Где находится картина дубовая роща. Описание картины Ивана Шишкина «Дубовая роща. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща»

XIX век в России - это время появления необыкновенного количества талантливых художников и литераторов мирового уровня. Среди них живописец Иван Иванович Шишкин занял выдающееся место. Статья посвящена созданию одной картины - это «Дубовая роща». Шишкин написал ее в 1887 году, когда был зрелым и давно признанным пейзажистом.

Краткие сведения о художнике

И. И. Шишкин (1832-1898), окончив Академию художеств, был направлен за границу на стажировку. Он учился два года в Германии. За один пейзаж, написанный в то время и присланный на родину, живописец получил звание академика.

И. И. Шишкин удивлял своих учителей в Германии работами пером. Некоторые его рисунки помещены в музей Дюссельдорфа вместе с лучшими работами европейских мастеров. В этой статье мы уделим все внимание картине «Дубовая роща». Шишкин, прежде чем написать ее, обдумывал идею и делал эскизы 30 лет. Мы отобрали рисунки и этюд, которые, как нам кажется, прямо связаны с этим произведением.

Блестящий рисовальщик

Среди русских пейзажистов не было более сильного художника, который столь мастерски владел именно рисунком. Он ярче всего высказывался в работах, которые выполнены в одном тоне. Примером является произведение «Женщина с мальчиком в лесу» (1868). Здесь использованы бумага, перо, тушь, акварель, лак.

Золотисто-коричневыми тонами в совершенстве переданы солнечный свет, проникающий сквозь густые кроны и скользящий по мощным стволам деревьев, которые стоят на первом плане. Тонко прорисованы листва и мелкие кустики у подножия стволов. Благодаря монохромности работы все приняло законченную форму, в которой любая деталь будет излишней. Это работа уже напоминает полотно «Дубовая роща». Шишкин тщательно изучал, явно получая наслаждение от работы, отличительные черты дубового леса. В следующей акварели мы увидим совершенно иное исследование художника.

«Дуб, освещенный солнцем»

Радостная и яркая акварель с белилами изучает до мельчайших подробностей кору векового дерева, расположение его ветвей, игру света, который различным образом освещает отдельные участки и легкие тени. Не проходит мимо внимания мастера, как опадают засохшие ветви дерева, как растет вокруг него трава, как стоят деревья на заднем плане. В будущем и эта работа наложит отпечаток на картину «Дубовая роща».

Шишкин в акварели использует совершенно иной колорит, более сочный и насыщенный, чем в позднем масштабном произведении маслом. Радость и полноту жизни передает художник зрителю этой маленькой (26х20 см) работой. Одинокий дуб-великан, стоящий на опушке, - настоящий шедевр, который предшествует полотну «Дубовая роща». Шишкин, работая над другими пейзажами, всегда помнил о дубовых лесах и стремился подготовиться к их изображению.

Эскиз 90-х годов

Еще одна небольшая работа (22х28 см) - это «Дубы при солнечном освещении». Этюд - уже почти картина Шишкина «Дубовая роща»: те же самые силуэты стволов, только иначе расположенные. Быстрые мазки кистью сливают листву деревьев в одно целое.

Художник продумывает будущее композиционное построение и тщательно изучает светотень. Это, а не проработка деталей - главная задача эскиза. Картина Шишкина «Дубовая роща» будет написана очень похоже, но иначе. Мастер изменит расположение деревьев на первом плане и отчетливо, с фотографической точностью, изобразит дубовый лес.

«Дубовая роща», Шишкин: описание

На полотне изображен нетронутый, девственный лес, освещенный летним солнцем. На первом плане - два величественных великана, переживших не одно столетие. Здесь проявилось во всей полноте характерное качество художника - тщательность в прорисовке всех мельчайших деталей. Это листва, которая до предела естественна, это трава с нежными, воздушными отцветающими одуванчиками, это валун, поросший мхом.

Древность и мощь дубов гармонично «уживаются» с мелкими деталями: цветами, травой, кустиками, тонкими юными стволами молодых деревьев. Красота и мощь дубового леса передаются через раскидистые кроны, которые, кажется, дотягиваются до неба через морщины и отдельные сколы на неохватных стволах, через свободу и простор между деревьями. Они растут неплотно. Каждому из них предоставлено собственное место. Эту характерную особенность дубового леса тонко подметил художник и перенес на полотно.

Солнце заливает изображение и создает беззаботное и безоблачное настроение. Его блики и пятна, играющие на траве и стволах, создают контраст с тенями в глубине рощи и придают ей истинную жизнь. «Дубовая роща» - шедевр И. И. Шишкина, одна из вершин его творчества. На этом мы заканчиваем описание картины Шишкина «Дубовая роща».

На знаменитом полотне титана русского изобразительного искусства запечатлена дубовая роща, и это понятно из названия картины. Однако описать картину, как изображение рощи с дубами при солнечной погоде, означает, что этим не будет сказано ровным счётом ничего.

Этот художник признан одним из величайших в мире. В его притягательных картинах скрыты свои тайны. С момента, когда художник задумал изобразить этот пейзаж, и до момента завершения работы минуло три десятилетия. Можно предположить, что именно столько времени И. И. Шишкин оттачивал своё мастерство, достигая совершенства. Одним из подтверждений его гениальности служит как раз эта картина.

Перенесённая с натуры на полотно величественная роща пропитана мягким солнечным светом. Зритель ощущает это тепло, будто бы сам проникает в изображённый мир. Чувствуется, насколько скрупулёзно художник работал над каждой мельчайшей деталью. Чтобы так естественно отобразить заповедный уголок русской природы, другому творцу не хватило бы и целого века. Детали описаны настолько тщательно, что стираются грани между изображением реальности и самой реальностью.

Кажется, что достаточно перешагнуть через раму полотна «Дубовая роща», и тут же очутишься в этом лесу — в мире свежих запахов и мирного звучания всего живого, что скрывается под сенью многовековых великанов. Трава пропитана лучами солнца, причём свет прорисован с невероятной точностью. Эти же лучи своим теплом ласкают стволы и кроны древесных гигантов. На их почтенный возраст указывает местами облупившаяся кора, однако верхушки по-прежнему густые и зелёные.

И хотя по детальному расположению теней даже можно предположить, который час, здесь время как бы застыло. Закрадывается мысль, что эти гордые символы русского леса много веков стояли до нас, всё так же растут и сейчас, и когда-то их увидят правнуки наших правнуков…

Специалисты, оценивающие эту работу, сходятся во мнении, что полотно Шишкина, в котором древняя дубрава притягивает к себе зачарованные взоры зрителей, можно назвать самым гениальным его творением. Те мощные чувства, что когда-то испытывал автор, продолжают передаваться новым и новым поколениям людей.

Сегодня шедевр выставляется в Киевском музее русского искусства. Каждому посетителю музея предоставляется возможность убедиться лично в чарующих свойствах полотна «Дубовая роща», вглядываясь в эту картину и оказываясь в самом сердце тихого царства лесных великанов.

Год написания картины: 1887.

Размеры картины: 42 x 62 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный музей русского искусства, Киев, Украина.



1887 г., х.м., 125 х 193 см., Государственный музей русского искусства, Киев, Украина

[ дубы, лесной пейзаж, Oak grove ]

Картина Ивана Шишкина "Дубовая роща"

Особенной по атмосфере и настроению является картина, работы потрясающего художника-пейзажиста Ивана Шишкина «Дубовая роща». Полотно написано в 1887 году и в настоящее время хранится в Киевском государственном музее русского искусства.

Пейзаж «Дубовая роща» очень явственный, ощутимый, чувственно-воспринимаемый. Дубы выписаны с потрясающей фактурой, особым образом раскрывающейся в данной световоздушной среде. Свет лежит на деревьях скользящими "пересветами", не прямым световым потоком, а отдельными солнечными просветами с неровным сиянием, что вылепливает объём самих деревьев.

Композиционный строй картины составляет изображение плотной, густо разросшейся и кажущейся исполински возвышенной и необъятной дубовой рощи. Благодаря освещению создаётся особое, немного даже волшебное ощущение, как будто это совсем не реальный лес, а сказочный, таинственно-прекрасный лес, наделённый загадочной сущностью. Создаётся такое впечатление, что сам свет заигрывает с нами, беспокоит и уводит наши мысли, заставляя забыть все возможные печали, окунувшись всецело в бескрайнюю и волшебную красоту и прелесть рощи.

