Интересные факты о русских писателях. Интересные факты о писателях и поэтах

Писателями называются люди, занимающиеся написанием текстовых произведений, которые предназначены для ознакомления остальными. Когда мы хотим погрузиться в другую Вселенную, всегда обращаемся к этим самым творениям литераторов. Их деятельность во многом помогает нам в жизни, учит быть полезными обществу, взаимовыручке.

Факты о писателях

Любой ценитель литературы знаком с . По слухам, он был очень любвеобилен, но вместе с тем полон и хром, однако это не мешало ему заманивать женщин в свои сети.


Не был ребенком со счастливым детством. Его отца отправили в долговую тюрьму, а сам мальчик должен был работать, чтобы прокормить семью. Его приняли на завод по производству ваксы, где каждый день с утра до ночи он клеил этикетки на банки. Многие скажут, что работа не пыльная, что тут такого? А вы попробуйте весь день этим заниматься вместо привычных детских игр и поймете. Именно поэтому образы несчастных детей у Диккенса выходили отменно.


Все мы знакомы с творчеством . Он до смерти боялся темноты. Может быть, причиной этому стало то, что будущий писатель учился на кладбище. Школа была слишком бедна, поэтому учитель математики приводил детей туда, где дети выбирали себе памятник и подсчитывали, сколько лет прожил человек. Теперь темы произведений Аллана По не так удивляют.


Был другом изобретателя , который считался самым скрытным человеком своего времени. Твен даже изобрел пару вещей.


Был зависим от наркотических веществ, а еще он поддерживал идеи террористов. Возможно, это было из-за его наркотической зависимости, кто знает?


На работала целая команда корректоров. Все дело в том, что он совершенно не владел орфографическими и пунктуационными знаниями. Так как он хотел, чтобы его работы выходили в свет в хорошем виде, приходилось нанимать людей, которые правили его ошибки.


В Великобритании почитают немногим меньше королевы. Ее еще называют символом страны. Тираж ее продаж – практически самый высокий, она уступает только Шекспиру.


Был настолько популярен, что к концу его жизни любящие читатели посылали письма с адресом «авеню В. Гюго», хотя улица имела конкретное название. Однако посылка всегда находила своего адресата.

О русских писателях и поэтах

О русских писателях и поэтах можно сказать лишь то, что они любимы во всем мире. Каждый ценитель литературных произведений говорит, что русская классика – необходимая основа для любого человека.

Самый популярный поэт России, был очень некрасив, что отличает его от его жены – Натальи Гончаровой. Он был на десять сантиметров ниже ее. Именно поэтому на балах Александр Сергеевич старался держаться как можно дальше от возлюбленной, чтобы такой контраст не сильно отвлекал людей.


Будучи молодым, тратил много времени на азартные игры. Однажды он даже проиграл свою усадьбу в Ясной Поляне. Он хотел выкупить ее обратно, но почему-то не стал.


Собирать вещи в эвакуацию помогал . Он перемотал ее чемодан крепкой веревкой, пошутив, что на ней можно хоть вешаться. Именно на ней Цветаева и повесилась в итоге.


Гоголь был неравнодушен к рукоделию. На лето даже шил себе шейные платки, которые он очень любил.


За несколько лет до своей смерти писал, чтобы его не хоронили до того момента, как тело начнет разлагаться. Его не послушали и похоронили практически сразу. После, выкопав тело, говорили, что череп был повернут набок. Другая версия гласит, что череп отсутствовал. Писатель очень боялся, что его похоронят заживо. Случилось это или нет, никто не знает.


Единственное слово, которым описал свою Родину, было слово «воруют», когда его спросили о России в другой стране.


У Толстого был ужасный почерк. Его могла понять только жена писателя, которая несколько раз переписывала его знаменитый роман «Война и Мир». Он быстро писал, так что почерк становился неразборчивым. Глядя на объем его произведений, теория кажется реальной.


Самый читаемый почерк был у , за что его много раз благодарили.


У было чуткое обоняние. Однажды он разложил аромат одного французского парфюмера на ингредиенты, на что последний лишь разочарованно вздохнул, жалея, что Куприн всего лишь писатель.


– по образованию историк-филолог.

Из жизни писателей и поэтов

Писатели – такие же люди, у них в жизни происходит много чего забавного:

Ради шутки сэр выбрал двенадцать самых богатых людей Лондона, которые пользовались репутацией честных и порядочных банкиров, и написал им записки, в которых говорилось, что все всплыло наружу. На следующий день все банкиры до единого покинули город. Так вскрылись их преступные злодеяния, а это была всего лишь шутка.


В первые годы своей деятельности Марк Твен работал журналистом в Неваде. Однажды он пошел в бильярдный клуб, но поспорил с одним молодым человеком на 50 центов, что победит его в игре. Незнакомец сказал, что будет играть левой рукой, так ему жаль Твена, который играл хуже некуда. Марк решил преподать ему урок, но все-таки проиграл, отдав свои деньги. Он тогда сказал, что хотел бы увидеть, как парень играет правой рукой, если так хорош левой, на что последний рассказал о том, что он вообще-то левша.


Пушкин был азартен, у него были большие долги. Когда время поджимало, он развлекался тем, что рисовал карикатуры на кредиторов в своих тетрадях. В один из дней это всплыло наружу, был огромный скандал.


Однажды на набережной реки Фонтанки нагнали три студента местного университета. Один из них сказал: «Смотрите, туча надвигается», – намекая на полноту баснописца. Последний не остался в долгу, сказав, что жабы заквакали.


Как-то раз столкнулся с велосипедистом, оба отделались лишь легким испугом. Когда парень начал извиняться перед писателем, тот посмеялся и сказал:

«Как хорошо, что вы меня не убили, а то навечно остались бы тем, кто убил Бернарда Шоу».

О детских писателях

Детские писатели – это лишь название. Их произведения частенько любят читать взрослые люди. Есть даже список лучших писателей детской литературы:

Ганс Христиан Андерсен является одним из самых известных сказочников в мире. Однако он всегда считал, что его произведения – для взрослой аудитории. Он даже не любил детей. Когда ему решили поставить памятник, он потребовал, чтобы фигур детей и близко рядом не было.


Произведения знакомы каждому из нас. Он сменил много профессий перед тем, как стал писателем. Во время Великой Отечественной войны Драгунский принимал участие в защите Москвы.


– человек, чьи стихи мы учим в первую очередь. Его сказки очень прочно вошли в жизнь любого человека. Играя с детьми, он сам становился ребенком. Дети обожали его за простоту души.


Является частью детства каждого человека. Она была очень решительной женщиной: если вбила себе что-то в голову, не сомневайтесь, добьется цели.


Работа писателя отнимает много сил и времени. Люди, занимающиеся литературой в этом ключе, духовно развиты намного лучше, чем другие. Их талант прививает нам любовь к прекрасному.

Проанализировав личности и творчество большинства детских и юношеских писателей 20 века, представляем вам список авторов, которые являются лучшими с точки зрения качества энергетики и чистоты их произведений.

По нашему мнению образование ребнка надо начинать с ознакомления с их творчеством.

Информация, содержащаяся в книгах Бажова будет развивающей для людей ещё ближайшие 100 лет, книги Льюиса Кэрролла — ближайшие 50 лет. Остальные представленные здесь произведения будут потенциально нести эволюционный посыл ещё около 20 лет.

Родители, помните! Многие книги можно найти в аудио формате, не поленитесь, послушайте что-то и сами!

15 (27) января 1879 - 3 декабря 1950 – учитель, журналист, этнограф, писатель. Книга очерков «Уральские были», автобиографическая повесть «Зелёная кобылка», авторские сборники сказов: «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Сказы о немцах». Некоторые наиболее известные сказы: «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Железковы покрышки», «Две ящерки», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камешки», «Травяная западенка», «Таюткино зеркальце», «Кошачьи уши», «Про Великого полоза», «Змеиный след», «Жабреев ходок», «Золотые дайки», «Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Ключ земли», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Ермаковы лебеди», «Золотой волос», «Дорогое имячко».

14 июля 1891 - 3 июля 1977 – математик, учитель, переводчик, писатель. Наиболее известен, как создатель серии из шести книг «Волшебник Изумрудного города»: «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Жёлтый Туман», «Тайна заброшенного замка». Другие его произведения: «Зодчие», «Скитания», «Два брата», «Чудесный шар», «Бойцы-невидимки», «Самолеты на войне», «След за кормой», «Путешественники в третье тысячелетие», «Приключения двух друзей в стране прошлого», «Царьградская пленница», «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию», «В горах Алтая», «Лапатинский залив», «На реке Буже», «Родимое пятно», «Удачный день», «У костра».

Лью́ис Кэ́рролл , настоящее имя Чарльз Лю́твидж До́джсон, 27 января 1832 – 14 января 1898 английский писатель, математик, логик, философ и фотограф. Наиболее известные его произведения: «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», «Сильвия и Бруно», юмористическая поэма «Охота на Снарка», «Фантасмагория», а также сборник загадок и игр «История с узелками».

Бо рис Владимирович Заходер 9 сентября 1918 - 7 ноября 2000 – писатель, поэт, переводчик. Некоторые его сборники стихов: «На задней парте», «Мартышкино завтра», «Никто и другие», «Кто на кого похож», «Товарищам детям», «Школа для птенцов», «Считалия», «Моя Вообразилия», «Если мне подарят лодку», некоторые произведения в прозе: «Мартышкино завтра», «Добрый носорог», «Жил-был Фип», сказки «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и Роза», «История Гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари», «Сказка про всех на свете».

Заходер также хорошо известен, как переводчик, многих шедевров зарубежной литературы для детей: повестей-сказок А.А.Милна «Винни-Пух и все-все-все», П.Трэверс «Мэри Поппинс», Л.Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес», сказок К.Чапека и братьев Гримм, пьесы Дж.М.Барри «Питер Пэн», различных стихотворений.

22 июня 1922 - 29 декабря 1996 — поэт, прозаик, сценарист. Повести и рассказы: «Был настоящим трубачом», «Станция Мальчики», «Тайна Фенимора», «Где начинается небо», «Часовой Петров», «Где стояла батарея», «Забор с голубым глазом», «Салют», «Я иду за носорогом», «Семен-полосатый», «Временный жилец», «Игра в красавицу», «Сретенские ворота», «Сердце земли», «Сын летчика», «Автопортрет», «Иван-Виллис», «Командир роты», «Зимородок», «Балерина политотдела», «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Травести», «Гонение на рыжих», «Погонщик слона», «Страсти по четырем девочкам», «Трудная коррида», «Тяжелая кровь», «Ляля Пуля», «Вечеринка», «Учитель», «Верный друг Санчо», «Саманта», «А Воробьев стекло не выбивал», «Багульник», «Бамбус», «Игра в красавицу», «Мальчик с коньками», «Мальчик с коньками», «Рыцарь Вася», «Собирающий облака», «Сыновья Пешеходова», «Учитель истоирии», «Девочки с Васильевского острова», «Друг капитана Гастелло», «Непослушный мальчик Икар», «Память», «Последний фейерверк», «Сапер», «Вратарь», «Баваклава», «Цветок хлеба», «Один голос», «Перемена погоды», «Письмо Марине», «Разбуженный соловьями», «Реликвия», «Скрипка», «Всадник, скачущий над городом», «Мой знакомый бегемот», «Продается старая лошадь», «Стриженый черт», «Умка», «Урс и Кэт», «В гостях у собаки», «Воспоминания о корове», «Девушка из Бреста», «Дочь командира», «Дочь преферансиста», «Жить нам суждено», «Кепка-невидимка», «Колыбельная для мужчин», «Наш адрес», «Но пассаран», «Позавчера была война», «Пост номер один», «Созвездие паровозов».

3 августа 1910 — 18 августа 1995, английский детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр. Написал две книги сказок: «Забытый день рождения», «Путешествие по реке Времени». Приводим названия некоторых его сказок: «Дракон и волшебник», «Игра в прятки», «Коровы и ветер», «Мистер Крококот», «Откуда взялась морская звезда», «Под ковром», «Про вокзал, который не стоял на месте», «Про лужу и булочку с изюмом», «Про полисмена Артура и про его коня Гарри», «Точка-мама и Точка-дочка», «Туман», «Ух», «Хлебные крошки», «Амур и соловей», «Блэки и Реджи», «Вниз!», «Волна Большая и волна Маленькая», «Жук-философ и другие», «Имбирное печенье», «Крякающий почтовый ящик», «Кукареку и Солнце», «Про мальчика, который рычал на тигров», «Миранда-путешественница», «Мыши на Луне», «Нельсон и курочка», «Нолс и можжевельник», «Малышка пингвин по имени Принц», «Про малютку-автобус, который боялся темноты», «Про Ззззззз», «Про попугая Эрни, который заболел корью», «Про чайку Оливию и черепаху Розалинду», «Путешествие Джо», «Рыба с жареной картошкой», «Сент-Панкрас и Кингс-Кросс», «Про улитку Оливию и канарейку», «Шшшшш!», «Як», «Три шляпы мистера Кепи», «Про жука и бульдозер», «Про корову Красотку», «Про поросенка, который учился летать», «Про тигренка», «Про тигренка, любившего принимать ванну», «Путешествие Дейзи в Австралию», «Аннабель», «Муравей и сахар», «Бац! », «Всё кувырком», «Га-га-га! », «Дракон Комодо», «Забытый день рождения Комодо», «Красная шапочка Комодо», «Кузнечик и улитка», «Лошадь молочника», «Носорог и добрая фея», «Хочешь, хочешь, хочешь…», «Орел и овечка».

Родилась 18 мая 1952 года - американская писательница научной фантастики и фэнтези. На русском языке доступны следующие ее произведения:
Серия «Юные волшебники»: «Как стать волшебником», «Глубокое волшебство», «Высокое волшебство», «Безграничное волшебство»
Серия «Кошки-волшебницы»: «Книга Лунной Ночи», «Визит к королеве»
Серия «Звездный путь»: «Врачебные предписания», «Мир Спока», «Израненное небо»
«Икс-команда», «Космическая полиция», «Космическая полиция. Убийца мозга».

15 сентября 1789 - 14 сентября 1851, американский романист. Романы: «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», «Лоцман», «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона», «Пионеры»,«Последний из могикан», «Прерия», «Красный корсар», «Долина Виш-тон-Виш», «Браво, или в Венеции», «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы», «Палач, или Аббатство виноградарей», «Следопыт, или Озеро-море», «Мерседес из Кастилии», «Зверобой, или Первая тропа войны», «Два адмирала», «Блуждающий огонёк», «Вайандотте, или Дом на Холме», «На суше и на море», «Майлс Уоллингфорд», «Сатанстоу», «Землемер», «Краснокожие», «Прогалины в дубравах, или Охотник за пчелами», «Морские львы», «Фантастическая история одноименной бригантины «Морская волшебница».

28 августа 1925 - 12 октября 1991, родлся 15 апреля 1933, советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики. Романы и повести: «Страна багровых туч», «Извне», «Путь на Амальтею», «Полдень, XXII век», «Стажёры», «Попытка к бегству», «Далекая радуга», «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века», «Беспокойство», «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», «Второе нашествие марсиан», «Сказка о тройке», «Обитаемый остров», «Отель «Отель «У погибшего альпиниста», «Малыщ», «Пикник на обочине», «Парень из преисподней», «Град обреченный», «За миллиард лет до конца света», «Повесть о дружбе и недружбе», «Жук в муравейнике», «Хромая судьба», «Волны гасят ветер», «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
Пьесы: «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах», «Пять ложек эликсира», «Без оружия»
Рассказы: «Глубокий поиск», «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения», «Поражение», «Почти такие же», «Ночь в пустыне» (другое название «Ночь на Марсе»), «Чрезвычайное происшествие», «Песчаная горячка», «Спонтанный рефлекс», «Человек из Пасифиды», «Моби Дик», «В наше интересное время», «К вопросу о циклотации», «Первые люди на первом плоту», «Бедные злые люди».

Кроме того Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: сказку в трех частях «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей» и рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова».

Борис Стругацкий в одиночку под псевдонимом С. Витицкий написал следующие произведения: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», «Бессильные мира сего».

Родился в 1931, художник, иллюстратор, сценарист и режиссер, автор и иллюстратор семидесяти книг для взрослых и детей. На русский язык переведены три его книги «Приключения семейки Хрюллопс», «Криктор», «Аделаида. Крылатая кенгуру».

6 декабря 1943 - 30 апреля 1992, поэт и художник. Изданные сборники стихов: «Шли вперед - пришли назад», «Птица в клетке», «Чудаки и другие», «Хулиганские стихи», авторские сборники: «Чудаки», «Говорящий ворон», «Витамин роста».

Родился в 1952 году — учитель, драматург, писатель. Автор более 20 книг, на русском изданы книги «Река текущая вспять», «Зимняя битва» и «Горе мертвого короля».

Родилась 18 января 1981 года, написала две книги: «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал» Обе эти книги Марии Парр переведены на русский язык.

Макс Фрай - литературный псевдоним авторов Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина . Светла́на Ю́рьевна Марты́нчик (род. 22 февраля 1965, Одесса) - современный писатель и художник. И́горь Стёпин (род. 1967, Одесса) - художник.
Книги серии «Лабиринты Ехо: «Лабиринт» («Чужак»), «Волонтёры Вечности», «Простые волшебные вещи», «Тёмная сторона», «Вершитель», «Наваждения», «Власть несбывшегося», «Болтливый мертвец», «Лабиринт Мёнина». Книги серии «Хроники Ехо»: «Чуб земли», «Туланский детектив», «Властелин Морморы», «Неуловимый Хабба Хэн», «Ворона на мосту», «Горе господина Гро», «Обжора-хохотун». Книги вне серий: «Мой рагнарёк», «Энциклопедия мифов», «Жалобная книга», «Гнёзда химер», «Сказки и истории», «Книга для таких, как я», «Книга врак», «Книга вымышленных миров», «Идеальный роман», «Ключ из жёлтого металла».
Книги будут развивающим ещё 10 лет.

(4 апреля 1948 год; Пеория, штат Иллинойс) - известный американский писатель-фантаст. Книги: 1985 «Песнь Кали» («Song of Kali»), 1989 «Фазы тяготения» («Phases of Gravity») (в России не издавался), 1989 «Утеха падали» («Carrion Comfort»), 1989 «Гиперион» («Hyperion») 1990 «Падение Гипериона» («The Fall of Hyperion»), 1990 «Энтропийная постель в полночь» («Entropy’s Bed at Midnight») (в России не издавался), 1991 «Лето ночи» («Summer of Night»), 1992 «Блаженный» («The Hollow Man») (в России не издавался), 1992 «Дети ночи» («Children of the Night»), 1995 «Костры Эдема» («Fires of Eden»), 1996 «Эндимион» («Endymion»), 1997 «Восход Эндимиона» («The Rise of Endymion»), 1999 «Колокол по Хэму» («The Crook Factory»), 2000 «Бритва Дарвина» («Darwin’s Blade»), 2001 «Неглубокая могила» («Hardcase»), 2002 «Зимние призраки» («A Winter’s Haunting»), 2002 «Отмороженный» («Hard Freeze»), 2003 «Илион» («Ilium»), 2003 «Крепкий, как гвоздь» («Hard as Nails»), 2005 «Олимп» («Olympos»), 2007 «Террор» («The Terror»), 2009 «Друд, или человек в черном» («Drood»), 2009 «Black Hills» (в данное время в России ещё не издан), 2011 «Flashback» (в данное время в России ещё не издан).

Книги будут развивающими ещё лет 10-20.

Сергей Владимирович Михалков
1913 - 2009
Родился 13 марта 1913 года в Москве. Способности к поэзии у Сергея обнаружились уже в девять лет. В 1927 году семья переезжает в Ставропольский край и тогда Сергей начинает печататься. В 1928 году публикуется первое стихотворение «Дорога» в журнале «На подъёме». После окончания школы Сергей Михалков возвращается в Москву и работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия». Публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда». Выходит первый сборник стихов. В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой русской и советской детской литературы - поэма «Дядя Стёпа».
Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Был отмечен Государственной премией СССР в 1942 г.
В 1944 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна. Михалков и его соавтор Г. Эль-Регистан стали авторами его текста, победив на всенародном конкурсе. В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создаёт вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР. 30 декабря 2000 года президент В.В.Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция). Классик сообщил в интервью что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, - это близко моему сердцу», - заявлял Михалков.
Умер С.Михалков 27 августа 2009 году на 96 году жизни.
Современные детские писатели России 21 века и их произведения, сменили давно знакомого Чуковского, с его Айболитом, и Носова, с любимым Незнайкой. Некоторые современные произведения весьма спорны. Ведь мы привыкли, что детские сказки, рассказы и стихи должны быть добрыми, в чём то поучительными и непременно добро должно побеждать.

Кроме того, существуют откровенные графоманы, с нестабильной психикой, но у них достаточно средств, чтобы выпускать свои сборники.

Поэтому, очень важно тщательно отсеивать ту литературу, которая попадёт к детям в руки. Ведь она формирует их психику, и подсказывает линию их поведения в различных ситуациях.

Современные детские писатели России отошли от классической советской детской литературы и не всегда ставят мораль на первое место. И, тем не менее, они умудряются в весёлой и доступной детям форме донести, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Современные детские писатели России, список:

  • Татьяна Бокова (Я влюбилась в четверг. Чудеса под Новый год. Мама, папа и я.)
  • Сергей Георгиев (Елки-палки: фельдмаршал Пулькин. Шарик из Австралии. Маленький зеленый лягушонок)
  • Артур Гиваргизов (Записки выдающегося двоечника. Про драконов и милиционеров.)
  • Тамара Крюкова (Блестящая калоша с правой ноги. Женька Москвичёв и его друзья)
  • Олег Кургузов (День рождения вверх ногами. По следам Почемучки)
  • Сергей Седов (Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца.)
  • Мария Бершадская (Большая маленькая девочка.)
  • Станислав Востоков (Не кормить, не дразнить...)
  • Артур Гиваргизов (С дедского на детский.)
  • Мария Аромштам (Когда отдыхают Ангелы.)
На самом деле, сейчас очень много детских писателей, и тут указаны лишь самые известные. Как люди становятся писателями? Большинство из них фантазёры и выдумщики, которые сами став родителями обнаружили, что их детям нечего почитать. Старые сказки давно прочитаны, а от некоторых их лучше оградить. Сложно приучить детей к чтению, когда вокруг вакуум, и это в лучшем случае. Хуже, если ребёнок застревает в компьютерных играх, где у него формируется не самый простой характер.

Современные детские писатели – это психологи, педагоги и просто родители, которые бесконечно любят детей, своих и чужих, и они растут вместе с детьми, рассказывая всё новые и новые сказки. Они знают детей, и порой, именно дети подсказывают сказочные сюжеты. Только тот человек, который ежедневно общается с детьми, может написать захватывающую историю и оторвать малыша от телевизора с мультиками.

И нельзя недооценивать влияние детской художественной литературы на детскую психику. Книги заставляют ребёнка думать и самостоятельно домысливать образы, чего не происходит при просмотре мультфильмов.

Родителям стоит отнестись внимательней к своему чаду, и выбрать сказки/рассказы, которые будут понятны ребёнку и понравятся именно ему. Он ведь просто не знает, что существует такой сказочный мир литературы и не умеет отделять хорошие книги от плохих.

Мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка, смешные и дурацкие стихи про школу и прочие прекрасные сюжеты от современных детских писателей

Если не быть завсегдатаем книжных сайтов и фестивалей, то может показаться, что лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги, конкурсы и авторы. Журналист Лиза Биргер выбрала 10 современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку в детской.

СЕРГЕЙ СЕДОВ

Сергей Седов из тех писателей, что завораживают при личной встрече не меньше, чем при встрече с его текстами - такой настоящий современный сказочник, человек, не привязанный к пространству и времени, бывший учитель и московский дворник, сказками которого мы начали зачитываться еще в 80-х. Не сосчитать, сколько раз эти сказки - про мальчика Лёшу, про лягушку Пипу, про королей, про дураков - забывались и издавались за последние лет тридцать, и все равно они звучат ошеломительно ново. У Седова замечательная манера легкого письма, кажется, что все, к чему он прикасается, превращается в увлекательную игру, не присоединиться к которой невозможно. Но главное в Седове - бесконечная свобода его воображения, по духу своему совершенно детская, его фирменная странность, благодаря которой он может позволить своим героям удивительные превращения в пылесос и воздушный шарик, а в своих сказках про мам разрешает себе показать маму-пьяницу и равнодушную маму. Все это - проявления одной трогательной заботы, но на разный лад. Было время, когда Седова издавали чуть больше и лучше, но сейчас, к сожалению, непросто найти ни его страшилки, ни замечательно смешной пересказ древнегреческих мифов «Геракл. 12 великих подвигов. Рассказ очевидца», ни даже его новогоднюю сказку «Как Дед Мороз на свет появился», написанную в сотрудничестве с Мариной Москвиной. Тем не менее, всегда в продаже «Сказки про Лёшу» - Седов классический во всех отношениях, вызывающий одинаковый восторг родителей и детей.

