Первобытность как исторически первая форма традиционной культуры. Первобытная культура. Культура и теория цивилизаций

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

  • каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);
  • бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
  • железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

  • изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;
  • исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;
  • анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;
  • становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

  • Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);
  • Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

  • о сотворении мира;
  • об основании древних государств и городов;
  • о поступках культурных героев;
  • о месте человека в мире и его назначении;
  • о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Культура - специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид. Поиски культуры до человека, а человека вне культуры не имеют смысла. Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру . Она приходит на смену докультурной, дочеловеческой организации живых существ.

Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры : каменный, медно-бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода : палеолит (до X тыс. до н.э.) - орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении добывать его; основной способ добывания пищи - охота и собирательство, позднее - рыболовство; мезолит (Х-VIII тыс. до н.э.) - период значительного вымирания человечества ввиду сокращения поголовья животных - объектов охоты, появление лука и стрел, приручение собаки; неолит (VII-IVтыс. до н.э.) - переход от присваивающего хозяйства к производящему - "неолитическая революция" - появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. Медно-бронзовый век (конец IV тыс. до н.э .) - распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) - распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу "око за око, зуб за зуб", внутри же рода господствует принцип табу - система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т.д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.

Поскольку культура - явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе "неолитической революции" растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется "верхушка" и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homosapiens , которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия.

С первых тысячелетий Homosapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественникам

Проблема происхождения человека и культурогенеза является актуальной и дискуссионной. Источниками изучения этого феномена служат данные археологии (в том числе и последние научные открытия), этнографии, палеоанропологии и других дисциплин. Археологические открытия сделанные после второй мировой войны сначала в Старом Свете, а затем и на Американском континенте, доказали, что проблема происхождения, расселения и взаимодействия человеческих сообществ далека от своего разрешения и уходит корнями в глубокую древность. Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества.

При оценке истории первобытного общества в науке сложились различные подходы и критерии. Археологический подход основан на выделении 3-х периодов, в зависимости от того, какие материалы использовались в производстве орудий труда: каменный, бронзовый и железный века. При этом предполагается, что каменный век продолжался с 2 млн. 700 тыс. лет до н.э. до 3 тыс. лет до н.э., (он разделялся на периоды: палеолит, мезолит, неолит). На рубеже каменного и бронзового веков лежит энеолит.

Палеолит - эпоха раннего расселения человечества. Нижняя граница палеолита установлена условно, т.к. интерпретация наиболее древних археологических стоянок австралопитеков на территории Африки вызывает острые дискуссии. Древность наиболее ранних австралопитеков определена в 4-5 млн. лет. Геологические исследования питекантропов в Индонезии доводят возраст наиболее архаичных из них до 2 млн. лет (примерно тот же возраст имеют находки в Африке).

По мере накопления палеоантропологических находок ископаемого человека всё более очевидным становится, что древнейшее человечество с самого начала существовало во многих локальных формах, что являлось проявлением многолинейности эволюции. Сосуществование на протяжении ряда тысячелетий форм, относящихся к разному уровню стадиального развития характерно для формирования современного человека. Палеоанропологические исследования показали, более раннее, чем считалось прежде, формирование многих общественных институтов (например, искусства, религии), многообразие и извилистость путей социального прогресса, которому предшествовали несколько миллионов лет пути.

Современная археология накопила огромный материал по основным этапам разработки кремния, показывающий направление развития каменной технологии палеолита, начиная с достаточно примитивных орудий олдувайской культуры в Африке и кончая изощренной каменной и костяной индустрией, верхнепалеолитической эпохи.

В палеолите выделяют: верхний палеолит (с 400 тыс. лет до н.э. до 12 тыс. лет до н.э.), мезолит (12-5 тыс. лет до н.э.) и неолит (5-3 тыс. лет до н.э.). Ему соответствуют определённые типы культуры: олдувайская, омельская, мустьерская. Позднему (верхнему) палеолиту соответствует ареньянская и мадленская культуры.

Наряду с археологическим, для периодизации и характеристики первобытного общества и его культуры используется подход, предложенный американским историком и антропологом Льисом Моргоном. Историю человечества он делит на три периода: дикости, варварства и цивилизации. Первые два характерны для первобытного общества, а цивилизация - для рабовладельческого.

