Урок развития речи "Сочинение по картине А. Саврасова "Грачи прилетели"". Конспект занятия по развитию речи в старшей группеСоставление описательного рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели Составление сказки про грача детьми старшая групп

НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Интегрированная НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие.

Средства:

наглядные - иллюстрации;

литературные - стихи, загадки, пословицы;

музыкальные – мелодии;

оборудование -ТСО; CD – проигрыватель.

Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

2. Развивающие задачи:

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

3. Воспитательные задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;

Воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

Ход занятия

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Правильно, это весна.

Слушание музыки, пение птиц.

Воспитатель: А что это они так громко поют?

Дети: Радуются, что наступила весна.

Воспитатель: Да ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Игра: «Назови птиц, которые прилетели».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой коре дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, солнце скрылось за облаками, оно ленивое. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они?

Дети: Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка: «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц, Дети бегут на цыпочках, подняв

Не скворцы и не синицы согнутые руки в локтях

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь Приседают

Разбежались на опушке Бегут в разные стороны

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак

Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон) .

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

Дети: «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дети: С прилетом грачей приходит весна

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: В роли поэтов?

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам поиграть в игру «Грачи прилетели».


Калмыкова Татьяна Николаевна

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Интегрированная НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие.

Средства:

наглядные - иллюстрации;

литературные - стихи, загадки, пословицы;

музыкальные – мелодии;

оборудование -ТСО; CD – проигрыватель.

Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

2. Развивающие задачи:

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

3. Воспитательные задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;

Воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

Ход занятия

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Правильно, это весна.

Слушание музыки, пение птиц.

Воспитатель: А что это они так громко поют?

Дети: Радуются, что наступила весна.

Воспитатель: Да ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Игра: «Назови птиц, которые прилетели».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой коре дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, солнце скрылось за облаками, оно ленивое. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они?

Дети: Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка: «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц, Дети бегут на цыпочках, подняв

Не скворцы и не синицы согнутые руки в локтях

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь Приседают

Разбежались на опушке Бегут в разные стороны

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак

Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон) .

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

Дети: «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дети: С прилетом грачей приходит весна

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: В роли поэтов?

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам поиграть в игру «Грачи прилетели».

Елена Захарова
НОД Коммуникация. Рассказывание по картине А. Саврасов «Грачи прилетели».

Конспект НОД «Коммуникация » . Старшая группа.

Рассказывание по репродукции картины А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 43 «Ручеек» , города Набережные Челны РТ Захарова Е. А.

Цель : Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине .

Задачи :

Коммуникация :

1. Упражнять детей в составлении описательного рассказа по пейзажной картине А . Саврасова «Грачи прилетели » . Обогащать словарный запас определениями; активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

2. Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины .

3. Воспитывать интерес к изобразительному искусству, через пейзаж стимулировать детей к желанию внимательно рассматривать картину , воспитывать и развивать эмоциональную отзывчивость.

Познание : обогащать словарный запас детей определениями характерных признаков весны.

Физическая культура : формировать правильную осанку детей.

Развивающая среда : мольберт, репродукция картины А . Саврасова «Грачи прилетели » . Дидактическая игра «Времена года; мнемосхема «Весна» .

Ход ООД:

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Правильно, ребята, весной.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» .

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Ребята, а теперь встанем все в круг пожмем друг другу ладони и пожелаем друг другу добра и хорошего настроения.

А теперь присаживайтесь на стульчики и послушайте о самом прекрасном времени года, о весне. Сидите ровненько, не забывайте держать спинку – тростинку, не сутультесь.

(дети садятся полукругом напротив воспитателя)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами солнца земля. Тает снег, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. Возвращаются из дальних краев домой первые весенние вестники – грачи . Над высокими березами разносится радостный гомон птиц.

Дети, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А . К. Саврасов в своей знаменитой картине «Грачи прилетели » .

(дети рассматривают картину )

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине ?

Он увидел, как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

- Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для обустройства своих гнезд?

Здесь спокойно и тихо. Это окраина села : видно несколько деревянных домов, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце ? Как вы догадались?

Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Какие облака?

Голубовато – серые, серо- желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным.

Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту картину ?

Немного холодно, чувствуется свежесть, бодрость, тепло весны. Легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.

Вам понравилась картина А . Саврасова «Грачи прилетели » ?

(ответы детей)

Кто желает по этой картине сочинить рассказ ? Рассказать о солнце . О небе, о снеге и облаках, о наступившей весне и уходящей зиме, о березах и крикливых грачах . Постарайтесь рассказать , не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам картины .

Дети по желанию рассказывают по картине , придумывают название рассказа .

Молодцы, дети, интересные рассказы у вас получились . А теперь немного отдохнем. Пойдемте, встанем в круг и поиграем с первым весенним цветком первоцветом - подснежником.

Физкультминутка «Подснежник»

Один ребенок в маске подснежника стоит в середине круга.

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва, понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся,

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил :

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что это весна?».

Дети хором отвечают : «Да!» .

А теперь мы с вами поиграем в игру «Времена года» . Возьмите каждый по одной карточке и расскажите о том , что там изображено.

Дети рассматривают картинки с изображением характерных признаков весны : сосульки, цветы – первоцветы, ласточка, солнце и др.

Индивидуальные ответы детей

Молодцы ребята, вы сегодня были очень красноречивы, рассказывали интересные рассказы по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .