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу. По такому принципу контраста построена, например, система персонажей в «Маленьких трагедиях» Пушкина: Моцарт – Сальери, Дон Гуан – Командор, Барон – его сын, священник – Вальсингам. Несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии Грибоедова «Горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром Грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека». Гораздо реже, чем противопоставление, применяется прием своеобразного «двойничества», когда персонажи композиционно объединены по сходству; классическим примером могут служить Бобчинский и Добчинский у Гоголя.

Зачастую композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми темами и проблемами, которые эти персонажи воплощают.

№ 12 Действующее лицо, персонаж, герой, характер, тип, прототип и литературный герой.

Персонаж (действующее лицо) – в прозаическом или драматургическом произведении художественный образ человека (иногда фантастических существ, животных или предметов), являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

Герой. Центральный персонаж, основной для развития действия называется героем литературного произведения. Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом являются наиболее важными в системе персонажей. В литературном произведении соотношение и роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей (а также внесценических персонажей в драматическом произведении) обусловлены авторским замыслом.

Характер – склад личности, образуемый индивидуальными чертами. Совокупность психологических свойств, из которых складывается образ литературного персонажа, называется характером. Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.

Тип (отпечаток, форма, образец)- это высшее проявление характера, а характер(отпечаток, отличительная черта)-это универсальное присутствие человека в сложных произведениях. Из типа может вырастать характер, а из характера тип – нет.

Прототип определенное лицо, послужившее писателю основой для создания обобщенного образа-персонажа в художественном произведении.

Литерату́рный геро́й - это образ человека в литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Действующее лицо художествен­ного произведения - персонаж. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

13.Образ автора в художественном произведении.
Образ автора -один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении;персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но нетождественный личности писателя. Автор-повествователь всегда занимает в образном мире произведенияопределённые пространственно-временные и оценочно-идеологические позиции, он, как правило,противопоставлен всем персонажам как фигура иного статуса, иного пространственно-временного плана.Значимое исключение – образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина , тодекларирующего свою близость главным героям романа, то подчёркивающего их вымышленность. Автор, вотличие от персонажей, не может быть ни непосредственным участником описываемых событий, ниобъектом изображения для кого-либо из персонажей. (В противном случае речь может идти не об образеавтора, а о герое-повествователе, как Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова .) Внутрипроизведения сюжетный план представляется миром вымышленным, условным по отношению к автору,который определяет последовательность и полноту изложения фактов, чередование описаний, рассужденийи сценических эпизодов, передачу прямой речи персонажей и внутренних монологов .
На наличие образа автора указывают личные и притяжательные местоимения первого лица, личные формыглаголов, а также разного рода отступления от сюжетного действия, прямые оценки и характеристикиперсонажей, обобщения, сентенции, риторические вопросы, восклицания, обращения к воображаемомучитателю и даже к персонажам: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям.Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно…» (Н. В. Гоголь, «Мёртвые души»).
Находясь вне сюжетного действия, автор может достаточно вольно обращаться и с пространством, и современем: свободно переноситься из одного места в другое, покидать «актуальное настоящее» (времядействия), либо углубляясь в прошлое, давая предысторию персонажей (рассказ о Чичикове в 11-й гл. «Мёртвых душ»), либо забегая вперёд, демонстрируя своё всеведение сообщениями или намёками наближайшее или отдалённое будущее героев: «…Это был редут, ещё не имевший названия, потомполучивший название редута Раевского, или Курганской батареи. Пьер не обратил особенного внимания наэтот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля» (Л. Н. Толстой, «Война и мир»).
В литературе второй пол. 19–20 вв. субъективное повествование с образом автора встречается редко; оноуступило место «объективному», «имперсональному» повествованию, в котором нет признаковперсонифицированного автора-повествователя и авторская позиция выражается косвенно: через системуперсонажей, развитие сюжета, с помощью выразительных деталей, речевых характеристик персонажей ит. п.

