Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание. Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Я не тебе поклонился, я всему

страданию человеческому поклонился.

Ф. Достоевский. Преступление и наказание

Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоев­ский: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка».

Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и малень­кие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою се­мью - она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок - страшный грех, поскольку, нарушая христианские запове­ди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти. И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохра­нить бесконечное человеколюбие и веру в силу человече­ской личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло.

Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступле­ние. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяже­лое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, посколь­ку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни. Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании.

Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя «загубила», Раскольников пытается обратить ее в свою «веру» и задает ей коварный вопрос: что лучше - подлецу «жить и делать мерзости» или умирать чест­ному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?» Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожер­твовать собой для блага близких - это одно, а лишать во имя этого блага жизни других - совсем другое дело. Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который «ужасно, бесконечно несчастен».

Беззащитная, но сильная в своей покорности, способ­ная к самоотречению «вечная Сонечка» готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотвер­женно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смире­нии и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очис­титься от всего злого и губительного для человеческой души. Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее.

Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, рас­крывая свое сердце новым чувствам, а разум - новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нрав­ственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскре­сению.

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) - сестра Рас-кольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений...

Образ «вечной» Сонечки (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Воплощением гуманистической философии Ф. М. Достоевского, подразумевающей бескорыстное служение людям, осуществление христианской мора-ли, несущей безраздельное добро, стал образ Сонечки Мармеладовой. Именно она сумела противостоять ок-ружающему ее миру зла и насилия благодаря силе и чистоте своей души. Уже в описании героини прояв-ляется отношение к ней автора: «...Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молодень-кая... с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Теплота и сердечность присущи этим словам.

Как и вся представленная в романе беднота, семья Мармеладовых погрязла в страшной нищете. Вечно пьяный, потерявший самоуважение, смирившийся с несправедливостью жизни Мармеладов, больная Ка-терина Ивановна, беспомощные дети — все они, поро-жденные своим временем, глубоко несчастные люди, жалкие в своей беспомощности. И не миновать бы им гибели, если бы не семнадцатилетняя Сонечка, кото-рая нашла единственный выход для спасения своей семьи — торговать собственным телом. Для девушки с глубокими христианскими убеждениями такой по-ступок — самая большая жертва. Ведь, нарушая хри-стианские заповеди, она совершает страшный грех, обрекает свою душу на вечные страдания. Но Соня по-шла на это ради своих близких. Милосердие и состра-дание этой девушки не знает границ. Даже соприкос-нувшись с самым дном, на себе испытав всю низость и мерзость человеческую, она сохранила бесконечное человеколюбие, веру в добро, выстояла и не уподоби-лась тем, кто продает и покупает людские тела и души, не страдая от мук совести.

Именно поэтому Раскольников приходит к Сонеч-ке, чтобы открыть ей изболевшую душу. Но по мне-нию героя, Сонин грех не менее, а может даже и более, страшен, чем его. Раскольников считает ее жертву бессмысленной, не понимая и не принимая мысли об ответственности за жизни близких людей. А Сонечке только эта мысль и помогает смириться со своим паде-нием, забыть о своем страдании, ведь осознание собст-венной греховности толкало Соню на самоубийство, которое могло бы избавить ее от позора и нравствен-ных мук.

Полагая, что Сонечка, никого не спасая, только себя «загубила», Раскольников надеется найти в ней свое отражение, заставить поверить в его идею. Он за-дает ей вопрос: что лучше — подлецу «жить и делать мерзости » или честному человеку умирать? На что Со-нечка отвечает со всей присущей ей непосредственно-стью: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Надежды Раскольникова не оправдались. Со-нечка готова пожертвовать собой ради других, но не может принять убийства одного человека ради блага других. Именно поэтому она стала основным оппо-нентом Раскольникова, направив все свои силы на разрушение его безнравственной теории.

Хрупкая, кроткая Сонечка проявляет недюжин-ную силу в собственном смирении. «Вечная» Сонечка приносит себя в жертву, и в поступках ее невозможно найти границы между добром и злом. Так же, как, за-быв себя, она спасала свою семью, она стремится спа-сти Раскольникова, который «ужасно, бесконечно не-счастен». Она пытается привести его к основам хри-стианской веры, проповедующей смирение и раскаяние. Именно это, говорит писатель устами Со-нечки, помогает очистить душу от зла, губящего ее. Благодаря своим христианским убеждениям девушка выстояла в этом жестоком мире, храня надежду на светлое будущее.

Сонечка помогает Раскольникову понять противо-естественность, антигуманность его теории, принять в свое сердце ростки добра и любви. Любовь Сонечки, способность ее к самопожертвованию ведет героя к нравственному возрождению, к первому шагу на пути спасения своей души. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»,— думает Рас-кольников, понимая, что только «бесконечною любо-вью искупит он теперь все ее страдания».

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива-новны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За-мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изоб-ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком...». Но «...несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу-била жизнь... свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ-ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки-дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю-щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че-ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людь-ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны-ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало-бы. Раскольников ясно понимает это: «...Сонечкин жре-бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду-мает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль-шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ-ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве-та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими...» Особенно остро это ощущение ду-ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна-ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви-дел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве-та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

I. Тема самопожертвования в романе Достоевского “Преступление и наказание”.

II. Женские образы романа “Преступление и наказание”.

1. Соня Мармеладова.

2. Дуня Раскольникова.

3. Образ Лизаветы.

III. Роль женских образов в романе.

Особое место в романе “Преступление и наказание” занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. “Вечная Соня” – назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Лизавета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ивановны, и Дуня, сестра Раскольникова. “Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит” – эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. Замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изображает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: “Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком…”. Но “…несмотря на свои восемнадцать лет” Соня нарушила заповедь “не прелюбодействуй”. “Ты тоже преступила…. смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою” – говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Достоевский не показывает Соню “промышляющей”, но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка – наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: “Я не тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился”. Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людьми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и “нести свой крест”.

Дуня Раскольникова – вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительными, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников ясно понимает это: “…Сонечкин жребий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным”.

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, думает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на большого ребенка. Лизавета – покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: “Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная”.

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: “Верная Лизавета! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…” Особенно остро это ощущение духовного родства Сони и Лизаветы дано в сцене признания: “Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы”. Лизавета стала “Соней”, такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизавета, взаимодополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

(No Ratings Yet)

  1. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров – все это составляет основу...
  2. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  3. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
  4. Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже...
  5. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ ГОРОДА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. “Преступление и наказание” многие критики и писатели...
  6. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых глубоких и сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им...
  7. Тема “маленького человека” является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин (“Медный всадник”), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя,...
  8. Образ Сони Мармеладовой во многом противопоставлен Раскольникову. Она и жертва, и преступница одновременно. Именно Соню Раскольников выбирает мерилом своего поступка, перед ней герой хочет сознаться в убийстве, потому что она...
  9. План I. Двойственность – характерный прием изображения у Достоевского. II. “Двойники” Раскольникова. 1. Лужин – носитель “теории разумного эгоизма”. 2. Образ Свидригайлова. III. Значение “двойников” для отображения противоречивого характера Раскольникова....
  10. Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой “Преступления и наказания”, одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек...
  11. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  12. Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение...
  13. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в...
  14. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Особе место в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут...
  15. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  16. В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и...
  17. Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от...
  18. Достоевский Ф. М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям...
  19. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  20. Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих. II. Образ города-спрута, в котором “человеку пойти некуда” (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову). 1....
  21. Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных...
  22. Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский План I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры. II. Использование библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”....
  23. Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые...
  24. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и...
  25. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  26. Роман Федора Михайловича Достоевского начинается с описания событий, происходящих в бедной части Петербурга второй половины XIX века. Раскольников Родион Романович – главный герой этого произведения. Он проживает не в очень...
  27. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  28. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  29. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  30. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
Образ “вечной Сонечки” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Любите человека и во грехе его, ибо сие
уже подобие божеской любви и есть верх
любви на земле...
Ф. М. Достоевский

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показан путь героя от преступления к наказанию через раскаяние, очищение к воскрешению. Ибо пока живет человек, в нем будут жить добро и зло, любовь и ненависть, вера и безбожие. Каждый герой не просто литературный образ, а воплощение какой-то идеи, воплощение определенных принципов.

Так, Раскольников одержим идеей о том, что ради счастья одних людей можно уничтожать других, то есть идеей об установлении социальной справедливости насильственным путем. Лужин воплощает собой идею экономического хищничества, исповедует философию приобретательства. Соня Мармеладова — воплощение христианской любви и самопожертвования.

«Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль слышатся в этом горьком раздумье Раскольникова! Побеждает в романе не хитрый и расчетливый Лужин со своей теорией «возлюби себя самого», не Раскольников с теорией вседозволенности, а маленькая скромная Соня. Автор приводит нас к мысли о том, что вседозволенность, эгоизм, насилие разрушают человека изнутри и только вера, любовь и страдание очищают.

Среди нищеты, убогости и разврата душа Сони осталась чиста. И кажется, что такие люди живут для очищения мира от грязи и лжи. Везде, где появляется Соня, в душе людей загорается искра надежды на лучшее.

Соня сама еще ребенок: «очень молоденькая, похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным... но запуганным лицом». Но она взяла на себя заботу об отце, о Катерине Ивановне и ее детях, о Раскольникове. Соня помогает не только материально — она прежде всего пытается спасти их души. Героиня никого не осуждает, верит в лучшее в человеке, живет по законам любви, убеждена, что, совершив преступление, надо покаяться перед собой, перед людьми, перед землей своей. Соня нужна всем. Соня нужна Раскольникову. «Ты мне нужна», — говорит он ей. И Сонечка следует за ним даже на каторгу. Показательно, что все каторжане любили ее. «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» — говорили они ей. Материал с сайта

«Вечная Соня» — это надежда. Ее Евангелие под подушкой Раскольникова — это надежда. Надежда на добро, любовь, веру, на то, что люди поймут: вера должна быть в душе каждого человека.

«Вечная Соня»... Такие, как она, «предназначены начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю».

В нашем мире невозможно без таких людей. Они дают нам веру и надежду. Они помогают падшим и заблудшим. Они спасают наши души, помогая вырваться из «грязи» и «холода».

Соня — «вечная», ибо любовь, вера, красота вечны на нашей грешной земле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском