Моисеев игорь александрович. Игорь Моисеев – человек-эпоха

(8 января по старому стилю) 1906 года в Киеве. Его отец, юрист, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Свою жену Анну Грэн, полуфранцуженку, полурумынку, модистку по профессии, Александр Моисеев встретил в Париже . Во времена царской России из-за своих анархических взглядов и высказываний он попал в тюрьму, и мать отдала мальчика на время в парижский пансион. После освобождения отца Игорь вернулся в Россию.

В 1920 году в Москве Игорь Моисеев брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Веры Мосоловой, затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который окончил в 1924 году по классу Александра Горского и в том же году был зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годах он был солистом балета Государственного академического Большого театра. Исполнял партии Иосифа в "Иосифе Прекрасном" на музыку Сергея Василенко, Рауля в "Теолинде" на музыку Франца Шуберта, Раба в "Корсаре" на музыку французских композиторов.

С 1930 года Моисеев начал работать балетмейстером. В театре им были поставлены балеты "Футболист" на музыку Виктора Оранского (совместно с Леонидом Жуковым и Львом Лащилиным), "Саламбо" на музыку Андрея Арендса, в которых он исполнил партии Футболиста и Мато. Моисеев также осуществил постановки балетов "Тщетная предосторожность" (совместно с Асафом Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ), "Три толстяка" на музыку Оранского, а также "Спартак" на музыку Арама Хачатуряна.

Он поставил танцы в операх "Загмуг", "Турандот", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Кармен".

Он был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади.

В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Вячеслава Молотова, Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца — Государственный ансамбль народного танца СССР. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

В 1943 году им была создана первая в стране профессиональная школа народного танца — хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца, а в 1966 году — организован хореографический концертный ансамбль "Молодой балет" (ныне Государственный академический театр балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева), которым Моисеев руководил до 1970 года.

Игорь Моисеев первым выработал художественный метод обработки фольклора, соединивший приемы народного и профессионального искусства, чтобы дать фольклору новую, сценическую жизнь.

За программу "Дорога к танцу" Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив — звания академического.

Балетмейстер поставил более 300 танцевальных номеров.

Он является постановщиком программ "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы славянских народов" (1945), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), одноактных спектаклей "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина (1971), "На катке" на музыку Рихарда Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку Модеста Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Среди последних работ — сюита греческих танцев на музыку Микиса Теодоракиса (1991), сюита еврейских танцев "Семейные радости" (1994).

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных юбилейным датам страны.

Многие годы Игорь Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", был постоянным членом жюри различных международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество балетмейстера было отмечено многочисленными наградами. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награжден орденами "Знак Почета", Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II и III степеней. Среди его иностранных наград — болгарский орден Святого Александра, румынский орден Офицера культуры, польский орден Полония Реститута, югославский орден "Братство и Единство", ливанский орден "Золотой Кедр", чехословацкий орден Белого Льва, почетный орден Аргентины De Mayo Al Mtrito.

В 1969 году он стал обладателем Американской премии журнала Dance Magazine в области танца.

У Игоря Моисеева осталась вдова Ирина Моисеева , бывшая солистка ансамбля, педагог-репетитор. Его первой гражданской супругой была прима-балерина Большого театра Нина Подгорецкая (1902-1977), затем он женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт (1918-2005), от брака с которой в 1943 году родилась дочь Ольга, солистка ансамбля, педагог-репетитор.

Внук Игоря Моисеева — Владимир Моисеев является художественным руководителем Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. Годенко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Игорь Александрович Моисеев – выдающийся российский советский танцор и балетмейстер, основатель и художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца и Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России, Народный артист СССР, профессор.

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве (ныне столица Украины) в семье мелкопоместного дворянина. Впоследствии семья переехала в Полтаву, а затем в Москву. В 1924 году окончил Хореографический техникум Государственного Академического Большого театра в Москве (класс Александра Горского), в 1933 году – Университет искусств.

После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра, в 1931-1937 годах был солистом театра. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Футболист («Футболист»), Мато («Саламбо»). В 1930 году, оставаясь артистом балета, он стал балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в спектаклях. Поставил балеты: «Футболист» (1930, совместно с Л.Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совместно с А.Мессерером), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж.Пуччини (1930), «Демон» А.Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж.Бизе (1936).

