Менталитет европейца. Специфика европейской и восточной ментальности


Западная Европа, как и Россия, многое взяла от греческой цивилизации. Но если для России основным приобретением было заимствованное у Византии православие, то Запад усвоил науку и культуру, идеи античных мудрецов. После периода средневековья в Европе отмечен Ренессанс - чисто западное явление - с его гуманистической парадигмой, рассматривающей человека как изначально доброе, разумное, прекрасное существо. Отсюда самодостаточность человека, приравнивание его к Богу. А.Ф. Лосев (1978) характеризует этот период как стихию "безграничного человеческого самоутверждения".


В 14-15 веках происходит разобщение Востока и Запада, связанное с проблемами общемировоззренческого характера. На Западе вера и разум разделяются, появляется творческая личность, дерзающая творить самостоятельно, вне синергии с Богом.


Новое время, продолжая эту традицию, стремится вытащить человека из центра бытия. Человек не ходит больше пред Богом, теперь он автономен, волен делать, что хочет, и идти, куда вздумается.


Эпоха Просвещения ставит во главу угла человеческий разум, воспитание, образование. Появляется представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности, о том, что наука способна решить все проблемы человечества. Выдвигается идея творческого саморазвития самостоятельной и свободной личности. Так, по словам Ф.М. Тютчева, западный человек - это человек, зависящий только от себя, "это апофеоз человеческого я" (1999). "Такое "Я" вздымается кверху в готической архитектуре... - пишет О. Шпенглер, - и это представляется подлинному русскому суетным... это для русского признаки западного тщеславия..." (2003). Философ называет западную культуру "фаустовской", "культурой воли" (в отличие от безвольной русской души). Фаустовская культура деятельная, волевая, направлена на распространение, на то, чтобы "покорить мир... властным притязанием познающего "я". "Западный властный человек...смотрел везде победителем, завоевателем....наш властный человек...смотрит отцом-опекуном", - пишут Н.И. Костомаров и И.Е. Забелин (1996). Для человека Запада характерны следующие качества: необычайная мобильность, состязательность, рационализм и прагматизм. Это гордый, самодовлеющий человек, опирающийся на неограниченные возможности разума. Он стремится всюду чувствовать себя, как дома, и реализовывать свои честолюбивые замыслы и стремления.


И. С. Аксаков (1999) отмечает, что Запад - это "овеществление духа, безграничное господство материи везде и всюду". По словам М.М. Дунаева (2003), западная цивилизация есть стремление к абсолютной полноте наслаждения сокровищами сугубо земными, "царство мира сего".


Таким образом, западную ментальность характеризуют: экстраверсия - направленность интересов и деятельности на внешний мир, к внешним целям; беспредельная вера в могущество человеческого разума, опора на логические процессы - блестящая логика (по выражению A. С. Хомякова (1988), "правильная алгебраическая формула была... идеалом", к которому стремились европейцы), хорошо развитое абстрактное мышление. Н.Я. Данилевский (1991) указывает на присущее европейцам "аналитическое изучение природы", явлений и законов.


B. С. Соловьев (1990) называет и такие признаки, как "атомизм", "всеобщее разложение на низшие составные элементы" (при этом "потеря универсального значения", "живого духа"). То есть это дедуктивный стиль, стремящийся в виде понятий и суждений отражать окружающую действительность; с ярко выраженной практической направленностью. Европейские знания - это вербализованная информация, не существует знания-видения ситуации как чего-то образно-целостного, понятного без слов. "Левополушарное мышление" стало доминирующим на Западе, ему учат ребенка с колыбели" (П.Ю. Черносвитов, 1996).


Выражая все перечисленное в терминах типологии К.Г. Юнга, можно выделить преобладающие психологические функции западной ментальности: экстраверсия, мышление, ощущение.


· Введение

· 2. Специфика европейской и восточной ментальности

· 3. Особенности российского менталитета и ментальности

· Заключение

· Список использованной литературы

Введение

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.

Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.


Ментальность - это некое свойство традиционного этнического сознания особым образом отражать (и выражать своим поведением) определенную этническую картину мира.

Этническая картина мира, в свою очередь, - это представления человека о мире, сформировавшиеся на основании определенных культурно-ценностных доминант. Представления эти отчасти осознаваемые, отчасти бессознательные. В целом этническая картина мира есть проявление защитной функции в ее психологическом аспекте.

Ментальность, таким образом, выступает как совокупность бессознательных комплексов, складывающихся в процессе адаптации человеческого коллектива (этноса) к окружающей природно-социальной среде и выполняющих в этнической культуре роль основных механизмов, ответственных за психологическую адаптацию этноса к окружающей среде. Эти бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют характер действия человека в мире. Последний специфичен для каждой этнической культуры. Ментальность - это система этнических констант, которая является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир.



Данное понимание проблемы близко классическим взглядам, выраженным А.Я. Гуревичем, который определял «ментальность» как «психический инструментарий», «духовную оснастку», «специфическую структуру сознания», «осознание людьми самих себя, природного и социального окружения» ; как не сформированные явно, не высказанные эксплицитно, не вполне осознанные в культуре умственные установки, общие ориентации и привычки сознания; как расхожую психологию и миропонимание, способ мировосприятия. Существуют и другие удачные определения, которые автор в большой мере разделяет.

Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М.Блок), «символические парадигмы» (М.Элиаде), «господствующие метафоры» (П.Рикер), наконец, «архаические остатки» (З.Фрейд) или «архетипы» (К.Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума». В отличие от Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков... является не индивидуальным, а общим для всех людей... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики». В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.

Образцы поведения, ценностные ориентиры обычно задаются в рамках ментальности образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Социальная дифференциация ментальностей отражает существующее в обществе разделение на общественные группы с присущими им материальными интересами, образом жизни и т.п. Например, крестьянской ментальности прошлого столетия в России был присущ больший консерватизм, чем ментальности образованных классов, и даже ранние по времени крестьянские восстания можно охарактеризовать как консервативные, ибо их идеалы находились не в будущем (как у интеллигенции), а в прошлом. Далее, крестьянской ментальности, формирующей и моделирующей поведение ее носителей, были присущи коллективные страхи, фантазии, отдельные и довольно жестокие проявления фанатизма и жестокости, что объяснялось тяжелыми условиями крестьянской жизни - бедностью, голодом, эпидемиями, высокой смертностью. Но, в отличие от бытующих мнений о «крестьянской массе», русскому крестьянину было присуще осознание своего особого «я», напряженное восприятие соотношения вечности и временности бытия при общей ориентации на христианские ценности. Воспроизводя шаг за шагом крестьянскую ментальность можно постепенно сконструировать и образ жизни крестьянина, его духовный и материальный мир. Этот же метод лежит в основе анализа духовного мира интеллигенции. Текстологический анализ сочинений известных представителей российской интеллигенции, их языка, оговорок, манеры изложения, наконец, суггестивности текста, позволяет судить об их ментальности; об их идеологии говорят рационально оформленные системы, вырабатываемые концепции.