14.Поэтика заглавия. Типы заглавия.
Заглавие
- это элемент текста, причем совершенно особый, "выдвинутый", оно занимает отдельную строчку и обычно отличается шрифтом. Заглавие невозможно не заметить - как красивую шапку, например. Но, как образно писал С. Кржижановский, заглавие - "это не шапка, а голова, которую извне к телу не приладишь". Писатели всегда очень серьезно относятся к названиям своих произведений, бывает, по многу раз их переделывают (вы наверняка знаете выражение "муки заголовка"). Сменить заглавие - значит изменить в тексте что-то очень важное...
По одному только заглавию можно узнать автора или направление, к которому он принадлежит: название "Дохлая луна" могли дать сборнику только хулиганствующие футуристы, но никак не А. Ахматова, Н. Гумилев или Андрей Белый.
Без заглавия бывает совершенно непонятно, о чем идет речь в том или ином стихотворении. Вот пример. Это начало стихотворения Б. Слуцкого:

С ног не сшибла. Черкнула пером,
Словно ласточка, словно птица.
И - не вырубишь топором.
Не забудешь и не простишь.
И какое-то новое семя
Осторожно в душе растишь.

Кто... "с ног не сшибла"? Оказывается, Чужая строка. Так называется стихотворение. Прочитавший заглавие совершенно иными глазами воспринимает начало стихотворения.

В поэзии все факты языка и любые "мелочи" формы становятся значимыми. Это относится и к заглавию - и даже в том случае, если его... нет. Отсутствие заглавия - это своего рода сигнал: "Внимание, сейчас вы будете читать стихотворение, в котором так много разных ассоциаций, что их нельзя выразить каким-то одним словом..." Отсутствие заглавия говорит о том, что ожидается текст, насыщенный ассоциациями, неуловимыми для определения.

Предметно-описательные заглавия - заглавия, прямо, непосредственно обозначающие предмет описания, в концентрированном виде отображающие содержание произведения.

Образно-тематические - заглавия произведений, сообщающие о содержании того, что предстоит прочитать, не прямо, а образно, путем употребления слова или сочетания слов в переносном значении, с использованием конкретных видов тропов.

Идейно-характеристические - заголовки литературных произведений, указывающие на авторскую оценку описываемого, на главный вывод автора, основную идею всего художественного творения.

Идейно-тематические, или поливалентные заглавия - те заглавия, которые указывают как на тему, так и на идею произведения.

Вы уже знаете, что начинать писать свой рассказ необходимо с создания персонажей. Но даже когда вы уже полностью распишите образ вашего героя и расскажите читателю часть его биографии, он все же останется неживым. Оживить его поможет только действие - то есть, конфликт.

Вы даже можете попробовать оживить персонажа для себя, не трогая сюжет книги. К примеру, представьте, что каждый из ваших героев нашел кошелек с деньгами. Как он поступит с ними? Будет искать владельца, или заберет себе? Может, потребует награду за возвращение? В общем, реакция персонажа в данной ситуации сможет сказать о нем довольно много. Именно так вам нужно оживлять ваших героев для читателей.

Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствует напряжение и восторг, которые привносит конфликт.

1. Конфликт - это столкновение желаний персонажа с противодействием

Чтобы в вашей истории возник конфликт, необходимо создать не только персонажа, но и какое-то противодействие, которое будет мешать осуществлению его планов. Это могут быть как сверхъестественные силы, погодные условия, так и действия других героев. Только благодаря борьбе, которая возникнет между персонажем и противодействием, читатель сможет узнать, кем является герой на самом деле.

Конфликт в истории осуществляется по схеме« действие-противодействие». То есть, перед тем, как наткнуться на какие-то преграды, ваш персонаж должен осуществить какие-то действия. К примеру, представим, что герой хочет поехать на Рождество к своим родителям, однако его девушка против, так как она пообещала своей семье, что они вместе приедут к ней домой. Ваш персонаж столкнулся с противодействием, и возник конфликт. Он не может поехать домой, чтобы не обидеть девушку, но также не хочет нарушать обещание, данное своим родителям. Благодаря этой ситуации читатель сможет узнать больше как о характере героя, так и о характере его девушки.

