Как создавался обломов. Предыстория создания романа «Обломов. Окончание учебы и начало взрослой жизни

Демиховская О. А. Творческая история романа И. А. Гончарова «Обломов» // Гончаров И. А.: Материалы юбилейной гончаровской конференции 1987 года / Ред.: Н. Б. Шарыгина. - Ульяновск: Симбирская книга, 1992 . - С. 135-142.

О. А. Демиховская

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Вопросы истории создания романа И. А. Гончарова «Обломов» привлекали внимание многих исследователей. Однако долго оставалось загадкой, как могло случиться, что роман, работа над которым тянулась около десяти лет, был вдруг написан за несколько недель, когда писатель лечился в Мариенбаде. Не случайно этот литературный феномен, получивший название «мариенбадского чуда», вызвал изумление и острый интерес. Наконец, после опубликования писем И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, казалось, загадка была разгадана: у героини романа объявился живой прототип, который и вдохновил писателя на молниеносное создание романа «во имя ее». Такое объяснение было принято литературоведами, вошло в научный обиход, приобретя силу традиционной концепции.

С течением времени появляется другая точка зрения. Но вопросу о прототипе Ольги Ильинской завязывается дискуссия.

Кто же является прототипом Ильинской?

Это проясняется при решении проблемы прототипности и типичности в романе, вопроса о соотношении художественного образа и прототипа.

Указывая на медлительность пера Гончарова как особенность его таланта, обычно отмечали, как долго писались его романы: «Обломов» - десять лет, «Обрыв» - двадцать лет; но при этом забывалось, что писатель должен был заботиться о куске хлеба. Об этом - позднее признание писателя: «...более всего любил я перо. Писать было моей страстью. Но я служил - по необходимости (да еще потом цензором, Господи прости!), ездил вокруг света - и кроме пера, должен был заботиться о добывании содержания» 1 . Действительно, отрывок из первой части «Обломова» - «Сон Обломова» - был опубликован в 1849 году, а потом - служба в департаменте, кругосветное путешествие, создание очерков «Фрегат «Паллада», начало работы над «Обрывом», цензорство, поглощавшее все творческие силы, не оставлявшее свободного времени для других занятий.

Работа над «Обломовым» затягивалась. К лету 1857 года, когда по предписанию врачей Гончаров отправился в Мариенбад, была готова лишь первая часть романа. За два летних месяца в Мариенбаде, которые оказались порой необыкновенного прилива творческих сил, были написаны три части «Обломова», за исключением самых последних четырех глав, законченных потом в Петербурге. Поразительно короткий срок, в который был создан почти весь роман, объясняется в значительной мере тем, что задуманное в 1847 году вынашивалось автором в течение многих лет и было тщательно продумано. Особенно вдохновенно писался образ главной героини Ольги Ильинской, возникший в воображении писателя именно в это время. В письмах из Мариенбада к И. И. Льховскому и Ю. Д. Ефремовой в июле и августе 1857 года выступают выражения, которые относятся к Ольге Ильинской: «не надышусь, не нагляжусь», «живу, дышу только ею» 2 .

Влюбленность в создаваемый образ героини позволяет предполагать существование прототипа, тем более, что сам автор в заключительных строках своей «литературной исповеди» - критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» - писал: «то, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил - то недоступно моему перу!.. я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало» 3 .

На вопрос, кто же мог послужить прототипом Ольги Ильинской, в литературоведении существуют две точки зрения. П. Н. Сакулин прототипом героини романа «Обломов» считает Елизавету Васильевну Толстую. По мнению О. М. Чемены, прототип Ольги - Екатерина Павловна Майкова.

По концепции П. Н. Сакулина, проблема прототипности в романе И. А. Гончарова решается при изучении взаимоотношений писателя с Е. В. Толстой, падающих на первую половину 1850-х годов, когда шла интенсивная работа над романом. Точка зрения П. Н. Сакулина аргументированно изложена в статье «Новая глава из биографии И. А. Гончарова в неизданных письмах» 4 . Он замечает, что письма Гончарова к Толстой вводят нас в самые интимные уголки внутренней жизни писателя. Действительно, в этих письмах отразились сокровенные чувства И. А. Гончарова, влюбленного в Е. В. Толстую. Они открывают одну из самых поэтических страниц биографии писателя.

Гончаров встретил Е. В. Толстую в семье Майковых в начале 40-х годов, когда ей было всего 16 лет. Уже тогда она произвела на него неотразимое впечатление. Оставляя запись в альбоме, писатель желал ей «святой и безмятежной будущности» 5 . Снова Гончаров встретил Е. В. Толстую только через 12 лет, осенью 1855 года, когда он уже вернулся из кругосветного путешествия. Он был под обаянием ее личности, ее чарующей красоты, доброго сердца, тонкого, нежного женского ума. В ней писатель увидел идеал женщины. По мнению Гончарова, «ей дано все, чтобы быть единственной из числа немногих - возвышенностью характера, чистотой сердца, прямотой и достоинством...» 6 .

Отъезд Е. В. Толстой в Москву (18 октября 1855 г.) вызвал целую серию писем Гончарова - «Pour et contre». От лица своего «друга» он рассказывает о своей любви, о своих душевных муках. «Pour et contre» является искренней и волнующей исповедью любви. Но героем романа Е. В. Толстой суждено было стать не Гончарову, а ее кузену Александру Илларионовичу Мусину-Пушкину, блестящему офицеру, ярославскому помещику. Осенью 1856 года она была уже его невестой, а в январе 1857 года вышла за него замуж.

По иронии судьбы И. А. Гончарову пришлось устраивать счастье Е. В. Толстой: по просьбе ее матери хлопотать перед Синодом о разрешении брака с двоюродным братом.

В утешение и на память себе он испросил у супруга Е. В. Толстой ее фотопортрет, сделанный с написанного Н. А. Майковым портрета красками, в котором, по мнению И. А. Гончарова, художник уловил «самую поэтическую сторону... красоты» 7 .

«И. А. Гончарова-человека постигла тяжелая неудача: жизнь отняла у него добрую и светлую мечту, его личное существование стало бледнее и тусклее... Зато Гончаров-художник остался в выигрыше: он выстрадал право «артистически» наслаждаться портретом Елизаветы Васильевны; ...в минуты творчества ее образ будет светиться ему из неизвестной дали» 8 .

Портрет Е. В. Толстой, в котором отразилась «самая поэтическая сторона общей женской красоты», помог И. А. Гончарову рисовать образ Ольги Ильинской. П. Н. Сакулин говорит о двух романах, развивавшихся параллельно: один роман И. А. Гончаров переживает сам и излагает в письмах к Е. В. Толстой, другой творит в форме литературного произведения, но также во имя ее. 25 октября 1855 года Гончаров писал: «Не подозревали Вы и того, что Вы едва успели миновать Тверь, а у меня в голове, не правда, в душе созрел уже план прилагаемой при этом главы романа. Вы еще не огляделись в Москве, а план был уже набросан на бумагу, теперь переписывается и завтра посылается Вам, - не того романа, который должен быть готов через полтора года во имя Ваше, а того, который начался в душе героя и, Бог весть, когда кончится» 9 .

Под романом, который творится «в душе», И. А. Гончаров разумеет свою «исповедь» «Pour et contre». Второй роман - «Обломов», над которым Гончаров работал как раз в это время. Образ Е. В. Толстой жил в душе Гончарова, «и его чувство, художественно претворенное, живым ингридиентом входило в его творчество» 10 .

Письма И. А. Гончарова к Е. В. Толстой представляют параллель соответствующим страницам романа «Обломов». Создатель романа и его герой руководствуются одной и той же теорией любви. У них - один идеал женщины: для героя романа он воплотился в Ольге Сергеевне, для И. А. Гончарова - в Е. В. Толстой. Портреты Е. В. Толстой и Ольги Ильинской, выполненные в одной лирической окраске, почти совпадают. Е. В. Толстая «создана гармонически-прекрасно, наружно и внутренно». «Она такое артистически щеголеватое создание, она аристократка природы» 11 . Если бы Ольгу Ильинскую «обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Она - «артистически созданное существо». Писатель наделял Ольгу Ильинскую особенностями, которые заметил у Е. В. Толстой. Гончаров называл Е. В. Толстую своим идеалом, «прекраснейшей, лучшей, первой женщиной» 12 . «Ольга! - восклицал Обломов. - Вы... лучше всех женщин, вы первая женщина в мире!..» 13

Общая концепция того и другого романов одна и та же: прекрасная девушка на мгновение озаряет тусклое существование дряхлеющего холостяка. Гончаров упорно приписывает Е. В. Толстой то же самое значение в своей жизни, какое имела Ольга в жизни Обломова. «Та внутренняя жизнь, которая раскрылась в письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой - основа для самых поэтических страниц лучшего романа писателя. Пережитое им самим счастье любви светлыми бликами падало на листы его романа» 14 .

Таким образом, основываясь на письмах И. А. Гончарова к Е. В. Толстой, аналоги которых находятся на страницах «Обломова», П. Н. Сакулин считает, что именно Е. В. Толстая послужила прототипом образа Ольги Ильинской.

На вопрос о прототипе образа Ольги Ильинской в литературоведении, как отмечено выше, существует и другая точка зрения, принадлежащая О. М. Чемене. Отвергая концепцию П. Н. Сакулина, исследовательница пытается доказать, что прототипом гончаровской героини является Екатерина Павловна Майкова. Свое убеждение она основывает на близости писателя к семье Майковых, с которой он был знаком со времени приезда в Петербург в 1835 году и в которую осенью 1852 года вошла Е. П. Калита, став женой В. Н. Майкова.

Е. П. Майкова развивалась в обстановке известного литературного салона Майковых, постоянными посетителями которого были многие литераторы 40-х и 50-х годов. Здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. И. Панаев. Екатерина Павловна знала А. А. Фета, Я. П. Полонского, с которыми встречалась на литературных вечерах и чтениях, принятых тогда в Петербурге. Из всех литераторов самым близким ей был И. А. Гончаров. Их связывала продолжительная и прочная дружба. Так любила называть свои отношения с писателем Е. П. Майкова. В дружбе к ней признавался в письмах и Гончаров. Опираясь на известное свидетельство Е. А. Штакеншнейдер, О. М. Чемена считает, что писатель был увлечен Е. П. Майковой 15 . По словам исследовательницы, в ней Гончаров видел женщину «особого типа, непрерывно ищущую и ничем не удовлетворяющуюся» 16 . Справедливо ее замечание, что «прирастание» Гончарова к семье младших Майковых объясняется не только обаянием 20-летней женщины. В этой семье перед писателем «раскрывалось широкое поле для наблюдения и изучения многогранной женской натуры, для которой постепенно становились тесными тиски семейных обязанностей» 17 .

Сравнивая черновой автограф «Обломова» с печатным текстом, исследовательница приходит к выводу, что образ Ольги Ильинской в период от осени 1857 года до осени 1958 года подвергся значительным изменениям. В Петербурге Гончаров перерабатывает образ героини. В этом О. М. Чемена видит влияние Е. П. Майковой.

В 8-ой главе романа взамен Ольги Ильинской появляется Ольга Штольц, которой сообщены черты неудовлетворенности настоящим, стремление к осмысленной, имеющей общественное значение работе, характерные для Е. П. Майковой. В образе Ольги Штольц Гончаров проецировал характер реальной Майковой. В то же время О. М. Чемена утверждает, что Ольга Штольц возникла ранее Ольги Ильинской, решительно исключая возможность существования другого прототипа. А это противоречит законам реализма. Известно, что при создании художественного образа писатель отбирает наиболее типичные характеры реальной действительности, а иногда делает их лишь основой образа, обогащая чертами, улавливаемыми у многих людей. Творческая фантазия художника создает новый характер, хотя и подобный реально существующему. Художественный образ представляет собою обобщение, типизацию более широкого свойства, чем индивидуальное лицо, послужившее прототипом. Следовательно, художественный образ не тождествен лицу действительной жизни, не сводим к своему прототипу и потому, что включает в себя тенденцию развития, угаданную в нем художником. Но именно наличие прототипа сообщает образу его жизненную силу и полнокровность.

Размышляя над закономерностями художественного творчества русских писателей и собственной творческой практики, Гончаров создал учение об эстетике реализма, в первую очередь о художественной правде и типичности, отлившееся в форме критических статей и высказываний в его письмах к писателям-современникам. Указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, он писал: «Природа слишком сильна и своеобразна, чтобы взять ее, так сказать, целиком, померяться с нею ее же силами и непосредственно стать рядом; она не дастся. У нее свои слишком могучие средства. Из непосредственного снимка с нее выйдет жалкая, бессильная копия. Она позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии... Иначе было бы слишком просто быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть» 18 .

Гончаров был убежден, что основной закон искусства есть правда. Талант художника трактуется писателем прежде всего как способность правдиво отражать жизнь. «Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать, искажать истину: художник перестает быть художником, как скоро он станет защищать софизм, а еще менее, если он вздумает изображать сознательную ложь. Перестанет он также быть художником и в таком случае, если он удалится от образа и станет на почву мыслителя, умника, или моралиста и проповедника! Его дело изображать и изображать...» 19 .

Вопрос о художественной правде тесно связан с вопросом о типичности. В письме к Ф. М. Достоевскому от 14 февраля 1874 года Гончаров говорил о значении творчества, которое «именно тем и выражается, что ему приходится выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие, то есть добиваться своей художественной истины» 20 , создавать типические образы.

Что такое тип по Гончарову? «...Тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия тех и других учащаются в течение времени, и наконец, устанавливаются, застывают и делаются знакомыми наблюдателю»; «Тип, я разумею, с той поры и становится типом, когда он повторился много раз или много раз был замечен, пригляделся и стал всем знаком»; «Под типами я разумею нечто очень коренное - долго и надолго устанавливающееся и образующее иногда ряд поколений»; «Типы образуются и плодятся в обыденной среде текущих явлений жизни: повторения этих явлений наслаиваются и образуют многие экземпляры или виды, всеми отличаемые в толпе по обычным чертам, признакам, формам» 21 . «Только то, что оставляет заметную черту в жизни, что поступает, так сказать, в ее капитал, будущую основу, то и входит в художественное произведение, оставляющее прочный след в литературе» 22 .

Типы Гончарова представляют собою значительнейшие художественные достижения. Типологическое искусство писателя охарактеризовал Н. А. Добролюбов, писавший, что романист «не хотел отстать от явления, на которое однажды бросил свой взгляд, не проследивши его до конца, не отыскавши его причин, не понявши связи его со всеми окружающими явлениями. Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение» 23 .

Героиня романа И. А. Гончарова «Обломов» Ольга Ильинская - это художественный образ, созданный творческим воображением романиста, тип, соответствующий эпохе. Основу этому художественному образу дали существующие в реальной действительности прототипы. Безусловно, Гончаров не исходил из единичного прототипа. Он наблюдал жизнь и характер как Е. В. Толстой, так и Е. П. Майковой. Черты характера и обстоятельства жизни двух этих русских женщин воплотились в образе Ольги Ильинской.

Аргументы О. М. Чемены в пользу Е. П. Майковой как прототипа Ольги Ильинской не отменяют концепции П. Н. Сакулина. Они лишь содействуют выяснению вопроса о прототипе Ольги Ильинской на стадии, когда она уже стала Ольгой Штольц. В ее образе воплощены лучшие национальные черты русского женского характера, Н. А. Добролюбов писал: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни» 24 .

Создавая образ Ольги Ильинской, Гончаров предсказал появление в реальной действительности новой породы людей высокой духовности, не удовлетворяющихся жизнью только в сфере семейной, стремящихся к общественному служению, в истории общественной мысли получивших имя их создателя - «гончаровских женщин». Гончаровские героини стали прообразом новых женщин - шестидесятниц-просветительниц. Ольга Ильинская повлияла, в частности, на Екатерину Майкову, духовное развитие которой происходило в атмосфере дружбы с Гончаровым, когда создавался роман «Обломов». В ней Добролюбов увидел «задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество» 25 . Е. П. Майкова продолжила жизнь гончаровской героини, в свою очередь послужив прототипом образа Веры в романе «Обрыв», то есть той же Ольги Ильинской на новой ступени исторического развития, характер которой доведен до его логического предела.

1 Гончаров И. А. Необыкновенная история. - В кн.: Сборник Российской публичной библиотеки. Пг., 1924, с. 125.

2 Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-ми тт. М., ГИХЛ, 1952-1955, т. 8, с. 282, 288.

9 Там же, с. 230.

10 Там же, с. 56.

13 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 4, с. 271.

15 См.: Штакеншнейдер Е. А. Дневник и записки (1854-1886). - М. - Л., Academia, 1934, с. 196.

16 Чемена О. М. «Обломов» Гончарова и Екатерина Майкова. - Русская литература, 1959, № 3, с. 161.

17 Там же, с. 162.

18 Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8, с. 107.

19 Там же, с. 127.

20 Там же, с. 459.

21 Там же, с. 457, 459, 460, 205.

22 Там же, с. 128.

23 Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? - В кн.: И. А. Гончаров в русской критике. М., Худ. лит-ра, 1958, с. 57.

24 Там же, с. 91.

В 1838 г. Гончаров написал юмористическую повесть под названием «Лихая болесть», в которой шла речь о странной эпидемии, зародившейся в Западной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» - прообраз «обломовщины».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» - «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» - «золотой век» или гибель, застой? В «Сне...» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, - писал Гончаров, - после напечатания в 1847 году в “Современнике” “Обыкновенной истории” - у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат “Паллада”», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. «Неестественным покажется, - писал Гончаров одному из своих друзей, - как это в месяц человек кончил то, чего не мог закончить в года? На это отвечу, что если б не было годов, не написалось бы в месяц ничего. В том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей и оставалось только записывать его». Об этом же вспоминал Гончаров в статье «Необыкновенная история»: «В голове у меня был уже обработан весь роман окончательно - и я переносил его на бумагу, как будто под диктовку…» Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал "Обломова", дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле "Обломова" сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». В своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинский подробно проанализировал образ дворянского романтика, «лишнего человека», претендующего на почетное место в жизни, и подчеркнул бездеятельность такого романтика во всех сферах жизни, его лень и апатию. Требуя беспощадного разоблачения подобного героя, Белинский указывал и на возможность иного, чем в «Обыкновенной истории», завершения романа. При создании образа Обломова Гончаров воспользовался целым рядом характерных черт, намеченных Белинским в разборе «Обыкновенной истории».

В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. В путевом дневнике «Фрегат “Паллада”» Гончаров признавался, что во время путешествия большую часть времени проводил в каюте, лежа на диване, не говоря уже о том, с каким трудом вообще решился на кругосветное плаванье. В дружеском кругу Майковых, относившихся к писателю с большой любовью, Гончарову присвоили многозначное прозвище - «принц де Лень».

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников. Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859) дал высокую оценку роману и этому явлению. В лице Ильи Ильича Обломова показано, как среда и воспитание уродуют прекрасную натуру человека, порождая лень, апатию, безволие.

Путь Обломова - типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками - это оказалось не по силам Обломову. Продвижению по служебной лестнице, он предпочел бесцветное лежание на диване, лишенное надежд и стремлений. Одна из причин «лихой болести», по мнению автора, несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе (Онегина, Печорина, Базарова и т.д.).

