Мертвые души ноздрев. Образ Ноздрева в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души

Образ Ноздрева в поэме Мертвые души

План

1.Введение

2.Общая характеристика

3.Ноздрев и Чичиков

4.Заключение

Из всех помещиков, представленных в поэме "Мертвые души", резко выделяется Ноздрев. Чичиков не только не смог заключить с ним сделку, но и подвергся серьезной опасности быть избитым.

Ноздрев - человек в возрасте тридцати пяти лет. Весь его облик дышит здоровьем и силой. Ноздрев хорошо собой и прекрасно понимает это. Главная отличительная черта характера этого помещика - неутомимая жажда деятельности. Но эта бешеная энергия направлена в совершенно бесполезное русло. От умершей жены у Ноздрева осталось двое детей, которыми он абсолютно не интересуется. Он не может спокойно сидеть дома. Ноздрева постоянно тянет на приключения.

Особую страсть он испытывает к карточной игре и спору на деньги. Самое интересное, что сами по себе деньги Ноздрева тоже не интересуют. Его привлекает элемент азарта и риска. Он часто проигрывается в пух и прах, но получает от этого необъяснимое удовольствие. По причине невезения или простого неумения играть в карты Ноздрев часто прибегает к нечистой игре. За это он неизменно оказывается битым. Однако бойкость характера Ноздрева такова, что через некоторое время он вновь дружески общается с теми, кто его наказал за обман.

Ноздрев постоянно врет каждому встречному. Его ложь при этом бескорыстна. Он придумывает всяческие небылицы ("лошадь... голубой или розовой шерсти"), повинуясь какому-то извращенному вдохновению. Возможно, произнеся очередную глупость, Ноздрев сам начинает в нее искренне верить. По крайней мере, он готов биться об заклад по поводу своей правоты. Этот помещик не может жить без того, чтобы не впутаться в какую-нибудь историю. Если нормальному человеку после этого будет стыдно, и он постарается скрыть свое участие, то Ноздрев начинает рассказывать об истории всем подряд, многократно приукрашивая рассказ выдумками.

Ноздрев практически сразу же переходит в разговоре с Чичиковым на ты, чем неприятно его удивляет. Встретив его в трактире, он почти что силой затягивает Чичикова к себе в гости. В доме Ноздрева царит полнейший хаос. Недостатка нет только в выпивке. Чичиков подмечает одну важную деталь: Ноздрев старается напоить своих гостей, а сам остается трезвым. Разбитной малый оказывается не таким уж простачком. Все попытки Чичикова заключить сделку проваливаются. Ноздреву это неинтересно. Он готов играть на мертвые души в карты, шашки, совершить какой-нибудь бессмысленный обмен. Разгоревшаяся ссора чуть не заканчивается для Чичикова плачевно. Он с большим облегчением покидает дом Ноздрева.

Ноздрев представляет собой легкомысленного прожигателя жизни. Деньги не задерживаются в его руках, хозяйство постепенно утекает сквозь пальцы. Бьющая ключом энергия пока еще поддерживает Ноздрева, но когда-нибудь он все равно окажется в долговой тюрьме.

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)...

Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев...совершенно как отец среди семейства», — замечает Гоголь. Данное сравнение задает в повествовании тему «злоречия» героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев «очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается».

Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, «небылицу, глупее которой трудно выдумать». Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, «из любви к искусству». Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что «мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться...»

Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: «поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам...»

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода — «деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые». В этом интерьере символичен один предмет — шарманка, в которой есть «одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться». Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.

Ноздрев необыкновенно «активен», энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые «предприятия». Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади — все вмиг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает «всякой всячины»: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т.п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.

Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.

Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу.

Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

Ноздрев , отличаясь чрезвычайной общительностью, легко заводит дружбу с Чичиковым. Между тем отношения между персонажами вскоре портятся. В результате ссоры с помещиком Чичикову не удается приобрести у него умерших крестьян.
«Народ видный», - отмечается свойство Ноздрева заметно выделяться среди других и привлекать к себе внимание. Данной фигуре в произведении уделяется особое внимание:
«Сделаем лучше, если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, которому, может быть, доведется сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме», - замечает автор.
Ноздрев любит привлекать внимание окружающих не только к собственной персоне, но и тому, чем он владеет:
«Давай его, клади сюда на пол. ... Вот щенок! ... Посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою. ... Настоящий мордаш», - обращает внимание помещик на достоинства своего щенка.
«Они всегда говоруны», - характеризуется Ноздрев как человек, любящий общение. Действительно, по ходу действия персонаж практически без умолку разговаривает с окружающими:
«Они все трое могли свободно разговаривать в продолжение дороги», - непрестанно общается помещик со своими спутниками.
Равным образом Ноздрев много общается с Чичиковым:
«Разговор, который путешественники вели между собой...» - беседует помещик со своим знакомым.
Будучи «хорошим товарищем», Ноздрев испытывает чувство привязанности к своим друзьям:
«Дружбу заведут, кажется, навек», - крепка дружба персонажа.
Особенно близкие отношения у помещика сложились с поручиком Кувшинниковым, к которому тот сильно привязан:
«Мы всегда были с ним вместе», неразлучен Ноздрев со своим приятелем.
При этом персонаж искренне убежден, что к его друзьям невозможно не привязаться:
«Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым», -полагает Ноздрев, что Чичиков тоже привязался бы к поручику.
Ноздрев любит своих товарищей и нередко расхваливает их:
«Штабс-ротмистр Поцелуев... такой славный! ... Поручик Кувшинников... Ах, братец, какой премилый человек!»
Равным образом Ноздрев, как ему кажется, сразу проникся любовью к Чичикову, едва познакомившись с ним:
«Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!» - признается помещик в любви к своему новому знакомому.
Анализ характера Ноздрева показывает, что он стремится к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Тем самым герою свойственны потребности коммуникативного типа. Между тем персонаж нередко ведет себя и противоположным образом: он незаметно плутует, бывает необщителен, легко забывает прежние привязанности, конфликтует. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...».
К примеру, любя привлекать к себе внимание окружающих, Ноздрев, как правило, не обращает внимания на то, что хочет его собеседник:
«Послушай, братец: ну к черту Собакевича, поедем ко мне», - предлагает помещик Чичикову проигнорировать намеченный им визит.
Склонный к плутовству Ноздрев во время игры с Чичиковым незаметно передвигает одну из своих фигур:
«Ноздрев, подвигая шашку, да в то же самое время подвинул обшлагом рукава и другую шашку», - тайком делает помещик лишний ход.
Несмотря на свою общительность, Ноздрев нередко помалкивает о своих похождениях. Так, он предпочитает умолчать о «нанесении помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде»:
«Я и в глаза не видал помещика Максимова», - умалчивает персонаж о драке.
Впрочем, и Ноздрев не поминает старого своим приятелям:
«Чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался опять как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».
Легко сходясь накоротке с людьми, Ноздрев столь же легко забывает свои привязанности.
«Так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке», - словно забывает о дружбе помещик.
Равным образом Ноздрев достаточно скоро разрывает отношения с Чичиковым, едва успев с ним подружиться:
«Я думал прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким», более не считает помещик своего знакомого близким другом.
Несмотря на то, что Ноздрев любит своих товарищей, он часто вступает с ними в конфликт:
«Слывут... за хороших товарищей и при этом бывают весьма больно поколачиваемы», - задирист помещик.
Так, едва познакомившись с Чичиковым, Ноздрев ввязывается с ним в драку:
«"Бейте его!" - кричал Ноздрев, ... как будто подступал под неприступную крепость», - спровоцировал герой очередной конфликт.
При этом недавняя любовь к новому знакомому у Ноздрева быстро переходит в ненависть:
«Фстюк просто!... Печник гадкий! С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь», - выказывает помещик Чичикову свое отвращение.
Как и персонажей Пушкина, Ноздрева отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний.
Например, желая привлечь внимание собеседника к чему-либо, Ноздрев обычно настойчиво призывает его к этому. В частности, желая продемонстрировать свою бричку, помещик едва не силой вынуждает Чичикова взглянуть на нее:
«Вот посмотри нарочно в окно! - Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку».
Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, чем он увлечен, в том числе, к собакам и лошадям. Так, помещик вместе со своими гостями отправляется осматривать свои владения:
«Ноздрев... повел гостей осматривать все, что ни было у него в деревне... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню».
При общении с окружающими Ноздрев подчас торопится выговориться:
«Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дождавшись ответа, продолжал: - А я, брат с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!» - выпалил новости помещик.
С другой стороны, Ноздрев порой делает паузу в общении со своими приятелями. Например, после «размолвки» с Чичиковым он некоторое время демонстративно не разговаривает с ним:
«Лучше б ты мне просто на глаза не показывался!» - не желает помещик общаться с гостем.
Быстро сходящийся с людьми Ноздрев чрезмерно привязчив:
«Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты"», - ведет себя помещик запанибрата, едва познакомившись.
Ноздрев бывает столь назойлив, что даже его приятели нередко вынуждены дистанцироваться от него:
«Или выедут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели», периодически изолируют помещика от общества.
Ноздрев любит азартные игры и имеет «страстишку к картишкам». При этом персонаж нередко бывал настолько поглощен игрой, что «спорил и заводил сумятицу за зеленым столом», а если что-то и выигрывал, так тут же «спускал»:
«Продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался», - не сумел Ноздрев вовремя остановиться, увлекшись игрой.
Между тем, ведя разгульный образ жизни, Ноздрев оставляет без родительского попечения собственных детей:
«Жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны».
Проведенный анализ характера Ноздрева показывает, что ему присущи коммуникативные потребности, также отличающие персонажей пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...». Как и героям Пушкина, гоголевскому Ноздреву свойственны характерные способы удовлетворения своих желаний, сопряженные с чертами характера.
Заметно выделяясь на фоне окружающих, Ноздрев привлекает к себе повышенное внимание. Тем не менее, в определенных случаях он старается действовать незаметно, например, жульничая во время игры. Персонаж часто призывает окружающих обратить на что-то особое внимание. При этом и сам Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, что его занимает.
Ноздрева отличает любовь к общению. Между тем о компрометирующих его вещах персонаж старается помалкивать. Во время разговора помещик стремится выговориться, однако если собеседник ему не нравится, он берет паузу в общении с ним.
Ноздрева отличает привязанность к своим приятелям. Однако столь же легко он свои прежние привязанности забывает. Персонаж подчас настолько привязчив при общении с окружающими, что тем приходится от него дистанцироваться.
Ноздрева отличает любовь к своим товарищам. Впрочем, это нисколько ему не мешает постоянно вступать с людьми в конфликты. Персонаж поглощен страстью к карточной игре, породистым собакам, лошадям. При этом его собственные дети фактически оставлены без родительского попечения.

