Имя робин гуда переводится как. Робин гуд

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



Пожалуй, никто не поспорит с утверждением, что самый известный на свете разбойник - это Робин Гуд. В нашем представлении этот герой сугубо положительный, он ярый сторонник бедных и обманутых, готовый всегда восстановить справедливость. При помощи своей ловкости, хитрости, изворотливости он множество раз избегал смерти, хотя поймать и отправить на виселицу его желали многие из числа богатых англичан. В этой статье рассказывается о том, кто написал «Робин Гуда» и почему писатели часто делают этого разбойника и его друзей главными персонажами в своих историях. Попробуем вместе найти на эти вопросы правильные ответы.

Робин Гуд. Книга. Автор

Пишущих о Робин Гуде - легион, ведь образ этого героя влечет к себе со страшной силой, как приключения манят авантюристов. Почему же эти труженики пера делают именно его героем своих романов? Ответ, видимо, можно дать такой: Робин Гуд - сложившийся, очень популярный персонаж, черты и характер его известны каждому, а значит, писателю упрощается работа и ему не нужно утруждать себя прорисовыванием образа. Это значительно облегчает процесс создания произведения. Необязательно также особо ломать голову, придумывая врагов и друзей главного героя. Первыми являются богачи, вторыми - бедняки.

Существовал ли он

Если задаваться вопросом о том, кто написал «Робин Гуда» нужно сначала понять, что это за герой, был ли он на самом деле. Английские историки давно занимаются проблемой идентификации Робина Гуда. Они поднимают документы, изучают фольклор, судебные записи тех далеких времен. Пока что работа в этом направлении не дала результата и человек, с которого был списан образ Робин Гуда, на данный момент все еще не обнаружен. Сегодня ученые сходятся уже в том, что Гуд - это все-таки литературная фигура, хоть и вобравшая в себя черты множества реальных людей - от преступников до праведников. Кстати сказать, Робин Гуд - образ достаточно расплывчатый и разносторонний, хотя основные определения и поведенческие мотивы героя почти всегда оставались прежними (благородство и помощь обездоленным, борьба с нечестными богачами и так далее), простолюдины и писатели все же меняли его в соответствии с эпохой, в которой они проживали. Робин Гуд века XX мало, чем схож с Робином Гудом века XIX, а уже тем более - века XVIII или XVII.

Первоисточник

Если спросить англичанина о том, кто написал «Робин Гуда» он, скорее всего, ответит, что это Говард Пайл. Писатель выпустил книгу «The Merry Adventures of Robin Hood» в 1883 году. При работе над произведением он взял за основу легенды и баллады об этом благородном разбойнике и его команде сподвижников. который обозначен как обиталище разбойников во всех его историях о Робин Гуде, в представлении Пайла - это очаровательное и светлое место. Здесь Робин и его друзья чувствуют себя вольготно и раскрепощено, оттого и читатель ощущает себя также, открывая книгу и погружаясь в мир этого прославленного героя. Книга Пайла читается непросто, так как написана в несколько архаичной манере, но именно она является основой для создания новых произведений и фильмов о Робине Гуде.

Робин Гуд - книга, автор которой всегда менее известен, чем его герой. К примеру, Роджер Ланселин Грин, выпустивший в 1956 году книгу «Приключения Робин Гуда». Это детище - усовершенствованная версия произведения Пайла, здесь уже появляется любовная линия вместе с героиней Мэрион - избранницей нашего смелого героя.

Гуд не первый

Вообще, писателям сложно не соблазниться созданием своей собственной истории о разбойниках из Шервудского леса. И совсем не обязательно главным героем должен быть Робин, часто его задвигают на задний план, а вперед выбираются другие, хотя и знакомые лица. Майкла Кэднама, к примеру, нельзя причислить к тем авторам, кто написал «Робин Гуда», так как своим героем он сделал на «грозу богачей», а его верного помощника - Малютку Джона в книге «Forbidden Forest». В другом произведении этот же писатель вновь оставил не у дел Гуда, предложив посмотреть на мир глазами Джеффри, шерифа, ему противостоящего. Так что этого автора можно внести в список избранных, неординарных писателей — тех, кто написал книгу «Робин Гуд и шериф», в которой последний играет главную роль, а первый - герой второго плана. Видимо, писатель решил, что отношение читателей изменится к Робину, если посмотреть на него со стороны его главного противника, антипода. Не менее вальяжно с Робином поступают и представительницы прекрасного пола, которых также можно по праву включить в список тех, кто написал«Робин Гуда». Автор цикла книг «The Forestwife» Тереза Томлинсон, к примеру, выводит на первый план Мэрион. Если посмотреть на Робина Гуда с точки зрения этой писательницы, то приходит понимание того, что как герой он сформировался лишь благодаря положительному влиянию своей возлюбленной.

Гуд и мир фантастики

Некоторые из тех, кто написал «Робин Гуда», позволяют себе перебросить героя во времени. Вот у Парка Годвина в книге «Sherwood» Робин борется с шерифом в эпоху Вильгельма Рыжего. Есть и те, кому интересен не сам Робин, а его потомки. Писательница Нэнси Спрингер знакомит читателей с отважной девочкой - его дочерью(в книге «Роуэн Гуд»).

И в жанре фантастики не обошлось без участия Робина Гуда. В книге «The Sherwood Game», написанной Эстер Фризнер, программисту Карлу Фишнеру удалось как-то игру превратить в реальность, и его виртуальный Робин Гуд вдруг оживает.

Весьма плодотворно поработала над образом героя Джейн Йолен, создавшая цикл «Sherwood», состоящий из девяти книг. В одной из своих историй автор отправила дух Робина Гуда в паутину интернета, где тот с ловкостью паука начал прибирать к рукам мировые богатства.

Благороден ли Робин Гуд

Самый ранний по времени Робин Гуд не был замечен в передаче награбленных денег именно бедным. Этот герой забирал богатства у нечестивцев, но отдавал их не бедным, а тем, кто ему был близок и дорог. В первых легендах о Робине Гуде рассказывается, что он действовал почти всегда достаточно просто при грабеже: звал путника на трапезу, за которую требовал взамен оплату. И тому, кто принял предложение отужинать или отобедать приходилось выкладывать все, что было у него в карманах. Впрочем, осуждать Гуда не стоит - все-таки позже он исправился и преобразился в настоящего героя, самоотверженного, благородного, отдающего всего себя ради помощи беднякам. За это его и любим мы с вами, а потому всегда рады увидеть на телеэкранах или прочитать новые приключения Робина Гуда - разбойника с сердцем рыцаря. И неважно, кто написал книгу. Робин Гуда будут помнить всегда, а вот авторов произведений о нем?

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Исторический прототип Робин Гуда

Вот уже 600 лет ученые ломают голову над тем, откуда же взялся всемирно-известный герой баллад, предводитель лесных разбойников Робин Гуд, а вернее - с кого он был срисован, и существовал ли он на самом деле. Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей - дворян и королевских угодников. Также в одном историческом документе сказано, что этот самый Роберт с 24 марта до 22 ноября 1324 г. работал швейцаром при дворе Эдуарда II - так что у него был шанс раскаяться, получить прощение и поступить на королевскую службу. Но к тому времени, когда это можно было сделать, Роберт Гоуд уже был тяжело болен, и в 1346 г. скончался в Кирклейском монастыре от кровопотери.

Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили.

В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. Множество альтернативных версий, где говорится, что Робин якобы являлся старшим сыном графа Хантингтонского, опровергает тот факт, что барды скорее стали бы сочинять баллады и воспевать не графского сына, а социально близкого им крестьянина, помогающего беднякам.

И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

Большинство исторических источников разделяются на два направления, по которым можно установить, по крайней мере, эпоху Робин Гуда. Одни полагают, что Робин появился при короле Эдуарде II или Эдуарде III (1307-1377 гг.), другие склонны считать, что он был современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199 гг.). Ясным остается одно: Робин Гуд - образ собирательный, скроенный из баллад и легенд разного времени и разных поколений.

Герой средневековой Англии

Неподалеку от города Ноттингема простирался Шервудский лес. Через него проходил проложенный еще римлянами Великий Северный Тракт — одна из главнейших дорог Северной Англии. В XI веке после завоевания Англии норманнами, новые правители жестко притесняли англосаксов и относились к ним с нескрываемым презрением. Достаточно сказать, что управляющие страной короли Нормандской и Анжуйской династии ни слова не знали из языка коренных обитателей Англии.

Англосаксы, разумеется, бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Главарем одной из таких банд и стал Робин Гуд. Его банда состояла из сотни доблестных вольных стрелков - борцов за идею. Некоторые стали такими же бессмертными фигурами в фольклоре, как и сам Робин Гуд. Например, заместитель атамана, здоровый громила по прозвищу Малютка Джон, коего Робин победил в знаменитом бою на палках у речного брода. А также тучный монах Тук - большой любитель выпить, закусить и подраться. И другие весьма колоритные персонажи - такие как Уилл Статли-Скарлетт, менестрель Алан-о-Дэйл, возлюбленная Робин Гуда Мэрион. Все они носили зеленые плащи и были отличными лучниками, «славными парнями», которые боролись за экономическую справедливость, отнимая деньги у монахов и землевладельцев и отдавая их нуждающимся.

Чтобы жить в лесу, надо чем-то питаться, а значит - охотиться. В средневековой Англии такая деятельность наравне с грабежом считалась преступной, вплоть до того, что браконьер, подстреливший оленя, обрекал себя на публичное повешение. Более мелкая дичь каралась пропорционально ее размеру - скажем, за кролика могли просто отрубить руку. Вся обитающая в лесу дичь принадлежала только королю, никто не имел права без разрешения там охотиться. Угодья короля охраняли специально назначенные лесничие, называя разбойников «наглой чернью», и старались отловить браконьеров при любом удобном случае.

Однажды Епископ решил прогуляться по Шервуду и наткнулся в лесу на банду Робина, где те беззаботно жарили оленину. Епископ не сразу понял, что перед ним - знаменитые разбойники, которых так давно разыскивает шериф, и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Любители повеселиться от души, Робин и его друзья, принялись разыгрывать из себя простых холопов, умоляя о пощаде. Когда же забава Робину надоела, он подал знак, и к ним на подмогу примчалась остальная шайка. Епископа взяли в заложники и заставили отплясывать джигу вокруг большого дуба. С тех пор этот дуб назывался «Епископский», а многие баллады рассказывают о королевских лесничих как об извечных врагах Робин Гуда.

Впрочем, лесничие не имели той власти, какой располагал шериф Ноттингемский, т.к. в средневековой Англии шериф являлся весьма значительной фигурой, сродни губернатору. Назначенный лично королем, шериф осуществлял всю военную, полицейскую, административную и судебную власть в графстве. Также он собирал налоги, часть из которых самовольно забирал себе. Король, разумеется, об этом не знал, а вот крестьяне и аристократия воспринимали его как своего естественного врага. Не говоря уже о преступниках из отряда Робин Гуда, которые измывались над чиновником как только могли.

Как-то раз шериф приказал повесить трех сыновей старухи-вдовы за то, что они подстрелили оленя в королевском лесу. Этот случай послужил Робину очередным поводом повеселиться. Переодевшись в одежду простого ремесленника, он поспешил в Ноттингем - на площадь, где должны были казнить браконьеров. Буквально за секунду до казни Робин затрубил в свой рог, на зов которого тут же прискакали все его друзья, отбив заключенных.

