Методические рекомендацииПедагогический проект: разработка, осуществление, результат. Образовательный проект в доу

Статья

Проекты в детском саду

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический Колледж №4
"
Санкт-Петербурга

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

В представленной статье кратко раскрываются теоретические основы реализации проектов в ДОУ и предлагается примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ. Статья будет интересна педагогам дошкольных учреждений и студентам Педагогических Колледжей и вузов, обучающимся по специальности "Дошкольная педагогика".

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательско - творческий

Ролево - игровой

Творческий

Информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

Непосредственный

Скрытый

4. По характеру контактов:

С воспитанниками одной группы

С воспитанниками нескольких групп

С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

Краткосрочные (1 – 3 недели)

Средней продолжительности (до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательско - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое "проект"?

Каждый проект - это "пять П":

Проблема;

Проектирование (планирование)

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, Я ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ!

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ

Дошкольное образование - важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс - внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения - дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия - сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта - практическая часть.
  4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная - от 1,5 до 2 лет;
  • младшая - от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя - от 4 до 5 лет;
  • старшая - от 5 до 6 лет;
  • подготовительная - от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям - не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям - не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе - это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть .

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй - 11, а третий - 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

Проектная деятельность в старшей группе по теме: "Такие разные тарелки"

Описание материала : Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий проект: Такие разные тарелки" для старшей группы детского сада.
Продолжительность : краткосрочный.
Тип проекта: творческий, ознакомительно-ориентировочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Продукты проекта
Для детей:
-знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи, гжели;
-лепка посуды из солёного теста, роспись;

-дидактическая игра разрезные картинки «Посуда»;
-проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению)
-история появления тарелок (беседа)

Для педагогов:
- презентация «Такие разные тарелки»
- разработка тематического проекта по теме
- создание презентации;
-выставка книг с загадками о тарелке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
-создание тарелки в технике папье - маше


- создание папки передвижки «История тарелки»
Для родителей:
-выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми
в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку


Сбор экспонатов.
Исследовательский:
- знакомство с разными видами тарелок(Просмотр презентации "Разные тарелки"
-откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
- опыты по сравнению

Создание продукта по проекту:
Заключительный:
-обобщение результатов работы;
- организация выставки поделок из тарелок,


- организация выставки расписанных тарелок из солёного теста;


- выставка, подготовленная родителями

Проекты делятся по видам деятельности:

  • Творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать и результат оформлять наглядно в виде стенгазет, стендов и пр.
  • Ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи.
  • Информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т.д.

Готовые проекты

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Проекты по благоустройству территории участков детских садов
  • ПДД, дорожное движение, светофор. Проекты, планы, отчеты

Показаны публикации 1-10 из 42926 .
Все разделы | Проекты. Проектная деятельность в детском саду

Презентация по окружающему миру «Проект «Кто нас защищает» в 3 классе» 1 слайд Моя работа называется "Кто нас защищает" 2 слайд Цели и задачи работы 3 слайд Чтобы нас защитить, созданы службы защиты населения 4 слайд Первая служба - это пожарные. Она была создана еще при Иване III. Эти смелые люди вступают в борьбу с огнем. 5 слайд Полиция защищает...

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с .Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проекты. Проектная деятельность в детском саду - Проект «Удивительные приключения в поисках ослепительной улыбки на всю жизнь»

Публикация «Проект «Удивительные приключения в поисках ослепительной улыбки на...»
Тема проекта: «Удивительные приключения в поисках ослепительной улыбки на всю жизнь» Вид проекта: информационно-исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный Срок реализации: 1 месяц Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель Денисова Ю.В,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Специфика использования метода проектов в дошкольной практике 1. Метод проектов актуален и очень эффекти вен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. 2....

Проект «Я познаю мир» для детей первой младшей группы Актуальность Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Младший дошкольный возраст – самое...

Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д. Дьюи Что такое лепбук? Лэпбук – современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития...

Проекты. Проектная деятельность в детском саду - Мини-проект, посвященный 23 февраля, во второй младшей группе

ини-проект, посвященный 23 февраля во второй младшей группе Виктория Жукова воспитатель Мини-проект, посвященный 23 февраля во второй младшей группе Вид проекта: Комплексный Тип проекта: Информационно – творческий Сроки проекта: Краткосрочный (18. 02. 19 – 22. 02. 19) Участники...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 «Радость» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Подготовила: Багдасарян А.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ТИПЫ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ по составу участников и их объединению: групповой подгрупповой межгрупповой партнерский индивидуальный семейный с привлечением родителей фронтальный по срокам проведения: долгосрочный среднесрочный краткосрочный по видам деятельности: творческий исследовательский комплексный игровой информационный практико-ориентированный

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Содержание проекта 1.Целеполагание (формулировка проблемы) 2.Участники 3.Цель проекта 4.Определение формата и типа проекта 5.Задачи 6. Обеспечение проектной деятельности (методическое, материально-техническое) 7.Предполагаемые итоги реализации проекта, результат 8. Предмет исследования 9.Гипотеза проекта (если ……,то возможна ………) 10. Методы проекта 11. Составление комплексно-тематического плана реализации проекта (стратегия осуществления проекта)

9 слайд

Описание слайда:

МЕТОДЫ ПРОЕКТА НАБЛЮДЕНИЕ СОВМЕСТНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ МОНИТОРИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ-СКАЗКИ, ДРАМАТИЗАЦИИ ПЕСОЧНАЯ И СКАЗКОТЕРАПИЯ ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

10 слайд

Описание слайда:

Этапы разработки и проведения проекта 1. Поисковый этап Постановка цели перед детьми, исходя из интересов детей, формулировка проблемы Вовлечение дошкольников в решение проблемы («детская цель») Планирующий этап Составление плана движения к цели Обсуждение плана работы с родителями воспитанников Обращение за помощью к специалистам ДОУ, родителям (творческий поиск) Изготовление плана-схемы реализации проекта, ознакомление Сбор информации, материалов для реализации проекта при помощи различных средств 3. Основной этап (практический) Организация разнообразной деятельности (игры, праздники, наблюдения,экскурсии, опыты,творческие задания и др.) Домашние задания родителям и детям Самостоятельные творческие работы: поделки,рисунки, альбомы,выпуск газет,выставка плакатов и пр., подбор материалов.

11 слайд

Описание слайда:

4. Заключительный этап (итоговый) Организация презентации проекта через различные формы (праздники, открытые мероприятия для родителей, выставки, составление книг, альбомов и др. Выдвижение новых проблем, идей. Подведение итогов (обобщение опыта педагогов через различные формы)

12 слайд

Описание слайда:

Формирование ключевых компетентностей в процессе реализации проекта ЭТАПЫ: I этап: вводно-ознакомительный, поисковый – сбор информации Информационная компетентность: умение получать информацию, использовать разные источники информации, задавать вопросы на интересующую тему, вживание в игровую ситуацию. Технологическая компетентность: умение ориентироваться в новой, нестандартной ситуации, выбрать, какими способами будем решать проблему-(прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать…) Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения. II этап: планирующий Технологическая компетентность: умение планировать этапы деятельности (с чего начнем, что для этого необходимо., как это будем делать); умение понимать инструкцию и алгоритм деятельности. Планировать, где и у кого получить конкретную информацию., как зафиксировать результаты деятельности. Социально-коммуникативная компетентность: развивать умения получать необходимую информацию при общении, выслушивать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, выбирать, убеждать, приходить к общему решению.. Информационная компетентность: умение искать и подбирать различные материалы для планируемой практической деятельности, поиск необходимых источников информации.

13 слайд

Описание слайда:

III этап: реализационный -практический Социально-коммуникативная компетентность: умение защищать свою гипотезу, идею, умение общаться и вести диалог не только со сверстниками,но и взрослыми; умение обращаться за помощью и принимать помощь,если она необходима; выслушивать и не перебивать другого, соотносить свои желания с интересами других Информационная компетентность: умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности по проекту, умение оценивать социальные привычки, связанные с проблемой(экология города, деятельность человека и др.) Технологическая компетентность: умение принимать решения, применять полученные знания, умение организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца, умения вносить изменения,дополнения, делать выводы. IV этап: заключительный-презентационный Социально-коммуникативная компетентность: умение договариваться, кто о чем сообщает, как разместить материалы, умение распределять обязанности, приглашение гостей-детей из других групп на защиту проекта. Технологическая компетентность: умение рассказывать по плану, делать выводы. V этап: заключительный –контрольный Технологическая компетентность: умение выдвигать новую проблему, ставить новую цель.