Сакральные танцы гурджиева. Движения гурджиева

14 января 2010

«Вы спрашиваете о цели упражнений. Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.
Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому. Практикуя движения, человек может ощутить, что внутри него протекает особый алхимический процесс, который невозможно схватить рациональной мыслью или встретить в повседневной жизни»
Г.И. Гурджиев.

О гурджиевских движениях

Специальные танцы, развивающие сознание, с древности применяются в духовных традициях Тибета, Северной Африки и Центральной Азии. Георгий Иванович Гурджиев принес эту традицию европейскому человеку. Гениальное наследие Гурджиева - замечательный дар всем, кто хочет работать над собой и видеть реальные результаты этой работы.

Что дает человеку практика гурджиевских движений? Гармонизацию энергий тела и вхождение в состояние присутствия, гармонию между телом, умом и чувствами, состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Видео с семинара Деборы Роуз в мае

Гурджиевские движения развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевские танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью гурджиевских движений делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевские танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности.

Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Через последовательности сфокусированных движений, которые исполняются в тишине либо при сопровождении специально написанной для этого музыки, у участников есть возможность пережить чувства никогда недоступные нам в обыденной жизни.

Эти танцы также называются «медитацией с открытыми глазами». Внешняя форма каждого движения "математически" расписана от начала до конца. Геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения ваших рук, ног и головы должны сочетаться между собой в независимых друг от друга ритмах.

Только сбалансированное в трех центрах: теле, уме и эмоциях - состояние дает возможность практикующим проникнуть в более глубокие слои присутствия, прийти в контакт с объективном законом или качеством, передающимся через движение, обрести новое понимание себя и мира. Такая работа призвана высвободить человека из ловушки его привычных автоматизмов действовать, думать, чувствовать.

Наши спячка и рабство выражают себя в автоматизмах и ограниченности наших чувств и мыслей. Эти проявления тесно связаны с автоматизмами наших движений и поз. Это - замкнутый круг. И наоборот, наш обычный ограниченный набор движений будет удерживать нас внутри границ препятствующей росту рутины: способ чувствования, видения жизни, мышления. Мы не осознаём, насколько тесно связаны друг с другом три наших функции - двигательная, эмоциональная и ментальная. Они зависят друг от друга. Они проистекают друг из друга. Ничто не изменяется без изменения и остальных. Позиция нашего тела - это внешнее отражение наших эмоций и мыслей. Эмоциональное изменение - такое, как внезапное освобождение от тревоги, сразу же скажется на том, как мы стоим, на глубине нашего дыхания, движениях глаз и т.д. С каждой позицией тела соотносится определённое внутреннее пространство. Каждому внутреннему пространству соответствует определённая поза. В нашей жизни у нас есть определённое количество привычных движений и поз, довольно ограниченных относительно огромного потенциала тела, и мы большую часть времени двигаемся через них без осознания. Принятие новых непривычных позиций даёт нам возможность наблюдать самих себя по-другому, чем это возможно в обычных условиях. Гурджиевские Танцы ломают круг автоматизмов благодаря включению необычных движений и их последовательностей

Для чего делать Гурджиевские движения?

  • Для действительно глубокого контакта с нашим телом в его тотальности.
  • Для установления новых нейрологических связей между правым и левым полушариями головного мозга.
  • Найти баланс между мужской и женской полярностями внутри нас.
  • Усилить наш центр, анти-стрессовая защита, обучение тому, чтобы помнить себя во время активности.
  • Превысить ограничения на трёх уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и, таким образом, восстановить внутреннее уважение и достоинство.
  • Открыться высшему качеству присутствия.
  • Развить три центра, вибрации которых находятся в гармонии друг с другом.
  • Привнести дистанцию с нашими эмоциями, и в тоже время жить страстно и тотально.
  • Вывести наружу нашу внутреннюю борьбу между "Я должен" и "Я не могу".
  • Прощать самих себя за свои ошибки и творчески на них учиться.
  • Для той радости, которую это приносит...