Обратим внимание на еще одно различие между ментальностью и идеологией - различие в темпоральном аспекте. Разные структуры сознания развиваются по-разному - некоторые из них становятся устойчивыми для многих поколений, другие - исчезают на протяжении жизни одного поколения людей. Ф.Бродель выделяет три типа исторического времени - время большой протяженности, время средней протяженности и краткий срок. Если развитию политики соответствует «краткий срок», а экономики «время средней протяженности», то ментальность существует во «времени большой протяженности» как наиболее устойчивая и малоподвижная структура сознания. «Мы подходим здесь к вопросу об отношениях между краткой реальной историей, и долгой историей интеллектуальных феноменов. Их соотношение очень сложно. Тем не менее, ясно, что интеллектуальные феномены следует включить в историю «большой длительности» и большого пространства». Ж. Ле Гофф отмечал, что «инерция является исторической силой исключительного значения. Менталитеты изменяются более медленно, чем что-нибудь другое, и их изучение учит, как медленно шествует история». В этой связи интересным представляется высказывание К.Маркса о том, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Если идеология, с теми или иными отклонениями, в целом развивается поступательно, так сказать линейно, то в рамках ментальности представления изменяются в форме колебаний различной амплитуды и вращений вокруг некой центральной оси. В основе подобного движения и развития идеологии и ментальностей лежит определенный образ жизни. Так, идеологические теории, вырабатывались преимущественно интеллигенцией, как правило, живущей в городах, ритм жизни которых был гораздо динамичнее в сравнении с патриархальной и отчасти застойной, цикличной (в зависимости от сельскохозяйственного календаря) жизнью в деревне. С развитием же сельских школ, определенного уровня грамотности в деревне, с появлением предназначенной для крестьян литературы, в деревню проникают определенные элементы идеологии, способствующие социальной трансформации крестьянского образа жизни и ускорению темпов его развития.

Итак, ментальность - весьма насыщенное содержанием понятие, отражающее общую духовную настроенность, образ мышления, мировосприятие отдельного человека или социальной группы, непрорефлексированное или недостаточно осознанное, большое место в котором занимает бессознательное.

Модель характерного для своей эпохи восприятия и осмысления действительности состоит из большого количества элементов, зачастую противоречащих друг другу и не сводится только к отражению внешней реальности. Во многом она формируется уже существующими на ментальном уровне обычаями, «предрассудками» и суевериями, символами и нормами поведения, надеждами и фобиями наряду с материальными интересами, соотношение с которыми в каждом конкретном случае различно. Ментальность отражает тот пласт общественного и индивидуального сознания, в котором фактически отсутствуют систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными детерминантами представления и верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в основе рационально построенных и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

В отличие от ментальности, ограниченной определенными пространственно-временными (эпоха, период, регион, государство, этническая территория) и социокультурными (реально существующие общности и личности) рамками, архетип носит всеобщий характер, независимо от времени и места. Он представляет собой биосоциальный процесс, цель которого - осуществление первоначально заложенной в эмбрионе личности во всех ее аспектах, со всеми ее психическими данностями. Если ментальность зависит от социокультурного контекста с присущими ему этическими представлениями, то архетип этически нейтрален. «Архетип - структурообразующая единица, служащая основанием (каркасом), психическим вектором социокультурного развития. Архетип - корень, на поверхности которого история и культура производят все новые очертания и формы, расцвеченные всей гаммой красок душевного состояния человека. Ментальность - формообразующая единица, придающая архетипическому содержанию качественную характеристику. ...Архетип - абстрактная категория, ментальность - всегда конкретна, архетип - содержание, ментальность - форма, архетип - сущность, ментальность - явление». Ментальность выражает свое архетипическое содержание посредством культуры, то есть через определенный культурный код, носителем которого, в первую очередь, является интеллигенция.

Специфика европейской и восточной ментальности

Одной из задач этнологической науки длительное время был поиск методологического подхода к изучению культурных комплексов и выделению их вариативных типов. Учёные разработали, казалось бы, довольно стройную таксономию (классификацию) мировых культур, положив в основу такие критерии, как пространственный фактор (география расселения), человеческий тип (раса, или фенотип), образ жизни (производящие системы) или язык (языковые семьи). В конце XIX в. немецкие учёные (Л. Фробениус, Ф. Гребнер и другие), затем американские антропологи (К. Уисслер, А. Крёбер) были среди основных авторов подобных классификаций, которые делили разнообразие культур на Земле на так называемые «культурные круги» или районы. В отечественной этнографии эта научная традиция нашла своё отражение в разработке категории «хозяйственно-культурных типов», или «историко-культурных областей» (В. Г. Богораз, С. П. Толстов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров).

Запад и Восток - условная смысловая конструкция, применяемая для первичной типологии мировой культуры. Запад и Восток - парная категория, выражающая дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, поэтому она одновременно характеризует и амбивалентное единство культуры человечества, и разделенность на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности.

Западная и восточная культуры являют собой столь различные миры, что не возможно не вспомнить известную шутку: На вопрос «Чем отличается японский язык и культура от других языков и культур?» самым правильным ответом признается «Всем». Единственная черта, безусловно объединяющая Западную и Восточную культуры, - это то, что они являются культурами. Так, например, современные японские ученые обратили внимание на разницу в способе мышления японцев и европейцев. Они назвали свой способ передачи информации «коммуникацией минимального сообщения», а европейцев - «коммуникацией максимального сообщения». Суть первого похожа на дзенский способ общения «вне слов», ибо словами невозможно передать суть: «Истина вне слов». Поэтому слов должно быть как можно меньше, но они должны так воздействовать на сознание, чтобы вызывать взрыв информации в уме воспринимающего, он должен интуитивно схватывать целое, смысл недосказанного.

Даже в современных условиях многие культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры. Это выражается в теориях полицентризма, о которых подробно говорилось выше. Полицентризм надо понимать как идею множественности семантически различных культур. Категоричнее всех об этом писал О. Шпенглер: «Существуют многочисленные абсолютно самобытные культуры, подобно тому, как существуют различные виды растений с их собственными цветами и плодами, с их собственным определенным циклом роста и гибели». К этому же относится тезис об исконной противоположности Запада и Востока. Практически это означает, что все культуры могут быть отнесены к Западному типу или преимущественно к Восточному типу.

Действительно, слова «Запад» и «Восток» означают два весьма различных способа контакта с миром.

В чем же состоит принципиальное различие Западной и Восточной культур, корни которого еще в первых цивилизациях обоих регионов? Отчетливые различия Запада и Востока выявились к Ш веку до н. э. Начало же было положено почти одновременно: с шестого века до н. э. формируются две основные модели, две программы. Одна на западе тогдашней Ойкумены - в Афинах, другая - на востоке, в Китае. Первую создал Сократ и софисты, вторую - чиновник и Учитель Кун-цзы.