МАРИЯ БЕРШАДСКАЯ

Выпускница ВГИКа и сценарист Мария Бершадская, работавшая, в числе прочего, над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе, серию книг «Большая маленькая девочка». Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

СТАНИСЛАВ ВОСТОКОВ

Большой любитель животных, Станислав Востоков с детства мечтал пойти по стопам Джеральда Даррелла - мечтал и сделал. Уже в пятнадцать лет он публиковал свои переводы из Даррелла в ташкентской газете «Пионер Востока» и, учась в художественном училище, рисовал слонов и журавлей. Из Ташкента он отправился защищать природу в Камбодже, оттуда - проходить практику в основанном Дарреллом Международном обучающем центре сохранения природы на остров Джерси. После поработал в Московском зоопарке и в Научно-исследовательском центре охраны природы, и обо всем этом рассказал в своих книгах. Хотя полюбили Востокова мы именно за жанр рассказа о животных (см. «Не кормить и не дразнить» о Московском зоопарке и книгу «Остров, одетый в Джерси»), о которых он умеет говорить просто, с пониманием и сочувствием, он отлично освоил и прочие жанры, и на сегодняшний день получил все мыслимые детские премии. Например за книгу рассказов про Фросю Коровину, «настоящую деревенскую бабу семи лет от роду» из деревни Папаново Вологодской области, или серию воздушных, вдохновленных, скорее, Юрием Ковалем, чем мастерами деревенской прозы, рассказов о деревенском укладе «Кум королю», и о птицах и зверях, которых можно увидеть почти из окошка.

АРТУР ГИВАРГИЗОВ

Эстетическая родина Артура Гиваргизова - советская школьная проза, все вот это родное и любимое, от Носова до Драгунского. Только чувствует он себя и в сюжетах и в языке гораздо вольнее, так что некоторые нервные родители ругают его за непедагогичность (родители, которые не понимают шуток или же требуют, чтобы мораль была в детской книге на первом месте - главные враги детской прозы). На самом деле, в свете достижений мировой детской психологии, согласно которой важным для детей должна быть игра, а не учебник, свобода воображения, а не зубрежка, Гиваргизов - именно тот писатель, который нужен для создания атмосферы тотального смеха и веселья. Он никогда не подводит, и, хотя многие его стихи и рассказы кажутся шутками, играми, их важной темой неизменно становятся поиски свободы в любой отдельно взятой ситуации, будь то разговоры с взрослыми, школьные уроки или дальние путешествия. Если не знать, что Земля обладает притяжением, можно взять и полететь, а если не хотеть писать диктант, то можно сбежать в лес а вместо себя подсунуть учительнице медведя и волка, чтобы они, переругиваясь и списывая друг у друга как заправские хулиганы, старательно выводили «Ее голос звенел и дрожал, как надтреснутый стеклянный колокольчик».

Гиваргизова, к счастью, издают бесперебойно, и все его книги очень хорошие - из него одного можно составить отличную домашнюю библиотеку. Но родителям имеет смысл не упустить, пока есть, книгу «С дедского на детский», где рассказы и стихи Артура Гиваргизова обсуждает, читая со своими внуками, лингвист Максим Кронгауз.

ТАМАРА МИХЕЕВА

Тамара Михеева - профессиональный детский писатель. Это значит, что ей одинаково хорошо удаются и книжки-картинки о животных, и подростковые истории, вроде «Дети дельфинов». Это неизменно добрые, неизменно светлые книги, населенные чудесными волшебными созданиями. В современной детской прозе Тамара Михеева играет роль главной сказочницы: в ее горах растут живые деревья («Легкие горы»), в ее лесах обитают волшебные гномы («Асино лето»), а ее шумсы, обитатели деревьев, стали одним из лучших детских фантастических сериалов. В общем, безупречные истории для детей, которые только учатся читать и любить книги, и родителей, которые хотят, чтобы книги эти были только про волшебное и доброе - никакого другого мира для Михеевой будто и не существует вовсе.

МАРИНА АРОМШТАМ

Педагог, психолог и специалист по детскому чтению Мария Аромштам до середины нулевых занималась написанием познавательных книг о педагогике для взрослых и обучающих пособий для начинающих читать детей. Но с тех пор, как в 2008 году ее повесть «Когда отдыхают ангелы» получила премию «Заветная мечта», Аромштам превратилась не только в одного из наших любимых писателей, но и в главного пропагандиста детской книги. Придуманный ею сайт «Папмамбук» существует ровно для того, чтобы помочь родителям читать книги вместе со своими детьми. За прошедшие десять лет Марина Аромштам нарастила солидную библиографию и сама уже превратилась в классика современной литературы. Причем, слово «классик» хочется тут применить за ту ненавязчивую поучительность ее текстов, за которую мы привыкли ценить книги нашего детства, а лучше сказать - за ту свободу мысли и чувства, которую эти книги неизменно обещают. Она одинаково уверенно чувствует себя в разных темах и жанрах, будь то реалистическая повесть о школьной жизни («Когда отдыхают ангелы»), историческая повесть из Англии XIV века («Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история»), сказки-мифы о рождении мира («Однажды в новом мире») или книжки-картинки для детей («Желуденок»). Что бы она ни писала, это всегда о терапевтическом эффекте чтения и рассказывания историй - ровно то, что многие и заказывали.