Кроме того, широко известен и социальный подход в анализе первобытной культуры, с позиций которого первобытность делят на три этапа: первый - это орда, стая (соответствует раннему и среднему палеолиту, по Моргану - дикости); второй этап - родовая община или родовой строй (формируется в поздний палеолит, по Моргану - высший период дикости и низший и средний периоды варварства); и третий период - эпоха разложения первобытного общества (по археологическому критерию - энеолит, по Моргану - высшая ступень варварства).

Типы культур бронзового и железного веков классифицируются по зонам и регионам, и единого критерия их характеристики нет, т.к. не существует определённого основания типологии, поскольку на тип культуры влияет огромное количество факторов.

Наряду с вышеперечисленными подходами первобытную культуру можно рассматривать как традиционную, пронизанную общей мировоззренческой мифологической парадигмой. В период, предшествующий неолиту, жизнь первобытного общества полностью зависела и была подчинена природным процессам (что подтверждается данными по расселению первобытного человека), отсутствовала сколь-нибудь ярко выраженная производственная деятельность. Эти факторы ориентировали социум на безусловное единство человека, коллектива и природы - следствием чего явилось мифологическая парадигма, основной идеей которой был синкретизм , абсолютное тождество человека - рода - природы - космоса. Все народы и общества воспринимали и понимали мир таким образом, что человек не выделял себя из природы. Жизнедеятельность первобытного общества носила практически-духовный характер, творчество и культура были органической частью процесса добывания средств к существованию. Особенности культуры первобытного общества: это 1) синкретизм мифологической мировоззренческой парадигмы; 2) практически- духовный характер культуры, 3) традиционализм, 4) универсальный характер.

Появление первобытной культуры, следовательно, берёт своё начало с "Homo sapiens", человека разумного, способного к определённому осмыслению и оценке конкретной ситуации, к определенному "творчеству". Общепринятой является точка зрения, что культура начинает свой исторический путь на этапе позднего палеолита (40-35 тыс. до н.э.) в эпоху мустьер. В этот период возникают взгляды и представления, отразившиеся в искусстве и религии (но этот процесс не был одновременным - в южных регионах происходит значительно ранее, чем в северных).

Полная подчиненность природе, страх перед неведомым, скудные знания о мире - всё это привело к тому, что сознание первобытного человека было с первых его шагов эмоционально-ассоциативным, а не разумно-логическим. В нём преобладали иллюзии и фантазии, определившие и специфику первых элементов культуры, формировавшихся под воздействием двух важнейших факторов: появление языка и обыденных знаний.

Жизнь первобытного общества носила коллективно-родовой характер, где царило полное равноправие (в том числе между мужчиной и женщиной, даже в условиях матриархата). Результатом общения и повседневной деятельности была, закреплявшаяся в обычаях и запретах, традиция. Род был явлением экзогамным, что привело к дуально-родовой организации (система двух взаимнобрачащихся родов, где брак был дислокальным). Обычаи и традиции, невозможность нарушения запретов и предписаний членами рода обусловили традиционный характер первобытной культуры. Её первыми по степени возникновения элементами были: 1) система табуирования, отражавшая морально-этические представления, 2) элементы искусства: танец, берущий своё начало в глубинах древности, так как первоисточник ритма - в биении человеческого сердца, зачастую носивший ритуальный характер; пещерная живопись. По отношению к первобытному искусству, подчёркивая его следование обычаям, применяют термины "традиционное" или "примитивное" искусство. Сердцевиной первобытной культуры, её идейным основанием, являлись мифологические представления и ранние формы религии.

Мифология - от греч. миф- слово, предание, сказание. "При этом миф выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности. Древняя традиция не случайно под мифологией понимала упорядоченное эмоционально-чувственное единство" (А.А.Тахо-Годи). Миф был своеобразной совокупностью представлений о мире, необходимой частицей которого является человек, о тех силах, которые этим миром управляют. Для древних людей мифология - это неоспоримая реальность и вера в её непреложность. Она возникает ещё до религии, которая нуждается в системе почитания божеств со всеми её атрибутами, ритуалами, догмами - то есть культом. Для мифологии первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийная проекция во всё, на мир в целом, родовой жизни первобытного коллектива. Мифосознание, таким образом, пронизывало собой всю жизнь человека и общества, т.к. в нём слиты воедино идеи и чувственные образы, представления и сама действительность. При всём многообразии и различиях в мифах разных народов всегда есть общие темы и сюжеты, присутствует единая общая структура мира (структуре мифа посвящены работы К.Л.Леви-Стросса, Э.Голосовкера и др.). Зооантропоморфные, космические, героические мифы характерны для народов всех континентов, что является проявлением общих закономерностей в развитии духовной культуры человечества.

В условиях позднего палеолита, в период ранней родовой общины начинают складываться и первичные религиозные представления в форме тотемизма, фетишизма, магии, анимизма. Вопрос о том, чем различаются и в какой последовательности возникают ранние формы религии является дискуссионным. Существуют различные подходы к его решению. Так, известный историк и археолог Э.Тайлор, рассматривая анимизм в качестве лилипута религии, абсолютизирует его роль. Дж.Фрэзер полагал, что магия, как уникальное специфическое явление, предшествует другим формам религий. Однако большинство исследований отмечает, что данные формы первобытных верований тесно переплетены между собой и могут соседствовать друг с другом у одного рода или племени, различия же в верованиях обусловлены как совершенствованием самого человека, используемых орудий труда, кризисом мифологической мировоззренческой парадигмы. Изменение отношения к природе, выделение человека из неё, повлекло и изменение взаимоотношений внутри родовой общины, обнаружение несхожести, различности, противоречивости бытия, потребность в их объяснении привели к появлению ранних форм религии.

Тотемизм - название вошло в науку в конце XVIII века. Этимология слова восходит к языку индейцев племени оджибве - "ототем" - его род. Это ранние религиозные верования в наличие нерасторжимой связи между человеком или группой людей и группой материальных предметов, чаще всего животных или растений - тотем и их изображения находятся в родственной связи с племенем.

Археологические находки и памятники показывают, что тотемизм был присущ уже людям каменного века в эпоху верхнего палеолита. Выбор тотемов чаще всего определялся физико-географическим характером местности проживания, особенностями хозяйственной жизни и экологической ниши обитания рода или племени. Наиболее ярко тотемизм проявился из аборигенов Австралии, не просто обожествлявших тотем, а находивших определённую общность себя и тотема, что отразилось и в системе табулирования. Существовали запреты на убийство и употребление в пищу тотема, но иногда, в тотемических обрядах тотем торжественно поедался всем племенам.

Несмотря на различие в объекте поклонения, тотемизм разных народов имеет общие черты: тотемическая группа всегда экзогамна (браки между её членами запрещены); по умершему тотему носили траур и хоронили его с теми же почестями, что и людей; характерно наличие мифов о тотемических предках; обрядовая практика (которая впоследствии трансформировалось в магические обряды).

Тотемизм не являлся обожествлением тотема - это вера в какое-то таинственное родство с ним. Связь с тотемом реализуется во взаимной зависимости - с одной стороны, человек воздействует на свой тотем, а с другой стороны - тотем влияет на человека. Наряду с родовым (или племенным) существует и половой тотемизм (у мужчин - свои тотемы, у женщин - свои), и индивидуальный.

Зарубежные исследователи тотемизма выделяют в нём три стороны: социальную (единство рода и табу), психологическую (вера в единство) и религиозную (определённый круг людей - старцы, знахари передавали предания о тотемических предках).

Связь тотемических ритуалов с магическими действиями очевидно. Уже в самые отдалённые времена психология тотемизма была сходна с психологией фетишизма, а позднее и с магией. Вера в тотем кое-где впоследствии перешли в веру богов-полуживотных (особенно распространена в Древнем Египте: священный бык Апис, небесная корова-богиня Хатор; бог-сокол Гор и др.). Существовали остатки тотемизма и в раннем христианстве: Христа изображали как ягнёнка. В индуизме в качестве священных животных и сегодня почитаются корова, слон, обезьяна и змея.

Фетишизм - от португальского fetico - амулет, волшебство. Религиозное почитание неодушевлённых материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, вера в способность этих предметов воздействовать на нашу жизнь. Представления о фетише и отношение к нему менялись по мере развития первобытного общества и родовой общины. Первоначально предмет почитался сам по себе, позже в фетише разделяют материальный носитель и "обитающий" в нём дух.

Историки религии под фетишизмом понимают почитание единичных (и при этом неодушевлённых) предметов. Одни его считают более ранней, чем тотемизм формой религии, другие - более поздней. Но большинство полагает при этом, что фетишизм - наиболее общий и постоянный элемент всякой религии (всякого верования).