Путь Афин - всемерное «раскрепощение» человека и новой культуры, автономность, самодостаточность личности, ответственность лишь перед собственным разумом, «левополушарность» (логика, рационализм, анализ и т. д.). Таковы основные принципы, которые утверждали своей деятельностью Сократ и софисты.

По-другому шел переход к новому мышлению в Китае. Если эллины двигались в перспективе к цивилизации (которую характеризуют универсальность, комфорт, технократизм) и к «постбиологическому» человеку, то Конфуций видел в этом грозную опасность. Дар новой цивилизации - сознательность поступков, моральную ответственность личности - он ценил не меньше эллинов. Но этот дар он обратил не на критическую переоценку традиции, как Сократ, а на ее сознательное поддержание, укрепление, консервацию. Конфуций думал о том, как в условиях новой цивилизации, с ее неустоявшимся и поначалу несколько хаотичным положением, сохранить гармонию традиционной, «природной» культуры. И это ему удалось. Через иерархичность, внутренний возврат к природе при внешнем городском облике, через почитание старших и патриархальность Конфуций сумел новизну городской культуры совместить с притягательной для Востока традиционностью и природностью. И в этом до сих пор кроется качественное отличие Востока и Запада друг от друга и от общего изначально пути: эллины двигались вперед по прямой, видя перспективы, и это было для них и самой культурой, и прогрессом, и цивилизацией. Китай же шел по кругу, от человека «биологического» вперед и вверх, к новой культуре и обратно - к традиции, к истокам и ранее не познанной притягательности постоянства. Причем такое движение также представляет собой ничто иное, как прогресс. Но разное его понимание и следование ему определили неодинаковость на высоком, развитом и элитарном уровне двух культур.

Характерной чертой культуры Запада (в том ее виде, какой сложился за последние 300 лет и теперь распространяется по всему миру в ускоряющемся темпе) - является вера во «всесилие науки». Даже признавая очевидный кризис науки, западная цивилизация все считает ее ускоренное развитие панацеей от всех бед. На Востоке же долгое время считалось, что развитие науки несет человеку не столько счастье, сколько всевозможные беды. Надеясь на всесилие науки, человек утрачивает способность к спокойной жизни, дар примирения с судьбой. Западная культура с ее сциентизмом рождает в людях дух активности, энергии, в то время как Восточная культура воспитывает человека в духе рассудительности, помогает обрести «покой и ясность сердца», «успокоение души». Традиционному Востоку чужда идея прогресса, умы китайцев и индийцев обращены к прошлому. Их культуры традиционны. Они в гораздо большей степени, чем любые европейцы, тянутся к новому, но их в меньшей мере прельщает такой феномен западной культуры, как мода. Европейская культура, соблазняя людей материальными благами, прививает им неограниченные желания.

Как уже было сказано, различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное!) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса. Более полную картину особенностей этих двух цивилизации даст их сравнительная характеристика:

ВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Следование вековым традициям, упор на адаптацию к складывающимся условиям жизни. 1. Стремление к постоянному обновлению, преобразованию жизни, к социально-экономическому прогрессу.
2 . Дух созерцательности, пассивного наблюдения и бездеятельности. 2. Дух активных действий, инициативы и предприимчивости.
3. Дух коллективизма и единства народа, сплоченного общей собственностью, общиной, религией, сильной централизованной властью государства, коллективистскими традициями и нормами поведения, восприятие отдельного человека как винтика огромной «машины» общества. 3. Дух здорового индивидуализма, самоценности отдельного человека, его свободы, самостоятельности и внутренней ответственности за свою судьбу, дух состязательности между людьми на основе равенства их возможностей.
4 . Отсутствие полноценной частной собственности, т.е. неразделенность собственности (кто у власти, тот и при собственности). 4 . Узаконенность и гарантированность частной собственности, разделение власти и собственности.
5. Господство государства над обществом, административный произвол (властвует не закон, а конкретное должностное лицо, «начальник») 5. Государство не повелитель, а лишь инструмент в руках граждан, чьи права и свободы защищает закон.

Итак, если различия между Востоком и Западом сводимы к различию между прогрессом и традиционной неизменностью, то уже из этого ясно, что они взаимно дополняют друг друга, как две великие оси мирового развития, два крыла человеческой цивилизации.

Понятно, что в основе европоцентризма, афроцентризма и американоцентризма лежит уже известный нам культурологический монизм, когда свою культуру противопоставляют все остальным в качестве подлинной и настоящей. Причем если защитники "Запада" в этом споре указывают на его сегодняшние достижения, то их противники чаще всего апеллируют к далекому прошлому, когда европейцам еще было не под силу осуществлять глобальную экспансию. И идеализация прошлого в этом случае симптоматична. Ведь "Востока" в чистом виде уже не существует. И реалистически мыслящий человек должен исходить не из самостоятельного развития Востока и Запада, а из результата их взаимодействия.

Сразу оговоримся: под европейскими странами будут подразумеваться страны Западной Европы, такие как Германия, Франция, Швейцария, Великобритания, Италия, Нидерланды и т.д. Почему именно Западная Европа будет предметом нашего обсуждения? Наверное, потому, что именно Западная Европа в полной мере сохранила европейский дух и европейские традиции, европейский жизненный уклад и европейские ценности в историческом их значении. А значит, именно западноевропейские страны живут типичной европейской жизнью. О них и пойдет речь.

Жизнь среднего европейца сыта и размерена. Более всего европейский средний класс не любит перемен, причем, как в худшую, так и в лучшую сторону. Можно сколь угодно долго объяснять среднему жителю Лондона о преимуществах смесителя в ванной, но после ремонта он все-таки установит два отдельных крана для холодной и горячей воды. Потому что так заведено. Потому что такие же краны установлены у всех родственников и знакомых. Потому что они так с детства привыкли.

Менять привычки – не в характере европейцев. Поэтому они стараются жить так, как жили их предки. Разумеется, с поправкой на современные реалии.

В большинстве европейских стран с пренебрежением относятся к американской манере готовить из полуфабрикатов. Если уж европейская хозяйка и готовит обед, то предпочитает свежие продукты с рынка. А рынки есть в каждом европейском городе, практически в каждом районе. Торгуют на таких городских рынках преимущественно фермеры, а товары по большей части очень чистые и очень свежие. Стоимость таких продуктов порой выше, чем в супермаркетах, но рынки все равно процветают и не ощущают недостатка в покупателях.

Европейцы вообще любят хорошо покушать. Французы, испанцы и итальянцы – убежденные гурманы. Соответственно, Франция, Италия и Испания – признанные центры мировой гастрономии и виноделия.

Фастфуд не в чести у европейцев среднего и старшего возраста. Воспитанные на старых традициях, пожилые европейцы стараются употреблять домашнюю пищу или обедать в небольших семейных ресторанчиках. Молодежь же игнорирует старые традиции и с удовольствием уплетает хотдоги и бигмаки в многочисленных макдональдсах и бургер-кингах, которых великое множество в любом европейском городе.

