Символизм направление в искусстве и литературе. Школьная энциклопедия. Идеи символизма и его эстетика

На рубеже XIX- XX веков художники, поэты, композиторы пытались создать эстетическую утопию, окно в неведомый таинственный и поэтический мир, граничащей с погружением в сон или царство утонченной красоты природы и самого человека – высший, совершенный и прекрасный. Это был новый вид ностальгии или даже своеобразная религия. Чувствуя бездушие и цинизм современного общества, художники предпочитали скрываться от него в мире собственных размышлений. Неожиданно оказавшийся перед лицом бездны, какой порой представлялся современникам выход в новый век, обуреваемый всевозможными предчувствиями и противоречивыми страстями, художник пытался нащупать новые точки опоры в пошатнувшемся мироздании.

Таково было новое творческое мышление Европы – искусство символизма, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro».

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. А искусство - ключ к тайне.

Индивидуалистическое по своей сути искусство символизма в какой-то мере отразило неприятие буржуазной действительности, предчувствие мировых социально-исторических потрясений.

В различных регионах символизм проявил себя по-разному. Здесь и декадентские настроения, мрачные, тревожные фантазии, поклонение увяданию и упадку, смутным и недостижимым идеалам, культ красоты как высшей ценности. Самобытный символизм стран Скандинавии с отсылкой к фольклору в литературе и музыке и чертами примитивизма в живописи. Свой необычный вариант символизма представили страны Восточной Европы. Русский символизм воспринял от западного многие эстетические установки, однако в процессе творческого оформления в самостоятельное течение он обрёл существенное национальное своеобразие.

Открыто противопоставили своё творчество реальному миру символисты разных стран – живописцы Гюстав Моро и Пюви де Шаванн во Франции, Яцек Мальчевский в Польше, Лайош Гулачи в Венгрии, Арнольд Бёклин в Швейцарии, Франц фон Штук и М. Клингер в германии, Микалюс Чюрлёнис в Литве, Михаил Врубель в России, графики Обри Бердслей в Англии, Филисьен Ропс в Бельгии, создавшие полуфантастические композиции, проникнутые мистическими настроениями. В их творчестве отразились поиски особого художественного языка, способного ритмикой линий и цветовых сочетаний выразить сложный символический смысл.

Предвосхищением экспрессионизма как особого направления в искусстве стали заострённые, гротескные образы-символы в живописи бельгийца Д.Энсора и норвежца Э.Мунка, отразившие страх перед уродством и бесчеловечностью буржуазной действительности.

Символизм, выросший из позднего романтизма, внёс богатый мир романтической символики в стиль модерн.

Одними из основоположников символизма в литературе называют Шарля Бодлера, считавшего символизм единственно возможным способом отражения реальности и Стефан Малларме, который, по словам Жана Мореаса, «открыл ощущение таинственного и невыразимого». В русской поэзии, начиная с 1900-х гг., символизм получил развитие в творчестве А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, В. Иванова и др. В своих произведениях они выражали не столько индивидуалистические переживания одиночества, сколько поиски целого нового миросозерцания.
Это далеко не полный список творцов-символистов.

На лекции мы познакомимся с ярчайшими представителями символизма и их творчеством, а также с критикой данного направления. Перенесёмся в другую эпоху – время рубежа веков…Окунёмся в атмосферу таинственности, получим тайные знания из символов и образов в поэзии и живописи.

Лектор — Янина Барабашова

Хотя символизм в живописи принято считать отдельным стилем, ни один искусствовед не сможет дать его четкое определение и загнать в четкие рамки. Вообще, когда говорят о символизме, то подразумевают направление в европейской философии и литературе, а в дальнейшем и в живописи, которое возникло на рубеже 19 и 20 веков. Но если быть более честным, истоки символизма стоит искать еще раньше, примерно в 13 веке. Именно на этот период пришелся расцвет Инквизиции, которая путем цензуры запрещала все неугодное Богу, точнее Церкви. Поэтому чтобы выразить свои мысли, художники прибегали к различным символам, истинный смысл которых был понятен только узкому кругу посвященных. А некоторые историки искусства уводят корни символизма еще дальше, и связывают его с иконописью. Однако, точно известно только дата возникновения термина — его ввел в оборот французский поэт Жан Мореас в 1886 году.

Вне зависимости от вида искусства, главная идея символизма состоит в том, что наш мир — всего лишь смутное отражение совершенно другого мира, но именно он является настоящим. Все, что происходит вокруг нас, символисты считали следствием невидимых и не понятных нам причин. Адепты символизма отрицали науку, были агностиками, и считали, что человеческий разум слишком часто ошибается, поэтому ему нельзя верить. Только краткий миг прозрения, который происходит во время творческого процесса, может ненадолго открыть темную завесу тайны над миром иллюзий. Именно поэтому символисты отводили особую роль творческим личностям.

Зародившийся во Франции символизм, в живописи так и не стал полноценным стилем, хотя бы потому, что не создал собственного художественного языка, а использовал уже существующие приемы: гротеск, осознанное использование гипертрофированных формы и ярких цветов. Однако это не помещало ему стать предшественником художественного авангарда 20-го века. Наиболее популярными темами символизма в живописи были: любовь страдание, смерть, предчувствие каких-то событий. Персонажей и сюжеты художники-символисты брали из библейских историй, античной мифологии, исторических событий. Символизм оказал сильное влияние на живопись во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Норвегии, где его считали отдельным стилем. Среди европейских художников-символистов наиболее известны П. Гоген, Э. Мунк и О. Редон. Среди художников Нового Света стоит отметить Фриду Кало. В России символизм был достаточно популярен, но, в первую очередь, в литературе. Среди художников идеи символизма пропагандировали Врубель и Борисов-Мусатов. С момента официального возникновения символизма прошло примерно полтора века, у него до сих пор есть почитатели, как среди публики, так и среди художников. Может быть дело в том, что присутствие символов на картине заставляет зрителя интенсивно работать, как разумом (думать, чувствовать), так и подсознанием и интуицией. Благодаря этому зритель также проводит некую творческую работу, что ставит его на одну ступень с художником, в широком смысле этого слова.

Символизм

Направление

Символи́зм (фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-1880-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символику, недосказанность, намёки, таинственность и загадочность.

«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, вот формула символизма».

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. Иннокентий Анненский указывал:

«Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Лотреамона.

Явление символизма Лев Троцкий объясняет просто «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство - ключ к тайне.

Понятие и образ Тайны, таинственного, мистического проявляется как в романтизме, так и в символизме. Однако, романтизм , как правило, исходит из того, что «познание мира есть познание самого себя, ибо человек - величайшая тайна, источник аналогий для Вселенной» (Новалис). Иное понимание мира у символистов: по их мнению, подлинное Бытие, «истинно-сущее» или Тайна - есть абсолютное, объективное начало, к которому принадлежат и Красота, и мировой Дух.

Вячеслав Иванов в своей работе «Заветы символизма» ёмко и по-символистски образно выразил художественные признаки и эстетические принципы собственно «символического» направления в искусстве (сказанное здесь о поэзии вполне применимо и к остальным видам искусства):

Удивительной магией символистичной образности проникнуты такие строки Константина Бальмонта, проливающие свет и на эстетические принципы символизма:

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, - основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто всеобъемлющей. Поэтические образы-символы, как будто приподнимающиеся над реальностью, дающие поэтический ассоциативный ряд, воплощаются у поэтов-символистов в звукописной, музыкальной форме, причем звучание самого стихотворения имеет не меньшее, а то и большее значение для выражения смысла того или иного символа. Константин Бальмонт так описывает собственные ощущения от звуков, из которых затем складываются поэтические слова:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия:

Символизм – направление в живописи, которое обильно использует образность, шифры, отсылки и кодировки.

В соответствии с теорией искусств, символизм в живописи возник во второй половине XIX века и продолжил становление в начале XX века.

При этом еще в эпоху Средневековья было создано немало произведений искусства в жанре символизма - художники и иконописцы шифровали свои послания потомкам и загадывали загадки современникам.

Сам же термин “символизм” появился в 1886 году благодаря французскому поэту Жану Мореасу.

Присутствие символов в живописи заставляет зрителя активно думать, задействовать подсознание, интуицию с целью лучше понять и принять (или не принять) задумку автора полотна. Самым ярким примером символизма можно считать иконопись - язык написания икон очень своеобразен.

