Иван иванович шишкин. Биография Шишкина. Жизненный и творческий путь художника И.И. Шишкина

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Когда родился и умер Иван Шишкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Ивана Шишкина:

родился 13 января 1832, умер 8 марта 1898

Эпитафия

«В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо - и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю - в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек -
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!»
Из стихотворения «Русская природа» Всеволода Рождественского

Биография

Имя великого русского художника Ивана Шишкина многим известно по одной-единственной картине — «Утро в сосновом лесу». Между тем не все знают, что эту картину Шишкин написал в соавторстве. Художник Савицкий стал автором центральных персонажей полотна - медведей. Но, как бы там ни было, гений Шишкина можно было бы распознать даже по одному только уголку этой знаменательной работы. Ведь Иван Иванович Шишкин был великолепным рисовальщиком-пейзажистом; возможно, одним из лучших в России.

Иван Иванович как купеческий сын из древней семьи мог позволить себе, не заканчивая гимназию, пойти в художественное училище. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. По окончании училища он без проблем поступил в Академию художеств и уже на первом курсе получил две малые серебряные медали за свои пейзажи. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.

Шишкин отправился в Германию и Швейцарию, где посещал мастерские знаменитых живописцев, учился писать с натуры животных, рисовать пером; познакомился с техникой гравировки «царской водкой», которой потом посвящал немало времени. Но ещё до окончания срока, который художник мог провести за рубежом на свою пенсию, Шишкин вернулся в родную страну, по которой очень скучал. С тех пор он больше не уезжал из России, и все самые известные его работы отличает бесконечно узнаваемый, родной русский колорит.

Шишкин много выезжал на природу, и его работы отличает удивительное знание её. Написанные им деревья и травы, речушки, холмы и равнины, сельские дороги и лесные чащобы всегда выглядят в точности, как живые. В 1970-х гг. художник стал членом кружка аквафортистов и в этом качестве зарекомендовал себя как лучший из всех. Художник при жизни пользовался заслуженной славой, он постоянно работал, и его работы регулярно выставлялись.

Последнюю свою великую работу, «Корабельную рощу», художник успел закончить в год смерти. Иван Шишкин скончался внезапно, занимаясь любимым делом. Он умер быстро, во время работы над картиной, и когда ученик Шишкина подбежал к упавшему мастеру, тот уже не дышал. Картина, которую так и не дописал Шишкин, называлась «Лесное царство» — это был очередной пейзаж его любимой России.

Линия жизни

13 января 1832 г. Дата рождения Ивана Ивановича Шишкина.
1852-1856 гг. Учёба в Московском училище живописи и ваяния.
1857 г. Поступление в Петербургскую академию художеств.
1858 г. Первая Большая серебряная медаль Академии за пейзаж Валаама.
1861 г. Поездка в Мюнхен.
1863 г. Переезд в Цюрих, затем Дюссельдорф.
1865 г. Получение звания академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
1866 г. Возвращение в Санкт-Петербург.
1870 г. Начало работы над гравюрами «царской водкой».
1873 г. Получение звания профессора.
1889 г. Создание картины «Утро в сосновом лесу».
1894-1895 г. Руководство пейзажной мастерской Академии художеств.
8 марта 1898 г. Дата смерти Ивана Шишкина.

Памятные места

1. Мемориальный дом-музей И. Шишкина в Елабуге, где родился художник.
2. Академия художеств в Санкт-Петербурге, где учился И. Шишкин.
3. Мюнхен, куда художник ездил продолжать образование.
4. Дюссельдорф, где И. Шишкин был в 1863 г.
5. Дом № 10 по 5-й линии ВО в Санкт-Петербурге, где жил Шишкин в 1880-1882 гг.
6. Дом № 30 по 5-й линии ВО в Санкт-Петербурге (доходный дом И. Шмидта), где Шишкин жил в 1882-1898 гг.
7. Выра, где Шишкин приобрёл усадьбу и где жил со второй женой.
8. Смоленское православное кладбище , где первоначально был похоронен И. Шишкин.
9. Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, куда был перемещён прах художника в 1950 г.

Эпизоды жизни

Учась в Академии, Шишкин никогда не упускал возможности выезжать на природу и совершенствовать своё мастерство. Настоящим толчком в его творчестве стали посещения Валаама, за пейзажи которого художник получил свои первые медали.

Первоначально знаменитое «Утро в сосновом лесу» («Медведи») было подписано именами обоих авторов, но коллекционер П. Третьяков стёр оттуда фамилию Савицкого.

На надгробном памятнике И. Шишкину была проставлена неправильная дата рождения: 1812 г. Памятник не переделывали, и эта надпись сохранилась на нем вплоть до сегодняшнего дня.


Документальный фильм «Иван Шишкин» из серии «Художник в Третьяковской галерее»

Заветы

«Россия - страна пейзажей».

«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок».

«Пейзаж должен быть не только национальным, но и местным».

Соболезнования

«Как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью… Публика ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения выходит всё изящнее и блистательней».
Илья Репин, художник

«Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом… Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие - мальчишки и щенки перед ним… Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-„школа“».
Иван Крамской, художник

«Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
А. Комарова, племянница И. Шишкина

Шишкин Иван Иванович -основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.

Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:" ... просто поле, лес, реку, - и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды." В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: "Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры...Природу должно искать во всей ее простоте..."

Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.

Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.

Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли "фотографом русской природы", - одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.

Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован...сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой...

(Ф. Тютчев)

Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.

Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.

Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.

"Корабельная роща" - лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.

Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.

Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину "Полдень" произведением большой художественной ценности.

В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы - сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

Это излюбленная тема Шишкина - тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.

Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина, обнаружилась народность его восприятия природы. В нем художник создал образ большой эпической силы и подлинно монументального звучания.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь - от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов, и они тотчас скрывают ее. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.