Одеваться средний европеец предпочитает все-таки в средних универмагах, нежели в бутиках, где продается одежда от кутюр. Но и китайские магазинчики с супердешевыми вещами средний класс, как правило, игнорирует. «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» - это лейтмотив европейского стиля одежды. Добротные, качественные вещи предпочтительнее, чем очень дорогие, пафосные, или очень дешевые, но сомнительного качества.

Средняя Европа не любит шумного веселья. Немцы предпочитают проводить вечера дома, швейцарцы, бельгийцы, ирландцы или и голландцы могут позволить себе кружку пива в ближайшем пабе. Что до жителей южной Европы, эти считают поход в трактир или таверну совершенно нормальным делом, ходят туда часто и порой без всякого повода.

Медицина в среднем по Европе достаточно передовая. Существуют различные системы страховок, покрывающие конкретные виды лечения или вообще всё. Глобальные страховки достаточно дороги и часто не выгодны, поэтому не пользуются широкой популярностью.

В некоторых странах государство оплачивает медицинскую страховку социально слабым слоям населения или тем, кто вынужденно находится без работы и получает пособие.

Одно из самых дорогих направлений европейской медицины – стоматология. На протезирование и лечение зубов европейцы тратят ежегодно полтора военных бюджета Германии (утрированно, но недалеко от истины). Поэтому некоторые в целях экономии едут лечить зубы в Восточную Европу – в Румынию, Чехию, на Украину и даже в Молдову.

Доходы

Средний европейский класс – это собственный дом или хорошая квартира в фешенебельном районе, наличие автомобиля довольно престижной марки не старше двух-трех лет, в зависимости от страны это может быть, например, Тойота Кэмри, Ситроен С5 или Фольксванен Пассат. Люди победнее покупают дешевые малолитражки, а часто используют в личных целях рабочие пикапы или даже грузовики. Большинство работодателей сквозь пальцы смотрит на такие вещи, а некоторые просто удерживают из зарплаты работника деньги за сожженный в личных поездках бензин.

Обязательный атрибут среднего класса в Европе – наличие пенсионных накоплений, акций, облигаций. Европейцы тщательно планируют собственную старость, не надеясь на помощь детей и внуков. И, как правило, средний европейский класс, выходя на пенсию, может позволить себе значительно больше, чем люди работающие, но не достигшие еще пенсионного возраста. Европейские пенсионеры много путешествуют, и вообще ведут праздный, спокойный образ жизни. Накопительные программы, которые велись всю сознательную жизнь, дают возможность жить, что называется, на широкую ногу. Кроме того, европейские законы предполагают значительные льготы и преимущества для граждан преклонного возраста, которыми те очень активно пользуются. Вход во многие европейские музеи для пенсионеров бесплатен, а проезд на транспорте очень дешев.

Бедные и богатые как правило не имеют пенсионных накоплений. Первые потому, что не могут себе этого позволить, вторые же зарабатывают огромные деньги процентами по внушительным вкладам в банках.

Однако европейцы, не достигшие пенсионного возраста, работают достаточно много и напряженно. В Европе принято работать на результат, а не на перспективу. Поэтому на работу берут прежде всего людей инициативных и думающих, готовых работать под давлением, посвящать работе внеурочные часы, стремящихся сэкономить деньги фирмы или увеличить ее прибыль. Да и растущая конкуренция среди сотрудников заставляет проявлять инициативу и отдавать себя работе без остатка.

Престижными считаются профессии инженера, финансиста, юриста и врача. Представители этих специальностей зарабатывают хорошие деньги, а имеющие частную практику часто являются миллионерами.

Однако и простые рабочие в Европе чувствуют себя весьма неплохо. Средняя европейская зарплата квалифицированного производственного рабочего 2000-3000 евро дает возможность жить, что называется, достойно – иметь накопительные пенсионные программы, оплачивать медицинские страховки и не особенно экономить на еде, хорошо одеваться и ежегодно выезжать к морю или в горы.

Представители социально слабых слоев в европейском обществе – предмет приложения усилий различных общественных организаций и государственных структур. Различные курсы и семинары проводятся для тех, кто потерял работу и отчасти потерял веру в себя. Для бездомных открываются сотни и тысячи различных приютов, центров реабилитации и консультаций, где несчастные могут получить горячую еду, ночлег и помощь неравнодушных людей. Конечно, полностью проблему бездомных это не решает, однако значительно сокращает их число.

Европа – сосредоточение богатейших дворянских фамилий. Потомки герцогов и маркизов, графов и виконтов и сегодня владеют огромными состояниями и значительными земельными угодьями. В основном европейские дворяне ведут отнюдь не праздный образ жизни. Они учатся, работают, активно участвуют в общественной жизни. Многие имеют собственные производства: в таких странах, как Франция, Италия и Испания многие дворянские фамилии владеют собственными винодельческими предприятиями, а также имеют заводы по производству мяса и сыра. Некоторые ограничиваются туристическим бизнесом – просто пускают группы туристов в фамильные замки.

Европейцы, обладающие состояниями, стараются вести скромный образ жизни. Выставлять на показ свое богатство в Европе сегодня не принято. Поэтому европейцев так удивляет одиозное поведение российских олигархов, прожигающих сотни тысяч евро в день на модных горнолыжных курортах. Они не понимают, как можно так бездарно тратить состояние, нажитое праведным путем. Впрочем, не будем ударяться в риторику.

Расходы

Европейцы как правило щепетильны в тратах и расходах. Особенно тщательным планированием семейного бюджета отличаются жители Германии. Впрочем, в затылок немцам дышат французы: во Франции не принято встречать гостей пышным застольем, вино и легкое угощения гость должен принести с собой.

Крупные покупки в Европе принято приобретать в кредит, даже если семья располагает нужной суммой наличных. Европейцы стараются найти беспроцентный вариант, или кредит с наименьшими процентами. Тогда вложенные в банк личные средства, которые не потрачены на данную покупку, будут приносить проценты по вкладу, и покроют расходы на обслуживание кредита.

Экономить на питании европейцы, в принципе, не любят. Покупается всегда все самое качественное и свежее. Однако излишества не очень приняты – хозяйка всегда покупает и готовит столько, сколько съест семья, и ни граммом больше. В любом европейском супермаркете принято фасовать мясо и по 100, и по 50 граммов с тем, чтобы можно было купить столько, сколько нужно на ужин одному человеку. Также можно купить одно яблоко или 1/8 часть небольшого арбуза. Собственно, это не является некоей особой экономией, а всего лишь принцип разумной достаточности – ведь в магазинах всегда есть свежие продукты, и запасаться впрок нет никакой практической необходимости.

