Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание". Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского

Показать роль библейских деталей, эпизодов, аллюзий в романе «Преступление и наказание»

Учить работе с источниками (Священное писание, дневники писателя)

Ход урока

1.Постановка проблемы:

В романе одним из главных является вопрос: есть ли для Раскольникова возможность спасения?

Число Одиннадцать упоминается в романе неоднократно. Что оно означает?

В Евангелии от Матфея есть притча о работниках в винограднике: «...Царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» (Мф.,20,1-6) Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию» (Мф., 20,9). «Так будут последние первыми, а первые последними; ибо много званых, а мало избранных» (Мф., 20,16). Виноградник в притче уподоблен царству небесному. С теми, кто вольно или невольно способствуют спасению Раскольникова - с Мармеладовым и Порфирием Петровичем, и с Соней, - он встречается в одиннадцать часов, в участок с повинной он тоже приходит в одиннадцать часов. Сам озабоченно спрашивает: «Одиннадцать часов уже есть?», для Сони в этих одиннадцати часах «весь исход». Для Раскольникова одиннадцать часов символизируют последнюю возможность спасения.

Число «семь», неоднократно употребляемое в романе, теологи называют «истинно святым числом», так как число семь - это соединение числа «три», символизирующее Божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка; следовательно, число «семь» является символом союза Бога с человеком.

В семь часов вечера Раскольников пошел на преступления, как бы разрывая союз Бога и человека: «...Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

На последней странице романа вновь появляется число семь, означающее союз Бога с человеком: «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет...»

б) символика образов:

В сне Родиона Раскольникова представлена проблема адекватности восприятия действительности героем. Восприятие лошади как «бедной лошадки», пытающейся сдвинуть непосильный воз, лошадки, олицетворяющей все страдание и несчастие этого мира, его несправедливость и безжалостность - все это факт сна Раскольникова. Бедная савраска - это лишь представление Родиона о состоянии мира. Здесь впервые закладывается мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо всем дается ноша по силам и никому не дается более, чем он может снести. Аналогом лошади из сна является в романе Катерина Ивановна, падающая под грузом нереальных своих обид и забот (которые очень велики, но сносимы, тем более, что Бог не отнимает Своей руки, и когда доходит до края, всегда находится помощник: Соня, Раскольников, Свидригайлов).

На серебряных часах Раскольникова, которые он понес в заклад старухе-процентщице «изображен глобус». Эти часы достались ему от отца. Это своего рода «держава», знак власти и ответственности за мир. Не случайно он закладывает часы, прежде чем совершить убийство: он отдает истинную власть за самоволие.

Встреча Раскольникова с Мармеладовым напоминает сцену Сретения (пророк Симеон встретил во храме младенца Христа), «..продолжал он восклонясь» - боле, чем странное описание позы Мармеладова, однако, «восклонясь» единственное слово, которое адекватно может описать положение Симеона на иконах Сретения.

- «Наш большой драдедамовый зеленый платок». Драдедам (от франц. Drap de dames) - тонкое сукно. Зеленый цвет - цвет Богородицы, покровительницы и заступницы Земли. «Наш драдедамовый» и по сочетанию смысла разноязычных слов и даже по звучанию напоминает Noter Dame - французское именование Богородицы. Соня своим жестом и кается и отдает себя под покровительство Богородицы, под её защиту. Тридцать целковых, принесенных Соней, очевидно соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа.

- «...у портного Капернаумова...» - очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум. Город Магдала, из которого происходила Мария Магдалина, находился близ Капернаума. В просторечии существовало и фамильярное значение слова «капернаум», что означало веселое заведение - кабак.

- «...сыграть свадьбу сразу после госпожинок...» - Госпожинки - Успенский пост, заканчивающийся в день Успения Пресвятой Богородицы. Брак, заключенный после того, как Богородица покидает землю, вряд ли можно считать благословенным.

В письме матери Родиону читаем: «...она тебя беспредельно, больше себя самой любит...». Одна из заповедей Христа гласит: « люби Бога своего больше самого себя», «возлюби ближнего своего как самого себя». Дуня любит брата как Бога. Подражание Христу - поведение, предписанное для верующего. В каком-то смысле можно сказать, что всякий человек Христос. Это любимая мысль Достоевского. В его записках читаем: «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть» . Воспоминания матери о том, как в детстве Родя шептал молитвы свои у меня на коленях, свидетельствуют о том, что вера жила в сердце Родиона, пока был жив отец.