Своеобразной формой фетишизма является вера в амулеты - личные фетиши, оберегающие и покровительствующие владельцам. Потребность в фетишах вызвала и их искусственное изготовление, позже появляются фетиши в виде человеческой фигуры - идолы. Ритуалы, связанные с поклонением фетишам, позже переросли в магические действия.

Магия - от греч. колдовство, волшебство, чародейство. - вера в способность человека через обряды сверхъестественным образом воздействовать на предметы, потусторонние силы и других людей. Магию, она известна с каменного века, использовали для воздействия и на человека, и на природу. С точки зрения Дж.Фрэзера, магия чаще всего возникает у народов, ещё не додумавшихся до мифа о таинственном всесильном существе - до идеи Бога.

Существует несколько классификаций магии. Наиболее распространённые: магия черная (совершаемая под покровительством "нечистой" силы) или вредоносная и белая магия (оказывающая положительное воздействие на человека и предохраняющее его).

Магию подразделяют на виды: 1) производственная (охотничья, рыболовная, строительная, позднее землевладельческая, скотоводческая, учебная и т.д.); 2) лечебная (заговоры, отвороты, наведение и снятие порчи); 3) любовная или половая (привораживание); 4) военная; 5) метеорологическая (магия погоды).

Предохранительная магия основана на системе табуирования, так как включает в себя запреты на совершение каких-либо действий, могущих повлечь несчастье.

Магию также подразделяют по способам воздействия - оно может оказываться: 1) путём непосредственного контакта человека с носителем магической силы (амулетом, фетишем, снадобьем и др.); 2) имитацией - совершением начала схожего действия; 3) воздействием только на часть, а не на весь объект колдовства (волосы, предметы туалета и т.д.); 4) проделывание магических обрядов над изображением объекта.

С.А.Токарев предложил следующую типологию магических обрядов: существует 2 группы магии: агрессивная (протрептическая) и защитная (профилактическая). Протрептическая в свою очередь подразделяется на: 1) контактную (амулет, талисман, колдун); 2) инициальную (начало действия на расстоянии); 3) контагиозную - через заместитель объекта; 4) имитативную - через изображение объекта.

Профилактическая или оборонительная магия включает в себя отгоняющие действия, обряды и ритуалы очищения.

На более поздних этапах развития магии заговор как вербальная магия может выступать как самостоятельная магическая сила и как сопровождение магического обряда, что было первоначально его основной функцией.

Анимизм - от анима - душа. Возникает позже чем предшествующие ранние религиозные верования. Появление анимизма свидетельствовало о кризисе мифологической мировоззренческой духовной парадигмы, поскольку для возникновения идеи о душе необходимо было разделить не только природные явления и их внутренне содержание, но и душу и тело, что требовало высокого уровня абстрагирования.

Анимизм - одухотворёние природных явлений, вера в наличие духовных сверхъестественных ил, управляющих явлений природы предметами и человеком.

В первобытной культуре в процессе генезиса постепенно складываются элементы культурного комплекса, хранящие посредством традиции и членораздельной речи основные навыки жизнедеятельности, поведения и общения социальных субъектов.

На смену культуре первобытности приходит период, который называют культурой ранних земледельческих обществ.

Изменения, происходившие в сфере производства в эпоху неолитической революции, породили переворот во всей системе жизнедеятельности раннеземлевладельческих обществ. Разделение труда, появление достаточного количества продуктов питания, а как следствие, рост численности населения привели к возникновению имущественного и социального расслоения общества, формированию наследственной знати и жречества, появлению государства. Все эти качественные преобразования не могли не найти своего отражения и в духовном освоении бытия. Кризисное состояние мифологической мировоззренческой парадигмы детерминировало зарождение новых духовно-культурных универсалий, в которых отражались не только изменения в производственной и социальной сферах, но и новые явления духовного мира людей. Формирование понятийно-логического мышления, письменности, разрушение синкретизма ведет к превращению культуры в систему, представляющую иерархию форм - искусства, литературы, религии, она становится канонической, религиозной. Это детерминировало развитие культовой архитектуры, храмового искусства, культуры в целом. Искусство теперь хранило "программы", алгоритмы художественной деятельности в виде канона, в теоретическом виде, в нехудожественной форме, усиливающей и поддерживающей художественную традицию, сохраняя и обогащая ее содержание и формы. Акт художественного творчества в канонической культуре - это свободная комбинация общепринятых клише в соответствии с обязательными правилами. Общепринятым было тиражирование по заданному образцу, что уподоблялось мифологическому акту сотворения мира. Выполнение правил, норм предопределило многократное повторение тем, сюжетов, ситуаций.