В каждом районе среднего европейского города есть свои булочная и мясная лавка, овощной и бакалейный магазины, минимаркет, пиццерия, табачный магазин. Часто владельцы таких лавок знают своих клиентов не один десяток лет, поэтому обслуживают в кредит, просто записывая покупки в специальную тетрадь. Раз в месяц, обычно в день зарплаты, покупатели приносят в магазин сумму, которую должны, и открывают новый кредит. Достаточно прожить в районе пару месяцев, чтобы получить возможность покупать товары под запись. Но в случае несвоевременного погашения такого кредита никто и никогда более вам его не предоставит.

Бедные европейцы, конечно же, живут значительно скромнее. Продукты закупаются в тех же супермаркетах, но бедные предпочитают еду дешевую и калорийную. Поэтому среди бедных слоев европейцев так много тучных людей. Покупать одежду беднейшие жители ЕС предпочитают в китайских и арабских магазинах. Соответственно, бедняка на улице можно отличить по одутловатости и мешковатой дешевой одежде.

Зажиточные жители Европы, элита, тратят деньги по-разному. Несмотря на то, что позволить себе они могут почти все, что угодно, счет деньгам все-таки ведется. Если в отеле очень богатому европейцу предложат два номера на выбор – за 800 евро и более скромные апартаменты за 600, можете не сомневаться, что он сделает выбор в пользу низкой цены.

Отдых и развлечения

Средний европеец скорее расчетлив, чем скуп. Поэтому летний семейный отдых популярен, но люди среднего и низкого достатка предпочитают менее дорогие курорты Турции и Болгарии, чем престижные, но не дешевые Канары или Лазурный берег Франции. Часто едут в кемпинги, в пансионаты или частные небольшие гостиницы, с детьми и домашними животными. В период летних отпусков европейские города стремительно пустеют, а многие частные офисы закрываются на несколько недель.

Выходные европейцы предпочитают проводить дома или на природе, если позволяет время года и погодные условия. Обычно выезжают недалеко загород или, при наличии условий, отдыхают в пределах городской черты – например, многие парижане предпочитают загорать на оборудованных пляжах на берегах Сены, а лондонцы проводят воскресенье в шезлонгах на Темзе.

Излюбленный активный отдых европейцев – рыбалка и спорт. Горные велосипеды и спиннинги – самый востребованный товар в европейских спортивных магазинах.

В большинстве случаев европейские рыболовы-любители возвращаются домой без трофеев: пойманную рыбу принято отпускать обратно в водоем.

Семья и дети

Семейные традиции и ценности – предмет особой гордости большинства европейцев. Старушка Европа так и осталась патриархальной, хотя и считается оплотом западного образа жизни. Удивительно, но в европейских семьях непостижимым образом мирно уживаются современные взгляды на жизнь и признаки католического пуританства. Молодежь с возрастом из бунтарей превращается в приверженцев тихой сытой жизни.

Европейская семья, как правило, не многодетна. Двое детей – норма, четверо – исключение. Дети воспитываются в спокойной терпимости, без излишних строгостей. Впрочем, особых вольностей средняя европейская семья также детям не позволяет.

Цель родителей – дать детям максимально качественное образование, поэтому учебе уделяется особое внимание, и денег на дополнительные занятия, учебники и компьютеры европейцы не жалеют. Родители прекрасно понимают, что чем лучше будут образованы их чада, тем легче придется им в жизни.

Криминал

Конечно же, в Европе, как и везде в мире, криминал присутствует. Хотя типичный европеец – человек честный и скромный, разного рода жуликов, аферистов и грабителей в странах ЕС немало.

Организованная преступность представлена в основном этническими группировками. Самые крупные из них – албанцы, русские, югославы, румыны, цыгане, арабы, пакистанцы. Знаменитая Коза Ностра, итальянская мафия, тоже никуда не делась. Но крестные отцы нынче ведут крупные дела, занимаясь больше бизнесом, чем рэкетом.

Во многих европейских городах процветают уличные воришки. Вырвать сумочку или камеру у зазевавшегося туриста, отобрать деньги у пьяного, порезать карман в переполненном транспорте – все это есть, было и будет в Европе.

Однако в каждом городе существуют районы более спокойные, менее спокойные, и совсем уж плохие районы, которые без острой нужды лучше обходить стороной. В основном в таких неблагополучных районах компактно проживают выходцы из стран Северной Африки, и Азии, Албании.

Недвижимость

В среднем по ЕС трехкомнатная квартира стоит около 200 тысяч евро. Однако, данные эти очень усреднены. Купить нормальную квартиру в Париже, Мадриде или Риме за такие деньги, скорее всего, не удастся. Однако за вдвое меньшую сумму можно приобрести приличные апартаменты в тихом, не очень престижном, но и не совсем забитом пригороде, в двух или трех часах езды от центра города. Многие европейские пенсионеры перебираются в пригороды, как только отпадает необходимость ходить на работу, а разницу в цене используют для увеличения пенсионных накоплений.

Купить дом в европейской деревне не так просто. Во-первых, сельские жители очень неохотно продают дома. В во-вторых, во многих поселениях существует негласный запрет на продажу недвижимости посторонним. Решив купить домик в таком поселении, следует быть готовым к знакомству с представителями местной общины, длительному ожиданию, колебаниям.

В большинстве случаев деревенское жилье в Европе отличается от городской квартиры более, чем, скажем, в США. В Штатах владельцы частных домов обычно не склонны к ведению приусадебного хозяйства, чего о европейцах не скажешь. Владея даже крошечным земельным наделом, европейская старушка тотчас же посеет овощи, зеленый лук, фасоль, будет тщательно ухаживать за огородом, собирать урожай.

В общем и целом, европейская недвижимость – разная. Как и люди, населяющие Европу. Цена недвижимости напрямую зависит от страны, города и района, где расположен дом или квартира – чем престижнее место и чем больше в радиусе часа езды работы, тем выше цена.

В общем и целом, Европа стабильна и зажиточна, спокойна и выдержана. Неплохое место для жизни, особенно если вы – приверженец тихого, безопасного существования и семейных ценностей. Здесь есть все условия и для учебы, и для работы, и здесь многие находят то, чего нет в стране происхождения – стабильность и сытую жизнь. Добиваются успеха, разумеется, не все. Но процент людей, ставших европейцами, достаточно высок.

Также рекомендуется к прочтению:
замуж за немца --|-- замуж за итальянца --|-- замуж за шведа

“Менталитет” - это совокупность привычек и социальных установок. Вы с ним вовсе не родились. Даже в пределах одной страны менталитет разный в зависимости от местности. Сравните столицу и регионы.

Русские за границей

Русские дети, переезжая за границу, даже живя в семье 2 рожденных в России родителей, становятся 100% местными по взглядам и принципам жизни. Дети пластичны и не цепляются за догмы, а просто живут в соответствии с новой социальной средой.

Поверьте, вы сама будете рады не бегать на каблуках и не тратить кучу денег на наряды и салоны, а путешествовать по миру и наслаждаться жизнью и новыми ощущениями вместо того, чтобы постоянно пытаться впечатлить других. Эта часть русского женского “менталитета” выветривается из наших дам с годами за границей напрочь.