То есть, к онфликт развивается, когда у героев разные цели и когда каждый из них испытывает необходимость достичь своей цели. Чем больше причин не уступать будет у каждой из сторон, тем лучше для вашего произведения.

2. Как регулировать силы противодействия

В каждом произведении очень важно, чтобы антагонист был не слабее протагониста. Согласитесь, никому не захочется смотреть бой между чемпионом мира и любителем. Почему? Потому что исход будет всем известен.

Раймонд Халл в своей работе« Как написать пьесу» поделился интересной формулой противодействия: «Главный персонаж + его Цель + Противодействия = Конфликт»(ГП+Ц+П=К).

Ваш герой обязан получать такие сложности и препятствия, которые он сможет преодолеть лишь приложив максимум усилий. И читатель всегда должен сомневаться, удастся ли персонажу выйти победителем из следующей схватки.

3. Принцип связки

«Тигель» играет роль горшка или топки, где варится, запекается или тушится художественное произведение. Моисей Малевинский «Наука о драматургии»

Тигель - самый важный элемент органической структуры художественного произведения. Это как-будто емкость, в которой содержатся персонажи, по мере накаления обстановки. Тигель не позволит конфликту угаснуть, и будет мешать персонажам сбежать.

Персонажи остаются в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать.

Например, вы пишите историю о мальчике, который ненавидит свою школу, и ему приходится искать различные причины, чтобы не ходить туда. Читатель может подумать - а почему бы ему тогда просто не перейти в другую школу? Это логический вопрос, и вам необходимо придумать ответ. Может, его родители не хотят заниматься переводом в другую школу? Или, возможно, он живет в маленьком городке, и это единственная школа, а обучаться дома возможности нет?

В общем, у персонажа должны быть причины остаться, и продолжать участвовать в конфликте.

Без тигля персонажи разбегутся. Не будет персонажей - не будет конфликта, не будет конфликта - не будет драмы.

4. Внутренний конфликт

Кроме внешнего конфликта также огромное значение имеет внутренний конфликт. Люди в жизни, обычно, часто сталкиваются с ситуациями, в которых не знают, как правильно поступить. Они сомневаются, тянут с принятием решения и т. д. Также должны делать и ваши персонажи. Поверьте, это поможет вам сделать их более реалистичными.

К примеру, ваш герой не хочет идти в армию, хотя понимает, что он должен это сделать. Почему он не хочет туда идти? Возможно, он боится, или же не желает оставлять свою девушку на такое длительное время. Причины должны быть реалистичными и действительно значительными.

Герой по очень серьезной причине должен или вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его.

Внешний и внутренний конфликты по отдельности не сделают ваше произведение качественным. Однако, если использовать их обоих, то результат точно оправдает себя.

5. Типы конфликта

Трагедия повествует о душевных переживаниях героя (внутреннем конфликте), ведущего отчаянную борьбу с противодействующими ему силами. Густав Фрейтаг «Искусство трагедии».

Основой трагедии является борьба. Темп происходящих событий доходит до высшей точки драмы(кульминации), а затем резко замедляется. Эта самая борьба и является конфликтом.

Существует три вида конфликтов :

1. статичный. Данный конфликт не развивается на протяжении истории. Интересы героев сталкиваются, но накал остается на одном уровне. Персонажи во время такого конфликта не развиваются и не меняются. Этот тип подойдет для описания спора или ссоры;

2. быстроразвивающийся(скачкообразный). Во время такого конфликта, реакции персонажей являются непредсказуемыми. Например, читатель может ожидать, что герой просто улыбнется, а тот вдруг начинает хохотать в полную силу. Обычно такой вид конфликтов используется в дешевых мелодрамах;

3. медленно развивающийся конфликт. В качественных литературных произведениях лучше всего использовать данный вид конфликта. Он не только поможет вам сделать историю более интересной, но также ярко раскроет персонажа. Во время такого конфликта состояние героя будет меняться в зависимости от ситуации, ему придется принимать сложные решения, и выбирать, как реагировать в той или иной ситуации.

Ярким примером такого конфликта можно считать заключение Графа Монте-Кристо в одноименной книге. Когда героя сажают в камеру, сначала он шокирован происходящим, и просит, чтобы ему объяснили ситуацию. Затем он начинает злиться и угрожать. Потом он сдается, и впадает в апатию. Согласитесь, если бы герой сразу же сдался, читать было бы совершенно неинтересно.

Характер вашего персонажа необходимо развивать не резко, а постепенно, чтобы читателю всегда было интересно узнать что-то новое.

В литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы - явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.

Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.

Определение понятия

В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе - это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.

Конфликты в русской литературе

Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?

«Анна Каренина»

Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.

В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.

«Обломов»

Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.

Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.

«Идиот»

Данное произведение - одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

Конфликты в зарубежной литературе

Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?

«Ромео и Джульетта»

Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи - Монтекки и Капулетти - воюют друг с другом на протяжении многих лет.

Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.

«Степной волк»

Это один и самых запоминающихся романов Германа Гессе. Главный герой - Гарри Галлер - оторван от общества. Он выбрал для себя жизнь неприступного и гордого одиночки, потому что не может найти в ней для себя подходящего места. Персонаж сам себя называет «степным волком», который случайно забрел в город к людям. Конфликт Галлера идейного плана и заключен в невозможности принять правила и установки социума. Окружающая действительность представляется ему картиной, лишенной смысла.

Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

1. Соперничество Чацкого и Молчалина.
2. Взаимоотношения княжны Мери, Печорина и Грушницкого.
3. Столкновение Павла Кирсанова и Евгения Базарова.

Говорить о любовном соперничестве применительно ко многим произведениям русской литературы можно лишь с большой долей условности. На самом деле мы же не можем сказать, что Онегин и Ленский соперничали из-за Ольги? То есть, Ленскому-то, конечно, дело представлялось именно так, но со стороны отлично видно, что Онегин ничуть не заинтересован в благосклонности очаровательной и немного ветреной Ольги. Остановимся подробнее на нескольких произведениях.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», по крайней мере, мы находим необходимейшие условия любовного соперничества между двумя героями. И Чацкий, и Молчалин по тем или иным причинам заинтересованы во внимании и расположении Софьи. Другое дело, что причины этой заинтересованности у кавалеров разные. Чацкий и Софья знают друг друга с детства; легко догадаться, что они испытывали взаимную детскую привязанность, которая переросла в юношескую влюбленность. Правда, Софья забыла об этом увлечении, избрав отцовского секретаря Молчалина объектом своего обожания. Зато Чацкий не только не забыл прежней любви, но и лелеет надежду на прежнюю взаимность. Эта надежда очень быстро рассеивается, однако Чацкий во что бы то ни стало желает узнать, кто же избранник Софьи.

Молчалин, на котором по странной прихоти судьбы остановился благосклонный взор дочери его патрона, вовсе не испытывает к Софье Павловне каких-то романтических чувств. Тем не менее он покорно и добросовестно изображает преданного возлюбленного. Зачем? В этом для Молчалина большой расчет. Желая достигнуть определенных высот, продвигаясь по служебной лестнице, он старается угодить каждому, кто уже занимает значительное положение в обществе. А Софья — дочь его непосредственного начальника, которой «кормит и поит, а иногда и чином подарит», по меткому замечанию Лизы, служанки Софьи.

Итак, в комедии Грибоедова как будто есть необходимые предпосылки для соперничества героев из-за девушки. Да только где оно, это соперничество? Да, Чацкий стремится узнать, кто его счастливый соперник. Софья проговорилась, но Чацкий, побеседовав с предметом ее увлечения лично, приходит к выводу, что «обманщица смеялась» над ним. Разве субъект «с такими чувствами, с такой душой», который полагает, что человек, не имеющий высокого чина, обязан поддакивать высокопоставленным особам, не смея иметь собственное мнение, может быть любим? Да он видит в женщинах лишь возможных покровительниц в продвижении по службе!

Чацкий старается показать Софье всю ничтожность Молчалина. Но ведь Чацкий нападает на всех, поэтому Софья склонна расценить его выпады против Молчалина просто как проявления склочной натуры. Заметим: Чацкий абсолютно ничего не делает, чтобы показать свою персону в более или менее благоприятном свете перед любимой девушкой. То есть он демонстративно не конкурирует с Молчалиным, показной скромностью и услужливостью безмерно умиляющим и восхищающим мечтательную Софью. Чацкий куда больше, чем любовными делами, занят обличением пороков общества. Когда же все с замечательным единодушием набрасываются на него, подхватив пущенную Софьей фразу о безумии Чацкого, а молчалинская суть обнаруживается во всей своей двоедушной красе, Чацкий гордо выходит из игры. «Карету мне, карету!», — театрально восклицает он и величественно удаляется со сцены. Но обратимся к другому произведению. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий и Печорин даже стреляются из-за девушки! Чем не любовное соперничество? Кроме того, герои предпринимали неоднократные попытки завоевать симпатию юной княжны Мери — только с различным успехом. Грушницкий сначала был ей интересен, но быстро надоел. Что же касается Печорина, то сначала Мери испытывала по отношению к нему неприязненное предубеждение, однако старания опытного сердцееда не пропали даром, и девушка влюбилась в него. Рассерженный Грушницкий клевещет на княжну; Печорин, как полагается человеку благородному, защищает честь девушки. Так внешне выглядит ситуация, описанная в романе. Но на самом деле ни Грушницкому, ни Печорину нет дела до Мери. Грушницкий страдает от ущемленного самолюбия, ему требуется излить свою злость. Кроме того, он завидует успехам Печорина. А тот вскружил голову княжне без каких-либо далеко идущих планов. Обстоятельства сложились так, что он, как порядочный человек, не вправе молча проглотить грязную ложь Грушницкого. Печорин без колебаний рискует своей жизнью, но связывать свою жизнь с Мери он не намерен. Его конфликт с Грушницким — это столкновение характеров, а не любовное соперничество.

Наконец, остановимся еще на одном примере так называемого любовного соперничества в русской литературе. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» тоже происходит дуэль. Оба ее участника неравнодушны к одной и той же женщине. Павел Петрович Кирсанов ничем не обнаруживал своего чувства к Фенечке, возлюбленной своего брата Николая. А вот Евгений Базаров, приятель Аркадия, сына Николая Петровича, почувствовав влечение к этой женщине, завел с ней двусмысленный разговор, намеками давая понять, что она ему нравится, а потом дерзко поцеловал ее. Случайно оказавшийся свидетелем этой сцены Павел Петрович Кирсанов вызвал его на дуэль. Это сделано им не столько из-за заботы о счастье брата, сколько в порыве собственной ревности. Однако как комично обставлена эта дуэль! Если в лермонтовском «Герое нашего времени» дуэль героев имеет соответствующий колорит боя не на жизнь, а не смерть, то в «Отцах и детях» Тургенева она превращается почти что в комическую сцену: за деревом мнется камердинер Петр, исполняющий обязанности секунданта. Этот секундант во время поединка дрожал, как осиновый лист, а потом, по завершении дуэли, вопреки приказанию Павла Петровича переполошил Николая Петровича неожиданным сообщением, хотя всего-то требовалось сбегать за экипажем, в котором можно было бы доставить домой раненого Павла Петровича.

Но, помимо фарсового оформления этой дуэли, встает вопрос: в чем же была цель поединка? Павел Петрович изыскивал способ, как под благовидным предлогом выдворить своего соперника из имения брата. Этой цели он достиг. Но для обоих соперников и речи быть не могло о взаимности Фенечки, ведь она любила только Николая Петровича и вовсе не собиралась изменять ему.