Фауст о возможном, комментарии. Вопросы по трагедии «Фауст Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели

ВОПРОСЫ ПО ТРАГЕДИИ И. В. ГЁТЕ «ФАУСТ»

1. Какой деятельностью занимался в своей жизни? Где начался его творческий путь?

2. Какие государственные обязанности выполнял?

3. Чему посвятил себя, будучи в Италии?

4. В чем состоит универсальность таланта?

5. Из каких источников почерпнул Гёте сюжет «Фауста»?

6. Каковы жанровые особенности «Фауста»?

7. О чём спорят Мефистофель и Господь в «Прологе на небесах»? В чём заключается их пари?

8. Кто такой Фауст? Почему в конце своей жизни он разочарован?

9. Что останавливает Фауста от самоубийства?

10. В какой момент в жизни Фауста появляется Мефистофель?

11. Почему Мефистофель является антагонистом Фауста?

12. Какой договор и ради чего заключает Фауст с Мефистофелем?

13. Какие условия ставит перед Фаустом Мефистофель?

14. Где Фауст знакомится с Маргаритой? Какие качества отличают эту женщину?

15. Какова судьба Маргариты? Как Мефистофель губит её? Кто стал причиной её гибели?

16. Как Фауст путешествует во времени? Что он пытается сделать для людей?

17. Как утопические замыслы Фауста рушатся при столкновении с действительностью?

18. Кто победил в споре – Мефистофель лил Фауст? Почему душа Фауста была спасена?

19. Какова идея трагедии «Фауст»?

Карточка №1

1.

2.

3.

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №2

1.

3.

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №3

1.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №4

Итог всего, что ум скопил.

Жизнь и свободу заслужил».

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». ()

1. Какова тема трагедии «Фауст»?

2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве?

3. Какие мечты и надежды выразил в своем творении?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». ()

1. Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?

3. В чем состоит глобальность замысла?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». ()

1. Согласны ли вы с мнением в том, что наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.

Карточка №5

Себе мешаем и вредим!

И мы считаем праздною химерой

Живейшие и лучшие мечты

Жизнь и свободу заслужил.

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

1) Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

2) Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

3) Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

4) Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

5) Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

6) Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» . Как вы их понимаете?

1) Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

2) Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

3) Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

4) Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

5) Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

6) Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

7) Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №6

1.

2.

3.

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». ()

1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?

2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

3. Какую роль отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

О хорошем знакомце самого Дьявола докторе Фаусте широкая публика узнала впервые в 1587 году, когда во Франкфурте вышла первая книга (без имени автора) об «истории д-ра Иоганна Фауста, таинственного мага и некроманта, рассказывающей о том, как он отдался дьяволу, свидетелем каких странных приключений стал и какие подвиги совершил сам, вплоть до того момента, когда наступил час расплаты».

Согласно этой книги Фауст был человеком одержим гордыней, честолюбцем без совести и без веры. Он не только одержим демоном познания, но и ведет распутную жизнь. Фауст, благодаря своему договору с дьяволом, летает по воздуху, путешествует по всей планете и по Вселенной, посещает ад и рай. Он не только женится на Елене Прекрасной, но и омоложенный на 30 лет, спит со всеми женщинами гарема царя Соломона. А когда истек его 24-летний контракт с Мефистофелем , черти раздирают его на части.

Доктор Фауст.

Не удивительно, что столь интересная книга (в которой, к тому же, в конце концов, торжествует христианская мораль) имела ошеломляющий успех. Она была переиздана 22 раза и переведена на четыре языка. Так состоялось рождение мифа.
Еще через два года легенда получает новое развитие. В Лондоне Кристофор Марло пишет трагедию, в которой Фауст предстает как дерзкий ученый, одержимый жаждой власти. Он осмеливается бросить вызов самому римскому папе и хочет повернуть течение Рейна (вот, кто первый хотел «поворачивать реки», а мы-то думали, что это достижение советской науки). Как и книга неизвестного автора, трагедия Марло имеет коммерческий успех. Ее ставят во всех театрах Европы.

Но постепенно Фауст все больше приобретает черты шута, трагизм исчезает и он становится «героем» театра кукол. Скорее всего, в таком театре и «познакомился» с Фаустом молодой Гете в 1768 году во Франкфурте.

