Кондратий белов картины. Гражданская в ликах. Самым счастливым временем для него была Пасхальная неделя, когда всех пускали на колокольню деревенской церкви: «Я каждый день уходил звонить и целую неделю смотрел вдаль с колокольни, как идет весна», - напиш

23.03.1900, д. Верхние Усы Пермской губернии Осинского уезда - 4.05.1988, Омск

Похоронен на Северном кладбище

Живописец

Народный художник РСФСР

Член СХ с 1939

1917 - работал на строительстве Мурманской железной дороги

1919 - мобилизован в армию Колчака. Перешел к алтайским партизанам

1920-22 - служил в Пятой Красной Армии, 48 сибирском стрелковом полку, окончил полковую художественную студию в Иркутске (педагоги К.И. Померанцев и С.Н. Соколов, С.Д. Бигос)

1921 - откомандирован в художественную студию при политуправлении 5-й Армии

1924-28 - учился в Омском Художественно-промышленном техникуме им. Врубеля на полиграфическом отделении (преп. К.П.Трофимов, Е.А. Клодт, С.Я. Фельдман) по специальности художник-гравер, хромолитограф

В 1929 принят в Омское отделение АХР

1932-33 - главный художник при Доме Красной Армии

1932-37 - работал режиссером, актером и художником в клубе Мелькомбината им. К.Е. Ворошилова, с 1937-60 - в т-ве «Омхудожник», затем - в Омском отделении ХФ РСФСР

Член правления Омского ССХ с 1939-52

Участник II съезда художников РСФСР (1967)

Выставки: участник выставок с 1921 года (Иркутск, 1921, Омск, 1929)

Персональные:

Омск, 1934; 1961; Москва, 1963; Новосибирск, 1965; выставка, посв. 50-летию освобождения Омска от колчаковских войск. Омск, Дом художника, 1969; к 70-летию со дня рождения. Омск, Москва, Иркутск, Барнаул, 1971; к 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности. Омск, Москва (ЦДСА), Томск, Красноярск, Кемерово, 1975/76; к 80-летию со дня рождения. ООМИИ, 1980; Омск, Дом художника, 1985; посмертная выставка. ООМИИ, 1989; выставка творческого наследия. Москва, 1990; «К. Белов и художники его времени». Дом художника, 2000

Областные с 1937

Зональные, региональные:

Сибирская межобластная художественная выставка. Новосибирск, 1947; выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1956; Тюмень, 1966; «Сибирь социалистическая». Новосибирск, 1964; Омск, 1967; Красноярск, 1969; Томск, 1975; Барнаул, 1980; Кемерово, 1985

Республиканские:

Выставка произведений художников периферии. Москва, 1940; 1945; произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. Москва, 1949, 1951; Художественная выставка. Москва, 1949, 1950, 1951; «Графики Сибири». Москва, 1969; «Советская Россия». Москва, 1960, 1967, 1975, 1980, 1985; «Художники Урала, Сибири, Дальнего Востока». Москва, 1971; «60 лет Великого Октября». Москва, 1977

Всесоюзные: выставка, посв. I съезду художников. Москва, 1957

Зарубежные:

Передвижная выставка произведений советских художников. Польша, ГДР, Болгария, ЧССР, Индия, ВНР, Финляндия, Румыния, 1950; групповая выставка омских художников в ВНР. Будапешт, 1975

Групповые, тематические:

«Художники - детям», посв. 40-летию пионерской организации. Омск, 1962; «Советские Вооруженные Силы в изобразительном искусстве». Омск, 1964; передвижная выставка «Художники Сибири». Новосибирск, 1965; выставка произведений омских художников в г. Черновцы, 1968; юбилейная выставка, посв. 40-летию Омской организации СХ и ХПМ. Омск, Дом художника, 1973; «Художники - целине», посв. 20-летию освоения целинных и залежных земель. Омск, Дом художника, 1974; выставка произведений советской живописи. ООМИИ, 1983; «Омская земля». Омск, 1983, Москва, 1984, Ленинград, 1985; «Современная советская графика и скульптура». ООМИИ, 1984; выставка, посв. 60-летию ООМИИ. Дом художника, 1984; выставка омских художников в Центральном Доме работников искусств. Москва, 1986; «Рубежи жизни Родины». ООМИИ, 1986; «Худпром». ООМИИ, 1992; «Союз нерушимый. 50-е годы». Дом художника, 1997; «Омск - столица Сибири. Музей К.П. Белова 1998; «Искусство XX века». ООМИИ им. М.А. Врубеля, 1999/2001; произведений художников-шестидесятников. Дом-музей К.П. Белова, 1999; «Красавец-мужчина». ГОХМ «Либеров-центр», 2000; «Дороги к храму». р.п. Таврическое, картинная галерея, 2001; «Омск. Пространство Достоевского». Омск, Дом художника, 2001; «Белая столица: перелом эпох». Омск, Музей К.П. Белова, 2001; «Быть человеком между людьми», посв. Ф.М. Достоевскому. ГМИО, 2001; «Искусство социального заказа. 1930-1950». ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2002; «Омский Союз художников в контрастах эпохи». К 70-летию образования Омской организации СХ России. ООМИИ им. М.А. Врубеля, 2002; Товарищество «Художник». Омск, Музей К.П. Белова, 2002.

Правительственные награды: орден «Знак Почета», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», «За трудовое отличие», «За многолетнюю активную помощь командирам и политработникам в коммунистическом воспитании советских воинов». Персональный пенсионер республиканского значения

Творческие награды: диплом Комитета по делам искусств (1949); звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1963 или 65?); народный художник РСФСР (1977)

Творческие дачи: Академическая (1949, 1965, 1973)

Творческие командировки: Братская ГЭС, 1956, север Сибири (Тобольск, Салехард, Ханты-Мансийск), Алтай, Северный Урал, тюменский Север

Участвовал в конкурсах: Иркутск, 1921; Омск, 1938 (эскиз «Павлик Морозов»); на лучшие иллюстрации к книге М. Горького «Дело Артамоновых». Омск, 1941

Мастер эпического пейзажа и композиций на историко-революционную тематику.

Основные произведения: «Лесосплав на Иртыше», 1948, «Половодье на Иртыше», 1949, «Енисей», 1954, «Тобольский центр», 1961, «Тобольск», 1964, «Над иртышскими просторами», 1967, «Устье Тобола», 1977, «Иртыш - река Сибири, 1983, «Воспоминание о Родине», 1985 и др.; цикл графических работ (гуашь) на тему истории гражданской войны в Сибири («Тарские партизаны», 1958; «Курсанты студии ПУАРМ 5», 1958; «Узники Знаменского монастыря», 1966; «Дружина Святого Креста», 1966; «Последние страницы гражданской войны», 1966; «Крах колчаковской армии», 1968; «Восстановление моста», 1968 и др.).

Совместно с К.Н. Щекотовым выполнена роспись Сибирского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1949). Иллюстрировал книги М. Горького «Дело Артамоновых» (1942), П. Ершова «Конек-Горбунок» (1959).

Произведения приобретались МК РСФСР, Дирекцией Художественных выставок; находятся в музеях Омска, Иркутска, Читы, Белгорода, Барнаула, Новороссийска, Ангарска, Кемерово, Новокузнецка, Тобольска, музее села Пача Кемеровской области, Томска и др.

Енисей. 1954 Холст, масло. 80х119,5 ООМИИ им. М.А. Врубеля

Иртыш - река Сибири. 1983 Холст, масло 80х100 ООМИИ им. М.А. Врубеля

Пачинский пруд. 1965. Холст, масло. 70х90

П. П. Ершов. "Конек-горбунок".

Русская сказка в трех частях.

Омское книжное издательство. 1959.

Это самая большая по объему и, пожалуй, самая значительная по художественному результату работа К. П. Белова в области книжной графики. Им выполнены обложка, титульный лист, шмуцтитулы, заставки, концовки, инициалы (буквицы) и 20 страничных иллюстраций. На нижнем поле, под изображением, на каждом рисунке графитным карандашом рукой художника написана цитата из текста сказки. Эти фразы и приняты музеем как названия иллюстраций.

В марте 1991 года в старинном доме - памятнике деревянного зодчества, известном среди омичей как «дом с мезонином», открылся музей народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова(1900-1988)


Поначалу он считался филиалом Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, но с 1992 года получил полную самостоятельност ь. Основой для музейной коллекции стали произведения старого Мастера - живописные и графические - переданные городу семьёй художника: вдовой и детьми.

К. П. Белов. 1980-е годы.

