О демонизме и сатанизме

О демонизме и сатанизме

Я никогда не забуду этого впечатления. Сильно затянувшийся и утомительный съезд криминалистов, прибывших со всех сторон света, шел к концу. Мы сидели после ужина у нашего председателя, который своим спокойным тактом, умными глазами и мудро-седой головой привлекал всеобщее сочувствие. Непринужденные разговоры скрещивались и перебивали друг друга. И вдруг, как это бывает иногда, образовалась короткая пауза, в которую ворвались чьи-то слова, сказанные тоном искренней убежденности: “Но среди них попадаются люди, действительно одержимые сатанинским началом”. И тотчас же все заинтересовались и обратились туда, откуда прозвучали эти слова: тема была жгучая, ответственная и трудная, и всем хотелось услыхать о ней еще и еще, и никому не хотелось высказываться о сомнительном и непроверенном...

“Я психиатр по профессии, родом из России и работаю давно с дефективными обитателями тюрем. Я изучил их в Англии, в Испании и в Германии. Я беседую с ними так, как если бы я не принадлежал к тюремному начальству, а приходил к ним как вольный гость и светский духовник. Я много наблюдал и немало пережил в этих беседах, и мне не раз удавалось заглянуть в ожесточенные и действительно темные души. Среди этих людей есть множество несчастных, страдающих, внутренне раздвоенных душ, полушизофреников, которым иногда удается помочь. Но есть и цельные натуры, без всякого раздвоения, которые просто наслаждаются злом и лишь постольку “несчастны” и “страдают”, поскольку им мешают злодействовать. Это, так сказать, “тотальные преступники”, которых мы беспомощно наблюдаем и с которыми мы решительно не знаем, что делать. Их-то я и имею в виду, когда говорю о сатанинском начале в человеческой душе; и должен добавить, что в нашу историческую эпоху этот тип людей приобрел особенное, роковое значение потому, что эти люди заболели политическим честолюбием и властолюбием и повсюду ломятся к власти... Я не хочу касаться богословских проблем и буду говорить только о том, чему меня научил жизненный опыт. Я знаю, что мы живем в веке “просвещения” и что люди этого века не признают существования личного дьявола. Это человекообразное существо, известное нам по плохим картинкам, с копытами, рогами и хвостом исчезло для нас. По слову Гёте, от дьявола мы освободились, но злое начало осталось. И когда дьявол исчез из протестантских исповеданий, то им занялись с особенным вниманием искусство и философия. Нам остался как бы его “плащ”, и вот XIX век начал рядиться в этот плащ. Людям захотелось узнать о дьяволе побольше, как можно больше, захотелось поглядеть на него, вообразить себе его вид, узнать его мысли и желания. Стали художественно его изображать, и это не удавалось или удавалось плохо. Возник только ряд демонических образов. Люди не знали, что сатана не имеет художественного образа и он не поддается оформлению, ибо он есть отрицание закона, формы и художества. Люди не знали, что человеческое воображение бессильно изобразить его.

И вот XIX век создал демонию. Возник демонизм сомнения, отрицания, разочарования, горечи, эгоизма, гордыни, презрения и даже скуки. И все это дышало дерзновением и вызовом; почти все это доводилось до кощунства. Герои лорда Байрона имели явно демоническую природу. Мефистофель у Гете, так же как у Франца Листа - не более, чем демон. Демоническое начало появляется в “Разбойниках” Шиллера, в “Петере Шлемиле” у Шамиссо, там и сям у Э.Т.А. Гофмана. А нигилист Макс Штирнер прямо говорит языком самодовольного демона... Весь германо-романский романтизм постоянно был занят демонизмом и люциферианством, и больше всех Виктор Гюго, а за ним - Жерар де Нерваль, Нодье, Теофиль Готье, Альфред де Виньи, Барбе Д"0ревильи, Беранже, Бодлер, Верлен, Рембо, Гюисманс, Бальзак, Меримо, Мишле, а в музыке Лист, Гуно, Мейербер, Берлиоз... Одни боятся и со страху фантазируют, другие выдумывают, чтобы напугать. Связывают сатану с ведьмами, с шабашем, со смертью, со всемогуществом, с ночью. Изображают его как “умницу”, как “светоносного просветителя”, как “забавника”, как “волокиту”, как “добряка”, как “революционера”, как подлежащего искуплению, как “двигателя прогресса”, как существо, требующее сочувствия и сострадания, как “вестника свободы и разума”, как благородного “протестанта”... Перебирают все возможные облики и комбинации, чтобы убедить себя в его “безвредности”, “невинности”, силе и привлекательности... не понимая, куда это все ведет и чем это закончится... И не замечают, что все это становится проповедью человеческого самообожествления и оправданием, т.е. разнузданием человеческой порочности. К этой прозиявшей пропасти подошел Фридрих Ницше со своим большим писательским талантом и с больной, извращенной душой. Он пленился демонически дьявольской бездною и возвеличил ее. Его последние произведения - “Воля к власти”, “Антихрист” и “Се Человек” содержат прямую и откровенную проповедь зла и выговаривают сатанинские формулы.

Всю совокупность религиозных предметов - Бога, душу, добродетель, потусторонний мир, истину, вечную жизнь и соответствующие им запреты и осуждения - Ницше обозначает как “груду лжи, рожденной из дурных инстинктов натурами больными и в глубочайшем смысле вредными”. “Христианское понятие Бога” есть для него “одно из растленнейших понятий, созданных на земле”. Все Христианство есть в его глазах лишь “грубая басня о чудотворце и спасителе”, а христиане - это “партия забракованных ничтожеств и идиотов”. То, что он превозносит, - это “цинизм”, бесстыдство, это есть “высшее, что может быть достигнуто на земле”. Он прямо взывает к зверю в человеке, к “верховному животному”, которое надо во что бы то ни стало разнуздать. Он требует “дикого человека”, “злого человека”, “с веселым брюхом!”... Его пленяет все “жестокое, неприкрыто звериное”, преступное. “Величие есть только там, где имеется великое преступление”. “В каждом из нас утверждается варвар и дикий зверь”... Все, что создает в жизни братство людей, - идеи “вины, наказания, справедливости, честности, свободы, любви” и т.д. - должно быть вообще “изъято из существования”. “Вперед же!” - восклицает он, все “богохульники, противники морали, всевозможные беспочвенники, артисты, евреи, игроки, все отвергнутые слои общества!”...

И нет для него большей радости, как видеть “уничтожение лучших людей и следить за тем, как они шаг за шагом идут к погибели”... “Я знаю мой жребий, - пишет он, - однажды с моим именем будет сопряжено воспоминание о чем-то чудовищном, о кризисе, какого никогда еще не было на земле, о глубочайшем совестном конфликте, о приговоре, вызванном против всего, во что дотоле верили, чего требовали, что свято чтили. Я не человек, я - динамит!”...

Так оправдание зла нашло свои суще дьявольские, теоретические формулы, и оставалось только ждать их осуществления. А мы читали все это - и не понимали, не видели, куда это ведет. Искусство возвеличило демонизм; нашелся философ, который выговорил затаенную идею сатаны: губить лучших людей и наслаждаться зрелищем их гибели. Религия “просвещения” разуверилась в дьяволе; искусство стало брататься с ним, воспевать его; жизнь отозвалась на все это явлениями сущего сатанизма. Ницше нашел своих читателей и почитателей даже в среде пасторов, объявивших его “великим освободителем”; другие приняли его доктрину, отвергли различение добра и зла, сочетали ее с доктриной Карла Маркса и принялись за осуществление этой страшной идеи 36 лет тому назад. Мои наблюдения привели меня к выводу, что “демонический человек” совсем не есть самое страшное в жизни. Надо различать между “демонизмом” и “сатанизмом”. Демонизм есть дело человеческое; сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предается соблазну; одержимый любопытством, он играет в добро и зло, смешивая их и меняя их наименования; в худшем случае он предается своим дурным страстям и может еще одуматься, раскаяться и обратиться. Но человек, в которого, по слову Евангелия, “вошел сатана”, одержим чуждой, потусторонней, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение; его формула - “жизнь без Бога”, протест против Божественного, “независимость человеческого произволения”... Сатанизм есть полный и окончательный мрак духа; его формула - “низвержение Бога”, “попрание всего священного”, “угашение всех божественных лучей”, “унижение и погубление праведников”. В демоническом человеке бунтует неукрощенный инстинкт, не облагороженный замолкшим сердцем и поддерживаемый холодным рассудком. Человек, одержимый сатанинским началом, действует подобно чужому орудию; он как бы служит злу, зависти, злобе, ненависти, мести и в то же время наслаждается своим отвратительным служением.

Можно было бы сказать, что демонический человек заигрывает с сатаною; играя, он “облекается в него”, вчувствуется в него, рисуется его чертами, он тяготеет к сатане: испытуя, наслаждаясь, предчувствуя ужас и изображая его, он вступает с ним (по народному поверию) в договоры и, сам не замечая того, становится его удобным “жилищем”... Сатанинский человек утрачивает себя и становится земным инструментом дьявольской воли. Кто не видал таких людей или, видя, не узнал их, тот не знает подлинного, первоначально-исконного и завершенного зла и не имеет верного представления о сатанинской стихии. Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениями этой стихии и доселе не решаются выговорить свой опыт в метких и точных словах. Здесь мы встречаем нечто чудовищное, что нельзя изобразить в осязательных, строгих формах и о чем легче говорить в символических намеках. Можно было бы описать эту стихию как “черный огонь” или определить ее как вековечную, неутолимую зависть, как неисцелимую ненависть, как дерзающую свирепость, как агрессивную, воинственную пошлость, как вызывающе бесстыдную ложь, как абсолютное властолюбие, как презрение к любви и к добру, как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость от унижения и погубления лучших людей, как антихристианство. Человек, поддавшийся этой стихии, теряет духовность и влечение к ней, в нем гаснут любовь, доброта, честь и совесть; он предается сознательной порочности, противоестественным влечениям и жажде разрушения; он кончает вызывающим кощунством и человекомучительством. Но и этого мало: он полон ненавистью к людям духа, любви и совести и не успокаивается до тех пор, пока не поставит их на колени, пока не поставит их в положение предателей и не сделает их своими покорными рабами - хотя бы по внешности. Вот этот черный смерч идет сейчас над миром. Игра в демонизм идет к концу; началось трагическое осуществление сатанизма. Подготовлявшееся в искусстве вошло в души и стало реализоваться в жизни. Целые народы порабощены людьми сатанинского нрава и дьявольской политики. И всюду - лучшие гибнут, а худшие всплывают на поверхность, распоряжаются и губят. Но смысл этого процесса, его глубину и духовную значительность улавливают все еще немногие. Большинство или не верит событиям, развертывающимся уже в течение 36 лет, или соблазняется призывами и лозунгами дьяволоподобных людей, или же втайне сочувствует и незаметно помогает совершающемуся. И доселе мы находим в литературе - то в журналах, то в книгах - сочувствие, выражаемое демонизму и сатанизму. Вот появилась книга “Апология зла” (т.е. оправдание порока), вот статья “Побеседуем о дьяволе”, вот еще статья “В защиту сатаны”... А вот реформаторский богослов-профессор доказывает в популярной газете, что имя “Мефистофель” искажено, что его надо читать: “Мегистофель”, что означает “самый полезный” и т.д. и т.д. Эта стихия проявляется в людях однородно: слабеет и исчезает духовность, начинается разложение, разнуздание, разрушение; всюду обнаруживается осознавшая себя порочность, половая извращенность, предательство среди чиновников, ученых и духовенства, упоенное человекомучительство и необузданное властолюбие - то слева, то справа. Личное переживание этой сатанинской стихии вызывает в здоровой душе ужас и отвращение, которые могут перейти в настоящее телесное заболевание: симпатическая нервная система, имеющая свои нити и концы во всем организме, заболевает спазмами, которые ведут сначала к нервной “дурноте”, потом к функциональной дисритмии во всем организме (сердце! желудок! мозг! кровообращение!) и могут закончиться душевным заболеванием, самоубийством или прямой смертью. Мы все должны научиться узнавать таких людей по наружности, не дожидаясь их деяний. Их можно узнать по острым, злобным, фальшиво шныряющим глазам, по ненавистной, презрительной кощунственной улыбке, по резкому, больному голосу, по напыщенным, хвастливым, угрожающим словам и по лукавым, предательским делам. Русские люди давно уже имели возможность изучить их: они обязаны знать, кто и откуда; и все-таки они то и дело ошибаются, верят провокаторам, возвеличивают бесстыдников, торопятся прицепить свой челн к корме “большого”, хотя бы и проклятого корабля. А люди западных стран доселе не разумеют этого явления, не хотят понять его и берутся за ум слишком поздно.

Вот людей такого извращения, такого строя я не раз встречал в тюрьмах разных стран и всегда с ужасом думал о том, что они будут делать, когда захватят политическую власть. О них-то я и сказал, что они одержимы сатанинским началом”... Весь этот импровизированный доклад, изложенный в тоне спокойного, но поистине трагического созерцания, был неожидан, и мы все чувствовали себя потрясенными. Все молчали. У всех было чувство свалившегося бремени, опасности, жути, тем более что сам докладчик внушал полное доверие к себе. Но через несколько минут все вдруг и сразу заговорили и, конечно, разошлись в своих мнениях. Но отвергать сообщенные данные никто и не думал.

Дьявол издревле известен человеку. В средние века часто Его называли “удивительный мастер ”. Именно Дьяволу приписывалось создание, чаще всего за одну ночь, удивительных произведений искусства – соборов, замков, мостов.

Непосильное и непонятное человеку всегда было доступным для Князя Тьмы. Именно с Дьяволом Зло вошло в этот мир. Вошло, приняв формы губительного мастерства . Именно Дьявол, олицетворяя знание, открыл человеку возможность быть во Зле, знать его непостижимую, изощренную глубину и красоту.

Сама красота считалась Его владениями, все прекрасное, исключительно красивое было результатом вмешательства Дьявола, было отмечено печатью Зла. В средние века существовало мнение, что красота уводит человека от великолепия божественной благодати, искушает и ввергает в ересь. Красота была не совместима со смирением, красота всегда пробуждала желания: желание обладать, желание соответствовать, желание меняться. Эти желания несовместимы с человеческим поиском бога, потому что в сути своей это были манифестации плоти, голодной, подобной зверю. Красота слишком часто становилась причиной настоящего греха, Падения. Красота ставила человека против бога – CONTRA DEI.

Красота как идея подвержена парадоксам, которые позволяют более четко определить ее пагубную суть. Красота Смерти и увядания, Красота Ужасного, Красота Тьмы… Красота не теряла своей сути, представая подобием красоты ангельской, но полнее раскрывала себя, представая в качестве красоты демонической. Красота, помимо того, что она является средством, была способна превратиться в атрибут цели, в качество, присущее недостижимому Идеалу…

Красота в современном мире остается красотой, качественной причиной смерти, причиной зависти и завистливого расстройства, причиной обвинений, причиной страха. Это касается не только отношений человека с себе подобными, это касается отношений человека и бога. Современный мир, переполненный умными словами и пафосной, неумелой самоуверенностью, не способен противостоять силе Красоты. Современный человек также подвержен искушению, незаметному, но от этого не менее эффективному… Красота и искусство неразрывно связаны, одно дополняет другое, одно невозможно без другого. Искусство, как и красота, предстает владениями Дьявола. Существование различных легенд (мифов) о картинах (музыкальных и литературных произведениях) – источниках ужаса и погибели (например, картины, написанные кровью, легенды о картинах, “стареющих” вместо лица, изображенного на них, о картинах, написанных безумцами…) являются достаточным подтверждением возможности влияния искусства на человека.

Искусство первоначально определяется как обозначение всякого мастерства , более высокого и особого сорта. Это слишком широкое определение, которое может подразумевать как искусство гончара, так и искусство оружейника. Именно в этом моменте сокрыта цель искусства, его суть, различные проявления. Оно способно соотноситься как со светом так и со Тьмой – искусство смерти, искусство войны… В этом присутствует контекст смерти и погибели. Причем смерть выступает как сам предмет мастерства .

Искусство неотделимо от фигуры мастера . Она возвышается над массой бездумных бездарностей, именно мастеру открыта тайна претворения, тайна изобретения. Дьявол как Мастер близок любому мастерству , ибо Дьявол – единое тело со своими адептами.

Демонология средних веков искала ответы на вопросы о сути демонического, о сути Дьявола. Именно демонология чаще всего находится в основе поиска Тьмы, это традиция, это знание о демонах, это своеобразный базис, который может быть как абсолютно верным, так и ошибочным. Демонологи четко разделяли суть творения на создания бога и порождения Дьявола. Божье создание обычно обозначается ими словом “creatio”, а порождения Дьявола определяются словом “inventio”, которое обозначает изобретение, искусственное создание . Бог – creator – творец, его творения естественны, они занимают свое место в установленном порядке. Дьявол – inventor, autor, master – изобретатель, виновник, мастер .

Продолжая давать определение искусства, важно отметить, что в общепринятом специальном смысле, искусство – это не только обозначение мастерства , но и создание благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются , с одной стороны от творений природы (бога) – (понятийная пара – искусственный / естественный), а с другой – от произведений науки, ремесла, техники. Сочетание мастерства и искусственности не может быть случайным. Искусство – прекрасная форма для воплощения идей, чужеродных человеку и природе. Искусство способно соотноситься с пагубой, более того, раскрывается демонический аспект искусства. И в этом сложно не увидеть руку Мастера и бесконечную красоту.

Искусство существует на пересечении материальной и духовной сфер. Исключительно рационально-материальное восприятие искусства однобоко и включает в себя лишь перечисление физических, оптических и других параметров произведения искусства. С другой стороны, восприятие лишь духовного аспекта искусства переносит акцент сугубо на человека, на его внутренний мир. Тем самым искусство лишается своей неповторимой магии и роли, которая заключается во взаимодействии духа и материи. И материальное, и духовное задействованы в творческом акте создания произведения искусства, причем материальное является средством выражения духовного. То есть талант мастера заключается в создании таких условий, в которых Дух способен проявить себя. Не только Дух добра, но и Дух Зла.

Сам Дух, как более тонкое проявление материи, способен формировать и преобразовывать материю сообразно себе.

Человек усматривал физические и духовные источники искусства в различных явлениях человеческого мира: в фантазии, в многообразном стремлении к изменениям, в подражании, в поиске истины, в стремлении к символическому изображению, но даже предполагаемые источники искусства не упрощали определения последнего. Искусство продолжало быть слишком широким термином, продолжало иметь свою самодостаточность и самобытность, которые слишком легко определяются в терминах сверхъестественного. Если не рассматривать искусство лишь как результат усилий человека, его труда и таланта, как набор архетипических и фрейдистских символов, а говорить об искусстве как о форме, способной вместить в свои рамки любую идею, как о средстве выражения и проявления ликов Тьмы и Ее сути, как о языке, на котором можно говорить о сокрытом от человека, то можно приблизиться к пониманию демонических аспектов искусства, к идее демонического искусства .