Ноздрев - молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач»; третий по счету помещик, с которым Чичиков затевает торг о мертвых душах.

Знакомство происходит в 1-й главе, на обеде у Прокурора; возобновляется случайно - в трактире (гл. 4). Чичиков направляется от Коробочки к Собакевичу. Ноздрев, в свою очередь, вместе с «зятем Межуевым» возвращается с ярмарки, где пропил и проиграл все, вплоть до экипажа. Н. немедленно заманивает Чичикова к себе в имение, попутно аттестовав Собакевича «жидомором», а самого героя романа (не слишком охотно соглашающегося последовать за Н.) - Оподелдоком Ивановичем. Доставив гостей, немедленно ведет показывать хозяйство. Начинает с конюшни, продолжает волчонком, которого кормят одним лишь сырым мясом, и прудом, где (по рассказам Н., неизменно фантастическим) водятся щуки, каждую из которых под силу вытащить лишь двум рыбакам. После псарни, где Н. среди собак выглядит «совершенно как отец семейства», гости направляются на поле; тут русаков конечно же ловят руками.

Н. не слишком озабочен обедом (за стол садятся лишь в 5 часов), поскольку еда - далеко не главное в его буйной жизни. Зато напитков у Н. в изобилии, причем, не довольствуясь их «натуральным» качеством, хозяин выдумывает невероятные «составы» (бургуньон и шампаньон вместе; рябиновка «со вкусом сливок», отдающая, однако, сивухой). При этом Н. себя щадит; заметив это, Чичиков потихоньку выливает и свои рюмки. Однако наутро «щадивший» себя хозяин является к Чичикову в халате, под которым нет ничего, кроме открытой груди, обросшей «какой-то бородой», и с трубкой в зубах - и, как положено гусарствующему герою, уверяет, что во рту у него «эскадрон ночевал». Есть похмелье или нет его - совсем не важно; важно лишь, что порядочный гуляка должен страдать от перепоя.

Мотив «ложного похмелья» важен автору еще в одном отношении. Накануне вечером, во время торга, Н. насмерть поссорился с Чичиковым: тот отказался сыграть с буйным «продавцом» на мертвые души в карты; отказался купить жеребца «арабских кровей» и получить души «в придачу». Но как вечернюю задиристость Н. невозможно списать на пары алкоголя, так и утреннее миролюбие нельзя объяснить забвением всего, что сделано в пьяном угаре. Поведение Н. мотивировано одним-единственным душевным качеством: безудержностью, граничащей с беспамятством.

Н. ничего не задумывает, не планирует, не «имеет в виду»; он просто ни в чем не знает меры. Опрометчиво согласившись сыграть с ним на души в шашки (поскольку шашки не бывают краплеными), Чичиков едва не становится жертвой ноздревско-го разгула. Души, поставленные «на кон», оценены в 100 рублей; Н. сдвигает обшлагом рукава сразу по три шашки и проводит таким образом одну из них в дамки - не оставляя Чичикову иного выхода, как смешать фигуры. Расправа кажется неминуемой. Могучие Порфирий и Петрушка схватывают героя; Н. в азарте кричит: «Бейте его!» Чичикова спасает лишь явление грозного капитан-исправника с огромными усами, пародирующее и deus ex machina («бог из машины») древнегреческой трагедии, и одновременно финал «Ревизора».

Ретировавшийся Чичиков надеется, что первая встреча с Н. окажется последней; однако им предстоит еще две встречи, одна из которых (гл. 8, сцена губернского бала) едва не погубит покупателя «мертвых душ». Неожиданно столкнувшись с Чичиковым, Н. кричит во всеуслышание: «А, херсонский помещик, херсонский помещик! <...> он торгует мертвыми душами!» - чем порождает волну невероятных слухов. Когда чиновники города NN, окончательно запутавшись в «версиях», призывают Н., тот подтверждает сразу все слухи, не смущаясь их разноречивостью (гл. 9). Чичиков накупил мертвых душ на несколько тысяч; он шпион, фальшивомонетчик; собирался увезти губернаторскую дочку; венчать за 75 рублей должен был поп Сидор из деревни Трухмачевка; Чичиков - Наполеон; кончает Н. полной околесицей. А затем сам же (в 10-й главе) сообщает «херсонскому помещику» об этих слухах, нанеся ему визит без приглашения. Вновь начисто позабыв о нанесенной обиде, Н. предлагает Чичикову помощь в «увозе» губернаторской дочки, причем всего за три тысячи.

Как все остальные герои поэмы, Н. словно «переносит» очертания своей души на очертания своего быта. Дома у него все бестолково. Посередине столовой стоят деревянные козлы; в кабинете нет книг и бумаг; на стене висят «турецкие» кинжалы (на одном Чичиков видит надпись: мастер Савелий Сибиряков); любимая шарманка Н., которую он именует органом, начав играть мотив «Мальбруг в поход поехал», завершает знакомым вальсом, а одна бойкая дудка долго не может успокоиться.