в) символика денег:

На протяжении романа Родион Раскольников неоднократно помогает деньгами Мармеладовым, пьяненькой девочке. Все деньги, которыми он оказывает помощь, являются деньгами, которые достались ему от отца. (Пенсия, от заклада часов.) Таким образом, Достоевский решает проблему средств, которыми можно оказывать помощь. Деньги, украденные у старухи, становятся непригодными ни для жизни, ни для благодеяний.

г) символика родства душ:

В романе читаем: «А куда ж я иду? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно.»

В момент, когда угроза продажи сестры в «законные наложницы» господину Лужину ставит Раскольникова перед выбором, что-то немедленно предпринять, ему предлагается вариант Божьего решения - найти человека, который поможет. Люди спасаются друг другом. Раскольников спасает девочку от нового надругательства, его спасает Соня от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он - Соню от греха и позора; его сестру - Разумихин, Дуня - Разумихина. Человек спасается человеком и никак иначе спасен быть не может. Не нашедший человека гибнет (Свидригайлов).

д) символика снов:

В первом страшном сне Раскольников теряет веру в могущество отца, а значит и Бога. Символична перекличка имен главного действующего лица убийства лошади и маляра, который примет на себя убийство Раскольникова. Миколка «смрадно-грешный», избивающий тварь Божию, но и Миколка - сознающий, что нет чужого греха, а значит надо взять грех на себя и пострадать за другого. Это как бы два лика одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию. В этом же сне Раскольников видит церковь и кабак. Для него, как для трагического героя, весь мир делится на два пространства: пространства церкви и пространства кабака. Во сне маленький Родион любит церковь, но ненавидит кабак, но дорога к церкви лежит мимо кабака, и именно перед ним пыльная и черная дорога (в последствии место покаяния). Раскольникову приходится выбирать, потому что он не знает ещё, что оба эти пространства не противопоставлены друг другу, а включены в целое мира. Восстав на кабак, он восстает и на церковь, восстав на людской грех, он восстает и на Бога. В романе кабак и церковь одним. Пространство церкви в эпилоге романа преобразуется в пространство кабака (когда в церкви каторжане бросятся на Раскольникова), а кабак становится церковью (когда происходит встреча с Мармеладовым). Зеленый купол церкви во сне и зеленый платок Сони прямо соотносятся. Она как бы всегда под сводом его детской церкви, в которую он ещё не скоро вернется.

е) символика предметов:

- «Он вынул топор... опустил на голову обухом» - Многократно отмечалось, что в этой сцене, топор лезвием обращен на самого Раскольникова. Недаром он потом скажет Соне: «Я себя убил, а не старушонку!» Лизавету он убивает лезвием топора, но впоследствии даже не вспоминает об этом убийстве, как будто и не убивал её вовсе. Здесь разница между вольным и непреднамеренным убийством. Плюс Лизавета протянула руку, будто простила ему грех.

Вместо серебряных часов отца Раскольников получает золотые часы. Золото связывается с кесарем и земным сокровищем, несовместимым с любовью и служением Господу.

- «На Николаевском мосту ему пришлось ещё раз вполне очнуться... подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута...»

Пока Раскольников не в силах выносить смеха, он не сможет вернуться к людям, вернуться к жизни. Осмеяние - это единственно возможное прощение. Этот смех постоянно кажется герою издевательством над ним, надругательством над его идеей и предназначением. В этом эпизоде Раскольников идет погруженный в свои мысли не там, где принято ходить, сосредоточившись на своих переживаниях и мыслях, не замечая вокруг него жизни. Удар кнута возвращает его к действительности, ставит на то место, которое он должен занимать. А смех закрепляет это положение, делая его «одним из». Но ему тут же дается милостыня (милость) и прощение. Но Раскольников не принимает милостыню (выбрасывает монетку), как и не принимает себя «одним из».

- «Пьян, не пьян, а Бог их знает...» Восстав на Бога, Раскольников стремиться примкнуть к кабаку, но кабак постоянно его отторгает. Его все время принимают за пьяного, хотя он почти все время трезв. Он не в состоянии объединить в своем сознании церковь и кабак, он может только выбирать. Он не понимает этого мира, где люди убивают лошадь, но лошади убьют человека (Мармеладова), где невозможно найти однозначно правого или виноватого, где возможно только получить или даровать прощение тем, кто понимает, что все едины в грехе; мира, где давно прозвучало: «Мне отмщение и Аз воздам», провозгласив, что суд - прерогатива Бога, а люди - «не судите, да не судимы будете». Пьяный не противопоставлен Богу или его служителю, а часто сам им является. Дунечка скажет про Разумихина: «Нам этого господина Бог послал, хоть он и прямо с какой-то попойки». Разумихин рассуждает о вранье - пьяный знает, что он врет, и не претендует на истину в конечной инстанции, но трезвый врет и себе верит. Пьяный знает, что пьян, грешный знает, что грешен, но страшен уверенный в своей праведности.

е) символика имён:

Дмитрий Прокофьевич Разумихин - Дмитрий, посвященный греческой богине плодородия Деметре (земной), Прокофий - преуспевающий (греч.)

- «..Лазаря петь..» - льстиво выпрашивать. Богач из евангельской притчи про «Двух Лазарей» называется Лазарем, как и его нищий брат. Нищий Лазарь, оказавшись в раю «возле Авраамия», говорит неправедному богачу, что ему нужно было, чтобы не терпеть адские муки, «про имене Христово» подавать, «нищих и убогих в дом» принимать, вдов, сирот «призирать», «во гробе умерших» провожать. Следует заметить, что все эти условия Раскольников выполняет. Единственно, чем он похож на богатого Лазаря - это своеволием. Как только он изживет из души своей грех, то обретет рай. В эпилоге, при описании картины за рекой: «точно не прошли ещё века Авраама и стад его». Имя Лазарь связывает этот ассоциативный ход с евангельской притчей о воскресении Лазаря.

- «Так вы все-таки веруете в Новый Иерусалим?..» - это выражение равнозначно пришествию Царствия Небесного. Вера в Новый Иерусалим означала веру в наступление нового земного рая - «золотого века», царства добра и справедливости, на старой земле, т.е., социальное преобразование общества, а не пришествия Царствия Божия (по учению Сен-Симона - социалиста-утописта). Теория Раскольникова была близка теории Сен-Симона.

символика чисел: «Она энергично ударила на слово: четыре...» - Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства. В беспамятстве он тоже пролежал четыре дня.

Символика образов : «...закудахтал с дружественным участием Порфирий Петрович...» - этот странный глагол употребляется не раз Достоевским на протяжении беседы с Раскольниковым, что создает впечатление, что Порфирий носится с Раскольниковым как курица с яйцом. Яйцо - древний символ воскресения и новой жизни, которую пророчит герою Порфирий Петрович.

- «Но тут случилось странное происшествие...» (стр.367) Господь как будто оберегает Раскольникова, избавляя его от вынужденного признания, к которому тот ещё не готов, но которое хочет вырвать у него следователь.

- «Да ведь я Божьего промысла знать не могу... (стр.426). Герой пытается добиться торжества справедливости. Но это требование оборачивается только страданием для него. Мало того, самих героев, настаивающих на справедливости, оказывается возможно только вопреки справедливости, Любить Раскольникова - убийцу. Любить Катерину Ивановну, отправившую падчерицу на панель. Соня воспринимает стремление к справедливости как черту детскую, исходящую от непонимания мира. Кроме того, справедливость бывает разная. Порфирий предлагает Раскольникову поступить по справедливости - учинить явку с повинной: «Исполните-ка, что требует справедливость». А Раскольников не находит в этом справедливости. Выходит, что справедливость - вещь в высшей степени относительная, тем более, что каждый избирает точку отсчета произвольно. Соня, посылая Раскольникова признаться в совершенном преступлении, не о справедливости думает, а о том, что если он «страданием себя искупит, то Бог ему опять жизни пошлет». Она мыслит другими категориями, её истина - Христос, который есть Жизнь и Любовь, она не рассчитывает степень правоты и разумность доводов.

- «Для Раскольникова наступило странное время...». Время в таком состоянии представляет петли и сплетения самые неожиданные и непредсказуемые. Раскольников на протяжении всего романа петляет во времени: три захода к старухе-процентщице - проба, убийство, возвращение «нанять квартиру». Но есть ещё и возвращение во сне, где смех не дает герою возможности убить - т.е., оборвать время, окончательно разрушить связь времен.

Вывод: Идейное преступление Раскольникова внушено ему извне:

Раскольников говорит, что он написал статью по поводу одной книги. Возможно, речь идет о книге М.Штирнера «Единственный и его собственность» или о книге Наполеона III «История Юлия Цезаря».