В одной из комнат воссоздана мастерская художника: по стенам развешаны семейные фотографии, в шкафу - любимые книги, на вешалке - пальто, шляпа и трость Кондратия Петровича, на мольберте - оставшаяся незавершенной работа мастера.

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Эпический пейзажист, народный художник РСФСР Кондратий Петрович Белов родился 23 марта 1900 года в деревне Верхние Усы Пермской губернии). Однако, всё его детство прошло в селе Пача на живописном берегу сибирской реки Томи. Рисовать он начал с семи лет.

Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Его отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шел 1911 год) Томского Общества поощрения художников. Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Все будут учеными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы.

Вместо художественной школы Белова отдали прислужником и работником местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. А отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет Кондрат с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Томск его поразил. «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской. В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут - опять зрелище. Пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника...»

Потом он завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. И возвратился в Сибирь. В мае 1919 года был мобилизован в колчаковская армию. Служил в Омске в 43-м строевом полку, где процветали муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. После этого перешел в Красную Армию. И служил уже в Иркутске, в 48-м стрелковом полку.

Однажды солдат Белов нарисовал химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину. Его талант был замечен, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов.

Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников, которых всего было 20: 9 военных, остальные - вольнослушатели, - был и К. Белов.

В 1921 году в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами Белова были известные иркутские художники К.И. Померанцев и С.Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С.Д. Бигос, он был старше Белова только на 5 лет, читинский скульптор Иннокентий Жуков.

Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но её активно защищал Бигос. В следующем, 1922 году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 году Кондрат поступил в Омский художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку для поступления требовалось 7 классов школы, а он окончил только начальную церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика.

Приходилось и подрабатывать - истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме он заканчивает полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 году, через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 году Белов становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал АХРа москвичом Н.Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города, в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации Ассоциации, все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году Кондратий Белов был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. И он устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем, начал играть в них. Первые его увлечения театром начались ещё во время службы в колчаковской армии.

К. Белов увлекся театром серьёзно. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал актером, художником и режиссёром. В этом же году его командировали на север Омского района для контроля за уборкой урожая. Из этой поездки художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили его первую персональную выставку.

В 1937 году Белова по доносу исключили из рядов ВКП(б) как активного белогвардейца. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске стал «годом охоты» на художников. Были арестованы и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В этот тяжелый год Белову во многом помог новый председатель товарищества, организатор Омского отделения Союза художников, талантливый администратор и тонкий пейзажист Дмитрий Степанович Суслов. Он принял опального художника в товарищество, дал ему крупный заказ в духе времени к 20-летию Октября (тогда и позже, буквально до недавнего времени, большинство художников зарабатывало на жизнь юбилейными заказами) на громадный барельеф (3х5 м) для краеведческого музея, где из глины и папье-маше нужно было изобразить 5 фигур идущих рабочих с отбойными молотками. Заказ был срочный, времени мало, а главное, было холодно, просушить глину не удалось.

Снова раздались обвинения во вредительстве. Суслов снова поручился за Белова и посоветовал ему написать живописное панно под старую бронзу с тем же содержанием и такого же размера. Трудно себе представить, как это все было сделано, если учесть, что до появления приемной комиссии оставались только сутки. Снова придется повторить: мир не без добрых людей. Короче говоря, все было готово в нужный момент. Работа была принята с хорошей оценкой.

После этих драматических событий Суслов полностью поверил в Белова-живописца. По его предложению (или по заказу) для 2-й областной выставки 1938 года художник пишет большую работу, естественно, на юбилейную тему «Освобождение политзаключенных из Омской тюрьмы». Картина продолжает те тенденции, которые наметились еще в холсте 1929 года «Последний парад Колчака». Сохраняется многофигурная композиция с достаточно конкретно разработанными персонажами первого плана. Колористический строй полотна строится на традиционном для того времени цветовом контрасте. Мрачный фон тюрьмы заостряет атмосферу радости, счастья людей, получивших свободу.

Пять лет он будет доказывать, что он советский художник. Нервное напряжение и иждивенческая карточка ослабили организм и обострили болезнь. Но он постоянно работает, пишет картины, проводит беседы об изобразительном искусстве в госпиталях, школах. Если судить по названиям его картин ("Павлик Морозов", 1940; "Возвращение партизан в родное село", 1942; "Клуб фронта", 1943; "Пленные немцы", 1944; "Хлеб фронту", 1944; "Лиза Чайкина", 1945 и т. д.), можно подумать, что это обыкновенная конъюнктура. Зерно истины здесь есть, но это не все. Белов учится живописи, в сущности, он восполняет то, что не сделал в 1930-х годах. Люди идут к искусству разными путями.