Символизму также приписывают и “правила чтения”: существуют целые эмблематические сборники для расшифровки изображений. Но точно так же, как в литературе бытует мнение, что “цитата - это протез для мысли”, подобным образом можно упрекнуть и “символические” справочники с правилами для чтения изображений.

Зачем же обращаться к чужим толкованиям? Каждый воспринимает изображение по-своему, в меру своего чувственного опыта, уровня развития и интеллекта. Язык всех видов искусства - универсален, каждый зритель, созерцая картину художника-символиста, обязательно увидит в ней что-то своё.

Интерпретировать картину художника-символиста - это очень увлекательное занятие. Не оглядываясь на чужое уже сформировавшееся мнение, прочитаем скрытое и переданное на языке символов послание автора самостоятельно: на примере картины мексиканской художницы Леоноры Каррингтон (1917-2011). Леонора Каррингтон - одна из немногих женщин художниц-сюрреалистов, которая писала картины в жанре, где в основном правят бал художники-мужчины.

Большой интерес для толкования представляет работа “The Inn of the Dawn Horse”, написанная в 1936-1939 г.г. [“Постоялый двор лошади Утренняя Заря” - англ.] - это автопортрет Леоноры Каррингтон. Полотно считается первой и главной работой художницы в жанре сюрреализма.

Итак, на первый взгляд на картине изображена девушка, безучастно сидящая одна в пустой комнате на стуле, оформленном в стиле Викторианской эпохи. При внимательном рассмотрении мы можем увидеть ножки стула и подлокотники в виде человеческих конечностей - рук и ног. Эпоха, когда в Англии правила королева Виктория характеризуется строгостью моральных устоев - сама королева подчинила свою жизнь долгу и семье и требовала этого от своих подданных.

Девушка одета в мужскую одежду - наездника, что придаёт ей мужские черты, и она выглядит как некое двуполое существо. На девушке абсолютной белизны брюки - белый цвет символизирует чистоту, непорочность. И именно потому, что это белые именно брюки как часть одежды - приходит мысль о том, что эта девушка всегда отказывала себе в сексуальных удовольствиях.

Её волосы беспорядочно растрепаны, а взгляд - безумен, и вся её поза выражает некую пассивность. Её правая рука застыла в жесте - руки, протянутой для поцелуя. На стене висит огромная лошадка-качалка - символ памяти о детских мечтах и надеждах, когда каждая девушка знает, что у неё в жизни получится всё. Судя по тому, что рядом с девушкой в комнате находится полосатая гиена - это её реальная неудавшаяся жизнь, которую художница и изобразила в виде неприятной, неопрятной гиены с такими же безумными глазами как у девушки.

Рядом с пессимистичностью настроя, чувством безысходности, так свойственным всем творящим в жанре символизма художникам, вселяет надежду изображение парящей с легкостью белой лошади - за окном комнаты, в которой находится девушка. Там, где-то там, вдали, впереди - есть, есть легкость, есть исполнение желаний, возможно достижение счастья, а также обретение женщиной свободы и независимости… Необходимо просто решиться на это!

Единственное, что вызывает заминку в толковании - это три маленьких шарика на животе у гиены - что это? Символ триединства с намёком на религию? Древние греки считали, что гиена способна менять свой пол. И именно нижняя часть тела животных - живот и ноги - это бессознательное. Возможно, три шарика означают три любви девушки - трое мужчин, которые ухаживали за ней, а она захотела сохранить свою чистоту, и вот к чему это привело - к тому, что она безумна… Справедливо напрашивается вывод, что абсолютная чистота и целомудрие для женщины - это противоестественно и нарушает все мыслимые законы природы…

Картина как бы говорит: посмотри, посмотри, что ты сделала со своей жизнью! - и таким образом, побуждает любую женщину-зрителя к действию: “Действуй! Всё только в твоих руках!”