И эта встреча означала вторую жизнь старой легенды. У Гете Фауст уже больше не боится ни Бога, ни Люцифера . Он овладевает знаниями, но отвергает их. Он страстно любит Маргариту и ее любовь спасает его. В отличии от старого мифа, Мефистофелю не удается забрать душу бунтаря, ангелы уносят на небо «бессмертную сущность Фауста».

Двадцатый век породил свои трактовки образа Фауста. Например, у Освальда Шпенглера он уже не герой, а простой смертный, типичный человек Запада послесредневекового периода. А Томас Манн, и другие литераторы и драматурги рангом пониже, вновь демонизируют Фауста.

Ознакомившись с мифами о Фаусте, самое время поговорить о нем как о реальном человеке. Возможно, для кого-то это будет открытием, но доктор Фауст – это реальная личность, а не персонаж, выдуманный Гете (или Марло или Манном). И в настоящее время в небольшом немецком городке Книттлинген на одном из домов есть табличка, на которой выгравировано: «дом, где родился д-р Иоганн Фауст. 1480-1540».

Его современник Аббат Иоганн Тритхайм писал, что Фауст – ярмарочный фокусник, «бродяга, болтун и негодяй», выдающий себя за ученого со степенью магистра. Священник сообщает также, что Фауст, путешествую из города в город, везде оставляя за собой шлейф скандальной славы, поскольку был развратником и даже педофилом.

Однако, скорее всего, он заблуждался . Вряд ли стоит слишком уж доверять Тритхайму. Ведь если бы в те суровые (мягко говоря) времена какой-нибудь шарлатан совершил бы хотя бы половину того, что приписывал аббат Фаусту, то в поле зрения инквизиции он попал бы быстро.

Согласно другим источникам Фауст серьезно занимался астрологией, медициной, предсказаниями, и, возможно, алхимией. В 1509 году ему была присвоена степень магистра в Гейдельбергском университете.

Портрет реального Фауста.

Немецкий исследователь Гюнтер Махаль, посвятивший личности Фауста несколько книг, отмечает, что доктор Фауст «всегда оставался на грани допустимого: он утверждал, что может повторять чудеса Христовы, так вино лилось в трактире по мановению его руки из просверленных в столе дырок, но никогда не говорил, что знается с дьяволом».

Лишь через восемь лет после смерти Фауста ему стали приписывать всевозможные предсказания, поступки и путешествия: писали, что он был в Париже вместе со знаменитым магом Агриппой фон Неттесхаймом, в Вене, Лейпциге, где совершал чудеса. Якобы он обучался магии в Кракове, теологии – в Виттенберге.

А в 1580 году, через 40 лет после смерти Фауста, впервые выдвигается версия о его контракте с Люцифером, которая с тех пор и лежит в основе легенды.

«Фауст: о возможном» - фантазия на тему мироустройства, попытка объединить вымысел и реальность. Человечество на протяжении всего своего существования предполагает наличие «где-то» неких высших сил, которые могут влиять на жизни людей. Облачить эти силы в человеческий образ всегда стоит большого усилия мысли, но, на счастье автора, до него такие попытки уже многократно предпринимались.

Фауст – одна из самых загадочных фигур литературной истории. Им интересовались многие авторы со времен появления легенды о докторе Иоганне Фаусте. Уже сама легенда дает простор творческому воображению: во времена повального увлечения алхимией и поисками философского камня, которые должны были обеспечить человека всем необходимым для счастья, то есть неиссякаемым запасом золота и вечной жизнью, нашелся один особо страстный искатель, который согласился за знания, дающие ему примерно такую же силу, продать душу в ад на радость Люциферу.

Исторический Фауст родился во второй половине пятнадцатого века. Он слыл чернокнижником и астрологом. Из-за пристрастия к этим наукам Фауст подвергался гонениям (в средневековье шибко умных недолюбливали и даже боялись, за что и отправляли бедолаг на костер), поэтому ездил по Европе, похваляясь своими способностями творить чудеса. Смерть Иоганна Фауста была страшна: по преданию, тело его было растерзано нечистой силой, а душа обречена на вечное проклятие.

Вот это вечное проклятие и послужило толчком, заставившим меня задуматься над тем, что же было после. Если верить многочисленным источникам, то Фауст был прощен, поэтому просто страдать в преисподней не мог. Значит, он мог получить от Бога позволение помогать Ему. Следовательно, Фауст – это дух, который время от времени воплощается, правда, не в человеческом теле, а в виде некой субстанции, которая сохранила человеческий облик. Фауст помогает людям, иногда наказывает их. Он путешествует во времени, так как присутствует в другой реальности, в другом измерении, если хотите. Фауст лишен радости жить человеческой жизнью, пока однажды ему не выпадает шанс прожить еще одну человеческую жизнь, понять то, что он так стремился понять, за что когда-то был готов расстаться с душой и вечным покоем. Но не все так просто, как может показаться… Знание дается в руки не каждому, его нужно уметь поймать…

Итак, Фауст проживает свою очередную человеческую жизнь, правда, не с младенчества; читатель становится свидетелем нескольких лет его «новой жизни», его морального поиска. У Фауста должен быть спутник, Мефистофель. Роль Мефистофеля в «Фаусте» Гете заключается в том, что он соблазняет его, чтобы Фауст прокричал заветные слова, после которых довольный и радостный Мефистофель отнесет душу в ад. В «Фаусте: о возможном» Мефистофеля нет, и договора никакого нет также. Но соблазн есть. Соблазн находится постоянно в разуме самого Фауста, и этот соблазн – сомнение.

И, наконец, Маргарита. Маргарита тоже дух, она, как и Фауст, «путешествует» во времени, но она проживает несколько жизней. И в той жизни, которую проживает Фауст, она тоже есть…

В книге есть еще два персонажа: Катя в первой книге и Андрей в последней. В серединных книгах произведения Фауст и Маргарита заслужили себе право прожить еще жизнь вместе. Если бы этого не случилось, Катя и Андрей не встретились.

Сочинение


Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества. Тем не менее, с точки зрения Гете, максималистское осуществление независимой воли служит причиной трагедии. В первой части - погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини. Во второй части в трагедию перерастает стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические коррективы в мироздание. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Тем не менее, в целом произведение не рассчитано на сценическое воплощение. В «Фаусте» объединяются эпос, лирика, драма. По многим жанровым признакам он близок к поэме.

«Фауст» приоткрывается «Посвящением», написанным октавами. Четыре восьмирядные строфы отображают момент возвращения автора к заветному замыслу. Прошло четверть столетия с того времени, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это предоставляет «Посвящению» элегическое расположение духа.

В «Прологе в театре» отображены наблюдения Гете, когда он на протяжении многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой лад размышляют об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика гурьбой шла в театр. Поэт пренебрегает толпой, он направлен в надзвездную даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст» сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В пари, на которое пошли Рафаэль с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, мучениях и радости, об удовлетворении и разочаровании. Объект споров - человек, и этот человек - Фауст. Доктор Фауст возникает перед читателем в пасмурном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много замечательных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и лишь пасхальные песнопения удержали его от греховного поступка.

В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он отдает душу дьяволу. Вместе с тем Рафаэль дарит Фаусту молодость, и начинается их общее восхождение в обычную жизнь. «Фауст» - это не только философская трагедия, которая оперирует отстраненным понятием, а и изображение конкретной реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнутые лирикой и гуманизмом: «Возле городских ворота», «Погреб Ауербаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не подвергается на дьявольские ухищрения Рафаэля, тем не менее, силы неравные. Фауст дарит ей ценный убор, а соседка Марта, по уговорам Рафаэля, действует как опытная сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательно осуществленного преступления и убежденно взятого на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбу Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает суровое наказание.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, послужил причиной ее гибели. Виновен ли он? Он виноват, если рассматривать его как обычного человека. Но он - символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.

Во второй части странствования Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, а и во времени, своевольно блуждая по эпохам. Во второй части трагедии, чередуясь, сменяются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также из собственной безграничной фантазии.

При дворе немецкого императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, обозначились жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя опустошена, в стране господствует хаос и разруха. Мефистофель подсказывает, что нужно начать с выпуска бумажных денег под учреждение земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отображения исторического момента, а в обобщающей символике.

Символична и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет ли человечество красота? В увлечении Фауста Еленой Гете воссоздал обычное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста скоротечно, зона исчезает, как исчезает миф, когда в него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой обозначился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Эвфориона - сына Фауста и Елены - Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Возвращаясь в Средневековье, он видит, что Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он - творец. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух стариков, Филомена и Бавкиды, чья избушка мешает строительным работам. Их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слепой и не видит того, что оказался в плену Заботы, но не может смириться, не останавливается даже в последний смертный час. Душа Фауста спасена, так как жизнь его прошла в стремлении к бесконечному.

