В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства. Выбор анны толстовой Биеннале на крымском валу что смотреть онлайн

В Третьяковской галерее на Крымском Валу можно увидеть один из самых ожидаемых выставочных проектов «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» — новый вариант постоянной экспозиции новейших течений.

Это уже четвертый с начала 2000-х годов показ и кураторская интерпретация процессов, происходивших в актуальном искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Каждый раз ракурсы экспонирования менялись и вызывали острые и заинтересованные обсуждения в профессиональном сообществе и у публики.

Настоящий проект — единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.

Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.


В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие — Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для Галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны — недостающие ранее имена и целые направления.

В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.

Смысл «перезагрузки» 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Галереи. Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х».


В экспозиции представлено более 200 работ, половина из которых принадлежала Леониду Талочкину и сейчас впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации. Именно благодаря коллекции Талочкина музей получил возможность артикулировать и достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.

Кураторы и хранители отдела новейших течений вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.

Специально к проекту разработана параллельная образовательная программа «Философия после искусства», которая включает серию лекций и дискуссий. Идеолог программы Дмитрий Волков, бизнесмен и меценат, кандидат философских наук и член Попечительского совета Фонда поддержки Третьяковской галереи, совместно с куратором выставки, заведующим отделом новейших течений Кириллом Светляковым приглашают современных художников, философов и зрителей взглянуть на работы, представленные в экспозиции, под другим углом и подискутировать на тему свободы воли и связи искусства и технологий.

В столице все готово к открытию седьмой московской биеннале. Событие, которого ждут все, кто связан с миром искусства. Гостями фестиваля станут десятки тысяч человек. На протяжении нескольких месяцев в стенах Третьяковской галереи на Крымском валу будут представлены работы около полусотни художников с мировыми именами. Участие в биеннале принимают также 73 галереи по всему городу.

Виртуальная реальность от самой неординарной певицы планеты. Исландка Бьорк привезла в на седьмую московскую биеннале свою персональную выставку, которая уже наделала немало шума в США, Австралии, Японии и Великобритании. Дело в том, что панорамная видеоинсталляция подробно описывает переживания певицы после разрыва с бывшим мужем. На груди Бьорк буквально зияет рана.

Кстати, бывший муж Бьорк, Мэтью Барни тоже покажет в Москве четыре новые картины из серии «Космическая охота», и это - самые дорогие работы на выставке. Всего на биеннале будут представлены 155 арт-проектов из 24 стран.

«Мы делали все, чтобы людей пришло как много больше. Это и приложение, и навигация, и очень активная работа. Это первый проект современного искусства на моей памяти с маркировкой 0+. Любая работа здесь при понятной взрослой многослойности и сложности, когда обсуждаются проблемы загрязнения окружающей среды, распространения ядерных отходов или отношения художников к войне, эстетически настолько безупречная, интересная и яркая, что детям это будет интересно», - сказала президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская.

В ближайшие четыре месяца Новая Третьяковка на Крымском валу станет площадкой для самых смелых фантазий современных художников. Для одного только проекта Бьорк провели 600 метров кабеля. Кто бы мог вообразить, что на пол выставочного зала разрешат вылить 150 кг эпоксидной смолы, а по соседству обрабатывают землю, которую с трудом занесли сюда в шести огромных ящиках.

Даши Намдаков родился в Забайкалье. Он часто обращается к природе, оживляя ее. Вот и сегодня любой желающий может перенестись к озеру Байкал, где сейчас устанавливают эту скульптуру.

Знаменитого художника Олафура Элиассона вдохновила родная Исландия: причудливый ландшафт и меняющаяся погода. Он решил создать что-то прямо противоположное хаосу дикой природы - идеальные геометрические формы. Оптическая иллюзия, которую мастер достигает с помощью свойств света.

А творческий дуэт из Германии «Аврора, Зандер», наоборот, используют самые обычные предметы. Например, скульптуру собрали из четырех швабр, а внутри - туфли на подошве из щетки. Такая вот домработница.

