Н г гарин михайловский произведения о детях. Гарин-михайловский николай григорьевич

По натуре он был поэт, по профессии — инженер, по духу — бунтарь, пожертвовавший на нужды революции круглую сумму денег, однако на похороны писателя у родных денег не нашлось. Тогда товарищи по подписке собрали нужное количество денег у рабочих и интеллигенции.

Речь идет о писателе-инженере Гарине-Михайловском. Заядлые читатели знакомы с его произведениями «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Но писатель был слишком требовательным к себе и, когда восхищались его ранней повестью про мальчика Тему, он пожимал плечами, считая, что про детей писать легко и это подвластно всем.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич родился 8 (20) февраля 1852 года в Петербурге в семье военного потомственного дворянина. Интересным фактом в биографии этого необычного человека являлось то, что его крестил сам Николай Первый и мать революционерки Веры Засулич. Детство маленького Коли прошло в Одессе, где у отца мальчика был дом, а недалеко от города — загородное поместье.

Гарин-Михайловский: краткое содержание произведения писателя «Детство Темы»

Известно, что произведение «Детство Темы» — это автобиография, скорее, настольная книга для родителей, читая которую они смогут разобраться в психологии детей. А в 1990 году режиссер Елена Стрижевская ставит одноименный фильм. В роли матери снялась замечательная актриса Анна Каменкова, отца сыграл Леонид Кулагин, а самого Тему — Сергей Голев.

Гарин-Михайловский «Детство Темы» написал так живо и непосредственно, что заставляет читателей переживать эпизод за эпизодом своей жизни. Молодым (и не только) родителям рекомендуют эту книгу еще и потому, что при воспитании детей очень важно помнить себя в этом возрасте и быть снисходительнее к своим детям.

И еще один важный момент, который затронул писатель Гарин-Михайловский в казалось бы детской теме. В какой-то трудный момент главный герой решает покончить собой, но представив глаза матери, полные скорби, своих плачущих братьев и сестер и горе отца, мальчик ужасается своей мысли. Книга учит любви и доброте, которых не так много осталось на планете

Образование писателя

Первоначальное образование Гарин-Михайловский получил дома под руководством матери, затем поступил в гимназию, окончив которую поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако юридическая наука ему показалась скучной, и он не выдержал первый экзамен по энциклопедии права.

Следующий год для писателя оказался более удачным, юноша с блеском сдал вступительные экзамены в Петербургский институт путей сообщения. Учеба пришлась юноше по душе, во время каникул он даже работал кочегаром и ездил на паровозе. Гарин-Михайловский старался досконально изучить выбранную профессию. В этот значительный период жизни он понял, что всякий труд требует не только интеллектуальных способностей и физической силы, но и мужества.

После окончания курса Михайловского отправляют в Болгарию на строительство порта и шоссе. В дальнейшем он смог зарекомендовать себя как толковый инженер и в итоге получил денежную работу.

Гарин-Михайловский: биография и первая любовь

Живя в Одессе, писатель пережил судьюоносную встречу. Николай Гарин-Михайловский встречает свою будущую жену. Это была Наденька, урожденная Чарыкина, дочь минского губернатора. Проучившись в Германии, Надежда продолжила учебу в художественной школе города Одессы и жила у своей сестры. Познакомились они на Рождество, и между ними сразу пробежало чувство. Недолго раздумывая, молодые поженились, предварительно получив благословение у родителей. Как впечатлительному человеку, свадьба надолго запомнилась Гарину-Михайловскому.

Будучи инженером, писатель много ездил и работал на открытом воздухе. И везде его сопровождала верная жена — Надежда Валерьевна. Вскоре у них друг за другом родились шестеро детей, и, когда Николаю Михайловскому пришлось на время выйти в отставку, он с семьей переехал жить в собственное имение и стал заниматься сельскохозяйственными работами.

Роковая встреча

Но больше всего его в это время увлекла писательская работа. Из-под пера инженера выходят его первые очерки, да и жена писателя не сидела без дела — она организовала бесплатную школу для сельских детишек. Постепенно писательство увлекло Гарина-Михайловского, и он познакомился с богемной средой девятнадцатого века.

Это знакомство стало роковым для писателя. В мае 1896 года писатель-романтик Станюкович знакомит инженера-писателя с Верой Садовской, женщиной «которая погибает и нуждается в помощи». Николай Георгиевич теряет голову, и его жизнь делится на две половины: одна половина полностью принадлежит семье и детям, а другая — Вере Александровне. Михайловский не хочет разводиться с женой, а Садовской развода не дает муж. Все вокруг знают про любовный треугольник, и многие друзья делятся на две группы: одна хочет видеть писателя с женой и зовет к себе на ужин только в таком составе, а другая половина предпочитает общаться с Верой Садовской. Лишь небольшое число знакомых готовы принимать у себя и ту и другую женщину.

Последние годы и смерть писателя

Беззаботное время для Гарина-Михайловского проходит, но он никак не может разобраться со своими женщинами.

Садовская рождает ему дочку, которую они называют Вероникой, по имени матери — Вера, и отца (Николая) - Ника. Они были красивой парой. На Гарина и в юности, и в зрелые годы засматривались женщины, а Верочка, выросшая во дворцах, так и вовсе покоряла всех своей красотой. Верная своему возлюбленному, она без сожаления тратила все свои средства на фантазии любимого человека. Но в 1901 году писателя отправляют в ссылку на два года за поддержку бунтующих студентов.

Там он покупает имение на имя своей любимой женщины и селится там вместе с ней. Вскоре у них рождаются еще дети: Вера и Ника. Однако сельская идиллия меняет образ мыслей Гарина-Михайловского и это остро чувствует Садовская. Через некоторое время они расстались.

Наступало тревожное время 1905 года. Писатель возвращается в Петербург, снова сходится с женой, принимается за работу, организует революционный журнал, но сердце не выдерживает тяжелой нагрузки. И вот однажды на очередном собрании, почувствовав себя плохо, Гарин-Михайловский тихо выходит в соседнюю комнату, ложится на диван отдохнуть и больше никогда не встает. В час смерти рядом с ним была его первая любовь — Надежда Валерьевна.

Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути.


Николай Георгиевич Гарин-Михайловский , русский писатель.

Родился в семье военного. Окончил институт путей сообщения в Петербурге в 1878. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в т.ч. Великого Сибирского пути. Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.

Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально.

Гарин выступил в литературе как реалист и демократ. В рассказах 90-х гг. он отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих.

Наиболее значительные произведения - тетралогия «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано 1907) - посвящено судьбам молодого поколения интеллигенции «переломного времени».

Результатом многочисленных путешествий явились путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899) и др. В 1898, находясь в Корее, составил сборник «Корейские сказки» (изд. 1899).

В начале 1900-х гг. сотрудничал в издательстве М. Горького «Знание».

"Увлекшись народничеством, в начале 80-х гг. поселился в своём имении в Самарской губернии.Пытаясь доказать жизненность?общинного быта?, занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей."

Это совершенно не так. Гарин-Михайловский был сознательным противником общины.

Уехав в деревню, он насильно разрушил общинные отношения и попытался образовать крестьян в аграрном, техническом и хозяйственном отношении, так сказать, превратить их в фермеров

американского образца.

Что-то из этого получилось, что-то - нет.

Итоги этой работы изложены им в чрезвычайно интересных, актуальных и сегодня (не верите - прочтите) книгах "Несколько лет в деревне" и "Очерки провинциальной жизни".

"...сотрудничал в марксистских изданиях, помогал партии большевиков материально".

Возможно, но мне неизвестны подтверждения тому, исходящие не от "советской пропаганды". Кроме того, он умер ещё во время первой революции, так что говорить о "большевиках" в сегодняшнем понимании этого слова неправильно.

И ещё. У книг Гарина-Михайловского есть потрясающая для русской литературы черта - искренний конструктивный оптимизм, которым проникаешься, читая их.

Важная мысль, принадлежащая Гарину-Михайловскому: "меня всегда поражало, что люди способны драться из-за глотка воды, в то время, как соединёнными усилиями они могли бы овладеть целым источником". И в этом смысле его книги действительно конструктивны!

Я лично считаю, что Гарин-Михайловский - выдающееся явление в русской литературе, стоящее наравне, к примеру, с Чеховым. Увы, он малоизвестен. И как писатель, и как человек. Хотя, например, есть такой город - Новосибирск. Так этот город, по-сути, основан Михайловским при строительстве железной дороги.

С уважением,

К.М.Бабаджанянц

Главный конструктор НПО Экспериментального машиностроения

P.S. Кстати сказать, его фамилия - "Михайловский". Приставка "Гарин" - литературный псевдоним, по-моему, по имени его сына

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился 8 (20) февраля 1852 г., в Петербурге. Но его детско-отроческие годы прошли в Одессе. Там Николай получил среднее образование. Он учился в Ришельевской гимназии. По окончании школы он стал студентом Петербургского института путей сообщения.

По воспоминаниям однокурсников, учился будущий инженер кое-как. Его в большей степени привлекала романтическая сторона обучения вдали от дома. Он часто кутил с друзьями, заводил мимолетные романы.

Диплом инженера Гарин-Михайловский получил летом 1878 г., в самом разгаре Русско-турецкой войны.

Инженерная деятельность

Свой путь Михайловский начал в качестве старшего техника в Бургасе. Там в 1879 г. он заслужил свой первый орден. Весной этого же года он получил престижное место на строительстве Бендеро-Галицкой ж/д. Ее вела компания С. Полякова. Практического опыта у молодого инженера на тот момент не было, но он достаточно быстро зарекомендовал себя с хорошей стороны и продвинулся по службе.

Зима 1879-1880 гг. была достаточно плодотворной для Михайловского. Он проходил службу в Министерстве путей сообщения. В марте-апреле принимал участие в строительстве батумского порта, который был отвоеван у Турции в ходе войны.

Затем он получил должность начальника дистанции бакинского отрезка ж/д в Закавказье. Но долго на новой должности Михайловский не продержался.

В 1882 г. он подал в отставку. Причиной стало то, что прямой и честный инженер не смог смириться с реальностью, в которой лучшие человеческие качества должны уступить место жажде наживы.

Также Гарин-Михайловский принимал активнейшее участие в постройке Транссибирской магистрали. Железнодорожный мост начали строить рядом с современным Новосибирском. Томский участок утвержден не был.

Литературные опыты

Гарин-Михайловский не был профессиональным писателем. Но его произведения “Детство Темы” и “Несколько лет в деревне” получили признание как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в “Русской мысли”. Сотрудничая с этим журналом, Михайловский достаточно близко сошелся с еще одним выдающимся литератором, К. М. Станюковичем.

Талант автора повести “Детство Темы” позволил назвать его одним из выдающихся писателей своего времени. Но Гарин-Михайловский достаточно ровно отнесся к неожиданному успеху. Посвящать всю жизнь литературе он не пожелал.

Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений. После “Детства Темы” были изданы “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.

В путешествии

Для детей,изучающих краткую биографию Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, будет полезно знать, что его путешествие началось в июне 1898 г. Известный исследователь А. И. Звегинцов пригласил его присоединиться к своей северокорейской экспедиции. Также были приглашены десятник И. А. Пичников и техник Н. Е. Борминский.

Экспедиция прошла по Северной Корее, Маньчжурии и Ляодунскому п-ову. На обратном пути Михайловский посетил США. Последним пунктом до возвращения в Россию была Франция.

Смерть

Гарин-Михайловский ушел из жизни внезапно. Это произошло 10 (27) декабря 1906 г., во время заседания редакции журнала “Вестник жизни”. Причиной смерти был паралич сердца.

Другие варианты биографии

  • Михайловский был знаком с царской семьей. После знакомства с М. Горьким , увлекся марксизмом. Позже стал сотрудничать с большевиками А. Луначарским и В. Воровским. Был великолепным полемистом и выступал против народничества.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Капитонова, Надежда Анатольевна По страницам радиопередач: Н. Г. Гарин-Михайловский / Н. А. Капитонова // Исторические чтения. Вып. 10. — 2007. — С.383-407

ПО СТРАНИЦАМ РАДИОПЕРЕДАЧ


1. Гарин-Михайловский


Жизнь Николая Георгиевича Гарина-Михайловского так богата событиями, работой, творчеством, что о нем стоит написать роман. Его можно назвать уникальным человеком: он и писатель (его знаменитая тетралогия "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты" и "Инженеры" стала классикой), и талантливый инженер-путеец (не зря его называли — "Рыцарем железных дорог"), журналист, бесстрашный путешественник, хороший семьянин и воспитатель. Савва Мамонтов сказал о нем: "Талантлив был, во все стороны талантлив". Гарин-Михайловский был не только великим тружеником, но и большим жизнелюбом. Горький называл его — "Веселым праведником".

Нам он интересен еще и потому, что строил на Южном Урале железную дорогу. Можно сказать, что он соединил Челябинск с Европой и Азией, жил несколько лет у нас в Усть-Катаве, какое-то время жил в Челябинске. Несколько рассказов и повесть он посвятил уральцам: "Лешее болото", "Бродяжка", "Бабушка".

В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского. На здании нашего вокзала до недавнего времени висела мемориальная доска с его именем, которая была открыта в 1972 году. Сейчас, к сожалению, она исчезла. Мемориальную доску с барельефом Гарина-Михайловского челябинцы просто обязаны вернуть на место!

Начало жизни Гарина-Михайловского

Николай Георгиевич родился 20 февраля 1852 года в Петербурге, в семье известного генерала и потомственного дворянина Георгия Михайловского. Генерал был так уважаем царем, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого назвали в его честь. Вскоре генерал ушел в отставку, переехал с семьей в Одессу, где у него было имение. Николай был старшим из девяти детей.

В доме была своя жесткая система воспитания. Писатель рассказал о ней в своей знаменитой книжке "Детство Темы". Когда мальчик подрос, его отдали в известную в Одессе Ришельевскую гимназию. Окончив ее, поступил в 1871 году в Петербургский университет на юридический факультет, но учеба не задалась, и на следующий год Николай Михайловский блестяще сдал экзамены в институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной. Он это понял еще на студенческой практике. Был момент, когда он чуть не погиб. В Бессарабии он работал кочегаром на паровозе, с непривычки очень устал, а машинист пожалел парня, за него бросал в топку уголь, тоже устал, и оба уснули в дороге. Паровоз шел неуправляемым. Только чудом они спаслись.

Работа Николая Михайловского на железной дороге

После окончания института принимал участие в строительстве дороги в Болгарии, потом был направлен на работу в Министерство путей сообщения. В 27 лет женился на дочери Минского губернатора Надежде Валерьевне Чарыковой, которая на всю жизнь стала ему женой, другом, матерью его детей. Она намного пережила мужа, написала о нем хорошую книгу. В министерстве Михайловский проработал недолго, попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, там пережил ряд приключений (нападали разбойники — турки). Об этом можно прочитать в его рассказе "Два мгновения". И там он мог погибнуть. На Кавказе он всерьез столкнулся с казнокрадством, не мог с ним смириться. Решил круто изменить свою жизнь. В семье уже было двое детей. Купил имение в Самарской губернии, в 70 километрах от железной дороги, рядом с нищей деревней Гундуровкой.

"Несколько лет в деревне"

Николай Георгиевич оказался талантливым хозяйственником, реформатором. Он хотел отсталую деревню превратить в процветающую крестьянскую общину. Построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали: подсолнухи, чечевицу, мак. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год устраивали для крестьянских детей елки, одаривали подарками. В первый же год получили прекрасные урожаи. Но крестьяне приняли эти добрые дела Михайловского за чудачества барина, обманывали его. Соседние помещики приняли нововведения в штыки и сделали все, чтобы свести на нет труды Михайловского — сожгли мельницу, уничтожили урожай... Он придержался три года, почти разорился, разочаровался в своем деле: "Так вот чем кончилось мое дело!" Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни.

Позже, уже в Усть-Катаве, Михайловский написал очерк "Несколько лет в деревне", где проанализировал свою работу на земле, понял свои ошибки: "Я тащил их (крестьян) в какой-то свой рай... образованный человек, а действовал, как невежда... я хотел повернуть реку жизни в другое русло". Этот очерк позже попал в столицу.

Уральский период жизни Михайловского

Михайловский вернулся к инженерному делу. Был назначен на строительство дороги Уфа — Златоуст (1886 год). Сначала были изыскательские работы. Впервые в истории строительства железных дорог в России были такие трудности: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. Особенно сложный был участок Кропачево — Златоуст. Позже Михайловский писал: "8% изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны". Когда начались строительные работы, было не легче: изнурительный труд, нет техники, все вручную: лопата, кайло, тачка... Надо было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты. Дорогу строили за государственный счет, и Николай Георгиевич боролся за удешевление строительства: "нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а они нам необходимы, как воздух, вода...".

Он составил проект более дешевого строительства, но его начальство не было заинтересовано в этом. Николай Георгиевич отчаянно боролся за свой проект, послал в министерство телеграмму в 250 слов! Неожиданно его проект утвердили и назначили начальникам участка. Историю этой борьбы Николай Георгиевич описал в рассказе "Вариант", где он узнаваем в образе инженера Кольцова. "Вариант" oн написал в Усть-Катаве. Прочитал жене, но сразу порвал. Жена тайно собрала клочки, склеила. Напечатали тогда, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых. Чуковский написал об этом рассказе: "Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист". В Челябинске этот рассказ издали в 1982 году.

Но вернемся ко времени строительства железной дороги. Из письма жене (1887): "... Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров...".

Он не обманывал жену, говоря о веселости и бодрости. Он действительно был человеком очень энергичным, быстрым, обаятельным. Горький позже писал о нем, что Николай Георгиевич "принимал жизнь, как праздник. И бессознательно заботился, чтобы и другие так жизнь принимали". Коллеги и друзья называли его "Божественным Никой". Очень любили рабочие, говорили: "Все сделаем, батюшка, только прикажи!" Из воспоминаний сотрудника: "...Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он, как волшебник". И, как будто он отвечает на это в письме к жене: "Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию".

И можно привести много примеров "удешевления" строительства дороги: очень сложный участок на перевале у станции Сулея, кусок дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где надо было делать глубокие выемки в скалах, строить мост через реку Юрюзань, проводить реку в новое русло, насыпать вдоль реки тысячи тонн грунта... Тот, кто проезжает станцию Златоуст, не перестает удивляться железнодорожной петле, придуманной Николаем Георгиевичем.

Он был в одном лице: талантливый изыскатель, не менее талантливый проектировщик и выдающийся строитель железных дорог.

Зимой 1887 года Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. На кладбище у церкви есть маленький памятник. Здесь похоронена дочка Николая Георгиевича Варенька. Она прожила всего три месяца. Но здесь же родился сын Гаря (Георгий), который дал новое имя писателю. К сожалению, дом, где жили Михайловские, в городе не сохранился. 8 сентября 1890 года пришел первый поезд из Уфы в Златоуст. В городе было большое торжество, где с речью выступал Николай Георгиевич. Тогда правительственная комиссия отмечала: "Уфа — Златоустовская дорога... может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. Качество работ... может быть признано образцовым". За работу на строительстве дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны. Не будет лишним сказать, что хорошо всем знакомый знак "Европа — Азия", установленный на самой высокой точке Южно-Уральской железной дороги, выполнен по проекту Гарина-Михайловского.

Бывал Михайловский в 1891-1892 годах и в Челябинске. Тогда управление строительством дороги находилось в двухэтажном доме по улице Труда рядом с сегодняшним геологическим музеем. Дом в 80-е годы прошлого века снесли. Теперь на этом месте памятник Сергею Прокофьеву. Хорошо бы этот памятник перенести к филармонии (он там и планировался!), а на этом месте поставить памятник тем, кто строил железную дорогу, в том числе и Гарину-Михайловскому! Поселка, в котором тогда жил Гарин-Михайловский, уже нет на карте Челябинска.

Писатель Гарин-Михайловский

Зимой 1890-1891 года тяжело заболела Надежда Валерьевна. Михайловский оставил работы на дороге, увез семью в Гундуровку, где было легче прожить. Жена поправилась. Николай Георгиевич на досуге начал писать воспоминания о детстве ("Детство Темы"). Ранней весной, в самую распутицу, к ним приехал из Петербурга неожиданный и редкий гость — уже известный писатель Константин Михайлович Станюкович. Оказывается, к нему попала рукопись Николая Георгиевича "Несколько лет в деревне", он был ею очарован. И приехал в такую даль и глушь, чтобы познакомиться с автором, предложить напечатать статью в журнале "Русская мысль". Разговорились, Станюкович спросил, нет ли еще чего-нибудь написанного. Михайловский стал читать свою рукопись о детстве. Станюкович горячо ее одобрил, предложил быть ее "крестным отцом", но попросил придумать псевдоним, т.к. главным редактором "Русской мысли" в то время был однофамилец Михайловского. Долго думать не пришлось, потому что в комнату пришел годовалый Гаря, очень недружелюбно и с опаской смотрел на незнакомца. Николай Георгиевич взял сына на колени и стал успокаивать: "Не бойся, я Гарин папа". Станюкович сразу ухватился: "вот и псевдоним — Гарин!". И первые книги выходили под этим именем. Потом появилась двойная фамилия — Гарин-Михайловский.

Летом 1891 года Михайловский был назначен руководителем изыскательской партии по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали на участке Челябинск — Обь. Опять поиски наиболее удачных и удобных вариантов в прокладке дороги. Это он настоял, чтобы мост через Обь был построен у села Кривощеково. Николай Георгиевич тогда писал: "Пока здесь вследствие отсутствия железных дорог все спит... но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на развалинах старой — новая жизнь...". Он как будто знал, что на месте маленькой станции возникнет город Новониколаевск, который потом станет огромным городом Новосибирском. Большая площадь у Новосибирского вокзала носит имя Гарина-Михайловского. На площади памятник Гарину-Михайловскому. За 6 лет протянулась дорога от Самары в Челябинск (свыше тысячи километров), а потом и дальше. Первый поезд пришел в Челябинск в 1892 году. И в этом немалая заслуга Гарина-Михайловского.

Пока Николай Георгиевич занимался строительством железной дороги, к нему пришла литературная слава. В 1892 году журнал "Русское богатство" печатает "Детство Темы", а чуть позже "Русская мысль" — "Несколько лет в деревне". О последнем произведении Чехов написал: "Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону, и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато середка — сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй". К нему присоединяется Корней Чуковский, говорит, что "Несколько лет в деревне" читается, как сенсационный роман, "у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют, как любовные сцены".

Гарин-Михайловский переехал в Петербург, взялся за издание: журнала (1892). Заложил свое имение, купил "Русское богатство", в первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Гарин-Михайловский много работает, спит по 4-5 часов в сутки пишет продолжение "Детства Темы", статьи о строительстве дорог, о воровстве на строительстве, борется за государственное обеспечение строительства, подписывается под ними "инженер-практик" Министр железных дорог знает, кто пишет неугодные ему статьи грозит уволить Михайловского из системы железных дорог. Но, как инженер Гарин-Михайловский уже известен. Без работы он не остается. Проектирует дорогу Казань — Сергиевы Воды. Продолжает бороться с казнокрадством на железной дороге. Гарин-Михайловский не был революционером, но знакомится с Горьким, помогает революционерам деньгами.

Работа на железной дороге не позволяет ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках конторских книгах. Иногда рассказ пишется за одну ночь. Очень волновался, посылая свое произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций посылает поправки телеграммами. Насколько мне известно, это был единственный русский писатель, по телеграфу писавший свои произведения" (С. Елпатьевский). Гарин-Михайловский — автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.

Гарин-Михайловский и дети

Пора сказать о главной любви Николая Георгиевича. Это дети. Из письма жене (1887): "Тебя, моя радость, и деток я люблю больше жизни с радостью и наслаждением вспоминаю о вас...". У него было 11 своих детей и трое приемных! Еще в молодости они с невестой дали клятву. "Мы никогда пальцем не тронем наших детей". И действительно в его семье никогда не наказывали детей, одного его недовольного взгляда было достаточно. Он очень хотел, чтобы дети были счастливы, в одном из рассказов он пишет: "... ведь если в пору детства нет счастья, когда ж оно будет?". Не так давно по московскому радио читали чудный рассказ Гарина-Михайловского "Исповедь отца" о чувствах отца, наказавшего маленького сына, а потом потерявшего его. Хорошо, если бы эту передачу повторили.

Всюду его окружали дети, чужие дети звали его дядя Ника. Любил делать детям подарки, устраивать праздники, особенно новогодние елки. Сочинял сказки на ходу, прекрасно их рассказывал. Его детские сказки издавались до революции. Разговаривал с детьми серьезно, на равных. Когда умер Чехов, Николай Георгиевич пишет 13-летнему приемному сыну: "Умер самый чуткий и отзывчивый человек и, вероятно, самый страдающий человек в России: вероятно, мы даже не можем понять сейчас всю величину и значение потери, какую принесла эта сметь… А что ты думаешь об этом? Напиши мне...". Сохранились его письма к уже взрослым детям. Он мало виделся с детьми, не навязывал им своих убеждений, но влияние его на детей было огромным. Все они выросли достойными людьми: Сергей стал горным инженером, Георгий (Гаря) учился до революции за границей, оказался в вынужденной эмиграции, знал 14 языков, был специалистом по международному праву, переводил на иностранные языки произведения отца. Вернулся в 1946 году в СССР, но вскоре умер...

Своему детству Гарин-Михайловский посвятил свою первую и самую дорогую книжку — "Детство Темы" (1892). Эта книга не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о семейном, нравственном воспитании человека. Он помнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, говорила отцу: "Щенков вам дрессировать, а не детей воспитывать". Отрывок из ""Детства Темы" стал книгой "Тема и Жучка", одной из первых и любимых книг детей многих поколений в нашей стране.

Продолжение "Детства Темы" — "Гимназисты" (1893). И эта книга во многом автобиографична, "все взято прямо из жизни". Цензура протестовала против этой книги. Гарин-Михайловский пишет, что гимназия превращает детей в тупиц, коверкает души. Кто-то назвал его повести "Бесценным трактатом о воспитании... как не нужно воспитывать". Книги тогда произвели на читателей, особенно на педагогов, огромное впечатление. Посыпался поток писем. Гарин-Михайловский вложил в уста своего героя из "Гимназистов" (учителя Леонида Николаевича) такие слова: "Говорят, заводить речь об образовании поздно, говорят, это старый и скучный вопрос, давно решенный. Я не согласен с этим. Нет решенных вопросов на земле, и вопрос образования — самый острый и больной у человечества. И это не старый, скудный вопрос — это вечно новый вопрос, потому что нет старых детей".

Третья книга Гарина-Михайловского "Студенты" (1895). И в этой книге его жизненный опыт, наблюдения, что и в студенчестве подавлялось человеческое достоинство, задача и института сделать не человека, а раба, приспособленца. Только в 25 лет, когда он начал строить свою первую дорогу, стал работать, только тогда обрел себя, обрел характер. Оказалось, что все первые 25 лет его жизни — это была тоска по работе. Кипучая натура с детства ждала живого дела, но семья, гимназия, институт убивали эту жажду. Четвертая книга — "Инженеры". Она не была дописана. И вышла уже после смерти писателя (1907). Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского "целой эпопеей русской жизни".

Гарин-Михайловский — путешественник

Работа на железной дороге, мучительная работа над книгами. Николай Георгиевич очень устал и решил "отдохнуть" проехать вокруг света (1898) через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он давно исколесил всю Россию теперь захотелось повидать другие страны. Гарин-Михайловский собрался в путешествие, а перед самым отъездом ему предложили принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Маньчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 километров пешком и верхом на лошади. Очень много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки впервые в России и Европе. У нас издавали эти сказки в 1956 году и больше, к сожалению, не переиздавали.

Гарин-Михайловский побывал в Японии, Америке, Европе. Интересно читать его строчки о возвращении в Россию после такого путешествия: "Не знаю, как кого, а меня охватило тяжелое, прямо тягостное чувство, когда я въезжал в Россию из Европы... Привыкну, опять втянусь в эту жизнь, и, может быть, не будет она казаться тюрьмой, ужасом, и еще тоскливее от этого сознания".

Гарин-Михайловский писал интересные отчеты о своей экспедиции по Северной Корее. После возвращения из поездки он был приглашен к царю в Аничков дворец. Николай Георгиевич очень серьезно готовился к рассказу о виденном и пережитом, но, оказалось, его рассказ никого из царской семьи не интересовал, царица явно скучала, а царь рисовал женские головки. Вопросы задавали совсем не по делу. Потом Николай Георгиевич писал о них "Это провинциалы!" Но царь все же решил наградить Гарина-Михайловского орденом Святого Владимира. Писатель его так и не получил, потому что подписал вместе с Горьким письмо-протест против избиения студентов у Казанского собора. Николая Георгиевича выслали на полтора года из столицы.

Опять железная дорога

Весной 1903 года Гарина-Михайловского назначают начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам. Поэтому разработал 84 (!) варианта электрической дороги, где каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники. Каждая станция должна была быть очень красивой, нестандартной. Он тогда писал: "Два дела хотел бы я закончить — электрическую дорогу в Крыму и повесть "Инженеры". Но ни того, ни другого у него не получилось. Строительство дороги должно было начаться весной 1904 года, а в январе началась русско-японская война...

Крымская дорога до сих пор так и не построена! А Гарин-Михайловский поехал на Дальний Восток военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом стали книгой "Дневник во время войны", где была настоящая правда о той войне. После революции 1905 года ненадолго приезжал в Петербург. Отдал большую сумму денег на революционные нужды. Он не знал, что с 1896 года и до конца его жизни он находился под негласным надзором полиции.

Уход Гарина-Михайловского

После войны вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писательство, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу "Инженеры"... Он не умел отдыхать, спал по 3-4 часа в сутки. Жена уговаривала отдохнуть, а он ей отвечал: "В могиле отдохну, там высплюсь". Наверное, он не догадывался, как близок он был к истине в своем пророчестве. 26 ноября 1906 года Николай Георгиевич собрал друзей, всю ночь говорили, спорили (он хотел создать новый театр). Разошлись под утро. А в 9 утра — опять работа. Вечером Гарин-Михайловский на заседании редакции "Вестника жизни", опять споры, яркое, горячее его выступление. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. После вскрытия врач сказал, что сердце было здоровое, но от предельного переутомления произошел его паралич.

Денег на похороны в семье не хватило, пришлось собирать по подписке. Похоронен Гарин-Михайловский на Волковом кладбище в Петербурге.

О Гарине-Михайловском написано много, есть книги, статьи, воспоминания. Но, наверное, самые точные характеристики дал ему Корней Чуковский (очерк "Гарин"). Так и хочется привести здесь весь очерк, но он велик — 21 страница. Вот только некоторые строчки из очерка:

"Гарин был невысокого роста, очень подвижной, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые... Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкое натурой — художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей...

Самым важным мне кажется то, что при всех своих эмоциональных порывах, при всей своей нерасчетливой, безудержной щедрости это был деловитый, деловой человек, человек цифр и фактов, смолоду привыкший ко всякой хозяйственной практике.

В этом и заключалось своеобразие его творческой личности: в сочетании высокого строя души с практицизмом. Сочетание редкое, особенно в те времена... Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна...

И в русскую деревню, и в русскую промышленность, и в русское железнодорожное дело, и в русский семейный уклад всмотрелся так же деловито и вдумчиво — сделал как бы ревизию России восьмидесятых и девяностых годов... Причем, как у всякого практика, цели у него всегда конкретные, четкие, близкие, направленные к устранению какого-нибудь определенного зла: вот это нужно изменить, перестроить, а вот это уничтожить совсем. И тогда (в этой ограниченной области) жизнь станет разумнее, богаче и радостнее...".

Очень жаль, что при жизни Гарина-Михайловского его взгляды на переустройство России не были оценены в стране.

Южный Урал может гордиться, что такой человек имеет к нему прямое отношение.

Выберите район Агаповский муниципальный район Аргаяшский муниципальный район Ашинский муниципальный район Брединский муниципальный район Варненский муниципальный район Верхнеуральский муниципальный район Верхнеуфалейский городской округ Еманжелинский муниципальный район Еткульский муниципальный район Златоустовский городской округ Карабашский городской округ Карталинский муниципальный район Каслинский муниципальный район Катав-Ивановский муниципальный район Кизильский муниципальный район Копейский городской округ Коркинский муниципальный район Красноармейский муниципальный район Кунашакский муниципальный район Кусинский муниципальный район Кыштымский городской округ Локомотивный городской округ Магнитогорский городской округ Миасский городской округ Нагайбакский муниципальный район Нязепетровский муниципальный район Озёрский городской округ Октябрьский муниципальный район Пластовский муниципальный район Саткинский муниципальный район Свердловская область Снежинский городской округ Сосновский муниципальный район Трёхгорный городской округ Троицкий городской округ Троицкий муниципальный район Увельский муниципальный район Уйский муниципальный район Усть-Катавский городской округ Чебаркульский городской округ Чебаркульский муниципальный район Челябинский городской округ Чесменский муниципальный район Южноуральский городской округ

Писатель, режиссер, актер
1852-1906

Н. Г. Гарин-Михайловский известен нам в большей степени как писатель. Его знаменитая тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры» стала классикой. Но это был и талантливый инженер-путеец (не зря его называли - «рыцарем железных дорог»), журналист, бесстрашный путешественник, воспитатель. Предприниматель и меценат XIX - начала XX вв. Савва Мамонтов сказал о нем: «Талантлив был, во все стороны талантлив». Отмечая его большое жизнелюбие, русский писатель А. М. Горький называл его «веселым праведником».

Н. Г. Гарин-Михайловский нам интересен еще и тем, что жизнь и творчество его связаны с Южным Уралом. Он принимал участие в строительстве Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог. Жил несколько лет в Усть-Катаве, где родился его сын Георгий (Гаря), какое-то время – в Челябинске. Николай Георгиевич посвятил уральцам «Путевые очерки», очерк «Вариант», повесть «Лешее болото», рассказы «Бродяжка», «Бабушка».

В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского, на старом здании железнодорожного вокзала в 1972 г. установлена мемориальная доска с его барельефом (скульптор М. Я. Харламов). Установлена мемориальная доска и на станции Златоуст (2011).

Начало жизни Гарина-Михайловского

Николай Георгиевич родился 8 февраля (20 февраля – по-новому стилю) 1852 г. в Петербурге, в семье известного генерала и потомственного дворянина Георгия Михайловского. Генерал был так уважаем царем, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого назвали в его честь. Вскоре отец ушел в отставку, переехал с семьей в Одессу в свое имение. Николай был старшим из девяти детей. В доме была жесткая система воспитания. Писатель рассказал о ней в своей знаменитой книге «Детство Темы». Когда мальчик подрос, его отдали в известную в Одессе Ришельевскую гимназию. Окончив ее, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1871), но учеба не задалась, и на следующий год Николай Михайловский блестяще сдал экзамены в Петербургский институт инженеров путей сообщения и никогда об этом не пожалел, хотя работа у него была невероятно трудной. Был момент, когда он чуть не погиб: будучи студентом на практике в Бессарабии, работал кочегаром на паровозе. В одну из поездок с непривычки очень устал, и машинист, пожалев парня, стал за него бросать в топку уголь. От усталости оба уснули в дороге. Паровоз шел неуправляемым. Только чудом спаслись.

Работа Николая Михайловского на железной дороге

После окончания института он строил железную дорогу в Болгарии, потом был направлен на работу в Министерство путей сообщения. В 27 лет женился на дочери Минского губернатора Надежде Валериевне Чарыковой. Она намного пережила мужа, написала о нем воспоминания. В Министерстве Михайловский проработал недолго, попросился на строительство Батумской железной дороги в Закавказье, там пережил ряд приключений (нападение разбойников – турков). Это время описано им в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский всерьез столкнулся с казнокрадством, не мог с ним смириться. Решил круто изменить свою жизнь. В семье уже было двое детей. Николай Георгиевич купил имение в Самарской губернии, в 70 км от железной дороги, рядом с нищей деревней Гундуровкой.

Несколько лет в деревне

Николай Георгиевич оказался талантливым хозяйственником, реформатором. Он хотел отсталую деревню превратить в процветающую крестьянскую общину. Построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали: подсолнух, чечевицу, мак. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год устраивали для крестьянских детей елки, одаривали подарками. В первый же год получили прекрасные урожаи. Но крестьяне отнеслись к этим добрым делам Михайловского как к чудачествам барина, обманывали его. Соседние помещики приняли нововведения в штыки, сделали все, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай... Он продержался три года, почти разорился, разочаровался в своем деле: «Так вот, чем кончилось мое дело!». Оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни.

Позже, уже в Усть-Катаве, Михайловский написал очерк «Несколько лет в деревне», где проанализировал свою работу на земле, понял свои ошибки: «Я тащил их (крестьян – авт.) в какой-то свой рай... образованный человек, а действовал, как невежда... я хотел повернуть реку жизни в другое русло».

Уральский период жизни Михайловского

Михайловский вернулся к инженерному делу. Был назначен на строительство железной дороги Уфа–Златоуст (1886). Вел изыскательские работы. Впервые в истории строительства железных дорог в России были такие трудности: горы, горные речки, болота, бездорожье, жара и мошкара летом, морозы зимой. Особенно сложным был участок Кропачево – Златоуст. Позже в статье «Несколько слов о Сибирской железной дороге» Михайловский писал: «8 % изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны».

Когда начались строительные работы, было не легче: изнурительный труд, отсутствие техники, все вручную: лопата, кайло, тачка... Надо было взрывать скалы, делать опорные стенки, строить мосты. Николай Георгиевич боролся за удешевление строительства: «нельзя строить дорого, у нас нет средств на такие дороги, а они нам необходимы, как воздух, вода...». Дорогу строили за государственный счет. В некоторых очерках, например, Т. А. Шмаковой «Гарин-Михайловский Николай Георгиевич» (Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2002 / сост. И. Н. Пережогина [и др.]. Челябинск, 2002. С. 60–63) о Гарине-Михайловском рассказывалось, что он проектировал и построил между Кропачево и Златоустом тоннель, но не уточнялось, что тоннель не для поездов, а для реки, чтобы не строить два дорогостоящих моста. На Южном Урале нет тоннеля на железной дороге.

Он составил проект более дешевого строительства, но начальство не было заинтересовано в этом. Николай Георгиевич отчаянно боролся за свои предложения, послал в Министерство путей сообщения телеграмму в 250 слов! Неожиданно его проект утвердили и назначили начальником участка. Историю этой борьбы Николай Георгиевич описал в очерке «Вариант», когда жил в Усть-Катаве. Автор узнаваем в образе инженера Кольцова. Прочитал жене и сразу порвал. Она тайно собрала клочки, склеила. Напечатали произведение, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых. Чуковский написал об этом очерке: «Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист». В Челябинске этот очерк издавали в 1982 г.

В письме к жене со строительства железной дороги в 1887 г. рассказывал: «... Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров...».

Он не обманывал, говоря о веселости и бодрости. Николай Георгиевич был человеком очень энергичным, быстрым, обаятельным. Горький позже писал о нем, что Николай Георгиевич «принимал жизнь, как праздник. И бессознательно заботился, чтобы и другие так жизнь принимали». Коллеги и друзья называли его «Божественным Никой». Очень любили рабочие, говорили: «Все сделаем, батюшка, только прикажи!».

Из воспоминаний сотрудника: «...Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он, как волшебник». И, как будто он отвечает на это в письме к жене: «Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы все это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию».

И можно привести много примеров «удешевления» строительства дороги: очень сложный участок на перевале у станции Сулея, отрезок дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где надо было делать глубокие выемки в скалах, строить мост через реку Юрюзань, проводить реку в новое русло, насыпать вдоль реки тысячи тонн грунта... Тот, кто проезжает станцию Златоуст, не перестает удивляться железнодорожной петле, придуманной Николаем Георгиевичем. Он был в одном лице: талантливый изыскатель, не менее талантливый проектировщик и выдающийся строитель железных дорог.

Зимой 1887 г. Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. К сожалению, дом, где жили Михайловские, не сохранился. На кладбище у церкви есть маленький памятник. Здесь похоронена дочка Николая Георгиевича – Варенька. Она прожила всего три месяца.

8 сентября 1890 г. пришел первый поезд из Уфы в Златоуст. В городе было большое торжество, где с речью выступал Николай Георгиевич. Тогда правительственная комиссия отмечала: «Уфа – Златоустовская дорога... может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами. Качество работ... может быть признано образцовым». За работу на строительстве дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны.

Николай Георгиевич жил в Челябинске в 1891–1892 гг. Он был связан с Управлением строительства Западно-Сибирской железной дороги. Оно находилось в двухэтажном доме по улице Труда между зданием, где сегодня расположен Музей истории Челябинска (д. 98) и памятником Прокофьеву. Его снесли в 1980-е гг. Поселка, где был дом Михайловского, давно нет на карте города. Сейчас здесь расположено высотное здание ГИПРОМЕЗа.

Писатель Гарин-Михайловский

Зимой 1890–1891 гг. тяжело заболела Надежда Валериевна. Михайловский оставил работу, увез семью в деревню Гундуровку, где было легче прожить. Жена поправилась. Николай Георгиевич на досуге начал писать воспоминания о детстве («Детство Темы»). Ранней весной 1891 г., в самую распутицу к ним приехал из Петербурга неожиданный и редкий гость – уже известный писатель Константин Михайлович Станюкович. Оказывается, к нему попала рукопись Николая Георгиевича «Несколько лет в деревне», он был ею очарован. Приехал в такую даль и глушь, чтобы познакомиться с автором, предложить напечатать статью в журнале «Русская мысль».

Разговорились, Станюкович спросил, нет ли еще чего-нибудь написанного. Михайловский стал читать рукопись о детстве. Станюкович горячо ее одобрил, предложил быть ее «крестным отцом», но попросил придумать псевдоним, т. к. главным редактором «Русской мысли» в то время был однофамилец Михайловского. Долго думать не пришлось, потому что в комнату вошел годовалый сын Гаря, очень недружелюбно смотрел на незнакомца. Николай Георгиевич взял сына на колени и стал успокаивать: «Не бойся, я Гарин папа». Станюкович сразу ухватился: «вот и псевдоним – Гарин!». Первые книги выходили под этим именем. Позже появилась двойная фамилия Гарин-Михайловский.

Летом 1891 г. Михайловский был назначен руководителем изыскательской партии по подготовке строительства Западно-Сибирской магистрали, на участке Челябинск – Обь. Опять поиски наиболее удачных и удобных вариантов в прокладке дороги. Это он настоял, чтобы мост через Обь был построен у села Кривощеково. Николай Георгиевич тогда писал: «Пока здесь в следствии отсутствия железных дорог все спит... но когда-нибудь ярко и сильно сверкнет еще здесь, на развалинах старой – новая жизнь...». Он как будто знал, что на месте маленькой станции возникнет город Новониколаевск, который затем станет огромным городом Новосибирском. Большая площадь у новосибирского вокзала носит имя Гарина-Михайловского. На площади установлен памятник Николаю Георгиевичу.

Пока Николай Георгиевич занимался строительством железной дороги, к нему пришла литературная слава. В 1892 г. журнал «Русское богатство» печатает повесть «Детство Темы», а чуть позже «Русская мысль» – сборник очерков «Несколько лет в деревне». О последнем произведении А. П. Чехов писал: «Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде и по тону и, пожалуй, искренности. Начало немножко рутинно и конец приподнят, но зато середка – сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй». К нему присоединяется писатель Корней Чуковский: «…Несколько лет в деревне» читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют, как любовные сцены».

Гарин-Михайловский переехал в Петербург, взялся за издание журнала, купил «Русское богатство», заложив свое имение (1892). В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

Гарин-Михайловский много работал: пишет продолжение «Детства Темы», статьи о строительстве железных дорог, о казнокрадстве, борется за государственное обеспечение строительства, подписывается под ними «инженер – практик». Министр железных дорог знает, кто пишет неугодные ему статьи, грозит уволить Михайловского из системы железных дорог. Но, как инженер, Гарин-Михайловский уже известен. Без работы он не остается. Проектирует железную дорогу Казань – Сергиевы воды.

Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Очень волновался, посылая свое произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылает поправки. Гарин-Михайловский – автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.

Но самой известной и самой дорогой для него стала повесть «Детство Темы» (1892). Эта книга не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о семейном, нравственном воспитании человека. Он помнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, говорила отцу: «щенков Вам дрессировать, а не детей воспитывать». Отрывок из «Детства Темы» вышел под названием «Тема и Жучка» и стал одной из первых и любимых книг детей многих поколений в нашей стране.

Продолжение «Детства Темы» – «Гимназисты» (1893). И эта книга во многом автобиографична, «все взято прямо из жизни». Цензура протестовала против ее издания. В ней Гарин-Михайловский пишет, что гимназия превращает детей в тупиц, коверкает души. Кто-то назвал его повести «бесценным трактатом о воспитании... как не нужно воспитывать». Книги тогда произвели на читателей, особенно на педагогов, огромное впечатление. Посыпался поток писем. Гарин-Михайловский вложил в уста своего героя из «Гимназистов» (учителя Леонида Николаевича) свое отношение к образованию: «Говорят, заводить речь об образовании поздно, говорят, это старый и скучный вопрос, давно решенный. Я не согласен с этим. Нет решенных вопросов на земле, и вопрос образования – самый острый и больной у человечества. И это не старый, скучный вопрос – это вечно новый вопрос, потому что нет старых детей».

Третья книга Гарина-Михайловского – «Студенты» (1895). В ней описан его жизненный опыт, наблюдения, что и в студенчестве подавлялось человеческое достоинство, что задача института – воспитать не человека, а раба, приспособленца. Только в 25 лет, когда он начал строить свою первую дорогу, стал работать, обрел себя, характер. Оказалось, что все первые 25 лет его жизни – это была тоска по работе. Кипучая натура с детства ждала живого дела.

Четвертая книга – «Инженеры». Она не была дописана. И вышла уже после смерти писателя (1907). А. М. Горький назвал эти книги Гарина-Михайловского «целой эпопеей русской жизни».

Гарин-Михайловский – путешественник

Работа на железной дороге, над новыми книгами далась нелегко. Николай Георгиевич очень устал и решил в 1898 г. отдохнуть, проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе. Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 г.

Гарин-Михайловский побывал в ноябре–декабре 1898 г. и в Японии, Америке, Европе. Интересно читать его строчки о возвращении в Россию после путешествия: «Не знаю, как кого, а меня охватило тяжелое, прямо тягостное чувство, когда я въезжал в Россию из Европы... Привыкну, опять втянусь в эту жизнь, и, может быть, не будет она казаться тюрьмой, ужасом, и еще тоскливее от этого сознания».

Гарин-Михайловский написал интересные отчеты о своей экспедиции по Северной Корее. После возвращения из поездки (1898) он был приглашен к Николаю II в Аничков дворец. Николай Георгиевич очень серьезно готовился к рассказу о виденном и пережитом, но, оказалось, его рассказ никого из царской семьи не интересовал. Вопросы задавали совсем не по делу. Потом Николай Георгиевич писал о них: «Это провинциалы!». Царь все же решил наградить Гарина-Михайловского Орденом Святого Владимира, но писатель его так и не получил. Вместе с Горьким он подписал письмо – протест против избиения студентов у Казанского собора в марте 1901 г. Николая Георгиевича выслали на полтора года из столицы. С июля 1901 г. он жил в своем имении в Гундуровке. Осенью 1902 г. ему разрешили въезд в столицу, но негласный надзор сохранился.

Опять железная дорога

Весной 1903 г. Гарина-Михайловского назначают начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам. Поэтому разработал 84 (!) варианта электрической дороги, где каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники. Он тогда писал: «Два дела хотел бы я закончить – электрическую дорогу в Крыму и повесть «Инженеры». Но ни то, ни другое у него не получилось. Строительство дороги должно было начаться весной 1904 г., а в январе началась Русско-японская война.

Крымская дорога до сих пор так и не построена! А Гарин-Михайловский поехал на Дальний Восток военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом стали книгой «Дневник во время войны», где была настоящая правда о той войне. После революции 1905 г. ненадолго приезжал в Петербург. Отдал большую сумму денег на революционные нужды. Он не был революционером, но дружил с Горьким, помогал через него революционерам. Николай Георгиевич не знал, что еще с 1896 г. и до конца своих дней он находился под негласным надзором полиции.

Гарин-Михайловский и дети

Главная любовь Николая Георгиевича – дети. У него было 11 детей, семеро – в первой семье, четверо от В. А. Садовской. В его семье никогда не наказывали детей, одного его недовольного взгляда было достаточно. По московскому радио иногда читают прекрасный рассказ Гарина-Михайловского «Исповедь отца», о чувствах отца, наказавшего маленького сына, а потом потерявшего его.

Всюду его окружали дети, чужие дети звали его «дядя Ника». Любил делать им подарки, устраивать праздники, особенно новогодние елки. Сочинял сказки на ходу, прекрасно их рассказывал. Его детские сказки издавались до революции. Разговаривал с детьми серьезно, на равных. Когда умер Чехов, Николай Георгиевич пишет 13-летнему приемному сыну: «Умер самый чуткий и отзывчивый человек и, вероятно, самый страдающий человек в России: вероятно, мы даже не можем понять сейчас всю величину и значение потери, какую принесла эта смерть... А что ты думаешь об этом? Напиши мне...».

Сохранились его письма к уже взрослым детям. Они напоминают умные отцовские заповеди. Он мало виделся с детьми, не навязывал им своих убеждений, но влияние его было огромным. Все они выросли достойными людьми.

Автор статьи благодарен златоустовским железнодорожникам, которые познакомили ее с внучкой писателя – Ириной Юрьевной Неуструевой (Санкт-Петербург). Удалось многое уточнить в биографии Гарина-Михайловского, узнать о судьбе его потомков. Особенно интересна нам судьба сына писателя – Георгия (Гари) (1890–1946), родившегося в Усть-Катаве. Он был талантливым и высокообразованным человеком. После юридического факультета Петербургского университета дипломатическая работа. Георгий Николаевич перед революцией был самым молодым Товарищем (заместителем – авт.) Министра иностранных дел России! Знал 17 языков! Не принял революцию. Оказался в Париже, потом в Праге, Братиславе. Преподавал, писал книги, переводил книги отца на иностранные языки. Подписывал свои работы, как и отец – Гарин-Михайловский. Раньше писали, что после войны он вернулся в СССР и умер в 1946 г. На самом деле было совсем не так. Когда в конце войны наши войска освободили Прагу, кто-то написал донос на Георгия Николаевича. Его арестовали, дали 10 лет лагерей. В одном из них (в Донбассе) он вскоре и погиб. Реабилитирован в 1997 г. В 1993 г. в Москве издан двухтомник Георгия Николаевича – «Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг.». Его единственный сын – полный тезка деда (1922–2012) – был кандидатом биологических наук в Словацкой академии наук (Братислава).

Один из сыновей Николая Георгиевича – Сергей стал горным инженером. Дочь Ольга – ученым-почвоведом. Ее дочь – внучка писателя Ирина Юрьевна (1935) – кандидат геолого-минералогических наук. Ее сестра – Эрдени Юрьевна Неуструева (1932–2005) последние 20 лет работала в издательстве «Аврора» (Санкт-Петербург). Внучка Наталья Наумовна Михайловская – кандидат технических наук Московского государственного университета. Внуки Юрий Павлович Сырников (1928–2010) – доктор физико-математических наук, почетный академик РАЕН, Павел Павлович Сырников (1936) – старший научный сотрудник Московского физико-технического института. Сын последнего – Максим Сырников – автор книг о русской кухне, бывает в Челябинске. Приезжал он и на открытие в 2012 г. восстановленного дирекцией вокзалов Южно-Уральской железной дороги памятника дочери Гарина-Михайловского – Вареньки в Усть-Катаве.

Уход Гарина-Михайловского

После войны Николай Георгиевич вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу «Инженеры». Он не умел отдыхать, спал по 3–4 часа в сутки. 26 ноября 1906 г. Николай Георгиевич собрал друзей, всю ночь говорили, спорили, (он хотел создать новый театр). Разошлись под утро. А в 9 утра 27 ноября – снова работа. Вечером Гарин-Михайловский – на заседании редакции «Вестника жизни», опять споры, яркое, горячее его выступление. Неожиданно ему стало плохо, он вышел в соседнюю комнату, лег на диван и умер. Врач сказал, что сердце было здоровое, но от предельного переутомления произошел его паралич. Денег на похороны в семье не хватило, пришлось собирать по подписке. Похоронен Гарин-Михайловский на Волковом кладбище в Петербурге.

О Гарине-Михайловском написано много, есть книги, статьи, воспоминания. Но, наверное, самые точные характеристики дал Гарину-Михайловскому Корней Чуковский. Вот только несколько фрагментов из его очерка «Гарин»: «Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые... Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой – художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 219).

«Но я до сих пор не сказал о нем самого важного. Самым важным мне кажется то, что при всех своих эмоциональных порывах, при всей своей нерасчетливой, безудержной щедрости это был деловитый, деловой человек, человек цифр и фактов, смолоду привыкший ко всякой хозяйственной практике. В этом и заключалось своеобразие его творческой личности: в сочетании высокого строя души с практицизмом. Сочетание редкое, особенно в те времена... Он единственный из современных ему беллетристов был последовательным врагом бесхозяйственности, в которой он и видел источник всех наших трагедий. В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 225–226).

«И в русскую деревню, и в русскую промышленность, и в русское железнодорожное дело, и в русский семейный уклад он всмотрелся так же деловито и вдумчиво – сделал как бы ревизию России восьмидесятых и девяностых годов... Причем, как у всякого практика, цели у него всегда конкретные, четкие, близкие, направленные к устранению какого-нибудь определенного зла: вот это нужно изменить, перестроить, а вот это уничтожить совсем. И тогда (в этой ограниченной области) жизнь станет разумнее, богаче и радостнее...» (Чуковский К. И. Современники: портр. и этюды. [Изд. 4-е, испр. и доп.]. Москва: Мол. гвардия, 1967. С. 228).

Южный Урал может гордиться тем, что такой уникальный человек, как Гарин-Михайловский, имеет к нему прямое отношение.

Н. А. Капитонова

Сочинения

  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Собрание сочинений: в 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Гослитиздат, 1957–1958.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Совет. Россия, 1986. – 411, с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Худож. лит., 1975. – 835 с., ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Повести: в 2 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Худож. лит., 1977. Т. 1: Детство Темы. Гимназисты. – 334 с. Т. 2: Студенты. Инженеры. – 389 с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский; [ил. Н. Г. Раковской]. – Москва: Правда, 1984. – 431 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Вариант: очерк. Рассказы / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 215 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Проза. Воспоминания современников / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Правда, 1988. – 572 с., ил.

Литература

  • ДРУЖИНИНА, Э. Б. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Э. Б. Дружинина // Челябинск: энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. – Изд. испр. и доп. – Челябинск: Камен. пояс, 2001. – С. 185.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Георгиевич // Инженеры Урала: энциклопедия / Рос. инженер. акад., Урал. отд-ние; [редкол.: Н. И. Данилов, и др.]. – Екатеринбург: Урал. рабочий, 2007. – Т. 2. – С. 161.
  • ШМАКОВА, Т. А. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Т. А. Шмакова // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. – Челябинск: Камен. пояс, 2008. – Т. 1. – С. 806.
  • ЛАМИН, В. В. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / В. В. Ламин, В. Н. Яранцев // Историческая энциклопедия Сибири / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т истории; [гл. ред. В. А. Ламин, отв. ред. В. И. Клименко]. – Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2010. – [Т. 1]: А–И. – С. 369.
  • Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ в воспоминаниях современников: сб. для ст. шк. / сост., авт. предисл. и примеч. И. М. Юдина. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. – 303 с.
  • ФОНОТОВ, М. Николай Гарин-Михайловский: [о писателе и строителе ж. д. на Юж. Урале] / М. Фонотов // Челяб. рабочий. – 1995. – 17 мая.
  • СМИРНОВ, Д. В. Он был по натуре поэт (Н. Г. Гарин-Михайловский) / Д. В. Смирнов // Выдающиеся представители научной, общественной и духовной жизни Урала: материалы 3-й Регион. науч. конф., 10–11 дек., 2002 / [сост. Н. А. Ваганова; ред. Н. Г. Апухтина, А. Г. Савченко]. – Челябинск, 2002. – С. 18–21.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2008. – 111 с. : ил. – (Познай свой край). С. 29–30: Н. Г. Гарин-Михайловский.
  • УРАЛЬСКИЙ исток Транссиба: история Южно-Уральской железной дороги / [авт. изд. проекта и ред.-сост. А. Л. Казаков]. – Челябинск: Авто Граф, 2009. – 650, с. : ил. С. 170–171: О Н. Г. Гарине-Михайловском.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2012. – Вып. 2. – 2012. – 127 с., ил. – (Познай свой край). С. 26–38: Н. Г. Гарин-Михайловский.
  • КАПИТОНОВА, Н. А. Литературное краеведение. Челябинская область / Н. А. Капитонова – Челябинск: Абрис, 2012. – Вып. 4. – 2012. – 127 с., ил. – (Познай свой край). С. 108–110: Николай Гарин-Михайловский.
  • ЛОСКУТОВ, С. А. Ворота в Сибирь: монография / С. А. Лоскутов; Челяб. ин-т путей сообщ. – фил. Федер. гос. бюджет. образоват. учреждения высш. проф. образования «Урал. гос. ун-т путей сообщ.». – Екатеринбург: изд-во УрГУПС, 2014. – 168 с. : ил. С. 40–43: О Н. Г. Гарине-Михайловском.