И.А.Моисеев. На репетиции

В 1937 году Игорь Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца – «Ансамбль народного танца СССР» (ныне Государственный Академический ансамбль народного танца России), равного которому нет в мире и по сей день. На протяжении 70 лет (1937-2007) Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» (1965), «В гостях и дома» (1983) и другие. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба – 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-1989), цикл зарубежных танцев (1960-1991), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994). Танцоры Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974).

В 1943 году Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственного Академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году – организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильева), которым руководил до 1970 года.

90-летие И.А.Моисеева. На сцене Большого театра с Владимиром Васильевым

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1976 года за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения руководителю Государственного академического ансамбля народного танца СССР народному артисту СССР Моисееву Игорю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР, а ныне Российской Федерации. Он был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы в Великой Отечественной войне и другие. Долгие годы Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты Мира. В январе 2007 года ансамбль Игоря Моисеева отметил 70-летие.

Игоря Моисеева характеризовали универсальные знания и уникальный кругозор. Он был прекрасно знаком с живописью, архитектурой, литературой (от эпохи Возрождения до наших дней), владел французским языком.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался утром 2 ноября 2007 года, на 102-м году жизни от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Президент РФ В.В.Путин назвал кончину легендарного балетмейстера невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры.

Всегда успех!

Награждён советскими тремя орденами Ленина (1958, 20.01.1976, 20.01.1986), орденом Октябрьской Революции (1981), двумя орденами Трудового Красного Знамени (31.10.1940, 20.01.1966), орденом «Знак Почета» (2.06.1937), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.06.2006), 2-й (12.06.1999) и 3-й (28.12.1995) степени, орденом Дружбы народов (11.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом «Святого Александра» с короной (1945), румынским орденом «Офицера культуры» (1945), польским орденом «Полония Реститула» (1946), югославским орденом «Братство и Единство» (1946), монгольскими орденами «Полярной Звезды» (1947) и Сухэ-Батора (1976), венгерским орденом «Офицера культуры» 1-й (1954) и 2-й (1960) степени, ливанским орденом «Золотой Кедр» (1956), чехословацким орденом «Белого Льва» (1980), командорским Крестом ордена Заслуги Республики Польша (1996), командорским знаком Венгерского ордена (1997), командорским знаком испанского ордена «За гражданские заслуги» (1997), украинскими орденами «За заслуги» 3-й степени (1999) и князя Ярослава Мудрого 5-й степени (2006). Награжден также медалью Моцарта ЮНЕСКО (2001).

Лауреат Ленинской премии (1967), Сталинской премии 1-й (1942, 1952) и 2-й (1947) степени, Государственной премии СССР (1985) и РФ (1996), российской независимой премии «Триумф» (1998), премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), премии Международного Фонда «За развитие культурных связей между Россией и США» (1995), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004). Удостоен званий Народного артиста СССР (1953), Народного артиста РСФСР (1944), Народного артиста Бурятской ССР (1940), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного артиста Киргизской ССР (1976), Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), профессора Российской академии театрального искусства (1997), а также титула «Человек-эпоха» (2005).

В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

90-летие И.А.Моисеева. В ложе Большого театра с Е.С.Максимовой, Р.С.Стручковой, М.Т.Семеновой

Моисеев Игорь Александрович - величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Игорь Моисеев - организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Игорь Моисеев является создателем нового жанра сценического искусства - народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива - ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого - развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба Игоря Моисеева - исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности Игорь Моисеев был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления подчинены единственной цели - сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры.

Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, Игорь Моисеев превратил его в уникальный Театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

Сегодня в репертуаре Театра народного танца Игоря Моисеева сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью.

Это чудо, которому вот уже семь десятилетий рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей Игорь Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

Игорь Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приемами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение творчества Игоря Моисеева оценить невозможно - его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов - творчеству Игоря Моисеева подвластно все.

Облеченные в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения Игоря Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью - всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, Игорь Моисеев признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, Моисеев щедро делится с миллионами людей талан- том, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бес- конечно одаренный творец, всю жизнь он исповедует великий душевный принцип - отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм миро- вой культурной миссии Игоря Моисеева бесценны и беспримерны.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве в семье мелкопоместного дворянина Александра Михайловича Моисеева и модистки Анны Александровны Грэн.