Фамилия Н. связывает его с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев. Одежда (полосатый архалук), внешность (кровь с молоком; густые черные волосы, бакенбарды), жесты (молодцевато сбрасывает картуз), манеры (сразу переходит на «ты», лезет целоваться, всех именует или «душками», или «феткжами»), непрерывное вранье, задиристость, азарт, беспамятство, готовность нагадить лучшему другу без какой-либо цели, - все это с самого начала создает узнаваемый литературно-театральный образ буйного щелкопера. Н. узнаваемо связан с водевильным типом Буянова, с Хлестаковым из «Ревизора». Но в отличие от «сложного» Хлестакова, который в своем вдохновенном вранье изживает убогость собственного существования, Н. ничего не «изживает». Он просто врет и гадит «от юркости и бойкости характера». Характерен эпизод, в котором Н. показывает Чичикову и Межуеву свои владения - и, подводя их к «границе» (деревянный столбик и узенький ров), вдруг неожиданно для себя самого начинает уверять: «...все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое». Этот «перебор» вызывает в памяти безудержно-фантастическую ложь Хлестакова. Но если Н. что и преодолевает, то не себя самого, не свою социальную ущербность, а лишь пространственную тесноту окружающей жизни; его поистине безграничная ложь есть оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. А в отличие от «носологичских» персонажей, от Буяновых, от Пирогова, от Чертокуцкого и тому подобных пустых героев, Н. не до конца пуст. Его буйная энергия, не находящая должного применения (Н. может неделями азартно раскладывать пасьянс, забыв обо всем на свете), все же придает его образу силу, яркую индивидуальность, ставит в своеобразной иерархии отрицательных типов, выведенных Гоголем, на сравнительно высокое место - «третье снизу».

По существу, если до Н. Чичиков (и читатель) встречаются с безнадежными, душевно мертвыми персонажами, которым нет и не может быть места в грядущей, преображенной России (образ которой предстояло создать в 3-м томе поэмы), то с Н. начинается череда героев, сохранивших в себе хоть что-то живое. Хотя бы живой, при всей его бестолковости, характер и живую, грубовато-пошлую, но выразительную речь (графиня, ручки которой - самый субтильный суперфлю; собаки с «крепостью черных мясов» и др.). Именно поэтому Н. наделен неким условным подобием биографии (тогда как Манилов биографии начисто лишен, а у Коробочки есть лишь намек на биографическую предысторию). Пускай эта «биография» и пародийно-однообразна: «разбойные» похождения «исторической личности». То есть личности, вечно попадающей во всякие истории. Именно поэтому, возникнув на страницах романа еще в 1-й главе, он не просто активно действует в двух главах, 4-й и б-й, но участвует и в главах с 8-й по 10-ю. Его образ словно не умещается в замкнутых границах отдельного эпизода; отношения Н. с романным пространством строятся по тому же типу, что и его отношения с пространством как таковым - «все это мое, и даже по ту сторону <...> все мое». Не случайно автор сводит Чичикова с Н. в трактире - то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном боковой дороге, символизирующей путь в будущее.

Характеристика Ноздрёва вполне помещается в краткую формулировку: неистовый помещик.

Прилагательное в этом случае нужно понимать во всем богатстве значений, зафиксированных Владимиром Ивановичем Далем в его толковом словаре.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»

Автор вывел персонаж без имени, счел не важным для читателя и отчество. А фамилия звучит как собачья кличка (на Руси часто домашнюю скотину звали по фамилии хозяина).

Происхождение ее красноречиво: часть носа – элемента очень характерного, связанного в народе с половой сферой. Первое впечатление подтверждается при более близком знакомстве.

Ноздрев характеризуется как личность «историческая», потому что вечно ввязывается или провоцирует истории: скандальные, безобразные и непотребные, с жандармами, драками и пьянками. Еще это мастер сочинять небывалые истории безо всякой нужды: заврется так, что самому уже неудобно.

Это «многосторонний» человек – в смысле, «на все руки»: все и на что угодно менять, куда угодно срываться, в какой угодно вступать проект. Чем не молодой, неугомонный, бойкий и юркий пес, прыгающий из стороны в сторону?

Поступки и внутреннее содержание персонажа вполне себе собачьи: восторженное бросание к едва знакомому человеку, резкие перепады настроения, страсть к игре, желание выиграть любой ценой, публичные драки, нюх на веселые сборища. Желание быть лидером: все у него самое-самое (гигантскую рыбу из его пруда двое еле вытаскивают, жеребец в его стойле – не меньше десяти тысяч стоит и т. д.).

Поведение Ноздрева лишено какой-либо сознательности, направленности. Даже побои его не вразумляют, настолько коротка его память: вскоре братается с вытолкавшими его взашей.

Как и положено родовитой гончей, к персонажу прилагается биография: 35 лет, был женат, прижил двоих детей, жену похоронил, из семейных интересуется больше смазливой нянькой, дома бывает редко, постоянно удирая на всякие публичные сборища, которые своем чутким носом чует за несколько десятков верст.

Ноздрев, существо хотя и родовитое, но лишенное благородных качеств своего прообраза: во многих мифологиях собака – защитник героев, проводник в царство бессмертных, победитель чудовищ-врагов человека и мироздания. Помещик из «Мертвых душ» похож скорее на бродячего блудливого кобеля, околачивающего возле трактиров и выискивающего всякую дрянь.

Описание портрета Ноздрева

Образ собаки организует и подачу портрета персонажа. При первой встрече это чернявый, хорошо сложенный молодец, свежий и полнокровный, среднего роста, с роскошной темной шевелюрой и смоляными бакенбардами.

Подобные Ноздреву люди на лицо открытые, прямые и удалые. Молодецкий смех пробуждает и спящего мертвым сном, обнажает все сахарно-белые зубы, заставляя дрожать и прыгать щеки как у смеющегося бульдога.

Неспроста в облике помещика подчеркивается обилие волос: густейшие бакенбарды, растрепанная густая шевелюра, под халатом на голое тело – грудь, покрытая какой-то бородой. Вроде бы и живописный молодой человек, но суть его выдает покрывающая тело собачья шерсть.

Привлекательность Ноздрева телесная, животная, даже в некотором роде дьявольская. Внешность брызжет здоровьем, не убиваемым, постоянными потасовками и кутежами. Даже румяные щеки-брыли наделены волшебной растительной силой: бакенбарды на них чудесным образом отрастают лучше прежних, выдранных в очередной драке.

Черты характера, манера поведения и речь

Анализ высказываний героя показывает, что «собачья» манера поведения неотделима от речи Ноздрева – в высшей степени экспрессивной и выразительной.

Монологи и реплики отличаются обилием восклицательных знаков и превосходной степени прилагательных.

Лексика скачет от восторженно-ласкательных слов к ругани и казарменным выражениям. Постоянно то божится, то чертыхается, а ласковые «душа» и «брат» сменяются ругательскими «канальей», «фетюком», «подлецом» и «шильником».

Причем ругательства годятся и для дружеского обращения: даже повесить по-дружески желал бы он юлящего .

Любит ввернуть в разговор иностранное слово – только из-за его звучания, не понимая значения. Иногда от речи кутилы веет солдатским натурализмом, в приличном обществе подобными выражениями не бросаются.

Спор с коммерсантом о выкупе мертвых душ напоминает разговор человека с лающим псом – настолько отрывисты и все более агрессивны ноздревские реплики «Врешь!», «Подлец!» и так далее.

Жизненные цели

Отсутствуют. Ноздрев только большой охотник погулять. Пьянствовать и испытывать удачу в картах, выигрывая и тут же просаживая деньги и вещи.

Играть ради игры, побеждать, побеждать и побеждать: любой ценой – причудливейшего вранья, крапленой колоды, перестановкой игральных шашек на доске и даже кулаков. Это тупое, неосознанное желание какой-то победы над всеми и всем.

Так что Чичиков снова просчитался: план даром выпросить мертвые души у проигравшегося отчаянного помещика изначально был обречен на провал.

Описание деревни и усадьбы Ноздрева

Больше двух часов водил радушный хозяин гостей по своему поместью – а более или менее определенного описания ноздревской деревни в книге нет.

Только впечатление запущенности, неприбранности и заброшенности.

Господина дома не ждут: под заунывную песню два мужика в столовой белят потолок. В конюшне две кобылы и неказистый жеребец с блуждающим тут же козлом – остальные стойла пустуют. Ноздрев хвастает волчонком на привязи – будущим «совершенным зверем».

Дикость угрожает поглотить культуру в царстве Ноздрева: бороненные земли чередуются с заброшенными, топкие низины и вязкая грязь и лес в отдалении.

Емко характеризует бравого землевладельца такая деталь: дойдя до границы владений, хозяин клянется, что и лес в отдалении и за лесом – тоже его. Собачья территориальность в действии.

На псарне молодой красавец и вовсе выглядит как отец семейства: собаки многочисленны, довольны, ухожены и обласканы.

Интерьер помещичьего дома представлен только кабинетом. Где нет книг или бумаги, но кругом сабли, два ружья, лже-турецкие кинжалы, всевозможные курительные трубки. Предметы мужской воинской культуры беспорядочно разбросаны, а среди них – до нельзя лишняя, всегда сбивающая на шуточный марш шарманка.

Кстати, спалось понадеявшемуся на дармовщинку Чичикову в этом доме плохо. Всю ночь он чесался из-за нестерпимо больно кусающих маленьких пребойких насекомых.

Отношение к хозяйству

Отсутствует. В собственном доме его по-настоящему волнуют три страсти: собаки, охота, территория для охоты. Не отдает Чичикову желаемое, потому что носом чует что-то нечистое. И хочет к тому же во что бы то ни стало загнать коммерсанта – поймать его на лжи.

Отношение Ноздрева к окружающим

Не поддающееся логическому объяснению, бессознательное, отличающееся, однако, страстью «нагадить ближнему». О ближайших приятелях распускает сплетни, расстраивает их свадьбы или торговые сделки.

При следующей встрече упрекает, что оплеванный человек не заезжает в гости (обращение при этом «Подлец»). Даже проводив зятя, тут же говорит гадости про него Чичикову.

Ноздрев подобно псу кусает руки, играючи.

Любимое занятие

Подытожим, чем же любит заниматься герой «Мертвых душ»:

  1. Все чувства с неистовой силой пробуждают в красавце всевозможные игры – особенно карточные. Маниакальная одержимость победой: не брезгует крапленой колодой, за что часто бывает бит. Подбивая на игру, он делается будто бы одержимым бесом (как подумал про себя Чичиков).
  2. Гиперболические рассказы о своих владениях, победах, предчувствиях, подаваемых блюдах и так далее.
  3. Споры и пари без преследования даже какой-то выгоды: ведь прекрасно знает Ноздрев, что владения его за меткой заканчиваются – но спорит с зятем, что территорию за ней он уже выкупил. Но даже не задумывается о неминуемом проигрыше и его цене.
  4. Охота и собаки. В животных он разбирается: какими должен быть нос, уши, ребра. Пополняет домашнюю свору новыми породами. Заботится лучше, чем о родных детях: велит вычесывать у щенка блох, любуется им, проверяет его состояние.
  5. Пьянство. Среди угощения для гостей – разнообразие спиртного: портвейн, разбавленная ромом или царской водкой мадера, бутылка бургуньона и шампаньона вместе, распространяющая сивушищу рябиновка.
  6. Посещение ярмарок и других публичных сборищ.

Почему Ноздрев мертвая душа

Главный вывод после анализа персонажа: при всей своей привлекательности, это лишь оболочка человека. Но даже через нее пробивается животная сущность помещика.

Алогичность, неосознанность, дикость и непредсказуемость – вот главная характеристика все его речей и поступков.

Ноздрев – зверь, так и не ставший человеком, не одухотворенный высшими человеческими свойствами: разумом, совестью и добротой. Нет в нем даже преданности собственному дому.

Цитатная характеристика Ноздрева

Характер, поведение и жизнь Ноздрева походит на обед, которым он потчует гостей. Блюда приготовлены не для человеческого желудка. Нечто сложное и бесформенное, с пригоревшими и не проваренными фрагментами.

«Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Здесь микрообраз сути Ноздрева: богатство материи – но беспорядочность, бесформенность, дезорганизованность, непоследовательность, бесцельность.

Заключение

Образ неистового Ноздрева вполне вписывается в дьявольскую мистерию «Мертвых душ». Покинув символический гроб – поместье Коробочки – он из трактира увлечен адской гончей и насилу унес от нее ноги. Дальше его ждет встреча с цербером Собакевичем .