Картина "Рожь" - это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатство природы, которым она вознаграждает труд человека, - вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.

Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.

В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.

биография и творчество

Родина одного из самых известных, даже культовых художников России - город Елабуга . Он родился в этом провинциальном местечке 13 января 1832 года. В будущем стал известен, как пейзажист, с фотографической точностью передающий мельчайшие детали природы родного края.

Портрет И.И. Шишкина работы И.Н.Крамского

Семья и учеба

На формирование взглядов и творческого стиля Шишкина большое влияние имел отец. Небогатый купец, увлекавшийся археологией и написавший «Историю города Елабуги» был тем человеком, который сумел передать все свои знания сыну. Шишкин-старший продавал зерно, а на собственные средства реставрировал старинные здания Елабуги, разрабатывал систему местного водопровода.

Путь будущего художника был предопределен с самого детства. Он поступил в 1-ю Казанскую гимназию, но не закончил учебное заведение. В пятом классе Шишкин оставил учебу, вернулся домой и все своё внимание уделял рисованию с натуры. На протяжении четырёх лет писал леса Елабуги, и в 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Автопортрет

Судьбоносной для Ивана Шишкина была выставка кавказских горных видов Л. Лагорио и маринистических картин И. Айвазовского. Там он увидел полотно, которое очаровывает и вдохновляет многих. Это был «Девятый вал» Айвазовского. Ещё один фактор, определивший дальнейшее творчество художника - учеба в классе Мокрицкого, восхищавшегося творчеством К. Брюллова. Преподаватель смог разглядеть в тихом, даже застенчивом студенте талант и всячески поощрял его занятие пейзажной живописью.

В 1856 году Шишкин окончил училище и поступил в Академию художеств г. Петербурга. В первый же год учебы был удостоен серебряной медали. Награда досталась ему за карандашный рисунок и вид Петербурга, выполненный кистью. Художник стал одним из лучших учеников Академии, и в 1860 г. окончил её с Большой золотой медалью. Такая высокая награда давала право поездки за границу на три года для совершенствования творческого мастерства. Но Шишкин предпочел место, где прошло его детство и отрочество - Елабугу.

Заграничные перипетии

За пределы России художник выехал только в 1862 году. Он посетил Цюрих, Мюнхен, Женеву и Дюссельдорф. Знакомился с работами известных живописцев и учился у самого Р. Коллера. В этот же период по заказу Н. Быкова написал


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»,


за нее получил звание академика.

Шишкин постоянно совершенствовал своё мастерство, разрабатывал собственный стиль. Чего стоят одни рисунки пером, скрупулезно передающие детали окружающих предметов! Две таких работы до сих пор в числе экспонатов Дюссельдорфского музея.

В 1865 году Шишкин возвращается в Россию. Он уже признанный и узнаваемый художник, способный на творческие свершения. В работах начала 1860-х гг. прослеживаются попытки добиться максимального сходства с натурой. Это, как видно из картины

«Рубка леса»,

несколько нарушает целостность пейзажа. Долго и упорно работая, художник преодолевает академические постулаты отвлеченного пейзажа и создает ряд картин. Примером «переродившегося» мастера может послужить полотно

«Полдень. В окрестностях Москвы».

Картина наполнена светом, от нее веет умиротворением и спокойствием, она способна создать радостное, даже блаженное настроение.

Место леса в творчестве Шишкина

В 1870 году он стал одним из учредителей Товарищества передвижников и на вторую выставку общества представил картину

«Сосновый бор».

Работа и по сегодняшний день поражает цельностью колористики, фотографичностью передачи природы и невероятным сочетание красок.

Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы - «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Живописец удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра. Полотна с изображением леса, выполненные в единой цветовой гамме, в полной мере раскрывают талант художника.

Творческие приемы

Самая известная картина мастера -

«Утро в сосновом лесу»,

представленная на выставке передвижников в 1889 году. Популярность работы в том, что она наполнена безмятежностью, ожиданием чего-то прекрасного и является символом родины. И пусть медведей написал К. Савицкий, каждый из нас ассоциирует этих животных с маленькими детьми.

Итог всего творческого пути Шишкина - полотно

«Корабельная роща» (1898 г).

Оно завершено по всем законам классицизма, в полной мере раскрывает художественный образ. У картины есть ещё одно свойство - невероятная монументальность.

Скончался И. И. Шишкин в своей мастерской 8 (20) марта 1898 года. Он так и не закончил картину «Лесное царство», но оставшееся наследие и по сегодняшний день способно затронуть душу наших современников.



Сестрорецкий бор 1886


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Берёзовый лес 1871

Дуб. роща1887

Берёзовая роща

Берёза и рябинки 1878

Перед грозой 1884

Среди долины ровныя... 1883


Вид в окрестностях Петербурга 1865

Зима в лесу, иней 1877

На севере диком

Над набережной 1887

Хвойный лес 1873


Зима 1890

Хвойный лес. Солнечный день 1895


Рожь 1878


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии


Вечер 1871


Вид на взморье


Дождь в дубовом лесу 1891

Осенний пейзаж. Парк в Павловске 1888

Лес 1897


Ранняя осень 1889

Осенний лес 1876


Горная дорожка. Крым 1879


Золотая осень 1888


Зимний лес

Сосновый лес


Лес в Мордвинове. 1891


Грибники

Ручей в берёзовом лесу 1883


Дали


Зима. Подмосковье. Этюд

Сосны. освещённые солнцем


Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга. 1869

Две женские фигуры 1880-е


Дети в лесу


Первый снег 1875


Прогулка в лесу 1869


Дубки 1886


В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом 1879

Сосна на скале. 1855


Лес вечером 1868-1869



У берегов Камы близ Елабуги


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.