Детство провел в Париже, Полтаве, в 1920 году в Москве брал частные уроки классического танца у балерины Большого театра Мосоловой В.И., затем поступил на вечернее отделение Хореографического техникума при Большом театре, который закончил в 1924 году по классу Горского А.А. и в том же году зачислен в труппу Большого театра.

В 1924-1939 годы Игорь Моисеев - солист балета Государственного Академического Большого театра.

В ГАБТ Игорь Моисеев исполнял партии:

Иосиф - "Иосиф Прекрасный", постановка К.Голейзовского на музыку С.Василенко;
Рауль - "Теолинда", постановка К.Голейзовского на музыку Ф. Шуберта;
Раб - "Корсар", постановка А.Горского на музыку французких композиторов;
Мато - "Саламбо", постановка А.Горского на музыку А.Арендса;
Футболист - "Футболист", постановка Л.Лащилина и И.Моисеева на муз.В. Оранского.

Игорь Моисеев поставил на сцене ГАБТ балеты:

"Футболист" на муз. В. Оранского (1930) (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным);
"Тщетная предосторожность" (1930) (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ);
"Саламбо" на музыку А. Арендса (1932);
"Три толстяка" на музыку В. Оранского (1935);
"Спартак" на музыку А. Хачатуряна (1958).

Также Игорь Моисеев поставил танцы в операх:

"Загмуг" (1930);
"Турандот" (1931);
"Демон" (1932);
"Любовь к трем апельсинам" (1933);
"Кармен" (1933).

В Большом театре карьера Игоря Моисеева не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года («Футболист» на музыку В. Оранского (совместно с Л. Жуковым и Л. Лащилиным, 1930) – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

В 1930-е годы Моисеев ставит физкультурные парады на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, дает уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподает в московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936).

Игорь Моисеев - организатор первого в мире профессионального ансамбля народного танца (10 февраля 1937 года), первой в мире профессиональной школы-студии при ансамбле (сентябрь 1943).

В 1966 году Игорь Моисеев организует Государственный хореографический концертный ансамбль "Молодой балет". За уникальный вклад в развитие мировой культуры Игорь Моисеев награжден орденами, медалями и почетными званиями десятков стран.

Игорь Моисеев - профессор, лауреат международных премий в области хореографии, почетный член нескольких академий, автор статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь".

Хореограф, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист России Игорь Александрович Моисеев родился 21 января 1906 года в г. Киеве в семье мелкопоместного дворянина. Танцу учился в Москве - сначала в частной балетной студии В.И.Масоловой (1920), затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А. А.Горского (1921 - 1924).

В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого Театра (1924 - 1931), В 1931-1937 годах был солистом в Большом Театре, исполнял партии Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и другие.

В 1930 году , оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", на сцене Большого Театра ставит балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958).

В 1936 году И.Моисеев стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества, а в1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. На протяжении 70 лет И.Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983) и других. За программу "Дорога к танцу" (1965 г.) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания Академического. Моисеев был также постановщиком нескольких одноактных спектаклей: "Половецкие пляски" на музыку А.Бородина (1971), "На катке" на музыку Р.Штрауса (1980), "Ночь на Лысой Горе" на музыку М.Мусоргского (1983), "Вечер в таверне" (1986) и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли более чем в шестидесяти странах мира.

В 1943 году И.Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ), а в 1966 году в Москве им был основан Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).

Одновременно с работой в ансамбле И.Моисеев в разные годы выполнял поручения правительства и министерства культуры СССР. В 1920-1940-е годы правительство поручает молодому балетмейстеру постановки физкультурных парадов, массовых спортивных и танцевальных праздников, он был постновщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных важным событиям общественной жизни страны.

Он был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга", участвовал в работе Комитета защиты мира. Был членом коллегии Большого Театра и членом Президиума Российской Академии искусств. Автор научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...".

Игорь Моисеев - великий педагог - хореограф, изменивший представления об искусстве хореографии, сделавший танец из народа мировым культурным наследием.

Биография И.Моисеева

Родился 8 января в 1906 году, в Киеве, в семье адвоката и модистки. Братьев и сестёр не было. В детстве, недолго, жил во Франции.

В возрасте 4-5 лет испытал трудную жизнь в парижском пансионе. Подростком, занимаясь балетом у В. Масоловой, влюбился в народное искусство, которое стало делом всей его жизни. Именно этот педагог разглядела танцевальный дар юноши и убедила его учиться в Хореографическом техникуме, куда он успешно поступил.

Создал:

  • народную хореографию для сцены;
  • профессиональный ансамбль народного танца;
  • сам в прошлом танцовщик, всю жизнь посвятил развитию и обогащению фольклорного искусства.

Творчество

  • 1927 г. - работал над постановкой «Футболиста» - советского балета
  • 1930 - в возрасте 24 года - балетмейстер, увлекаясь идеей придумывания танцев
  • 1936-37 гг. - готовил спортивные коллективы для участия в парадах перед трибунами Кремля
  • 1940 - поставил театрализованную легенду о буддийском празднике «Цам»
  • 1965 - Ленинская премия и присвоение коллективу академического звания
  • 1966 - основал Хореографический концертный ансамбль в Москве.

По поручению Правительства готовил торжественные концерты в честь выдающихся событий в стране. Являлся членом жюри на Международных конкурсах и фестивалях.

И. Моисеев имеет уникальное количество разных наград, званий, титулов. Являлся почётным членом разных государственных комиссий и коллегий. Про него написаны статьи, книги, проведены научные исследования. Он сам является автором трудов по искусству танца. Огромное значение творческой деятельности И. А. Моисеева бесценно. Все, созданные им танцевальные шедевры, являются образцами и понятны любому зрителю.

Ансамбль танца Игоря Моисеева

1937-й - год рождения первого на всю страну профессионального ансамбля народных танцев, бессменным руководителем которого и постановщиком 65 лет был Моисеев. Задорные пляски и импровизация артистов театра оживили строгий сценический танец. После успеха в Кремле в 1938 г. начались беспрерывные гастроли по стране.

С 1945 года танцоры Игоря Александровича - первые артисты, представившие СССР в зарубежных странах. Ансамбль побывал с концертами больше, чем в 60. Они первыми и единственными из исполнителей народных танцев выступили в Гранд - Опере Парижа и в Милане в Ла Скала.

Народные танцы Игоря Моисеева

В начале репертуар коллектива состоял из танцевального фольклора Советского Союза. С 1953 года добавились танцы многих других стран. В постановках присутствуют оригинальные акробатические элементы, поставленные Моисеевым. Сейчас в архиве труппы насчитывается больше 350 уникальных танцев, объединённые в программы. Игорь Моисеев первый хореограф, сплотивший с помощью танца разных людей всего мира.

Балет

Во время занятий Игоря балетом Моисеевы жили трудно, из-за частых болезней ему приходилось пропускать много занятий. Закончив учёбу в 18 летнем возрасте, был принят на работу в Большой театр. В этом же году, с группой молодых танцовщиков, был уволен, защищая творчество современного балетмейстера Голейзовского, но быстро восстановлен. После этого случая, Моисееву на протяжении 1 года не давали никаких ролей. Продолжая занятия классом, он изучал искусство по книгам. С 1931 г. стал солистом труппы. В 1939 году ушёл из балета, полностью посвятив себя работе с ансамблем.

Личная жизнь, дети и жены

Первый гражданский брак был с примой - балериной Н. Б. Подгорецкой, заслуженной артисткой РСФСР, которая помогала создавать ансамбль. Со второй женой, Т. А. Зейферт (1916 г. р.), танцовщицей, народной артисткой, лауреатом премии СССР, они родили дочь Ольгу, ставшую впоследствии солисткой ансамбля отца и получившей звание Заслуженной артистки.

Продолжено дело Игоря Александровича его внуком Владимиром, солистом балета, Заслуженным артистом РФ. Став балетмейстером, создал Русский национальный балетный театр. Дети Владимира - Игорь и Ева.

В третий раз, в 1974 г., женился на Моисеевой (Чагадаевой) И. А., моложе его на 19 лет, ставшей солисткой ансамбля в 1941 г. Заслужив звание Заслуженной, стала лауреатом Гос. Премии и педагогом - репетитором в ансамбле мужа. После его кончины возглавила творческую коллегию руководства ансамблем, названным именем Моисеева.

  • Первую зарплату потратил на покупку чайника для семьи;
  • 18-кратко отказывался вступить в ряды КПСС;
  • увлекался филателией и фарфоровыми зверушками;
  • 1971 г., Париж, премьера "Половецких плясок" была отмечена изданием специальной медали;
  • любил читать Библию;
  • питал слабость к лошадям и собакам;
  • в спорте уважал легкую атлетику и художественную гимнастику.