Живопись сохранившегося эскиза к картине "Дума про Ковпака" (1944) выгодно отличает работу от многих картин других художников этого времени. Холст привлекателен редкой по тем временам цветовой выразительностью. В нем несложно обнаружить некоторые композиционные просчеты, но все это с лихвой перекрывает его колористическая собранность, цельность. Работа не случайно называется думой. Весь ее живописно-пластический строй создает особый ритм, своеобразную мелодическую певучесть, внутреннее эмоциональное напряжение, которое и ассоциируется именно с думой. Повествовательность, так характерная и для художника, и для времени, сводится к минимуму. Главными средствами выражения идеи становятся живописно-пластические. Образный строй произведения художника сближается с романтической концепцией картины, где среда подчиняет себе предметное начало. Позже эта концепция более полно реализуется в его пейзажах.

В годы Великой Отечественной войны художник работает постоянно. И в 1945 году его наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников, восстанавливают в партии. К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, их отмечают на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства при Совете Министров РСФСР присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948г.) и «Половодье на Иртыше» (1949г.) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по Северу. Как результат осмысления увиденного - в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие его работы посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств, 1976-м -народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Он выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разных уголках страны.

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» стал его этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства, экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым.

Естественно возникает вопрос, почему Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. Может быть, то, что в человеке естественно заложено, кажется ему слишком простым. Часто мы доверяем больше другим, чем самим себе. Себя тоже нужно найти. К тому же в советском изобразительном искусстве существовала строгая иерархия жанров. Слишком многое в нем определяла тематика. Историко-революционная тема, современная, но социалистическая тематика всячески поощрялись - для них всегда горел зеленый свет. Пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог, буровых уже гарантировали внимание выставкомов. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

К.П. Белов же проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам - лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек - только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально, температуру. Но и это только часть чего-то большего - космоса.

По мироощущению Белов - пантеист, проповедующий своим искусством философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организацию динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план и темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Богата фактура картона. Художник использует кисть, мастихин, лессировки, процарапывание живописного слоя. Разнообразные мазки, вертикальные, диагональные, в сочетании с пятнами создают внутреннее движение и напряжение живописной поверхности картины.

Позднее Белов любил повторять, что у холста надо жить, танцевать танец, соответствующий картине. Здесь, может быть, впервые легко угадывается меланхолический темперамент пишущего художника, ностальгическое состояние его души.

Совсем иное впечатление вызывает его пейзаж «Родное село» (1959). Сюжета здесь нет, как и в предыдущей работе, есть мироощущение, но оно обнаженно драматическое. Живопись экспрессивна, все построено на контрасте темного и светлого, холодного и теплого. Экспрессивен мазок. Создается ощущение, что не подающая никаких признаков жизни деревня на берегу крутого обрыва вжалась в землю, предчувствуя, как и замершая река, какие-то катаклизмы в природе. Над всем возвышается только заброшенная колокольня старой церкви с темными провалами арочных проемов и обрубленным крестом.

Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960г., «Усть-Ишим», 1960г., «У Тобольска», 1960г., «Березовский мыс», 1960г., «У Салехарда», 1960г., «Салехард», 1961г., «Ханты-Мансийск», 1961г., «Тобольский центр», 1961г.

Живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы, уголок, подобный написанному в одном, месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К.П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К.П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры.

Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости…

К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя».

Признание Белова состоялось давно. Слава пришла к нему еще раньше. Он был действительно народным художником, прошел свой путь в гуще многих событий, стремился быть понятным в своем творчестве всем. Взрослым и детям, колхозникам и студентам, рабочим и художникам. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения «беловский колорит», «кондратовское небо»... По количеству анекдотов о Белове вряд ли кто-либо сравнится с ним. Анекдотов веселых и добрых, каким он был сам.

Надо сказать, что у Кондратия Петровича был еще один титул - неофициальный. Его называли патриархом сибирской живописи. И, заметим, ему этот титул очень шел - смелому, крепкому, красивому, раскованному человеку с гордо посаженной головой, с роскошными усами, с проницательными, умными глазами и добрым сердцем.

Стоит ли сомневаться, была ли у него своя звезда?...