Период формирования раннеземлевладельческих обществ - "осевое время истории" сопровождался невиданным духовным брожением и привел к возникновению трех очагов цивилизаций века "бронзы" - дальневосточного (Китай), средневосточного (Индия), ближневосточного (Шумер, Вавилон, Сирия, Финикия, Ниневия, Египет, Крит).

К. Ясперс оценивал эту эпоху как водораздел между инерцией "доосевого" традиционализма и осознание человечеством возможностей выбора и ответственности. Своеобразие географических и климатических условий, уникальность экологических ниш обитания обусловили не только разновременность, но и специфику становления и исторического пути развития древних цивилизаций.

В культурологии общепринятым является подход, в соответствии с которым выделяются исторические типы культуры раннерабовладельческих обществ: культура древних восточных цивилизаций и античность. Эти типы культуры имеют как общие, так и специфические черты. Древние восточные цивилизации, при всей мозаичности, несхожести и контрастах, в свете новых археологических данных, предстают как единое целое, части которого постоянно взаимно влияли друг на друга, взаимообогащали как сами себя, так и народы, их окружавшие, но находившиеся на стадии первобытно-общинного строя (следует отметить, что, влияя на "варварские народы", эти цивилизации во многом развивались за их счет.

Первобытная культура как исторический тип

1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

    каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

    бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

    железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

Главными проблемами культурантропологии являются:

    изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

    исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

    анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

    становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

    Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

    Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

2 Мифология как исходная форма бытия культуры

Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

    о сотворении мира;

    об основании древних государств и городов;

    о поступках культурных героев;

    о месте человека в мире и его назначении;

    о происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

В целом же для мифологического сознания характерно:

    растворение человека в мире;

    полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

    фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

    анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

    организатором поведения членов первобытного коллектива;

    аккумулятором его волевых устремлений;

    стержнем, осью всей общественной жизни.

В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.

Мифы систематизировали коллективный опыт людей, воплощали его в наиболее сжатом, концентрированном и универсальном виде. Они объективировали элементы общественного сознания, порожденные существенными связями и отношениями в обществе. В мифах обобщен и отработан опыт формирования для данного уровня общественного развития отношений между:

    человеком и природой;

    коллективом и индивидом.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвидимого: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни. Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовавших условий общественной жизни. Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Древние мифы привлекают к себе пристальное внимание многих современных исследователей. Мифотворчество, как и художественное творчество, благодаря активной роли в нем бессознательного начала, является многосмысленным, поэтому каждая новая эпоха может открывать в мифах новые значения, способные актуализироваться в новых исторических условиях. Жизненность и устойчивость этих смыслов еще раз подтверждает факт того, что мифология во многом, верно, отражала общественные отношения на самом раннем этапе их развития и создала первичные социальные связи, которые удивительным образом сохранились относительно неизменными на историческом пути формирования человеческого общества.

3 Специфика первобытного искусства. Зарождение ранних религиозных верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия)

3.1 Первобытное искусство

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

(2)Реферат >> Культура и искусство

... Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.Методологическую основу классификации культур по историческому типу ... культуры включала следующие состовляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура ...

  • Культура и теория цивилизаций

    Курсовая работа >> Культура и искусство

    Эпоху цивилизации существует культура , как и в эпоху культуры , существует цивилизация. ... древности, когда стало распадаться первобытное общество, и часть человечества... -исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа . Каждый тип ...

  • Исторические типы рациональности в социальном познании

    Статья >> Философия

    Исторические типы рациональности в социальном познании Н.М.Смирнова В известном рассказе Х.Л.Борхеса повествуется о том, как Аверроэс тщетно... первобытного человека в лоне древнейших цивилизаций. Т.Адорно вынужден был констатировать, что культура потерпела...