В процессе семинара Вы:

Увидите внутри себя те группы Я, которые являются Вашими слабостями, и сможете заменить механические реакции на осознанные действия.

  • Научитесь использовать негативные эмоции в качестве ресурса для достижения цели.
  • Получите опыт включения ресурсов обоих полушарий головного мозга через тело.
  • Разовьете память.
  • Разовьете способность максимально концентрироваться и присутствовать.

Гурджиевские танцы дают возможность познакомиться с собой настоящим через осознание того, чем мы не являемся. Не секрет, что есть разница между тем, как мы представляем сами себя, как нас воспринимают другие и тем, какие мы есть на САМОМ ДЕЛЕ .

Этот семинар дает возможность отделить одно от другого.

  • Возможно мы впервые увидим те иллюзии о себе, которые раньше считали правдой.
  • Углубите свой бытийный уровень и получите богатый опыт впечатлений.
  • Направите энергию намерения на достижение Вашей цели.
  • Сможете ярче ощутить свои эмоции.
  • Разовьете способность видеть свое тело со стороны, отделяясь от него.
  • Вырастет координация движений, даже если Вы профессиональный спортсмен или танцор.
  • Воспитаете волю.
  • Расширите свое внимание, разовьете концентрацию.
  • Получите опыт, что значит быть одновременно расслабленным и бдительным.
  • Повысите скорость взаимодействия с предлагаемыми обстоятельствами через развитие интенсивности внимания.
  • Расширите объем своего внимания, разовьете наблюдательность и концентрацию.
  • Получите метод наблюдения за умом, приостановки хаотичного движения мыслей.
  • Увидите маски и страхи своей личности, начнете отделяться от них.
  • Очиститесь от застрявших в сердце обид прошлого.
  • Проникните вниманием в сущность, в которой скрыты Ваши истинные желания и путь самореализации.
  • Получите изнутри ответы на волнующие Вас вопросы.
  • Раскроете секрет правильного взаимодействия между личностью и сущностью. и т.д

""Для меня танец - это средство для гармоничного развития. Во всем, что мы делаем, заложена идея отказа от бездумного автоматического действия"
Г.И. Гурджиев

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.
Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.
Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.
Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

В чем принцип Гурджиевских танцев? Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он механически переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении. Принятие новой, необычной позы позволяет внутренне взглянуть на себя по-новому.

Что дает человеку практика Гурджиевских танцев? Гармонизацию энергий внутри тела и вхождение в состояние присутствия, что непросто в обыденной жизни. Tанцы Гурджиева способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами, поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно, развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевских танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью Гурджиевских танцев делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевских танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности. Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Несколько слов о Гурджиеве

Георгий Иванович Гурджиев (1877-1949) родился в Армении в г. Александрополе. Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть"», множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

"Никогда не беспокойтесь о вашем теле. Только ваше состояние имеет значение. Вы - ничто иное, как просто иероглифы неистощимого языка, которым я буду продолжать говорить через вас и чьи секреты я буду охранять своей жизнью. Несмотря на то, что вы можете быть неуклюжими, медлительными или безжизненными,- продолжайте. Записывайте их своими мышцами, своими умами и, если возможно, своими сердцами".
Г.И. Гурджиев

Начало: 18:30 сбор и регистрация. 19:00 - 23:00 группа.

Предварительная запись обязательна.

Цена: 120 шек. (Для тех кто уже участвовал в семинарах и занятиях центра "Все дороги" - 80 шек.)

Подробности и запись по телефонам: Витниша - 0547-768911
Игорь 0503-445543

Сакральные движения Гурджиева представляют собой особую разновидность духовных практик, выраженную в виде танцев. Своё название они получили в честь человека по имени Георгий Иванович Гурджиев , который был известным учителем и духовным наставником, мистиком, философом, писателем, музыкантом, учёным и путешественником, жившим в XX веке. Более всего этот человек известен как основоположник концепции внутреннего развития человека под названием «Четвёртый Путь» .

Вся жизнь Георгия Ивановича была посвящена поискам ответов на вопросы: «Кто есть Я?» , «Откуда Я пришёл?» и «Куда Я направляюсь?» . За всё время своих странствий по миру он проходил обучение в братствах и монастырях различных духовных традиций, а в 20-х годах XX века основал собственную школу «Институт гармонического развития человека» , где практиковались различные методики и дисциплины, способствующие трансформации человеческой личности.

Одной из наиболее ярких и таинственных практик, которыми занимались в Институте, и которая привлекала множество последователей, и были эти особенные движения, называемые Гурджиевскими танцами или сакральными движениями Гурджиева. Сам же Георгий Иванович называл себя учителем храмовых танцев и от какого-либо другого статуса категорически отказывался. И именно благодаря его работе о существовании храмовых танцев и священных ритмов узнал Западный мир.

Согласно словам Гурджиева, в древности эти движения играли огромнейшую роль в традициях народов Азии и Африки, были составляющей Священной гимнастики, Священных танцев и ритуальных церемоний на Дальнем Востоке. А ещё в начале прошлого столетия они практиковались в закрытых от постороннего взгляда монастырях и храмах. По сведениям многих духовных искателей, среди которых есть археологи и востоковеды, Священная гимнастика даже в настоящее время сохраняется в некоторых регионах Центральной Азии , а если конкретнее, то на территории, простирающейся от Ташкента до Восточного Туркестана.

Для стороннего наблюдателя эти движения могут показаться, как минимум странными и не имеющими смысла, однако практикующие прекрасно понимают их значение. На протяжении веков имевшие особое значение и ценность движения тщательно скрывались от непосвященных и заезжих путешественников и были доступным только узкому кругу людей, признанных истинно ищущими. К таким танцам можно отнести, например, танцы дервишей Хельветийа . Однако другие танцы имел и имеет возможность наблюдать практически любой желающий. Среди них можно отметить известные широкой общественности движения дервишей Мевлеви и Руфаийа . Интересно ещё и то, что движения, танцы и ритуалы, имеющие наибольшую важность, не ограничены рамками какой-либо одной религии , но практикуются уже на протяжении многих веков, ведь посредством них передаются тайные знания, которыми владели наши далёкие предки.

Сакральные движения Гурджиева применялись им как развивающие моральные качества человека, его основные пять чувств, а также концентрацию и осознанность. Любое движение, выполненное практиком, является бессознательным переходом от одной позы к другой, но каждая поза, выбранная человеком, максимально соответствует особенностям его личности, что в свою очередь сокращает количество возможных поз. В итоге все движения представляют собой механические производные.

Человек в процессе своей жизнедеятельности редко осознаёт, как тесно взаимосвязаны друг с другом его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции. У него нет понимания, что они находятся в постоянном взаимодействии и обусловлены друг другом. Изменения в одной функции всегда порождают изменения в других . Так, например, положение тела человека отражает его мысли и переживания; изменение эмоционального состояния отражается на мыслительном процессе и позах; новые мысли выражаются в новых эмоциях и, соответственно, в новых позах. Для того чтобы изменить своё мышление и направленность своих чувств, человек сначала должен изменить свои движения и позы, но сделать это можно лишь изменив мыслительные и эмоциональные стереотипы. Как видно, без изменений в чём-то одном невозможно достичь изменений в другом – всё взаимосвязано . Благодаря специально подобранным движениям, их определённой последовательности и пониманию их назначения становится возможным достичь более лучшего физического, эмоционального и психического состояния, устранить многие дефекты личности, стать более уравновешенным и гармоничным человеком, достигнув своего естественного состояния.

Помимо всего прочего, необходимо заниматься и развитием внимания . Это делается посредством специальной гимнастики, во время занятий которой нужно концентрироваться на разных частях тела, осознавать, что эти части делают, не смотря на них и не думая об этом процессе. При помощи усложнённых движений вырабатывается определённая степень контроля состояния своего сознания, которая практически недостижима для обычного западного человека, не имеющего опыта подобной практики.