Точно так же вы привыкнете улыбаться практически всегда, извиняться, если кто-то наступил вам на ногу (ваша нога оказалась в неправильном месте) и не ходить в гости без приглашения. Научитесь ценить свои ощущения и чувства вместо извечного стремления угодить окружающим и подогнать себя под общие стандарты.

То есть, адаптируетесь к новому менталитету под девизом “Наслаждайся!”

Уехав жить за границу, вы сама будете рады оставить каблуки на полке в шкафу и носить удобную одежду и обувь.

Нам постоянно пытаются вдолбить, что якобы у западных людей “иной менталитет.”

Доходит до того, что некоторые наши люди вполне искренне верят, что западные девушки любят карьеру больше семьи, не хотят детей, мечтают только побольше работать.

Ну, серьезно, подумайте сами: кто из людей, кого вы знаете, хочет работать вместо того, чтобы развлекаться? И на западе таких тоже крайне мало, особенно среди женского пола.

  • Основа западного менталита сконцентрирована в слове “наслаждайся” (e njoy).

Западные люди стремятся во что бы то ни стало насладиться жизнью. Именно чтобы больше насладиться жизнью они трудятся, ведь так можно заработать больше денег и суметь купить более приятные блага (еду, жилье, путешествия).

  • Второй принцип западного менталитета: не мешай наслаждаться другим.

Именно поэтому западные люди внимательно и доброжелательно относятся друг к другу и стараются сделать так, чтобы их собственное наслаждение не помешало окружающим. Если это легально и не запрещено законом, делайте что хотите, никто вам и слова не скажет. Ваше право.

  • Третий краеугольный камень западного менталитета: соблюдение законов и правил.

Этот пункт всегда замечают наши эмигранты и живущие в западных странах: все делается по порядку, по правилам. Соблюдение правил обеспечивает спокойствие и порядок. Если проституция в стране легальна (как, например, в Австралии), то никто вам и слова не скажет, если вы выберете такую карьеру.

Вот, в принципе, и все основы менталитета иностранцев! Что-то сложно? Вовсе нет.

Основа западного менталитета - наслаждайся и не мешай получать удовольствие другим.

Толерантность

Недавним добавлением к установкам менталитета западников стало терпимое (“толерантное”) отношение к людям, кто выглядит, мыслит или живет по-иному, без осуждения или преследования. В целом, это продолжение того же принципа “не мешай наслаждаться другим”.

Если раньше осуждение тех, кто живет по-другому, приветствовалось, теперь это считается не только дурным тоном и плохим воспитанием, но и уголовным преступлением, если вы это озвучили (дискриминацией).

Поэтому к иммигрантам в западных странах сегодня совсем другое отношение, чем 30-40 лет назад.

Что означает, русских за границей вовсе не преследуют и не осуждают, а относятся к ним точно так же как к грекам, итальянцам или китайцам - то есть смотрят на вашу личную ценность как человека, а вовсе не на то, как вы одеваетесь или где родились.

1

Проблема поиска русскими своих духовных и культурно-исторических оснований особенно актуальна в наши дни, когда происходит всё большая и большая потеря этих оснований. Этот процесс потери обусловлен множеством самых разных факторов, поэтому он разворачивается с особой масштабностью и интенсивностью. В настоящее время русский народ в наименьшей степени, чем когда-либо в его истории, соответствует тем высоким образам, сквозь которые его пытались осмыслять многие русские мыслители, и которые традиционно приписываются русскому народу. В постсоветский период не было сформировано отчётливой, органичной русскому народу системы культурных ценностей, которая бы объединяла и развивала его. Поэтому в наши дни потребность русского народа в такой системе культурных ценностей необходимо существует и постепенно возрастает. В наши дни перед русским народом с особой силой встаёт задача его духовного и культурно-исторического самоопределения, задача преодоления духовного кризиса и нахождение органичных для русского народа путей его дальнейшего развития. В данной статье предпринимается попытка выделить и прояснить некоторые базовые особенности менталитета русского народа на основе сопоставления его с менталитетом европейцев.

сравнительный анализ.

европейский менталитет

Русский менталитет

1. Бердяев Н.А. Судьба России. – М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 333 с.

2. Гегель Г. Феноменология духа. – М. : Академический проект, 2008. – 767 с.

3. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. – М. : Мысль, 1978. – 623 с.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М. : Академический Проект, 2007. – 551 с.

5. Лосский Н.О. Характер русского народа. – М. : Ключ, 1990.

6. Ницше Ф. Воля к власти. – СПб. : Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. – 448 с.

7. Словарь аналитической психологии К. Юнга. – СПб. : Азбука-классика, 2009. – 288 с.

8. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М. : Русская идея, 2000. – 443 с.

Целью данной статьи является выявление и прояснение некоторых базовых особенностей менталитета русского народа. Под менталитетом мы понимаем определённым образом выстроенную систему базовых структур сознания человека, которая присуща этнической группе, народу, нации и которая формирует у представителей этих групп образ мира, образ себя в этом мире, обуславливает специфику взаимоотношений между людьми, определяет общие паттерны поведения и настраивает сознание на определённые аспекты как внешнего, так и внутреннего мира. В данной статье мы выделяем некоторые очень общие и базовые структуры и характеристики сопоставляемых менталитетов, это: отношение к внешнему миру (к объекту), индивидуализм и коллективизм, принцип равенства и принцип иерархии, активно-волевое и пассивно-созерцательное начала, сознание и бессознательное. Статья строится на последовательном сопоставлении менталитетов русских и европейцев сквозь призму этих базовых структур и характеристик с целью прояснить эти структуры, раскрыть их конкретную специфику.

Под понятиями «русский» и «европеец» подразумеваются не отдельные люди, представители той или другой культурной целостности, а определённые типы (типы организации сознания). Тип (в контексте данной статьи) - это наиболее часто встречающаяся в данном народе или группе народов общая структура личности (структура сознания). В каждом отдельном представителе народа она проявлена с разной степенью выраженности, хотя в чистом виде в среде данного народа типы практически не встречаются. Что касается понятия «европеец»: несмотря на очевидное и значительное различие народов Европы, они, тем не менее, имеют между собой много общего, что и позволяет нам говорить о типе «европейца».

1. Отношение к внешнему миру у русского и европейца является прямо противоположным. Под понятием «мир» здесь подразумевается всё противоположенное субъекту (его сознанию), целостное внешнее пространство и его объекты.

Европеец воспринимает мир как нечто чуждое и противоположенное ему. Между ним и миром пролегает чёткая граница, разделяющая и противопоставляющая субъекту мир объектов. Таким образом, европеец пребывает в ясно осознаваемом чувстве собственной единичности, и в этой единичности он противопоставлен бескрайнему миру. Вальтер Шубарт в своей книге «Европа и душа Востока» пишет, что для европейца по отношению к миру характерно «точечное чувство». Также он пишет об «изначальном страхе», как об одной из главных черт европейца. Европеец в силу своего «точечного чувства» проникнут глубоким изначальным страхом перед огромным, чуждым и враждебным миром .