  • Первобытная культура как исторический тип

    1 Проблема периодизации первобытной культуры и основные подходы к ее изучению

    Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:

    - каменный век (800 - 4 тыс. до н. э.);

    - бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

    - железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

    В целом принято делить древнейший период человеческой культуры (каменный век) на эпоху палеолита (800–13 тыс. лет до н.э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; мезолита (13–6 тыс. лет до н.э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; и неолита (6–4 тыс. лет до н.э.) утвердившего скотоводство и земледелие, усовершенствовавшего технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия. Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующих примитивные орудия труда.

    Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homohabilis (человек умелый). Но ряд археологов датирует первые орудия труда возрастом 5–4 млн. лет назад. Конечно, это были самые примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. 800–300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250–50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homosapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50–30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.

    В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда, появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное – собака. Усложнялись похоронные обряды.

    В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства, как лодка и лыжи. Возникли керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой распространение оседлого образа жизни.

    Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

    Антропология является важной составной частью западного обществознания. Содержание данной науки состоит в изучении биологической эволюции и социокультурного развития человека и его рас.

    Культурная антропология (культурантропология) - это особая сфера антропологических научных исследований, в которой анализируется человек как творец культуры и как ее творение. Данная область познания сложилась и оформилась в европейской культуре в последней четверти XIX века.

    Главными проблемами культурантропологии являются:

    Изучение изменений строения человеческого тела в результате взаимодействия с культурной средой;

    Исследование поведения человека в процессе его включения в систему социокультурных связей;

    Анализ семейно-брачных отношений между людьми, вопросов человеческой любви и дружбы;

    Становление мировоззрения и мироощущения человека и пр.

    Как было отмечено выше, в развитие антропологии существенный вклад внесли научные школы Запада и, прежде всего:

    Британская школа социальной антропологии (Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер, Д. Д. Фрэзер и др.);

    Североамериканская школа культурной антропологии (А. Г. Морган, Л. Уайт, Ф. Боас и др.)

    Они не только создали теоретические программы исследования человека и культуры, но сформировали целое научное направление - эволюционизм , который стал в культурной антропологии ключевым образцом научного изучения культуры.

    2 Мифология как исходная форма бытия культуры

    Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. В современной обыденной речи мифом называют всякий вымысел. Но в истории культуры миф, был, наоборот, первой формой существования истины, первым типом текста, который объяснял людям устройство мира, их самих и их место в этом мире. Миф понимается не как сказка, вымысел или фантазия, а так, как его понимали в первобытных сообществах, где мифы, как считалось, обозначали подлинные события (причем события сакральные, значительные и служившие примером для подражания).

    О сотворении мира;

    Об основании древних государств и городов;

    О поступках культурных героев;

    О месте человека в мире и его назначении;

    О происхождении ряда обычаев, традиций, норм, моделей поведения.

    Миф - это первая из исторически известных форм культуры, объясняющая смысл мироздания, космоса, частью которых всегда являлся человек. Элементы мифологического сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной жизни.

    Мифологические образы укоренены в бессознательных основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности верить в определенную структуру, быт. Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

    Для мифологическогосознания характерно ощущение сопричастности к природным стихиям, обожествленным и персонифицированным в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

    Сакральное время в рамках мифа является превалирующим фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

    Мифологическое сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых знаний, так как в нем превалирует система обрядов и ритуалов, систематизирующая приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается в результате накопления знаний, Его взрывает изнутри постепенное осознание человеком своей свободы. Миф не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы возникает иная картина мира, в основе которой лежит уже не растворение индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных отношений.

    В целом же для мифологического сознания характерно:

    Растворение человека в мире;

    Полное отождествление человека с природой, ее обожествление;

    Фетишизм, т. е. поклонение неодушевленным предметам;

    Анимизм, т. е. вера в существование духов, в одушевленность всех предметов.

    Расцвет мифа относится к периоду первобытно - общинной формации. В эту эпоху миф являлся:

    Организатором поведения членов первобытного коллектива;

    Аккумулятором его волевых устремлений;

    Стержнем, осью всей общественной жизни.

    В мифах объективировались коллективные переживания, впечатления, страсти, чувства, настроения, вызываемые определенными явлениями действительности. Несмотря на свои, порой фантастические очертания, мифологические образы вовсе не являются чистой иллюзией, нелепой выдумкой, произвольным искажением мира. Миф включает в себя и многие элементы верного отражения действительности, правильных оценок тех или иных явлений. Без этого было бы невозможно относительно стабильное существование первобытного коллектива, преемственность в воспроизводстве человеческих отношений и сознания.