История куклы петрушки. Кукла-марионетка Петрушка. История игрушки

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение
В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей.

Изначально куклы на представлениях «разыгрывали» сказочные сюжеты, главными героями которых были боги, позже популярными стали библейские сюжеты.

В средние века у каждого артиста-скомороха был свой «ручной» герой - насмешник-скалозуб, отпускающий скабрёзные и злые остроты в адрес властьимущих. Какой спрос с куклы?

Хозяева-скоморохи, бродячие актёры облачали шутников в соответствующий их титулу и сану красный колпак и давали своим шутам звучные, яркие имена. Первый итальянский Петрушка назывался Пульчинелла, что означает «петушок».

Итальянский Пульчинелла

Французского собрата Петрушки именовали Полишинель

В Германии Каспер или Гансвурст

Забавный англичанин мистер Панч


В Турции - Карагёз, в Испании - Дон Кристобаль. Русский Петрушка - румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений, перчаточная кукла в красной рубахе, холщовых штанах и колпаке с кисточкой.

Николай Алексеевич Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так описал «Комедию с Петрушкою»:

Комедию с Петрушкою,

С козою с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

Комедия не мудрая,

Однако и не глупая,

Хожалому квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз!

Петрушке в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом более трех веков русские кукольники отдавали предпочтение неспроста. Шуты всегда считались на Руси особой кастой, которой позволялось сказать правду, облачая её в остроумную и искрометную шутку.

ПЕТРУШКА, «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.И. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Первое письменное упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Наиболее известной куклой того времени был Петрушка. Впервые его увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это произошло почти 400 лет назад! В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре и его главном герое.

Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки - она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актёр таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант - тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он, то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента - пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли "кукарекание". Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки - полоска ткани, а вместо ладоней - металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Петром Ивановичем Укусовым», «Самоваровым», «Ванькой Ра-та-ту-ем».

Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «...была создана фигура... известная всем народам... Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-жо остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

С наступлением XX века «Комедия о Петрушке» начинает быстро разрушаться. Причиной тому был жёсткий контроль властей, доходивший до прямых гонений и запретов. Положение Петрушки ещё более ухудшилось, когда началась первая мировая война. Голод и разруха охватили Россию; народу было не до развлечений, и Петрушка катастрофически быстро терял своих зрителей. Чтобы заработать на кусок хлеба, кукольники всё чаще начинают играть свою комедию перед «благовоспитанной» детской аудиторий. Их приглашают на детские праздники, новогодние ёлки; летом они ходят по дачам. Естественно, что в таких условиях текст и действие многих сцен неизбежно менялись. Петрушка становился почти пай-мальчиком. Теперь он размахивал дубинкой и просто разгонял своих врагов, разговаривал вежливо. Исчезла простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар, и млад. Традиция народного театра кукол в XX веке была прервана.

Это любопытно

Прототипом ярмарочной куклы Петрушки является настоящее историческое лицо - любимый шут Анны Иоанновны, русской императрицы с 1730 по 1740 годы. Звали того шута Пьетро-Мира Педрилло, был он сыном итальянского скульптора. Педрилло приехал в Петербург ко двору императрицы в качестве музыканта, исполняющего роли буффа и играющего на скрипке. В самом начале своей карьеры у него произошел инцидент с придворными. Граф Бирон, фаворит императрицы, предложил молодому музыканту попробовать себя в качестве придворного шута.

Пьетро Педрилло с такой звучной фамилией, природным остроумием и блестящим умом, смог сделать головокружительную карьеру при дворе Анны Иоанновны. Он был её постоянным карточным партнером, щедро ею награжден и обласкан. Из России шут уезжал весьма состоятельным человеком после смерти императрицы. Его дворцовые клички были разнообразны - «Адамка», «Антонио», «Петрушка». Именно последним именем и был назван кукольный балагур всех ярмарок и балаганов того времени. Так итальянский придворный шут стал «отцом» русской куклы, навсегда оставшейся частью национального колорита.

Да и внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

Вот что вспоминает о Петрушке в своей книге «Жизнь художника» (Воспоминания, том 2) Александр Бенуа: «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пестрые ширмы, «музыкант» кладет свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами....

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо дает ему предпочтение. Петрушка в ярости бьет блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал еще вертлявее, еще подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «это барашек». Петрушка в восторге, гладит «ученого, моченого» барашка и садится на него верхом. "Барашек" покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина...»

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах - в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах - как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик). Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей. Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты - это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже. С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки. А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются - и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла - персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель - герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки - черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII - начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова - к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж - товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.

Герои русского кукольного театра известны малышам с самого раннего возраста. Одним из таких является Петрушка – своеобразный и характерный шут с веселым характером и добрым нравом. Первоначально он был создан в виде куклы перчаточного типа, которой движениями собственной руки можно было придать активный характер.



Позднее куклу превратили в героя театра марионеток. Однако перчаточный вариант по-прежнему популярен.

Обязательными чертами петрушечного образа являются:

  • красная рубаха, украшенная узорами с народным орнаментом;
  • холщовые широкие штаны, залихватски заправленные в сапоги;
  • длинный колпачок, на конце которого обязательно находится кисточка.

Иногда штаны отсутствуют, длинная рубаха как будто закрывает ноги.

Колпачок может раздваиваться, и тогда на каждом конце имеется кисточка.


Как пошить?

Мягкая игрушка Петрушка желанна практически во всех домах, где есть дети. Одевая её на руку, можно легко развеселить ребенка, поднять ему настроение, отвлечь от ненужных проблем. А если заготовить несколько аналогичных народных персонажей, может получиться полноценная труппа кукольных артистов.

Как сделать Петрушку своими руками? Голову изготовим из папье-маше, элементы туловища помогут сделать специальные выкройки. Сшивать их можно руками, если есть машинка – использовать её. Если ни то, ни другое неприемлемо, с помощью специального тканевого клея можно аккуратно склеить все детали по периметру.

Для работы потребуется набор, изображенный на фото.

Голову из папье-маше своими руками делаем следующим образом:

  1. Измельчаем лотки для яиц и заливаем их кипятком.
  2. После полного пропитывания отжимаем лишнюю воду и добавляем клей ПВА в соотношении 3: 1.
  3. В голову нужно заранее вставить цилиндр для последующего крепления туловища.
  4. Взяв круглую основу, наносим на нее готовую массу и дополнительно лепим рельефные детали: нос, лоб, уши, подбородок.


Дальнейшие действия производятся после полного высыхания основы. Используется ручная роспись красками:

  • покрываем голову водоэмульсионной краской, после высыхания которой окрашиваем всю поверхность оттенком телесного цвета;
  • оформляем черты лица, делаем их максимально добрыми и улыбчивыми;
  • далее дело за волосами. Наматываем на рамку выбранные нитки. Перерезаем их по краям;
  • наклеиваем основу с волосами по окружности головы – получается подобие выбившихся из-под колпачка кудрей.



Костюм скажет о характере многое

Как сшить, чтобы было красиво? Петрушка – кукла, которая «постоянно ходит по гостям». Поэтому используем только яркие пестрые расцветки тканей, лоскутки из которых сшиваем по порядку:

  • прикладываем выкройку, обводим её карандашом и вырезаем, учитывая припуски на швы;
  • сшиваем детали и получаем рубаху;
  • аналогично изготавливается колпачок на голову;
  • так же выполняется рука в рукавичке;
  • её крепление к рубахе происходит за счет вставленного цилиндра.



Соединяем изготовленные детали, получаем самую выразительную из народных кукол – Петрушку.

Как ещё можно её сделать?

Если голова из папье-маше может остаться такой же и у других вариантов куклы, то одежда может быть вязаная. На кукольных моделях такие вещи смотрятся особо трогательно и оригинально. Связать можно и голову. Такой герой делается методом вязания крючком по кругу столбиками без накида.

Народная любимая кукла может быть сшита полностью из ткани, используя специальные выкройки. Вырезав каждую деталь, шьем по местам их соединения. Затем наполняем внутреннюю полость головы чем-то мягким, например, поролоном, ватой, холлофайбером. Рубаху наполнять не стоит.

Это удобное место для руки, управляющей движениями куклы. К низу рубахи можно пришить ноги, изготовленные аналогичным образом. Тогда при оживлении игрушки движениями руки они будут смешно раскачиваться, придавая образу особой выразительности.

Не бойтесь, что не получится! Сшейте и увидите, насколько это дело увлекательно и заманчиво. А герой, получившийся в результате такой интересной работы, будет не только симпатичным и милым, но и согретым теплом вашей души, которой со щедростью поделится с детьми.

Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё - в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.

Персонаж Петрушка

Петрушка - ведущий персонаж народного кукольного театра, массовик-затейник и балаганный герой. Характер задористый, смелый и задирчивый ко всем персонажам на сцене, зачастую Петрушка бросает смелый вызов представителям власти, например, жандарму (полицейскому в царской России), а также высмеивает персонажей, как из простых, так и из верхних сословий. В конце красноречивых разговорных действий способен применить свою дубинку, частый атрибут его представлений. Своей смелостью и напористостью персонаж очень полюбился простому народу, пришедшему на праздничные ярмарки и заодно посмотреть представление балаганного театра.

Появление в русском народном театре

Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров - узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

(сцена свадьбы Петрушки )

Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи - бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.

И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей. За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка. Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.

Собирательный образ, любимый народом

(Образы Петрушки на современной сцене: 1) приезжий рабочий 2) полицейский )

В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло - именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.

(Сцены: 3) русская жена 4) африканская невеста )

Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде. Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой - его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия. Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд - эти атрибуты тоже прошли через века.

Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.