Возможно ли поймать облака? Да, утверждает французская художница Мари-Люс Надаль. Она придумала свою фабрику про производству облаков. С помощью сложного механизма увидеть уникальное природное явление можно не на высоте полета самолета, а прямо в комнате.

Сиссель Толаас всю жизнь коллекционировала запахи. С помощью нанотехнологий она хранит их в металлических полусферах. Запах держится в течение шести месяцев, а чтобы почувствовать его, нужно лишь потереть рукой по крышке. Свежескошенная трава, табак или газ после утечки - попробуйте угадать. А еще Сиссель обещала создать новый уникальный аромат - аромат седьмой московской биеннале.

В отличие от Венецианской биеннале, Московская открывается не весной, а осенью. 18 сентября в Новой Третьяковке количество пришедших на вернисаж было сравнимо со знаменитой очередью на Серова. По своему замыслу биеннале входит в «мировую сеть художественных форумов», а значит, отсылает не только к венецианской, но и к другим значимым выставкам: проходящей в разных городах «Манифесте», кассельской «Документе», а также биеннале в Стамбуле, Сан-Паулу и Китае.

Начиная с прошлого года в руководстве биеннале произошел ряд кадровых перестановок: должность комиссара, которую занимал Иосиф Бакштейн, упразднили, зато создали экспертный совет. Председателем стал Семен Михайловский, ректор Академии художеств в Петербурге и комиссар российского павильона в Венеции в 2017 году. Среди других экспертов — искусствоведы, директора московских музеев и кураторы предыдущих московских биеннале Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Жан-Юбер Мартен, Иосиф Бакштейн и многие другие. Экспертный совет выбирает куратора биеннале и утверждает предложенную программу — им в этом году стала Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио.

О кураторе

Хасегава — куратор старшего поколения, которая в этом году отметила 60-летний юбилей. За свою карьеру она принимала участие почти во всех перечисленных выше выставках — курировала японский павильон в Венеции, а также возглавляла Шанхайскую и Стамбульскую биеннале. Ее концепцией для Московской биеннале стали «Заоблачные леса», что должно было объединить вместе взрослое поколение художников и молодое. Метафора очень прозрачная. Облако — это виртуальный мир, где мы храним свои идеи, а лес — это их материальное воплощение в реальности. Современные художники, по ее мнению, работают на стыке этих двух миров. Как объясняет сама Хасегава в интервью: «Лес — это то, что вызывает ассоциации с ремеслом, ручным трудом, традициями. И метафора облаков — это метафора нового пространства, интернета, где происходят новые коммуникации».

Изначально площадкой для биеннале должен был стать Манеж, но затем ее перенесли в здание Третьяковской галереи на Крымском Валу. Там буквально пару недель назад закрылась выставка одного из главных перформансистов современности Тино Сегала, организованная фондом Леонида Михельсона V-A-C Foundation. Принимая в очередной раз экспозиционный проект со стороны, Новая Третьяковка, таким образом, вполне естественно становится площадкой, где западное современное искусство экспонируется в контексте русского искусства ХХ века, а здание ЦДХ все больше воспринимается как соответствующий этому памятник модернизма, а не площадка для всевозможных ярмарок и полусамодеятельных концертов.

Кого смотреть

Больше всего разговоров, конечно же, о работах Бьорк и Мэтью Барни, которых связало не только творчество, но и отношения. Впрочем, неподготовленной публике скорее известно имя певицы, чем художника, — ее инсталляции построены на VR-технологии и непосредственно связаны с альбомом «Vulnicura». Есть и видео, снятые внутри рта Бьорк, и те, где она танцует на фоне родных меланхоличных пейзажей Исландии. У Барни здесь представлена серия рисунков «Космическая охота», где показаны волки в окружении космических тел.

Куда больше Бьорк и Барни в арт-мире котируются датчанин Олафур Элиассон и француз Пьер Юиг. Элиассон, скандально известный своими инсталляциями в Версале, представил новую работу «Пространство резонирует от нашего присутствия». Название говорит само за себя, и это лучше ощутить на собственном опыте. Юиг отсылает к теме гуманизма — его видеоработа Human Mask рассказывает необычную историю о Фукусиме после катастрофы. Героиня — обезьяна в маске девушки. Согласно легенде, она действительно работала официанткой в токийском ресторане, где ее и заметил художник.

Нельзя забывать здесь и о том, что в экспозиции представлен и дизайнер Хуссейн Чалаян, который, как и следует художнику совриска, переосмысляет потребительское отношение к одежде. Его театрализованные показы действительно иногда граничат с перформансом — работы Чалаяна Хасегава поместила в залах рядом с Кандинским. Среди русских художников в основной программе представлены Илья Федотов-Федоров, Анастасия Потемкина, Алескей Мартинс и другие, представившие работы на тему взаимодействия человека и природы. Произведение последнего, например, называется «Ментальные дрова» и показывает скульптуры животных, напоминающие утварь народов Сибири. Но не стоит забывать и о параллельной программе — в Дарвиновском и Биологическом музеях, в МоМА и МАММе, на «Винзаводе» и в большом количестве отдельных московских галерей.

Критика биеннале

«Для путинского режима, наверное, искусство и должно быть эквивалентом комнатного растения, желательно без колючек и сложностей в содержании. Так что эта биеннале идеально для него подходит», — пишет художник Анатолий Осмоловский о впечатлениях от Московской биеннале. И он не один — люди жалуются не только на «потный ад», но и на саму программу. Критик и искусствовед Ирина Кулик сравнила смотр с аккуратным комнатным растением, а профильные СМИ больше хвалят куратора Хасегаву, а не саму биеннале. Проверить, как все на самом деле, можно до 18 января в здании на Крымском Валу.

Седьмая Московская биеннале современного искусства стартует 19 сентября: в этот день в Новой Третьяковке открывается основной проект «Заоблачные леса» при участии Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни, а выставки параллельной программы, как водится, будут разбросаны по всему городу.

В этом году биеннале претерпела ряд важных изменений: во-первых, впервые за свою историю она будет длиться четыре месяца - аж до 18 января 2018 года. Во-вторых, сменилась команда: с поста комиссара ушел ее основатель Иосиф Бакштейн, который в 2005 году придумал Московскую биеннале на пару с куратором Виктором Мизиано. Теперь бал правит экспертный совет, в который вошли директора музеев, кураторы и прочие функционеры от культуры, по воле которых сменился и учредитель проекта - под запуск нынешней биеннале специально был создан фонд «Биеннале современного искусства». The Village отобрал десять выставок 7-й Московской биеннале современного искусства, которые пропускать категорически нельзя.

Текст: Татьяна Сохарева

Основной проект

«Заоблачные леса»

Предыдущая Московская биеннале, которую курировали Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, проходила на ВДНХ. Она была своего рода ответом на назревший кризис формата: вместо развесистой трехэтажной выставки, какой, как правило, предстают биеннальные проекты, кураторы под меланхоличным лозунгом «Как жить вместе?» запустили непрерывный процесс сменяющих друг друга лекций, дискуссий и круглых столов. Под их аккомпанемент художники создавали свои работы на глазах у зрителей, но, увы, организаторы прогадали. Поставив принцип work in progress во главу угла, кураторская команда на выходе получила биеннале, которая больше не походила на имиджевый проект, призванный легитимизировать современное искусство в глазах российских культурных чиновников, а заодно и чурающейся его массовой аудитории, - она работала ровно наоборот.

Юко Хасэгава, директор Музея современного искусства Токио и куратор нынешней биеннале, сразу пообещала обойтись без экспериментов с формой и представила вполне традиционную выставку. Кстати, благодаря ей в историю Московской биеннале вошло еще одно новшество: Хасэгава впервые отбирала работы российских участников основного проекта через открытый конкурс, заявку на который мог прислать любой желающий. Созвав «креативное племя художников», она предложила поэтическую - и открытую практически любым интерпретациям - тему «Заоблачные леса», из которой выросло исследование о влиянии новых технологий на общество и природу.