Гурджиев утверждал, что выполнение движений позволяет человеку выработать своё истинное «Я» , другими словами – волю. По мере продвижения по Пути у него появляется возможность чувствовать абстрагированно от своего тела, и в это же время быть его полноправным хозяином. Можно испытывать гамму самых разнообразных чувств, которые вызывают различные жесты и последовательности движений, но при этом с ними не отождествляться. Всё это имеет огромную важность для развития человеком своего потенциала.

Сами же движения очень красивы и грациозны. Зачастую они выглядят как представление и производят на психику как исполняющих, так и наблюдателей глубокие и непередаваемые впечатления. Но стоит всегда помнить о том, что внешняя форма является вторичной и лишь отражает внутреннюю .

Сегодня существует несколько организаций, в которых последователи Груджиева продолжают его работу. Их основательницей является ближайшая ученица Георгия Ивановича Жанна де Зальцман . Она основала Фонд Гурджиева (The Gurdjieff Foundation) в Нью-Йорке, Общество Гурджиева (The Gurdjieff Society) в Лондоне, Институт Гурджиева (L’Institut Gurdjieff) в Париже и Фонд Гурджиева (Fundacion G.I. Gurdjieff) в Каракасе в Венесуэле. Именно в этих организациях люди ступают на «Четвёртый Путь» и стремятся к тому чтобы выйти из состояния «сна наяву», в котором, к сожалению, проживает свои жизни подавляющее большинство людей.

Если же вас пока заботят несколько иные вещи или вам по душе другие концепции, но познакомиться с Сакральными движениями желание всё же имеется, то вам следует знать, что одним из наиболее доступных для путешественников и любителей эзотерического туризма мест, где можно их увидеть, является столица Турции — Стамбул. Довольно часто там проходят танцы дервишей, посмотреть на которые может любой желающий, приобретя предварительно билет на соответствующее представление. Поэтому, отправившись в эзотерическое путешествие и будучи в Стамбуле, не примените возможностью посетить ресторан « Alemdar Restaurant» , где и исполняют дервиши свои танцы.

Адрес ресторана «Alemdar Restaurant»: Alemdar Mah. Alemdar Cad. No: 7/2, Sultanahmet, Istanbul

Предлагаем вашему вниманию небольшое видео танцев Гурджиева, расположенное ниже:

Являют нам удивительные практики, связанные с обретением человеком чувства и ощущения самопонимания и самоконтроля, в том числе, и на физическом уровне. Целый раздел его просветительской деятельности включает в себя понятие движения Гурджиева и его так называемые сакральные танцы.

Танцы Гурджиева

Мы редко осознаем, а если точнее - часто не осознаем вообще, что все «службы» и функции нашего тела очень тесно связаны между собой, зависимы друг от друга и отражают наше и, опять же, друг друга реальное состояние. Так например, стоит нам подумать о чем-то негативном - организм тут же реагирует на это сменой положения нашего тела, меняется настроение, нас начинают наполнять те или иные соответствующие чувства и переживания.

Еще в древние времена знание, связанное с влиянием и взаимосвязью человеческих движений с его эмоционально-психическими состояниями составляло важнейшую часть духовных традиций и элементов народного искусства жителей Азии, Африки и Дальнего Востока. Различные сакральные обряды, выражавшиеся в тех или иных танцевальных движениях, существовали также во многих храмах и монастырях и передавались в качестве элемента важнейших знаний о человеке и Вселенной из поколения в поколение.

Сам Георгий Гурджиев во времена своих скитаний и путешествий неоднократно в течение нескольких лет брал уроки музыки и ритма у азиатских монастырских дервишей в обители Йесавийского ордена: там жили мастера, обучавшие людей посредством движений танца тому, чему обычно люди обучаются посредством книг. Кроме того, он обучался искусству ритуальных танцев и во многих других монастырях и храмах, а также - в эзотерических школах Востока и Тибета.

Таким образом, движения Гурджиева, - как еще называют его танцы, - являются древней и не вполне, с точки зрения современного человека, обычной практикой. Смысл ее - фиксация в личности ее осознанного состояния через объединение ума и чувств с движениями тела.