Гончаров писал о своем герое: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие». В Обломове дремлет та мечтательность, что рвалась наружу в Александре Адуеве, герое «Обыкновенной истории». В душе Обломов тоже лирик, человек, умеющий глубоко чувствовать, - его восприятие музыки, погружение в пленительные звуки арии «Casta diva» свидетельствуют о том, что не одна только «голубиная кротость», но и страсти ему доступны. Каждая встреча с другом детства Андреем Штольцем, полной противоположностью Обломова, выводит последнего из сонного состояния, но ненадолго: решимость что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время, пока Штольц рядом с ним. Однако у Штольца не хватает времени поставить Обломова на иной путь. Но в любом обществе, во все времена находятся люди, подобные Тарантьеву, готовые всегда прийти на помощь в корыстных целях. Они и определяют русло, по которому протекает жизнь Ильи Ильича.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «"Обломов" появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Часть романа. Полнота и сложность характера Обломова, его сущность и судьба.

Обломов и Штольц. Что такое обломовщина?

На доске записана тема История…………………Обломова.

Учащимся сообщается, что тема так (с пропуском)записана не случайно. Им самим предоставляется по окончанию изучения темы вписать туда нужное слово. Варианты: жизни, существования, смерти.

Иван Александрович Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Своеобразие художественного таланта писателя.

Портрет писателя.

Биографическая таблица

Среди своего окружения Гончаров получил прозвище «Человек – де - Лень» за крайне флегматичный и уравновешенный характер. Он как бы выпадал из общей картины 2 половины 19 века, в котором кипели бури страстей и эмоций, где все старались переделать общественное жизнеустройство. Кипели страсти, осуществлялись реформы Гончаров никогда не примыкал ни к каким революционным кружкам и течениям. Главные черты его характера – спокойствие и уравновешенность, приверженность четким жизненным принципам.

«Я ждал, что кто-нибудь, кроме меня, прочтет между строками и, полюбив мои образы, свяжет их в одно целое»,-писал Гончаров в дневнике.

Читая романы Гончарова, мы невольно попадаем в неторопливый мир гончаровских персонажей, который нас увлекает не столько сюжетом романа, сколько самим повествованием, это как рассказах лучшего друга об общем знакомом. Романы Гончарова не поучают, не читают нам морали, не дают критических оценок, нам просто рассказывают историю жизни, как художник, создающий свою картину мазок за мазком. И вдруг из разрозненных пятен краски, получается единое целое. Из мельчайших деталей и подробностей получается объемный образ человека. Делать выводы и умозаключения предоставляются самому читателю. Это и есть особенность таланта Гончарова: создание полновесного, объемного образа, лишенного критической оценки. Объективность и неторопливость повествования.

Роман «Обломов»

Создавался на протяжении более чем 10 лет. Начата работа в 1846 гду, когда была опубликована глава «Сон Обломова». В 1849 году вышла 1 часть романа, а закончен был роман в 1851 году. Напечатан роман был в 1859 году.

Вопросы для анализа:

1.Почему будучи 33 лет отроду, неглупым и образованным человеком, Обломов бездействует? Подтвердите свое мнение фразами героя.

2.Как череда гостей Обломова характеризует его?

3.Составить словесный портрет и характеристику главного героя.

Я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И.А. Гончаров

«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом продолжалась более 10 лет. В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова» . В 1850 году была написана первая часть. Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде, где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках» , произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д.И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».

Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека» , показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.

Кадр из к/ф "Несколько дней из жизни Обломова" (1979, реж. Никита Михалков). В роли Обломова - Олег Табаков

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью , заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.

Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.

Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин , гоголевские старосветские помещики , гоголевский Манилов . Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
  • Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

    Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

    • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
    • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).
    • О чём роман?

      Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

      Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

      Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

      Главные герои и их характеристика

      Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее разобраны в эссе.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении « ».
  2. Тема дружбы . Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни . Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно раскрыта в эссе.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви . Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!