Основное занятие коми зырян прикамья. Коми – «европеизированный» финно-угорский народ России. Происхождение названий народа

Коми

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах , в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки . Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Зырянский край , Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы , и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.


Среди этнографических групп коми выделяют вымичей , печорцев , сысольцев , верхневычегодцев , ижемцев , удорцев , прилузцев . Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Народы Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян.

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Обряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции.

Близкородственные народы коми (коми-зыряне и коми-пермяки) принадлежат к пермской подгруппе финно-пермской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков.

Коми-зыряне являются коренным населением Республики Коми, входящей в состав Российской Федерации, живут также в Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской и др. областях Российской Федерации. Самоназвания: коми, коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ). Для этнонима коми предложено несколько этимологий: от названия реки Камы (удм. Кам); из общепермского *komä (человек, мужчина). Численность 345 тыс. человек, в том числе в Республике Коми 291 тыс. человек (перепись 1989 г.). Основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Среди коми распространены следующие антропологические (расовые) типы: беломорский, восточнобалтийский, сублапоноидный или вятско-камский. В коми-зырянском языке выделяется десять диалектов: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесысольский, удорский. Распространен также русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Большая часть верующих - православные, есть старообрядцы.

Непосредственные предки коми-зырян - этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в X-XIV вв. на местной основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев (IV-IX вв., этно-лингвистическая принадлежность дискуссионна) в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Культура перми вычегодской представляла собой результат взаимодействия и слияния различных культур. Хозяйство было комплексным: охота, рыболовство, скотоводство и подсечно-огневое земледелие. Под влиянием западных соседей сельскохозяйственные отрасли получили дальнейшее развитие, с XII в. распространилось пашенное земледелие. Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним пермь впервые упоминается в недатированной вводной части наиболее раннего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов, "Повести временных лет" (нач. XII в.). Этимологизируется из прибалтийско-финского термина perд maa ("задняя земля", Заволочье).

В конце XIV в. коми были христианизированы. Миссионер Стефан Пермский (около 1345-1396 гг.) начал просветительскую деятельность среди коми в 1379 г. В 1383 г. он стал первым епископом новой Пермской епархии с центром в с. Усть-Вымь, на оригинальной графической основе составил коми алфавит и перевел на древнепермский (древнекоми) язык ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была утрачена. В дошедших до нас памятниках древнепермской письменности содержится в общей сложности около 225 слов связного текста.

После присоединения Великого Новгорода к Москве (1478) земли перми вычегодской вошли в состав Московского государства, была произведена перепись вычегодско-вымских земель (1481) и назначены "государевы дани" (1485). В XVI-XVII вв. происходило изменение границ расселения коми. Заселяются верховья рр. Мезени и Вычегды, коми появляются в бассейне р.Ижма, на верхней и нижней Печоре. Происходит сложение большинства основных этнографических групп коми (вымичей, сысольцев, прилузцев, удорцев). В XVII-XVIII вв. в результате дальнейшего расселения коми формируются этнографические группы верхневычегодцев, ижемцев и печорцев. Завершается консолидация коми в народность. Расширение этнической территории на север продолжалось вплоть до конца XIX в., но четкой этнической границы здесь не сложилось. Северные коми (ижемские оленеводы) стали частично обитать с ненцами совместно на одной территории. Культурно-историческая специфика этнографических групп коми складывалась преимущественно под влиянием природно-географических факторов, определенную роль играли этнокультурные контакты с соседними народами. Основными хозяйственными занятиями у южных групп (прилузцев, сысольцев) были земледелие и животноводство, у более северных групп удорцев, верхневычегодцев и печорцев существенное значение имели также рыболовство и охота, а у ижемцев присваивающие промыслы и оленеводство уже доминировали над сельским хозяйством.

В XIX в. численность коми значительно возросла, за первую половину столетия население увеличилось почти в два раза и составляло к середине века около 125 тыс. человек. Увеличился отток населения за пределы основной этнической территории. В конце XIX в. численность коми достигла уже 153,6 тыс. человек, около 17 тыс. из них проживало вне Коми края (перепись, 1897 г.). На территории Сибири и Европейского Севера в районах компактного расселения образовалось несколько очагов формирования коми переселенческих групп. В настоящее время наиболее крупными из них, сохраняющими способность к демографическому и этнокультурному самовоспроизводству являются кольские и обские коми.

22 августа 1921 г. Президиум ВЦИК принял декрет "Об автономной области Коми", в 1936 г. Коми АО была преобразована в Коми АССР. Была ликвидирована административная разобщенность коми населения, проживавшего до того на территории Вологодской и Архангельской губерний. Созданы условия для завершения консолидации коми нации. Уже в августе 1918 г. было принято решение о создании национальной школы. В основу литературного языка по ряду соображений был положен приустьсысольский (присыктывкарский) говор. Утвержден оригинальный алфавит коми языка, составленный В.А.Молодцовым. Достаточно многочисленная литература на коми языке, издаваемая ранее (в XIX в. было опубликовано более 100 переводов и оригинальных книг), печаталась на основе русского алфавита, без единых принципов письма. Несмотря на существенные недостатки, молодцовский алфавит сыграл большую роль в создании единых норм коми литературного языка. На короткий срок (1932-1935) коми письменность переходила на латинскую графическую основу. В конце 30-ых годов был принят современный алфавит на русской основе. В 20-30-е годы были заложены основы профессиональной национальной культуры коми, было положено начало развитию национальной литературы, театра изобразительного и музыкального искусства. В то же время именно в эти годы, особенно интенсивно в ходе так называемого колхозного строительства, происходило разрушение традиционного уклада жизни коми, а традиционная культура понесла во многом невосполнимые потери.

Площадь Республики Коми насчитывает 415,9 тыс. кв. километров. Плотность населения низкая - 3,0 человека на 1 кв.км. Общая численность населения республики составляет 1161 тыс. человек (1989, перепись), 76 % проживает в городах. В 1989 г. коми составляли лишь 23 % всего населения, тем не менее демографическое воспроизводство у них не нарушено. В 1926 г. на территории автономии насчитывалось 195 тыс. коми, в 1959 - 245 тыс., в 1970 - 276 тыс., в 1979 - 281 тыс., в 1989 - 291 тыс. человек.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счет других отраслей. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Традиции земледелия связаны, по археологическим данным, еще с культурой перми вычегодской, непосредственных предков коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках.

При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия - нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX - начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах - на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.

На давние традиции скотоводства у коми указывают языковые данные, ряд его терминов в коми языке относится к древнеиранским заимствованиям. В археологических памятниках перми вычегодской костные останки коров, лошадей, овец и свиней являются массовым материалом. В дореволюционном хозяйстве коми удельный вес скотоводства был особенно высок в северных районах, в южных районах - по рр. Сысоле и Вычегде скотоводство было побочной отраслью хозяйства. Разводили преимущественно крупный рогатый скот, овец, лошадей. Продукцию скотоводства население использовало в основном для личного потребления. Продуктивность молочного скота была низкой. Организованного выпаса не было, пастьба была вольная, без пастухов. Стойловое содержание скота продолжалось в среднем 7-8 месяцев. Возможности интенсификации скотоводства в традиционном хозяйстве коми ограничивал недостаток сенокосных угодий.

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Массовое распространение, особенно у верхневычегодских, печорских и удорских коми, имела охота. Пушнина издавна представляла собой основной товарный продукт, поступающий из Коми края. Со второй половины ХIХ в. товарное значение приобрела также добыча боровой дичи. Мясная охота имела большое значение в традиционном рационе питания. К началу ХХ в. значение промысловой охоты в крестьянской экономике резко упало в южных земледельческих районах края, но сохранялось в северных и восточных. Промысловый сезон у охотников подразделялся на два периода (осенний и весенне-зимний). В осенний период охота велась в одиночку в ближних охотничьих угодьях, на дальний зимний промысел охотники отправлялись в составе артелей. Угодья охотников представляли собой районы постоянного промысла, находящиеся в семейной собственности. Каждое угодье было оснащено промысловым жилищем и хозяйственными постройками для хранения инвентаря и добычи. Начало охоты на ту или иную дичь было приурочено к постоянным церковным праздникам. Основными объектами добычи были боровая дичь: рябчик, тетерев, глухарь, куропатка; из водоплавающих: утка, гусь; из пушных зверей: белка, горностай, куница, лиса, заяц, медведь, выдра, норка. В осенний период охотились преимущественно в ближних промысловых угодьях, в одиночку. Завершалась осенняя охота к Николе зимнему (6 декабря старого стиля). На весенне-зимнюю охоту промысловики отправлялись в январе и возвращались лишь в конце марта. Зимний промысел велся артелями в дальних охотничьих угодьях, находившихся в общинной собственности. В основном добывались пушные звери, реже дикие копытные и боровая дичь. В тундровой зоне в этот период основу промысла северных коми составляли песец и белая куропатка. Летом, в выводковый период, охота не производилась, исключение составляла добыча линной птицы (гусей) в тундровой зоне. В течение года большая часть охотников затрачивала на промысел от трех до шести месяцев.

Отличительной особенностью у коми было широкое применение различных самоловных орудий. С помощью самоловов добывалось абсолютное большинство боровой и водоплавающей дичи, зайцев, горностаев, песцов. Огнестрельное оружие появилось в конце ХVII - начале XVIII вв., с его помощью велся беличий промысел, добывались крупные животные.

Давние традиции у коми имело рыболовство, оно было распространено повсеместно и занимало важнейшее место среди промысловых занятий. Рыба наиболее ценных пород предназначалась в основном для рынка. Особенно большое товарное значение имело промысловое рыболовство у северных коми. Промысловый быт коми рыбаков имел большое сходство с охотничьим. Значительная часть рыбы для собственного потребления добывалась в ближних охотничьих угодьях. Широко применялся в прошлом лов рыбы запорами. Помимо индивидуального и семейного рыболовства по всей территории расселения коми существовала добыча рыбы артелями. Особенно распространен был лов рыбы неводами, бреднями, ставными и ботальными сетями. Почти всю пойманную рыбу заготавливали впрок засолом. Очень популярна у коми вплоть до настоящего времени малосольная рыба со специфическим вкусом. Часто запасали для себя также сушеную и вяленую рыбу.

Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.

Традиционные ремесла у коми в XIX - начале ХХ вв. в значительной мере оставались еще в рамках домашней промышленности как подсобные внеземледельческие занятия. Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство крестьян в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Дифференциация ремесел и других видов домашнего производства происходила замедленными темпами, уровень развития и формы организации труда различных ремесел имели существенные отличия. Распространенные у коми прядение и ткачество и в начале ХХ в. не поставляли продукцию на рынок, в то же время крашение домотканных холстов уже вышло из рамок домашней промышленности. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались специалисты-ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале ХХ в. по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. некоторые ремесла; например, шитье одежды, получили характер отхожих промыслов. Отдельные ремесла (кожевенное, замшеделие) к началу ХХ в. приобрели характер капиталистической мануфактуры. Выделка кож стала производиться преимущественно на кожевенных заводах. В Печорском крае в 1900 г. было 62 замшевых "завода" - специальных изб, оборудованных для выделки оленьей замши. На некоторых из них применялось даже разделение труда. Характер домашнего производства сохраняло у коми гончарство, изготовление берестяной и деревянной посуды. Поставкой изделий на рынок занимались лишь отдельные кустари-ремесленники. Слабо дифференцированы были столярное и плотничье ремесла. Преимущественно для себя изготовлялись и лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения. Обработка металлов была мало развита. Из других ремесел следует отметить верхнемезенских коновалов, ремесло которых было потомственным и переходило по наследству по мужской линии. Технология, инструментарий и продукция коми традиционных ремесел были достаточно универсальны для всего Русского Севера. Можно выделить архаическую технику ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды. Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.

С конца 1920-х гг. нарастала тенденция сокращения лиц, занятых в таких традиционных отраслях как сельское хозяйство, охота и рыболовство, и роста удельного веса промышленных рабочих. В 1989 г. в сельском хозяйстве было занято всего 16,7 % работающих коми; в промышленности, строительстве, на транспорте и связи - 44,5 % ; в народном образовании, науке, культуре и искусстве - около 15 %. В современном сельском хозяйстве традиционные черты сохраняет преимущественно лишь оленеводство. Охота и рыболовство перешли в разряд любительских занятий. Существенное значение у сельского населения имеет сбор грибов и ягод. Традиционное ремесло в основном утрачено, но принимаются активные меры по его возрождению.

Основными типами сельских поселений у коми были деревня и село, расположенные в основном по берегам рек, не имеющие укреплений и окруженные сельскохозяйственными угодьями. Первоначально деревни у коми были мелкими, с разбросанной планировкой. В ХVIII-XIX вв. распространились многодворные деревни с рядовой планировкой. Село представляло собой сельский административный центр, в котором находились административные здания, церковь, магазины, а вокруг группировались деревни. В XIX в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на несколько километров вдоль рек. Правильная уличная планировка в коми поселениях появилась лишь в современный период.

Традиционное жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых бревен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом. Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет. Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения, а у северных коми - также с ненецкой. Женская одежда отличалась значительным разнообразием. Основу женского костюма составляли рубаха и сарафан различных типов. Поверх сарафана одевали короткие распашные кофты. Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. В качестве головного убора девушки носили обычно ленту (прямоугольный кусок парчи с пришитыми к нему разноцветными лентами). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком. Мужская одежда состояла из холщевой рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в шерстяные носки с навернутыми поверх онучами. Верхней одеждой служили кафтан, зипун или сукман (суконный кафтан), зимой - шуба. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины. Мужская и женская обувь мало отличались: коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др.

К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов - продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка. В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы. Особенно популярны были кислые щи, а летом - холодные похлебки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы. Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог был обязателен и в праздники. Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. - картофель. Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др. Из традиционных напитков, помимо чая, были распространены отвары трав и ягод, хлебный квас, березовый сок. Из пареной репы или брюквы варили компот. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.

Красочная и многообразная духовная культура коми наиболее ярко представлена в образцах народного искусства, фольклоре, народных верованиях и обрядах. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.

Наиболее богато представлена обрядовая поэзия. В свадебных плачах и похоронных причитаниях раскрывается глубинный смысл и символика семейной обрядности коми. Трудовые импровизации и календарный фольклор освещают трудный быт северного земледельца и промысловика. Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации. Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики. Семейные и календарные обряды коми были близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранялись древние представления о множественности душ и рудименты развитого в прошлом культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие традиционные календарные праздники как проводы льда, чарла рок (праздник урожая, буквально каша серпа), отправление на промысловую охоту и др. Сложный мировоззренченский комплекс представлений отражали дохристианские верования коми, которые включали в себя пережитки различных культов: деревьев, духов-хозяев, промысловых животных, огня; других ранних религиозных форм: анимизма, зоолатрии, магии, фетишизма и т.д. Были распространены вера в колдовство, гадания, заговоры, порчу.

Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.

Зыряне

народ финского или уральского класса туранского семейства, обитающий в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, З. очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков. Таково мнение Кеппена, Видемана, Шегрена, Макса Мюллера, Савваитова и Рогова, подтверждаемое и новейшими исследователями И. Н. Смирновым и Г. С. Лыткиным. З. и пермяки долгое время слыли под одним именем пермян и пермичей, что видно из Епифаниева жития св. Стефана Пермского (в XIV в.) и из многих грамот московского периода. Историю З., особенно в ее древнейшем периоде, И. Н. Смирнов не находит возможным отделять от истории пермяков. Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание ученых. Савельев и Савваитов производят слово пермь от финского pereämaa - задняя сторона, или зырянского perjema - унаследованная земля; пермяцкое päärma - однозначащее с зырянским syrià, syrja - украйна; следовательно пермяки и З. - слова однозначащие. З. и пермяки сами себя называют "коми", при чем З. говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Г. С. Лыткин, придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово З. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии св. Стефана Пермского, в том числе сырьян, или серьян, Лыткин в этих последних усматривает З. Серьяне, по его мнению - русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответств. зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) - зырянское название р. Сысолы. Епископ Стефан буквально перевел сыкты-тас - сысольцы, сысоляне - русским словом серьяне, сырьяне, В 1570 годах слово сырьяне, т. е. сысоляне, измененное в З. (по созвучию со словом зырны - теснить), заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин не упомянул о замечании Кл. Попова, который в производстве слова З. от сырьяне видел, между прочим, то затруднение, что приведенные в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского яз. существенно разнятся между собою, а это препятствует считать пермян и З. одним народом [К. Попов считает слово З. русским - от зыря, зырить, вызырить - много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово З. от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд других объяснений, предлагаемых различными авторами.]. С толкованием Лыткина не соглашается и Смирнов, указывая, между прочим, на то, что независимо от св. Стефана и гораздо раньше 1570 г. в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде. Таким образом, вопрос о происхождении слова З. нужно, по-видимому, считать еще открытым. Шегрен считает З. за потомков Несторовой Печоры. Кл. Попов признает их потомками Чуди; к тому же склонны Дмитриев и Смирнов. Новгородцы уже в XI ст. брали дань с Печоры, следовательно, и со всех З., находившихся на пути туда. В конце XIV в. среди З. утвердилось христианство, благодаря проповеди св. Стефана. С водворением христианства в том крае устанавливается духовная связь его с Москвой; влияние новгородцев падает, и вскоре страна переходит во власть московских великих князей. Область первоначального пребывания коми-пермян, по мнению Смирнова, была обширна: на В границей ее должна считаться р. Обь до Березова, на Ю - рр. Чусовая, Кама до Вятки, северные притоки Ветлуги, Кострома, Клязьма, Протва; на 3, С и СЗ - границы нынешних губ. Московской, Владимирской, Костромской, Вологодской до р. Вашки, отсюда до Цыльмы; на С - Цыльма, Печора и Уса, до поворота на С и оттуда к Обдорску. В XVII в., по исследованию А. Дмитриева, З. жили в следующих областях: по среднему течению р. Печоры, входившей в состав Пустозерского уезда; к З. от Печоры они занимали нынешние уезды Яренский и Сольвычегодский, возникшие на месте Перми Вычегодской, которая, с древнейшей столицей ее, Иемдын, или Усть-Вым, к концу XVI века потеряла и политическое, и промышленное значение, вследствие уничтожения автономии пермских князей, проложения нового сибирского пути через Пермь Великую и перевода епископской кафедры в Вологду. С древнейших времен существовали зырянские колонии и на левом притоке Мезени - Вашке, входившие в состав Мезенского у. Несколько зырянских колоний было и в Кеврольском (с 1780 г. Пинежском) у. В Великоустюжском у. в XVII в. упоминается волость Пермогорская, возникшая, по-видимому, из древней колонии вычегодских пермян. Почти в тех же пределах остаются зырянские поселения и ныне. Вологодские З., по занимаемым ими местам, могут быть разделены на вычегодских и удорских - в Яренском у., сысольских и печорских - в Усть-Сысольском у. В этих уездах З. составляют главную массу сельского населения и значительную часть городского. Сверх того, З. входят в состав населения городов Устюга-Великого, Лальска, Никольска и Вельска. В Архангельской губ. - 3. ижемские [Частью переходит границу Вологодской губ.] и печорские. Таким образом, З. занимают обширные бассейны реки Вычегды с притоками, средней Печоры с притоками и верховья Мезени, с Вашкою [Ижемские З., постепенно заселившие Архангельскую Печору от Усть-Цыльмы до вологодских пределов, населяют и приток Печоры - Усу. Подолгу З. живут на промыслах и за Уралом, на Оби.]. Общую численность З. "Географ. статистическ. словарь" П. П. Семенова (1865) определяет от 100 т. до 120 т. душ, а именно: в Вологодской губ. - от 80 т. до 110 т. и в Архангельской - 12 т. Кл. Попов (1874) насчитывает 91 т. З., из них 65 т. в Усть-Сысольском у., 19 т. в Яренском и 7 т. в бывшем Мезенском. Г. С. Лыткин (1889) склоняется более к первой цифре [По сведениям Ф. М. Истомина, собранным во время поездки его в Печорский край в 1889 г., число печорских З. достигает 23782 д., из них 3489 д. в 3 волостях Вологодской губ., и 20293 д. в 4 волостях Архангельской губ. (см. "Об этнографическом изучении Печорского края", в "Трудах VIII съезда русск. естествоиспытателей и врачей").]. З. роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью черный, при серых и темно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. З. остроумны, хитры и находчивы. Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы. З. любознательны, любят грамотность и способны к учению. З. - православные (есть и раскольники); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия [Исключение составляют ижемки, отличающиеся строгой нравственностью.]; сутяжничество доведено у З. до высших пределов. Язык З. распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по К. Попову), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Г. С. Лыткину). Произведений самобытной народной словесности у З. почти нет; они любят пение, но песни их - неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских. Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы. Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько верст. Избы их - керки - отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских; керки вообще не отличаются опрятностью [Исключение составляют керки ижемцев.]. Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд. Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош - квас и сур - пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток - гэрмога-чужва - сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях - потребность каждого З.; парятся ежедневно. З. занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части ее к Уралу, и на С хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Кл. Попов делит на две части: одна лежит по правую сторону р. Вычегды, начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, другая лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческою. Господствующее хлебное растение - ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овес - только на Ю, пшеница - плохого качества, лен и конопля - почти повсеместно. Система хозяйства трехпольная; поля удабривают. Земля делится не по наличным душам, а по числу душ, оплачиваемых податями. Прибегают к найму работников и поденщиков, также к помочам. У З. сохранился особый вид половничества; половники бывают временные и постоянные. Сено косят горбушами. Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на Ю - хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и других - исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских - тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц - одни курицы, и то не везде. Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие З. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно - куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом - белки, добыча которых на весь край достигает 1 млн. штук ежегодно. Из птиц добывают куропаток, тетерь, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс. пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с конца сентября до декабря и с января до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда верст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами. Непременный спутник охотника - собака, отличающаяся у З. неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т. е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты - узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки - пывзяны и около них щамьи - чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей. В лесах же расположены у каждого промышленника многочисленные и разнообразные ловушки для приманки и ловли зверя и птицы. Рыболовство также составляет любимое занятие З.: ловятся лох, нельма, шип, налим, лещ, семга, а также чиры, пеляди, сиги, щуки, окуни и т. п. Вологодские З. печорских волостей занимаются разработкой точильного камня на брусяных горах (Воя и Сопляс), а также сбором кедровых орехов. Вымские З. рубят и доставляют дрова для Сереговского солеваренного завода. Лузские З. с большой выгодой занимаются постройкой, нагрузкой и сплавом судов. Множество З. отправляется бурлачить на вологодскую и другие пристани, а также на заработки в Петербург. Начинает развиваться смолокурение, дегтекурение и сажекопчение. Ремесленной промышленности почти не существует. Торговля среди вологодских З. развита мало. Большой предприимчивостью и способностью к торговле отличаются З. села Ижмы, занимающиеся также оленеводством и выделкой замши.

Литература: П. П. Семенов, "Географ. стат. слов. Рос. имп." (т. II, 1865 г., указана обширная литература); Кл. А. Попов, "З. и Зырянский край" (обстоятельное сочинение в "Известиях" Имп. Общ. Люб. Ест., Антр. и Этн. при Москов. унив., т. XIII, вып. 2, M., 1874); M. Истомин, "О составе ижемско-зырянского наречия" ("Арханг. Губ. Вед.", 1847, № 13); H. Д. Волков, "Удорский край" ("Вологод. Сборн.", т. I, 1879 и т. II, 1881); Ф. А. Арсеньев, "Картины дальнего севера. Щуг. Из охотничьих рассказов"; "Записка арх. губернатора, кн. Н. Д. Голицына, по обозрению Печорского края летом 1887 г." (Арханг., 1888); Г. С. Лыткин, "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык", (СПб., 1889); "Живописная Россия" (т. I, ч. 1, СПб., 1881); А. Дмитриев, "Пермская старина" (вып. 1, 2 и предисловие 3-го, Пермь, 1889, 1890 и 1891); И. Н. Смирнов, "Вотяки" ("Известия" общ. археологии, истории и этногр. при Имп. Казан. унив., т. VII, вып. 2); его же, "Пермяки" (там же, т. IX, вып. 2; критический обзор обширной литературы), М. Михайлов, "Промыслы зырян Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губ." (из "Журнала Мин. Внутр. Дел", ч. 34, кн. 4, 1851 г.); А. Држевецкий, "Медико-топография Устьсысольского у. Вологодской губ." (СПб. 1872 г.; обстоятельные сведения о быте З.).

Раньше земля древнего коми народа была известна как Зырянский край, а еще раньше – Пермь вычегодская. Народ коми (коми-зыряне) вместе с коми-пермяками и удмуртами, языки которых относятся к финно-угорской языковой семье, ученые называют пермскими финнами.

Коми-зырянский язык имеет диалекты соответствующие основным этнографическим группам коми проживающих в бассейнах рек Вычегды, Сысолы, Выми, Вашки и Мезени, Летки и Лузы, Печоры. Одни из этих групп - вымичи, нижневычегодцы, прилузцы, сысольцы, удорцы - сложились уже в XVI-XVIII вв., а другие - позже, в результате дальнейшего расселения коми-зырян на территории края - ижемцы, верхневычегодцы, печорцы.

По вероисповеданию коми-зыряне – православные. Обращение в христианскую веру произошло в последней четверти XIV в. в результате миссионерской деятельности св. Стефана Пермского. Он изобрел азбуку и перевел на богослужебные книги. Памятники древнекоми письменности занимают третье место по древности среди финно-угорских языков – вслед за венгерскими и карельскими.

Где живут коми

Границы расселения коми неоднократно изменялись: этот этнос постоянно осваивал новые территории, устанавливал новые культурно-экономические связи с соседними народами.

Своя появилась у коми только в ХХ веке. 22 августа 1921 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет РСФСР принял декрет "Об автономной области Коми (Зырян)". В 1936 году Коми область была преобразована в Коми автономную советскую социалистическую республику. С 1992 года существует Республика Коми.

Местное население сформировалось с участием вепсов , древних марийцев , предков обских угров , восточных славян и других этнических общностей. О сложности коми этноса свидетельствуют и разные антропологические (расовые) типы, которые встречаются у этого народа. У сысольских и прилузских коми преобладает сублапоноидный (вятско-камский) антропологический тип, характерный также для удмуртов и коми-пермяков - "скуластое" лицо, низкое и широкое переносье, темные волосы и глаза. У нижневычегодских и вымских коми распространен беломорский тип - высокий рост, узкое лицо, светлые волосы и глаза.

Занятия коми

Традиционно южные коми (прилузцы, сысольцы) занимались земледелием и животноводством, а более северные коми (удорцы, верхневычегодцы, печорцы) - рыболовством и охотой. Но у самых северных коми-ижемцев - главное . Ему они научились у соседей ненцев . Отличительная черта ижемского оленеводства - высокая товарность и хорошо поставленная селекционная работа. К концу XIX в. коми-ижемцы считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера, а ижемская система стала основной формой оленеводства в тундрах Восточной Европы.

Древнейшими занятиями коми-зырян были охота и рыболовство. Охотились нередко на расстоянии сотен километров от дома, поэтому зимой самым надежным средством передвижения были лыжи. Известны коми-лыжи двух типов: обшитые камусом – шкурой с ног лося или оленя – лызь – и голицы, лямпы. Брали с собой охотничий посох – койбедь, верхний конец которого представлял собой лопатку, а нижний – железный копьевидный наконечник. В настоящее время коми охотники продолжают пользоваться практичными и удобными лыжами традиционного типа. Не так давно в Республике Коми стали проводиться особые лыжные соревнования на лямпах – Лямпиады.

В Коми археологи нашли фрагмент самой древней в мире лыжи – её возраст восемь тысяч лет!

Традиционные жилища коми

Традиционные коми избы это целые жилищно-хозяйственные комплексы, где в одно целое связаны изба, сени, клеть (или вторая изба), двор, хлева, поветь. Удорские, сысольские и прилузские коми стоили многоизбные дома, которые состояли из четного количества отдельных изб (срубов). Они были рассчитаны на неразделенные семьи близких родственников: родителей, взрослых женатых сыновей, а иногда и замужних дочерей с мужьями и детьми.

Традиционный костюм коми

Одежда коми-зырян, которая изготавливалась преимущественно из тканей домашнего производства, по форме и стилистике наиболее близка к одежде северных русских. Например, в состав женской одежды входили рубаха и сарафан, различавшиеся как по материалу, так и по технике кроя и декоративному решению. Верхней одеждой служили шабур, кафтан, зипун, сукман, изготавливаемые из холста, домашнего сукна, в зимнее время – овчинная шуба.

Северные коми носили одежду и обувь из оленьего меха: малица и пимы. Малица – это глухая одежда прямого покроя из оленьего меха (мехом внутрь); имела пришитые к рукавам рукавицы и двойной капюшон: мехом внутрь и мехом наружу.

Пища коми

Коми очень любят супы (шыд), но особой популярностью пользовались кислые супы с перловой крупой (азя шыд). Распространенным блюдом была каша (рок). Особое место в рационе коми занимает рыба. Её коми едят в соленом, вяленом, мороженом, вареном виде, запекают в хлебе.

Сам хлеб и всевозможная выпечка – тоже издавна в чести у коми. Использовали в основном ржаную и ячменную муку. Традиционными напитками были хлебный квас (ырoш, сюкoсъ), сусло (чужва), пиво (сур), березовый сок (зарава).

Пас – родовая метка

У коми-зырян принято было знать своих предков до седьмого-десятого колена. В прошлом каждый род имел свою родовую метку – пас, которую ставили на документах вместо подписи, чертили на домах, на орудиях труда, утвари, лодках, вырезали на деревьях, отмечая, таким образом, границы охотничьих угодий. Такие родовые знаки встречаются и на деревянных намогильных сооружениях.

Духовная культура коми-зырян ярко представлена в образцах народного искусства, верованиях и обрядах. У коми сохранялись древние представления о множественности душ, рудименты развитого в прошлом культа предков; распространена была вера в колдовство, порчу, заговоры. Народные верования связаны с поклонением силам природы, деревьям, зверям и птицам. Наиболее почитаема из птиц утка, резное изображение утки выступает в роли оберега. Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми-зырян: народный календарь, метрология, традиционная медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы.

Немчинов Сергей. Духовный мир древних пермян

Зыряне

Зыряне (самоназвание коми, коми-морт (морт - "человек" - слово, заимствованное из какого-то иранского источника; ср.меря , мурома , марий, мордва , уд-мурт)). - народ финского или уральского класса туранского семейства, обитавший в восточных частях губерний Вологодской и Архангельской. Составляя, вместе с вотяками и пермяками, пермскую группу народов, зыряне очень близки к вотякам и почти нисколько не отличаются, по языку, от пермяков. Таково мнение Кеппена, Видемана, Шегрена, Макса Мюллера, Савваитова и Рогова, подтверждаемое и исследователями Смирновым И.Н. и Лыткиным Г.С . На территории Республики Коми проживает та часть этого народа (северные коми), которую раньше называли зырянами. Остальные коми обитают в Коми-Пермяцком национальном округе.

Непосредственные предки коми-зырян - этнотерриториальные группы (племена ) перми вычегодской сформировались в X-XIV вв. на местной основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев (IV-IX вв., этно-лингвистическая принадлежность дискуссионна) в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Путешественник Абу Хамида ал-Гарнати в первой пол.XII в. так описывал зырян: "А Булгар тоже огромный город, весь построен из сосны, а городская стена - из дуба... А у него <Булгара> есть область, жители которой платят харадж <подати>, а между ними и Булгаром месяц пути, называют её Вису. И есть др. область, которую называют Ару, в ней охотятся на бобров, и горностаев, и превосходных белок. А день там летом двадцать два часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров...

Жители Европейского Севера России. Самоеды. Зыряне. Лопари

А за Вису на море Мрака <Северным Ледовитым океаном> есть область, известная под названием Йура. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой ночь бывает такой же длинной... А эти мечи... булгарцы везут в Вису, где водятся бобры, затем жители Вису везут их в Йуру, и <её жители> покупают их за соболиные шкуры... Я видел группу их <людей из страны Вису> в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лён, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров повернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый, как уксус...". Название "зыряне" встречается в источниках очень поздно. Некоторые исследователи считают первым упоминанием их одно место в Софийской I летописи под 1396 : "А се живущим около Перьми имена местом и странам и землям иноязычным:

Стефан Пермский. Икона

Двиняне, Устюжане, Вылежане, Вычегжане, Пенежане, Южане, Сирнане, Галичане, Вятчане, Лопь, Корела, Югра, Печера, Вогуличи, Самоедь, Пертасы, Пермь Великая, Гамаль Чусовая <или: Глаголемая Чусовая>". Здесь среди других упомянуты сирныне, однако им нет места среди коми-зырянских земель, т.к. все эти земли по Вычегде и др.рекам поименованы особо. Зыряне и пермяки долгое время слыли под одним именем пермян и пермичей, что видно из Епифаниева жития Стефана Пермского (в XIV в.) и из многих грамот московского периода. Историю зыряне, особенно в её древнейшем периоде, Смирнов И. Н. не находит возможным отделять от истории пермяков. Происхождение названий: пермь и зыряне обращает на себя особенное внимание учёных. Возможно, слово "пермь" является производным от финского pereämaa - задняя сторона, или зырянского perjema - унаследованная земля; пермяцкое рäärma - однозначащее с зырянским syrià, syrja - украйна; следовательно пермяки и зыряне - слова однозначащие.

Зыряне и пермяки сами себя называют "коми", причём зыряне говорят "коми-войтыр" о целом народе и "коми-морт" об отдельном лице. Лыткин Г.С., придавая слову пермь лишь значение местности, обитаемой народом, совершенно отделяет от него слово зыряне. Основываясь на перечислении народов, упоминаемых Епифанием в житии Стефана Пермского, в т.ч. сырьян, или серьян, Лыткин Г.С. в этих последних усматривает зыряне Серьяне, по его мнению - русское слово от осеренить, серень, в смысле оттепели, соответствует зырянскому слову сыл; отсюда сыктыл-ва (талая река) - зырянское название р.Сысолы. Епископ Стефан буквально перевёл сыкты-тас - сысольцы, сысоляне - русским словом серьяне, сырьяне.

При этом во всех источниках того времени коми обозначаются как "перьмские люди", "пермичи", а не как "сирнане" или "зыряне". В Сырьянской волости в XVI в. так же жили не коми, а удмурты . Весьма возможно, что название "зыряне" возникло от имени одного из коми воевод к.XV в. - Зыран (1472 ).

Фигурка медведя с изображением человеко-лосей

В 1570-х слово сырьяне, т.е. сысоляне, изменённое в зыряне (по созвучию со словом зырны - теснить), заменяет прежнее слово пермяне. Опровергая мнения Савельева и Савваитова, Лыткин Г.С. не упомянул о замечании Попова К., который в производстве слова зыряне от сырьяне видел, м.прочим, то затруднение , что приведённые в одной рукописи алфавиты пермского и сырьянского языков существенно разнятся м.собою, а это препятствует считать пермян и зыряне одним народом (Попов К. считает слово "зыряне" русским - от зыря, зырить, вызырить - много пить. Он же приводит мнение Кичина, производящего слово зыряне от "сур", любимый зырянский напиток, и ряд др.объяснений, предлагаемых различными авторами). С толкованием Лыткина Г.С. не соглашается и Смирнов, указывая, м.прочим, на то, что независимо от Стефана Пермского и гораздо раньше 1570 в актах, касающихся Вятского края, упоминается Сырьянская волость в Слободском уезде .

Коньковая шумящая подвеска

Т.о., вопрос о происхождении слова зыряне нужно, по-видимому, считать ещё открытым. Что касается сырянцев или зырянцев, н.XVII в., то под этим названием понимались исключительно тюркские группы, частью кочевые ("зырянскме татары"), относительно которых отсылаем к "Истории Сибири" Миллера Г.Ф . В ряде мест имя этих тюрков связывается с названием Сырьянской волости. Употребляется в этих источниках и термин "зыряне" в применении к коми (и к отдельным представителям этого народа, служившим в Сибири и к населению Пермской земли в н.XVII в.), хотя слово "пермичи" употребляется гораздо чаще. Шегрен считает зырян за потомков Несторовой Печоры. Попов К. признаёт их потомками Чуди ; к тому же склонны Дмитриев и Смирнов. Новгородцы уже в XI в. брали дань с Печоры, следовательно, и со всех зыряне, находившихся на пути туда. В к.XIV в. среди зыряне утвердилось христианство , благодаря проповеди Стефана Пермского.

С водворением христианства в Коми крае установилась духовная связь с Москвой; влияние новгородцев упало, и вскоре страна перешла во власть московских великих князей .

Область первоначального пребывания коми-пермян, по мнению Смирнова, была обширна: на востоке границей её должна считаться р.Обь до Березова, на юге - рр.Чусовая, Кама до Вятки, северные притоки Ветлуги, Кострома, Клязьма, Протва; на западе, севере и северо-западе - границы губерний Московской, Владимирской , Костромской, Вологодской до р.Вашки, отсюда до Цыльмы; на севере - Цыльма, Печора и Уса, до поворота на север и оттуда - к Обдорску. В XVII в., по исследованию Дмитриева А., зыряне жили в следующих областях: по среднему течению р.Печоры, входившей в состав Пустозёрского уезда; к западу от Печоры они занимали современный Яренский и Сольвычегодский районы, возникшие на месте Перми Вычегодской, которая, с древнейшей столицей её, Иемдын, или Усть-Вым,

к к.XVI в. потеряла и политическое, и промышленное значение, вследствие уничтожения автономии пермских князей, прокладки нового сибирского пути через Пермь Великую и перевода епископской кафедры в Вологду. С древнейших времён существовали зырянские колонии и на левом притоке Мезени - Вашке, входившие в состав Мезенского уезда. Несколько зырянских колоний было и в Кеврольском (с 1780 - Пинежском) уезде. В Великоустюжском уезде в XVII в. упоминается волость Пермогорская, возникшая, по-видимому, из древней колонии вычегодских пермян.

В н.XX в. Вологодские зыряне, по занимаемым ими местам, подразделялись на вычегодских и удорских - в Яренском уезде, сысольских и печорских - в Усть-Сысольском уезде. В этих уездах зыряне составляли главную массу сельского населения и значительную часть городского. Кроме того, зыряне входили в состав населения городов Устюга-Великого, Лальска, Никольска и Вельска.

В Архангельской губернии - зыряне ижемские (частью переходит границу Вологодской губернии) и печорские . Т.о., зыряне занимали обширные бассейны Вычегды с притоками, средней Печоры с притоками и верховья Мезени, с Вашкою (Ижемские зыряне, постепенно заселившие Архангельскую Печору от Усть-Цыльмы до вологодских пределов, населяют и приток Печоры - Усу. Подолгу зыряне живут на промыслах и за Уралом, на Оби).

Общую численность зырян "Географический статистический словарь" Семёнова П.П. (1865) определял от 100 тыс. до 120 тыс.душ , а именно: в Вологодской губернии - от 80 тыс. до 110 тыс. и в Архангельской - 12 тыс. Попов К. (1874) насчитывал 91 тыс. зырян, из них 65 тыс. в Усть-Сысольском уезде, 19 тыс. в Яренском и 7 тыс. в бывшем Мезенском. Лыткин Г. С. (1889) склоняется более к первой цифре (По сведениям Истомина Ф. М., собранным во время поездки его в Печорский край в 1889, число печорских зыряне достигает 23 782 душ, из них 3 489 душ в 3 волостях Вологодской губернии,

И 20 293 душ в 4 волостях Архангельской губернии (см. "Об этнографическом изучении Печорского края", в "Трудах VIII съезда русских естествоиспытателей и врачей")). В к.XIX в. численность коми достигла уже 153,6 тыс.человек, ок.17 тыс. из них проживали вне Коми края (перепись 1897). На территории Сибири и Европейского Севера в районах компактного расселения образовалось несколько очагов формирования коми переселенческих групп. В настоящее время численность коми составляет 345 тыс.человек, в т.ч. в Республике Коми 291 тыс.человек (1989).

Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза. Зыряне остроумны, хитры и находчивы. Изобретательность их выразилась во множестве разнообразных способов ловли птиц, зверей и рыбы.

Типы коми (зырян)

Зыряне любознательны, любят грамотность и способны к учению. Зыряне - православные (есть и раскольники ); они религиозны и способны к глубокой привязанности; отличаются честностью, гостеприимством, бережливостью, смелостью и терпением. Им приписывают пристрастие к спиртным напиткам, хотя и не более, чем русским; зырянские девицы обвиняются в недостатке целомудрия. (Исключение составляют ижемки, отличающиеся строгой нравственностью); сутяжничество доведено у зыряне до высших пределов. Язык зыряне распадается на шесть наречий: сысольское, печорское, ижемское, вашкинское или удорское, вычегодское и лузское (по Попову К.), или на пять говоров: сысольский, вычегодский, ижемский, удорский и камский (по Лыткину Г.С.). Произведений самобытной народной словесности у зыряне почти нет; они любят пение, но песни их - неудобопонятные искажения русских песен на зырянский лад. Сказки и загадки по большей части заимствованы у русских.

Кöрт-Айка состязается в силе с другим колдуном

Суеверия и предрассудки отличаются большей осязательностью и живостью, чем у русских. Они верят в леших, водяных, кикимор, в суседка, в овинных, банных, в орта, в колдунов, еретиков, чакыдчисей, в порчу, в ведьм, и своеобразно объясняют многие явления природы.

Зырянские поселения расположены исключительно по берегам рек, села их многолюдны и тянутся иногда на несколько вёрст. Избы их - керки - отличаются массивностью и строятся из соснового леса; план и фасад построек заимствован у русских. Жилище коми представляло собой наземную, прямоугольную по форме, срубную из сосновых брёвен постройку на высоком подклете (керка). Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями (посводз), составляла единое целое с хозяйственным двором. Двухъярусный скотный двор (внизу хлев, вверху поветь, на которую вел помост) занимал до половины всего комплекса. Характерная черта жилища коми - односкатность крыши, крытой тесом.

Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. В западных районах избы ставились так, что их односкатные крыши смыкались над домом в единую двускатную кровлю. Для южных районов были характерны одноэтажные жилища, у северных коми в конце ХIХ в. распространились двухэтажные многокомнатные дома. Внутренняя планировка жилища севернорусская: печь (пач) в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол. В восточных районах встречалась более древняя планировка: печь в глубине избы устьем к двери, над ней небольшое окно, красный угол по диагонали от печи у двери. Избы с топкой по-черному исчезли у коми со второй половины ХIХ в., с начала ХХ в. получили распространение пятистенки, крестовики и другие формы изб. На усадьбе были расположены также амбар (кум, жытник), погреб (кöзöд), баня (пывсян) и реже колодец (юкмöс, öшмöс, струба). В стороне, за околицей, стояли овины (рыныш) с гумнами. Усадьба могла быть огороженной или нет.

Иногда амбары и бани располагались группами вне усадьбы, последние - ближе к реке. Из украшений жилища у коми была распространена резьба, ею украшались фронтоны, полотенца, подзоры и причелины крыши. Окна украшались наличниками с глухой, пропильной, ажурной резьбой. Орнамент был геометрический. На охлупнях помещали резные фигурки коней и птиц, в виде птиц делались и курицы (крюки) водосточного желоба. У северных коми на охлупне укрепляли оленьи рога. Реже применяли обшивку углов дома, резьбу на столбах ворот.

Заимствованная у русских одежда пополнена лишь соответственно условиям климата и занятий; особенно выделяется промысловый, охотничий наряд. Главное основание хлебной пищи составляют ячная мука и крупа; главные напитки ырош - квас и сур - пиво, оба из ячного солода; праздничный напиток - гэрмога-чужва - сусло со стручковым перцем. Обычаи при родинах, свадьбах, похоронах, а равно и увеселения мало отличаются от русских. Паренье в банях - потребность каждого зыряне; парятся ежедневно.

Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционного хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счёт др.отраслей. Зыряне занимаются хлебопашеством, огородничеством, скотоводством. На Печоре, в ближайшей части её к Уралу, и на севере хлебопашества нет. Земледельческий район зырянского края Попов К. делит на две части: одна лежит по правую сторону р.Вычегды,

Сенокос коми крестьян

начиная от Усть-Сысольска, и находится в полосе начального хлебопашества, др.лежит по левую сторону и считается местностью по преимуществу земледельческой. Господствующее хлебное растение - ячмень, затем следуют: рожь (яренская пользуется известностью), овёс - только на юге, пшеница - плохого качества, лён и конопля - почти повсеместно. Система хозяйства трёхпольная; поля удобряют. Земля делится не по наличным душам, а по числу душ, оплачиваемых податями . Прибегают к найму работников и подёнщиков, также к помочам. У зыряне сохранился особый вид половничества ; половники бывают временные и постоянные. Сено косят горбушами. Из овощей возделывают картофель, капусту, репу, редьку и лук, но не повсеместно; на юге - хмель и горох. Скотоводство обусловлено обилием лугов и сочных трав. Держат помногу лошадей, коров и овец, тех и др.- исключительно комолых, также свиней, известных под названием чудских - тучных, с длинными ушами. Из домашних птиц - одни курицы, и то не везде.

Оленеводы коми и ненцы

Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее к.XVII в., по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к к.ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью ок.2 тыс.голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.

Обилие лесов способствует развитию звериного промысла, составляющего главное и любимое занятие зырян. Предметом охоты служат зайцы, горностаи, олени, лисицы, случайно - куницы, медведи, волки, росомахи, выдры и рыси, главным же образом - белки, добыча которых на весь край достигала в н.XX в. 1 млн.штук ежегодно.

Из птиц добывают куропаток, тетеревов, водяную дичь, но в особенности рябчиков, которых в хороший год бьют до 500 тыс.пар. Звериные и птичьи промыслы производятся в два периода времени и называются лесованьями: с к.СН до ДК и с ЯН до первых признаков весны. На охоту отправляются партиями от 2 до 12 человек и уходят иногда вёрст за 500. Ружья винтовочные, кремневые, изделия местных мастеров; вместо литых пуль запасают свинцовые проволоки, от которых и откусывают пульки зубами. Непременный спутник охотника - собака, отличающаяся у зырян неутомимостью, тонким чутьем и уменьем распознавать зверя. Дальнейшими принадлежностями охотника служат; матка, т.е. компас, вделанный в деревянную коробочку, нарты - узкие, длиною сажени в две; санки для провизии и добычи, и лыжи, с посохом особого устройства. Для остановок в лесах расположены промысловые избушки - пывзяны и ок.них щамьи - чуланы, в виде голубятни на столбах, для предохранения добычи от хищных зверей.