Творчество Гете уже в начале XIX ст. была широко известной в Украине. Он был избран почетным членом Рады Харьковского университета. Т. Шевченко называл гениального немецкого поэта великим, знал и любил произведения, особенно трагедию «Фауст».

Много тем и образов Гете вошли в мировую художественную культуру, в частности и украинскую. В разговорах с друзьями, в беседах и переписке Гете неутомимо повторял, что сюжеты, темы и образы он находит в литературе прошлого, в мифах и легендах. Действительно, все сюжеты Гете, за исключением «Страданий юного Вертера», не новые, но Гете отблагодарил сторицей читателям будущих поколений, как человек, который всегда думал о будущем человечества.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»

Красивая местность Фауст лежит на цветущем лугу. Он утомлен, неспокоен и старается уснуть. В воздухе порхает хоровод маленьких прелестных духов. Сон Фауста отягчен страданием из-за гибели Гретхен и сознанием своей вины перед нею. Светлый дух Ариэль призывает эльфов облегчить муки Фауста: забвение прошлого поможет ему вернуться к настоящему. Фауст просыпается, встречает новый день приливом свежих сил. Он видит радугу. По мнению Фауста, природа - зеркало душевного мира человека. Его душа в этот момент, похожа на радугу.

Императорский дворец Государственный совет стоит в ожидании императора. Входят великолепно одетые придворные. Император восходит на трон, справа от него становится астролог. Выясняется, что умер королевский шут. Его место занимает Мефистофель. В толпе слышен ропот. Новый шут никому не нравится. Канцлер, начальник военных сил, казначей, смотритель дворца по очереди делают императору доклады. Содержание у них примерно одинаковое: все чиновники радеют изо всех сил за дело императора, но почему-то во всех государственных делах полное запустение и разлад. Денег в казне нет. Император спрашивает, нет ли жалоб у шута. Мефистофель отвечает, что ему грех жаловаться, когда в государстве все так хорошо. Он предлагает искать старинные клады, в изобилии закопанные вокруг дворца, а пока выпустить бумажные деньги (не обеспеченные золотом), ввести их в обращение и таким образом сразу погасить все возможные долги. Императору проект нравится, но он обращается за советом к астрологу. Тот, под диктовку Мефистофеля, произносит одобрительную речь, ссылаясь при этом на «особое» положение планет. Все, во главе с императором, отправляются копать ямы и искать клады. Император на радостях велит устроить карнавал. Оставшись один, Мефистофель говорит:

    Им не понять, как детям малым,
    Что счастье не влетает в рот.
    Я б философский камень дал им,
    - Философа недостает.

Маскарад

Герольд вызывает представительниц греческой мифологии. Появляются грации, парки, фурии. Верхом на слоне въезжают Боязнь, Надежда и Разумность, которая считает двух своих сестер «худшими бичами и казнями человеческого рода». Под маской Зоило-Терсита появляется Мефистофель (Зоило-Терсит - воплощение злобной зависти, его имя составлено из сочетания имен греческого критика Зоила, критиковавшего Гомера, и персонажа «Илиады» - Терсита, злобствующего уродливого крикуна).

Прибывает Плутус, бог богатства. Его колесницей правит любимый сын, Мальчик-возница, поэт, воплощение творчества и мотовства. Мальчик щелкает пальцами, рассыпая вокруг себя горы сокровищ. Толпа бросается подбирать драгоценности, но вместо жемчуга и золота люди сжимают в руках «горсть копошащихся жуков» или бабочек. Герольд провозглашает:

    Кто ждал несметного добра,
    Трезвеет от мечтаний сразу:
    Все речи мальчика - проказы
    И золото все - мишура.

Свиту Плутуса составляют фавны, сатиры, нимфы, великаны и гномы. Под маской Плутуса скрывается Фауст, а под маской Тощего Скряги - снова Мефистофель. Женщины из толпы бранят и клянут Тощего. Плутус, сойдя с колесницы, повторяет трюк с обогащением толпы, и снова люди беспорядочно бросаются к призрачному золоту. Но посох Плутуса обращается в пламя. Толпа оттеснена. Тощий Скряга обещает придать слиткам золота любую форму. Герольд призывает выгнать Скрягу из дворца, поскольку он «безнравственный наглец». В это время въезжает Пан (древнегреческий бог лесов и рощ, любитель покоя и беспечности). Свита Плутуса окружает великого Пана, все поют ему славу. Под маской Пана скрывается император. Беспечно нагнувшись над огнем (он хочет осмотреть огненный фонтан, созданный Плутусом), Пан не замечает, как у него загорается борода. Поднимается переполох. От бороды загорается платье Пана-императора, затем костюмы других масок. Во дворце полыхает пожар. Плутус заклинанием опускает на дворец туман и призывает тучи, которые проливаются дождем.

Сад для гулянья Перед императором стоят на коленях Фауст и Мефистофель. Они просят его простить им их мнимый пожар. Император не сердится на Мефистофеля-шута. Маскарад понравился ему. Мефистофель успокаивает императора, льстит ему, предсказывает стать царем «всех элементов и начал». Канцлер, начальник военных сил, казначей, смотритель дворца по очереди делают императору доклады.

Известия радостные. Все долги погашены за счет выпуска бумажных денег. Подданные довольны. В стране процветание. Император не понимает, когда успели все это сделать. Канцлер напоминает ему, что во время маскарада император, одетый Паном, собственноручно подписал первый казначейский билет, который затем был размножен. Император поражается своей неосмотрительности, но не протестует. Он благодарит Мефистофеля за благодеяние, оказанное его государству, назначает его хранителем государственных недр. Довольный Мефистофель удаляется. Император поручает придворным следить за ним. Появляется старый оживший шут. Мефистофель спешно сует ему фальшивые деньги, чтобы шут купил себе имение, не появлялся при дворе и не мешал проискам черта.

Темная галерея Фауст требует от Мефистофеля вызвать из царства мертвых прекрасную Елену Троянскую и ее похитителя Париса. Дело в том, что у подданных императора теперь много денег, и они желают развлекаться. Фауст обещал показать представление с участием духов мифических персонажей. Мефистофель отнекивается, объясняя, что Елена - персонаж древнегреческих мифов, тогда как сам он - черт из средневековья. Он советует Фаусту самому отправиться к таинственным древким богиням - Матерям. Эти фантастические богини создают идеальные образы всего сущего. Мефистофель снабжает Фауста ключом-путеводителем по царству Матерей. Он советует Фаусту: «Из мира форм рожденных в мир их прообразов перенесись». Матери не заметят приближения Фауста. Фауст должен быстро подобраться к жертвеннику, на котором горит огонь, и тронуть ключом треножник. Ключ сцепится с треножником. Тогда Фауст должен спешно удалиться, чтобы Матери не успели заметить грабеж. Вместе с треножником Фауст должен пробраться в зал, где толпятся все сущности на свете, и вызвать Париса с Еленой. Фауст топает ногой и исчезает. Мефистофель волнуется, пройдет ли путешествие Фауста без осложнений.

Ярко освещенные залы

От Мефистофеля требуют обещанный императору спектакль с духами Париса и Елены. Но Фауст никак не возвращается. Мефистофель достаточно неуклюже старается переключить внимание собравшихся зрителей на что-нибудь другое. Он берется помочь всем, кто, прослышав про его невероятные фокусы, обращается к нему за советом (как вывести веснушки, как лечить обморожение, как вернуть любовника и проч.).

Рыцарский зал. Фауст возвращается из царства Матерей с духами Париса и Елены. Начинается представление. Мефистофель занимает место в суфлерской будке («мое призванье - шепот, подговор, черт - прирожденный, записной суфлер»).

Фауст поднимается на сцену. С помощью заклинания Фауст выводит на сцену образы Париса и Елены, не делая их, однако, реальными. Зрители поддаются иллюзии и воспринимают искусно созданные образы как реальных живых людей. Дамы восхищаются небесной красотой юноши, мужчины на все лады пытаются снизить это впечатление, высмеивая дурные манеры «бывшего пастушка» и его «немужественность» («каков-то будет он в броне?»). При появлении Елены восхищаться ею принимаются мужчины, а дамы выискивают и обсуждают недостатки ее внешности. Фауст покорен красотой Елены. Он не представляет больше себе жизни без нее. Когда Парис поднимает Елену на руки, намереваясь унести прочь, Фауст в бешенстве приказывает ему остановиться. Фауст вспоминает, что он сам является автором этой пантомимы, что он сживает в руке волшебный ключ. Фауст торопится овладеть прекрасным, но оно не дается так легко. Фауст пытается «светить Елену и удержать видение, но оно ускользает. Следует взрыв, и духи Париса и Елены растворяются в воздухе.