Вот что написал Штирнер в своей книге: «Победить или покориться - таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я...не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она не была. Потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше, и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония.» (По иронии судьбы эта книга стала единственной у Штирнера, он умер в полной нищете в 50 лет, другой немецкий философ Фридрих Ницше закончил жизнь в сумасшедшем доме.)

Достоевский поступает со своим героем гуманно: 8 лет каторги за двойное (а может быть, и тройное) убийство - спасение. Но спасение ещё и в покаянии, оно ещё не пришло, но обязательно прийдёт, потому что в любви к Соне другого выхода не может быть. А то, что Родион полюбил Соню - безусловно, об этом свидетельствуют его слёзы. Возрождение возможно только с Богом!

Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.

Это взятое с Библейских мотивов число семь, число три и число тридцать, эти цифры наиболее часто встречаются при чтении этого непростого произведения. Все значения этих чисел имеют символические значения.

Чтобы заметить особую значимость и закономерность повторения чисел в данном романе, нужно внимательно читать роман, и делать выводы. Пересматривая страницы, на которых были символические значения. Их автор не просто так использует в тексте, они несут в себе особое значение и мистический подтекст.

Используя числа через их значение, автор приносит высокий духовный подтекст во все произведение. Все числа подтверждены верой в Бога и несут в себе смысл, который поможет в итоге главному герою превратиться из человека высшей расы. Которым он себя считает стать обычным простым человеком, который верит в Бога.

Такие значения чисел ведут к раскрытию психологического портрета главного героя. Кроме того что достоевский четко и точно на протяжении всего романа рисует психологический и душевный портрет Раскольникова. Он еще и раскрывает и полностью без прикрас показывает жизнь самых бедных жителей Петербурга того времени.

Кроме этого он раскрывает психологические и нравственный характер русского народа, все его психологические и бытовые проблемы. Самое символическое число в романе это число семь, которое встречается в словосочетаниях.

Число тридцать серебряников, за которые Иуда продал Иисуса, встречаются в романе ведь именно эту сумму денежных средств заплатила Соня ради того чтоб дети не погибли голодной смертью. Затем эти же тридцать монет она отдала Раскольникову для того чтобы он купил себе спиртное так как умирал от похмельного синдрома.

Затем Марфа за тридцать тысяч освободила одного человека, уплатив за него его долг. Но за это не получила благодарности, он будучи в нетрезвом состоянии пытался ее убить. После этих символических значений встречаем следующее число это всем известное и мистически волшебное число семь.

Это число трактуется теологами следующим образом. Число семь состоит из трех и четырех. Три это соединение воедино Духа Святого, Отца и Сына. Число четыре символизирует силу мирового порядка. В итоге получаем, что число семь символизирует единство Бога и людей.

В романе число семь включается в следующих отрывках, Раскольников узнал, что в семь часов вечера старой ростовщицы не будет дома. Муж Марфы прожил с ней в браке семь лет, но для него это было равносильно семи годам самой строгой тюрьмы.

Во снах раскольников видел себя маленьким ребенком в возрасте семи лет, чтобы начать совместную жизнь со своей второй половиной, которой на протяжении всего романа у Раскольникова стала Соня. Нужно было ждать семь лет, через семь лет закончиться срок его отбывания в заключении в тюрьме.

Но этот долгий срок не остановил двух влюбленных, для них он казался таким долгим как семь дней. Далее мистическим образом в романе всплывает оговоренное число четыре. Квартира, в которой живет ростовщица, имеет номер четыре.

Вещи, которые Раскольников украл у ростовщицы, он прячет возле нового четырехэтажного дома. Квартира, в которой живет Соня, носит номер четыре, в этом же помещении на четвертом этаже расположилось отделение полиции.

После того как Раскольников совершил убийство ростовщицы ровно через четыре дня он стал читать Библию. В данном случае это число символизирует его духовную смерть. Также в романе встречается число одиннадцать, которое символизирует высшую степень справедливости. Именно в одиннадцать часов утра Раскольников пошел сдаваться в полицию.

Творчество Достоевского настолько глубоко и многогранно что для того чтобы постичь все его замыслы и знаки которые он дает читателю нужно очень вдумчиво и неоднократно перечитывать каждое произведение.

Символика чисел.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского.

К роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Достоевского можно по праву назвать психологом души . Л.Н.Толстой отмечал,что гениальность Достоевского неоспорима, он чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Писателя не поняли при жизни, мучившие его проблемы оказались недоступными для понимания современниками, а его пророчества казались плодом воображения. Достоевский «ведет» нас к познанию жизни особым, выстраданным путем и учит нас, читателей, искать искру добра в каждом человеке . Вопросы, которые волновали писателя вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день. В произведении автор пытался решить такие сложные нравственные проблемы:защиты обездоленных, проявления милосердия и гуманизма, любви к людям,веры и безверия, нравственного выбора и самосовершенствования. Все эти вопросы не могут оставить нас равнодушными.

Достоевского принято считать писателем - гуманистом. . В центре романа стоит необыкновенная, загадочная личность- Родион Романович Раскольников. Он чем-то похож на Е. Базарова-студент, мечтающий об образовании, определенном деле, полезности обществу. Раскольников умеет чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. . Писателя интересовало, как такой гуманный, сострадающий человек решается на убийство,почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь, откуда берется воля, как работает их мозг, сердце, совершая преступление. Кто эти люди, берущие на себя так много жизнь человека, во имя чего совершаются такие злодеяния? Достоевский проникает в душу преступника и за идеей заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, открывает самую страшную и чудовищную идею - "идею Наполеона", разделяющую человечество на две неравные части: большинство - "тварь дрожащая" и меньшинство - "властелины", призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право .

Композиция романа построена на развенчании этой идеи. Достоевский рассказывает нам, читателям, в чем же ошибочность теории Раскольникова. В романе Раскольников искал логическим путем доказательств нравственного закона и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан, ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для этого привести нельзя - таков закон человеческой совести, нравственный закон. Писатель подводит нас к мысли, что совесть, натура оказались сильнее теории, несмотря на ее логическую неуязвимость. Для того,чтобы показать всю чудовищность этой теории писатель создал новую геометрию искусства, дополнив эвклидовский трехмерный мир "четвертым измерением" - духовностью. Здесь все в стиле Достоевского: и портрет, и пейзаж, место и время действия - подчиняется законам "четвертого измерения" .

В.Белов в комментариях к роману отмечал: « У каждого героя "Преступления и наказания" свой сугубо индивидуальный язык, но все они говорят на "одном" языке - на языке "четвертого измерения" писателя. В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать.» . Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: «Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию.»Поэтому очень важна даже такая, на первый взгляд, незначительная деталь, как повторяющиеся в "Преступлении и наказании" числа, которые имеют важное значение для раскрытия идейной проблематики романа .

В основу нашей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелие, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, мы в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло нам сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Символика – важное средство для раскрытия позиции автора. Использование символики чисел является одним из самых сложных и одновременно одним из самых изысканных, неординарных художественных приемов. Порой то, что напрямую не говорит Достоевский, дополняют числа, раскрывающие характеристику того или иного героя. . Именно они зачастую позволяют читателю погрузиться в атмосферу, царящую в произведении, приблизиться к пониманию авторского замысла. .

Целью работы является: рассмотреть числовую символика «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Федора Михайловича Достоевского.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

1.Исследовать и выявить значение чисел « 3;4;7;11;30» в раскрытии идейной проблематики романа.

2. Классифицировать цифровые символы на основе анализа текста романа.

3.Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелие.

4.Через символику цифр показать всю сложность и глубину романа.

В Романе число-символ - главный шифр романа. Известно, что христианские мотивы для творчества Достоевского являются традиционными, поэтому можно проследить связь чисел «4, 3, 7, 11, 30» с евангельскими текстами и соотнести их с текстом романа . Прокомментируем их. Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число «7».Попытаемся разобраться, какие события делают его особенно значимым и символичным? Нам известно, что цифра «7» часто встречается и в быту,и в природе,и мифологии: есть семь дней недели, семь основных цветов, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.

Обратим внимание, что роман состоит из 6 глав и эпилога: в первой и во второй частях -по 7 глав. «Двойник Раскольникова», Свидригайлов, тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: "...во все наши семь лет...", "Семь лет из деревни не выезжал".

Все роковые события в жизни Р происходят в семь часов:Он узнал вдруг, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь вечера, останется дома одна.».«Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Седьмой час давно.» “Посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, потому что это совершается против Бога. Для главного героя - это «роковое число.» “В эпилоге вновь появляется число «7» для того, чтобы на каторге Родиону раскаяться, изжить в себе прежнего преступника и снова стать человеком Раскольников читает Евангелие, и Достоевский при этом напоминает: "Эта книга... была та самая, из которой она <Соня> читала ему о воскресении Лазаря" и в конце романа число «7» уже не как символ гибели, а спасительное число. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! <...> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней".