Русский же человек, в отличие от европейца, не чувствует своего разрыва с миром. Граница между ним и миром гораздо слабее, и он её практически не замечает. Чувство собственной единичности у русского намного слабее, чем у европейца. Он чувствует своё единство с миром, он не чужой в нём и не чувствует враждебности мира. Шубарт, характеризуя русских, называет это «изначальным доверием» . Русский имманентен миру. Он находится внутри мира, в его пределах. Мир подобен материнскому лону, которое облекает его со всех сторон и даёт чувство укоренённости, защищённости, умиротворённости. Поэтому русский беспечен, доверчив, часто надеется «на авось». Европеец же трансцендентен миру. Он хоть телом и находится в этом мире, но, всё же, чувствует себя не включённым в него, своим духом он находится за его пределами.

В силу своего изначального единства с миром русский склонен к объединению всего, с чем бы он ни столкнулся, как в житейской, так и в научной сфере. Стремление к единству является главной чертой характера русского человека, это стремление есть главная сила, движущая русским. Стремление к единству обуславливает цельность мировоззрения русских. Эта цельность выражается в тенденции рассматривать всё в контексте взаимосвязей, в единстве всего со всем. Изолированность для русского - это обеднённость и потеря истины. Только в целом есть истина и полнота. Ориентация на цельность является одним из основополагающих моментов в русской философии, эта ориентация присутствует практически у всех русских философов .

Как у русских стремление к единству является главной чертой характера, так у европейцев такой чертой будет являться стремление к дифференциации. Это исходит из их изначальной раздельности с миром. Европейцы стремятся разбить все на части и предельно развить, углубить каждую часть. Но в процессе такого углубления постепенно теряется связность между изначально связными частями, и когда процесс переходит определённую меру, то наступает разрыв. Таким образом, вырисовываются два типа сознания, одно суженное и углублённое, дифференцирующее, вырывающее часть из контекста, другое расширенное и поверхностное, объединяющее части в единое целое, без проведения чётких границ. Одно знает глубину, но не знает широту, другое находится в постоянном скольжении по широким пространствам, но не знает о существовании глубины.

Если европеец одержим проведением границ в разных сферах жизни и деятельности, то русский одержим стиранием, ослаблением границ. Русский в силу своих особенностей настроен на собирание, на объединение. Он стремится преодолеть разъединяющие границы, восстановить разорванное бытие.

Русский стремится пребывать в гармоничных отношениях с данностью вокруг себя. Он не стремится перестраивать мир, разрушать его. Он воспринимает весь мир как одушевлённый, как живой. В этом плане он отчасти схож с восточным человеком. Европеец же, несмотря на свой изначальный страх, стремится встать над миром, подчинить его, изменить под свои образы. Им движет героический дух, который хочет овладеть природой. Шубарт называет европейскую культуру «прометеевской», в ней царит «прометеевский дух» . Это дух активного, гордого преобразователя, творца Нового мира.

2. Для европейца характерен резко выраженный индивидуализм. Европейский индивидуализм однозначно утверждает преобладание частного над общим. Индивидуализм исходит из отдельности индивида, из его изолированности. Индивид свободен, опирается на себя и сам себя определяет. Он несёт полную ответственность за свою жизнь, надёжно держит её в своих руках. Он есть причина самого себя, первопричина всего, происходящего в его жизни. Такой индивид есть автономный субъект. История Европы, начиная со Средних веков и эпохи Возрождения, представляет собой во многом борьбу автономного субъекта за свою свободу с внешними авторитетами, такими как религия, католическая церковь, абсолютная монархия, государство. «Стихийное и буйное утверждение человеческого субъекта», как охарактеризовал суть эпохи Возрождения А.Ф. Лосев .

Русский же по своему глубинному складу ориентирован на коллективизм. Н.А.Бердяев: «Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворённости в стихии земли, в лоне матери» . Коллективизм утверждает преобладание общего над частным. Русский не имеет жёсткой границы между собой и другими. Как он един с миром, так един и с другими людьми. У русского нет чувства собственной изолированности, и он мыслит себя частью общего целого. Он живёт более общей жизнью, чем своей собственной. Главным недостатком такой коллективистской ориентации является существенное ограничение (или даже подавление) личностного начала каждого отдельного человека. Коллективистская ориентация провоцирует склонность опираться на других людей, делает личность слабой. Индивидуализм же - это утверждение сильной личности, которая опирается только на себя.

Сущностью индивидуализма является воля к власти. Это воля к предельному самоутверждению и разворачиванию личности. Ф. Ницше писал о том, что воля к власти и воля к жизни это одно и то же. «Всё живущее стремится к власти, к увеличенной власти» . Оно стремится разрастаться, занимать собой всё большие и большие пространства, реализовать всё заложенное в нём. Воля к власти характерна только для изолировавшихся индивидов как стремление этих индивидов актуализировать свой потенциал. Воля к власти - это стремление встать над собой и над всем окружающим.

Для русского человека воля к власти, восхождение, рост являются в большой степени посторонними, смутными понятиями. Ему не свойственно заниматься интенсивным самоутверждением и тем более таким разворачиванием себя, которое подавляло бы всех остальных. Напротив, русский ориентирован на гармоничность с окружающим пространством, он ориентирован на сохранение изначального состояния этого пространства. Европеец не прогибается под ситуацию, он сам прогибает её под себя. Европеец не может быть пассивным, ведомым. Русский же зачастую склонен ограничивать себя от активного воздействия на ситуацию и пассивно включаться в неё. Если для европейца превосходство и власть - это главные цели жизни, то русские, наоборот, бегут от этих вещей. Власть всегда воспринималась русскими как бремя, даже как грех. Если у европейца властитель вызывает зависть, то у русского он вызывает даже жалость. Власть изолирует человека, отрывает от тесных связей с другими людьми. Власть также воспринимается как проявление гордыни.

Человек, который всеми силами стремится к самоутверждению, очень высоко ценит себя. Он стремится, чтобы ценность и значение его личности признавали окружающие, он стремится везде выделяться, быть фигурой на фоне. Русский же, наоборот, не стремится быть яркой фигурой, затмевающей всех. Он более склонен оставаться на фоне.

3. В сфере общественной организации и отношений между людьми европеец ориентирован на принцип иерархии, русский - на принцип равенства.

Сутью принципа иерархии является власть сильного над слабым. Иерархия устанавливается в ходе борьбы индивидов за власть. Каждый индивидуалист обладает волей к власти, он стремится возвыситься над всеми, всех превзойти, всех подчинить. В этой борьбе индивидов побеждает сильнейший. Возникает деление на господ и рабов, на аристократию и плебеев . Иерархия - это власть меньшинства над большинством, когда есть жёсткое разделение на правящую элиту и на подчинённое большинство. Равенство же - это власть большинства, в своём пределе это власть всех. Здесь нет разделения на господина и раба, на сильного и слабого. Все люди априорно равны. В иерархии ценность человека определяется его достижениями, его силой. Равенство же подразумевает, что ценность имеет каждый человек, безотносительно его достижений. Идея равенства неприемлема для западного человека, это означает для него поставить на один уровень господина и раба. Это значит свести все достижения господина «на нет», вернуть его в безликую массу, отнять у него его индивидуальность.

С принципом равенства теснейше связано понятие справедливость. Принцип справедливости нацелен на восстановление первичного состояния всеобщего равенства. Он подразумевает, что никто не будет угнетён, не будет неравенства. Иерархия несправедлива, в ней люди не равны и делятся на угнетающих и угнетённых. У русских есть глубокое видение того, что всё зло в обществе берётся из-за неравенства и угнетения, это источник вражды и несчастья. У русского есть глубинная установка, что все люди равны и не должен один человек быть выше другого. Выше человека может быть только Бог, и власть должна принадлежать ему, а не человеку. Установление полной справедливости будет достижением всеобщего блага, когда не будет угнетённых, обделённых и страдающих. Идея всеобщего блага является имманентной русскому человеку.

Равенство и справедливость тесно связаны с состраданием, со способностью сопереживать другому в его страдании (способность жалеть). Способности жалеть и помогать «страдающему» являются очень важными для русских, это важные нравственные качества. Это проявляется в русских народных сказках. Герои сказок, которые жалеют и помогают страдающим, получают за это щедрое вознаграждение, их образ изображается положительным, как нравственный эталон. Герои же, которые не помогают, или помогают из прагматического эгоистического расчёта, всегда наказываются за это. То есть народная культура одобряет и поощряет способности жалеть и помогать и осуждает эгоизм, прагматизм, безразличие к людям.

4. В европейце более выражено активно-волевое начало, в русском - пассивно-созерцательное.

Воля - это способность личности управлять собой, самостоятельно полагать себя, действовать произвольно. Это способность держать одно направление и достигать поставленных целей, независимо от смены обстоятельств и перемены чувств. Европейцы - это люди, которые хорошо владеют собой, они сдержаны и дисциплинированы, чего не скажешь о русском. Русский не привык тормозить свои аффекты и эмоции, он достаточно непосредственен в их выражении. Русский привык жить более порывами и спонтанными влечениями.

Европеец, благодаря своей воле, способен к систематической деятельности. Русские же меньше склонны и способны к систематике. Русский действует вспышками, может вспыхнуть, за что-то взяться, потом быстро к этому охладеть и бросить. Также есть привычка ждать, пока всё само собой не разрешится и не сложится. Действуют либо по необходимости, либо по спонтанному порыву. Из-за этого русские часто не способны достигать своих целей. Хотя русские и очень богаты на различные интуиции, но они остаются не доработанными из-за недостатка способности к систематической работе. Н.О. Лосский: «Богато одарённые русские люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, только планом какой-либо работы, не доводя её до осуществления» .

С волей тесно связана активность. Активность - это свободное разворачивание личности, это творческая и преобразовательная деятельность человека, источник внутренних и внешних изменений. Европеец активен, он постоянно разворачивает себя, он деятелен. Русский же избегает деятельности, он человек более созерцательный, чем деятельный. Русский человек часто ленив и тяжёл на подъём. Яркими примерами таких типов являются Обломов и Штольц из романа И.А.Гончарова «Обломов».

Созерцание - это пассивное соединение с миром и пассивное следование за его движениями. Созерцание противоположно активности. Активность - это утверждение себя и умаление мира. Активный субъект как бы поднимается над внеположенным ему миром, он заглушает мир, подавляет его. В созерцании же человек умаляется, подавляет свою активность, давая миру выступить на передний план. Мир становится большим и сакральным, он полон тайны и глубины. Через созерцание происходит единение с миром, человек гармонизируется с миром, достигает равновесия с ним. Активность - это движение, неравновесность, созерцание же - это неподвижность, покой, равновесие. Европеец находится в диссонансе с миром, он выбивается из него, русский же стремится находиться в равновесии и гармонии с миром.

5. Мы уже говорили, что русский народ богат на интуиции. Он ими богат в силу связности с первоистоком, с потенциальным, с бессознательным. Человек активный закрыт от бессознательного и его динамики. Он никому и ничему не даёт захватывать своё внимание, он сам выбирает, что ему воспринимать. Русский же человек настроен на созерцание потока внутренних образов и переживаний, на нахождение в этом самодвижущемся потоке бессознательного.

В каждом человеке соединены сознание и бессознательное, но сознание значительно преобладает. В человеке наряду с рациональностью, упорядоченностью, целесообразностью проявляется и иррациональное, хаотическое начало. Ни сознание, ни бессознательное не представлены в человеке в чистом виде. Для европейца характерна тяга к чистому сознанию, к повышению уровня сознания. Он любит ясность, чёткость, осознанность, упорядоченность, он пытается изжить из себя всё тёмное, смутное и хаотическое. Русский же имеет противоположную тягу, он неосознанно тянется к бессознательной стороне мира, к понижению уровня сознания. Он тянется к соединению с первоистоком.

Уровень сознания теснейше связан с индивидуальностью. Чем выраженнее индивидуальность, её отдельность от всего остального, тем выше и уровень сознания, и тем больше отдельность его от бессознательного. Предельной сознательности индивид достигает тогда, когда входит в состояние предельной отдельности от мира и переживает свою предельную единичность. Понижение же уровня сознания происходит через ослабление индивидуальности, когда индивидуальность не выделяется, а всё более и более растворяется в среде коллектива и коллективной психики. К.Юнг называет этот процесс «инфляцией», которая есть «регрессия сознания в бессознательное» .

Если попытаться обобщить всё вышеизложенное и найти ещё более глубинное различие между русскими и европейцами, такое, которое стоит за всеми приведёнными нами базовыми различиями, то мы приходим к понятию личностное начало. Именно личностное начало, его выраженность или не выраженность, и определяет все те особенности и характеристики, о которых мы говорили выше. Европеец характеризуется резко выделенным личностным началом, отсюда его отдельность от мира, индивидуализм, борьба за признание, образование иерархии, активно-волевое начало, сознательность. У русского же личностное выражено менее, оно вторично по сравнению с его единством с миром и людьми, отсюда: его коллективизм, стремление к равенству, справедливости, его сострадательность, пассивно-созерцательное начало, выдвинутость к бессознательному.

Рецензенты:

Филатов В.И., д.ф.н., профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им.Ф.М. Достоевского», г. Омск;

Карабыков А.В., д.ф.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса», г. Омск.

Библиографическая ссылка

Обросов М.О. РУССКИЕ И ЕВРОПЕЙЦЫ: СРАНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕНТАЛИТЕТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20699 (дата обращения: 19.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»