Само изображение дубов получилось крупным, захватывающим наше не только визуальное, но и всё чувственное восприятие, позволяя полностью погрузиться и стать частичкой этого пейзажа, этой чудесной дубовой рощи, такой одновременно похожей на реальность и не похожей; одновременно являющейся частью нашего мира и отчасти заколдованной.

Полотно написано изумительным, характерным для ясной чёткой изобразительной школы девятнадцатого века, «почерком». Всё это усиливает ощущение живого, настоящего пейзажа.

Пейзаж наполнен сильным природным духом, силой и энергией самой природы, летним чистым воздухом и свежестью. Компоновка рисунка напоминает сделанный случайно фотокадр, настолько непосредственным, живым и дышащим теплотой воздуха и красок получился пейзаж.

Волшебную обстановку поддерживают отношения тени и света. Сгустки теней и тёмных, контрастных участков придают полотну биение и пульсацию, совсем как у живого существа.

Ветви у дубов выписаны искривлёнными линиями, что добавляет динамику данному изображению. Дубовая роща смотрится пышно, в ней как будто кипит жизнь, она сама и есть жизнь.

Здесь нет ярких, обманывающе прекрасных красок, здесь только настоящий свет, настоящие краски, искренность самой жизни, вечная и тихая правда природы.

Свет и тень здесь на равных правах, совместно существуя и воплощаясь в разнообразных воплощениях, образах и ассоциациях они и составляют отдельные частицы в целое, в единый, заведомо прекрасный бытийно, реально существующий образ. Свет и тень - это и многоцветные пейзажи, и графичные образы, и лёгкие небрежные этюдные работы. Рисовать самим светом, и так его тонко чувствовать и ощущать его малейшие изменения и перепады могут лишь истинные, гениальные творцы, чувствующие не только, как правильно действовать кистью, но и умеющие увидеть главное в жизни и верно передать это видение и понимание мира через свои живописные произведения.

«Дубовая роща» - это сердце всей русской природы. И это сердце большое, прекрасное и чистое, от него исходит тепло и струится жизнь, оно никогда неизбудет. Если есть русская природа - значит есть и наша жизнь, значит всё ещё продолжается, продолжает дуть ветер, светить солнце, продолжает расти и разрастаться чудесная дубовая роща.

Леушина Ольга, 2013 г.

Загружено: VolkovaMarina

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Описание картины «Дубовая роща» И. Шишкина

У каждого человека свой жизненный путь. Люди, которые несут в себе творческое начало, проходят его по-особому: они находятся в постоянных поисках себя, применению своего таланта. Если они сумели раскрыть свой потенциал, то становятся настоящим мастерами, о которых буду помнить вечно. Гениальный русский художник И. Шишкин нашел свое предназначение и выбрал свой путь еще будучи учеником – он писал природу. Титанический труд, фотографическая память, постоянные зарисовки и любовь к тому месту, где прошли его детские годы – вот что заставляет восхищаться полотнами Шишкина наших современников.

Между задумкой написания «Дубовой рощи» и ее воплощения на полотне прошло 30 лет. Талант художника эволюционировал, расцветал и, в конечном итоге, удивил своих поклонников. Художник делал частые зарисовки и, в итоге, в 1887 году на свет явилось эта картина.

Она настолько пропитанная солнечным светом, настолько тепла и настолько монументальна, что просто невероятно, как Шишкину хватило всего 30 лет. По тщательной, практически фотографичной прорисовке деталей, переходов между цветами и светом, с «Дубовой рощей» могут сравниться лишь полтона Вермеера и творчество современных гиперреалистов. Зритель не ощутит то, что это – картина. Он, скорее, подумает о том, что это одно из воспоминаний – настолько гармоничны у Шишкина принципы монументальности и детализации.

Один взгляд на полотно – и кажется, что вы вот-вот очутитесь в этом лесу, упадете на свежую траву и будете вдыхать свежий воздух или греться в лучах теплого солнечного цвета, которые скачут по траве. Кажется, будто они одновременно гладят верхушки деревьев, успокаивают их и прячутся где-то вдали рощи.

