Николай ге. Николай ге картины

А. С. Пушкин в селе Михайловском.

Николай Николаевич Ге — знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.



Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль.


Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.


С этого холста до зрителя доносится не только отзвук библейской драмы - за год до этого скончался Николай I, а мифическому деспоту Саулу (именно ему был уподоблен русский царь в герценовской «Полярной звезде») пророк на полотне предрекает скорую гибель. Грозной тени пророка Самуила Ге придал в картине черты горячо любимого критика Белинского. Ге показал, что он не только прирожденный колорист, но и мастер, способный пережить плоды фантазии собственным сердцем. За полотно художник был удостоен большой золотой медали, что дало ему право шестилетнего пребывания за границей в качестве пенсионера Академии художеств. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 года и посмертная выставка Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.

Портрет жены художника А.П. Ге. 1858.

Николай Ге на время бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию. В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи».



Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов - каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век». Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.


Тайная вечеря. 1866.

В начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Герцен с готовностью согласился позировать и, как вспоминал Ге, приходил на сеансы с «немецкой точностью». Герцен заметил в письме, что Ге исполняет его портрет по-рембрандтовски, и эта брошенная вскользь фраза имеет глубокое содержание. Художник намеренно выбрал поясной тип портрета, сосредоточил внимание только на лице, исключив даже изображение рук, создал портрет биографию выдающейся личности, находящейся на переломе жизни. Он прозрел прекрасное прошлое ставшего борцом аристократа и безрадостное настоящее эмигранта, оторванного от корней и все менее понимаемого родиной.



В 1867 году Николай Ге закончил свою картину «Вестники Воскресения», и Николай Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют его картину в художественном клубе, но она успеха не имеет. Та же участь постигла и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В Гефсиманском саду. 1869.

В 1870 году Николай Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге оставить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 году Ге выставил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.



По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и под влиянием этого увлечения задумал эту картину». Психологизм, противостояние двух мировоззрений - делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. В ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, - говорил художник. - Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» Ге добился главного: смертный приговор готов подписать не чуждый сомнениям венценосный палач, а раненый в самое сердце отец, все взвесивший политик, но еще колеблющейся человек. Таких многомерных характеров не знала еще русская историческая живопись.


Портрет А.Г. Слюсаревой. (Гапка с волами). 1875.

На портрете - Агафья Игнатьевна Слюсарева, впоследствии жена Н. Н. Ге, сына художника


Портрет А.А. Потехина. 1876

Портрет драматурга А. А. Потехина - последний холст петербургского цикла. Автор «мужицких» драм, человек, много переживший, знавший русскую деревню не понаслышке,- таков Потехин на полотне. В нем как будто до предела натянуты некие внутренние струны, тяжелая узловатая рука со вздувшимися венами намертво перехвачена другой, судорожно сведены брови - это самый напряженный, полный трагического надрыва образ Ге 1870-х годов. Спокойная обстоятельность живописной манеры здесь исчерпала себя, еще шаг, и она взорвется.

Поздние картины Николая Ге

В 1875 Николай Ге навсегда покидает Петербург и переселяется на Украину, где купил небольшой хутор. В 1884 году Ге написал портрет Л. Н. Толстого, с которым он познакомился в Москве в 1882 .

Затем последовал новый ряд картин Ге на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие» в нескольких вариантах.


«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.

Ге в первые написал картину-притчу. В ней все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном - «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», - писал обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев Александру III . Картина Ге "Что есть истина?" вскоре была запрещена. Толстому картина понравилась и он уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках.



В это время Ге пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого.


Автопортрет. 1893.


Дорога в лесу.


Мост в Вико

Портрет Н.И.Костомарова. 1870.

Ге Николай Николаевич (1831-1894)

Крупнейший русский живописец Николай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже, в дворянской семье. Семья Ге (Gay) родом из Франции. В конце XVIII в. прадед художника эмигрировал в Россию и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком и детство Николая Николаевича прошло в деревне. Затем он воспитывался в киевской гимназии, по окончании которой поступил в Киевский университет, а откуда перешел в Петербургский. Отучившись два года, он оставил университет и в 1850 году поступил в Академию художеств в которой учился 7 лет. В Академии молодой художник занимался под руководством П.Басина.

Время учебы Ге пришлось на последние мрачные годы правления Николая I - эпоха “безвременья”, когда угнетение человеческого достоинства стало нормой во всех областях жизни России. Обучение в Академии в то время велось при активном участии царя и его дочери, которая была президентом Академии. Молодые художники воспитывались в традициях классицизма, но руководство ведущих профессоров-преподавателей не было очень требовательным, сам учебный процесс был каким-то неопределенным, учащиеся в основном были предоставлены сами себе, получая основные знания и навыки от общения друг с другом. Причиной этой так называемой полусвободы, в которой воспитывались художники, было то, что классицизм здесь уживался с эстетикой романтизма, которой были привержены профессора-преподаватели.

Своим настоящим учителем Ге считал К.Брюллова, творчество которого очень любил, а его знаменитую “Помпею” считал идеалом. Он никогда не встречался с мастером, но изучал его картины, всегда пользовался его советами, которые слышал от натурщиков, работавших с мастером. Сюжет его первой картины “Хаджи-Абрек”, написанной под влиянием одноименной поэмы Лермонтова, близок с сюжетами картин Брюллова. Свою любовь к Брюллову Ге сохранил до своей смерти, хотя и совершенно отошел от его манеры.

В академии Ге пробыл семь лет и получил за программу “Ахиллес оплакивает Патрокла” в 1855 г. малую золотую медаль. За картину “Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула”, в написании которой Ге использовал многие из приемов Брюллова, он был удостоен большой золотой медали и послан за границу, где оставался с 1857-63 гг.

Художник вместе со своей молодой женой отправился за границу не дождавшись выдачи медали и причитающихся ему денег. Он посетил Швейцарию, Мюнхен и Париж, побывал Салоне 1857 года и на посмертной выставке П.Делароша, который оказал огромное влияние на содержание его картин и на их техническое исполнение. (По совету Делароша Ге писал свои картины с восковых фигурок). Выставка произвела на Николая Николаевича колоссальное впечатление.

Затем художник прибыл в Италию, где ему пришло понимание принципов творчества Брюллова, стремления мастера к правде в изображении природы и человека. В произведениях конца 1850-х годов художник отразил свои впечатления об этой красивейшей стране. В это время Ге работает над эскизами своих будущих исторических картин, которые он, являясь пенсионером Академии художеств, обязан был ей предоставить. Ге изучает колорит старых мастеров и в то же время интересуется пленэром, который был самой актуальной проблемой в искусстве в то время. В Италии художник понял необходимость поисков нового направления своего искусства: “Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем, живом размере и смысле, и вот, может быть, начало того, что называется чувством “реального в искусстве!””

В Риме он познакомился с А.Ивановым и увидел его картину “Явление Христа народу”, которая не произвела на него особенно сильного впечатления, но благодаря которой художник впоследствии обратился к теме последних дней жизни и смерти Христа. Тогда же он был увлечен произведениями Микеланджело, писал портреты и эскизы: “Смерть Виргинии” (1857), “Любовь Весталки” (1858) и “Разрушение Иерусалимского храма” (1858).

Большое значение в творчестве Ге имел пейзаж, которым он увлекся в Италии. Природа Италии оказала огромное влияние на творчество художника и свои чувства к ней он отразил в этюдах: “Горы. Вико”, “Залив Вико близ Неаполя”, “Виноградник в Вико”, созданных в 1858 году во время своего пребывания с семьей близ Неаполя.

В пейзажах 1860-х годов, которые были написаны художником во Флоренции: “Закат на море в Ливорно”, “Вид из Сан Теренцо на Леричи ночью”, “Ливорно. Морские дали (Дорога к морю в Антиниано близ Ливорно)” чувствуется увлечение художника элементами освещения. Ге пишет эскиз “Смерть Ламбертации” (1860), но его постигает разочарование. Художник находился в таком состоянии, что решает даже бросить искусство. Ге с детства был религиозным человеком, и этот тяжелый для него момент он обратился к религии, к Евангелию, в котором нашел ответы на мучающие его вопросы. В художнике опять пробудилась жажда творчества.

Во второй половине XIX века в искусстве образовались два направления: историческое и религиозное. Н.Ге был представителем исторического направления, его картинам присуще точное изображение природы, быта, архитектуры и интерьеров того времени. Первой в ряду картин на евангельские сюжеты была картина “Тайная Вечеря” (1863), которую Ге, по возвращении в Россию выставил на выставке в Петербурге осенью 1863 года. Творчество художника отличается новизной трактовки евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. Картина написана согласно его настроению и пониманию евангельской истории. Художник не идеализировал образ Иисуса Христа, а показал его как реального человека, совершившего подвиг во имя человечества. Главной в этой картине стала для художника тема раскола в кругу единомышленников. Основной принцип картины - это принцип психологизма, которому соответствуют и композиционное и колористическое решения. “Тайная Вечеря” получила признание официальных кругах, художнику было присвоено звание профессора Академии художеств, минуя звание академика. Картина была приобретена царем.

Радостный и удовлетворенный, Ге в начале 1864 г. возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты: “Христос и Мария, сестра Лазаря”, “Братья Спасителя” и другие. Несмотря на то, что художник стремился овладеть методом критического реализма, он все еще обращался к романтизму. Следующей его работой была картина “Вестник Воскресения”, написанная именно в этом стиле.

Картины 1864 года уже соединяют пейзаж и бытовые мотивы, фигуры людей становятся более значимыми. От них как бы веет покоем, гармонией и умиротворением. В этот период были написаны: пейзаж “Флоренция”, эскиз “Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса, идущего к ним в дом”.

Художник писал пейзажи до конца своего пребывания в Италии, некоторые из них послужили этюдами для последующих картин, например “Дубовая роща в Сан-Теренцо” и “Оливковая роща в Сан-Теренцо” были использованы художником для картины “Христос в Гефсиманском саду”.

Кроме пейзажей Н.Ге исполнил много портретов. Это были в основном портреты близких знакомых, портреты его жены и детей.

В 1867 году во Флоренции Ге знакомится с А.П.Герценом и пишет его портрет, который был задуман для того, чтобы увековечить имя великого писателя и общественного деятеля. Портрет А.П.Герцена считается самым лучшим из всех написанных им портретов, и одним из лучших в живописи XIX века. В этом же году Ге написал портрет доктора-физиолога Морица Шиффа. В 1868 году - портрет воспитателя детей Герцена Иосифа Доманже.

В картинах и эскизах того времени можно проследить тенденцию изменения образа главного героя. Художник по-новому осмысливает образ Христа, обращает пристальный интерес к его внутренней жизни. Если в “Тайной Вечере” Христос предстает перед нами обреченным и бездейственным, то в картине “Христос в Гефсиманском саду” мы видим гордого, сильного духом человека.

В 1867 г. Ге оканчивает свою картину “Вестники Воскресения” и посылает ее на выставку Академии Художеств, но ему отказывают в ее приеме. Друзья художника выставляют ее в художественном клубе, но и здесь картина не имеет никакого успеха. Та же участь постигла и картину “Христос в Гефсиманском саду” как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869 г., куда Ге послал ее вместе с “Вестниками Воскресения”.

В 1870 г. Ге возвращается в Петербург. После десяти лет, проведенных в Италии обновленная Россия поразила художника. Он писал: “Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения задумал свою картину “Петр I и царевич Алексей”. ” На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил эту картину и она произвела сильное впечатление на публику и вызвала сильные споры в газетах. Салтыков писал о картине: “Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти”. Государь заказал художнику повторение этой картины для себя.

В 1874 г. Ге выставил новую картину “Екатерина II у гроба Елисаветы”, которая успеха не имела. В 1875 г. им была написана картина “Пушкин в селе Михайловском”, которая тоже не произвела никакого впечатления (приобретена Некрасовым).

Ге в это время вращался в среде писателей и ученых и написал портреты Антокольского, Н.И. Костомарова, И.С.Тургенева, M.E.Салтыкова, Н.А.Некрасова, Пыпина, В.А.Серова, Т.П. Костомаровой, А.А.Потехина и мн. др. Тогда же он вылепил бюст Белинского.

В 1875 г. Ге навсегда покинул Петербург и поселился в Черниговской губернии, где он купил небольшой хутор. Он совсем отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали, занимал различные должности по выборам. В своих записках он пишет, что нельзя торговать искусством, надо жить сельским трудом. Но совсем отказаться от искусства художник не в силах. У себя в деревне он пишет портреты соседей и родных, а через четыре года начинает новую картину “Милосердие или не Христос ли это?” изобразив Христа в образе нищего. Картина была выставлена в 1880 г. в Петербурге, но успеха не имела. Ге уничтожил эту картину. Это обстоятельство опять оторвало художника от искусства.

С 1862 г. Ге сблизился с графом Л.Н.Толстым и всецело подпал под его влияние. Они часто переписывались, делились своими планами, Ге постоянно советовался с Толстым относительно своих работ и всецело следовал совету последнего: “Картинами выскажите простое, понятное и нужное людям христианство”. В 1884 г. Ге написал прекрасный портрет Л.Н.Толстого.

Художник обращается к современному ему обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи, в связи с этим сделал 10 рисунков к рассказу “Чем люди живы?”. Тогда же он исполнил ряд картин на религиозные сюжеты “Выход с Тайной вечери” (1889), “Что есть истина?” (1890), “Иуда” (Совесть) (1891), “Синедрион” (1892) и, наконец, “Распятие” в нескольких вариантах. В этих картинах, отмеченных глубоким драматизмом, художник в широкой экспрессивной манере изображает духовные и физические страдания человека. Значительная роль здесь отведена резким контрастам света и тени. В то же время Ге пишет портреты Лихачевой, Костычева, автопортрет, портрет Н.И.Петрункевича. Тогда же художник занимался и скульптурой, лепил бюсты В.Г.Белинского и Л.Н.Толстого.

Последние произведения Ге вызвали разнообразные споры, во всех газетах разгорелась полемика по их поводу. Картины “Что есть истина?” Синедрион” и “Распятие” были запрещены и сняты с выставки. Первая была вывезена в Европу и в Америку одним из поклонников художника, но она не произвела там впечатления, та же участь постигла и вторую. “Распятие”, снятое с выставки передвижников, было выставлено на частной квартире, а затем увезено в Лондон. Эта картина поразила видевших ее людей безжалостной правдой свирепой казни. “Самая история жизни, смерти вдруг получает свое настоящее обличающее людей значение” - писал Толстой. Ге был доволен тем впечатлением, которое произвели его картины, в них он нашел себя.

В последний период своей художественной деятельности Ге искал достижения своего идеала, он считал, что главное в картине - мысль, он придавал большое значение сюжету, религиозно-этической проблеме, которую он хотел решить; форма сделалась для него второстепенной. Под влиянием Толстого, он даже на время бросил краски и иллюстрировал карандашом “Отче наш”.

Н.Н.Ге - яркая художественная личность, проповедник духовной красоты. Он внес огромный вклад в развитие реалистической живописи, портретного и пейзажного жанров. Его произведения дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Портреты, принадлежащие кисти Ге отличаются простотой, правдивостью, строгостью цветовых и композиционных решений, стремлением передать богатство и сложность духовной жизни человека, на них “лежит отражение благородной души их автора” (Александр Бенуа). Он успел сделать все, что задумал, успел окончить главный труд последних лет “Распятие”, завершить задуманный им цикл, посвященный страданиям и подвигу Иисуса Христа.

Николай Николаевич Ге скончался на своем хуторе 1 июня 1894 г. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: “Киевская первая гимназия в сороковых годах” (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); “Встречи” (“Северный Вестник”, 1894, книга 4); “Жизнь русского художника шестидесятых годов” (“Северный Вестник”, 1893, книга 3).

Картины художника

А. С. Пушкин в селе Михайловском


Автопортрет. 1892


Аллея в старом парке


Ахиллес, оплакивающй Патрокла


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила


В Гефсиманском саду


Вестники Воскресения


Вид из Санто-Теренцо на Леричи ночью


Возвращение с погребения Христа


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад


Голгофа


Дорога в лесу


Дубы в горах Каррары


Екатерина у гроба императрицы Елизаветы


Закат на море в Ливорно


Каррара. Погрузка мрамора


Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом


Морской залив в Ливорно. Закат солнца


Мост в Вико


Мраморная пильня в Карраре


Облака Фраскати

Перевозка мрамора в Карраре


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Портрет А.В.Олсуфьева

Портрет А.М.Олсуфьевой


Портрет А.Н.Пыпина


Портрет В.А.Кочубей

Портрет В.Н.Ростовцевой


Портрет Иосифа Доманже

Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Портрет О.П.Костычевой


Портрет Шестовой с дочерью

Портрет Я.П.Меркулова


Портрет историка Николая Ивановича Костомарова


Портрет неизвестной в голубой блузе

Ге Николай Николаевич - великий русский художник . Родился Ге в 1831 году в городе Воронеже - умер в 1894 году. В 19 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств. Любимым художником, чьё творчество значительно повлияло на стиль Николая Ге, стал К.П.Брюллов. Особенно в ранних работах художника прослеживается влияние - драматические сюжеты, динамика движений и мимика героев его картин. После развился новый уникальный стиль Николая Ге, в основном он проявился в портретах. Здесь более реалистичное содержание, внимание к деталям. После того, как живописец получил высшую награду Академии Художеств, Николай Ге вместе с женой начинает путешествовать по Европе, после чего обосновался в Италии. В Италии он сильно увлёкся Римской историей, отсюда его работы - Смерть Виргинии, Любовь Весталки. Его также, не менее чем римская история, увлекала история христианства, библейские сюжеты - Тайная вечеря, здесь ценители живописи прослеживают целую историю - борьба добра и зла, трагедия и предательство, недаром эта картина имела в России огромный успех. В Италии были созданы одни из лучших его картин — портрет Герцена, портрет И.Доманже, портрет М.А.Бакунина, Портрет неизвестной в синей блузе и другие. После того как Ге вернулся в Россию, он стал одним из основателей передвижных выставок. Творчество после Италии тоже очень знаменательный момент жизни художника, к этому новому творчеству был прикован интерес всех Российских критиков — Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе, портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тургенева.

Для любителей хорошей литературы книжный интернет магазин киев . Здесь книги, аудиокниги, подарки на любой вкус. Художественные произведения и публицистика.


Закат на море в Ливорно

Пушкин в селе Михайловском

Разрушение храма

Совесть. Иуда

Суд царя Соломона

Тайная вечеря

Вестники воскресения

В Гефсиманском саду

Портрет неизвестной в голубой блузе

Портрет Льва Толстого

Портрет Герцена

Портрет историка Костомарова

Пётр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе


Портрет Натальи Ивановны Петрункевич

Христос в синагоге


Мост в Вико

О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». Но путь к виртуозному мастерству Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.

Илья Репин. Портрет Николая Ге (фрагмент). 1880. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ярошенко. Портрет Николая Ге (фрагмент). 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Ге. Автопортрет (фрагмент). 1892. Киевский государственный музей русского искусства, Киев, Украина

Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем , в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника - Матвей Ге - эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев. Николая и его братьев могла ждать та же участь, но крепостные отнесли детей в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья - крепостная женщина. Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а Николай с детства любил рисовать.

Я начал рисовать не помню когда; помню только, что нарисовал на полу мелом лошадей и архимандрита в мантии, что мне ужасно нравилось. Бабушка заметила, что рисовать лошадей можно на полу, а архимандрита нельзя.

Николай Ге

Николаю стали выдавать листы бумаги, чтобы на них он мог рисовать «святые вещи». Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году Николая отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.

Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже - масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.

Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи - в частности, о работах Карла Брюллова . «Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России) , - вспоминал художник, - в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было. Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю» .

Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице Николай первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» - и не мог наглядеться» , - вспоминал Николай Ге.

В Петербурге Ге поступил в университет, и снова - вопреки собственным предпочтениям - на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Николай проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств .

Николай Ге. Саул у Аэндорской волшебницы (фрагмент). 1856. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Возвращение с похорон Христа (фрагмент). 1859. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Ахиллес оплакивает Патрокла (фрагмент). 1855. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина

В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников. Но главным для него была возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил. Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах. «Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, - вспоминал Ге. - Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания - как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, - все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали .

В годы студенчества Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромную плату. Однажды ему удалось купить фрак, и это приобретение для Ге было невероятно удачным: юный художник мечтал попасть в Эрмитаж , а в те годы в музей без фрака не пускали. Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам. Трое из них жили в его комнате, другим Николай позволял носить свою парадную одежду, и поэтому зачастую проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет.

В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль. А через два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.

Николай Ге. Любовь весталки, эскиз (фрагмент). 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Николай Ге. Тайная вечеря (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Ге. Смерть Виргинии, эскиз (фрагмент). 1850-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».

В Италии русское искусство и русские художники интересовали меня еще более прежнего. В Риме я встретился со своими предшественниками, застал старых художников, и между ними знаменитого Иванова и его брата-архитектора. Иванов был перед выездом своим в Россию, куда вез свою знаменитую картину. Я успел ее еще увидеть.

Николай Ге

Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова , и под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с похорон Христа».

Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами - он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом - «Смерть Ламбертации» - не продвигалась дальше наброска. Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии». Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, - вспоминал Ге - Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование - он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет» .

Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели. Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге» , а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, - во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему» .

Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.

Он всегда искал истину, нередко думал,
что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…
Г. Мясоедов

Если представить себе биографический
фильм о Ге, то он должен состоять из
нескольких сцен с разными декорациями,
разным пейзажным фоном, разным окружением.
Т. Карпова

Основы ремесла

1831–1894

Родился будущий художник в Воронеже. Ге - фамилия, странная для русской провинции. Французские дворяне переселялись в Россию, спасаясь от революционного террора. Иосиф Ге женился на дочери полтавского помещика. Когда началась Отечественная война, его сыну Николаю было шестнадцать. Офицер русской армии Николай Ге сражался с армией Наполеона, участвовал во взятии Парижа. Так Ге стали русскими.

Художник Николай Николаевич Ге - третий сын героя войны 1812 года.

Мать умерла вскоре после его рождения. Семья перебралась в Малороссию. Учились дети в Киеве. Гимназия, потом Киевский университет - математическое отделение философского факультета. У Николая Ге были способности к точным наукам. Вдруг вспоминаешь об этом «случайном эпизоде», когда читаешь описание его мастерской на хуторе:

Широкое окно выходило на запад, а чтобы можно было давать верхний свет на натуру, позировавшую для живописи, Н.Н. устроил систему зеркал мелкого калибра - 8?8 вершков, вставленных в переплет рамы окна. Таких зеркальных рам было прикреплено возле окна несколько: вверху, с боков и внизу, которые на шарнирах становились под желаемые уклоны, ловя свет от чистого неба… Свет, посылаемый этими зеркалами, был какой-то особый, серовато-пепельный, приятный и таинственный.

Университетского курса он не окончил ни в Киеве, ни в Петербурге. Страсть к рисованию оказалась сильнее математических способностей. В Академии художеств он терпеливо и настойчиво осваивал основы живописного ремесла. Золотая медаль открывала ему путь в Италию.

1857 года, весной, мы - я с женой - побежали за границу… Ежели бы меня спросили: зачем вы едете? Я бы, может быть, ответил: заниматься искусством; но это был бы ответ внешний. Себе бы я отвечал: остаться здесь я не могу, там, где ширь, где свобода, - туда хочу; 6 лет гимназии, 3 года студенчества, 7 лет академии - довольно, больше нельзя выносить. То, что узнавал, приобретал, давило, отравляло. Не хватало уже воздуха, свободы.

Стремление к независимости - немаловажная черта характера Николая Ге.

На свободе для пенсионера петербургской Академии художеств началась серьезная работа самообразования. Ге добросовестно изучает римские древности, много читает. Его изящные и эффектные эскизы, которых можно насчитать сотни, как заметки на полях прочитанных книг. Он честно пытался возбудить в себе сочувствие к героям древности - «Любовь весталки», «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма», - но настоящего волнения в душе не возникало. Эскизы не становились картинами.

Смерть Виргинии. Эскиз . 1858. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На его итальянских работах встречаются пометки - «подражание Брюллову», «под впечатлением Иванова». Карл Брюллов со времен Академии был для Ге кумиром. Молодой художник восхищался его независимостью и творческой свободой: онпервый стал самим собой.

Грандиозная картина Александра Иванова «Явление Мессии» - Ге успел увидеть ее в римской мастерской - не произвела на него непосредственного впечатления, так как не было иллюзии. Ему казалось, что картина опоздала, что требования искусства уже ушли далеко вперед. Но итальянские пейзажи Ге - море, скалы, облака, - написанные серьезно и точно, без красивых фраз, все же больше напоминают натурфилософские этюды Иванова, чем нарядные картинки Брюллова.

Флоренция. «Тайная вечеря»

Половина пенсионерского срока осталась позади, а отчитаться перед Академией было нечем.

Я хотел поехать в Россию и сказать… что убедился в отсутствии у себя таланта художественного.

В Италии родились сыновья. Жить с детьми в Риме было неудобно, Ге переехали во Флоренцию. Здесь оказалось много знакомых. Дом Ге был открыт для всех. Сюда приходили русские, итальянцы, французы. Вечера проходили в «страшных спорах». Спорили об искусстве, философии, политике

В этой накаленной атмосфере споров о жизни родился замысел первой настоящей картины Николая Ге.

Я разбирал Св. Писание, читал сочинение Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки зрения искусства. Когда я прочел главу о «Тайной вечере», я увидел тут присутствие драмы… увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом. Иуда был хорошим учеником Христа, он один был иудей, другие были из Галилеи. Но он не мог понять Христа, потому что вообще материалисты не понимают идеалистов.

Через неделю была подмалевана картина, в настоящую величину, без эскиза.

Выстраивая на холсте комнату Тайной вечери, художник создает иллюзию (которой так не хватало ему в картине Александра Иванова).

Верится в эту комнату, «триклиниум», до иллюзии освещенную светильниками с движущимися широкими тенями по стенам от фигур апостолов, с проблесками глубокой вечерней лазури в окне, - описывал свое впечатление молодой Илья Репин.

Ге вводит нас внутрь комнаты. Входя, мы сталкиваемся с уходящим. Он заслонил свет. Не разглядеть лица. Только темный силуэт, бесшумно, как призрак, выдвигающийся навстречу. Иуда - главная интрига картины. Евангельский текст, «переведенный» с высокого литературного стиля на общепонятный разговорный, обнаружил ошеломляющую остроту. Почему Иуда предал своего учителя? Деньги? Желание самоутвердиться? Разочарование в учителе? Или стремление к общественному благу?

Ге вспоминал, какое впечатление произвела картина на Герцена.

Он долго смотрел «Тайную вечерю». «Как это ново, как верно». Я ему напомнил разрыв друзей, намекнул на разрыв его с Грановским. «Да, да, это глубоко, вечно, правда».

Картина Ге заставляла задуматься над главным парадоксом современной эпохи. Почему споры между умными людьми, стремящимися к общественному благу, приводят к разрыву отношений, вражде, не останавливающейся перед предательством? И что такое «борьба за общественное благо» в свете христианской любви?

Осенью 1863 года Ге привез «Тайную вечерю» в Петербург. На академической выставке она имела громкий успех. Это был первый успех художника, имевшего дар «всюду возбуждать вопросы жизни». Картину хвалили, ругали, о ней везде говорили. Она обжигала, тревожила, не отпускала.

Ге вдруг оказался знаменитым. Для студентов Академии он стал легендой, такой же прекрасной, как легенда о «великом Карле».

Величественный, изящный, одетый во все черное… от всей фигуры его веяло эпохой Возрождения: Леонардо да Винчи, Микельанджело и Рафаэль разом вставали в воображении при взгляде на него.

Вернувшись во Флоренцию, он окунулся в работу. Множество замыслов роилось в его голове. Они созрели внутри «Тайной вечери», как семена зреют внутри плода: самоотверженный подвиг Христа, материалисты и идеалисты, которые никогда не понимают друг друга… Он написал две большие картины - «Христос в Гефсиманском саду» и «Вестники воскресения». Но он слишком спешил. Семена не успели прорасти.

Весть о Воскресении. 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Безусловными творческими удачами в этот период стали портреты. Он редко писал по заказу. Для Ге очень важно было увлечься натурой. В феврале 1867 г. во Флоренцию приехал Герцен. Ге давно мечтал об этой встрече.

Он был любимым писателем нашей молодости. Я подарил своей жене, еще невесте «По поводу одной драмы» как самый дорогой подарок. Несмотря на то что у меня был его фотографический портрет, который он прислал мне через общего нам приятеля, впечатление при встрече было новое, полное, живое...

7 февраля Герцен писал Огареву: «Сегодня известный живописец Ге приходил с требованием делать мой портрет «для потомства» - делает он удивительно». 8 марта: «Портрет кончен. Это - первоклассный шедевр».

Портрет А.И. Герцена. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Разговоры с Герценом о России тревожили художника. После Петербурга кружок русских флорентийцев казался слишком тесным. Но главное: здесь во Флоренции, в переулках между Санта-Мария Новелла и Санта-Кроче нельзя было услышать напряженный пульс русской жизни. «Ширь и свобода» теперь были в России.

Ге начал собираться домой.

Петербург. «Петр I и царевич Алексей»

Он поселился на Васильевском острове, в Седьмой линии, во дворе, в невысоком флигеле русского монастырского стиля, с оригинальной лестницей, украшенной толстыми колоннами. По четвергам у Ге собирались друзья и знакомые, преимущественно литераторы - Тургенев, Некрасов, Салтыков, Костомаров, Кавелин, Пыпин, Потехин и другие интересные личности. Спорили, обсуждали новые статьи в журналах, новые книги, новые веяния в общественной жизни. Прирожденный оратор, Ге говорил много и хорошо. Он много знал… «Все, что появлялось интересного на западном горизонте нашего просвещения, было известно Ге…»

Портрет Н.И. Костомарова. 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В Петербурге Ге возобновил знакомство с Г. Мясоедовым. Они подружились во Флоренции. Ге вспоминал, что именно там между нами прошло сведение о передвижных выставках, которые устроены были в Англии… Мы обсуждали вопросы, касающиеся положения художников, во мне запала мысль освободить художника от влияния покупателя на его творчество оплатой за выставку в пользу художников.

Теперь в России эта идея стала обретать плоть. Мясоедов хлопотал об организации товарищества передвижных выставок. Ге поддержал его. Здесь важен был не только его авторитет, пригодились и его математические способности. «Новое дело движения выставок по России связывало нас в очень небольшую и тесную группу. Ге, Крамской и я были членами правления, т.е. вели все дело», - вспоминал Мясоедов. Ге, кроме того, был кассиром, внося и в это дело обычную способность увлекаться, он придумывал свои способы ведения книг и свои приемы счетоводства.

На I передвижной выставке в 1871 г. Ге показал свою новую, петербургскую артину «Петр I и царевич Алексей»

Десять лет, прожитых в Италии, оказали на меня свое влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром.

Картина оказалась сложной. На чьей стороне правда? Мнения зрителей разделились.

Точно две крайние противоположности людские сошлись с разных концов мира. Один - это сама энергия, непреклонная и могучая воля, великан-красавец, весь волнующийся и поворотивший свою чудную, разгоревшуюся голову к этому сыну… Он ничтожен, он презрен, он гадок в своей бледности и старообрядческой трусости...

Невольно все участие, вся симпатия зрителя переходит на царевича. Несмотря на несколько семинарский вид, в его позе, в выражении его лица, в усталой и покорно-склоненной голове есть что-то гамлетовское, привлекательно-грустное. Вы ему сочувствуете, вы его жалеете, как мученика мысли, как жертву бессмысленного террора…

Ге любил повторять, что для живописи важно первое впечатление. Первое впечатление от этой картины - холод. Холодный каменный пол, расчерченный квадратами, как шахматная доска. Темный камин. Бледный холодный свет, едва рассеивающий полумрак неуютного зала, не согретого теплом. В этом противоборстве отца и сына не может быть победителя, потому что в этой битве утрачено главное - любовь друг к другу. В исторической коллизии для художника оказался самым важным нравственный смысл исторического события.

Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал.

Картина имела большой успех. Но художнику этот успех не принес настоящего удовлетворения. Для идеалиста Ге работа над сюжетами, где исторические герои, попирая христианские идеалы, утверждают государственные интересы, оказалась мучительным испытанием, После успеха «Петра и Алексея» опять началась полоса неудач. Беспокоило финансовое положение. Художнику нестерпимо захотелось освободиться, обрести независимость.

Хутор. Л.Н. Толстой

И он круто изменил жизнь. Так когда-то поступил его отец. Купил землю. Уехал хозяйствовать, чтобы искусство было свободно.

Хутор располагался в пяти верстах от станции Плиски. Художник построил дом, чрезвычайно своеобразный.

Он был деревянный, обложенный снаружи кирпичом. Внутри он был оштукатурен и почти все комнаты были выкрашены какой-то коричневой краской, тон которой Ге очень любил… обстановка самая простая, и главное украшение комнат составляли портреты, а в мастерской картины… В так называемой гостиной на стенах висели большие портреты писателей: Салтыкова, Тургенева, Герцена, Некрасова и Пыпина. В столовой стоял раздвижной дубовый стол петровских времен.

Это был его новый мир. Комнаты, выкрашенные теплой коричневой краской. Книги. Мастерская, оборудованная системой зеркал, дающих таинственный свет. Это была отвоеванная территория свободного творчества. Теперь он мог заниматься тем, что волновало.

Трех «исторических» картин мне было довольно, чтобы выйти из тесного круга на свободу, опять туда, где можно найти самое задушевное, самое дорогое - свое и всемирное.

Он снова обратился к тексту Евангелия. С того места, на котором остановился: Иуда накинул плащ и вышел в ночь… Ге переписал «Христа в Гефсиманском саду». К «Вестникам воскресения» он не возвращался. К воскресению путь пролегал через Голгофу.

Возвращение к творчеству далось художнику непросто. Хозяйственные заботы требовали много сил. Поле, сад, пчелы, холод в доме, крытом соломой. Семейные неурядицы. Все это мучило, мешало сосредоточиться на главном. Неожиданно он обрел опору. Ему попалась на глаза статья Льва Толстого: «Всегда будет это дело, и одно дело, на которое стоит положить всю жизнь… Дело это есть любовное общение людей с людьми и разрушение тех преград, которые возвели люди между собой…»

В этот момент Ге понял, что он не одинок. У него есть единомышленник, друг, который любит то же, что и он.

Теперь я мог назвать то, что я любил целую жизнь… он мне это назвал. Все стало мне ясно. Искусство потонуло в том, что выше его, несоизмеримо.

Если искусством можно служить тому, что несоизмеримо выше, значит, этим стоит заниматься. Творчество вновь обретало высокий смысл.

Страстной цикл. «Живая форма»

В Петербурге забыли о художнике Ге. Иногда кто-нибудь из прежних знакомых заезжал к нему на хутор. Рассказывали о чудачествах старика: кладет печи, читает Евангелие крестьянам, странствует по дорогам Малороссии, проповедуя где придется.

И вдруг - неожиданность: на передвижной выставке новая картина Ге. Теперь каждый год в Петербурге неумолимо будут появляться его картины: «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Совесть. Иуда» (1891), «Повинен смерти! Суд синедриона», «Распятие» (1892).

Это было как камень, брошенный в тихий пруд, как разорвавшаяся бомба, как послания апостола. Публика пришла в возбуждение. Разве этот загнанный измученный бродяга – Христос? Разве позволительно так небрежно класть краску? Он совсем разучился писать, этот Ге! Уберите эти страшные картины!

Запрещенные картины! Толпы ходили смотреть последние произведения запрещенного художника... Ге вновь стал необычайно популярен. Молодые художники готовы были часами слушать этого апостола нового искусства. Никто не умел говорить об искусстве так искренне и горячо. Ге говорил им о живой форме, форме, способной передать чувство.

Не о мазках думайте и не о том, как класть их, а думайте о том, что хотите передать. Живую форму рождает живое содержание. Живой форме нельзя научиться, штудируя мертвую натуру. Учитесь обобщать, развивайте воображение. Сам он писал так, как учил: без контура, без натуры и без эскиза.

Это была новая философия искусства, где сущность становится важнее явления, где содержание подчиняет форму, деформирует ее, где экспрессия разрушает устоявшиеся каноны красоты.

В России Ге стал первым вестником экспрессионизма. Мало кто понимал его тогда. Среди коллег он слыл неудачником, погубившим свой талант. Материалисты не понимают идеалистов. Эта тема настойчиво звучит в его творчестве. «Что есть истина?» - иронично спрашивает Пилат Христа. Реальный солнечный свет заливает плотную фигуру, выявляет ее материальность.

Реалист Репин описывает картину так: «Заходящий свет солнца блеснул живым лучом в его картину и совершенно случайно, то есть вполне художественно, как природа, как Бог, осветил беспристрастно спину Пилата, коридор римского характера, а Христа оставил в тени, тронув только часть его ноги и подол хитона. Этот горячий луч залил ярко квадратики пола из белого и черного мрамора и рефлексом отсюда, снизу осветил все тени пыльным теплом». Освещенный Пилат - это реально, это очевидно. Истина - то, что очевидно?

Теневая половина картины почему-то Репина не заинтересовала. Написана она принципиально иначе. Если ясно очерченная фигура Пилата настойчиво утверждает себя в пространстве, то затененная фигура Христа обнаруживает метафизическую глубину. Коричневатый цвет его хитона оказывается царственным пурпуром, где космическая синева проступает сквозь темный красный. Там, где солнечный поток, щедро изливающий свет на Пилата, дотрагивается до одежд Христа, художник слегка намечает контуры, и фигура теряет плотность, как будто ускользает от властного натиска реального мира. Голос истины слышен в тишине. В тени проступает фантастическая красота, драгоценной мозаикой преображаются каменные плитки пола.

Старого художника перестали интересовать материалисты. Этот спор был для него окончен. В своей последней картине «Распятие» он отрезал часть холста, где был крест с нераскаявшимся разбойником. Человек, не способный уверовать, был лишним в его картине. «Распятие» - последнее послание художника Ге.

Написать ее надо так, чтобы зритель вынес впечатление ужаса. Ведь Христос на кресте кричал.

…Никакие внешние стороны искусства не дороги, а дорога та разница, которая показана между тем, чем мы должны быть, и тем, что мы есть… (из речи Н.Н. Ге на Первом съезде русских художников 30 апреля 1894 г.).