Символизм, возникший в 60-80 гг. XIX в. во Франции как литературная школа, вскоре охватил другие формы искусства – изобразительное искусство, архитектуру, музыку и др. и распространился во многих странах, включая Россию, став одним из важнейших событий в мировой культуре рубежа XIX-XX веков. Символизм стал реакцией на кризис позитивизма и реализма, его философской основой является идеализм, эстетические положения символизма генетически восходят к различным идеалистическим учениям (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.). Символисты считали, что окружающая реальность есть отблеск реальности более высокого порядка; мир рационально не познаваем; постичь сущность вещей можно только на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики; задача искусства не копировать повседневность, а выражать Идеи. Считая субъективное важнее объективного, символисты стремились раскрыть индивидуальный мир, выразить движения глубинной жизни души. Символизм рассматривался как элитарное, «аристократическое» движение в искусстве, причем символисты подчеркивали, что провозглашенный «аристократизм» имеет сугубо интеллектуальный, духовный характер.
В рамках символизма не существовало единой, общепризнанной концепции символа. В широком смысле символ понимался как самое совершенное образное выражение Идеи – тайны, скрывающейся в глубине вещей, повседневно данных в опыте. Символисты считали, что символ должен не называть идею по имени, а только намекать и вызывать ее ощущение.

Русский символизм не был прямым заимствованием с Запада, он был глубоко укоренен в отечественной культуре и являлся продолжением национальной традиции – это подчеркивали и сами символисты (А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Коренное отличие между русским и западноевропейским вариантами символизма заключается в том, что если западноевропейский символизм в целом развивался как литературно-художественная школа, то русский символизм стремился выйти за пределы искусства и стать широким культурным течением, определенным мировоззрением эпохи. Русский символизм развивался под знаком синтеза (синтеза искусства и жизни, синтеза разных форм искусства) и был призван остановить процесс культурного распада, когда усилившаяся дифференциация философии, искусства и науки, разные формы которых зачастую воспринимаются как оппозиционные друг другу, привела к обедненному восприятию жизни.

По мнению русских символистов – А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока и др. – целью символизма было творчество новой жизни и спасение человечества. В искусстве они видели деятельность, направленную на создание не одних только сугубо художественных форм, но прежде всего новых форм жизни, призванных обновить и преобразить все существование человека. Проблема жизнетворчества является центральной в русском символизме. Под жизнетворчеством подразумевалось не реальное, революционное изменение существовавшего общественно-политического порядка, а преобразующее жизнь действие искусства, заключающееся во «внутреннем» преображении и самосовершенствовании человека.

Символисты считали, что искусство тесно связано с религией, так как имеют общие цели – преображение человечества и создание новых форм. Грядущее «преображение» мыслилось прежде всего как некое религиозное преображение души, которое должно было осуществиться на основе тесного взаимодействия искусства и религии. В начале XX в. русские символисты выступили с учением о теургии, то есть о религиозно-освященном творчестве, художник должен быть теургом, который на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики «прозревает волю сущностей». Другими словами художник призван выявлять присущую миру красоту и гармонию.

В процессе своего развития русский живописный симво­лизм выработал особый, присущий только ему изобразительный язык и существенно по­влиял на дальнейшие судьбы русского искусства.

В русском живописном символизме, который является целостным направлением в русском изобразительном искусстве, можно выделить два типа живописных систем: построенные на пластической основе (В. Э. Борисов-Мусатов и его последователи, мастера «Голубой Розы») и литературной основе (М. А. Врубель). Качествами литературности обладало творчество некоторых художников-мирискусников (Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и Н. К. Рерих), которые были связаны с традициями символизма. Отличие между двумя живописными системами заключается прежде всего в специфике сюжета. Произведения, выполненные в эстетике живописной системы имеющей пластическую основу, не имеют явных сюжетов, их содержание нельзя «рассказать» словами. Данные картины выражают определенные настроения, состояния души. В основе произведений, выполненных в эстетике живописной системы имеющей литературную основу, лежат литературные сюжеты, широко представлены легендарные, мифологические герои и т.д. Даже если они не опираются непосредственно на литературную основу, сюжеты этих картин можно перевести в вербальный эквивалент, «рассказать».

Основные положения живописной системы, построенной на пластической основе, первоначально были сформулированы и оформлены в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, а затем получили свое дальнейшее развитие в творчестве мастеров «Голубой Розы» (П. В. Кузнецов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян, А. Т. Матвеев и др.). Ее особенности: тщательное построение композиции, выражающей идеи, настроения; органичное соединение рационального и интуитивного; широкое использование музыкальных принципов; стремление решать станковые картины как панно.

В русском живописном символизме одной из главных была проблема синтеза искусств в аспекте выявления и расширения музыкальных средств выразительности . А. Белый выделил пять главных форм искусства и расположил их в порядке совершенства: вначале три пространственных искусства – зодчество, скульптура, живопись, и затем два временных – поэзия, музыка («искусство чистого движения»). Искусство является целостной системой – формы искусства не замкнуты, включают в себя элементы других форм и взаимно влияют друг на друга (более совершенные формы, проникая в менее совершенные, одухотворяют их и наоборот). Музыка как высочайшая форма искусства включает в себя остальные формы и охватывает все сферы действительности. Символисты считали, что дальнейшее развитие искусства связано с музыкой, которая проникая в другие формы искусства, будет одухотворять их. Соответственно, для того, чтобы живопись стала способной постигать явления, а ее образы приобрели качества подвижности и многозначности, в ней должны быть реализованы музыкальные средства выразительности.

В русском живописном символизме музыкальные принципы (ритм, мелодическое развитие линии, эмоциональная насыщенность, вариантность, мотив движения и др.), прежде всего, были реализованы в живописной системе, построенной на пластической основе.

В истории русского символизма можно выделить "две волны" . "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест . В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились соз­дать свой новый мир по законам высокого искусства.

Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Му­сатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голу­бая Роза".

Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали мо­лодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.

В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эсте­тической системы, характер художественного направления . Переориентация изобрази­тельного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.

Деятельность "Голубой Розы" была длительной, хотя выставка с таким назва­нием оказалась единственной. Название перешло к движению, связанному с творчеством участвовавших в выставке мастеров.

Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голубо­розовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Спо­собность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в ре­альной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, при­вели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. По мере разви­тия символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включа­лась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников испол­ненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации крас­ного, желтого и оранжевого.

Странный текст про Врубеля:

М. А. Врубель – крупнейший русский художник-символист, создатель оригинальной живописной системы, построенной на литературной основе. Иконографически он близок к западноевропейскому модерну и символизму, но за сюжетными внешними аналогиями скрывается глубокое оригинальное содержание, которое зиждется на отечественной национальной традиции. В творчестве Врубеля всегда привлекали серьезные, глубокие темы, лишенные иронии и легковесности, даже обыденным сюжетам он придавал характер таинственного, возвышенного. Его мироощущение было трагичным, ему свойственны страстные порывы. В своих произведениях художник создал галерею сильных личностей, испытывающих душевное горение и жажду нравственной чистоты (Демон, Пророк, Пан и др.). В работах Врубеля были реализованы основные теоретические положения русского символизма. Идеей, лежащей в пределах русского символизма, является идея преображения мира и человека средствами искусства.

В образе-символе Демона Врубель художественно выразил мировоззрение интеллигенции, ее притязания на жизнетворчество, то есть пересоздание мира и человека на основе неких умозрительных идеалов, ею продуцированных. Врубель создал триаду Демонов («Демон сидящий» (1890, ГТГ) – «Летящий Демон» (1899, ГРМ) – «Демон поверженный» (1902, ГТГ)), в которой художественными средствами выразил все этапы жизнетворчества русской интеллигенции (конструирование ментального идеала – практические действия по претворению идеала – результаты жизнетворчества).

В творчестве М. А. Врубеля, наряду с темой Демона, существовала тема русской национальной старины («Богатырь» (1898, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ) и др.). Демон и русские сказочные персонажи идейно противостоят друг другу как противоположные полюса. Демон лишен почвы, сказочные персонажи укоренены и растворены в ней, Демон терзается мучительными вопросами, сказочные персонажи не задаются ими, Демон жаждет жизнетворчества, сказочные персонажи живут традиционным укладом и т.д. Одной из центральных задач русского символизма было преодоление и снятие антиномий. Врубель решает данную задачу в теме Пророка, в которой органично соединяются размышления художника о человеке, его бытии, выраженные в образах Демона и сказочных персонажей. Если говорить в терминах русского символизма, то процесс вытеснения темы Демона (главной темы Врубеля) новой темой Пророка является преодолением антитезы в его творчестве.