Демоническое искусство не может определяться, подобно человеческому искусству, именами и стилями, эпохами и основными тенденциями. Демоническое искусство не может считаться одной из новосотворенных форм искусства.

Демоническое искусство – это искусство, вдохновленное Злом и Тьмой, которое выражает сокрытое в нем, говорит о Тьме. Целями демонического искусства являются: выражение Духа Тьмы и реальности Тьмы, указание на возможность изменения собственной природы и направления развития, духовного поиска, обозначения Пути во Тьму.

Его представители часто неизвестны, его шедевры слишком часто теряются на подробном фоне других работ. Яркие и последовательные представители этого искусства слишком редки. Им часто открыто Темное Искусство перерождения, взаимодействия с Силами Зла, им знакома смерть человеческого в себе и близость к Аду.

Открытое демоническим искусством находит воплощение в произведениях искусства, которые способен увидеть и воспринять человек… Это образы Тьмы, Ее дух, Ее лики, Силы. Подобные произведения – это определенная точка зрения, точка зрения Самой Тьмы и темных, это градусы и углы, посредством которых невыразимое приобретает форму и полноценность. Подобные шедевры способны отменить границы между видимым и реально существующим, эти границы становятся расплывчатыми, и сонмы Демонов способны пожрать души увлеченные созерцанием.

Роль мастера в создании картины может определяться сознательным или бессознательным нахождением в сферах нечеловеческого, в сферах Тьмы. Если в первом случае мастер своей волей и своими деяниями преодолел границы бытия человеком, то во втором случае – это бессознательное пересечение границы, при отсутствии изменений человеческой природы. Тьма вторгается в мир человека, который, становясь Ее законной жертвой, при условии сохранения жизни, старается воплотить в искусстве образы Ее власти. Это жертвы и марионетки, Одержимые и забывшие себя. Результат их мастерства – шедевр демонического искусства, который является пассивным участием в смерти бога и человека, пассивным CONTRA DEI .

Пытливые умы и чувствительные души были способны создать шедевры, которые теряются в напрасной массе созданного до момента Откровения. Люди неумело воплощают образы и Дух Тьмы, их руки слишком привыкли к изображению своего мертвого естества, человеческого nature morte. Демоническое искусство и искусство человека слишком различаются, есть произведения искусства, а есть великие големические поделки великих художников человечества.

Шедевр демонического искусства невозможно рассматривать как случайное расположение краски, случайное сочетание света и тени, тонов, повинующееся воле мастера . Шедевр обладает самодостаточностью, любые изменения лишь исказят первоначальный образ, создавая другой, не обязательно демонический. Это указывает на определенное предопределение, откровение.

Это не только результат мастерства художника, его таланта. Бессмысленно превозносить изощренность великих рук; душа, принадлежащая Дьяволу, наполненная Тьмой, является проводником и настоящим создателем этих работ. Темные образы неотделимы от своего источника – от Великой Тьмы.

Произведения демонического искусства также подчиняются законам композиции и перспективы, но их суть подчиняется Другим Законам. Каждая картина о Тьме не ограничивается рамками полотна или оформления. Она живет своей жизнью, в ней продолжение, взаимосвязь и отношение. Подлинные шедевры говорят прямо или намекают на Законы Ада, говорят о естестве Демона.

Каждая картина живет вне времени и пространства, однажды созданная, она свидетельствует о произошедшем. Произведения демонического искусства убедительно являют другие миры и других существ. Это очень похоже на естественный союз пережитого опыта и изощренной фантазии.

Фантазия и опыт – две крайности в отображении могущества Тьмы. Возможность совмещения этих двух крайностей говорит о гении самого художника. Гениальность чаще всего не является постоянным свойством отдельных лиц, а некоторым состоянием, чаще всего кратковременным. Античная и римская мифология часто словом гений (гений злой) определяла именно демона.

Фантазия может рассматриваться как один из Путей во Тьму, как средство Ее познания, ибо Тьму невозможно измерить человеческими мерками. Там, где заканчивается мир человека, именно фантазия способна наметить направление духовного поиска. Однако не стоит соотносить и совмещать грубый животный вымысел и изощренную фантазию.

Опыт – живое знание Тьмы. Однажды пережитое, открытое, что позволяет стать частью единого потока Тьмы. Именно опыт определяет положение Демона в погибели мира. Опыт раскрывает Тьму с аспектов реального.

Живопись, скульптура, литература и музыка – все в мире отмечено проклятием мятежного духа. Человек отравлен им, часто он мятежен и свободен в искусстве, которое способно лишить его морали, установок и стереотипов. Искусство как форма часто находится в авангарде революций, оно способно разбить цепи, сковывающие человека. Но человек не способен уметь быть свободным. Он не может пользоваться своей свободой, она мешает ему, лишает уверенности, лишает земли под ногами.

Когда искусство означает вседозволенность, это свобода человека от морали человека, а не от сути человеческого или божественных кандалов. Это упоение плотью, и адогматичное искусство способно насытить любую потребность. Насилие, грязь, похоть, кровь, уничтожение себе подобных и образов своего божества, – все это слишком легко находит отображение и воплощение.

Но лишь демоническое искусство способно освободить человека от внешнего мира, от человеческого и божественного, сначала в рамках искусства, в границах артистического, в мечтах, а затем возможно и на практике. Это искусство способно четко указать направление развития, но освобождение заключается не в восприятии, а в приятии Тьмы, отдачи себя самого в Ее власть. Осознание и реализация действий сообразно Тьме и Ее духу и будут означать начало практического освобождения.

Человек, существуя среди условностей и взаимоотношений, всегда старался удержать в своих руках никогда не принадлежащее ему. Для этого человек создал правила и инструкции. Живопись, литература и музыка, в которых проявлена суть Тьмы, очень быстро стали средством зарабатывания денег. Образы Тьмы, которые принадлежат всем темным, всем из Тьмы, стали источником дохода для людей, которые Её лишены. Оберегая свое благосостояние, они создали закон о правах-копирайтах на произведения искусства, пытаясь обуздать мятежный дух, содержащийся в этих произведениях, инспирирующий и ведущий за собой. Речь идет не об авторстве, а о запрете говорить правду и являть ее.

Редакция журнала CONTRA DEI пыталась связаться с известными художниками, пыталась услышать ответы на свои вопросы или получить их разрешение на публикацию их работ. Часто нас просто игнорировали и отмалчивались. Единственный, кто откликнулся на наш зов, был Diabolus Rex.

Приводим отрывки из переписки с агентом Гигера (HR Giger) – художника сюрреалиста, Лесом Барани (Les Barany) –

…Нет никакой возможности сделать интервью. Ни по телефону, ни по почте, ни по электронной почте.

…Гигер настаивает на получении первого номера журнала. У него нет времени для того, чтобы ответить на любые вопросы, написанные на любом языке.

…Если вы хотите сделать правильную статью, то я могу отправить вам статью, написанную моим английским другом, который побывал в музее и баре Гигера. Затем мой русский друг Саша проверит ваш перевод, сравнив его с оригиналом статьи.

… Эдуард Аниконов и агент художника Саша Егоров будут следить за вашим журналом, чтобы проследить, что вы следуете моим инструкциям. Саша Егоров просмотрит ваш журнал и решит, стоит ли Гигеру давать интервью вашему журналу.

…Наконец, интервью с Гигером должно быть главной темой номера, причем обложка журнала должна содержать фотографию скульптуры (не картины) BIOMECHANOID 2002.

… Если ваш журнал является серьезным изданием, мои друзья сообщат мне об этом. Я думаю, будет правильным, если вы попытаетесь подружиться с ними.

… По моему мнению, если в журнале будет представлено только Темное Искусство, это будет по-детски и просто скучно. Также Гигер не воспринимает свое искусство как Темное, для него это просто искусство. Вы можете называть это как угодно, но только не Темным Искусством.

…Очень возможно, что Гигер предвидит темное будущее человечества, но его искусство является лишь предупреждением человеку. Его работы исследуют темные аспекты души, но НЕ ИМЕЮТ ничего общего с колдовством, Сатанизмом или любым другим видом примитивизма. Гигер искренне сожалеет и беспокоится о людях, вовлеченных в такие ГЛУПЫЕ идеи.

… Позвольте мне четко прояснить ситуацию – Вы не будете использовать имя Гигера или его работы по собственному желанию, для того, чтобы журнал CONTRA DEI лучше продавался, до тех пор, пока МЫ не получим что-то стоящее для нас. Гигер не нуждается в публикациях. И не беспокойте меня понапрасну.

… Я думаю, что сама идея стоит реализации, поскольку рынок искусств в России совершенно не развит. Я надеюсь, что создание этого рынка поспособствует экономическому росту… (Письмо Саши Егорова Лесу Барани по поводу интервью для нашего журнала Ред.)

Подготовили гайд по прокачке Кузнечного дела 1-800 в WOW Битва за Азерот. Расскажем, как быстро прокачать профессию, где брать рецепты, как сэкономить ресурсы.

Кузнечное дело в WOW

Кузнечное дело (Blacksmithing) – одна из основных профессий в World of Warcraft. С ее помощью искусные кузнецы могут создавать превосходные доспехи и оружие, а также различные улучшения для экипировки. Данный гайд покажет вам, как быстро прокачать Кузнечное дело 1-800.

При создании гайда мы руководствовались следующими положениями: – акцент на рецепты, которые можно изучить у тренера — использование в прокачке наиболее дешевых материалов

Ярмарка Новолуния

Обновленная Ярмарка Новолуния, в числе прочего, позволяет выполнять задания на профессии. Раз в месяц с помощью ярмарки вы можете легко прокачать +5 пунктов Кузнечного дела в классическом разделе навыка (1 — 300). Для этого вам необходимо лишь выполнить простое задание Малышке нужны новые подковы . Ярмарка Новолуния длится неделю, начиная с первого воскресенья месяца.

Альтернативная быстрая прокачка 1-500

С выходом патча 5.2 в WoW появилась возможность быстро прокачать Кузнечное дело 1-500, используя только слитки призрачного железа. Данный способ позволяет повысить навык профессии, не отходя от учителя профессии. Ознакомиться с гайдом можно в статье .

Кузнечное дело 1-800

1-300

350-425 (WotLK)

Как открыть доступ к рецептам Легиона

Всего существует 34 задания, которые нужно пройти для разблокировки рецептов – детально описывать эти задания нет смысла – они достаточно простые.

Некоторые задания выполняются в подземельях, но на 110 уровне делаются быстро. Если вы еще не достигли 110 уровня, то нужно будет подождать (некоторые задания требуют наличие определенного уровня).

  • 100 – 552: необходимо изготовить 113х Воинских поясов из силового камня – Уровень 3 , на это уйдет 1356х Руды силового камня.

Не имеет значения, какой предмет из силового камня уровня 3 вы выберете. Если предмет требует больше руды для изготовления, то он быстрее повышает навык. Однако все-таки постарайтесь избегать рецептов, требующих Плавня из лисоцвета , поскольку один такой плавень стоит 4 золотых.

  • 552 – 739: потребуется создать 187х Слитков демонической стали , на это нужно 374х Сланца Скверны и 187х Руды силового камня.

Все изготовленное вам понадобится позднее, ничего не продавайте и не выбрасывайте. Еще один важный момент – остановитесь на уровне навыка 739, не прокачивайте профессию до 740. Дело в том, что вы не получите некоторых преимуществ, которые дает следующий рецепт, если достигните на этом этапе 740.

Обратите внимание: если вы не планируете использовать Кровь Саргераса для прокачки кузнечного дела, то можно не покупать рецепт пояса, а просто создавать Боевые наручи из демонической стали – Уровень 1 .

Вопрос же в том, сколько изготовленных вещей вы бы хотели улучшить – каждое использование Крупицы аннигилята требует 2х Крови Саргераса. Так что, если вы не планируете использовать Кровь Саргераса для улучшения брони, то лучше использовать ее для создания новых предметов, т.к. других применений у Крови все равно нет.

Для прокачки рецептов вам понадобится приблизительно:

  • Для : 1720х Сланца Скверны, 860х Руды силового камня
  • Для Воинского пояса из демонической стали – Уровень 3 : 480х Сланца Скверны, 240х Руды силового камня и 80х Крови Саргераса

Если вы собираетесь активно использовать аукцион для прокачки профессии, то, очевидно, лучше на данном этапе будет приобрести рецепт наручей, т.к. Кровь Саргераса купить невозможно.

После того, как вы впервые изготовите броню из демонической стали, вы можете поговорить с Муирном Железным Рогом по поводу получения 2 уровня рецепта.

Убедитесь, что ваши рецепты достигли 3 уровня, прежде чем продолжите прокачку по этому гайду!

Итак, продолжайте создавать ту часть брони, которую выбрали на предыдущем этапе:

  • 10х Воинских поясов из демонической стали – Уровень 3 : 40х Слитков демонической стали, 20х Крови Саргераса
  • Или 13х Боевых наручей из демонической стали – Уровень 3 : 455х Слитков демонической стали

Где найти рецепты 3 уровня:

  • Рецепт: воинский пояс из демонической стали – Уровень 3 можно приобрести у Пряжечника в Клоаке Даларана за 500 Незрячих глаз .
  • Рецепт: боевые наручи из демонической стали – Уровень 3 продает Ранза Серое Перо в Громовом Тотеме, Крутогорье. Требуется превознесение с фракцией Племена Крутогорья.

Последняя часть прокачки Кузнечного дела 1-800 будет для всех разной в том смысле, что рецепты становятся желтыми между 780 – 790 и зелеными между 790 – 800, так что не каждый изготовленный предмет принесет повышение навыка. Таким образом, потребуется создать 25-35 предметов:

  • 30х Воинский пояс из демонической стали – Уровень 3 : 120х Слитков демонической стали, 60х Крови Саргераса
  • Или 30х Боевые наручи из демонической стали – Уровень 3 : 1050х Слитков демонической стали

Как прокачать кузнечное дело в Битве за Азерот (8.0.1)

Подготовили развернутый гайд по новому уровню кузнечного дела, привязанного к локациям Битвы за Азерот.