МАРИЯ БОТЕВА

Первая книга сказок Марии Ботевой «Световая азбука. Две сестры, два ветра» вышла в издательстве НЛО в 2005 году - тогда же она получила премию «Триумф» и вошла в шорт-листы «Дебюта» и «Заветной мечты». Мы довольно долго после этого о ней не слышали, пока ее не открыло заново издательство «КомпасГид», и тут стало ясно, что Ботева - это прежде всего точный, верный и внимательный писатель подростковой жизни. Две книги ее повестей, «Мороженое в вафельных стаканчиках» (2013) и «Ты идешь по ковру» (2016) - это прямо какое-то радостное приобретения для любой детской библиотеки. Потому что главной темой становятся здесь не какие-то исключительные горести подростковой жизни, а, наоборот, самое узнаваемое в ней, разговоры, чувства, ежедневные переживания. Так, в новой книге «Ты идешь по ковру» главные героини пьют чай, болтают скороговорки, болтаются без дела, но именно это «Лето скучное снова, просто тоски кусок» становится для нее неимоверно богатым сюжетом. Это такое ошеломительное, искреннее понимание подростковой жизни, что даже взрослому может помочь вспомнить, как оно все было. Чтобы представить, почему это так хорошо, достаточно почитать .

АСЯ ПЕТРОВА

Выпускница Сорбонны, замечательный переводчик с французского, жена одного из лучших современных детских поэтов Михаила Яснова и, прежде всего, замечательный детский автор. Доказано, если хотите, даже литературными премиями - их у Петровой целый букет, от первой премии «Книгуру» за сборник рассказов «Волки на парашютах» и премии Маршака до шорт-листов «Дебюта» и «Baby-НОСа». Главное в Асе Петровой, впрочем - это умение говорить с подростком на его языке, погрузиться в мир его переживаний, где буквально все становится вопросом экзистенциальным - от нежелания надевать рейтузы до страха, что бабушка умрет. Сборник рассказов «Волки на парашютах. Взрослые молчат», объединяющий истории для средних школьников и вдумчивую и сочувственную прозу о подростках, являет собой все то прекрасное, страшное, грустное, нелепое, из чего сделана обычная подростковая жизнь.

НИНА ДАШЕВСКАЯ

Писательница Нина Дашевская уже трижды получала литературную премию «Книгуру”, при том, что свою первую повесть опубликовала в 2011 году. Музыкант по образованию, она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и сейчас играет в оркестре театра им. Натальи Сац. И первые ее книги, в том числе «Около музыки», были посвящены той огромной перемене, которую звучание музыки способно совершить в жизни маленького человека. Это вообще главная тема подростковой прозы Дашевской - выход из темноты к свету, волшебная перемена, которая гарантированно поможет избавиться от одиночества и несчастья. Грустный мальчик станет веселым, у одинокого подростка появятся друзья, ребенок с СДВГ найдет понимание, всех ждет хороший конец. Учитывая, как просто и радостно эти книги написаны, ничего удивительного, что они так нравятся детям - да и взрослым тоже.

НАТАЛЬЯ ЕВДОКИМОВА

В каком-нибудь другом мире, где фантастика, например, не считалась бы жанром в литературе второстепенным, Наталья Евдокимова стала бы большой литературной звездой - трудно найти автора, который чувствовал бы себя в этой теме настолько свободно. Ее антиутопия «Конец света» рассказывает о мире, который время от времени меняется целиком. Его законы странны, причудливы и иногда даже репрессивны, но остается вера, что однажды какой-то из миров окажется тем, что изобрел ты. Совсем новая книжка «Кимка&Компания» рассказывает о мальчике, который улетел от уставившихся в телевизор родителей в воображаемые миры, и путешествует по ним, прихватив с собой новорожденного брата. А есть еще совсем простая, пронзительная по интонации «Лето пахнет солью», подростковые герои которой вырываются на свободу к лету и морю от затянувшейся зимы и плена многоэтажек. В целом, это необходимая прививка фантазии от скучной и иногда тяжелой повседневности - и просто очень хорошая литература.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.