Солнечный день в лиственном лесу, на первый взгляд, самое обычное из всех явлений природы. Дело в том, что у Шишкина он играет по-особому. Поражает великолепие дубов, которые видели не одну смену поколений. Поражает тщательная прорисовка каждого листика и каждой травинки. Зрителя, несомненно удивит то, что работа маслом может быть выполнена с фотографической точностью.

Маленькие белые цветы на опушке настолько хрупки и изящны, что вполне могли бы потеряться рядом с мощными дубами. Но Шишкин не был бы Шишкиным, если бы не нашел гармонию. Природная антитеза у него не несет в себе никакого антагонизма, а, наоборот, подчеркивает величие вековых деревьев. Красота и сила – вот основной лейтмотив картины.

Листья деревьев выписаны художником настолько точно, что видна каждая их прожилка, выпуклость и оттенок. Неподалеку от старых дубов растут молодые деревья, по нежности, стройности и хрупкости напоминающие те самые белые цветы на поляне. Скоро они станут величественными и пышными, такими же, как и их столетние собратья.

Зеленые, коричневые и желтые оттенки, настолько естественно прописанные Шишкиным, заставляют верить, что это – фотография, а не картина.

Тем не менее, здесь нет упадка природы. Несколько засохших веток, облупившаяся в нескольких местах кора и изогнутые стволы должны были бы задавать полотну минорное настроение. Только благодаря озорным пятнам на траве, особому освещению высоких крон и стволов, «Дубовая роща» дышит жизнью и утверждает ее, а зритель невольно думает о том, что простояв не один век, дубы простоят еще столько же.

Невозможно не заметить, что главный творческий прием Шишкина – воплощение красоты и мощи русского леса нашел утверждение и в «Дубовой роще». Художник удивительным образом передал пластичность и величие раскидистой кроны и сильных стволов деревьев, которые уже покрыли «морщины».

Дубы у Шишкина, как и во всей русской культуре, несут особый смысл. Им поклонялись со времен язычества, берегли во времена христианства. Дубовая роща была местом для свершения магических обрядов и весенних хороводов, она манила путешественников своей прохладой. А время, между тем, не стояло на месте.

Оно наложило свой отпечаток на внешний вид деревьев: придало коре иной цвет, дало морщинистые стволы и сухие ветви. Но время не смогло победить особую силу, умение противостоять зимним бурям и осенним ветрам. Кроны этих великанов все также молоды и зелены, под их тенью начнут цвести ни один цветок или вырастет еще ни один молодой дубок. «Дубовая роща» - это не просто картина, а героических эпос природы, которая напоминает героев былин или народных сказок – богатырей.

Интересен еще один прием Шишкина, нашедший воплощение в этом полотне. Изображение деревьев, травы и цветов объемно, что заставляет зрителя погружаться в пространство, вызывает желание прикоснуться к стволу дуба или вдохнуть терпкий хвойный запах. Тщательно и аккуратно прописанные травинки и цветы также объемны, как и основные «персонажи». Они напоминают ковер, который устилает землю и манит к себе уставших путников.

Освещение картины заслуживает особого внимания. Солнечный свет заливает все пространства, но художник не изображает сам источник света. он присутствует в виде многочисленных бликов, пятен на деревьях и траве, с которыми резко контрастируют глубокие тени.

Полотно монументально и одновременно наполнено движением. Основной его источник – конечно же, тени, которые скользят по сильным ветвям и мощным стволам. Динамика ощущается и в напряженности верхней кроны дубов. Энергия самой жизни, энергия природы заключена не только в дубах, а и в каждой травинке, которая словно нашептывает красивую сказку. Дубовая роща – потрясающе красива, она хранит в себе множество секретов и тайн, которые так и останутся скрытыми от зрителя.

Здесь есть монументальность, но нет монолитности. Картина живая, она таит в себе движение каждой частички этого мира. Солнечный свет, стволы вековых деревьев – вот пейзаж, традиционный для Шишкина. Причем традиционный и привычный настолько, что сумел стать своеродным эталоном в мире искусства. А эталон, как известно, повторить не удается никому, поэтому «Дубовая роща» считается не только вершиной творчества художника, а и одним из самых прекрасных в мире произведений пейзажной живописи.