Обучение определенного рода танцам - это одна из возможностей трансформации личности в сторону ее просветления. Этим Гурджиев занимался с группами учеников в своем Институте гармонического развития человека. Попытки создать такой институт, где люди могли бы двигаться под руководством Учителя к постижению высших сфер человека и мироздания, предпринимались Гурджиевым не однажды. Первая - еще в 1919 году в Тифлисе, потом, через год, - в Константинополе, позже - в Германии. Но все они по тем или иным причинам оказывались неудачными. Наконец, реализовать эту затею ему удалось во Франции.

Недалеко от Парижа в поместье Шато-Приере мэтр купил на средства своих учеников старинный замок «Аббатство». Здесь впоследствии и организовывались показательные выступления его удивительных танцевальных мистерий. Причем, танцы в них не были просто элементами чистого искусства. Это были, прежде всего, тонко организованные системные движения, которые, по сути, призваны были развивать все составляющие человеческой природы - и на практике делали это.

Обучались в институте, в основном, двум видам танцевальных движений: экзерсисам и балетам. Экзерсисы были испытаниями на выносливость. Например, некоторые движения полагалось делать без перерыва часами. И это не могло не влиять на воспитание у танцующих определенной выдержки и стойкости.

Учитель был убежден - и убеждал учеников в том, что для того, чтобы в человеке реально началось какое-то движение в сторону его личностного развития, - его просто необходимо вывести из зоны комфорта. То есть любой созидательный процесс начинается как результат борьбы. И если следовать общеизвестному принципу маятника - этот маятник важно вывести из равновесия.

И поэтому гламурные аристократичные барышни во дворцах института гармонического развития человека стирали белье и забивали в стены гвозди. А тех, кто боялся крови, - отправляли резать скотину - и т.п. В гурджиевской Альма-матер царила жесточайшая спартанская дисциплина. Не все это выдерживали: одна из студенток института, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд, пробыв здесь недолгое время, и вовсе умерла… Тем не менее, - таковы были, по Гурджиеву, технологии управляемого кризиса.

Говоря о теме балета, напомним, что под ним подразумевался обычно особый суфийский космогонический танец, объединявший исполнителей в единую энергетическую волну эмоций и движений. В каждом таком священном танцевальном действе содержался определенный таинственный смысл, который был доступен лишь посвященным.

Балет и сакральные движения, которые преподавал своим последователям Гурджиев, помогали обрести последним высочайший степени контроль над телом, а также развивать их способности концентрировать свое внимание. Все это имело невероятное воздействие на эмоциональное состояние занимавшихся здесь людей. Влияло это также и на развитие их самых разных качеств: от морально-волевых до физических.

Продолжение путешествий и экспедиций

В 1924-м году Гурджиев с гастрольной поездкой своей труппы отправился в США. Публике было представлено феноменальное зрелище танцевального действа-мистерии, когда маг-Учитель демонстрировал зрителям безграничное господство над учениками.

Некоторые даже расценили это действо как некое превращение людей в команду «натренированных зомби или цирковых животных». На самом же деле, представляя зрителям свои балеты, Гурджиев просто хотел продемонстрировать им невероятные возможности, которыми обладает человек в сфере танца, движения, и в целом -в искусстве владения своим телом.

Эти представления, чем-то напоминавшие фокусы Копперфильда или Гудини, призваны были как-то расшевелить зал, заставить обычного обывателя подумать о том, какими, на самом деле, уникальными возможностями он обладает… При этом надо отметить, что в гурджиевской труппе находились вовсе не танцоры-профессионалы: это были всего лишь обычные хорошо образованные люди. Каждый из них еще и владел какой-то своей специальностью, но все они были охвачены жаждой эзотерических знаний и стремлением открыть с вебе что-то новое.

То есть были они, как мы понимаем, вовсе даже не зомби. А вот зомби как раз находились во время их выступления в концертном зале…

Гурджиев: Закон Трех Сил Творчества

Общее количество закономерностей, что управляют практически всеми процессами как в целом в мире, так и в человеке, не слишком велико. И все то, что представляется нам бесконечным разнообразием форм и явлений, создается всего лишь несколькими различными сочетаниями.

Чтобы попытаться осознать суть механики Вселенной, нужно просто разложить эти сложные и разнообразны явления на элементарные законы, их составляющие. Надо понимать, что мы живем в пространстве, которое уже создано и упорядочено. То есть - наш Вселенная уже является неким Творением.

И первым фундаментальным ее законом Гурджиев считал так называемый Закон трех сил Творчества . Все, что происходит вокруг, является результатом сочетания и взаимодействия этих трех сил: силы Активной, Пассивной и Нейтрализующей. И все они есть и в природе, и в каждом из нас. Это силы творчества: ничто в мире не создается без их участия.

Вся наша Вселенная состоит из неуловимых человеческому слуху вибраций. Она буквально наполнена ими. Они существуют во всех материях, населяющих мир, и проявляются в самых разных вибрационных звучаниях: от наитончайших до самых грубых. Из этого проистекает и Второй основной закон мироздания по Гурджиеву: Закон семи октав.

Музыка Гурджиева

Это, можно сказать, отдельная, не менее значимая тема в его взглядах на мир. О том, что Георгий Иванович очень серьезно и внимательно относился к этому одному из едва ли не самых мистических видов искусства, мы уже знаем. И его Закон семи октав - есть естественное продолжение опыта исследователя в этой плоскости. Суть этого закона состоит в том, что все звуки вселенских вибраций упорядочены в виде нисходящего музыкального звукоряда: от верхнего «до» - сужаясь в направлении музыкального звукоряда вниз - и вплоть до самого нижнего звука, находящегося в основе всего. Так, если говорить об этой большой и сложной теме в общих чертах, он определял звучание Абсолюта, недоступного человеческому и даже научному пониманию.

Принцип семи октав соответствует любому развитию как на планетарном уровне, так и на уровне рождения и появления на свет отдельной человеческой души. Поэтому, чтобы можно было осознавать и отслеживать процесс развития как таковой, - важно понимать, что есть причина изменений в направлениях этого движения.

И еще очень важный момент: чтобы такое движение в принципе происходило - необходимо остановить утечки энергии и запастись приятными впечатлениями.

Гурджиев и Успенский

Возвращаясь к теме жизни Гурджиева в разные ее периоды, хочется отметить некоторые хронологические ее последовательности, ибо тогда его размышления о человеке и итоги всех его мистических исканий и встреч обретут в наших глазах некие жизненные привязки к реальным обстоятельствам…


Так, в 1912 году Гурджиев начинает выступать со своими лекциями и докладами в России (Москва, Петербург). Здесь вокруг него собираются единомышленники и последователи: люди, желающие начать работу над собой. Среди них оказывается и , который, с головой окунувшись в гурджиевское учение, увидел в нем поначалу нечто совершенно для себя новое и необычное.

В системе взглядов Гурджиева словно отразился весь сплав его собственных интеллектуальных поисков. Целая лавина неожиданных для Успенского вещей - новых понятий, практических структур и экзотических упражнений захватили исследователя.

И ченнелинг , и чтение мантр , и практика осознанности и какие-либо другие методы духовного и личностного развития. Но если вышеназванные способы более-менее систематически находятся на слуху, то есть и такие, о которых услышишь нечасто, несмотря даже на то, что они являются очень эффективными. Именно к таким относятся сакральные гурджиевские танцы , о которых мы расскажем ниже.


Что такое гурджиевские танцы?

Гурджиевские танцы или танцы Гурджиева представляют собой древнюю и очень необычную практику достижения и культивирования состояния осознанности посредством объединения разума человека и его чувств с движениями тела. Они называются гурджиевскими в честь Георгия Ивановича Гурджиева – одного из самых знаменитых учёных, философов, писателей, мистиков и путешественников XX столетия. Кроме того, он был учителем танцев и являлся духовным наставником для многих людей. Он основал свой собственный метод внутреннего развития под названием «Четвёртый путь », а также университет гармонического развития человека , где изучалось множество путей повышения осознания человека и его трансформации. Сами же гурджиевские танцы являются одним из основных аспектов работы Гурджиева.

Происхождение сакральных танцев Гурджиева

Согласно словам самого Георгия Ивановича, в древности сакральные движения были важнейшей составляющей искусства народов Азии и Африки, а также применялись в Священной гимнастике и различных обрядах на Дальнем Востоке. Даже в начале XX века они исполнялись в некоторых монастырях и храмах и, вполне возможно, исполняются там и сегодня, как и тысячи лет назад, ведь при помощи них от поколения к поколению передаются важнейшие знания, доступные только ограниченному кругу людей.

Знакомство Гурджиева со священными движениями

В своих трудах Гурджиев сообщает, что на протяжении двух лет обучался музыке и ритму в одном из монастырей дервишей в центральной Азии. Вероятно, это была обитель ордена Йесевийа , члены которого считаются мастерами в этой области, а его лидеры и наставники через танец учат тому, чему другие учат через книги . Также знаменитый путешественник говорит, что овладел навыками ритуального танца и ритмических упражнений в Кафиристане (сейчас Нуристан ), Кашгаре , Читрале , Ташкенте и некоторых других местах. Определённая часть движений была заимствована из движений, практиковавшихся в храме Сари – храме медицины на Тибете . Как уже упоминалось, священные танцы – это один из немногих и малодоступных способов передачи информации. По этой причине они всегда входили в состав главных дисциплин, которые изучались эзотерическими школами Востока .

Смысл священных танцев Гурджиева

Смысл гурджиевских движений и танцев можно осознать лишь после продолжительного периода обучения. Причём, на наблюдение и на участие должно быть уделено одинаковое количество времени, а если человек хочет понять истинную суть этих танцев, то он должен сделать это самостоятельно. Но, несмотря на такую таинственность, определить и обозначить цель танцев Гурджиева можно, и автор прекрасно делает сам.

Гурджиев всегда говорил, что разработанная им система оказывает развивающее воздействие на все аспекты природы человека . Кроме того, что сакральные танцы способствуют обретению высочайшего контроля над телом , они ещё и развивают способность к предельной концентрации внимания , которая, вкупе с особой мимикой, потрясающе воздействует на эмоциональное состояние человека. В учении Гурджиева сакральные танцы применялись и применяются его адептами сейчас в качестве эффективнейшего инструмента для развития моральных, волевых и физических качеств.

В своей повседневной жизни человек редко осознаёт, что его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции тесно взаимосвязаны: они и зависят друг от друга и обуславливают друг друга. Изменение какого-то одного показателя сразу же отражается на изменении другого. Поза человека, например, отражает его мысли и переживания, а эмоции воздействуют на положение тела и изменения в мыслительном процессе; через изменение мыслей происходит изменение эмоций и, соответственно, позы. Для того чтобы изменить свой образ мысли и чувственные переживания человек должен изменить движения и положение тела, но, одновременно с этим, невозможно освоить новые движения и позиции без изменений на мыслительном и эмоциональном уровнях.

Гурджиевские движения структурированы таким образом и собраны в такой последовательности, что, выполняя их, становится возможным произвести тщательную проработку эмоционального , мыслительно и физического уровней человеческого существа, следствием чего становится предрасположенность к естественному состоянию бытия и обретению гармонии .

Сам Гурджиев, помимо всего прочего, нередко отмечал, что, работая над сакральными танцами, человек работает со своей волей и глубинными структурами своего «Я». Можно даже достичь такого состояния, когда появляется способность быть полноправным хозяином своего тела и, в то же время, чувствовать независимо от него . Каждый жест и каждая поза вызывают определённые и порой весьма необычные ощущения. Но важно ещё и то, что, чувствуя их, человек не отождествляется с ними.

Влияние на жизнь

Сакральные танцы Георгия Ивановича Гурджиева являются очень мощным инструментом для того чтобы прийти к осознанию естественного состояния бытия и достичь в жизни гармонии. Как физическая практика гурджиевские движения направлены на развитие чисто практичных навыков, полезных человеку в его повседневной жизни, а как духовная - на раскрытие человеком своего истинного потенциала и обретение возможности соприкоснуться с мистической составляющей его бытия.