Проект соединил работы 52 художников из 25 стран мира. Среди них есть очевидные суперзвезды вроде Мэтью Барни, который привезет в Москву специально созданную для биеннале серию «Космическая охота», его бывшей жены - исландской певицы Бьорк и Олафура Элиассона со световой инсталляцией «Пространство резонирует от нашего присутствия». Российские художники представлены в диапазоне от уже успевшего распасться звездного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского до таких молодых авторов, как Илья Федотов-Федоров и Михаил Толмачев. Все они попытаются осмыслить мир как цельную экосистему, в которой технологии, искусство и медиа составляют единый организм. Будет ли он жизнеспособным, узнаем в Новой Третьяковке, куда биеннале, к слову, тоже въехала впервые - видимо, чтобы повысить статус события.

Где: Новая Третьяковка

Параллельная программа

На фотографии: «Заоблачные леса»

«Коллекция Биомуз / Наши березы, ваши березы»

В Биологическом музее группа шведских и российских художников решила перекодировать экологический вектор основного проекта на национальный лад и исследовать, каким образом национальная культура может присвоить себе, например, березу - дерево, которое растет почти повсеместно в северном полушарии. Проект «Наши березы, ваши березы» представляет собой несколько видео, которые будут проигрываться в разных залах музея среди естественно-научных коллекций. Среди них - фильм о садовых цветах, которые при определенном ракурсе выглядят как экзотические кущи, балет теней на морском берегу и исследование флоры и фауны старинного европейского парка.

Где: Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева

«Проспект непокоренных»

Московский музей современного искусства продолжает исследовать петербургское искусство на московской земле: начав с ретроспективных выставок таких идолов, как Владислав Мамышев-Монро и Тимур Новиков, он продолжает эту линию проектом «Проспект непокоренных». Студия «Непокоренные» была основана десять лет назад выпускникам академии Штиглица и считалась одним из немногих анклавов современного искусства на художественной карте Петербурга. Впрочем, к сегодняшнему дню Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева уже давно примелькались как в Москве, так и на международных биеннале, да и, честно сказать, перестали ассоциироваться с тем локальным контекстом, с которого начинали. Тем не менее «Непокоренные» остаются сообществом, требующим серьезного осмысления - как вместе, так и порознь.

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

Recycle Group. Template of Life

(цикл «Прощание с вечной молодостью»)

Проект Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) как нельзя лучше вписывается в концепцию Юко Хасэгавы. Инсталляция Template of Life - это специальная капсула, которая должна передать зрителю ощущения компьютера в момент отключения от сети посредством визуальных и звуковых эффектов, уравняв, таким образом, человека и машину на уровне чувств. Для Recycle, как и для прочих участников выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», эта выставка является своего рода итогом, хотя на деле лишь продолжает намеченную ими линию исследования мира, в котором человек перестал быть венцом творения, уступив место другой креатуре - новым технологиям. Попытка «Винзавода» осмыслить культ молодости началась с проекта живописца Егора Кошелева, который продолжили выставки Евгения Гранильщикова, Арсения Жиляева, группировки ЗИП и других художников - всего 12 проектов.

Где: «Винзавод», Цех Красного

Ирина Нахова. «Битва инвалидов»

Ирина Нахова считается изобретательницей «тотальных инсталляций», опередившей Илью Кабакова с его пространствами коммунального человека. При этом она одна из немногих представительниц того поколения, кто сумел перекодировать концептуальные практики 70-х на новый лад. Интерактивная инсталляция «Битва инвалидов» лишь отдаленно напоминает ее знаменитые «Комнаты» - особые пространства, которые художница конструировала у себя дома, становясь, таким образом, творцом и жильцом своих произведений. На этот раз она превратила пространство галереи в поле битвы, на котором Запад схлестнулся с Востоком, а реплики японского воина - с речью древнегреческого атлета. Однако ее интересует не столько столкновение двух великих цивилизаций, сколько то, как классическое искусство взаимодействует с современностью - особенно с современным зрителем.