Шериф ничего не мог поделать с «проклятым разбойником». Как-то раз он даже пожаловался королю, пеняя на свое бессилие. Король дал ему мудрый совет - прибегнуть к хитрости, на что шериф придумал «коварное» мероприятие. Он объявил состязание по стрельбе из лука, в котором победитель получает стрелу из чистого золота. Как ни странно, Робин купился на нехитрый трюк и уже собирался отправиться в Ноттингем, когда Малютка Джон посоветовал ему сменить свой зеленый плащ на разноцветный. Приехавшего в таком наряде Робина шериф не узнал, позволив разбойнику благополучно выиграть состязание и скрыться в лесу вместе с золотым луком.

Очень часто в балладах повествуется о том, как Робин и банда вытряхивали мошну из жирных аббатов и монахов. Делалось это неспроста, ведь церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры.

И все же, почему говорят, что Робин был славным парнем? Он не питал лютой ненависти к дворянам и помогал даже им, если они оказывались в беде. Например, одному рыцарю пришлось заложить свое поместье местному аббату, и когда пришло время уплаты долга, он отправился в аббатство просить об отсрочке. Повстречавшись на дороге через Шервуд с Робином, который уже собирался ограбить его, рыцарь рассказал печальную историю о своей ситуации. Робин Гуд, приняв того за благородного человека, дал ему денег расплатиться с долгом, а остальная шайка поверх усыпала его подарками.

Даже в балладах существовало понятие бумеранга - добро от судьбы за сотворенное кому-то добро. Однажды на лесной дороге Робин Гуд повстречался с королем, который, по приданиям, «возвращался инкогнито из Крестового похода». То ли в схватке с королем, то ли в разговоре с ним, Робин сумел очаровать монарха настолько, что тот, вдоволь нахлебавшийся от шайки, простил им все прегрешения и принял к себе на службу.

Любовь и смерть Робин Гуда

В каждой истории должно быть место для любви, даже если это легенда о разбойнике и негодяе. Изначально лозунгом Робин Гуда и его единомышленников было не «грабить и убивать всех подряд», а только злых и зажиточных граждан, сделавших капитал путем воровства. Женщин это не касалось - они ни в коем образе не подвергались надругательствам или унижениям со стороны шайки. Однажды при очередном «налете» Робин повстречал Мэрион - знатную и непорочную девушку - и сразу полюбил ее. Долгое время выдавая себя за графа, Робин Гуд добивался ее расположения. Их чувства оказались взаимными, но вскоре герою пришлось вернуться в Шервуд к своим друзьям. Опечаленная разлукой Мэрион переоделась в мужское платье и отправилась искать возлюбленного. Случайно парочка повстречалась на лесной дороге, где Робин в темноте принял ее за богатого путника и решил обчистить. Мэрион также не узнала в грабителе своего суженого и принялась лихо защищаться. Робин Гуд был приятно удивлен такой активной атакой и предложил заключить мир. Вскоре недоразумение разъяснилось, и они счастливо зажили в лесу.

Подвиги Робин Гуда и его разбойников еще какое-то время продолжали шокировать королевство, однако через несколько лет, как сказано в балладах, энергичный и веселый герой почувствовал недомогание. Драться ему уже было не по плечу, руки ослабели. Поскольку в те времена медицины еще не было, он решил обратиться за помощью в Кирклейский монастырь, обитательницы которого славились искусством «отворять кровь». В средние века это считалось чуть ли не единственным и лучшим средством от любых тяжких болезней.

Монахини, то ли из злого умысла и заговора, либо из обычной неосмотрительности, выпустили из жил Робина столько крови, что он остался едва жив. Окончательно поняв, что ему пришел конец, Робин затрубил в свой рог, и Малютка Джон примчался за ним. С помощью верного друга герои возвращаются в лес, Робин Гуд в последний раз натягивает тетиву и пускает золотую стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет. Так, по легенде, с достоинством и смирением Робин ушел из жизни в мир иной.

После завершения истории Робин Гуда в Англии еще долго существовал майский праздник в его честь, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством.