Греция, Афины «Театр Диониса. В афинском театре

/ Театр Диониса

Театр Диониса

(греч. Θέατρο του Διονύσου; англ. Theatre of Dionysus)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Само слово «театр» имеет греческое происхождение и означает «место для зрелищ», или само зрелище. Эпоху, когда возник древнегреческий театр, принято называть классической (V-IV века до нашей эры). Эта эпоха воспринимается как некий образец, эталон. Характерной чертой классического искусства всегда являлась сбалансированность художественных сил, гармония элементов и пропорций - будь то архитектура, пластика или театральное искусство.

Древний греческий театр и драма родились из празднеств в честь бога Диониса, в основе которых лежала символическая игра и культовые обряды, связанные с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Дионис - бог виноделов, а вино - самый близкий ему напиток, ибо опьянение вызывает безумие.

Опьянение - неизбежное следствие прекрасного напитка, дарованного, Дионисом, людям. Прелесть опьянения неразлучна с красотой весенних дней, радостью произрастания, цветения и созревания. Во власти Диониса вспаханные земли, тучные нивы и тяжёлые, от спелых гроздьев, виноградные лозы.


Культ нового бога стал в Греции праздником крестьян-виноделов. В месяце Посидонии (конец декабря - начало января), означавшем поворот к весне, наступал радостный праздник «Сельские Дионисии», в честь бога вина и веселья – Диониса. В первый день праздника блестящая процессия проносила по улицам города деревянную статую Диониса Элевфера («Освободителя»). Весь город принимал участие в процессии. Торжественно совершались жертвоприношения, возлагали плоды и сосуд с вином на алтарь Диониса. Два следующих дня посвящались дифирамбическим хорам, исполнявшим, под аккомпанемент флейты, гимны в честь Диониса. А вечером третьего дня происходил праздник веселья - комос, связанный с пирами, на котором прославлялись дифирамбические победы.

Непременной частью религиозного культа в Древней Греции были спортивные состязания и представления сценок из жизни богов. Постепенно, растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но и отделились, постепенно, от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков.


Одним из главных центральных мест действий, в период праздников Дионисий, был театр Диониса, который располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя. Это хорошо сохранившаяся античная постройка, входящая в число самых древних театров в мире. Этот театр был построен в V веке до нашей эры, и изначально он был деревянным. Рядом с театром располагался и храм Диониса, в котором помещалась статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная знаменитым Алкаменом - скульптором и мастером бронзового литья, который жил во 2-ой половине V века до нашей эры.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.


Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор - выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы - иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.


Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем - угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии - Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию - феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.


Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.


Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа - самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.


Театр Диониса не всегда был каменным. Изначально, он был построен из дерева. Долгое время, на каждый праздник Дионисий, строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена. Старый театр был очень тесным, и в дни представлений даже чёрный тополь, росший вблизи орхестры, покрывался зрителями. Только в 330 году до нашей эры вместо деревянных строений была построена постоянная каменная сцена. А в 326- 325 годах до нашей эры театр был ещё реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Новый театр было решено построить значительно более просторным. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тысяч зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Первый ряд сидений состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Ввиду огромных размеров, театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому, актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Театр перестраивался и в Римскую эпоху в I веке нашей эры, в том числе, под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времён императора Нерона, с забавными сатирами. Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до нашей эры, а также, камни Периклова Одеона.


Древнегреческий театр - начало начал европейского театра. И в наши дни вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений - здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Создание : в 326-325 г. до н.э. реконструирован из деревянного театра постройки V в. до н.э.

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Театр Диониса в Афинах является древнейшим и наиболее характерным из дошедших до нас больших театров древней Греции. Раскопки его были произведены в 1880-85 гг. (более ранние - Старком в 1862 г.).

Театр расположен на южном склоне Акрополя и обращен в сторону храма Диониса. Наиболее старая часть его относится к VI в. до н. э. Театр этот, к сожалению, очень плохо сохранился и дошел до нас в значительно искаженном позднейшими перестройками виде.

К VI в., как думает Дерпфельд, относятся лишь незначительные остатки первоначальной орхестры, имевшей 24 метра в диаметре. С южной стороны эта орхестра была приподнята на высоту около 2 м и была с этой стороны основана на криволинейной в плане опорной стенке, часть которой сохранилась. После того как в V в. обрушились деревянные сидения старого амфитеатра, их заменили каменными. Тогда же, вероятно, была сооружена Демократом и Анаксагором новая орхестра, значительно отодвинутая от прежней к северу, ближе к склону горы.

Позднейшие части амфитеатра, возведенного Ликургом (по Старку в 466 г.), относятся к 326 г.

Театрон трехярусный, с двумя диазомами. Нижний ярус больше полукруга и разбит радиальными лестницами на 13 клиньев. По сделанным реставрациям нижний ярус заключал 17 полных рядов, средний ярус - 16 рядов, из них часть урезана, и верхний ярус - 8 рядов, значительно урезанных из-за неправильной поверхности склона. Наибольшее удаление последнего ряда от середины орхестры (по горизонтальной проекции) 43 м; диаметр первого яруса 37 м. Подъем верхнего ряда мест над орхестрой равен приблизительно 16 м. Уклон мест 1: 2,3.

Высота ступеней, на которых расположены места, 37 см. На верхней горизонтальной поверхности мест, общей шириной в 85 см, с отступом от края для сидений на 35 см, сделан лоток, шириной в 40 см и глубиной в 10 см для помещения ног сидящих в вышерасположенном ряду. На каждый ряд сидений, как уже указывалось, в этом театре приходится одна ступень радиальных лестниц. Для уменьшения высоты подступенка проступь этих ступеней сильно скошена.

Театр вмещал 14-17 тыс. зрителей , а по другим указаниям - до 30 тыс. зрителей.

Загрузка мест происходила из прохода, окружавшего орхестру и уширявшегося с двух концов в направлении к проскениуму. В стене скены было три двери. Сзади скены существовал обширный портик.

Для суждения об устройстве скены и логейона в этом театре в V в. никаких достоверных данных нет. Раскопки Старка обнаружили последовательное увеличение сцены при Адриане и при Септимии-Севере.

Театр Диониса является наиболее типичным для античной Греции. По нем, за исключением скены, можно проследить и все последовательные стадии развития формы греческого театра, включительно до тех изменений, которые были внесены римлянами.

Афинский одеон

Кроме открытых театров, рассчитанных на очень большое количество зрителей. в Греции существовали меньшие театры, так называемые одеоны. Эти театры делались крытыми. Самым древним и наиболее обширным одеоном, о котором до нас дошли сведения, был одеон в Афинах, сооруженный Периклом в 443 году до н.э.

По имеющемуся у Павсания указанию, этот одеон был покрыт деревянным шатром. Он был расположен к востоку от театра Диониса, между этим последним и памятником Лисикрата .

    Источники:

  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре - январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте - апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор - выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы - иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем - угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии - Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию - феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа - самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона - концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль - один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Это одна из старейших сцен Афин, сохранившихся до наших дней. Театр был посвящён Дионису, богу вина и покровителю театра, в честь которого здесь проводился ежегодный фестиваль.


Как и другие греческие театры, театр Диониса был очень большим – в Римский период он насчитывал 78 рядов сидений и мог вмещать от 15 000 до 17 000 зрителей (до нас дошло только 13 рядов).

Театральные представления в Афинах, на самом деле, были религиозными празднованиями в честь бога Диониса. Они устраивались в виде соревнований, победителям которых получали награды – треножники.

Пояснения

История театра Диониса

Самые ранние находки в районе театра Диониса датируются VI веком до н.э. , то есть, временем правления тирана Писистрата и его наследников. Тем не менее, обнаруженные предметы свидетельствуют о присутствии здесь только культового сооружения Диониса Элевферия.

Театр Диониса в VI веке до н.э. Рисунок J. Travlos

В VI веке до н.э. представления, связанные с так называемыми «Великими Дионисиями », вероятно, проводились на , где зрители сидели на деревянных трибунах (в «театроне»), установленных вокруг круглого центра, называвшегося «орхестра». В начале V века до н.э., как свидетельствуют античные источники, трибуны обрушились, после чего драматические и музыкальные представления перенесли в огороженное пространство у храма Диониса на склоне Акропольского холма.

Подписанный постамент, стоящий в проходе

В качестве части святилища Диониса театр был построен , по всей видимости, не раньше V века до н.э. Единственными свидетельствами присутствия здесь этого более раннего здания являются несколько каменных блоков, которые были повторно использованы в театре IV века до н.э. Самый первый театр был, скорее всего, очень простым и представлял собой плоскую орхестру и несколько рядов деревянных или каменных скамеек, встроенных в склон холма. Этот театр был, вероятно, круглым или почти круглым, имея диаметр 27 метров. Деревянная сцена («скена») стояла позади орхестры и служила для установки декораций и, возможно, для улучшения акустики. На этой простой сцене ставились драмы великих афинских трагиков V века до н.э.

Зрительный зал и орхестра

Западная часть зрительного зала

В конце V века до н.э. часть деревянных конструкций театра Диониса была заменена на каменные . Театр, практические в том виде, в котором мы его можем увидеть и сегодня, был построен в период жизни и правления Ликурга Афинского (396 – 323 гг. до н.э.), заведовавшего городскими финансами, и выделившего деньги на замену оставшихся деревянных строений каменными. В IV веке у театра уже была постоянная орхестра диаметром 19,5 метров, в середине которой находился алтарь Диониса, сцена и трёхъярусный зрительный зал. По периметру орхестры находился глубокий жёлоб, по которому уходила дождевая вода. По обеим сторонам от сцены стояли башенки, называвшиеся «параскениями », в которых, возможно, находились лестницы или передвижные декорации. Зрительный зал занимал всё пространство до вершины Акропольского холма. Горизонтально его ряды были разделены двумя дорожками на три части, а вертикально – радиальными проходами. Сиденья нижней части были сделаны из привозного камня, тогда как сиденья двух верхних были просто выдолблены в каменном холме.

Возможный вид театра Диониса в период расцвета

Каменные сиденья третьего яруса театрона (зрительного зала)

Древние греки, построив этот театр, продемонстрировали не только отличные инженерные навыки, но и понимание природы акустики , поскольку абсолютно со всех мест в театре было слышно, что говорится на сцене.

В Эллинистический период (IV в. до н.э. – 146 г. до н.э.) для чиновников, жрецов и других почётных гостей в первом ряду вокруг орхестры было установлено 67 мраморных тронов с написанными на них должностями. Мраморные сиденья, имеющие форму «клизмос» (κλισμός) – стула с подлокотниками, которые можно увидеть сегодня, являются римскими копиями первых кресел. В центре этого ряда тронов стоял большой мраморный престол со скамеечкой для ног, где мог сидеть только верховный жрец Диониса . Самый старый из сохранившихся тронов, на котором сидел жрец Зевса Полиея (Διός Πολιέως в пер. «градохранитель»), был сделан во II веке до н.э. Кроме того, в первом ряду была установлена статуя Диониса, которая как бы наблюдала за представлениями и за жертвоприношениями на алтаре (см. карту).

Троны

Троны западной части театра. Ограждение было сделано в Римский период, когда театр использовался для боёв

Центральный трон

Хорошо сохранившийся трон с подписью и постаментом для статуи рядом

Сразу за сценой театра стоял архаический храм Диониса . Более новый храм в Дорическом стиле с размерами 21,95 х 10,5 метра, построенный около 340 года до н.э., стоял в нескольких метрах к югу от старого святилища.

Часть основания старого храма Диониса, примыкающая к стоа за сценой театра

Справа — блоки старого храма, прямо — стоа

При нападении Суллы на Афины в 86 году до н.э. театр Диониса был повреждён, однако восстановлен царём Каппадокии Ариобарзаном I Филороманом (правил с 95 по 63 гг. до н.э.).

Новый храм Диониса

В Римский период (146 г. до н.э. – 330 г. н. э) театр Диониса был модернизирован, хотя и сохранил, в общем, свой внешний вид и форму. В I веке н.э. была построена новая сцена, посвящённая Дионису и римскому императору Нерону. К этому времени пол орхестры был вымощен мраморными плитами . Во II веке, во время правления Адриана (117-138) или Антония Пия (138 — 161), напротив сцены был построен подиум, на котором, как считается, установили древнюю статую коленопреклоненного бога Силена, друга и наставника Диониса. В III веке в переднюю часть сцены были встроены скульптурные горельефы со сценами из жизни Диониса, взятые в неизвестном здании эпохи императора Адриана.

Горельефы проскения

Горельефы проскения

Стена, которой был огорожен теменос (священный участок) Диониса

Теменос Диониса

До начала Великих Дионисий на алтаре святилища приносили в жертву животное (обычно свинью) и опрыскивали её кровью собравшихся, очищая их. Сам праздник начинался с соревнования хоров мальчиков, продолжался соревнованием трёх трагиков, которые должны были поставить по четыре новых произведения, и завершался соревнованиями комедий (с 486 года до н.э.). Во время самых первых Великих Дионисий в состязании авторов трагедий, которое прошло при Писистрате в 534 году, победил поэт Феспид. Ему же приписывается изобретение слова «трагедия », которое означало «песнь козлов», относящееся к шкурам, носимым певцами хора.

Улица Треножников

Победа в театральных состязаниях считалась крайне почётной. Главным призом , которым гордился не только сам победитель, но и вся номинировавшая и спонсировавшая его фила, был треножник. Треножники устанавливались на храмоподобные памятники у театра и на улице, огибавшей Акрополь с запада и юга, которая так и называлась, «дорога Треножников». Один из таких памятников для треножника был построен над зрительным залом (см. карту). Это был хорегический памятник Трасилла , который он поставил на свои средства около 320 года до н.э. в честь победы своего хора на Великих Дионисиях. Полученный бронзовый трипод, вероятно, был прикреплён к статуе, стоявшей на его вершине. В Византийский период памятник был окружён стеной и превращён в церковь Богородицы в гроте. К настоящему времени от него осталась только часть фундамента.

Хорегический памятник Трасилла (реконструкция)

Реставрация памятника Трасилла

Среди драматургов, участвовавших в соревнованиях во время Великих Дионисий, были и те, чьи произведения дошли до нас: Эсхил , Софокл , Еврипид , Аристофан и Менандр .

Улица Треножников выделена зелёным

Театральное представление в Афинах

Непосредственно после того, как был построен театр, исполнители только танцевали и пели истории из жизни Диониса, позже – истории из жизни других богов и героев. Эти истории в форме песен исполняли сначала все, кто смог занять место в театре, а потом – только хор, состоявший, примерно, из 50 человек. Во время интервала между песнями главный исполнитель пересказывал сюжет своими словами. Со временем эти пересказы стали более важными, чем само хоровое пение. Они стали рассказываться двумя – тремя исполнителями, тогда как хор сократился до 15 певцов. На сцену допускалось не больше трёх человек, которые за одно представление могли рассказать только одну историю.

Статуя Менандра (копия) у восточной поддерживающей стены зала. Здесь был главный парод (вход) в театр и стояло ещё три статуи драматургов — Эсхила, софокла и Эврипида. Здесь же начиналась улица Треножников

Во время драматических соревнований празднества Диониса на сцене также одновременно могли присутствовать максимум три актёра . Обычно они носили необычные костюмы, а вместо обуви – странно выглядящие башмаки на высокой деревянной платформе, благодаря которой они выглядели выше. С конца IV века до н.э. актёры стали носить маски , которые позволяли идентифицировать персонажа, его настроения и чувства. Когда актёр начинал играть другого человека, он менял маску, причём делал это прямо на сцене, поскольку изначально в театре не было даже занавесок, а спектакль не делился на акты. Когда в действии возникала пауза, её заполнял хор. Когда ставили трагедию, финальную сцену никогда не показывали – вместо этого выходил рассказчик и словами передавал, какая драма случилась в конце.

Театр, вид с дороги между вторым и третьим ярусом

Театральные представления пользовались таким огромным спросом, что люди были вынуждены занимать места с раннего утра. Афиняне очень критично относились к тому, что видели, поскольку все драмы ставились на хорошо известные им сюжеты. При одобрении они аплодировали, при неодобрении – просто сидели. Первоначально вход в театр был бесплатным , однако вскоре была введена небольшая плата.

Театр Диониса на карте Акрополя

Название на греческом:

Θέατρο του Διονύσου

Название на английском:

Theatre of Dionysus
Theatre of Dionysus Eleuthereus

В знаменитом театре Диониса были показаны в первый раз не менее знаменитые трагедии Эврипида, Софокла, Эсхила, а также комедии Менандра и Аристофана. Античный театр был построен в 5 столетии до нашей эры, поэтому считается одним из древнейших театров в мире. Встречаются . Древнегреческий театр Диониса был построен на месте храмов, которые были посвящены Дионису - богу виноделия. Поэтому театр получил такое название. В античном театре помещалось свыше семнадцати тысяч зрителей. На сегодняшний день сохранились всего двадцать рядов, хотя их было 64. Местом строительства было выбрано подножие холма Акрополь. Интересно, что всего два раза в год в этом театре проходили выступления.

Театр Диониса заслуживает особого внимания всех путешественников не только своей античностью, но и превосходной архитектурой и богатой историей. Если отправиться в групповую экскурсию, то можно услышать интереснейшие истории, связанные с театром Диониса. Хотя даже самостоятельная экскурсия доставит немало удовольствия посетителям. Стоит захватить с собой аудиогид, который будет знакомить с историей и архитектурой прославленного театра.

Особенности театра Диониса

Размеры театра не позволили построить кровельные перекрытия, по этой причине зрители, хор и актеры находились под открытым небом. Поэтому в основном мероприятия проводились при дневном освещении. В театре Диониса помещалась половина жителей Афин, а это немалое количество зрителей. Первоначально, строительство было осуществлено из древесины, и предназначалось для проведения различных торжеств. Интересно, что результаты соревнований бережно сохранялись в городском государственном архиве, написанном в особых надписях.

Гиды предлагают всем туристам на себе почувствовать грандиозную театральную акустику. И это действительно так. К примеру, один человек стоит на месте оркестра и что-то говорит, при этом другой человек должен взобраться на самый верхний ряд, и оттуда действительно удивительно хорошо слышно человека снизу.

Театр также перестраивали и римляне, которые использовали его для гладиаторских и цирковых представлений. В то время примерно был построен высокий бортик, который закрывает первый ряд. Особенным художественным элементом можно назвать скульптурный фриз, где изображены сатиры. Он был создан в эпоху правления императора Нерона. Кстати, этот император считал себя настолько одаренным актером, что часто выступал на сцене.

Реконструкция знаменитого театра Диониса была начата в 2009 году. Планируется, что работы будут продолжаться до 2015 года. При этом на реставрации этот грандиозного сооружения будет потрачено примерно шесть миллионов евро. И это не просто так. Ведь театр Диониса входит в список ЮНЕСКО. Греческое правительство прилагает все усилия, что этот исторический и культурный памятник сохранился еще на долгие годы. Это не может не радовать, ведь театр считается одним из лучших достопримечательностей страны, и великим достоянием всего мира.