Где: Pop/off/art gallery

На фотографии: Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

«Позади Москва. Пейзаж, натюрморт, портрет в творчестве московских художников»

Сложенный из нескольких десятков осколков портрет Москвы образца XX века представляет фонд In Artibus: более 50 произведений московских художников - от Аристарха Лентулова и Роберта Фалька до Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга - создают свой образ столицы, через который здесь осмысляется феномен московской живописной школы. Быт, персонажи и целый клубок культурных наслоений, ассоциирующихся с Москвой уходящей или уже ушедшей навсегда. Перечень художников-москвичей воистину впечатляет: Илья Машков и Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Роберт Фальк, Анатолий Зверев и Дмитрий Краснопевцев, Михаил Рогинский и Борис Касаткин.

Где: In Artibus Foundation

«Оргия вещей»

В рамках проекта Владимира Логутова и Ильи Саморукова вещи, по завету французского философа Бруно Латура, наконец-то дадут отпор: вместе с группой художников (среди них - Игорь Самолет, Иван Горшков, Анастасия Кизилова, Роман Минаев и Алек Петук) кураторы исследуют связи между объектами и их способность быть или притворяться искусством. Однако если Латур грезил о «парламенте вещей», в котором каждый объект имеет собственную ценность, статус и место в иерархии, то Логутов и Саморуков обещают устроить настоящую оргию, освобождающую вещи как от своего изначального предназначения, так и от необходимости быть искусством.

Где: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Илья Федотов-Федоров. «Инстинкт сохранения»

Еще один певец постгуманизма - Илья Федотов-Федоров, художник и биолог-генетик по образованию, - создал музей-лабораторию, в которой разнообразные скелеты, пробирки, схемы и чертежи образуют сокровищницу, какой мог бы владеть мир после исчезновения человека. Органическая природа здесь слилась с неорганической материей, а животные и растения мутировали так, что ни одному писателю-фантасту и не снилось. Так могла бы выглядеть кунсткамера будущего, если бы ее было кому поддерживать. Апроприируя научные методы описания мира в художественных целях, Федотов-Федоров, по сути, показывает, что любое знание, которым мы сегодня владеем, - лишь конструкт, созданный нами для упрощения коммуникации.

Где: Fragment Gallery

Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

Кеичи Танаами - один из лидеров японского поп-арта, который сумел переплавить детские воспоминания о войне и оккупации в причудливый гибрид манги, классической японской гравюры, журнальной иллюстрации и рекламы. Познакомившись с Энди Уорхолом, Танаами, на тот момент снимавший экспериментальное анимационное кино, позаимствовал его стратегию и очень быстро стал одним из ведущих поп-артистов Японии. Он рисовал антивоенные плакаты, обложки для музыкальных альбомов и эротические картины с участием голливудских актрис, а в какой-то момент даже стал художественным руководителем японской версии Playboy. На выставку в Москву приедут его новые живописные работы, скульптура и видео-арт.

Где: галерея Гари Татинцяна

Хаим Сокол. «Бумажная память»

Память - пожалуй, единственная материя, с которой имеет дело художник Хаим Сокол. Он добывал ее, сопрягая между собой поломанные игрушки, газетные вырезки и прочий сор, оставшийся за бортом истории - личной и коллективной. Таким же «сором», отвергнутым современным обществом, стали для него мигранты, которым Сокол посвятил свои социально заряженные проекты. В этот раз он обратился к истории пространства, в котором проходили многие его знаковые выставки - архиву «Фабрики», - и создал серию графических работ, посвященных бумаге, которую производили здесь до превращения пространства в арт-кластер.

Где: ЦТИ «Фабрика»

фотографии: обложка - Laure Prouvost, 1 - Mathieu Merlet-Briand, 2 - Gert Jan van Rooij, 3 - предоставлено галереей Гари Татинцяна и студией художника