Анализируя «Преступление и наказание»,мы обратили внимание на то, как число «4» помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности. У Раскольникова есть четыре основных сна и после преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. Также лестница и число «4» между собой связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому. Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на 4-м этаже; полицейская контора находится на 4-м этаже этого здания.

В.Н.Топоров делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Обратим внимание на то, что чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти. Ю. И. Селезнев отмечает: "Многозначительна и такая деталь: Соня ведь еще не знает, что Раскольников - убийца, она только чувствует, что он "вне жизни". Читая ему о воскрешении Лазаря: "Сестра умершего Марфа говорит ему: "Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Она энергично ударила на слово «четыре» .Если мы вспомним, что между каморкой-гробом Раскольникова и его "гробовой" идеей прямая связь, если к тому же припомнить, что и сам Раскольников "смердит четыре дня" - со дня преступления, то существование слова и создаваемого им образа одновременно в двух стилевых планах -текущего и вечного - становится явным"

Таким образом, число "4" связано с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

Также мы выявили круг ассоциаций, связанных с числом «3».Это число можно считать и фольклорным, и евангельским одновременно. С ним связаны многие важные события: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа–тридцать сребренников. « Тридцать сребренников» означает плату за предательство.

Числа «3,30» играют значительную роль в романе «Преступление и наказание»:Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее; она оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию; в девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной; вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором и.т.д. .

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это символ несчастья, во-вторых, это символ обновления и надежды, в-третьих, упоминания в тексте этого числа связаны с предательством.

Символическую значимость в произведении имеет число «11», и оно непосредственно связано с евангельским текстом-притчей о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.» Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым .

Таким образом, число же «11» – это число высшей справедливости, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния.

Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Можно отметить, что Достоевский Ф.М., обращаясь к символике чисел, воздействует на сознательный и подсознательный уровень восприятия текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что числа несут в себе огромную символическую нагрузку. Поэтому мы проследили наполняемость чисел, установили связь чисел с проблематикой, героями произведения., определили символику и функции чисел в романе. Убедились, что Достоевский, действительно, является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. Основная идея романа Достоевского -это протест против всякого рода античеловеческих теорий. Писатель заставляет задуматься нас.читателей, о том, какие страшные последствия может иметь « идея вседозволенности»,когда ради великой цели можно преступить нравственные законы, и учит « осторожному обращению»с общественными теориями,которые способны воспламеняться в душах людей, порабощая их сознание и волю. превращая их в бездушных исполнителей.

Основополагающей в «Преступлении и наказании» является мысль о трагических последствиях нарушения нравственного закона как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом. Символика распределена между двумя полюсами смысловой оппозиции: идеи нравственного нигилизма и идеи морального обновления людей. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Поэтому поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории и приобщению его к миру людей. Чингиз Айтматов писал: «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами...раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия,тревожный набат Достоевского гудит неумолчно,взывая к человечности,гуманизму.»

Список литературы.

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд.-М.:Сов.Россия,1979.-4-5 с.

2.Белов С. В. Не убий. //Байкал.- 1981.- № 1.- 127 - 130с.

3.Белов.С.В.РоманДостоевского«Преступлениеинаказание».Комментарий:кн.дляучителя.М.:Просвещение,1985.-238с. 4.Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании»// Русская речь.- 1975.-№1.-40с.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. -Свердловск,1972.-424с.

6. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. // Вопросы философии.- 1994.- №10.- 90-111с.

7.Карякин.Ю.Н. Сомообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».-М.:Худ.лит.,1976.-158с.

8..Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. -М.:Просвещение, 1980.-376 с.

9.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.-В кн.:Архаический ритуал в фольклорных и литературных памятниках. -М.,1988.-54с.

10.Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического

мышления ("Преступление и наказание"). - В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. -Саранск, 1973.-91 с.

11.Чичерин А. В. Преступление и наказание // Рус. яз. в сов. ш коле.- 1929.-№ 6 .- 72 -87с.

В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.


Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.


Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.


Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.


Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.


Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.


Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».


Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…


Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.




Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою... Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.


Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках... Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями... Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.


Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.


Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.


Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице ("если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень"), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).


Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде "черной бани с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает "черт". Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.




Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.


Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).


Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.


Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)


Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)


Число 11. «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)


Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.


Источники. Л. В.Карасёв. - О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с