Рекомендуется прокачивать кузнечное дело одновременно с горным делом – так вы сможете добывать необходимые материалы, практически не отвлекаясь от прокачки персонажа, а также сэкономите золото, которое могло быть потрачено на покупку ингредиентов.

Обучение кузнечному делу

В Битве за Азерот кузнечное дело представлено двумя навыками – Кул-тирасское кузнечное дело для Альянса и Зандаларское кузнечное дело для Орды. Процесс прокачки же и у того, и у другого навыка идентичен.

Обучиться новому уровню профессии можно у следующих персонажей:

  • Ордынцы могут обратиться к Начальнику кузни Зак’аалу , которого можно найти на Террасе ремесленников в Дазар’алоре
  • Представителям Альянса же следует отправляться к Гриксу «Железные кулаки» Барлоу на Рынок Семи Ветров в Боралусе

Если не получается найти нужных НИПов – спросите у стражников, они отметят их местоположение на вашей карте.

Прокачка 1-800 на рецептах Легиона

Для прокачки кузнечного дела на рецептах Легиона требуется 100 уровень.

Прежде всего, наведайтесь к учителю кузнечного дела Алард Шмид в Даларане. Телепортируйтесь в город, поговорите со стражем и попросите его отметить местоположение учителя.

Обучившись навыку, возьмите у Аларда Шмида задание Странная новая руда . В награду вы получите Кузнец Легиона .

Как получить рецепты

Рецепты кузнечного дела можно купить после выполнения заданий, выдаваемого учителем профессии Алард Шмид .

Для прокачки кузнечного дела по этому гайду вы должны получить 110 уровень и выполнить все задания у тренера.

Всего в игре насчитывается 34 новых задания для кузнецов. Все они довольно просты, подробности о выполнении можно прочесть на Wowhead. Некоторые из них отправляют в подземелья, однако их можно выполнить за несколько часов.

Последнее задание называется Мудрость племени , в награду выдается Рецепт: . Остальные рецепты для изготовления предметов из этого набора можно купить у Ураэль в Сурамаре.

Уровни рецептов

У большинства рецептов Легиона есть три уровня. Чем выше уровень, тем меньше материалов требуется для изготовления предмета. Иными словами, использовать рецепты третьего уровня очень выгодно.

Их можно приобрести у торговцев или интендантов фракций, получить в награду за выполнение локальных заданий или победу на поле боя, добыть с монстров и боссов в подземельях.

Если вы наведете на значки в виде звездочек в строке рецепта, вы узнаете, где получить рецепт следующего уровня.

Доступ к локальным заданиям

Большинство рецептов на изготовление предметов из руды силового камня выдаются в награду за выполнение локальных заданий. Чтобы получить доступ к локальным заданиям, необходимо выполнить Союз фракций , прокачав репутацию со всеми фракциями Расколотых островов до Дружелюбия. Это задание можно взять у Верховный маг Кадгар (требуется 110 уровень).

Получив доступ к локальным заданиям, прокачайте навык кузнечного дела до 100, чтобы выполнять профессиональные локальные задания.

35 - 100

Прокачка начинается с уровня навыка 35, полученного при выполнении задания от учителя кузнечного дела.

100 - 552

Важное замечание: Если вы не хотите расходовать Кровь Саргераса при прокачке, не покупайте этот рецепт. Вместо него используйте рецепт на Боевые наручи из демонической стали первого уровня.

Все зависит от количества имеющейся Крови Саргераса и потребности в улучшении предметов с помощью Аннигилята. Для использования одного Аннигилят требуется 2 Крови Саргераса. Если вы не планируете активно улучшать свою экипировку, используйте кровь для прокачки профессии, поскольку больше она нигде не используется.

Количество материалов для прокачки 740-800:

Боевые наручи из демонической стали, уровень 3: 1720x Сланец Скверны, 860x Руда силового камня
Воинский пояс из демонической стали, уровень 1: 480x Сланец Скверны, 240x Руда силового камня, 80х Кровь Саргераса

Если вы планируете купить все материалы на аукционе, очевидным выбором станут Боевые наручи из демонической стали, т.к. кровь купить нельзя.

743 - 783

После изготовления первого предмета из демонической стали вы можете поговорить с Муирн Железный Рог и получить рецепт второго уровня для того же предмета. Если вам требуются все рецепты, изготовьте по одному предмету каждого типа.

Для продолжения прокачки вам потребуются рецепты третьего уровня!

Изготовьте один из следующих предметов (в зависимости от того, что было выбрано ранее):

  • 10 x Воинский пояс из демонической стали - 40х Слиток демонической стали, 20х Кровь Саргераса.
  • 13 x Боевые наручи из демонической стали - 455 x Слиток демонической стали